|
Психология агрессии0Лири и Денджеринка (ОТеагу ОепеппЬ, 1973).
В этом эксперименте у испытуемых был противник, применявший в ходе се- анса одну из четырех возможных стратегий. В первом варианте (<усиление ин- тенсивности физического воздействия>) он, следуя указаниям, увеличивал назна- ченную для испытуемого мощность электрического разряда. Во втором варианте (<снижение интенсивности физического воздействия>) противник придерживал- ся противоположной программы, начиная с разряда высокой мощности и посте- пенно уменьшая ее. В третьем варианте (<физическое воздействие высокой ин- тенсивности>) он выбирал высокое напряжение для всех случаев, а в четвертом (<физическое воздействие низкой интенсивности>) - очень низкое. На основа- нии предшествующих исследований предполагалось, что испытуемые в каждой группе будут отвечать взаимностью, выбирая точно такую же мощность разряда, какой она была у партнера. Результаты показали абсолютную верность предпо- ложений. Испытуемые в группе <усиление интенсивности физического воздей- ствия> отвечали разрядами большой мощности, в группе <снижение интенсивно- сти физического воздействия> - менее мощными, а в группах <интенсивное физическое воздействие> и <физическое воздействие низкой интенсивности> по- вышали и понижали напряжение в соответствии с действиями противника. Ко- роче говоря, их реакции были в высшей степени подобны. Главное следствие этого эксперимента, конечно, тот факт, что прямая провокация физическими дей- ствиями зачастую вызывает аналогичный ответ и является мощным стимулято- ром открытой агрессии.
Вербальная провокация тоже способна актуализировать агрессивные дейст- вия, словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием. Как все мы знаем из личного опыта, <убийственные> комментарии и едкие замечания могут ранить едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда такие комментарии делает человек, чье мнение мы ценим, или когда с их помо- щью нас унижают в присутствии других людей, это может оказаться чрезвычай- но неприятным переживанием. То, что такие действия часто вызывают мощную Контратаку, было продемонстрировано во многих лабораторных экспериментах (Поппегвеш, Воппегзеш Еуапа, 1975; Оееп, 1968; ШсЬапоп, ЬеопагВ, Тау1ог НаттосЬ, 1985; УЯэоп Коегз, 1975), в которых испытуемые, оскорбленные Другим человеком, готовы были наказать его электрическим разрядом высокой
Участник А оскорбляет участника Б
Б отвечает А оскорблением на оскорбление
А и Б ссорятся
Угрозы и контругрозы
Физическое нападение
с. 4. 5. Модель взаимодействия, которое может привести к физическому нападению, включает в .я перерастание вербальной агрессии в физическую.
1щности или каким-то другим образом. Эти результаты объясняют, почему ин- денты, начавшиеся с насмешек или обмена оскорблениями, могут быстро пере- стать в свирепые драки.
В исследовании Фельсона (Ре15оп, 1982, 1984) можно найти пример того, ка- :м образом угрозы и оскорбления переходят в физическое насилие. Анализируя лицейские сводки о преступлениях с применением насилия и опрашивая мно- х людей о их личном опыте столкновения с насилием, Фельсон выявил типич- ю модель перехода конфликта в стадию физического насилия (в некоторых учаях убийства или нанесения тяжких телесных повреждений). Изображенная рис. 4. 5 модель взаимодействия, ведущего к физическому насилию, включает едующие фазы: оскорбление со стороны одного участника и ответ другого ве- т к конфликту на вербальном уровне, далее за угрозами следует физическое падение. Фельсон и Стедман (Ре15оп еатап, 1983) резюмировали резуль- гы своих исследований перерастания словесной перебранки в драку и убийство кими словами: <Представляется, что именно месть не дает погаснуть и, более го, разжигает конфликты, в которых агрессивные действия обеих сторон и веро- ность смертельного исхода потерпевшей стороны сплетаются в единый узел>. 1нные Фельсона подчеркивают также важнейшую для данной главы мысль: рессия есть процесс взаимодействия по меньшей мере двух людей. Как мы верждали ранее, агрессия возникает не в социальном вакууме, но в ответ на альные или воображаемые действия и намерения других людей.
ЭЧЕМУ ЛЮДИ МСТЯТ эяд ли вас удивит высказывание, что большинство людей агрессивно реагируют
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ 139
сказать, что это старая истина - не значит объяснить, почему люди склонны отвечать на нападение нападением. Нельзя сказать, что такую реакцию можно отнести к роду адаптивных, напротив, она нередко приводит к эскалации конф- ликта и дальнейшему ущербу. Итак, почему же именно месть является наиболее вероятной реакцией на нападение?
Месть как защита
Давая простое объяснение нашей склонности реагировать на атаку контратакой, мы говорим о защитной реакции - эквивалентными действиями мы обороняемся от возможного причинения нам вреда. Денджеринк и Ковей (ОепеппЬ Соуеу, 1983) в теории <бегства> для ответной агрессии предположили, что такое поведе- ние представляет собой <инструментальную попытку модифицировать поведение другого человека>. В сущности, бегство или уход от ситуации может служить не- гативным подкреплением агрессии. Если мы мстим напавшему на нас, мы можем рассматривать как вознаграждение за свои собственные действия прекращение агрессивного поведения с его стороны. Аналогичным образом наша агрессия, на- правленная на того, от кого мы ожидаем возможных неприятностей, может рас- сматриваться как вознаграждение, если удержит противника от нападения.
По данным экспериментов, уже одна мысль о том, что другой человек хочет причинить нам вред, может оказаться адекватным стимулом агрессии. Восприя- тие враждебных или миролюбивых намерений другого человека может оказать- ся так же важно, как его реальные намерения. Если мы считаем, что некто хочет тем или иным образом причинить нам зло, мы скорее всего приготовимся к кон- тратаке. Представьте себе, например, что вы проснулись среди ночи и обнаружили, что кто-то с пистолетом в руке крадется вдоль стены вашего дома. Увидев, что незнакомец приблизился к дверям, вы лихорадочно начнете искать подходящий предмет, чтобы защититься. Когда <злоумышленник> позвонит в вашу дверь, вы усомнитесь в его намерениях. Тем не менее у дверей вы вооружитесь зонтиком. К счастью, прежде чем вы успеете нанести удар, незнакомец вытащит из кармана полицейский жетон и представится детективом, проверяющим сообщение, что в окне соседнего дома промелькнул незнакомец. Какое облегчение выяснить, что человек, которого вы уже считали своим убийцей, на самом деле преисполнен благих намерений! Этот пример показывает, что восприятие ситуации или ожида- ния являются существенными детерминантами агрессии.
Прежде чем мы действительно ощутим угрозу в поведении потенциального агрессора, мы должны расценить его поведение как агрессивное. И первым нашим вопросом будет: какие факторы заставляют нас расценивать те или иные дей- ствия как агрессивные? В иследованиях, посвященных этому вопросу, испытуе- мым предлагали различные описания одного и того же происшествия. Затем ис- пытуемых просили оценить виновника происшествия по нескольким показателям, среди которых была и агрессивность. В целом непреднамеренное причинение Ущерба или деструктивные действия в целях самозащиты (например, в ответ на совершенную ранее провокацию) не так часто классифицировались как негатив- ные или агрессивные, в отличие от намеренных или неспровоцированных дей- ствий (ВегЬзт, Мие11ег, ЗсЬпеЯ Ра(1Ьег , 1986; Сагрепег Ваг1еу, 1978; Рег- Ч5оп Ки1е, 1983; Нагуеу Епг1е, 1978; Нога4 Ваг1е1с, 1978; Капе, ерЬ
Тег1рС1 107Д. Т ,<.<аЬ- ТЭ,11я Я, Т)гУе 1ай0 Мчгпгпопт, тат-почсоя
с. 4. 6. Агрессии способствует не только реальное, но и кажущееся (мнимое) нападение.
дпеууеЬег, 1982). Эти результаты не протеворечат данным из рассмотренных [ше экспериментов, указывая на реальное нападение как на значимую причину рессивного поведения. Таким образом, разрушительное поведение, не являюще- я реакцией на предшествующую провокацию, скорее всего будет расценено как рессия и получит агрессивный отпор.
Люди реагируют агрессивно при наличии малейших признаков агрессивных мерений у другого человека, даже если их в действительности не атакуют (Ер- № ТауЬг, 1967; СаеЬе1еш Нау, 1974; ОЫзисЫ КатЬага, 1985; Тау1ог, лшИсЬ СтеепЬег, 1979). Одной мысли о том, что другие имеют враждебные мерения, зачастую достаточно, чтобы вызвать неприкрытую агрессию. Это вы- зительно продемонстрировано в эксперименте, проведенном Гринуэллом и Ден- (еринком (Сггеепуе11 ВепеппЬ, 1973). Экспериментальная процедура данного исследования была аналогична проце- ре, разработанной 0Лири и Денгеринком (0Ьеагу ОепдеппЬ, 1973): студен- [ колледжа состязались с фиктивным противником в выполнении заданий на емя реакции. Необходимую информацию они считывали с ряда сигнальных мп, показывающих, что противник либо увеличил мощность электрического зряда, используемого в качестве наказания, либо оставил прежнюю невысокую <щность. Половина испытуемых каждой группы была <наказана> действитель- более мощным разрядом электрического тока, для другой половины мощность тавалась на прежнем уровне. Исследователей интересовало, побудит ли испы- емых мнимое намерение противника к тем же действиям, что и реально полу- нный удар током? Результаты эксперимента это подтвердили; более того, обна-
жилось, что для выбора мощности ответного разряда намерения противника жнее, чем мощность разрядов, получаемых от него. В варианте, в котором сиг-
льные лампочки информировали об увеличении противником мощности элект- [ческого разряда, испытуемые, независимо от того, был ли полученный разряд лее мощным или оставался на прежнем уровне, выбирали для ответного разря- более высокое напряжение. А если приборы показывали, что мощность элект- [ческих разрядов, назначаемых противником остается постоянной, испытуемые увеличивали мощность ответных разрядов, даже когда интенсивность получа- 1ых ими разрядов на самом деле росла. Комментируя эти результаты, Гринуэлл Денджеринк (СгеепеП ПепеппЬ, 1973) отмечают: <... несмотря на то что падение является важным стимулом для актуализации агрессивного поведения,
едставляется, что физический дискомфорт, который испытывает индивид, имеет
меньшее значение, чем символическая составляющая нападения>. Короче говоря, явные мотивы поступков другого человека или его намерения - особенно когда они в принципе провокационны - зачастую могут гораздо сильнее влиять на наше стремление направить против него агрессию, чем сам характер этих дей- ствий (для иллюстрации этого см. рис. 4. 6).
Месть как способ не уронить свое достоинство в глазах других
Мы начали этот раздел о вербальных и физических нападениях с описания гипо- тетической ситуации, где продавец довел вас до белого каления тем, что оскорблял вас и критиковал ваш вкус. Предположим теперь, что несколько людей стали свидетелями этой сцены. Что вы почувствуете в этом случае? Вероятно, в таких обстоятельствах инсинуации продавца будут еще обиднее, а ваша реакция станет для вас еще важнее. Вы, вероятно, захотите доказать и продавцу и покупателям, что ваш вкус не плох и что критика была несправедливой. Подоплекой вашего ответа на оскорбления продавца, видимо, будет стремление не уронить свое досто- инство в глазах других и восстановить образ человека с хорошим вкусом. Ряд исследователей утверждает, что такое желание восстановить или произвести бла- гоприятное впечатление часто является той силой, которая подвигает отомстить в ответ на вербальные или физические выпады (Ре15оп, 1978, 1982; Ме1Ьиг,Те- (1е5сЫ, 1989; Тес1е5сЫ, 1984).
Желание произвести или сохранить благоприятное о себе впечатление может породить разные способы агрессивного реагирования. Во-первых, как в выше- приведенном примере, человек может проявлять мстительность исключительно в присутствии других людей, то есть когда есть на кого произвести впечатление (Ре15оп, ШЬпег 81ее1, 1984). Во-вторых, жертва, для которой отрицать факт причинения морального или физического ущерба не имеет смысла, но которая не хочет оказаться в роли проигравшего, может попытаться вернуть свое доброе имя с помощью возмездия СУогсЬе1, Агпо1с1 Нагпвоп, 1978). И наконец, стрем- ление произвести впечатление может рассматриваться как общая тенденция отве- чать на нападение эквивалентной реакцией (оппе5<:еш НаШе1с1, 1982; Нат- тосЬ, Козеп, К.1сЬагс15оп Ветеш, 1989; 0Ьеагу ОепегшЬ, 1973). Отвечая <ударом на удар>, человек будет выглядеть в глазах окружающих справедливым и честным, а это позитивный образ.
Обучи и Камбара (ОЬЬисЫ КатЬага, 1985) утверждают, что, согласно тео- рии мести как способа не уронить свое достоинство в глазах других, на реакцию жертвы должно влиять, осознает ли нападающий, как, успешно или нет, заверши- лась начатая им атака. Если преднамеренная атака закончилось для нападающе- го неудачей, уровень агрессии, адресованной <палачу>, должен быть выше, если <палач> не знает о своем промахе. Для проверки этого предположения исследо- ватели пригласили японских студенток участвовать в эксперименте, включающем уже известную вам процедуру <учитель-ученик>. В случае, когда эксперимен- тальные условия подразумевали <физическое воздействие высокой интенсивнос- ти>, ученицы-испытуемые видели сигнал обратной связи, показывающий, что ис- пытуемая, игравшая роль учительницы, намерена выбрать разряд очень высокого напряжения. Однако часть испытуемых на самом деле получала слабый разряд. Перед тем как поменяться ролями (эта ситуация дала бы им возможность покви- таться), испытуемым говорили, что по условиям завершившейся стадии экспери-
сои,ИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
ента сообщение о мощности разряда и реальная мощность были прямо противо- зложны. Половину испытуемых убеждали в том, что <учительница> тоже узна- 1 об этой обратной зависимости. Как и предполагалось, испытуемые выбирали 13ряды меньшей мощности для той <учительницы>, которая осознала, что интен- 1вность физического воздействия неожиданно оказалась низкой, а не той, кото- м якобы оставалась в убеждении, что сумела причинить физический ущерб. Эти гзультаты подтверждают жизнеспособность трактовки ответной агрессии как юсоба не уронить свое достоинство в глазах других, так как испытуемые, знав- ие, что обидчице известно о неудачной атаке, не приобретали образ, рассматрива- 1ый другими как негативный (образ проигравшей), который нужно было бы енять. Кроме того, жестокая месть кажется несправедливой, когда и жертве, я ждчице известно о низкой интенсивности изначального физического воздей- вия,
АРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ: ПОЛ И РАСА БЪЕКТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИИ
[ы уже знаем, как поведение и намерения потенциального объекта агрессии мо- "1 влиять на поведение агрессора. Ничего удивительного нет в том, что люди слонны мстить, считая, что кто-то причинил им вред или хотел это сделать. Но рно также и то, что агрессивные намерения нападающего могут быть обусловле- л простейшими физическими характеристиками потенциальной жертвы. В этом 1зделе мы рассмотрим результаты экспериментов, показывающих, как пол и раса уьекта могут влиять на актуализацию агрессивных реакций.
ОЛ ОБЪЕКТА АГРЕССИИ
большинстве случаев данные исследований, в которых манипулируемой пере- гннои был пол объекта, подтверждают широко распространенное мнение, что енщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подверга- гся, то интенсивность физического воздействия будет ниже (РгосН, Масач1ау оте, 1977). Такие результаты были получены во многих экспериментах, исполь- тощих различные процедуры, методы измерения агрессии и разные выборки :пытуемых (Ви55, 1966а; Тау1ог Ераеш, 1967). Тенденция к меньшему прояв- ;нию агрессии по отношению к объектам женского пола часто интерпретируется 1К <рыцарство>, как отражение социализированного запрета причинять вред енщинам. <Неприемлемость> агрессии по отношению к женщине, особенно со Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|