|
Психология агрессии(еющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными ременными и системами, а также внутренними факторами, отражающими ха" , ктерные чертыи склонности конкретного агрессора (ВапсЬга, 1986; ВегЬоИд, 89; гШтапп, 1988). Принимая во внимание все вышесказанное, некоторые читатели наверняка за дутся следующим вопросом: что же нового появилось за последние годы в) учении природы агрессии и в том числе влияния на ее развитие личностного штора? В предыдущих главах, обращаясь, главным образом, к социальным, с№" ационным и средовым предпосылкам агрессии, а также говоря о впечатлениях днего детства, способствовавших ее развитию, мы практически не уделили вни-1 1ния возможному влиянию индивидуальных особенностей личности на развку :е, форму и направление открытой (наблюдаемой) агрессии. Это отнюдь не оз- 1чает, что мы проигнорировали это обстоятельство. Напротив, мы тщательно все. весили и решили приступить к рассмотрению индивидуальных детерминант рессии только после освещения других тем. Такое решение было предопределе- ) двумя основными факторами.
Во-первых, как отмечалось в первой главе, Фрейд, Лоренц и некоторые другие, (вестные психологи, разрабатывая теории агрессии, основной акцент, как правило дали на важности индивидуальных, или внутренних, детерминант агрессивно сведения. В своих поисках корней агрессивности они ограничились рамкамЯ; 1ЧНОСТНОЙ динамики, психопатологии и биологии индивидов, уделяя значительны гньше внимания внешним факторам, способствующим развитию агрессивного зведения. В результате общепринятым стало придавать чрезмерное значенав утренним факторам, недооценивая при этом роль социальных, средовых, когнЯЦ 1вных и ситуационных переменных, которые мы и решили рассмотреть сначалД 1я того чтобы покончить с этим широко распространенным недоразумением.
Во-вторых, наше решение начать с описания социальных и внешних детер] нт агрессии отражает сложившийся за последние годы порядок освещения мы в научной литературе.
Таким образом, мы хотели бы убедить читателей в том, что избранная нами последовательность изложения материала не означает отсутствия с нашей сторо- ны интереса к индивидуальным детерминантам агрессии. Напротив, мы полагаем, что личностные особенности играют ключевую роль в развитии агрессивности, и это подтверждается на практике нашими многочисленными исследованиями (Ва- гон, К1сЬап}5оп, Уапс1епЬег НитрЬпез, 1986).
Поэтому настала пора нажать на тормоза, если так можно выразиться, и скон- центрировать внимание на чертах характера и душевных качествах отдельных личностей, то есть на том, что мы часто обозначали термином индивидуальные детерминанты агрессии. Под этим термином мы подразумевали предпосылки для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчи- вых чертах характера и наклонностях потенциальных агрессоров. Термин <г/с- тпойчивый> в данном случае является ключевым, поскольку, по сравнению с уже рассмотренными нами типами относительно кратковременных эмоциональных и аффективных реакций, индивидуальные детерминанты агрессии имеют более по- стоянный характер. Таким образом, они в определенном смысле могут перено- ситься индивидами из ситуации в ситуацию и воздействовать на их поведение в самом разнообразном контексте.
Учитывая возросший в последние годы среди социальных психологов интерес к проблеме личности, неудивительно, что в качестве возможных индивидуальных детерминант агрессии было предложено множество самых разнообразных факто- ров. Причем большинство из них можно отнести к нескольким основным катего- риям, три из которых будут рассмотрены в пределах данной главы. Во-первых, мы поговорим о роли различных личностных черт в развитии агрессии. Несложные наблюдения наводят на мысль о том, что определенные индивиды обладают склон- ностями и характерными чертами, предрасполагающими их к агрессивным выпа- дам против окружающих. В пользу такого предположения свидетельствует расту- щее из года в год количество данных (Ки55е11, 1989),
Во-вторых, мы рассмотрим влияние на возникновение агрессии нескольких типов установок и внутренних стандартов. Уже на протяжении нескольких лет считается, что в основе многих актов агрессии лежит предрассудок. В дей- ствительности так оно и есть, но проявляется это не столь однозначно и прямоли- нейно, как может подсказывать здравый смысл. В любом случае, предрассудки и прочие устойчивые установки нередко играют существенную роль в определении того, будут ли некоторые конкретные лица проявлять агрессию против других, а также в установлении целей, которые они изберут при подобных проявлениях.
В-третьих, мы рассмотрим факты, имеющие отношение кгендерным различиям в агрессии. Действительно ли мужчины проявляют более высокие уровни агрес- сии, чем женщины? И если это так, то почему? Эти вопросы вызывают все боль- ший интерес в последние годы (Еа 1у Уоо<3, 1991), и мы непременно рассмот- рим данные, имеющие к ним отношение.
Еще один вопрос, который мог бы быть включен в эту главу - биологические и генетические детерминанты агрессии, - будет рассматриваться тем не менее в седьмой главе. В настоящее время наблюдается такой большой прогресс в пони- мании биологических и генетических причин возникновения агрессии, что для полного рассмотрения этой заслуживающей внимания информации потребуется "Цельная глава.
,пуч-1пяп1В1 дггеССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР
ЛИЧНОСТЬ И АГРЕССИЯ: ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К НАСИЛИЮ
Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склон- ность к совершению актов агрессии, а другие - нет? Простые наблюдения при- водят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких <точек кипения>, резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям (см. рис. 6. 1). Короче говоря, черты характера, похоже, играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или жертвами.
Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонность 1 дают нам возможность говорить о предрасположенности личности к совершения .1 или не совершению агрессивных поступков? Информация, которую мы могли бь1 получить, важна по нескольким причинам. Во-первых, знание того, какие черты1 характера ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способ-1 ствовать пониманию агрессивного поведения в целом и содействовать созданию всеобъемлющих и точных теорий человеческой агрессии. Во-вторых, информация! о чертах человеческого характера, обусловливающих склонность к агрессии, м() жет иметь большое практическое значение для прогнозирования тенденций К 1 прямой агрессии и выработки мер по предотвращению или контролю агрессии. Й1 связи с этим интерес к определению личностных характеристик, имеющих отно1 шение к агрессии, значительно возрос за последние годы (В1а55, 1991; ВизЬтап в 1 Оееп, 1990; Оееп, 1991). Исследования по этой проблеме привели к многочислен 1 ным вызывающим интерес вспышкам озарения относительно черт характера <г 1
Рис. 6. 1. Как видно из этой карикатуры, некоторые люди, похоже, обладают характеристикам поедрасполагающими их к агрессии, 1
смкь. АГА, Рк -Г! мбнно он-то нб и НУсён!>
оячих>, склонных к агрессии личностей. Однако, прежде чем обратиться к этим данным, остановимся вкратце на более существенном вопросе - действительно ля личностные черты настолько устойчивы, что можно оправдать усилия, затра- ченные на их определение и изучение?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ УСТОЙЧИВЫ?
в повседневной жизни мы опираемся на мнение, что черты характера - это един- ственная реальность, считая, что на поведение людей не влияют ни время, ни об- стоятельства. Как это ни удивительно, но некоторые исследователи подвергают сомнению подобные предположения. Они утверждают, что человеческие суще- ства на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или чувствовать в одной и той же манере независимо от течения времени или различных ситуаций (М1сЬе1, 1977, 1985), и заявляют, что реакции людей в значительной степени обусловлены текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на перемену во внеш- них условиях. Эти исследователи также считают, что мы воспринимаем поведение других как величину постоянную, что не всегда соответствует действительности (Кееег, Р1е1:сЬег Ригтап, 1989), главным образом потому, что это облегчает задачу понимания людей и прогнозирования их будущих поступков. Как только мы приписываем другим людям определенные черты, мы можем на этом основа- нии прогнозировать их будущее поведение.
В то же время другие исследователи утверждают, что поведение людей на самом деле остается достаточно неизменным на протяжении длительного времени и не зависит от обстоятельств (Вугпе сЬиНе, 1990). Несмотря на то что они не отрицают важную роль ситуационных факторов в формировании человеческого поведения, они настаивают на том, что люди действительно обладают специфи- ческими чертами, информация о которых может быть полезна для понимания и прогнозирования их поступков. В качестве подтверждения подобных заявлений они ссылаются на исследования, свидетельствующие о том, что люди проявляют поразительную последовательность во многих аспектах поведения даже после сравнительно длительных временных интервалов (МоаЬоуг, 1982). Такое по- стоянство, конечно, характерно не для всех черт характера. Но почти каждый, похоже, склонен к одной и той же модели поведения, для актуализации которой необходимы определенные черты и, по крайней мере, определенная ситуация (Ваи- теег Т1се, 1988; Т1се, 1989).
Несмотря на то что этот спор до сих пор продолжается, все большее число данных свидетельствует о том, что черты характера, обусловливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Например, Олвейс (01еи5, 1979) в литературном обозрении, посвященном этой теме, отмечает, что Данные, собранные в различное время, в течение нескольких месяцев или на про- тяжении многих лет, подтверждают это предположение. Подобным же образом Результат впечатляющего исследования, с выборкой, состоявшей из более чем 700 мужчин и женщин, дали возможность Бота и Мелзу (Во1Ьа Ме1а, 1990) ать вывод, что высокий уровень агрессии, демонстрируемый в определенных ситуациях южноафриканскими детьми, остается столь же высоким и пять лет УСТЯ. Вместе взятые, эти и прочие данные свидетельствуют о том, что индивиду- альные различия в склонности выбирать в качестве модели поведения агрессию
ГЛАВА 6
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ. УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР
[ействительно довольно устойчивы. Были также получены данные о том, что оп- <еделенные характеристики имеют прямое отношение к агрессии. Эти черты к ому же сохраняют свою силу и по истечении длительных периодов времени и [лияют на поведение в самых разнообразных обстоятельствах (сЬе1ег, Ви58 3455, 1978). Принимая во внимание все эти результаты, кажется вполне разум- 1ым попытаться определить специфические личностные характеристики, связан- 1ые с проявлением агрессии. Многие исследователи взяли на вооружение подоб- 1ЫЙ подход. Основные результаты их исследований суммированы ниже.
По существу, подобные исследования проводились с целью выяснить два глав шх вопроса. Во-первых, немало усилий было затрачено на определение характе- ристик, дающих возможность говорить о предрасположенности нормальных лю- хей к агрессии. В этих исследованиях речь шла именно о тех, кто не имеет никаких тризнаков психопатологии и проявляет агрессию в тех же обстоятельствах, что-и чногие люди. Во-вторых, значительное внимание было уделено определению ха- зактеристик насильников - лиц, для которых проявление крайней агрессивности настолько привычно, что большинство наблюдателей посчитало бы подобное пове- дение противоречащим представлению о нормальном социальном поведении. У гаких индивидов, похоже, имеются психологические проблемы, что предрасполага- ет их к необычайно высокому и опасному уровню агрессии. Поскольку именно на их совести лежит ответственность за совершение большей части насильственных действий, попытки понять таких людей и выяснить корни их агрессивности кажут- ся вполне оправданными.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К АГРЕССИВНОСТИ У НОРМАЛЬНЫХ ИНДИВИДОВ ;
Хотя <здравый смысл> предполагает наличие прочной прямой связи между раз- (1 личными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь зача- стую очень трудно продемонстрировать (ОепеппЬ, 1976; Ьаг5еп, Со1етап, РогЬев .1 .ТоЬпкоп, 1972). Во-первых, во многих случаях ситуационные факторы тех тя- " пов, что рассматривались в предшествующих главах, оказывают на агрессию 1- болыпее воздействие, нежели различные черты личности. Другими словами, ия: дивиды действительно различаются по своей склонности к агрессии, но эти раз-"- личия подавляются мощными ситуационными переменными. К примеру, почти все индивиды, даже <горячие головы>, необычайно склонные к агрессии, могуТ воздержаться от подобного поведения в присутствии полиции. Напротив, почтят все, даже те, чей характер почти никогда не давал возможность приобрести оШЯ агрессивных действий, могут вести себя именно так, если, проходя службу в Р" мии, получают соответствующий приказ от командира. Это важное обстоятеЛЬ ство, к которому мы будем возвращаться в этой главе не раз.
Во-вторых, показать связь между специфическими личностными Р агрессией трудно потому, что критерии определения этих черт не удовлетворяют желаемым требованиям надежности или валидности. До известной степени таМ; способы не в состоянии оценить не только интересующие нас, но и другие чер" личности. В исследовательский процесс поэтому вкрадывается ошибка. БлагоД ря такому оценочному <шуму> нелегко разглядеть связь между исследуемЫЯ
По этим и другим причинам в эмпирическом исследовании зачастую трудно установить наличие взаимосвязи между личностными чертами и агрессией. Одна- ко, несмотря на все эти проблемы, было выявлено определенное число характери- стик, имеющих отношение к агрессии. Некоторые из них мы и рассмотрим ниже.
Тревога и агрессия: страх социального неодобрения
Часто считается, что страх - особенно страх наказания - может способствовать подавлению агрессии. Например, в своей знаменитой монографии Доллард и его коллеги (ОоНагй, ОооЬ, Могег 8еаг5, 1939) заявили: <Сила подавления любого акта агрессии напрямую зависит от степени наказания, ожидаемого в случае совер- шения подобного акта>. Двадцать лет спустя Берковитц (ВегЬотг, 1962) заме- тил, что <склонность к агрессии у индивида напрямую связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением за агрессию>.
Если, как это утверждается в эмпирическом исследовании Бандуры (Вапс1ш-а, 1986), страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям - наиболее остро чувствующие опас- ность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены в результате не- скольких исследований.
В одном из первых экспериментов, связанных с данной тематикой, Денгеринк (0епепп1с, 1971) попросил 500 студентов-выпускников заполнить личностный опросник, предназначенный для измерения уровня тревожности (шкала тревож- ности Ликкена (ЬуЬЬеп5 Апх1е1у 5са1е; ЬуЬЬеп, 1957). Для дальнейшего иссле- дования были отобраны по двадцать человек из сорока, получившие наибольшее и наименьшее количество баллов по этой шкале. Они участвовали в стандарт- ном исследовании времени реакции по Тэйлору (см. главу 2), во время которого над ними издевался, все более и более входя в раж, мифический оппонент. В Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|