Психология агрессии



16 страница


.ть независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причЇ ой е" 060 атр ( сЇ  

:едствиях. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацивО дее ав я й ре фа дачдной й  

венно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уме дер, есса д - ю а """"  

х случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независией сс еа ссйЇЇ г? сДО хватает  

 

ременными невозможно по практическим или этическим соображениям. ЛР от 06 че> с в реа ото, " """  

 

Методы, применяемые исследователями агрессивного поведения, могут 6 эт аторЇ атрос рЫ 06 Тд"  

.мом общем виде подразделены на два класса: опросные и обзервативные. тлео е- Ї совер у 6Ї Ї 6> ?Їва Ї зания>  

сшиваться> могут самые разнообразные источники. Так, сведения, собран " .тхво тае огй" дтйС  

ыв, скорее всего будут отличаться сравнительно высокой степенью обсоо до дйдъ р а  

[внести и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя- сдг> атрЇлй. ОР ото> Ї дт р фуги-  

1вных данных потребует кропотливого труда. Что же касается вербальной с -ер осто веро п уе  

о)ол1аг<ым,которуюисследовательполучаетлибонепосредственноотинтерес-дде>я отор 070,Ї уче заб, "  

их исследователя индивидов, либо от лиц, которые обладают необходимьР оде " ъ е ве мтп  

<едениями об этих индивидах, то этот тип информации подвержен искажений дей р дабор оз птпо о д е "  

1К как люди часто стесняются признаваться в агрессивном поведении. В слу Р -аъ не вер чо оо-  

ганостныхопросников исследователь предлагает респондентам ответить на в(тв 60? о тП) инеЛ оеД (в№  

)сы о наличии у кого-либо устойчивой склонности к агрессивному поведенюра оа V,- ереЭ ЭрЇ та оЇ раз п  

1и оценить общий уровень чьей-либо враждебности. В случае использован Ї чаДй> отоа е>.о -  

?оектемвныл<с?ио3мкреспондентапросят<сочинитьисторию>онеопределеэрг1 оторь  

 

ж стимульном материале: предполагается, что степень насыщенности расскабре 0" ора) о да, в ос> дааз  

 

рессивно окрашенными образами будет отражать уровень агрессивности испыа- дхс эсер ойб  

 

емого. Хотя эти методики существенно различаются, в каждом случае подразуп асс йро сдеР заа ой "  

гвается наличие исследователя, опрашивающего тот или иной источник об агресдо за ай- " е отД" дя. а реа  

1вности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-т поова еДУР пазЇ гп еУ пй у о пл  

) другому человеку. Ро оре. осс  

 

Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатория, ет а> дтрй я < аст ад аР е  

уществует целый ряд методик, используемых при проведении систематических в вту дйса  

следований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных ме- 1пе .ра? ДрЇ 009  

)дик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загора- адо дроР  

ди зеленого света мешают возобновить движение, а затем наблюдают за их реак- асДв ла д атр  

дей, которая выражается в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в дара д-ур  

"рбальных комментариях, жестикуляции и т. д. В методиках, основанных на юа  

 

рямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуе- ~"Ї  

ых. толкая их пои посадке в обшественный тпанспорт или влезая пеоед ними в - отношении,  

 

Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований  

может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у людей.  

1еляйн (ОаеЬе1еш, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать <приме-  

те нескольких различных стратегий исследования для подтверждения [сво-  

1 предположений>.  

 

ЗЮМЕ  

 

<той главе мы описали подходы и методы, применяемые исследователями при  

учении агрессивного поведения. Один из способов проведения исследования -  

теримент. Экспериментальный подход позволяет исследователю контролиро-  

 

ь независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причинах и  

:дствиях. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацию есте-  

(енно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уместно в  

случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независимыми  

земенными невозможно по практическим или этическим соображениям.  

Методы, применяемые исследователями агрессивного поведения, могут быть в  

дом общем виде подразделены на два класса: опросные и обзервативные. <Оп-  

ливаться> могут самые разнообразные источники. Так, сведения, собранные в  

 

кивах, скорее всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объек-  

зности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя ар-  

вных данных потребует кропотливого труда. Что же касается вербальной ин-  

рмации, которую исследователь получает либо непосредственно от интересую-  

[х исследователя индивидов, либо от лиц, которые обладают необходимыми  

здениями об этих индивидах, то этот тип информации подвержен искажениям,  

< как люди часто стесняются признаваться в агрессивном поведении. В случае  

чностных опросников исследователь предлагает респондентам ответить на воп-  

сы о наличии у кого-либо устойчивой склонности к агрессивному поведению  

и оценить общий уровень чьей-либо враждебности. В случае использования  

оективных методик респондента просят <сочинить историю> о неопределен-  

м стимульном материале: предполагается, что степень насыщенности рассказа  

эессивно окрашенными образами будет отражать уровень агрессивности испы-  

емого. Хотя эти методики существенно различаются, в каждом случае подразу-  

вается наличие исследователя, опрашивающего тот или иной источник об агрес-  

вности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-  

другому человеку.  

 

Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории.  

чествует целый ряд методик, используемых при проведении систематических  

следований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных ме-  

дик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загора-  

ли зеленого света мешают возобновить движение, а затем наблюдают за их реак-  

[ей, которая выражается в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в  

рбальных комментариях, жестикуляции и т. д. В методиках, основанных на  

ямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуе-  

IX, толкая их при посадке в общественный транспорт или влезая перед ними в  

ередь. Эти методики обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет  

 

получать валидные измерения агрессии, однако использование этих методик со-  

пряжено с серьезными этическими проблемами и потому требует от исследовате-  

ля осторожности и чувства меры.  

 

При лабораторных исследованиях агрессии применяется несколько различ-  

ных методик. Старейшая и, вероятно, наиболее известная из них основывается на  

попытках измерения уровня вербальной агрессии. Подобные процедуры вполне  

безопасны и дают возможность получить количественно выраженные данные об  

уровне агрессии. Поскольку вербальная атака является широко распространенной  

формой агрессивного поведения, а те мощные ограничения, которые удерживают  

идивидуума от обращения к невербальным формам агрессии, на нее не распростра-  

няются, ее нетрудно вызывать и изучать в лабораторных условиях. Следует, одна-  

ко, отметить, что измерения вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда  

комментарии или оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту  

какой-либо вред.  

 

Второй метод изучения агрессии в лабораторных условиях строится на наблю-  

дении за поведением испытуемого, совершающего нападение на неодушевленный  

объект (например, на надувную куклу Бобо). Такие процедуры особенно эффек-  

тивны при изучении процесса усвоения индивидом агрессивных моделей поведе-  

ния. Однако, когда цель исследования - выявление факторов, способствующих  

актуализации этих, уже усвоенных реакций, их ценность незначительна.  

 

Еще один метод лабораторного изучения агрессии основан на безвредной ата-  

ке пассивной живой мишени. Поскольку действия испытуемых при таких нападе-  

ниях сильно напоминают действия, совершаемые агрессорами в реальных услови-  

ях, а сами испытуемые имеют полную свободу выбора относительно того, как  

вести себя с жертвой - агрессивно или неагрессивно, подобные процедуры обла-  

дают определенными достоинствами. Отрицательный момент использования по-  

добных процедур - в некоторой вероятности того, что жертве все-таки может  

быть причинен реальный вред, и того, что испытуемые могут расценивать свои  

действия как игровые.  

 

Гораздо более распространены лабораторные методы изучения физической аг-  

рессии, основанные на том, что испытуемые, сознательно введенные в заблужде-  

ние экспериментаторами, действуют, искренне веря в то, что они могут каким-  

то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это  

не так. Существует несколько различных версий таких процедур. В процедурах,  

применявшихся Бассом, испытуемые <наказывали> другого человека (в действи-  

тельности ассистента экспериментатора) разрядом электротока всякий раз, когда  

тот допускал запланированную ошибку при выполнении заведомо некорректно  

сформулированного задания. В экспериментах Берковитца, в основе которых ле-  

жит аналогичная процедура, испытуемые назначали другому человеку наказание  

в виде электрических разрядов различной мощности, оценивая таким образом  

успешность выполнения <учеником> данного ему задания. Наконец, в процеду-  

рах Тэйлора пары испытуемых участвовали в соревнованиях на время реакции, и  

после каждой попытки проигравший получал удар током. Поскольку мощность  

Удара, получаемого проигравшим, определяли сами испытуемые, то она и служила  

показателем уровня агрессии.  

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ  

АГРЕССИВНОГО  

ПОВЕДЕНИЯ  

 

1ная глава посвящена анализу факторов, обусловливающих развитие агрес-  

ного поведения. В основном нас будет интересовать то, как люди приобретают  

онность действовать агрессивно по отношению к другим. Поскольку боль-  

нство исследований на предмет возникновения в поведенческом репертуаре  

ессивных реакций фокусируются на том, каким образом маленькие дети усва- .  

тот модели агрессивного поведения, центральной темой настоящей главы будет  

екая агрессивность. Но речь пойдет не об эволюции агрессивного поведения  

протяжении жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных ре-  

ши. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими  

)еживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека?  

Многие идеи и концепции, изложенные в данной главе, мы будем рассматри- 1  

гь на примере поведения некоего гипотетического ребенка. 1  

 

Представьте себе 4-летнего мальчика по имени Мартин, недавно вместе с родите-  

лями иммигрировавшего в США. Отец и мать хотят, чтобы основным языком ре- -  

бенка остался их родной язык, поэтому дома по-английски с ним говорят крайне  

редко. Подобное родительское решение создает для мальчика вполне определенные 1  

трудности в общении с другими детьми и взрослыми, ибо большинство из них англо-  

говорящие. В основном Мартин объясняется с помощью мимики и жестов. Его роди- 1  

тели нашли работу (впрочем, как и жилье) в маленьком курортном пансионате. _  

Большую часть дня им приходится работать, чтобы обжиться на новом месте. .  

Иногда Мартин -<помогает> папе ремонтировать курортное оборудование или бе- )  

гает вместе с мамой -<на посылках>, но, как правило, родителям не до него, и он  

играет в одиночестве без всякого присмотра.  

 

Проблемы возникли чуть ли не в первый же день после приезда: он показывал язык :  

гостям и воевал (дрался, кусался и плевался) с персоналом. Маломальский интерес  

у мальчика вызвал ребенок одного из постояльцев - с момента его приезда Мартин  

стал повсюду ходить за малышом. Хотя общаться друг с другом дети практически  

не могли, Мартину, казалось, доставляет удовольствие играть с другим ребенком.  

Однако уже через день он начал отнимать у малыша игрушки. Одним из первых и  

самых любимых английских слов Мартина оказалось слово <заткнись>.  

 

Заметив, что их сын обладает способностью разрушать все на своем пути, родите-  

ли попросили своих коллег и постояльцев шлепать его, когда он плохо себя ведет или  

им мешает. Они сказали: -<Пожалуйста, наказывайте его, не задумываясь>.  

 

Мартина уже можно считать агрессивным ребенком. То, что он кусается, плюет-  

я и дерется, можно расценивать как поведение, направленное на причинение вреда  

ругим. Из-за чего маленький ребенок ведет себя так деструктивно? Есть ли опас-  

ть, что подобное поведение укоренится, или это <чисто возрастное>? Какова  

г>т1 вчпятр V Мяптина будут конфликты с законом?  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 93  

 

УСВОЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источ-  

ников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведе-  

ния и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей  

зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрес-  

сии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая  

о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся  

агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников  

и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа. В этом разделе  

мы рассмотрим действие каждого из трех источников.  

 

СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  

 

-<Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми  

и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает  

тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисхо-  

дительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпели-  

вого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания>  

(Репу, Виеу, 1984).  

 

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На приме-  

ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други-  

ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у  

него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль-  

ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень  

семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями  

или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе-  

ние ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в  

зрелые годы.  

 

Полные и неполные семьи  

 

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следу-  

ет отметить, что такая характеристика семьи, как <полная или неполная>, пред-  

ставляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифици-  

рует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются  

со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под  

одной крышей (ОоеШп, 1989) и каков характер отношений между ними (РееЬ,  

г15сЬег К1(Ые11, 1985). Например, Геттинг (ОоеШп, 1989) обнаружил, что ма-  

лолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти (МсСаг-  

У, 1974) сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из <семей,  

где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других  

часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой  

и заинтересованностью> в жизни ребенка. Чтобы лучше понять, почему возмож-  

но говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных - неполных  

семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений,  

которые могут объяснить эту взаимосвязь.  

 

гношения <родители-ребенок>  

 

есколысо исследований продемонстрировали зависимость между негативными 1  

аимоотношениями в паре <родители-ребенок> и агрессивными реакциями со  

ороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе "  

[и принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дета 1  

явствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской 1  

щдержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность (Нап- .1  

п, Неп88е1ег, Наее1е КосИсЬ, 1984); будут ополчаться на других детей Сопев, -1




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 954
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь