|
Психология агрессиирых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудно- стей. Во-первых, вопрос в том, что мы подразумеваем, говоря, что один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специ- алистов по философии науки (Вегтап, 1966).
Во-вторых, как утверждают многие известные ученые, намерения - это личные, Рытые, недоступные прямому наблюдению замыслы(Ви55,1971; ВапсЬга,1983). О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за об- суждаемыми актами агрессии. Подобные заключения могут делать как участники Рессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом слу- влияют на объяснение данного намерения (ТеевсЫ, 8ппЙг Вгоп, 1974).
Итак, включение категории намерения в определение агрессии привносит зыб- сть и противоречивость в понимание того, является ли то или иное действие ак-
Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно про-
0 - агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и
редко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный <нтекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо сви-
тельствует о наличии подобных намерений. Представим себе, например, следу- щую сцену. В баре некий человек осыпает другого бранью, и в конечном счете у юледнего лопается терпение, и он бьет своего обидчика пустой пивной бутылкой ) голове. В данном случае нет достаточных оснований сомневаться в том, что 1идчик намеревался оскорбить или причинить вред пострадавшему и что его
йствия должны расцениваться как агрессивные. >
Однако встречаются ситуации, когда наличие или отсутствие агрессивного на" прения установить гораздо труднее. Рассмотрим, например, такой инцидент. Женщина, приводя в порядок свой пистолет, случайно стреляет и убивает оказав- 1 егося рядом человека. Если она глубоко сожалеет и утверждает, что это резуль- .т несчастного случая, то на первый взгляд может показаться, что здесь не было (мерения причинить вред и что ее поведение, несмотря на исключительную не- торожность, не является примером межличностной агрессии. Если же при даль- йшем расследовании обнаружилось бы, что жертва получила чрезвычайно вы- 1 1дное деловое предложение, в котором была весьма заинтересована стрелявшая; енщина, а <несчастный случай> произошел сразу после бурного обсуждения 1анов с будущей жертвой, мы могли бы заподозрить, что в этом случае все же эгло иметь место намерение причинить вред. Тем не менее несмотря на трудности, связанные с установлением наличия или
сутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые. )зволяют оставить данный критерий в нашем определении агрессии. Во-первых, , :ли бы в определении не упоминалось намеренное причинение вреда, необходимо 1 лло бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения (см. ситуа- 1 1Ю под номером 3 на странице 25) классифицировать как агрессию. Ввиду того, - о люди время от времени оскорбляют чувства других, прищемляют кому-ни-1 пъ пальцы дверью и даже калечат друг друга в дорожно-транспортных проис- ; ествиях, представляется важным отличать подобные действия от агрессии.
Во-вторых, если исключить обязательное наличие намерения из нашего опре- гления агрессии, было бы необходимо характеризовать действия хирургов, сто- атологов и даже родителей, применяющих дисциплинарные меры воздействия
1 детей, как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скры- ть свое стремление причинить боль или страдания другим: без сомнения, суще-
вуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту )льно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт. днако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце )нцов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы.
Наконец, если бы критерий намерения был исключен из нашего определения, ) примеры, в которых попытки причинить вред предпринимаются, но оказывают". 1 безуспешными (см. ситуацию под номером 4 на странице 25), нельзя было бы ценить как агрессию, даже несмотря на то что, будь у агрессора чуть более мот- зе оружие, более точный прицел или более высокое мастерство, жертва получила л более серьезные увечья.
Подобные примеры случайного непричинения вреда необходимо рассматрЯ"; 1ть как агрессию, даже если жертве, вопреки ожиданиям, не был нанесен ущерб.
поэтому, учитывая все вышеприведенные соображения, весьма важно определять гоессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как щбые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий.
АГРЕССИЯ КАК ПРИЧИНЕНИЕ УЩЕРБА иди НАНЕСЕНИЕ ОСКОРБЛЕНИЯ
з представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление ртвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является дзательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие- до негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, кие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и не- жности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концеп- туальными рамками, предложенными Бассом (Ва5, 1976). По его мнению, агрес- сивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вер- бальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое на- силие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные вы-
Таблица 1.1. Категории агрессии по Бассу
ТИП АГРЕССИИ
ПРИМЕРЫ
Физическая- Физическая- Физическая-
-активная-прямая
-активная-непрямая
-пассивная-прямая
Физическая - пассивная -непрямая
Вербальная- Рбальная-
вербальная- Рбальная-
-активная-прямая
-активная-непрямая
-пассивная-прямая
-пассивная-непрямая
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.
Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).
ГЛАВА
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
31
называния за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и нег 1ые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из : [риведенывтабл. 1.1.
АГРЕССИЯ ЗАТРАГИВАЕТ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред ил. щерб живым существам, могут рассматриваться как агрессивные по своей пр1 юде.
При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-т. <азбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, напри- 1ер, по мебели, посуде, стенам, подобное поведение не может рассматриваться как .грессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Если вк яжелым молотком изуродовали автомобиль, такое поведение не будет считать .грессивным, при условии, что вы заплатили пятьдесят центов за участие в этом1 ттракционе на ярмарке. С другой стороны, в соответствии с нашим определено м, идентичное поведение можно было бы считать агрессивным, если бы этот авто1 юбиль представлял собой раритет, принадлежащий вашему врагу. Хотя такв>1 (ействия действительно могут иметь большое сходство с агрессивным поведение м, все же лучше всего расценивать их как явно эмоциональные или экспрессиа-1 [ые по природе и поэтому не являющиеся примерами агрессии.
АГРЕССИЯ ЗАТРАГИВАЕТ РЕЦИПИЕНТА, СТРЕМЯЩЕГОСЯ ИЗБЕЖАТЬ НАПАДЕНИЯ
1аконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только1 огда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. ? большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телес-1 :ыми повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избе-1 ать подобного неприятного опыта. Однако иногда жертвы оскорбления или 60-1 ;езненных действий не стремятся избежать неприятных для себя последствий. 1 озможно, наиболее отчетливо это проявляется при определенных формах любов-1 :ой игры, носящей садомазохистский характер. Здесь партнеры явно наслаждают- 1 я получаемыми страданиями или, по крайней мере, не предпринимают усилий, что- ы избежать или уклониться от специфических действий. В соответствии с нашим пределением, такое взаимодействие не содержит агрессии, поскольку здесь нет идимой мотивации со стороны <жертвы> избежать боли.
То же самое относится и к самоубийству. Здесь агрессор выступает в роля обственной жертвы. Поэтому подобные действия не могут быть классифициро- : аны как агрессия. Даже если целью суицида является не смерть, а отчаянный; ризыв к помощи, самоубийца все-таки стремится причинить вред себе. Таким 1 бразом, подобные действия не являются примерами агрессии. 1
Существуют и более широкие определения, при которых под агрессией понимаются действий. ричиняющие ущерб не только человеку или животному, но и вообще любому неживому объект/ ] :м., например, Э.Фоомм <Анатомия человеческой лестпVктиянпти>> (Ппчм ипчии псЯ)
рджДЕБНАЯ АГРЕССИЯ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ труМЕНТАЛЬНОЙ АГРЕССИИ
1 отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физичес- яя - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуж- ние этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрес- _ агрессию враждебную и инструментальную (Ви55, 1961,1971; РесЫзасЬ, 1964,
1970; Наир, 1974). Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии,
дгда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, дроявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, ха- рактеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инст- рументальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Ско- рее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществ- ления различных желаний.
Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессив- ными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуж- дения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или <настоять на своем> (ТееасЫ оЬега, 1974). Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: сту- чат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закреп- ляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться <несгибаемым> и <сильным> в от- ношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.
Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение под- ростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках слу- чая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумаж- ником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (ЗНуепк, 1971). Дополнительным подкрепле- нием агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.
Хотя многие психологи признают существование различных типов агрессии (например, Вапш-а, 1989; Ви, 1961; РесЬЬаЬ, 1970; НагЬир, 1974; Ки1е, 1974), везде это положение вызывает полемику. Так, по мнению Бандуры, несмотря на Рличия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструмен- тальной агрессией.
В ответ на эту критику некоторые ученые предложили разные определения для их двух типов агрессии. Зильманн (21Нтапп, 1970) заменил <враждебную> и иструментальную> на <обусловленную раздражителем> и <обусловленную по-
ЗК/ТРТТТйХ Чпч1п п11П?1паии1а чпЛпТ
сия: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
торые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации : ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение< стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действи которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внепп выгод.
Додж и Койи (Пос1е Со1е, 1987) предложили использовать термины ре тивная и проактивная. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ] осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порожд ет поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное) получение определенного позитивного результата. Эти ученые провели сер исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авто обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных кл сов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и: этому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Уча еся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных опшб интерпретации поведения своих сверстников.
Исследования Доджа и Койи представили эмпирические доказательства су ствования двух различных типов агрессии. Независимо от выбора термина, < значающего эти различные виды агрессии, очевидно: существуют два типа < сии, мотивированные различными целями.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОПИСАНИИ АГРЕССИИ: ИНСТИНКТ, ПОБУЖДЕНИЕ ИЛИ НАУЧЕНИЕ?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли по обсуждению. Тем не менее вопрос о том, почему они предпринимают подо действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко < чающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выД гавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них Я падает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в пер1 очередь к: 1 ) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, акта руемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным проце 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим науче
агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход
д двоих ранних работах Фрейд (Ргеис1) утверждал, что все человеческое поведе- проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (из- Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|