Психология агрессии



34 страница


(еющими отношение к ситуации или к окружающей обстановке, когнитивными  

ременными и системами, а также внутренними факторами, отражающими ха" ,  

ктерные чертыи склонности конкретного агрессора (ВапсЬга, 1986; ВегЬоИд,  

89; гШтапп, 1988).  

Принимая во внимание все вышесказанное, некоторые читатели наверняка за  

дутся следующим вопросом: что же нового появилось за последние годы в)  

учении природы агрессии и в том числе влияния на ее развитие личностного  

штора? В предыдущих главах, обращаясь, главным образом, к социальным, с№"  

ационным и средовым предпосылкам агрессии, а также говоря о впечатлениях  

днего детства, способствовавших ее развитию, мы практически не уделили вни-1  

1ния возможному влиянию индивидуальных особенностей личности на развку  

:е, форму и направление открытой (наблюдаемой) агрессии. Это отнюдь не оз-  

1чает, что мы проигнорировали это обстоятельство. Напротив, мы тщательно все.  

весили и решили приступить к рассмотрению индивидуальных детерминант  

рессии только после освещения других тем. Такое решение было предопределе-  

) двумя основными факторами.  

 

Во-первых, как отмечалось в первой главе, Фрейд, Лоренц и некоторые другие,  

(вестные психологи, разрабатывая теории агрессии, основной акцент, как правило  

дали на важности индивидуальных, или внутренних, детерминант агрессивно  

сведения. В своих поисках корней агрессивности они ограничились рамкамЯ;  

1ЧНОСТНОЙ динамики, психопатологии и биологии индивидов, уделяя значительны  

гньше внимания внешним факторам, способствующим развитию агрессивного  

зведения. В результате общепринятым стало придавать чрезмерное значенав  

утренним факторам, недооценивая при этом роль социальных, средовых, когнЯЦ  

1вных и ситуационных переменных, которые мы и решили рассмотреть сначалД  

1я того чтобы покончить с этим широко распространенным недоразумением.  

 

Во-вторых, наше решение начать с описания социальных и внешних детер]  

нт агрессии отражает сложившийся за последние годы порядок освещения  

мы в научной литературе.  

 

 

 

Таким образом, мы хотели бы убедить читателей в том, что избранная нами  

последовательность изложения материала не означает отсутствия с нашей сторо-  

ны интереса к индивидуальным детерминантам агрессии. Напротив, мы полагаем,  

что личностные особенности играют ключевую роль в развитии агрессивности, и  

это подтверждается на практике нашими многочисленными исследованиями (Ва-  

гон, К1сЬап}5оп, Уапс1епЬег НитрЬпез, 1986).  

 

Поэтому настала пора нажать на тормоза, если так можно выразиться, и скон-  

центрировать внимание на чертах характера и душевных качествах отдельных  

личностей, то есть на том, что мы часто обозначали термином индивидуальные  

детерминанты агрессии. Под этим термином мы подразумевали предпосылки  

для возникновения и развития агрессии, сосредоточенные в основном в устойчи-  

вых чертах характера и наклонностях потенциальных агрессоров. Термин <г/с-  

тпойчивый> в данном случае является ключевым, поскольку, по сравнению с уже  

рассмотренными нами типами относительно кратковременных эмоциональных и  

аффективных реакций, индивидуальные детерминанты агрессии имеют более по-  

стоянный характер. Таким образом, они в определенном смысле могут перено-  

ситься индивидами из ситуации в ситуацию и воздействовать на их поведение в  

самом разнообразном контексте.  

 

Учитывая возросший в последние годы среди социальных психологов интерес  

к проблеме личности, неудивительно, что в качестве возможных индивидуальных  

детерминант агрессии было предложено множество самых разнообразных факто-  

ров. Причем большинство из них можно отнести к нескольким основным катего-  

риям, три из которых будут рассмотрены в пределах данной главы. Во-первых, мы  

поговорим о роли различных личностных черт в развитии агрессии. Несложные  

наблюдения наводят на мысль о том, что определенные индивиды обладают склон-  

ностями и характерными чертами, предрасполагающими их к агрессивным выпа-  

дам против окружающих. В пользу такого предположения свидетельствует расту-  

щее из года в год количество данных (Ки55е11, 1989),  

 

Во-вторых, мы рассмотрим влияние на возникновение агрессии нескольких  

типов установок и внутренних стандартов. Уже на протяжении нескольких  

лет считается, что в основе многих актов агрессии лежит предрассудок. В дей-  

ствительности так оно и есть, но проявляется это не столь однозначно и прямоли-  

нейно, как может подсказывать здравый смысл. В любом случае, предрассудки и  

прочие устойчивые установки нередко играют существенную роль в определении  

того, будут ли некоторые конкретные лица проявлять агрессию против других, а  

также в установлении целей, которые они изберут при подобных проявлениях.  

 

В-третьих, мы рассмотрим факты, имеющие отношение кгендерным различиям  

в агрессии. Действительно ли мужчины проявляют более высокие уровни агрес-  

сии, чем женщины? И если это так, то почему? Эти вопросы вызывают все боль-  

ший интерес в последние годы (Еа 1у Уоо<3, 1991), и мы непременно рассмот-  

рим данные, имеющие к ним отношение.  

 

Еще один вопрос, который мог бы быть включен в эту главу - биологические  

и генетические детерминанты агрессии, - будет рассматриваться тем не менее в  

седьмой главе. В настоящее время наблюдается такой большой прогресс в пони-  

мании биологических и генетических причин возникновения агрессии, что для  

полного рассмотрения этой заслуживающей внимания информации потребуется  

"Цельная глава.  

 

,пуч-1пяп1В1 дггеССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР  

 

ЛИЧНОСТЬ И АГРЕССИЯ: ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА,  

ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К НАСИЛИЮ  

 

Обусловлено ли личностными характеристиками то, что одни люди имеют склон-  

ность к совершению актов агрессии, а другие - нет? Простые наблюдения при-  

водят к заключению, что да, обусловлено. Большинство из нас могут вспомнить  

среди своих знакомых лиц, которые из-за необычно высоких или низких <точек  

кипения>, резкого или мягкого стиля поведения и других факторов казались  

особенно склонными или же, напротив, не склонными к агрессивным действиям  

(см. рис. 6. 1). Короче говоря, черты характера, похоже, играют важную роль в  

определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или  

жертвами.  

 

Какие же характеристики являются ключевыми? Какие черты и склонность 1  

дают нам возможность говорить о предрасположенности личности к совершения .1  

или не совершению агрессивных поступков? Информация, которую мы могли бь1  

получить, важна по нескольким причинам. Во-первых, знание того, какие черты1  

характера ассоциируются с высоким или низким уровнем агрессии, может способ-1  

ствовать пониманию агрессивного поведения в целом и содействовать созданию  

всеобъемлющих и точных теорий человеческой агрессии. Во-вторых, информация!  

о чертах человеческого характера, обусловливающих склонность к агрессии, м()  

жет иметь большое практическое значение для прогнозирования тенденций К 1  

прямой агрессии и выработки мер по предотвращению или контролю агрессии. Й1  

связи с этим интерес к определению личностных характеристик, имеющих отно1  

шение к агрессии, значительно возрос за последние годы (В1а55, 1991; ВизЬтап в 1  

Оееп, 1990; Оееп, 1991). Исследования по этой проблеме привели к многочислен 1  

ным вызывающим интерес вспышкам озарения относительно черт характера <г 1  

 

 

 

Рис. 6. 1. Как видно из этой карикатуры, некоторые люди, похоже, обладают характеристикам  

поедрасполагающими их к агрессии, 1  

 

 

 

смкь.  

АГА, Рк -Г! мбнно он-то нб и НУсён!>  

 

оячих>, склонных к агрессии личностей. Однако, прежде чем обратиться к этим  

данным, остановимся вкратце на более существенном вопросе - действительно  

ля личностные черты настолько устойчивы, что можно оправдать усилия, затра-  

ченные на их определение и изучение?  

 

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ УСТОЙЧИВЫ?  

 

в повседневной жизни мы опираемся на мнение, что черты характера - это един-  

ственная реальность, считая, что на поведение людей не влияют ни время, ни об-  

стоятельства. Как это ни удивительно, но некоторые исследователи подвергают  

сомнению подобные предположения. Они утверждают, что человеческие суще-  

ства на самом деле едва ли склонны вести себя, думать или чувствовать в одной и  

той же манере независимо от течения времени или различных ситуаций (М1сЬе1,  

1977, 1985), и заявляют, что реакции людей в значительной степени обусловлены  

текущими ситуациями и с очевидностью меняются в ответ на перемену во внеш-  

них условиях. Эти исследователи также считают, что мы воспринимаем поведение  

других как величину постоянную, что не всегда соответствует действительности  

(Кееег, Р1е1:сЬег Ригтап, 1989), главным образом потому, что это облегчает  

задачу понимания людей и прогнозирования их будущих поступков. Как только  

мы приписываем другим людям определенные черты, мы можем на этом основа-  

нии прогнозировать их будущее поведение.  

 

В то же время другие исследователи утверждают, что поведение людей на  

самом деле остается достаточно неизменным на протяжении длительного времени  

и не зависит от обстоятельств (Вугпе сЬиНе, 1990). Несмотря на то что они не  

отрицают важную роль ситуационных факторов в формировании человеческого  

поведения, они настаивают на том, что люди действительно обладают специфи-  

ческими чертами, информация о которых может быть полезна для понимания и  

прогнозирования их поступков. В качестве подтверждения подобных заявлений  

они ссылаются на исследования, свидетельствующие о том, что люди проявляют  

поразительную последовательность во многих аспектах поведения даже после  

сравнительно длительных временных интервалов (МоаЬоуг, 1982). Такое по-  

стоянство, конечно, характерно не для всех черт характера. Но почти каждый,  

похоже, склонен к одной и той же модели поведения, для актуализации которой  

необходимы определенные черты и, по крайней мере, определенная ситуация (Ваи-  

теег Т1се, 1988; Т1се, 1989).  

 

Несмотря на то что этот спор до сих пор продолжается, все большее число  

данных свидетельствует о том, что черты характера, обусловливающие склонность  

к агрессии, сами по себе являются достаточно устойчивыми. Например, Олвейс  

(01еи5, 1979) в литературном обозрении, посвященном этой теме, отмечает, что  

Данные, собранные в различное время, в течение нескольких месяцев или на про-  

тяжении многих лет, подтверждают это предположение. Подобным же образом  

Результат впечатляющего исследования, с выборкой, состоявшей из более чем  

700 мужчин и женщин, дали возможность Бота и Мелзу (Во1Ьа Ме1а, 1990)  

ать вывод, что высокий уровень агрессии, демонстрируемый в определенных  

ситуациях южноафриканскими детьми, остается столь же высоким и пять лет  

УСТЯ. Вместе взятые, эти и прочие данные свидетельствуют о том, что индивиду-  

альные различия в склонности выбирать в качестве модели поведения агрессию  

 

ГЛАВА 6  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ. УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР  

 

[ействительно довольно устойчивы. Были также получены данные о том, что оп-  

<еделенные характеристики имеют прямое отношение к агрессии. Эти черты к  

ому же сохраняют свою силу и по истечении длительных периодов времени и  

[лияют на поведение в самых разнообразных обстоятельствах (сЬе1ег, Ви58  

3455, 1978). Принимая во внимание все эти результаты, кажется вполне разум-  

1ым попытаться определить специфические личностные характеристики, связан-  

1ые с проявлением агрессии. Многие исследователи взяли на вооружение подоб-  

1ЫЙ подход. Основные результаты их исследований суммированы ниже.  

 

По существу, подобные исследования проводились с целью выяснить два глав  

шх вопроса. Во-первых, немало усилий было затрачено на определение характе-  

ристик, дающих возможность говорить о предрасположенности нормальных лю-  

хей к агрессии. В этих исследованиях речь шла именно о тех, кто не имеет никаких  

тризнаков психопатологии и проявляет агрессию в тех же обстоятельствах, что-и  

чногие люди. Во-вторых, значительное внимание было уделено определению ха-  

зактеристик насильников - лиц, для которых проявление крайней агрессивности  

настолько привычно, что большинство наблюдателей посчитало бы подобное пове-  

дение противоречащим представлению о нормальном социальном поведении. У  

гаких индивидов, похоже, имеются психологические проблемы, что предрасполага-  

ет их к необычайно высокому и опасному уровню агрессии. Поскольку именно на  

их совести лежит ответственность за совершение большей части насильственных  

действий, попытки понять таких людей и выяснить корни их агрессивности кажут-  

ся вполне оправданными.  

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ  

К АГРЕССИВНОСТИ У НОРМАЛЬНЫХ ИНДИВИДОВ ;  

 

Хотя <здравый смысл> предполагает наличие прочной прямой связи между раз- (1  

личными чертами личности и агрессией, на самом деле такую взаимосвязь зача-  

стую очень трудно продемонстрировать (ОепеппЬ, 1976; Ьаг5еп, Со1етап, РогЬев .1  

.ТоЬпкоп, 1972). Во-первых, во многих случаях ситуационные факторы тех тя- "  

пов, что рассматривались в предшествующих главах, оказывают на агрессию 1-  

болыпее воздействие, нежели различные черты личности. Другими словами, ия:  

дивиды действительно различаются по своей склонности к агрессии, но эти раз-"-  

личия подавляются мощными ситуационными переменными. К примеру, почти  

все индивиды, даже <горячие головы>, необычайно склонные к агрессии, могуТ  

воздержаться от подобного поведения в присутствии полиции. Напротив, почтят  

все, даже те, чей характер почти никогда не давал возможность приобрести оШЯ  

агрессивных действий, могут вести себя именно так, если, проходя службу в Р"  

мии, получают соответствующий приказ от командира. Это важное обстоятеЛЬ  

ство, к которому мы будем возвращаться в этой главе не раз.  

 

Во-вторых, показать связь между специфическими личностными Р  

агрессией трудно потому, что критерии определения этих черт не удовлетворяют  

желаемым требованиям надежности или валидности. До известной степени таМ;  

способы не в состоянии оценить не только интересующие нас, но и другие чер"  

личности. В исследовательский процесс поэтому вкрадывается ошибка. БлагоД  

ря такому оценочному <шуму> нелегко разглядеть связь между исследуемЫЯ  

 

По этим и другим причинам в эмпирическом исследовании зачастую трудно  

установить наличие взаимосвязи между личностными чертами и агрессией. Одна-  

ко, несмотря на все эти проблемы, было выявлено определенное число характери-  

стик, имеющих отношение к агрессии. Некоторые из них мы и рассмотрим ниже.  

 

Тревога и агрессия: страх социального неодобрения  

 

Часто считается, что страх - особенно страх наказания - может способствовать  

подавлению агрессии. Например, в своей знаменитой монографии Доллард и его  

коллеги (ОоНагй, ОооЬ, Могег 8еаг5, 1939) заявили: <Сила подавления любого  

акта агрессии напрямую зависит от степени наказания, ожидаемого в случае совер-  

шения подобного акта>. Двадцать лет спустя Берковитц (ВегЬотг, 1962) заме-  

тил, что <склонность к агрессии у индивида напрямую связана с ожидаемым им  

наказанием или неодобрением за агрессию>.  

 

Если, как это утверждается в эмпирическом исследовании Бандуры (Вапс1ш-а,  

1986), страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить,  

что люди, склонные к подобным реакциям - наиболее остро чувствующие опас-  

ность, - зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с  

высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по  

крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против  

других. Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены в результате не-  

скольких исследований.  

 

В одном из первых экспериментов, связанных с данной тематикой, Денгеринк  

(0епепп1с, 1971) попросил 500 студентов-выпускников заполнить личностный  

опросник, предназначенный для измерения уровня тревожности (шкала тревож-  

ности Ликкена (ЬуЬЬеп5 Апх1е1у 5са1е; ЬуЬЬеп, 1957). Для дальнейшего иссле-  

дования были отобраны по двадцать человек из сорока, получившие наибольшее  

и наименьшее количество баллов по этой шкале. Они участвовали в стандарт-  

ном исследовании времени реакции по Тэйлору (см. главу 2), во время которого  

над ними издевался, все более и более входя в раж, мифический оппонент. В




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 733
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 26 страница
  • Психология агрессии » 19 страница
  • Психология агрессии » 20 страница
  • Психология агрессии » 21 страница
  • Психология агрессии » 22 страница
  • Психология агрессии » 23 страница
  • Психология агрессии » 24 страница
  • Психология агрессии » 25 страница
  • Психология агрессии » 18 страница
  • Психология агрессии » 27 страница
  • Психология агрессии » 28 страница
  • Психология агрессии » 29 страница
  • Психология агрессии » 30 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 9 страница
  • Психология агрессии » 3 страница
  • Психология агрессии » 2 страница
  • Психология агрессии » 1 страница
  • Психология агрессии » 4 страница
  • Психология агрессии » 5 страница
  • Психология агрессии » 6 страница
  • Психология агрессии » 7 страница
  • Психология агрессии » 8 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 10 страница
  • Психология агрессии » 11 страница
  • Психология агрессии » 12 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь