Психология агрессии



32 страница


[ытуемыми.  

 

дьно повлиять степень ассоциации данной персоны с неприятными событиями  

обще или с тем, что в прошлом или настоящем вызывало раздражение. Дей-  

штельно, эти данные дают возможность предположить, что даже слабых услов-  

IX раздражителей, связывающих индивида с такими событиями или людьми,  

[вает достаточно для существенного изменения его способности притягивать  

эессивные действия со стороны тех, кто заранее <готов> к подобной модели  

ведения, основываясь на опыте прошлых провокаций.  

 

 

 

Низкий Высокий  

(получен один удар) (получено семь ударов)  

 

УРОВЕНЬ РАЗДРАЖЕНИЯ  

 

ЕДМЕТЫ КАК ЗАЧИНЩИКИ АГРЕССИИ:  

ОСТАВЛЯЕТ ЛИ КУРОК НАЖАТЬ НА НЕГО?  

 

)гда у Билла и Дианы вышла размолвка, описанная в начале этой главы, он>"  

ходились в кабинете, где хранилась коллекция старинных пистолетов. Не мог-  

ли случиться так, что их тенденция к агрессии усилилась из-за одного лини>.1  

личия оружия? Да, это могло произойти, поскольку предметы, обычно связыва-.  

ые с агрессией, вспышками гнева и примерами насилия, могут приобретать зна-.,  

ние посылов к агрессии. ,  

Подтверждение существованию подобных эффектов мы находим в широко  

вестном эксперименте, который провели в свое время Берковитц и Ле-Паж  

(егЬолуНг ЬеРае, 1967). Сперва помощник исследователя провоцировал на 1  

рессию часть испытуемых (молодых людей - студентов колледжа), затем ис-  

1туемым предоставляли возможность проявить агрессию по отношению к само-  

ассистенту, нанося ему удары электрическим током. В первом варианте (кон-  

ольная группа) аппарат, с помощью которого испытуемые наносили ассистенту  

.ары электротоком, был единственным предметом на столе. А в двух других  

уппах на столе рядом с пультом управления лежали револьвер 38-го калибра  

ивустволка 12-го калибра. Одной из этих групп говорили, что оружие является  

ту ражем другого эксперимента, никак не связанного с текущим. Второй же  

уппе исследователь пояснял, что нынешняя жертва (ассистент) использует это  

ужие в другом эксперименте, который проводит сам. И наконец, в четвертой  

уппе на столе рядом с пультом управления лежали предметы, не ассоциируЮ-1  

неся с агрессией (бадминтонные ракетки и воланы). 1  

 

В соответствии со взглядами Берковитца на действие стимуляторов агрессия,  

1ла выдвинута гипотеза, что сам факт наличия оружия будет способствовать 1  

 

ОРУЖИЕ  

Отсутствует  

 

Ассоциируется  

с экспериментом  

 

Не ассоциируется  

с экспериментом  

 

Рис. 5. 6. Наличие оружия усиливает агрессию при высоком уровне раздражения. Оружие, ассоци-  

руемое с обидчиком, еще больше усиливает агрессию. (ВеЛоюИг еРаде, 1967)  

 

проявлению агрессии со стороны раздраженных испытуемых, но не сможет ока-  

зать аналогичное воздействие на поведение нераздраженных, <не готовых> к аг-  

рессии испытуемых. Как показано на рис. 5. 6, эти предположения подтвердились:  

У рассерженных испытуемых наличие оружия, видимо, усиливало агрессивные  

нападки на помощника экспериментатора.  

 

Из этих результатов следует, в частности, что сам факт наличия оружия, даже  

если оно не используется в агрессивных действиях, может способствовать прояв-  

лению агрессивного поведения. По словам Берковитца (ВегЬот, 1968), <ору-  

жие не только дает шанс насилию стать реальностью, но и побуждает к нему.  

Палец давит на курок, но и курок может давить на палец>. Доказательство суще-  

ствования подобных эффектов могло бы оказаться сильным аргументом в пользу  

строгих ограничений на продажу огнестрельного оружия. Однако сначала необ-  

ходимо удостовериться, что эти выводы опираются на неопровержимые эмпири-  

ческие данные. К сожалению, это не так. В ряде экспериментов, воспроизводящих  

 

ГЛАВА 5  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

[роцедуру Берковитца и Ле-Пажа (Вег1сот(:2 ЬеРае, 1967), был зафиксиро-  

1ан аналогичный эффект> оружия (Саргага, Кепг1, Ато11п1, 01трепо ТгауаИа  

984; РгосИ, 1975; Ьеуепа РагЬе, 1975; Тш-пег, Ьауоп 1топз, 1975), но в  

[ругих исследованиях, использующих практически ту же самую процедуру, по-  

юбные результаты получены не были (8455, ВооЬег Ви55, 1972; Рае ЗсЬе,  

971).  

 

Рассмотрим для примера исследование Басса и его коллег (Виаз оЬега). В  

то рамках было проведено в общей сложности пять различных экспериментов,  

)азмер выборки составил 200 человек. Первые два опыта продемонстрировали,  

(то стрельба из оружия не оказывает влияния на последующую агрессию. В  

ретьем и четвертом опытах, в которых не удалось получить надежных данных,  

)ыли сделаны попытки определить, будут ли индивиды, имевшие и не имевшие  

)пыта обращения с оружием, различаться в проявлении агрессии. И наконец, к  

(сеобщему удивлению, пятый эксперимент, очень точно повторивший первона-  

[альное исследование Берковитца и Ле-Пажа, продемонстрировал, что наличие  

)ружия существенно уменьшает агрессию по отношению к ассистенту экспери-  

ментатора.  

 

Некоторые исследователи попытались объяснить невозможность воспроизве-  

;ения эффекта оружия. Например, Тернер и Симонс (Тигпег 1топ5,1974)  

1редположили, что эффект усиления агрессии из-за наличия оружия может на-  

блюдаться только среди испытуемых, даже не подозревающих о проверяемой ги-  

ютезе. Кроме того, обзор исследований по данному вопросу, проведенный Кар-  

1соном и другими (Саг15оп о1:Ьег, 1990), не выявил абсолютной связи между  

)ружием и агрессивным поведением. Обратившись к выводам, сделанным Терне--  

зом, Симонсом, Берковитцем и Фроди (Тигпег, 51топ5, Веголуг РгосН, 1977),  

)ти исследователи более тщательно проанализировали результаты эксперимен-  

гов и обнаружили, что эффект зависит от характеристик испытуемых. На знав-  

пих об экспериментальной гипотезе или подозрительно настроенных испытуе-  

мых наличие оружия не оказывало никакого влияния. Однако у тех, кто ничего  

1С знал о цели эксперимента, наличие оружия повышало уровень агрессии. Оче-  

видно, подозрение или понимание цели исследования заставляют испытуемых  

подавлять свою агрессивность.  

 

Берковитц (ВегЬолУ1<:2, 1978) отметил, что эффект оружия будет зависеть от  

:мысла, который испытуемый вкладывает в это понятие. <Если он думает о ре-  

эольвере в первую очередь как об опасном или устрашающем предмете, то ору-  

<ие скорее всего вызовет сильное волнение, а не агрессию>. Другими словами,  

зружие приобретает смысл условного раздражителя агрессии, только когда чело-  

зек рассматривает его в таком контексте.  

 

МАСС-МЕДИА КАК ИСТОЧНИК ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ  

 

Чтобы отдохнуть от <летящих щепок> в своем доме, Билл и Диана как-то в пятниц  

ну вечером пошли в кино. Они нарочно выбрали фильм категории <К> ПОТОМУ  

тто обычные фильмы показались им недостаточно <острыми>; им хотелось разве"  

 

Фильмы, на которые дети до 16-17 лет допускаются только в сопровождении взрослых. (ПриЯ  

 

дться и отвлечься от своих забот. Их, однако, удивило, что фильм, не считая не-  

скольких постельных сцен, оказался состоящим сплошь из эпизодов жестокого  

насилия. Целиком фильм они не увидели, потому что закрывали глаза в самых  

кровавых местах. А после фильма, зайдя освежиться в кафе-мороженое, Билл с  

Дианой наговорили друг другу кучу таких вещей, о которых на следующий день  

сожалели. В какой же мере их ссора объяснялась просмотром сцен жестокого  

насилия? Иными словами, не могло ли изощренное насилие, показанное на кино-  

экране, оказаться внешним условным раздражителем, вызвавшим агрессивное по-  

ведение?  

 

В главе 3 мы рассмотрели влияние масс-медиа в процессе становления и науче-  

ния агрессивных реакций. Этот раздел посвящен краткосрочному эффекту от  

увиденного насилия. Иными словами, каким будет немедленное воздействие <ос-  

тросюжетного> фильма на поведение, независимо от того, в какой степени изобра-  

жение сцен насилия в масс-медиа обучает индивидуума агрессии?  

 

Проведенное Берковитцем исследование краткосрочных эффектов сцен наси-  

лия, изображаемых в масс-медиа (описанное выше), было предназначено для про-  

верки его теории о влиянии условных раздражителей на агрессию. Во многих  

экспериментах подобного рода фильмы использовались в качестве средства пред-  

ставления посылов к агрессии. Например, в эксперименте Берковитца и его кол-  

лег, где условными раздражителями, вызывающими агрессивное поведение, были  

имена, их ассоциация с агрессией осуществлялась с помощью фильма. И очевид-  

но, что те сцены насилия в масс-медиа, где зритель может отождествлять персона-  

жей со своей потенциальной жертвой, должны способствовать последующей агрес-  

сии. Фактически эти результаты породили волну аналогичных исследований по  

воздействию масс-медиа на агрессивное поведение (Оееп 0еа1, 1968; МШег,  

НеаЙ1, Мо1сап 0иош, 1991; РЫ111р5, 1983; ЗсЬаг ЗсЫоИтапп, 1973), в  

результате чего было выяснено, что испытуемые, у которых специально вызывали  

гнев, чтобы они были настроены вести себя агрессивно, подвергали жертву более  

сильным мучениям после просмотра фильма со сценами насилия, чем после про-  

смотра киноленты, где подобные сцены отсутствовали.  

 

Некоторые исследователи, однако, подняли важный вопрос о методологии, при-  

меняемой в исследованиях по воздействию масс-медиа (Воппегаеш, Ооппегаеш  

ВаггеИ, 1976; 2Я1тапп .ТоЬпэоп, 1973). Они заявили, что процедура экспери-  

ментов не позволяет делать вывод о стимулирующем воздействии сцен насилия  

в масс-медиа на последующую агрессию. Иначе говоря, поскольку все участники  

этих экспериментов смотрели фильм (с насилием или без), исследователи никог-  

да не делали необходимого сравнения между демонстрацией насилия и ее отсут-  

ствием в фильмах. Они далее утверждали, что фильм без сцен насилия может  

фактически ослаблять агрессивность и что наблюдаемые эффекты можно объяс-  

нить не стимулирующим действием фильма со сценами насилия, а редуцирую-  

щим действием фильма без насилия.  

 

Зильманн и Джонсон (Штапп .ТоЬпаоп, 1973) проверили этот тезис, прове-  

зя эксперимент, где рассерженным/нерассерженным испытуемым демонстриро-  

вали нейтральный фильм, фильм со сценами агрессии или не показывали филъ-  

а вообще. Как и предполагалось, рассерженные испытуемые, которые не видели  

Фильма или смотрели фильм со сценами агрессии, реагировали более агрессивно,  

 

~СМ ОТЯТТТТТКТР Т{Л .НТО 1/.Т ТГпТГТТ /ТТТТГ Г. тта.ГГ.1тт.тттт пчяоттп-А> 0"> тттт тп  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

 

 

Американский футбол  

 

ТИП ФИЛЬМА  

 

Интерпретация фильма  

у Неагрессивный  

 

ис. 5. 7. При трактовке сцен из фильма как агрессивных испытуемые дольше удерживали кношс,  

[риводящую в действие механизм, генерирующий электрические разряды, чем при интерпретащИ  

ех же действий персонажей как неагрессивных. (ВеЛотИг АНо(о, 1973)  

 

1ия, реагировали сравнительно спокойно - подобно тем, кого не спровоциров  

1а гнев в начале эксперимента. Таким образом, утверждают исследователи, агрес-1  

;ивные фильмы подкрепляют агрессивность, а не усиливают ее.  

 

<Общепринятое> объяснение воздействия масс-медиа сталкивается с некото"  

эыми противоречиями. Литература подобного толка концентрируется в основном  

1а рассмотрении когнитивных процессов, что позволило бы понять, каким образов  

асс-медиа могут стимулировать агрессивное поведение (ВегЬотг, 1984; ВивЬ  

пап Оееп, 1990; Оееп ТЬотав, 1986). Согласно теории когнитивных неоассо  

№аций (ВегЬоууКг, 1984), <то, как люди реагируют на прочитанное, услышанное  

1ли увиденное, зависит в основном от их интерпретации этого сообщения, идей  

>аложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых>. В сущности, теория предполагав  

?т, что воздействие масс-медиа объясняется праймингом - активацией специф  

1ССКИХ воспоминаний в памяти. Показываемое в средствах массовой информация  

насилие может пробудить соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем МС  

:ут <актуализировать конкретные эмоции и даже специфические тенденции пове  

1ения>. Все эти процессы считаются более-менее автоматическими, не подвержеЯ-  

дыми когнитивному или эмоциональному контролю.  

 

Данная теоретическая концепция была проверена в исследовании Бушмана  

Цжина (ВивЬтап Оееп, 1990). Испытуемые смотрели один из пяти фильмов  

диапазон сюжетов которых был довольно широк - от киноленты <БдитеЛ  

яость> (<ТЪе У1Яапе>), состоящей из сцен безжалостных убийств и членовре  

 

деловой и общественной жизни. Затем их просили перечислить мысли, которые  

пришли им в голову во время просмотра кинофрагмента, и оценить фильм по  

нескольким показателям (включая шкалу <насилие>). Как и ожидалось, исследо-  

ватели обнаружили, что вместе с ростом уровня насилия, демонстрировавшегося  

ца киноэкране, мысли, навеянные им, становились более агрессивными, а оценка  

по шкале <насилие> возрастала.  

 

Еще одну иллюстрацию эффекта прайминга получили Берковитц и Алиото  

(Вегот<:г А1юо, 1973). Они показывали мужчинам-испытуемым киноролик  

о боксе или об американском футболе. Затем половина каждой группы слышала  

комментарий, где особенно подчеркивали злость, охватившую победителей или  

проигравших, и их желание набить морду противнику (агрессивная интерпрета-  

ция). Другой половине говорили, что соревновались профессионалы, не испыты-  

вающие эмоций и просто работающие на победу (вариант неагрессивной интер-  

претации). Как показано на рис. 5. 7, испытуемые в обеих группах <агрессивной  

интерпретации> для наказания ранее рассердившего их ассистента эксперимен-  

татора удерживали палец на кнопке механизма, генерирующего электрические  

разряды, в течение более длительного времени, чем испытуемые из групп <неаг-  

рессивной интерпретации>; количество посланных разрядов у испытуемых из  

первой группы тоже было большим.  

 

В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен  

насилия в масс-медиа Берковитц (ВегЬотг, 1974) выделил следующие факто-  

ры, влияющие на вероятность того, что насилие в масс-медиа будет способство-  

вать агрессии:  

 

1. Увиденное кажется наблюдателю проявлением агрессии - <Агрессия  

присутствует в мыслях зрителя, и кино их не пробуждает, если зритель не  

считает агрессией то, что видит>.  

 

2. Зритель отождествляет себя с агрессором - <у зрителя, отождествляю-  

щего себя с агрессором из фильма, будут... возникать мысленные образы,  

тем самым подталкивая его к агрессии>.  

 

3. Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в  

фильме - как это имело место в некоторых исследованиях Берковитца  

(ВегЬог Оееп, 1967; Воппег5<:еш Веголуг, 1981).  

 

4. Наблюдаемые события должны выглядеть <реальными> и быть захва-  

тывающими - зритель <особенно склонен поддаваться влиянию, когда за-  

хвачен сюжетом и представляет, что сам ведет себя аналогичным образом>.  

 

ПОСЫЛЫ К АГРЕССИИ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ  

 

Рассмотрев литературу по воздействию ситуационных посылов к агрессии, Карл-  

сон, Маркус-Ньюхолл и Миллер (Саг15оп, Магсиз-ЫеуЬа11 МЯ1ег, 1990) заклю-  

чили, что имеющиеся данные подтверждают первоначальные представления Бер-  

Ковитца об усилении агрессивных реакций посылами к агрессии. Учитывая, что  

и эффекты наиболее ярко проявляются при пробуждении негативных чувств  

Испытуемых, их интерпретация действия посылов к агрессии - <в терминах про-  

Цбссов прайминга, которые реактивируют или подпитывают когнитивные схемы,  

 

ЗТТЯиаТТТТТ ,1Т.Т,Т.ТТЭТТТТ>01ТТТТТО иОТОТТТЭТТТТХ ____ тчтт  

 

ГЛАВА ;  

 

ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ  

 

и когнитивных неоассоциаций по Берковитцу. Когда Диана снова встретилась с  

<обом, тот посоветовал им с Биллом спрятать коллекцию пистолетов и избегать  

росмотра фильмов категории <К>, раз уж на них действует так много внешних  

етерминантов агрессии.  

 

:АМООСОЗНАНИЕ: НАПОМИНАНИЯ ИЗВНЕ О ТОМ,  

СТО МЫ И ЧТО МЫ ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМ  

 

Ситуационные факторы, заставляющие индивидуума в большей или меньшей сте-  

[ени осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессив-  

[ого поведения. Например, чем больше людей в группе, тем выше вероятность  

ого, что человек так и останется неидентифицированным, и тем слабее его чув-  

тво ответственности за происходящие события. Самоосознание относится к со-  

тояниям, в которых внимание сосредоточено на собственных установках, ценно-  

тях и других характеристиках индивидуума. Множество ситуаций, особенно 6  

которых высока вероятность остаться анонимным или возможность избежать




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 796
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 14 страница
  • Психология агрессии » 21 страница
  • Психология агрессии » 20 страница
  • Психология агрессии » 19 страница
  • Психология агрессии » 18 страница
  • Психология агрессии » 17 страница
  • Психология агрессии » 16 страница
  • Психология агрессии » 15 страница
  • Психология агрессии » 23 страница
  • Психология агрессии » 13 страница
  • Психология агрессии » 12 страница
  • Психология агрессии » 11 страница
  • Психология агрессии » 10 страница
  • Психология агрессии » 9 страница
  • Психология агрессии » 8 страница
  • Психология агрессии » 7 страница
  • Психология агрессии » 6 страница
  • Психология агрессии » 30 страница
  • Психология агрессии » 38 страница
  • Психология агрессии » 37 страница
  • Психология агрессии » 36 страница
  • Психология агрессии » 35 страница
  • Психология агрессии » 34 страница
  • Психология агрессии » 33 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 22 страница
  • Психология агрессии » 29 страница
  • Психология агрессии » 28 страница
  • Психология агрессии » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь