|
Психология агрессии[ытуемыми.
дьно повлиять степень ассоциации данной персоны с неприятными событиями обще или с тем, что в прошлом или настоящем вызывало раздражение. Дей- штельно, эти данные дают возможность предположить, что даже слабых услов- IX раздражителей, связывающих индивида с такими событиями или людьми, [вает достаточно для существенного изменения его способности притягивать эессивные действия со стороны тех, кто заранее <готов> к подобной модели ведения, основываясь на опыте прошлых провокаций.
Низкий Высокий (получен один удар) (получено семь ударов)
УРОВЕНЬ РАЗДРАЖЕНИЯ
ЕДМЕТЫ КАК ЗАЧИНЩИКИ АГРЕССИИ: ОСТАВЛЯЕТ ЛИ КУРОК НАЖАТЬ НА НЕГО?
)гда у Билла и Дианы вышла размолвка, описанная в начале этой главы, он>" ходились в кабинете, где хранилась коллекция старинных пистолетов. Не мог- ли случиться так, что их тенденция к агрессии усилилась из-за одного лини>.1 личия оружия? Да, это могло произойти, поскольку предметы, обычно связыва-. ые с агрессией, вспышками гнева и примерами насилия, могут приобретать зна-., ние посылов к агрессии. , Подтверждение существованию подобных эффектов мы находим в широко вестном эксперименте, который провели в свое время Берковитц и Ле-Паж (егЬолуНг ЬеРае, 1967). Сперва помощник исследователя провоцировал на 1 рессию часть испытуемых (молодых людей - студентов колледжа), затем ис- 1туемым предоставляли возможность проявить агрессию по отношению к само- ассистенту, нанося ему удары электрическим током. В первом варианте (кон- ольная группа) аппарат, с помощью которого испытуемые наносили ассистенту .ары электротоком, был единственным предметом на столе. А в двух других уппах на столе рядом с пультом управления лежали револьвер 38-го калибра ивустволка 12-го калибра. Одной из этих групп говорили, что оружие является ту ражем другого эксперимента, никак не связанного с текущим. Второй же уппе исследователь пояснял, что нынешняя жертва (ассистент) использует это ужие в другом эксперименте, который проводит сам. И наконец, в четвертой уппе на столе рядом с пультом управления лежали предметы, не ассоциируЮ-1 неся с агрессией (бадминтонные ракетки и воланы). 1
В соответствии со взглядами Берковитца на действие стимуляторов агрессия, 1ла выдвинута гипотеза, что сам факт наличия оружия будет способствовать 1
ОРУЖИЕ Отсутствует
Ассоциируется с экспериментом
Не ассоциируется с экспериментом
Рис. 5. 6. Наличие оружия усиливает агрессию при высоком уровне раздражения. Оружие, ассоци- руемое с обидчиком, еще больше усиливает агрессию. (ВеЛоюИг еРаде, 1967)
проявлению агрессии со стороны раздраженных испытуемых, но не сможет ока- зать аналогичное воздействие на поведение нераздраженных, <не готовых> к аг- рессии испытуемых. Как показано на рис. 5. 6, эти предположения подтвердились: У рассерженных испытуемых наличие оружия, видимо, усиливало агрессивные нападки на помощника экспериментатора.
Из этих результатов следует, в частности, что сам факт наличия оружия, даже если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать прояв- лению агрессивного поведения. По словам Берковитца (ВегЬот, 1968), <ору- жие не только дает шанс насилию стать реальностью, но и побуждает к нему. Палец давит на курок, но и курок может давить на палец>. Доказательство суще- ствования подобных эффектов могло бы оказаться сильным аргументом в пользу строгих ограничений на продажу огнестрельного оружия. Однако сначала необ- ходимо удостовериться, что эти выводы опираются на неопровержимые эмпири- ческие данные. К сожалению, это не так. В ряде экспериментов, воспроизводящих
ГЛАВА 5
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
[роцедуру Берковитца и Ле-Пажа (Вег1сот(:2 ЬеРае, 1967), был зафиксиро- 1ан аналогичный эффект> оружия (Саргага, Кепг1, Ато11п1, 01трепо ТгауаИа 984; РгосИ, 1975; Ьеуепа РагЬе, 1975; Тш-пег, Ьауоп 1топз, 1975), но в [ругих исследованиях, использующих практически ту же самую процедуру, по- юбные результаты получены не были (8455, ВооЬег Ви55, 1972; Рае ЗсЬе, 971).
Рассмотрим для примера исследование Басса и его коллег (Виаз оЬега). В то рамках было проведено в общей сложности пять различных экспериментов, )азмер выборки составил 200 человек. Первые два опыта продемонстрировали, (то стрельба из оружия не оказывает влияния на последующую агрессию. В ретьем и четвертом опытах, в которых не удалось получить надежных данных, )ыли сделаны попытки определить, будут ли индивиды, имевшие и не имевшие )пыта обращения с оружием, различаться в проявлении агрессии. И наконец, к (сеобщему удивлению, пятый эксперимент, очень точно повторивший первона- [альное исследование Берковитца и Ле-Пажа, продемонстрировал, что наличие )ружия существенно уменьшает агрессию по отношению к ассистенту экспери- ментатора.
Некоторые исследователи попытались объяснить невозможность воспроизве- ;ения эффекта оружия. Например, Тернер и Симонс (Тигпег 1топ5,1974) 1редположили, что эффект усиления агрессии из-за наличия оружия может на- блюдаться только среди испытуемых, даже не подозревающих о проверяемой ги- ютезе. Кроме того, обзор исследований по данному вопросу, проведенный Кар- 1соном и другими (Саг15оп о1:Ьег, 1990), не выявил абсолютной связи между )ружием и агрессивным поведением. Обратившись к выводам, сделанным Терне-- зом, Симонсом, Берковитцем и Фроди (Тигпег, 51топ5, Веголуг РгосН, 1977), )ти исследователи более тщательно проанализировали результаты эксперимен- гов и обнаружили, что эффект зависит от характеристик испытуемых. На знав- пих об экспериментальной гипотезе или подозрительно настроенных испытуе- мых наличие оружия не оказывало никакого влияния. Однако у тех, кто ничего 1С знал о цели эксперимента, наличие оружия повышало уровень агрессии. Оче- видно, подозрение или понимание цели исследования заставляют испытуемых подавлять свою агрессивность.
Берковитц (ВегЬолУ1<:2, 1978) отметил, что эффект оружия будет зависеть от :мысла, который испытуемый вкладывает в это понятие. <Если он думает о ре- эольвере в первую очередь как об опасном или устрашающем предмете, то ору- <ие скорее всего вызовет сильное волнение, а не агрессию>. Другими словами, зружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда чело- зек рассматривает его в таком контексте.
МАСС-МЕДИА КАК ИСТОЧНИК ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ
Чтобы отдохнуть от <летящих щепок> в своем доме, Билл и Диана как-то в пятниц ну вечером пошли в кино. Они нарочно выбрали фильм категории <К> ПОТОМУ тто обычные фильмы показались им недостаточно <острыми>; им хотелось разве"
Фильмы, на которые дети до 16-17 лет допускаются только в сопровождении взрослых. (ПриЯ
дться и отвлечься от своих забот. Их, однако, удивило, что фильм, не считая не- скольких постельных сцен, оказался состоящим сплошь из эпизодов жестокого насилия. Целиком фильм они не увидели, потому что закрывали глаза в самых кровавых местах. А после фильма, зайдя освежиться в кафе-мороженое, Билл с Дианой наговорили друг другу кучу таких вещей, о которых на следующий день сожалели. В какой же мере их ссора объяснялась просмотром сцен жестокого насилия? Иными словами, не могло ли изощренное насилие, показанное на кино- экране, оказаться внешним условным раздражителем, вызвавшим агрессивное по- ведение?
В главе 3 мы рассмотрели влияние масс-медиа в процессе становления и науче- ния агрессивных реакций. Этот раздел посвящен краткосрочному эффекту от увиденного насилия. Иными словами, каким будет немедленное воздействие <ос- тросюжетного> фильма на поведение, независимо от того, в какой степени изобра- жение сцен насилия в масс-медиа обучает индивидуума агрессии?
Проведенное Берковитцем исследование краткосрочных эффектов сцен наси- лия, изображаемых в масс-медиа (описанное выше), было предназначено для про- верки его теории о влиянии условных раздражителей на агрессию. Во многих экспериментах подобного рода фильмы использовались в качестве средства пред- ставления посылов к агрессии. Например, в эксперименте Берковитца и его кол- лег, где условными раздражителями, вызывающими агрессивное поведение, были имена, их ассоциация с агрессией осуществлялась с помощью фильма. И очевид- но, что те сцены насилия в масс-медиа, где зритель может отождествлять персона- жей со своей потенциальной жертвой, должны способствовать последующей агрес- сии. Фактически эти результаты породили волну аналогичных исследований по воздействию масс-медиа на агрессивное поведение (Оееп 0еа1, 1968; МШег, НеаЙ1, Мо1сап 0иош, 1991; РЫ111р5, 1983; ЗсЬаг ЗсЫоИтапп, 1973), в результате чего было выяснено, что испытуемые, у которых специально вызывали гнев, чтобы они были настроены вести себя агрессивно, подвергали жертву более сильным мучениям после просмотра фильма со сценами насилия, чем после про- смотра киноленты, где подобные сцены отсутствовали.
Некоторые исследователи, однако, подняли важный вопрос о методологии, при- меняемой в исследованиях по воздействию масс-медиа (Воппегаеш, Ооппегаеш ВаггеИ, 1976; 2Я1тапп .ТоЬпэоп, 1973). Они заявили, что процедура экспери- ментов не позволяет делать вывод о стимулирующем воздействии сцен насилия в масс-медиа на последующую агрессию. Иначе говоря, поскольку все участники этих экспериментов смотрели фильм (с насилием или без), исследователи никог- да не делали необходимого сравнения между демонстрацией насилия и ее отсут- ствием в фильмах. Они далее утверждали, что фильм без сцен насилия может фактически ослаблять агрессивность и что наблюдаемые эффекты можно объяс- нить не стимулирующим действием фильма со сценами насилия, а редуцирую- щим действием фильма без насилия.
Зильманн и Джонсон (Штапп .ТоЬпаоп, 1973) проверили этот тезис, прове- зя эксперимент, где рассерженным/нерассерженным испытуемым демонстриро- вали нейтральный фильм, фильм со сценами агрессии или не показывали филъ- а вообще. Как и предполагалось, рассерженные испытуемые, которые не видели Фильма или смотрели фильм со сценами агрессии, реагировали более агрессивно,
~СМ ОТЯТТТТТКТР Т{Л .НТО 1/.Т ТГпТГТТ /ТТТТГ Г. тта.ГГ.1тт.тттт пчяоттп-А> 0"> тттт тп
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
Американский футбол
ТИП ФИЛЬМА
Интерпретация фильма у Неагрессивный
ис. 5. 7. При трактовке сцен из фильма как агрессивных испытуемые дольше удерживали кношс, [риводящую в действие механизм, генерирующий электрические разряды, чем при интерпретащИ ех же действий персонажей как неагрессивных. (ВеЛотИг АНо(о, 1973)
1ия, реагировали сравнительно спокойно - подобно тем, кого не спровоциров 1а гнев в начале эксперимента. Таким образом, утверждают исследователи, агрес-1 ;ивные фильмы подкрепляют агрессивность, а не усиливают ее.
<Общепринятое> объяснение воздействия масс-медиа сталкивается с некото" эыми противоречиями. Литература подобного толка концентрируется в основном 1а рассмотрении когнитивных процессов, что позволило бы понять, каким образов асс-медиа могут стимулировать агрессивное поведение (ВегЬотг, 1984; ВивЬ пап Оееп, 1990; Оееп ТЬотав, 1986). Согласно теории когнитивных неоассо №аций (ВегЬоууКг, 1984), <то, как люди реагируют на прочитанное, услышанное 1ли увиденное, зависит в основном от их интерпретации этого сообщения, идей >аложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых>. В сущности, теория предполагав ?т, что воздействие масс-медиа объясняется праймингом - активацией специф 1ССКИХ воспоминаний в памяти. Показываемое в средствах массовой информация насилие может пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем МС :ут <актуализировать конкретные эмоции и даже специфические тенденции пове 1ения>. Все эти процессы считаются более-менее автоматическими, не подвержеЯ- дыми когнитивному или эмоциональному контролю.
Данная теоретическая концепция была проверена в исследовании Бушмана Цжина (ВивЬтап Оееп, 1990). Испытуемые смотрели один из пяти фильмов диапазон сюжетов которых был довольно широк - от киноленты <БдитеЛ яость> (<ТЪе У1Яапе>), состоящей из сцен безжалостных убийств и членовре
деловой и общественной жизни. Затем их просили перечислить мысли, которые пришли им в голову во время просмотра кинофрагмента, и оценить фильм по нескольким показателям (включая шкалу <насилие>). Как и ожидалось, исследо- ватели обнаружили, что вместе с ростом уровня насилия, демонстрировавшегося ца киноэкране, мысли, навеянные им, становились более агрессивными, а оценка по шкале <насилие> возрастала.
Еще одну иллюстрацию эффекта прайминга получили Берковитц и Алиото (Вегот<:г А1юо, 1973). Они показывали мужчинам-испытуемым киноролик о боксе или об американском футболе. Затем половина каждой группы слышала комментарий, где особенно подчеркивали злость, охватившую победителей или проигравших, и их желание набить морду противнику (агрессивная интерпрета- ция). Другой половине говорили, что соревновались профессионалы, не испыты- вающие эмоций и просто работающие на победу (вариант неагрессивной интер- претации). Как показано на рис. 5. 7, испытуемые в обеих группах <агрессивной интерпретации> для наказания ранее рассердившего их ассистента эксперимен- татора удерживали палец на кнопке механизма, генерирующего электрические разряды, в течение более длительного времени, чем испытуемые из групп <неаг- рессивной интерпретации>; количество посланных разрядов у испытуемых из первой группы тоже было большим.
В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа Берковитц (ВегЬотг, 1974) выделил следующие факто- ры, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медиа будет способство- вать агрессии:
1. Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии - <Агрессия присутствует в мыслях зрителя, и кино их не пробуждает, если зритель не считает агрессией то, что видит>.
2. Зритель отождествляет себя с агрессором - <у зрителя, отождествляю- щего себя с агрессором из фильма, будут... возникать мысленные образы, тем самым подталкивая его к агрессии>.
3. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в фильме - как это имело место в некоторых исследованиях Берковитца (ВегЬог Оееп, 1967; Воппег5<:еш Веголуг, 1981).
4. Наблюдаемые события должны выглядеть <реальными> и быть захва- тывающими - зритель <особенно склонен поддаваться влиянию, когда за- хвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом>.
ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
Рассмотрев литературу по воздействию ситуационных посылов к агрессии, Карл- сон, Маркус-Ньюхолл и Миллер (Саг15оп, Магсиз-ЫеуЬа11 МЯ1ег, 1990) заклю- чили, что имеющиеся данные подтверждают первоначальные представления Бер- Ковитца об усилении агрессивных реакций посылами к агрессии. Учитывая, что и эффекты наиболее ярко проявляются при пробуждении негативных чувств Испытуемых, их интерпретация действия посылов к агрессии - <в терминах про- Цбссов прайминга, которые реактивируют или подпитывают когнитивные схемы,
ЗТТЯиаТТТТТ ,1Т.Т,Т.ТТЭТТТТ>01ТТТТТО иОТОТТТЭТТТТХ ____ тчтт
ГЛАВА ;
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
и когнитивных неоассоциаций по Берковитцу. Когда Диана снова встретилась с <обом, тот посоветовал им с Биллом спрятать коллекцию пистолетов и избегать росмотра фильмов категории <К>, раз уж на них действует так много внешних етерминантов агрессии.
:АМООСОЗНАНИЕ: НАПОМИНАНИЯ ИЗВНЕ О ТОМ, СТО МЫ И ЧТО МЫ ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМ
Ситуационные факторы, заставляющие индивидуума в большей или меньшей сте- [ени осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессив- [ого поведения. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность ого, что человек так и останется неидентифицированным, и тем слабее его чув- тво ответственности за происходящие события. Самоосознание относится к со- тояниям, в которых внимание сосредоточено на собственных установках, ценно- тях и других характеристиках индивидуума. Множество ситуаций, особенно 6 которых высока вероятность остаться анонимным или возможность избежать Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|