|
Психология агрессии;гге1га, Вгоп Мас(3опа1<1, 1979); сверстники будут отзываться о них как об 1 рессивных (Егоп, УаИег, Ниеэтапп Ьеоуг, 1978; Ьеоуг, Егоп, Уа1(1ег 1 Ниевтапп, 1977); будут вести себя агрессивно по отношению к своим родите-1 1м (РееЬ е{. а1., 1985). Штайнметц (Ьетте12, 1977) сообщает, что для людей, 1 <вершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно 1 нисхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Жен- 1 ины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много вни- 1 1ния и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны 1 эименять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и сры- 1ть гнев на своих детях (СгосЬепЬег, 1987), 1
Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между ответствен- 1 )стью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента Джонса и др. 1 опев е1 а1., 1979). Исследователи наблюдали в лабораторных условиях, как об- ! аются со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев. реди множества различных параметров измерялось время, через которое мать рет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки; иксировалось также агрессивное поведение, направленное на других (например, 1ары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет). Дети, к которым атери не торопились подходить, вели себя более агрессивно, чем те, чьи матери , лстро реагировали на плач или приглашение к контакту.
Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени ощу- ения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью (АШЭУУОГЬ, 1979; Репу, еггу Во1(11гаг, 1990; Згоие, 1993). У надежно привязанного ребенка в прош- зм - надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен зверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. енадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребе- зк будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный избегающий ребенок общем и целом избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и со- ротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с атерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют фи- 1ческую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. он (СоЬп, 1990) сообщает, что ненадежно привязанные дети оценивались своими зерстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные.
заимоотношения с братьями и сестрами
[зучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, ельсон (Ре15оп, 1983) обнаружил, что дети проявляют больше физической или эрбальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех
детальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребен- ка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивно- му поведению.
Используя шкалу конфликтов Штрауса (5аи5, 1990), которая детально опи- сана в главе 2, Галли и др. (0и11у е(, а1., 1981) собрали у студентов колледжей ведения о насилии в их семьях. Они интересовались отношениями <до того момента, пока вы не стали взрослыми> между родителями, между родителями и детьми, а также между детьми, включая самих испытуемых. Респондентов проси- ли также спрогнозировать вероятность того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических ситуациях, Результаты исследования подтвердили тезис, что наличие или отсутствие насилия во взаимоотношениях между братья- ми-сестрами позволяет предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как оказалось, существует сильная корреляция между выражен- ностью агрессивных отношений между детьми в одной семье (испытуемого к бра- ту или сестре, брата или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и прогнозом испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о на- силии испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность взаимо- отношений между братьями и сестрами для развития агрессии: <...исходя из этих данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях между деть- ми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные взаимоотноше- ния, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвое- ние силовых моделей поведения>.
Паттерсон (Райегвоп, 1984) сообщает, что <...братья и сестры - это учителя... в том самом процессе, который разрушает им жизнь>. Он обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры обычных детей - что повышает вероятность продолжения и эскалации силового противостояния.
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО РУКОВОДСТВА
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социоло- гов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью <наставить детей на путь истинный> или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно при- держиваются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощ- ряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощ- ряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведе- ние. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределя- ют становление агрессивного поведения.
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессив- ным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что Жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
:етей (Егоп Ниеатапп, 1984; 01еи5, 1980; ТпсЬеи КисгупаЫ, 1986), а недо- таточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асо- [иальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (ЬоеЬег В1- Ыоп, 1983; РеИегеоп 5ои1:Ьатег-ЬоеЬег, 1984).
Наказания
)рон и его коллеги (Егоп Ниеватпп, 1984; Егоп, Уа1с1ег, То1 о Ьеолуг .963- ЬеП<жН2, Егоп, Уа1йег Ниеатапп, 1977) провели лонгитюдное исследо- >ание зависимости ряда параметров и становления агрессии. Они собирали све- (ения у испытуемых, их родителей и сверстников три раза - в первый раз, когда юпытуемые были в третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем еще через 22 года. 3 этой главе мы обсудим многие из этих результатов. А теперь рассмотрим дан- ные о взаимосвязи наказаний и агрессивности.
В первом эксперименте серии участвовало свыше 800 третьеклассников (Егоп Л а1., 1963). Уровень агрессивности того или иного ребенка определялся по отзы- эам одноклассников - всех детей просили перечислить учеников, для которых характерно агрессивное поведение (например тех, <кто пихается и толкается>). Строгость наказаний измерялась по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они збычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к лояльным наказаниям относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за изменение поведения, к умеренным - выговоры и брань, а такие способы физического реаги- рования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в качестве строгих наказа- ний. Эрон и другие (Егоп, 1963) обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивные, г
Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний, при- менявшихся к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18-и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие (Ьеотг е а1., 1977) сообщают, что наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 лет родители наказывали умеренно. <Когда родители слиш- ком снисходительно или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыно- вей, эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрес- сивными>. Эрон и Хьюсман (Егоп Ниевтапп, 1984) сообщают, что суровость наказаний в 8-летнем возрасте положительно коррелирует с оценкой собствев- ной агрессивности в возрасте тридцати лет и с суровостью, с которой испытуемые наказывают своих собственных детей.
Контроль
Паттерсон и Стаутхамер-Лебер (РаИегзоп 51ои1Ьатег-ЬоеЬег, 1984) изучали зависимость между характером семейного руководства и асоциальностью. Иссле- дователи проанализировали взаимоотношения в семьях более чем двухсот маль" чиков из четвертого, седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два пара" метра семейного руководства - контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях
и методах дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребеЯ- ,>> ,,,,,,, ,, " """ """"". ,,п,>п ппя життм ттггугттгттрттмЮ К
социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя асо- циально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные:
<Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их времяпрепровожде- нию, к сорту их компаний и роду занятий... такие родители менее склонны в каче- стве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы... Если они вообще обратят на это внима- ние, то наиболее вероятны нотации, брань и угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к эффективным результатами.
Другие факторы
Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим де- тям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоот- ношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства роди- телей при агрессии между братьями-сестрами (Веппей, 1990; Оипп Мипп, 1986; Ее15оп, 1983; Ре15оп Кивао, 1988). Фельсон и Руссо (Ре15оп Кшао, 1988) утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле по- творствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более сла- бых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев или сестер. Отсюда несколь- ко неожиданный вывод - <без родительского вмешательства агрессивные взаи- моотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленно- го разницей в возрасте>. Свыше трехсот учащихся начальной школы (у которых был по крайней мере один брат или сестра) и их родители были опрошены на предмет того, каким образом родители наказывают детей за драку, как часты в их семье случаи вербальной и физической агрессии и кто из детей бывает зачин- щиком. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начина- ют драку. Кроме того, как показано на рис. 3. 1, дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших. Мы снова получили свидетельства того, что наказание уве- личивает вероятность возникновения агрессии.
Паттерсон (РаИегзоп, 1984) получил сходные результаты относительно вме- шательства родителей в ссоры их детей и выдвинул гипотезу о способах уменьше- ния вероятности подкрепления агрессивного поведения. Специалисты Орегонс- кого центра социального обучения (где Паттерсон проводил свое исследование) предложили относиться к агрессии между сибсами следующим образом: <Если можете, игнорируйте ее. Если не можете игнорировать, применяйте для ее прекра- щения эффективные наказания (например, "удаление с поля брани")>. Итак, иг- норируя или наказывая агрессивное поведение, родители избегают подкреплять "сведение, с которым хотят покончить.
Резюме
Этот обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным Поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность (в смысле
Вербальная
Физическая
ФОРМА АГРЕССИИ
Позиция родителей
дд Против старших братьев-сестер
\-1 Против других братьев-сестер
- Нейтральная
ис.З. 1. Фельсон и Руссо (Ре1зоп Киахо, 1988) обнаружили, что агрессия между братьями я ветрами в одной семье встречается наименее часто, если родители не вмешивались ранее в ссоры етей.
отсутствия контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания спо- обствуют повышению уровня агрессивности ребенка. Отчет Лефковитца и его оллег (Ьеотг е а1., 1977) о нелинейности функциональной зависимости ежду суровостью наказания и агрессивностью, кажется, наглядно отражает ха- актер взаимосвязи этих переменных. Однако эти данные в некотором роде яв- ются чисто эмпирическими, то есть не позволяют объяснить корреляцию этих вух переменных.
Хотя существуют заслуживающие внимания свидетельства о связи между раз ичными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведе- ия, ее причинно-следственная направленность неясна. Так, родители маленького артина, в ответ на его агрессивное, вспыльчивое поведение, могут применять су- овые физические наказания или мать может начать холодно относиться к нему. С ругой стороны, Мартин может быть агрессивным и вспыльчивым ребенком, ибо ать его игнорирует, а применение родителями физических наказаний научило его
1пПЯ апа глТпхлтхтпгт ттт Г.7У10Т.Т- пГIТ тат ТЛЧТТСНТ
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 99
МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВЛИЯНИЯ
Существуют два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер при- чинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивнос- тью. Олуэйз (01уеч5, 1980) искал однозначную причинную зависимость между этими параметрами, исследуя постоянные и переменные величины. Паттерсон с коллегами разработал модель семейных взаимоотношений, Основанных на при- нуждении, объясняющую, каким образом негативные семейные взаимоотношения приводят к агрессивному поведению ребенка.
Олуэйз (01045, 1980) работал над проблемой причинности, используя стати- стический метод, раскрывающий причинную связь переменных (регрессионный анализ), чтобы выявить как влияние ребенка на поведение родителей, так и вли- яние родителей на поведение ребенка. Агрессивность ребенка определялась по оценкам его сверстников. При опросе родителей измерялись четыре параметра, теоретически и эмпирически связанные с детской агрессивностью: 1) негати- визм матери - враждебность, отчужденность, холодность и безразличие к ре- бенку; 2) терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии по от- ношению к сверстникам или членам семьи; 3) применение родителями силовых дисциплинарных методов - физических наказаний, угроз, скандалов; 4) темпе- рамент ребенка - уровень активности и вспыльчивость.
На рис. 3. 2 представлены результаты регрессионного анализа на основе дан- ных по трем различным выборкам шведских школьников. В целом возбудимые мальчики, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, относи- тельно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Негативное отношение матери к ребенку коррелировало с применением силовых дисциплинарных мето- дов, которые в свою очередь вызывали агрессивное поведение ребенка. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением мате- ри к проявлениям агрессии. <Импульсивный и энергичный мальчик> своими по- ступками может просто утомлять свою мать, поэтому она не в состоянии уде-
Рис. 3.2. Модель становления агрессии по Олуэйзу (01045, 1980) учитывает значимость как темперамента ребенка, так и поведения родителей.
Негативное отношение матери к своему ребенку Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|