|
Психология агрессииповышает вероятность сексуального взаимодействия - отсюда вытекает пер ча по наследству генов, вызывающих прыщи>.
Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы
В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся" деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теори положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинкт ных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные п явления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материалы потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитив) изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить заре дения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно дс тичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их инте сивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной фор> всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемо частью нашей человеческой природы.
АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЯ: МОТИВАЦИЯ ПРИЧИНЕНИЯ УЩЕРБА ИЛИ ВРЕДА ДРУГИМ
При существующей концептуальной невнятности и пессимистичности выводов носительно представлений об агрессии как об инстинкте неудивительно, что пс хологи никогда не принимали эту теорию всерьез. Фактически идея о спонтая зарождающейся агрессивной энергии была в основных своих положениях отклв нена подавляющим большинством исследователей в этой области. Более расЩ страненным является предположение, согласно которому агрессия берет нача от побуждения, определяемого как <неинстинктивная мотивационная сила,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 39
цй и возрастающая по мере усиления такого рода депривации> (2Н1тапп, Уя) В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от двной стимуляции и их напряжение снижается благодаря агрессивным дей- ствиям.
Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия
с бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их додать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство дрее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим широким распространением это представление обязано нескольким различным источникам, включая и личный опыт человека, оно может быть сведено по крайней ре к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной Доллардом и другими (0о11агс1 оЬега, 1939). Вместе взятые, эти положения известны как теория фру страции-агрессии. В слегка перефразированном виде они звучат так:
1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.
При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает аг- рессию напрямую; считается, что онапровоцирует агрессию (побуждает к агрес- сии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.
Бандура (ВапсЬга, 1973) обращал внимание на то, что эти положения чрез- вычайно привлекательны отчасти из-за их смелости, а отчасти из-за простоты. В конце концов, если их принять, то такая чрезвычайно сложная форма поведе- ния, как человеческая агрессия, во многом будет объяснена при помощи одного затейливого росчерка пера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти формулировки получили столь широкое признание и среди ученых, и среди са- мой широкой публики. Но увы, внимательное рассмотрение каждой из них пока- зывает, что обе эти формулировки слишком расплывчаты.
С одной стороны, ясно, что фрустрированные индивидуумы не всегда прибега- ют к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстри- руют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных попыток преодолеть препятствия на своем пути. Представим себе следующий лучп. Студент отправлял свои документы в несколько высших учебных заве-
"ии, но их нигде не принимали. Этот человек скорее всего будет обескуражен, ли разозлится или впадет в ярость.
Более очевидное подтверждение положения о том, что фрустрация не всегда , к агрессии, представили результаты многих эмпирических исследований 0112, 1969; Сееп 0Неа1, 1976). Все они показывают следующее: несмот-
- " то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь ча- Видимо, фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые ус- Їили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы "Ривным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные
реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы (ВапДщв 1983). Мы рассмотрим эти доказательства в главе 4 и поэтому не будем обсу дать их здесь детально. Достаточно сказать, что после проведения множесц работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинство психолоц считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда-" предполагали Доллард и его коллеги.
Принимая во внимание эти рассуждения, Миллер (МШег, 1941), одним из 1 вых сформулировавший теорию фрустрации-агрессии, незамедлительно 1 поправки в первое из вышеприведенных положений: фрустрация порождает ] личные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них. Таким с зом, сильное и заманчивое по своей широте определение, согласно которому страция всегда ведет к агрессии, было вскоре отклонено одним из его авто Однако, несмотря на этот факт, первоначальная выразительная формуляр по-прежнему имеет удивительно широкое хождение и часто встречается в ср ствах массовой информации, в популярных дискуссиях об агрессии или в 48 ных беседах.
Во-вторых, предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлй фрустрацией, также уводит слишком далеко. При более детальном рассмотрев в следующих главах мы убедимся: нет практически никаких сомнений в том, агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации. ДейсЯ тельно, агрессия может появляться (как зачастую и происходит) при полному сутствии фрустрирующих обстоятельств. Рассмотрим, например, действия нгп ного киллера, убивающего людей, которых он раньше никогда не видел. У ( жертв просто не было возможности его фрустрировать. Имеет смысл объясм агрессивные действия этого человека скорее вознаграждением, которое он по; чает за убийства (деньги, более высокий статус, удовлетворение садистских 1 клонностей), чем фрустрацией. Или представим себе действия пилота, которв несмотря на прекрасное расположение духа и отсутствие сколько-нибудь знг тельных фрустрации в течение дня, бомбит и обстреливает позиции врага, уби не только неприятеля, но и мирных жителей. Очевидно, что в данном ел) агрессивные действия в высшей степени обусловлены не столько фрустраш сколько распоряжениями командования, ожиданием различных наград за усп но проведенную операцию и, возможно, чувством долга или патриотизмом. По тоживая, можно сказать: предположение о том, что все проявления жестокс являются результатом блокирования или создания препятствий целенапрак ному поведению, не выдерживает критики.
Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации-агрессии. П{ том, что два рассмотренных предположения, касающиеся фрустрации-агресс) являются центральными в теории Долларда и его коллег, они представЛЯ только часть общего теоретического фундамента. Некоторые дополнителья аспекты этой влиятельной теории также заслуживают рассмотрения. Во-перв1 как полагали Доллард и соавторы, в отношении побуждения к агрессии реп щее значение имеют три фактора: 1) степень ожидаемого субъектом удовле рения от будущего достижения цели; 2) сила препятствия на пути достиж> цели; 3) количество последовательных фрустрации. То есть, чем в большей пени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем болЫ
[я ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
ЕССИ
ддредению. В дальнейшем Доллард и соавторы предположили, что влияние дующих одна за другой фрустрации может быть совокупным и это вызовет ссивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Из ска-
д1-о следует, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение сделенного времени, - это предположение является важным для некоторых аспектов теории.
о1-да стало ясно, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустра- Доллард и соавторы обратились к факторам, замедляющим открытую демон- яццю агрессивного поведения. Они пришли к выводу, что подобное поведение д проявляется в тот же момент времени прежде всего из-за угрозы наказания. пгруя их собственные слова, <степень замедления в любом акте агрессии варь- ирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего дддедовать за этим действием>. Однако, несмотря на предположение о том, что угроза наказания оказывает сдерживающее влияние, она не рассматривалась как фактор, ослабляющий актуальное побуждение к агрессии. Если индивидуума предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запу- гав каким-либо наказанием, он все еще будет стремиться к агрессивным действи- ям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на со- вершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим наказанием. Этот феномен, известный как смещение, мы обсудим более подробно в следующем разделе.
Если, как было отмечено выше, угроза наказания только блокирует осуществ- ление агрессивных действий и побуждение к такого рода поведению остается во многом неизменным, то какой фактор или факторы ослабляют агрессивную моти- вацию? Согласно Долларду и его соавторам, ответ следует искать в процессе катарсиса. Исследователи предположили, что все акты агрессии - даже скрытые от наблюдения, не прямые и не связанные с причинением ущерба - играют роль некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии. Поэтому в контексте их теории положение о том, что фрустрированный индиви- дуум оскорбляет другого с целью ослабить или устранить свое агрессивное по- буждение, совершенно не является необходимым. Даже такие действия, как агрес- сивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу УГ оказывать подобное воздействие. Короче говоря, в отличие от Фрейда, Дол- лард и соавторы были настроены гораздо более оптимистично в отношении воз- можной пользы катарсиса.
Как мы уже говорили, фрустрированный индивидуум, которого страх наказа- ия удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намечен- "Ї Цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Хотя наиболее под- ЇЩим или желательным объектом для разрядки агрессии у фрустрированного "ДУУма будет именно тот человек, который блокировал его целенаправлен-
оведение, объектами агрессии могут также служить и другие люди. Киллер (МШег, 1948) предложил особую модель, объясняющую появление ной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрес-
не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим зц - Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в
значит 11,2)
-силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством
ДОИ ТТГТОТттттгхо ттттт аттатт ОТТГТГХ Т ТГТГГ к. ТТ ТТТТЛГ-
ельной степени обусловлен тремя факторами: 1 ) силой побуждения к агрес-
ГЛАВА1
Профессор психологии (фрустратор)
Профессор истории
Младшая сестра
Сосед по комнате
Рис. 1.4. Согласно теории смещения при конфликте Миллера, человек, которого удерживает агрессивности против фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих напади направляя их на другие мишени - на тех лиц, которые похожи на фрустратора, но по отношещ к которым у данного индивидуума не действует сдерживающее начало. То есть, возвращаясь рассмотренному выше примеру, студент, фрустрированный профессором Патрисией Пэйн, ско} всего направит свою агрессию на младшую сестру, Пэтти, которая чем-то похожа на профессора ( есть на фрустрирующий фактор), но не представляет для своего брата серьезной опасности.
чинам, которые мы обсудим позднее, Миллер полагал, что барьеры, сдерживаюи агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по 1 увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель п сказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех 1 шенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у 1 торых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. Природу э предположений поможет объяснить конкретный пример.
Представьте себе студента, которого фрустрировала профессор, д-р Патри Пэйн (скажем, она не разрешила ему сдать дополнительный зачет для испра) ния низкой оценки по психологии). Поскольку стремление излить свой гнев: Патрисию Пэйн в данном случае, видимо, будет очень сильным, а прямые ная маловероятны, может произойти смещение агрессии. Теперь предположим, этого студента имеются три потенциальных мишени для разрядки смещев агрессии: д-р Тереза Тюдор, профессор истории; Пэтти, его младшая сестра сосед по комнате Норберт Нэш. По теории Миллера скорее всего нападкам 1 вергнется младшая сестра. Это может произойти потому, что она в каком-то о шении напоминает студенту его фрустратора (например, она одного с профе ром пола, у них одинаковое имя), но при этом данная фигура ассоциируе
рЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 43
" и теория смещения при конфликте Миллера, в самом общем виде представле- ны на рис. 1. 4.
Многие интересные предположения, содержащиеся в теории Миллера, дали ддчок к проведению эмпирических исследований (Вегоу1г, 1969; Реш5еш пц5, 1974). Однако совершенно очевидно, что эти рассуждения достаточно спор- яы и этим нельзя пренебрегать. Во-первых, как указывал Зильманн (2111тапп, )с)19), модель целиком строится на допущении того, что подавление агрессии гене- ддизуется в меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. Мил- др пришел к этой гипотезе в результате экспериментального изучения конфлик- та которое проводилось, в основном, на животных. Прежде всего он основывался на следующем факте. Если голодное животное, предварительно наученное ожи- дать пищу в определенном месте в конце дорожки, получает там же удар элект- рического тока, то по мере увеличения расстояния стремление избежать этого места ослабевает у животного более резко, чем стремление к нему приблизиться. Таким образом, вблизи того участка, где животное получало пищу и удары элект- рического тока, у него наблюдается более сильное стремление спастись бегством, чем стремление подойти ближе. По мере того как животное удаляется от этого участка, стремление убежать ослабевает у него быстрее, чем стремление прибли- зиться. В результате оно постепенно замедляет бег, и в каком-то месте дорожки стремление приблизиться одерживает верх над стремлением убежать. Очевидно, что основной логический вывод из приведенного наблюдения сводится к предпо- ложению: там, где исчезает сходство с фрустрирующим агентом, торможение аг- рессии ослабевает резче, чем побуждение к агрессии.
Во-вторых, сомнение вызывает выражение стимульное сходство, содержаще- еся в миллеровской модели смещения. Лежащее на поверхности объяснение, со- гласующееся с использованием этого понятия в литературе, на которую ссылался Миллер при построении своей модели, подразумевает физическое или перцептив- ное сходство между потенциальными мишенями агрессии и фрустрировавшим фактором скорее на уровне смысловых, а не физических характеристик. Напри- мер, сходство может варьировать в зависимости от степени родства (Миггау ВегЬш, 1955) и знакомства (Решает Ви55, 1974; Рг, 1976). К сожалению, в модели Миллера нет указаний на то, какие из этих характеристик, наряду со многими другими возможными параметрами, наиболее соответствуют феномену смещения.
"рессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|