Психология агрессии



6 страница


повышает вероятность сексуального взаимодействия - отсюда вытекает пер  

ча по наследству генов, вызывающих прыщи>.  

 

Агрессия как инстинктивное поведение: итоги и выводы  

 

В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся"  

деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теори  

положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинкт  

ных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные п  

явления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материалы  

потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитив)  

изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить заре  

дения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно дс  

тичь, - это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их инте  

сивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной фор>  

всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемо  

частью нашей человеческой природы.  

 

АГРЕССИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЯ:  

МОТИВАЦИЯ ПРИЧИНЕНИЯ УЩЕРБА ИЛИ ВРЕДА ДРУГИМ  

 

При существующей концептуальной невнятности и пессимистичности выводов  

носительно представлений об агрессии как об инстинкте неудивительно, что пс  

хологи никогда не принимали эту теорию всерьез. Фактически идея о спонтая  

зарождающейся агрессивной энергии была в основных своих положениях отклв  

нена подавляющим большинством исследователей в этой области. Более расЩ  

страненным является предположение, согласно которому агрессия берет нача  

от побуждения, определяемого как <неинстинктивная мотивационная сила,  

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 39  

 

цй и возрастающая по мере усиления такого рода депривации> (2Н1тапп,  

Уя) В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от  

двной стимуляции и их напряжение снижается благодаря агрессивным дей-  

ствиям.  

 

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия  

 

с бы вы остановили на улице 50 человек, выбранных наугад, и попросили бы их  

додать наиболее важные детерминанты человеческой агрессии, то большинство  

дрее всего назвало бы единственный термин: фрустрация. Поскольку своим  

широким распространением это представление обязано нескольким различным  

источникам, включая и личный опыт человека, оно может быть сведено по крайней  

ре к двум положениям, лежащим в основе теории агрессии, сформулированной  

Доллардом и другими (0о11агс1 оЬега, 1939). Вместе взятые, эти положения  

известны как теория фру страции-агрессии. В слегка перефразированном виде  

они звучат так:  

 

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.  

 

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.  

 

При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование  

или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения, вызывает аг-  

рессию напрямую; считается, что онапровоцирует агрессию (побуждает к агрес-  

сии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное  

поведение.  

 

Бандура (ВапсЬга, 1973) обращал внимание на то, что эти положения чрез-  

вычайно привлекательны отчасти из-за их смелости, а отчасти из-за простоты.  

В конце концов, если их принять, то такая чрезвычайно сложная форма поведе-  

ния, как человеческая агрессия, во многом будет объяснена при помощи одного  

затейливого росчерка пера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти  

формулировки получили столь широкое признание и среди ученых, и среди са-  

мой широкой публики. Но увы, внимательное рассмотрение каждой из них пока-  

зывает, что обе эти формулировки слишком расплывчаты.  

 

С одной стороны, ясно, что фрустрированные индивидуумы не всегда прибега-  

ют к вербальным или физическим нападкам на других. Они скорее демонстри-  

руют весь спектр реакций на фрустрацию: от покорности и уныния до активных  

попыток преодолеть препятствия на своем пути. Представим себе следующий  

лучп. Студент отправлял свои документы в несколько высших учебных заве-  

 

"ии, но их нигде не принимали. Этот человек скорее всего будет обескуражен,  

ли разозлится или впадет в ярость.  

 

Более очевидное подтверждение положения о том, что фрустрация не всегда  

, к агрессии, представили результаты многих эмпирических исследований  

0112, 1969; Сееп 0Неа1, 1976). Все они показывают следующее: несмот-  

 

- " то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь ча-  

Видимо, фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые ус-  

Їили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы  

"Ривным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные  

 

реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы (ВапДщв  

1983). Мы рассмотрим эти доказательства в главе 4 и поэтому не будем обсу  

дать их здесь детально. Достаточно сказать, что после проведения множесц  

работ по изучению влияния фрустрации на агрессию большинство психолоц  

считают: связь между этими факторами гораздо менее жесткая, чем когда-"  

предполагали Доллард и его коллеги.  

 

Принимая во внимание эти рассуждения, Миллер (МШег, 1941), одним из 1  

вых сформулировавший теорию фрустрации-агрессии, незамедлительно 1  

поправки в первое из вышеприведенных положений: фрустрация порождает ]  

личные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них. Таким с  

зом, сильное и заманчивое по своей широте определение, согласно которому  

страция всегда ведет к агрессии, было вскоре отклонено одним из его авто  

Однако, несмотря на этот факт, первоначальная выразительная формуляр  

по-прежнему имеет удивительно широкое хождение и часто встречается в ср  

ствах массовой информации, в популярных дискуссиях об агрессии или в 48  

ных беседах.  

 

Во-вторых, предположение, согласно которому агрессия всегда обусловлй  

фрустрацией, также уводит слишком далеко. При более детальном рассмотрев  

в следующих главах мы убедимся: нет практически никаких сомнений в том,  

агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации. ДейсЯ  

тельно, агрессия может появляться (как зачастую и происходит) при полному  

сутствии фрустрирующих обстоятельств. Рассмотрим, например, действия нгп  

ного киллера, убивающего людей, которых он раньше никогда не видел. У (  

жертв просто не было возможности его фрустрировать. Имеет смысл объясм  

агрессивные действия этого человека скорее вознаграждением, которое он по;  

чает за убийства (деньги, более высокий статус, удовлетворение садистских 1  

клонностей), чем фрустрацией. Или представим себе действия пилота, которв  

несмотря на прекрасное расположение духа и отсутствие сколько-нибудь знг  

тельных фрустрации в течение дня, бомбит и обстреливает позиции врага, уби  

не только неприятеля, но и мирных жителей. Очевидно, что в данном ел)  

агрессивные действия в высшей степени обусловлены не столько фрустраш  

сколько распоряжениями командования, ожиданием различных наград за усп  

но проведенную операцию и, возможно, чувством долга или патриотизмом. По  

тоживая, можно сказать: предположение о том, что все проявления жестокс  

являются результатом блокирования или создания препятствий целенапрак  

ному поведению, не выдерживает критики.  

 

Некоторые дополнительные аспекты теории фрустрации-агрессии. П{  

том, что два рассмотренных предположения, касающиеся фрустрации-агресс)  

являются центральными в теории Долларда и его коллег, они представЛЯ  

только часть общего теоретического фундамента. Некоторые дополнителья  

аспекты этой влиятельной теории также заслуживают рассмотрения. Во-перв1  

как полагали Доллард и соавторы, в отношении побуждения к агрессии реп  

щее значение имеют три фактора: 1) степень ожидаемого субъектом удовле  

рения от будущего достижения цели; 2) сила препятствия на пути достиж>  

цели; 3) количество последовательных фрустрации. То есть, чем в большей  

пени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем болЫ  

 

[я ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ  

 

ЕССИ  

 

ддредению. В дальнейшем Доллард и соавторы предположили, что влияние  

дующих одна за другой фрустрации может быть совокупным и это вызовет  

ссивные реакции большей силы, чем каждая из них в отдельности. Из ска-  

 

д1-о следует, что влияние фрустрирующих событий сохраняется в течение  

сделенного времени, - это предположение является важным для некоторых  

аспектов теории.  

 

о1-да стало ясно, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустра-  

Доллард и соавторы обратились к факторам, замедляющим открытую демон-  

яццю агрессивного поведения. Они пришли к выводу, что подобное поведение  

д проявляется в тот же момент времени прежде всего из-за угрозы наказания.  

пгруя их собственные слова, <степень замедления в любом акте агрессии варь-  

ирует в прямом соответствии с предполагаемой тяжестью наказания, могущего  

дддедовать за этим действием>. Однако, несмотря на предположение о том, что  

угроза наказания оказывает сдерживающее влияние, она не рассматривалась как  

фактор, ослабляющий актуальное побуждение к агрессии. Если индивидуума  

предостеречь от нападения на того, кто его фрустрировал, предварительно запу-  

гав каким-либо наказанием, он все еще будет стремиться к агрессивным действи-  

ям. В результате могут иметь место агрессивные действия, направленные на со-  

вершенно другого человека, нападение на которого ассоциируется с меньшим  

наказанием. Этот феномен, известный как смещение, мы обсудим более подробно  

в следующем разделе.  

 

Если, как было отмечено выше, угроза наказания только блокирует осуществ-  

ление агрессивных действий и побуждение к такого рода поведению остается во  

многом неизменным, то какой фактор или факторы ослабляют агрессивную моти-  

вацию? Согласно Долларду и его соавторам, ответ следует искать в процессе  

катарсиса. Исследователи предположили, что все акты агрессии - даже скрытые  

от наблюдения, не прямые и не связанные с причинением ущерба - играют роль  

некоей формы катарсиса, снижая уровень побуждения к последующей агрессии.  

Поэтому в контексте их теории положение о том, что фрустрированный индиви-  

дуум оскорбляет другого с целью ослабить или устранить свое агрессивное по-  

буждение, совершенно не является необходимым. Даже такие действия, как агрес-  

сивные фантазии, умеренно выраженное раздражение или удар кулаком по столу  

УГ оказывать подобное воздействие. Короче говоря, в отличие от Фрейда, Дол-  

лард и соавторы были настроены гораздо более оптимистично в отношении воз-  

можной пользы катарсиса.  

 

Как мы уже говорили, фрустрированный индивидуум, которого страх наказа-  

ия удерживает от нападения на другое лицо, помешавшее ему достичь намечен-  

"Ї Цели, может переадресовать свои атаки другим объектам. Хотя наиболее под-  

ЇЩим или желательным объектом для разрядки агрессии у фрустрированного  

"ДУУма будет именно тот человек, который блокировал его целенаправлен-  

 

оведение, объектами агрессии могут также служить и другие люди.  

Киллер (МШег, 1948) предложил особую модель, объясняющую появление  

ной агрессии - то есть тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрес-  

 

не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим  

зц - Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в  

 

значит  

11,2)  

 

-силой факторов, тормозящих данное поведение и 3) стимульным сходством  

 

ДОИ ТТГТОТттттгхо ттттт аттатт ОТТГТГХ Т ТГТГГ к. ТТ ТТТТЛГ-  

 

ельной степени обусловлен тремя факторами: 1 ) силой побуждения к агрес-  

 

ГЛАВА1  

 

 

 

Профессор  

психологии  

(фрустратор)  

 

Профессор  

истории  

 

Младшая  

сестра  

 

Сосед  

по комнате  

 

Рис. 1.4. Согласно теории смещения при конфликте Миллера, человек, которого удерживает  

агрессивности против фрустратора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих напади  

направляя их на другие мишени - на тех лиц, которые похожи на фрустратора, но по отношещ  

к которым у данного индивидуума не действует сдерживающее начало. То есть, возвращаясь  

рассмотренному выше примеру, студент, фрустрированный профессором Патрисией Пэйн, ско}  

всего направит свою агрессию на младшую сестру, Пэтти, которая чем-то похожа на профессора (  

есть на фрустрирующий фактор), но не представляет для своего брата серьезной опасности.  

 

чинам, которые мы обсудим позднее, Миллер полагал, что барьеры, сдерживаюи  

агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к подобному поведению, по 1  

увеличения сходства с фрустрировавшим агентом. Таким образом, модель п  

сказывает, что смещенная агрессия наиболее вероятно будет разряжена на тех 1  

шенях, в отношении которых сила торможения является незначительной, но у 1  

торых относительно высокое стимульное сходство с фрустратором. Природу э  

предположений поможет объяснить конкретный пример.  

 

Представьте себе студента, которого фрустрировала профессор, д-р Патри  

Пэйн (скажем, она не разрешила ему сдать дополнительный зачет для испра)  

ния низкой оценки по психологии). Поскольку стремление излить свой гнев:  

Патрисию Пэйн в данном случае, видимо, будет очень сильным, а прямые ная  

маловероятны, может произойти смещение агрессии. Теперь предположим,  

этого студента имеются три потенциальных мишени для разрядки смещев  

агрессии: д-р Тереза Тюдор, профессор истории; Пэтти, его младшая сестра  

сосед по комнате Норберт Нэш. По теории Миллера скорее всего нападкам 1  

вергнется младшая сестра. Это может произойти потому, что она в каком-то о  

шении напоминает студенту его фрустратора (например, она одного с профе  

ром пола, у них одинаковое имя), но при этом данная фигура ассоциируе  

 

рЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 43  

 

" и теория смещения при конфликте Миллера, в самом общем виде представле-  

ны на рис. 1. 4.  

 

Многие интересные предположения, содержащиеся в теории Миллера, дали  

ддчок к проведению эмпирических исследований (Вегоу1г, 1969; Реш5еш  

пц5, 1974). Однако совершенно очевидно, что эти рассуждения достаточно спор-  

яы и этим нельзя пренебрегать. Во-первых, как указывал Зильманн (2111тапп,  

)с)19), модель целиком строится на допущении того, что подавление агрессии гене-  

ддизуется в меньшей степени, чем побуждение к агрессивному поведению. Мил-  

др пришел к этой гипотезе в результате экспериментального изучения конфлик-  

та которое проводилось, в основном, на животных. Прежде всего он основывался  

на следующем факте. Если голодное животное, предварительно наученное ожи-  

дать пищу в определенном месте в конце дорожки, получает там же удар элект-  

рического тока, то по мере увеличения расстояния стремление избежать этого  

места ослабевает у животного более резко, чем стремление к нему приблизиться.  

Таким образом, вблизи того участка, где животное получало пищу и удары элект-  

рического тока, у него наблюдается более сильное стремление спастись бегством,  

чем стремление подойти ближе. По мере того как животное удаляется от этого  

участка, стремление убежать ослабевает у него быстрее, чем стремление прибли-  

зиться. В результате оно постепенно замедляет бег, и в каком-то месте дорожки  

стремление приблизиться одерживает верх над стремлением убежать. Очевидно,  

что основной логический вывод из приведенного наблюдения сводится к предпо-  

ложению: там, где исчезает сходство с фрустрирующим агентом, торможение аг-  

рессии ослабевает резче, чем побуждение к агрессии.  

 

Во-вторых, сомнение вызывает выражение стимульное сходство, содержаще-  

еся в миллеровской модели смещения. Лежащее на поверхности объяснение, со-  

гласующееся с использованием этого понятия в литературе, на которую ссылался  

Миллер при построении своей модели, подразумевает физическое или перцептив-  

ное сходство между потенциальными мишенями агрессии и фрустрировавшим  

фактором скорее на уровне смысловых, а не физических характеристик. Напри-  

мер, сходство может варьировать в зависимости от степени родства (Миггау  

ВегЬш, 1955) и знакомства (Решает Ви55, 1974; Рг, 1976). К сожалению, в  

модели Миллера нет указаний на то, какие из этих характеристик, наряду со  

многими другими возможными параметрами, наиболее соответствуют феномену  

смещения.  

 

"рессивные тенденции: теория посылов к агрессии Берковица




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 3361
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 7 страница
  • Психология агрессии » 5 страница
  • Психология агрессии » 4 страница
  • Психология агрессии » 3 страница
  • Психология агрессии » 2 страница
  • Психология агрессии » 1 страница
  • Психология агрессии » 30 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 32 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 34 страница
  • Психология агрессии » 35 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 37 страница
  • Психология агрессии » 38 страница
  • Психология агрессии » 39 страница
  • Психология агрессии » 40 страница
  • Психология агрессии » 41 страница
  • Психология агрессии » 42 страница
  • Психология агрессии » 44 страница
  • Психология агрессии » 45 страница
  • Психология агрессии » 46 страница
  • Психология агрессии » 18 страница
  • Психология агрессии » 29 страница
  • Психология агрессии » 28 страница
  • Психология агрессии » 27 страница
  • Психология агрессии » 26 страница
  • Психология агрессии » 25 страница
  • Психология агрессии » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь