|
Психология агрессии.ть независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причЇ ой е" 060 атр ( сЇ :едствиях. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацивО дее ав я й ре фа дачдной й венно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уме дер, есса д - ю а """" х случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независией сс еа ссйЇЇ г? сДО хватает
ременными невозможно по практическим или этическим соображениям. ЛР от 06 че> с в реа ото, " """
Методы, применяемые исследователями агрессивного поведения, могут 6 эт аторЇ атрос рЫ 06 Тд" .мом общем виде подразделены на два класса: опросные и обзервативные. тлео е- Ї совер у 6Ї Ї 6> ?Їва Ї зания> сшиваться> могут самые разнообразные источники. Так, сведения, собран " .тхво тае огй" дтйС ыв, скорее всего будут отличаться сравнительно высокой степенью обсоо до дйдъ р а [внести и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя- сдг> атрЇлй. ОР ото> Ї дт р фуги- 1вных данных потребует кропотливого труда. Что же касается вербальной с -ер осто веро п уе о)ол1аг<ым,которуюисследовательполучаетлибонепосредственноотинтерес-дде>я отор 070,Ї уче заб, " их исследователя индивидов, либо от лиц, которые обладают необходимьР оде " ъ е ве мтп <едениями об этих индивидах, то этот тип информации подвержен искажений дей р дабор оз птпо о д е " 1К как люди часто стесняются признаваться в агрессивном поведении. В слу Р -аъ не вер чо оо- ганостныхопросников исследователь предлагает респондентам ответить на в(тв 60? о тП) инеЛ оеД (в№ )сы о наличии у кого-либо устойчивой склонности к агрессивному поведенюра оа V,- ереЭ ЭрЇ та оЇ раз п 1и оценить общий уровень чьей-либо враждебности. В случае использован Ї чаДй> отоа е>.о - ?оектемвныл<с?ио3мкреспондентапросят<сочинитьисторию>онеопределеэрг1 оторь
ж стимульном материале: предполагается, что степень насыщенности расскабре 0" ора) о да, в ос> дааз
рессивно окрашенными образами будет отражать уровень агрессивности испыа- дхс эсер ойб
емого. Хотя эти методики существенно различаются, в каждом случае подразуп асс йро сдеР заа ой " гвается наличие исследователя, опрашивающего тот или иной источник об агресдо за ай- " е отД" дя. а реа 1вности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому-т поова еДУР пазЇ гп еУ пй у о пл ) другому человеку. Ро оре. осс
Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатория, ет а> дтрй я < аст ад аР е уществует целый ряд методик, используемых при проведении систематических в вту дйса следований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных ме- 1пе .ра? ДрЇ 009 )дик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загора- адо дроР ди зеленого света мешают возобновить движение, а затем наблюдают за их реак- асДв ла д атр дей, которая выражается в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в дара д-ур "рбальных комментариях, жестикуляции и т. д. В методиках, основанных на юа
рямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуе- ~"Ї ых. толкая их пои посадке в обшественный тпанспорт или влезая пеоед ними в - отношении,
Также следует осознать, что ни одно исследование и ни один вид исследований может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у людей. 1еляйн (ОаеЬе1еш, 1981) полагает, что исследователь должен обдумать <приме- те нескольких различных стратегий исследования для подтверждения [сво- 1 предположений>.
ЗЮМЕ
<той главе мы описали подходы и методы, применяемые исследователями при учении агрессивного поведения. Один из способов проведения исследования - теримент. Экспериментальный подход позволяет исследователю контролиро-
ь независимые переменные и благодаря этому делать выводы о причинах и :дствиях. Неэкспериментальные методики подразумевают регистрацию есте- (енно возникающих инцидентов; применение этих методик особенно уместно в случаях, когда манипулировать интересующими исследователя независимыми земенными невозможно по практическим или этическим соображениям. Методы, применяемые исследователями агрессивного поведения, могут быть в дом общем виде подразделены на два класса: опросные и обзервативные. <Оп- ливаться> могут самые разнообразные источники. Так, сведения, собранные в
кивах, скорее всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объек- зности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя ар- вных данных потребует кропотливого труда. Что же касается вербальной ин- рмации, которую исследователь получает либо непосредственно от интересую- [х исследователя индивидов, либо от лиц, которые обладают необходимыми здениями об этих индивидах, то этот тип информации подвержен искажениям, < как люди часто стесняются признаваться в агрессивном поведении. В случае чностных опросников исследователь предлагает респондентам ответить на воп- сы о наличии у кого-либо устойчивой склонности к агрессивному поведению и оценить общий уровень чьей-либо враждебности. В случае использования оективных методик респондента просят <сочинить историю> о неопределен- м стимульном материале: предполагается, что степень насыщенности рассказа эессивно окрашенными образами будет отражать уровень агрессивности испы- емого. Хотя эти методики существенно различаются, в каждом случае подразу- вается наличие исследователя, опрашивающего тот или иной источник об агрес- вности или враждебности, свойственной либо самому респонденту, либо какому- другому человеку.
Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории. чествует целый ряд методик, используемых при проведении систематических следований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных ме- дик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загора- ли зеленого света мешают возобновить движение, а затем наблюдают за их реак- [ей, которая выражается в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в рбальных комментариях, жестикуляции и т. д. В методиках, основанных на ямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуе- IX, толкая их при посадке в общественный транспорт или влезая перед ними в ередь. Эти методики обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет
получать валидные измерения агрессии, однако использование этих методик со- пряжено с серьезными этическими проблемами и потому требует от исследовате- ля осторожности и чувства меры.
При лабораторных исследованиях агрессии применяется несколько различ- ных методик. Старейшая и, вероятно, наиболее известная из них основывается на попытках измерения уровня вербальной агрессии. Подобные процедуры вполне безопасны и дают возможность получить количественно выраженные данные об уровне агрессии. Поскольку вербальная атака является широко распространенной формой агрессивного поведения, а те мощные ограничения, которые удерживают идивидуума от обращения к невербальным формам агрессии, на нее не распростра- няются, ее нетрудно вызывать и изучать в лабораторных условиях. Следует, одна- ко, отметить, что измерения вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда комментарии или оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту какой-либо вред.
Второй метод изучения агрессии в лабораторных условиях строится на наблю- дении за поведением испытуемого, совершающего нападение на неодушевленный объект (например, на надувную куклу Бобо). Такие процедуры особенно эффек- тивны при изучении процесса усвоения индивидом агрессивных моделей поведе- ния. Однако, когда цель исследования - выявление факторов, способствующих актуализации этих, уже усвоенных реакций, их ценность незначительна.
Еще один метод лабораторного изучения агрессии основан на безвредной ата- ке пассивной живой мишени. Поскольку действия испытуемых при таких нападе- ниях сильно напоминают действия, совершаемые агрессорами в реальных услови- ях, а сами испытуемые имеют полную свободу выбора относительно того, как вести себя с жертвой - агрессивно или неагрессивно, подобные процедуры обла- дают определенными достоинствами. Отрицательный момент использования по- добных процедур - в некоторой вероятности того, что жертве все-таки может быть причинен реальный вред, и того, что испытуемые могут расценивать свои действия как игровые.
Гораздо более распространены лабораторные методы изучения физической аг- рессии, основанные на том, что испытуемые, сознательно введенные в заблужде- ние экспериментаторами, действуют, искренне веря в то, что они могут каким- то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не так. Существует несколько различных версий таких процедур. В процедурах, применявшихся Бассом, испытуемые <наказывали> другого человека (в действи- тельности ассистента экспериментатора) разрядом электротока всякий раз, когда тот допускал запланированную ошибку при выполнении заведомо некорректно сформулированного задания. В экспериментах Берковитца, в основе которых ле- жит аналогичная процедура, испытуемые назначали другому человеку наказание в виде электрических разрядов различной мощности, оценивая таким образом успешность выполнения <учеником> данного ему задания. Наконец, в процеду- рах Тэйлора пары испытуемых участвовали в соревнованиях на время реакции, и после каждой попытки проигравший получал удар током. Поскольку мощность Удара, получаемого проигравшим, определяли сами испытуемые, то она и служила показателем уровня агрессии.
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1ная глава посвящена анализу факторов, обусловливающих развитие агрес- ного поведения. В основном нас будет интересовать то, как люди приобретают онность действовать агрессивно по отношению к другим. Поскольку боль- нство исследований на предмет возникновения в поведенческом репертуаре ессивных реакций фокусируются на том, каким образом маленькие дети усва- . тот модели агрессивного поведения, центральной темой настоящей главы будет екая агрессивность. Но речь пойдет не об эволюции агрессивного поведения протяжении жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных ре- ши. Какие факторы, связанные с образом жизни, семьей и ранними детскими )еживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека? Многие идеи и концепции, изложенные в данной главе, мы будем рассматри- 1 гь на примере поведения некоего гипотетического ребенка. 1
Представьте себе 4-летнего мальчика по имени Мартин, недавно вместе с родите- лями иммигрировавшего в США. Отец и мать хотят, чтобы основным языком ре- - бенка остался их родной язык, поэтому дома по-английски с ним говорят крайне редко. Подобное родительское решение создает для мальчика вполне определенные 1 трудности в общении с другими детьми и взрослыми, ибо большинство из них англо- говорящие. В основном Мартин объясняется с помощью мимики и жестов. Его роди- 1 тели нашли работу (впрочем, как и жилье) в маленьком курортном пансионате. _ Большую часть дня им приходится работать, чтобы обжиться на новом месте. . Иногда Мартин -<помогает> папе ремонтировать курортное оборудование или бе- ) гает вместе с мамой -<на посылках>, но, как правило, родителям не до него, и он играет в одиночестве без всякого присмотра.
Проблемы возникли чуть ли не в первый же день после приезда: он показывал язык : гостям и воевал (дрался, кусался и плевался) с персоналом. Маломальский интерес у мальчика вызвал ребенок одного из постояльцев - с момента его приезда Мартин стал повсюду ходить за малышом. Хотя общаться друг с другом дети практически не могли, Мартину, казалось, доставляет удовольствие играть с другим ребенком. Однако уже через день он начал отнимать у малыша игрушки. Одним из первых и самых любимых английских слов Мартина оказалось слово <заткнись>.
Заметив, что их сын обладает способностью разрушать все на своем пути, родите- ли попросили своих коллег и постояльцев шлепать его, когда он плохо себя ведет или им мешает. Они сказали: -<Пожалуйста, наказывайте его, не задумываясь>.
Мартина уже можно считать агрессивным ребенком. То, что он кусается, плюет- я и дерется, можно расценивать как поведение, направленное на причинение вреда ругим. Из-за чего маленький ребенок ведет себя так деструктивно? Есть ли опас- ть, что подобное поведение укоренится, или это <чисто возрастное>? Какова г>т1 вчпятр V Мяптина будут конфликты с законом?
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 93
УСВОЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источ- ников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведе- ния и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрес- сии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа. В этом разделе мы рассмотрим действие каждого из трех источников.
СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
-<Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисхо- дительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпели- вого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания> (Репу, Виеу, 1984).
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На приме- ре взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с други- ми людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправиль- ное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведе- ние ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Полные и неполные семьи
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следу- ет отметить, что такая характеристика семьи, как <полная или неполная>, пред- ставляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифици- рует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей (ОоеШп, 1989) и каков характер отношений между ними (РееЬ, г15сЬег К1(Ые11, 1985). Например, Геттинг (ОоеШп, 1989) обнаружил, что ма- лолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти (МсСаг- У, 1974) сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из <семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью> в жизни ребенка. Чтобы лучше понять, почему возмож- но говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных - неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.
гношения <родители-ребенок>
есколысо исследований продемонстрировали зависимость между негативными 1 аимоотношениями в паре <родители-ребенок> и агрессивными реакциями со ороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе " [и принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дета 1 явствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской 1 щдержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность (Нап- .1 п, Неп88е1ег, Наее1е КосИсЬ, 1984); будут ополчаться на других детей Сопев, -1 Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|