|
Психология агрессиизодолжать. Так, при первом возникновении у испытуемого желания прекратить зоцедуру экспериментатор говорил <дальше, пожалуйста> или <пожалуйста, зодолжайте>. В следующий раз он утверждал, что <условия эксперимента тре- тот, чтобы вы продолжали>. Если испытуемый настаивал, экспериментатор говоч 1Л <чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали>, а если даже это не помогало, 0В; являл <у вас нет другого выбора, вы должны продолжать>. Таким образов>, :пытуемый мог прервать процедуру, только открыто не повинуясь указаний ярового и властного экспериментатора. Вероятно, уже очевидна аналогия многих аспектов этой процедуры со станда{
25-28 29-30
МОЩНОСТЬ РАЗРЯДА: 1-4
9-12 13-16
Очень Интенсивный Чрезвычайно Опасно: XXX сильный разряд интенсивный мощнейший разряд разряд разряд
НАДПИСЬ: Слабый Средний Сильный разряд разряд разряд
ИСПЫТУЕМЫЕ, ОТКАЗАВШИЕСЯ ПРОДОЛЖАТЬ (%):
Рис. 4. 9. Хотя таблички на генераторе предупреждали, что <ученику> придется испытать чрезвы- чайно болезненный удар током, лишь 35% испытуемых в эксперименте Милграма отказались под- чиниться авторитетному указанию довести мощность разряда до предела.
ния агрессии. Однако следует иметь в виду одно значительное различие между ними. В процедуре Милграма испытуемых предварительно просят - а потом приказывают - наказывать за каждую ошибку все более мощным разрядом. В противоположность этому, участникам процедуры Басса предоставляется полная свобода в выборе напряжения электрического тока. Это отличие позволяет рас- сматривать исследования по методике Басса в общем как источник информации о произвольной агрессии, в то время как исследования по методике Милграма счи- таются источником информации об агрессии, проявленной в ответ на прямые при- казы постороннего человека.
Участники исследований Милграма представляли собой смешанную выборку мужчин в возрасте от 20 до 50 лет различных профессий - от разнорабочих до инженеров - и набирались по объявлению в газете. Поскольку они не имели от- ношения к университету, в котором проводилось исследование, и являлись добро- вольцами, можно было ожидать, что они окажутся весьма резистентны к требова- нию экспериментатора подвергнуть другого человека очевидно опасному удару электрическим током. И все же, как показано на рис. 4.9,65% испытуемых про- демонстрировали полное подчинение, доводя в ходе сеанса силу удара до предель- ных 450 вольт. Разумеется, как и предполагалось, многие участники протестовали и требовали прервать эксперимент. Однако, столкнувшись с непреклонным требо- ванием экспериментатора продолжать процесс, большинство повиновались, нанося жертве электрические разряды снова и снова. Более того, они продолжали подчи- няться, несмотря на тот факт, что при 300 вольтах <ученик> колотил по стенке (якобы от боли) и вскоре прекращал отвечать на вопросы задания. Учитывая, что в распоряжении экспериментатора фактически не было средств принуждения - испытуемые уже получили плату и были вольны уйти, когда им вздумается, - в этих экспериментах отчетливо проявилась опасная тенденция: лица, даже не име- ющие особых полномочий, способны вынудить многих людей на совершение агрес- сивных действий.
В дальнейших своих исследованиях Милграм (М11гат, 1965Ь, 1974) обнаружил, что аналогичные результаты можно получить даже в условиях, которые, казалось ЇЬ1> должны уменьшать склонность к повиновению. Например, когда эксперимент, Начала проводившийся в кампусе престижного университета, был перенесен в Їфис, находившийся в деловой части соседнего городка, испытуемые проявили Ищь очень незначительное снижение склонности к подчинению. Аналогичным
ГЛАВД.Э
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
ученик> жаловался на боль от разрядов электрического тока и просил прервать 1 ксперимент. И наконец, многие (30%) продолжали подчиняться, даже когда о1 их требовалось вцепиться жертве в запястье и с силой прижимать ее ладонь ц 1 ластинке, проводящей ток! Эти данные не оставляют сомнений, что приказы сходящие из уст облеченного властью, способны вынудить многих людей причи ить физический вред жертве, которая никоим образом их не провоцировала и 811 зрустрировала.
Хотя влияние представителя власти зачастую велико, оно может встретите 1 :ротиводействие. В частности, два фактора кажутся особенно эффективными длЩ меньшения возможности авторитетного лица вынуждать подчиненных прич>1 (ять вред другим. Во-первых, подчинение часто нарушается в условиях, когда 1 [ндивид ощущает личную ответственность за результаты своих действий. В опьй ах Милграма экспериментатор заявлял участникам, что берет на себя личнуз ответственность за безопасность и благополучие <ученика>. Это было резоннд >едь во многих жизненных ситуациях именно должностные лица в конечнощ :чете должны отвечать за все промахи. Поэтому неудивительно, что в эксперимеи
е Милграма многие испытуемые полностью подчинялись командам эксперимент 1
атора; в конце концов, если бы жертва пострадала, виноват был бы именно он. Н1
ели бы ответственность за негативные последствия лежала на испытуемых? Стаэ-1 1И бы они меньше подчиняться? Данные по этому вопросу были получены в не скольких экспериментах. Например, одно исследование (ТЯег, 1970) показало 1то испытуемые подчиняются гораздо более неохотно, если им перед этим сооб- цалось, что ответственность за жизнь и здоровье жертвы целиком возлагается Н>1 шх самих. Далее оказалось, что испытуемые подчиняются с меньшей готовнос";1 гью, когда они сами вынуждены наказывать жертву ударами тока, а не просто передавать указания экспериментатора об увеличении мощности электрического зазряда другому человеку - исполнителю (КНЬат Мапп, 1974). Видимо, п>1 зышение ответственности за свои действия противостоит тенденции подчиняться авторитету. ".1
Второй фактор, также представляющийся эффективным в этом отношении, обг гаруживается при тщательном анализе ситуаций, в которых приказы фактическ де выполняются. В некоторых случаях происходит следующее: сначала один я№ несколько смелых и решительных людей не подчиняются власти, а затем этому примеру следуют многие. Такой ход событий предполагает, что эффективный средством против слепого повиновения приказам представителя власти може быть демонстрация примера неподчинения тех людей, которые отказываются па- виноваться приказам. То, что такая процедура может с высокой эффективность вызывать неподчинение, следует из результатов нескольких интересных эксперф" ментов (МЯгат, 1965а; Роуега Сееп, 1972). Например, в самом раннем из нИ (МЯгат, 1965а) подчинение упало с 65 до 10Їо, когда испытуемые наблюдал двух человек (на самом деле ассистентов), которые два раза в ходе процедуры " подчинились командам экспериментатора.
В сумме эти результаты позволяют рассматривать ответственность за свои де ствия и наличие примера неподчинения как два лучика надежды в непрогля, мрачной картине, вырисовывающейся из опытов Милграма. Хотя сила предста теля власти, требующего подчинения даже в жестоких агрессивных действи
<СТОРОННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ> НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР: ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ И ПОСТУПКОВ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Многие агрессивные действия совершаются в ситуации, когда на сцене присут- ствуют только агрессор и его жертва. Однако очень часто акты агрессии проис- ходят в обстановке, где присутствуют также другие люди, йрямо в действии не участвующие. Данный факт наталкивает на интересный вопрос: могут ли эти лица, за счет лишь своего присутствия либо поведения, повлиять на последую- щую агрессию? Неформальные соображения позволяют предположить, что это именно так. Толпа зевак часто подначивает разозленных противников, способ- ствуя разжиганию опасных ссор. И напротив, присутствие некоторых людей способно, по меньшей мере, сильно подавлять явные акты агрессии (подумаем, например, о потенциальном влиянии вооруженного полицейского). Более фор- мальные подтверждения данного предположения были получены в ряде разнооб- разных экспериментов. Хотя все эти исследования были посвящены воздействию наблюдателей на агрессию, с логической точки зрения они подразделяются на две группы. В первой группе внимание было сосредоточено на словах и поступ- ках наблюдателей, а во второй - на самом факте их присутствия и на их стату- се. Итак, рассмотрим обе линии исследований по очереди.
Слова и поступки наблюдателей
Одним из первых вопросов, который приходит на ум, когда речь заходит о третьей стороне, будет следующий: какую функцию она выполняет? Как мы упоминали выше, третья сторона может попытаться посредничать в примирении и помочь предотвратить эскалацию конфликта. Или же, напротив, третья сторона может подстрекать противников к атаке или контратаке, способствуя разгоранию конф- ликта. Фельсон и Стедман (Ре15оп еас1теп, 1982) на основе данных уголов- ных дел, в которых были зафиксированы угрозы насилия и убийства, сообщают, что третья сторона более склонна подстрекать к агрессии или сама принимать участие в агрессивных действиях, чем быть посредником в примирении. Даже между нечеловекообразными обезьянами (например, макаками-резус) существует взаимовыручка, выражающаяся во включении в драку (Вегпвеш ЕЬагс, 1985; Мазаеу, 1977).
Итак, как же подстрекательство со стороны нейтрального наблюдателя влияет на поведение участников конфликта? Действительно ли оно повышает их агрес- сивность? Эти вопросы изучались как в условиях лаборатории, так и вне ее, и ответом было неизменное <да>.
Одно из самых первых исследований, объектом которого являлось подстрека- тельство к агрессии со стороны третьего лица, было проведено Милграмом (МН- П1, 1964). В дополнение к своим ранее проведенным экспериментам на предмет послушания Милграм пытался определить, будут ли мужчины-испытуемые посы- лать беспомощной и невинной жертве опасный для жизни электрический разряд о совету <товарища> так же, как после указания авторитетного лица. Для про- брки этого предположения он изменил свою первоначальную процедуру так, что Каждом сеансе участвовали три <учителя>, а не один. Двое из них были ассис-
СНТЯТГТ т> т1- --- ---- - -- __- _-
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
одозревающему испытуемому - <обучать> некоего человека в соответствии с кспериментальным заданием. Другим существенным отличием этого экспери- :ента от оригинальной процедуры было отсутствие требования к учителю увели- ивать мощность предназначенного ученику электрического разряда каждый раз, 1 ак он сделает ошибку. Мощность разряда определялась самими учителями -з азначалась минимальная величина из трех предложенных ими. Однако во вре (я эксперимента два ассистента постоянно подначивали учителя-испытуемого величивать мощность разряда всякий раз, когда ученик даст неправильный от> ет. Таким образом, участники подвергались непрерывному социальному давлен :ию, вынуждающему их усиливать мучения жертвы. Естественно, что рекомендэд ,ии ассистентов оказывали сильное влияние на поведение испытуемых. По ходу еанса они начинали посылать ученику электрические разряды все большей в ольшей мощности. Члены же контрольной группы, где в состав троек не входил> ссистенты экспериментатора, напротив, предпочитали установить постоянную 1чень небольшую мощность разряда. Иными словами, многократные <подначки о стороны ассистентов вынуждали испытуемых вести себя более агрессивно, -ч
То, что в экспериментальных условиях подобное воздействие могут оказывад> (с только непосредственные участники, но и зрители, было отмечено в других ;сследованиях по этой теме (Вогс1еп Тау1ог, 1973), в которых испытуемый с> )евновался с фиктивным противником в выполнении заданий на время реакции (о системе Тэйлора, а три зрителя подначивали его увеличить мощность нази (енного разряда. Эти предложения сильно влияли на испытуемых: они значи-1 ельно увеличивали мощность разряда, по сравнению с тем периодом, когда выЦ юлняли задание в экспериментальной комнате одни, без зрителей. Более того>, 1 1ри определенных экспериментальных условиях испытуемые продолжали посы-1 гать разряды большей мощности и после ухода зрителей. К счастью, результат <того исследования дарят нам лучик надежды: если испытуемых убеждали умет пить силу удара, они уступали. Однако снижение агрессивности не сохранялось юсле ухода зрителей. Исследуя более ста случаев насилия, преднамеренных Ц преднамеренных убийств, Фельсон, Рибнер и Зигель (Ре15оп, К1Ьпег 51ее1,1 1984) предположили, что противники будут более агрессивны, если присутствуют цие значимые другие (например, друзья, супруги, любовницы) тоже будут весМ :е6я агрессивно, то есть подобное поведение значимой третьей стороны сигнализ зует об одобрении насилия в качестве реакции на ситуацию. Исследователи изо- шли реакцию сторонних наблюдателей, связанных как с жертвами, так и с яг- зессорами. В качестве агрессоров рассматривались те, кому было предъявлейв обвинение в преступлении, в качестве жертв - те, кто подал жалобу. 7
Действительно, поведение значимых других оказалось тесно связано с повеД гаем участников. Не только агрессоры, но и жертвы были более агрессивны (яа"1 пример, наносили больше ответных ударов, ранений), когда их значимые друг< зели себя агрессивно. Корреляция между попытками значимых других погасят конфликт и уменьшением физического насилия были зарегистрированы только агрессоров; у потерпевших их значимые другие такого влияния не имели. ХоГ результаты такого посредничества дают нам повод для беспокойства, исследов; ни напоминают, что в поле их зрения попали только те инциденты, где агрессо] 5ыло официально предъявлено обвинение в насильственных преступлениях.
зволяет свести вероятность того, что агрессивный конфликт перерастет в пре- ступление, до минимума.
Уайт и ее коллеги (УЬе СшЬег, 1982) осуществили программу исследова- ний, в которой процесс подстрекательства со стороны третьего лица изучался еще глубже. Целью эксперимента было выявление факторов, которые влияют на по- ведение подстрекателей. Методика исследования поведения основывалась на адаптированной процедуре Тэйлора на время реакции. Но, вместо того чтобы соб- ственноручно установить мощность разряда для противника, испытуемые перепо- ручали это своему <представителю>. Тот действительно посылал электрические разряды оппоненту и якобы получал ответные. Как представитель, так и против- ник обычно являлись помощниками экспериментатора.
Это исследование предоставило нам возможность выявить факторы, влияю- щие на интенсивность подстрекательства к агрессии. Например, третья сторона реагировала на провокацию противника (по отношению к <представителю>) практически как агрессор: в ответ на провокацию она начинала более активно подстрекать к агрессии (ОаеЬе1е1п, 1973; аеЬе1еш Нау, 1974; УЪе ОгиЬег, 1982). Однако, когда самим испытуемым грозил электрический разряд со сторо- ны противника, они были склонны реагировать менее агрессивно, чем когда игра- ли роль <неуязвимых консультантов> (СаеЬе1еш Нау, 1974; СаеЬе1еш Мап- аег, 1978).
Один из самых интересных результатов этого исследования связан с реакцией стороннего наблюдателя на не склонного к сотрудничеству представителя (Оае- Ье1е1п, 1973, 1978; УЬКе ОгиЬег, 1982). В своем эксперименте Габеляйн и Хэй (ОаеЬе1е1п Нау, 1975) продемонстрировали, как вербальная и поведенческая уступчивость влияют на интенсивность подстрекательства к агрессии. В соответ- ствии с процедурой исследования женщины, игравшие роль стороннего наблюда- теля (собственно испытуемые), говорили своему <представителю> (ассистенту экспериментатора), электрический разряд какой мощности они хотели бы послать противнику, который, в свою очередь, как предполагалось, должен увеличивать мощность (то есть уровень провокации) ответных разрядов по ходу процедуры. Для половины испытуемых представитель вел себя как вербально уступчивый, на словах соглашаясь с предложенной мощностью разряда; другая половина уча- стниц сталкивалась с вербальной неуступчивостью представителя, когда предла- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|