|
Психология агрессии
момента своего появления теория фрустрации-агрессии была объектом при- стального внимания и выдержала не одну ревизию. И именно Берковиц (Вег- УНг, 1965, 1969, 1983, 1988, 1989) внес наиболее значительные поправки и уточ- в эту теорию. В настоящем разделе мы рассмотрим более ранний труд Рковица (ВеЛотг, 1965а, 1969), посвященный роли посылов к агрессии в це- Ї фру страция-агрессия. К самым последним изменениям, внесенным им в Їк) теорию, мы обратимся в разделе, посвященном когнитивным моделям агрес- ного поведения.
Берковиц утверждает, что фрустрация - один из множества различных авер- вных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, Не ттпииг>гтстт к ат-прм"мнвпму ттпвргтрнглп няппямутт). а скопее создают готов-
ГЛАВА 1
Готовность к агрессивному действию
Аверсивный стимул (например, фрустрация, боль, дискомфорт)
Агрессивное поведение
Посылы к агрессии
с. 1.5. В теории посылов к агрессии Берковица утверждается, что фрустрация или любой иной версивный стимул приводит только к готовности действовать агрессивно. Чтобы появилось агрес- явное поведение, в ситуации должны присутствовать посылы к агрессии.
ость к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, огда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, вязанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими лость, или с агрессией в целом. Эта относительно простая модель представлена а рис. 1.5.
Согласно Берковицу, стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию то есть потенциально могут вызвать агрессию) посредством процесса, сходного с лассической выработкой условных рефлексов. Стимул может приобрести агрес- ивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоции- уется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Стимулы, которые постоянно вязаны с факторами, провоцирующими агрессию, или с самой агрессией, могут :остепенно склонять к агрессивным действиям индивидуумов, ранее спровоциро- анных или фрустрированных. Поскольку этим требованиям удовлетворяет ши- окий диапазон стимулов, многие из них могут приобретать значение посылов к грессии. При определенных условиях роль посылов к агрессии могут играть юди с определенными чертами характера и даже физические объекты (например, ружие). Более того, Берковиц (ВегЬотг, 1983) полагает даже, что люди с физи- ескими отклонениями в каком-то смысле обречены притягивать к себе страдания становиться объектами проявлений враждебности, поскольку сам их дефект или олезнь, ассоциирущийся со страданием и болью, способен спровоцировать людей, редрасположенных к агрессии, на специфические действия.
Другая серьезная поправка, внесенная Берковицем в теорию фрустрации- грессии (ВегЬзт, 1965, 1969, 1983), касалась условий, требуемых для ослабле- ия агрессивного побуждения. Мы еще вернемся к представлению Долларда и го коллег о том, что побуждение к агрессии может быть ослаблено путем напа- ок на другие объекты - на людей, отличных от первоначального фрустратора, также посредством фактически любого агрессивного действия, включая поведе- ие, не связанное с причинением физического или морального ущерба другим юдям. В противоположность этим рассуждениям Берковиц (ВегЬотг, 1981) тверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побужде- ие может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Если имеет место катарсис, то он происходит не по той причине, что агрессор ыплеснул какое-то количество предположительно не находившей выхода агрес- ивной энергии, а потому, что он достиг своей агрессивной цели и тем самым
АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 45
Далее Берковиц утверждает: поскольку безуспешные попытки причинить вред тому, кто вызвал фрустрацию, сами по себе являются фрустрирующими, они фак- тически могут скорее усиливать, чем ослаблять стремление действовать агрес- сивно (Оиаоп, 1989). Только успешные атаки, сопровождающиеся причинени- ем ущерба объекту агрессии, способны ослаблять или полностью устранять агрес- сивное побуждение.
Агрессивное возбуждение: теория переноса возбуждения Зильманна
И первоначальная теория фрустрации-агрессии, и теория посылов к агрессии Берковица трактуют агрессию как инстинктивную потребность, которая может быть ослаблена посредством агрессивного поведения. Зильманн (2111тапп, 1983а) утверждал, что эти теории агрессии как потребности являются слишком слабыми и неопределенными для широкого применения. Потребность - это гипотетичес- кий конструкт, который не поддается измерению, но тем не менее должен учи- тываться. Поэтому, он полагал, будет более плодотворным считать, что агрессия обусловлена возбуждением, то есть конструктом, который можно наблюдать и измерять. В данном случае возбуждение имеет отношение к раздражению симпа- тической нервной системы, что находит выражение в соматических реакциях - таких как учащение пульса, повышение потоотделения и артериального давления, являющихся составной частью реакции <дерись или удирай>, которая могла эво- люционировать ввиду значимости для выживания (2111тапп, 1988).
Одним из наиболее любопытных аспектов теории Зильманна является поло- жение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться (то есть переноситься) на возбуждение от другого источника, таким путем усиливая или уменьшая силу эмоциональной реакции. Поскольку возбуждение не угасает не- медленно, даже если реакция индивидуума предполагает его ослабление, остатки медленно исчезающего раздражения могут <вливаться в последующие, потенци- ально независимые (от данного стимула) эмоциональные реакции и переживания (2111тапп, 1983в).
То, что эти предположения действительно уместны для понимания человеческой агрессии, было продемонстрировано в нескольких исследованиях. Было обнару- жено, что возбуждение от таких источников, как физическая активность (2111тапп, Ка<:сЬегМ11аУ5Ьу, 1972), фильмы с изображением насилия (2111тапп, 1971), воз- буждающая эротика (Поппегеш На11ат, 1978 ), а также шум (Воппегаеш УНаоп, 1976), - способствует возникновению и проявлению агрессивных реак- ций. Подобные процессы могут также способствовать уменьшению вероятности появления агрессивных реакций или снижению их силы. Например, агрессия мо- жет быть ослаблена в некоторых ситуациях путем приписывания возбуждения ис- точнику, не связанному с переживаемой злостью или с имевшей место провокацией (2111тапп, .ТоЬпаоп Оау, 1974). Влияние возбуждения на агрессию и процесс пе- реноса возбуждения мы обсудим более детально в главе 6.
Агрессивное побуждение: заключительные комментарии
Теоретики, занимающиеся проблемой мотивации, достаточно оптимистично рас- сматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля
ГЛАВА 1
ющей среды (то есть фрустрирующих, аверсивных или возбуждающих событий), нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных дейст- вий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источни- ков возбуждения или аверсивной стимуляции из окружающей среды не приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. К сожале- нию, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и тео- рии, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякае- мого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов. И хотя подобные влияния предположителвно имеют большей частью внешнее, а не внутреннее про- исхождение, они все еще слишком распространены, и потому у нас нет оснований для особого оптимизма.
КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В рассмотренных выше теориях не учитываются важные аспекты человеческого опыта, которым в последние годы психологи уделяют все больше внимания. Речь идет об эмоциях и познавательной деятельности. Теории, к которым мы обратим- ся в данном разделе, покажут нам, насколько важно учитывать роль эмоциональ- ных и когнитивных процессов при описании агрессивного поведения человека. Эти теории не содержат в себе каких-либо принципиально новых формулировок. Просто вышеизложенные теоретические модели будут уточнены и расширены в результате приложения их к эмоциональным и когнитивным процессам, выступа- ющим в качестве основных детерминант агрессии.
Модель образования новых когнитивных связей Берковица
В своих поздних работах Берковиц (ВегЬотг, 1983, 1988, 1989) подверг пере- смотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии. В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют аг- рессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Берковиц (Вег- ко1(:г, 1989) утверждал, что <препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект>. Блокировка достижения цели, таким образом, не будет побуждать к агрессии, если она не переживается как неприятное событие. В свою очередь, то, как сам индивидуум интерпретирует негативное воздействие, и определяет его реакцию на это воздействие. Если, на- пример, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость, то скорее всего у нее появятся агрессивные тенденции. Если же она интер- претирует негативное состояние как страх, у нее появится стремление спастись бегством.
В редакции 1989 года теория Берковица гласит, что посылы к агрессии вовсе не являются обязательным условием для возникновения агрессивной реакции. Скорее они лишь <интенсифицируют агрессивную реакцию на наличие некоего
АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 47
ства того, что индивидуум, которого что-то спровоцировало на агрессию (то есть он объясняет свои негативные чувства как злость), может стать более восприим- чивым и чаще реагировать на посылы к агрессии. Итак, хотя агрессия может появляться в отсутствие стимулирующих ее ситуационных факторов, фрустриро- ванный человек будет все-таки чаще обращать внимание на эти стимулы, и они скорее всего усилят его агрессивную реакцию.
Взаимозависимость познания и возбуждения
Несмотря на более предпочтительную трактовку возбуждения и когнитивных про- цессов как независимо влияющих на агрессивное поведение, Зильманн (2111тапп, 1988) доказывал, что <познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвяза- ны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания прино- сящего страдания опыта и поведения>. Таким образом, он вполне отчетливо ука- зывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосре- довании поведения. Он подчеркивал, что независимо от момента своего появления (до или после возникновения нервного напряжения) осмысление события, вероят- но, может влиять на степень возбуждения. Если же рассудок человека говорит ему, что опасность реальна, или индивид зацикливается на угрозе и обдумывании своей последующей мести, то у него сохранится высокий уровень возбуждения. С другой стороны, угасание возбуждения является наиболее вероятным следствием того, что, проанализировав ситуацию, человек обнаружил смягчающие обстоятельства или почувствовал уменьшение опасности.
Подобным же образом возбуждение может влиять на процесс познания. Зиль- манн (2Я1тапп, 1988, 1990) доказывал, что при очень высоких уровнях возбужде- ния снижение способности к познавательной деятельности может приводить к импульсивному поведению. В случае агрессии импульсивное действие будет аг- рессивным по той причине, что дезинтеграция когнитивного процесса создаст по- меху торможению агрессии. Так, когда возникают сбои в познавательном процес- се, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, будет реагировать импульсивно (то есть агрессивно). В тех условиях, которые Зильманн описывает как <скорее узкий диапазон> умеренного возбуждения, вы- шеупомянутые сложные когнитивные процессы будут разворачиваться в направ- лении ослабления агрессивных реакций. В обобщенном виде модель взаимозави- симости познавательный процесс-возбуждение представлена на рис. 1. 6.
Что следует из когнитивных моделей
В первом приближении данные когнитивные модели агрессивного поведения да- ют повод для оптимизма в вопросе возможности управления агрессией. Согласно им, поведение можно контролировать, <просто> научая людей реально представ- лять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожаю- щих ситуаций или людей. Однако мы не должны игнорировать важную роль эмоций в этих моделях поведения. И Берковиц (Веготг, 1983) и Зильманн (2111тапп, 1988) признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, не подвла- стной контролю рассудка. Как полагает Зильманн, большинство людей научаются
Высокий уровень возбуждения (например, в результате сильной провокации)
Средний уровень возбуждения
Дезинтеграция когнитивных процессов, которые могут приводить к торможению
Отсутствие препятствий для развертывания когнитивных процессов, оказывающих тормозящее влияние
СИЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ
ис. 1. 6. Модель агрессивного поведения Зильманна строится на предположении, что и когнитив- ые процессы, и физиологическое возбуждение вносят свой вклад в выражение агрессии и контроль ад ней.
ык>, который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, вляется деструктивным. В соответствии с данными положениями, подходящим пособом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию пред- гавляется выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на "овокацию.
ГРЕССИЯ КАК ПРИОБРЕТЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: РЯМОЕ И ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ НАСИЛИЮ
.ругое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя ногие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. еория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рас- атривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усва- вается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы щиального поведения. Схема анализа агрессивного поведения с позиции теории щиального научения представлена в табл. 1. 2. В интересах дальнейшего разви- 1я теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя болыпин- во существующих работ по агрессивному поведению, Бандура (Вапига, 1983) осматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает яв- >1Й акцент на важности влияния социального научения.
Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует [ста трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, про- щирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются.
Короче говоря, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же са- >1Х факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа 1огих других моделей поведения. Поскольку мы вернемся к детальному рас- ютрению социальных, средовых и индивидуальных факторов, подстрекающих к
1икарное научение - научение через наблюдение научения других. (Прим. ред.)
агрессии, в следующих главах, остановимся ниже на проблеме усвоения и регуля- ции агрессивного поведения.
Усвоение агрессивного поведения
Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, <за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения> (ВапсЬга, 1983).
Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращать- ся с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, лю- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|