Психология агрессии



7 страница


 

 

момента своего появления теория фрустрации-агрессии была объектом при-  

стального внимания и выдержала не одну ревизию. И именно Берковиц (Вег-  

УНг, 1965, 1969, 1983, 1988, 1989) внес наиболее значительные поправки и уточ-  

в эту теорию. В настоящем разделе мы рассмотрим более ранний труд  

Рковица (ВеЛотг, 1965а, 1969), посвященный роли посылов к агрессии в це-  

Ї фру страция-агрессия. К самым последним изменениям, внесенным им в  

Їк) теорию, мы обратимся в разделе, посвященном когнитивным моделям агрес-  

ного поведения.  

 

Берковиц утверждает, что фрустрация - один из множества различных авер-  

вных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции,  

Не ттпииг>гтстт к ат-прм"мнвпму ттпвргтрнглп няппямутт). а скопее создают готов-  

 

ГЛАВА 1  

 

Готовность  

к агрессивному  

действию  

 

Аверсивный стимул  

(например, фрустрация,  

боль, дискомфорт)  

 

Агрессивное  

поведение  

 

Посылы  

к агрессии  

 

с. 1.5. В теории посылов к агрессии Берковица утверждается, что фрустрация или любой иной  

версивный стимул приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрес-  

явное поведение, в ситуации должны присутствовать посылы к агрессии.  

 

ость к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда,  

огда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы,  

вязанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими  

лость, или с агрессией в целом. Эта относительно простая модель представлена  

а рис. 1.5.  

 

Согласно Берковицу, стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию  

то есть потенциально могут вызвать агрессию) посредством процесса, сходного с  

лассической выработкой условных рефлексов. Стимул может приобрести агрес-  

ивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоции-  

уется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Стимулы, которые постоянно  

вязаны с факторами, провоцирующими агрессию, или с самой агрессией, могут  

:остепенно склонять к агрессивным действиям индивидуумов, ранее спровоциро-  

анных или фрустрированных. Поскольку этим требованиям удовлетворяет ши-  

окий диапазон стимулов, многие из них могут приобретать значение посылов к  

грессии. При определенных условиях роль посылов к агрессии могут играть  

юди с определенными чертами характера и даже физические объекты (например,  

ружие). Более того, Берковиц (ВегЬотг, 1983) полагает даже, что люди с физи-  

ескими отклонениями в каком-то смысле обречены притягивать к себе страдания  

становиться объектами проявлений враждебности, поскольку сам их дефект или  

олезнь, ассоциирущийся со страданием и болью, способен спровоцировать людей,  

редрасположенных к агрессии, на специфические действия.  

 

Другая серьезная поправка, внесенная Берковицем в теорию фрустрации-  

грессии (ВегЬзт, 1965, 1969, 1983), касалась условий, требуемых для ослабле-  

ия агрессивного побуждения. Мы еще вернемся к представлению Долларда и  

го коллег о том, что побуждение к агрессии может быть ослаблено путем напа-  

ок на другие объекты - на людей, отличных от первоначального фрустратора,  

также посредством фактически любого агрессивного действия, включая поведе-  

ие, не связанное с причинением физического или морального ущерба другим  

юдям. В противоположность этим рассуждениям Берковиц (ВегЬотг, 1981)  

тверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побужде-  

ие может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору.  

Если имеет место катарсис, то он происходит не по той причине, что агрессор  

ыплеснул какое-то количество предположительно не находившей выхода агрес-  

ивной энергии, а потому, что он достиг своей агрессивной цели и тем самым  

 

АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 45  

 

Далее Берковиц утверждает: поскольку безуспешные попытки причинить вред  

тому, кто вызвал фрустрацию, сами по себе являются фрустрирующими, они фак-  

тически могут скорее усиливать, чем ослаблять стремление действовать агрес-  

сивно (Оиаоп, 1989). Только успешные атаки, сопровождающиеся причинени-  

ем ущерба объекту агрессии, способны ослаблять или полностью устранять агрес-  

сивное побуждение.  

 

Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна  

 

И первоначальная теория фрустрации-агрессии, и теория посылов к агрессии  

Берковица трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая может  

быть ослаблена посредством агрессивного поведения. Зильманн (2111тапп, 1983а)  

утверждал, что эти теории агрессии как потребности являются слишком слабыми  

и неопределенными для широкого применения. Потребность - это гипотетичес-  

кий конструкт, который не поддается измерению, но тем не менее должен учи-  

тываться. Поэтому, он полагал, будет более плодотворным считать, что агрессия  

обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и  

измерять. В данном случае возбуждение имеет отношение к раздражению симпа-  

тической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях -  

таких как учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления,  

являющихся составной частью реакции <дерись или удирай>, которая могла эво-  

люционировать ввиду значимости для выживания (2111тапп, 1988).  

 

Одним из наиболее любопытных аспектов теории Зильманна является поло-  

жение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться (то есть  

переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или  

уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает не-  

медленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки  

медленно исчезающего раздражения могут <вливаться в последующие, потенци-  

ально независимые (от данного стимула) эмоциональные реакции и переживания  

(2111тапп, 1983в).  

 

То, что эти предположения действительно уместны для понимания человеческой  

агрессии, было продемонстрировано в нескольких исследованиях. Было обнару-  

жено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность (2111тапп,  

Ка<:сЬегМ11аУ5Ьу, 1972), фильмы с изображением насилия (2111тапп, 1971), воз-  

буждающая эротика (Поппегеш На11ат, 1978 ), а также шум (Воппегаеш  

УНаоп, 1976), - способствует возникновению и проявлению агрессивных реак-  

ций. Подобные процессы могут также способствовать уменьшению вероятности  

появления агрессивных реакций или снижению их силы. Например, агрессия мо-  

жет быть ослаблена в некоторых ситуациях путем приписывания возбуждения ис-  

точнику, не связанному с переживаемой злостью или с имевшей место провокацией  

(2111тапп, .ТоЬпаоп Оау, 1974). Влияние возбуждения на агрессию и процесс пе-  

реноса возбуждения мы обсудим более детально в главе 6.  

 

Агрессивное побуждение: заключительные комментарии  

 

Теоретики, занимающиеся проблемой мотивации, достаточно оптимистично рас-  

сматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля  

 

ГЛАВА 1  

 

ющей среды (то есть фрустрирующих, аверсивных или возбуждающих событий),  

нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных дейст-  

вий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источни-  

ков возбуждения или аверсивной стимуляции из окружающей среды не приведет к  

мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. К сожале-  

нию, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и  

повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и тео-  

рии, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякае-  

мого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов. И хотя подобные  

влияния предположителвно имеют большей частью внешнее, а не внутреннее про-  

исхождение, они все еще слишком распространены, и потому у нас нет оснований  

для особого оптимизма.  

 

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

В рассмотренных выше теориях не учитываются важные аспекты человеческого  

опыта, которым в последние годы психологи уделяют все больше внимания. Речь  

идет об эмоциях и познавательной деятельности. Теории, к которым мы обратим-  

ся в данном разделе, покажут нам, насколько важно учитывать роль эмоциональ-  

ных и когнитивных процессов при описании агрессивного поведения человека.  

Эти теории не содержат в себе каких-либо принципиально новых формулировок.  

Просто вышеизложенные теоретические модели будут уточнены и расширены в  

результате приложения их к эмоциональным и когнитивным процессам, выступа-  

ющим в качестве основных детерминант агрессии.  

 

Модель образования новых когнитивных связей Берковица  

 

В своих поздних работах Берковиц (ВегЬотг, 1983, 1988, 1989) подверг пере-  

смотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на  

эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно  

последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с  

его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие  

аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют аг-  

рессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Берковиц (Вег-  

ко1(:г, 1989) утверждал, что <препятствия провоцируют агрессию лишь в той  

степени, в какой они создают негативный аффект>. Блокировка достижения цели,  

таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как  

неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует  

негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие. Если, на-  

пример, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как  

злость, то скорее всего у нее появятся агрессивные тенденции. Если же она интер-  

претирует негативное состояние как страх, у нее появится стремление спастись  

бегством.  

 

В редакции 1989 года теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе  

не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции.  

Скорее они лишь <интенсифицируют агрессивную реакцию на наличие некоего  

 

АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 47  

 

ства того, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию (то есть  

он объясняет свои негативные чувства как злость), может стать более восприим-  

чивым и чаще реагировать на посылы к агрессии. Итак, хотя агрессия может  

появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустриро-  

ванный человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они  

скорее всего усилят его агрессивную реакцию.  

 

Взаимозависимость познания и возбуждения  

 

Несмотря на более предпочтительную трактовку возбуждения и когнитивных про-  

цессов как независимо влияющих на агрессивное поведение, Зильманн (2111тапп,  

1988) доказывал, что <познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвяза-  

ны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания прино-  

сящего страдания опыта и поведения>. Таким образом, он вполне отчетливо ука-  

зывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении  

эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосре-  

довании поведения. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления  

(до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероят-  

но, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему,  

что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей  

последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой  

стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того,  

что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства  

или почувствовал уменьшение опасности.  

 

Подобным же образом возбуждение может влиять на процесс познания. Зиль-  

манн (2Я1тапп, 1988, 1990) доказывал, что при очень высоких уровнях возбужде-  

ния снижение способности к познавательной деятельности может приводить к  

импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет аг-  

рессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст по-  

меху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процес-  

се, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего,  

будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно). В тех условиях, которые  

Зильманн описывает как <скорее узкий диапазон> умеренного возбуждения, вы-  

шеупомянутые сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направ-  

лении ослабления агрессивных реакций. В обобщенном виде модель взаимозави-  

симости познавательный процесс-возбуждение представлена на рис. 1. 6.  

 

Что следует из когнитивных моделей  

 

В первом приближении данные когнитивные модели агрессивного поведения да-  

ют повод для оптимизма в вопросе возможности управления агрессией. Согласно  

им, поведение можно контролировать, <просто> научая людей реально представ-  

лять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожаю-  

щих ситуаций или людей. Однако мы не должны игнорировать важную роль  

эмоций в этих моделях поведения. И Берковиц (Веготг, 1983) и Зильманн  

(2111тапп, 1988) признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, не подвла-  

стной контролю рассудка. Как полагает Зильманн, большинство людей научаются  

 

Высокий уровень возбуждения  

(например, в результате сильной провокации)  

 

Средний уровень  

возбуждения  

 

Дезинтеграция  

когнитивных процессов,  

которые могут приводить  

к торможению  

 

Отсутствие препятствий  

для развертывания когнитивных  

процессов, оказывающих  

тормозящее влияние  

 

СИЛЬНАЯ АГРЕССИЯ  

 

КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ  

 

ис. 1. 6. Модель агрессивного поведения Зильманна строится на предположении, что и когнитив-  

ые процессы, и физиологическое возбуждение вносят свой вклад в выражение агрессии и контроль  

ад ней.  

 

ык>, который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы,  

вляется деструктивным. В соответствии с данными положениями, подходящим  

пособом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию пред-  

гавляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на  

"овокацию.  

 

ГРЕССИЯ КАК ПРИОБРЕТЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:  

РЯМОЕ И ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ НАСИЛИЮ  

 

.ругое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя  

ногие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий.  

еория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рас-  

атривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усва-  

вается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы  

щиального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции теории  

щиального научения представлена в табл. 1. 2. В интересах дальнейшего разви-  

1я теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя болыпин-  

во существующих работ по агрессивному поведению, Бандура (Вапига, 1983)  

осматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает яв-  

>1Й акцент на важности влияния социального научения.  

 

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует  

[ста трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, про-  

щирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.  

 

Короче говоря, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же са-  

>1Х факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа  

1огих других моделей поведения. Поскольку мы вернемся к детальному рас-  

ютрению социальных, средовых и индивидуальных факторов, подстрекающих к  

 

1икарное научение - научение через наблюдение научения других. (Прим. ред.)  

 

агрессии, в следующих главах, остановимся ниже на проблеме усвоения и регуля-  

ции агрессивного поведения.  

 

Усвоение агрессивного поведения  

 

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение,  

включающее в себя действия, <за которыми стоят сложные навыки, требующие  

всестороннего научения> (ВапсЬга, 1983).  

 

Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращать-  

ся с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для  

жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют  

страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, лю-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3422
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 37 страница
  • Психология агрессии » 23 страница
  • Психология агрессии » 24 страница
  • Психология агрессии » 25 страница
  • Психология агрессии » 26 страница
  • Психология агрессии » 27 страница
  • Психология агрессии » 28 страница
  • Психология агрессии » 29 страница
  • Психология агрессии » 30 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 34 страница
  • Психология агрессии » 35 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 22 страница
  • Психология агрессии » 38 страница
  • Психология агрессии » 39 страница
  • Психология агрессии » 40 страница
  • Психология агрессии » 41 страница
  • Психология агрессии » 42 страница
  • Психология агрессии » 43 страница
  • Психология агрессии » 44 страница
  • Психология агрессии » 45 страница
  • Психология агрессии » 46 страница
  • Психология агрессии » 48 страница
  • Психология агрессии » 49 страница
  • Психология агрессии » 50 страница
  • Психология агрессии » 51 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь