|
Психология агрессиимыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же, как в классе. Хотя до сих пор нет адекватных данных, свидетельству- ющих о наличии жесткой причинно-следственной связи между агрессивностью и социальным статусом среди сверстников, этот эксперимент все-таки продемонст- рировал, что и неприязнь сверстников, и агрессивность - параметры, сохраняю- щиеся в различных ситуациях, то есть, если ребенок агрессивен и нелюбим в школе, он скорее всего будет агрессивен и нелюбим и в другой окружающей обстановке.
Приведенные выше данные могли бы позволить нам предположить, что отвер- гаемый сверстниками ребенок должен быть весьма неприятным субъектом с ма- лым количеством друзей.
Однако необязательно, что ребенка, к которому неприязненно относятся неко- торые сверстники, будут игнорировать абсолютно все дети. Фактически ребенок, которого не принимает одна группа, может получать одобрение со стороны другой группы и, более того, играть в ней важную роль. Кэйрнс и его коллеги (Са1гп5, Са1гп5, МесЬеппап, 0051 Саперу, 1988) утверждают, что агрессивные дети будут включены в социальные группы с такой же вероятностью, как и их неагрессивные сверстники, но при этом агрессивные дети попадут в группы, состоящие из таких же агрессивных детей. Исследователи, проведя опрос и тестирование свыше 600 учащихся четвертых и седьмых классов, обнаружили, что школьников и школь- ниц с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое же количество сверстников, что и менее агрессивных; их так же часто называли членами социальных групп. Тем не менее, как и предполагалось, агрессивные дети склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками. Резюмируя, ска- жем, что:
<...неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает отвержения целым обществом или полную изоляцию от социальных структур. От подростков с высоким уровнем агрессии могут отворачиваться многие одногодки, но отношения, которые устанавливаются у агрессивных подростков с некоторыми сверстниками, представляются не менее важными, чем отношения неагрессивных> (Са1тт оЛетз, 1988).
Итак, взаимоотношения маленького Мартина со сверстниками скорее всего будут очередными уроками на предмет эффективности агрессивного поведения.
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
:е, вполне вероятно, он может обнаружить, что ему нелегко стать членом соци- ой группы и что чаще всего ему приходится играть с довольно агрессивными 1И.
ОНСТРАЦИЯ МОДЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ННИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ СО СТОРОНЫ АГРЕССИИ
) из классических открытий социальной психологии - возможно, самое клас- :кое - то, что на людей зачастую сильно влияют поступки или слова окружа- х. Рассмотренная ранее в этой главе литература лишь подтверждает данный ;. Мы отмечали, что слова и поступки членов семьи и сверстников ребенка, ывающих мощное, хотя обычно и нецеленаправленное, воздействие на его аг- вность, влияют на становление его агрессивного поведения. Например, когда из родителей наказывает ребенка, он хочет лишь <преподать урок>, не желая, меется, научить его агрессивному поведению. Таким образом, слова и поступ- 1енов семьи и сверстников, способствующие проявлениям агрессии, часто неу- ленны.
данном разделе мы рассмотрим еще один вид такого неумышленного влия- - личный пример, а особое внимание уделим вопросу, может ли наблюдение )айне агрессивным поведением выработать сходную модель поведения у на- щтеля? Мы рассмотрим эффект воздействия <живых примеров> (то есть ьных людей), обсудим, каким образом жертва агрессии получает возмож- ь наблюдать агрессивное поведение и ему подражать, и, наконец, уделим нема- внимание важному и спорному вопросу: оказывают ли средства массовой зрмации значительное влияние на агрессивность детей. .режде чем рассматривать конкретные результаты исследований данной про- :ы, поговорим о том, каким образом примеры поведения могут воздействовать ас и какие скрытые психологические процессы за это ответственны. Всю (у влияния, которое оказывает наблюдение насильственного поведения на стеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых. Во-пер- очевидно, что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физи- им реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и едством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение по- ством наблюдения - хорошо изученный феномен, которому давно отводит- (авная роль в объяснениях воздействия примеров насильственного поведения к1ш-а, 1977; Оееп, 1983).
о-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую ет кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения по- ого поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, начит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов мо- увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблю- дя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепен- утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой [ (С11пе,Сго Сош-пег, 1973; Ки1е Рег и5оп, 1986; ТЬотаэ, Но1+оп, Ыр- эЦ ВгаЬтап, 1977). В результате наблюдатель настолько привыкает к на-
поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. И наконец, постоянное наблюдение агрессии может изменить индиви- дуальный одзебльностим (ОегЬпег Огозз, 1976; Ки1е Региаоп, 1986; ТЬо- 1па5 ПгаЬтап, 1978; УННатз, 2аЬгасЬ ]оу, 1982). Это означает, что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно.
Обучение на живых примерах: глядя на других людей
Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. В литературе о насилии в семье описывается <цикл наси- лия>; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители <практиковали> физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить анало- гичные ситуации во взаимоотношениях с другими (Етегу, 1982; КгизсЬшй, Не- аЙ1 ап1, 1986; Зештег, 1977; У1(1от, 1989). Например, Джеллес (ОеНев, 1987) сообщает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического наси- лия между родителями, были более склонны к физическим разборкам со своими супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк . Штайнметц (81е1пте1:2, 1977) следующим образом описывает цикл насилия:
<Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их роди- телями... Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репер- туара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины>.
Каммингз и его коллеги провели серию экспериментов по изучению реакции детей на фоновую ссору (Ситтш, 1987; Ситппп5, 1аппоШ 2аЬп-ах1ег, 1985; Ситпип5, Ре11ег1ш, МоЬапив Ситтш5, 1989; Ситт1п5, Уое1, Сит- т1п5 Е1-11е1ЬЬ, 1989). Предъявляя маленьким детям записи звуков или изо- бражения, ассоциирующиеся со ссорами взрослых, исследователи рассчитывали получить ответ на вопрос, как семейные неурядицы воздействуют на детей. Кам- мингз (Ситт1п5, 1987) провел эксперимент, в котором специально изучалось воздействие наблюдения агрессии на агрессивность детей в дальнейшем. Дош- кольники прослушивали запись, как две взрослые женщины обмениваются не- жными или гневными репликами. После прослушивания гневных словесных вы- падов в общении детей с приятелями было зарегистрировано больше проявлений вербальной агрессии, чем после прослушивания нежных разговоров. Другие экс- перименты выявили, что реакцией детей, ставших свидетелями неразрешенных конфликтов, было крайнее раздражение и огорчение (Ситпппз, Уое1, Ситтш8 Е1-8Ье1Ы1, 1989). Дети из семей, где физическая агрессия родителей по отноше- нию друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации, появляю- щиеся в общении их матери и другого взрослого, чем дети из семей без супружес- ких неурядиц (Ситппп5, Ре11епп1, Моагшх Ситтш5, 1989).
Итак, лабораторные и полевые эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимо-
:тав жертвой насилия
Кертвы агрессии видят результаты насилия <крупным планом>, они, так сказать, ндят в первом ряду. Существуют убедительные свидетельства того, что такое голкновение <лицом к лицу> с агрессией увеличивает вероятность агрессивных 1 ействий со стороны пострадавшего. Подтверждениями того, что жертвы сами 1 ачинают моделировать агрессивное поведение, являются результаты экспери- ентов, изучающих механизм передачи агрессивного поведения и установок из околения в поколение внутри одной семьи, и наблюдение за взаимоотношениями зерстников.
Исследования <цикла насилия> в семьях выявили, что у драчливых родителей асто бывают драчливые дети (5<,е1пте2, 1977). Джеллес (0е11е5, 1987) обнару- :ил, что люди, которые в родительской семье подвергались насилию, относитель> о чаще проявляют агрессивность по отношению к членам собственной семьи. Он редположил, что воспитание с применением насилия способствует одобрению асилия и обучает <как бить, чем бить, и каким должно быть столкновение>. одобные результаты были получены и в экспериментах, целью которых было равнение поведения детей, пострадавших и не пострадавших от родительской естокости (Сеоге Маш, 1979; ТпсЬеи КисгупаЫ, 1986; Уот, 1989). жордж и Мэн (Сеоге Маш, 1979) обнаружили, что малыши, которых ругают, )лее склонны к агрессии как по отношению к сверстникам, так и по отношению к )спитателям.
Зайди, Кнутсон и Мем (2а1<11, Клиоп МеЬт, 1989) сообщили, что студенты, )торые подвергались в семье суровым физическим наказаниям, приветствуют потенциально жесткие физические дисциплинарные меры>, в отличие от студен- >в, которых в детстве наказывали сравнительно мягко. Во втором эксперименте следователи обнаружили на выборке испытуемых, которые имели детей, анало- [чное распределение. Другими словами, родители, которые в детстве подверга- 1сь суровым физическим наказаниям, были более склонны к физической жесто- )сти против своих детей. Вдобавок, как еще одно свидетельство наследования рессии, дети страдавших от жестокости родителей обнаруживали сравнительно <лыпе агрессивных и антисоциальных характеристик. И в школе, становясь жертвами агрессии, дети усваивают аналогичные уроки. зкий тому пример получен в результате эксперимента Паттерсона, Литтмана и зиккера (Райегаоп, Ыйтап ВпсЬег, 1967), обнаруживших, что учащиеся под- товительной школы, которые в начале учебного года стали жертвами агрессии стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными. м не менее не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще двергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных кон- атак, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей. )1вод о том, что лишь некоторые жертвы насилия копируют агрессивное поведе- [е, от которого они пострадали, согласуется с результатами других эксперимен- в, в которых исследовалось поведение жертв агрессии со стороны сверстников. РРИ, Кузель и Перри (Репу, Кч5е1 Реггу, 1988) в своем эксперименте обнару- 1ли, что жертвы агрессии подразделяются на две категории. Некоторые сами око агрессивны, напоминая вызывающих и раздражающих провоцирующих ртв, согласно определению Олуэйза (01уеи8, 1978). Жертвы с низким уровнем эессивности по характеристикам сходны с пассивными жертвами Олуэйза, ко-
рне. 3. 4. Как исследователи, так и родители озабочены влиянием телевидения на поведение детей.
торые проявляют тревожность и неуверенность и не защищаются, когда на них совершается нападение.
Итак, лишь некоторые жертвы копируют агрессивное поведение сверстников. Задача исследователей в данной области - раскрыть механизм, обясняющий раз- личие между пассивными и провоцирующими жертвами.
Модели агрессии в средствах массовой информации: эффекты показа насилия в кино и по телевидению
Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забрак и Джой (УННатв, 2аЬгас1с .оу, 1982) сообщают, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме (ЛУННатз, 1989) сооб- щает, например, что в телеменю <ТУ Сгшс1е> секс и насилие так или иначе фигури руют более чем в 60% анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм.
В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная <видеодиета> может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высо- кой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более при- стальное внимание исследователей. (Рис. 3. 4 отражает рост всеобщего интереса к этой проблеме.) За недостатком места мы не сможем здесь детально проанали- зировать все полученные к настоящему времени сведения, но тем не менее сдела- ем обзор важнейших работ, посвященных сценам насилия в масс-медиа и их влиянию на детскую агрессивность. Мы обсудим, насколько средства массовой информации ответственны за развитие агрессивного поведения. Эксперименты, в которых исследовалось влияние масс-медиа на взрослых, более детально описаны в главах 5 и 8.
Можно сказать, что в процессе изучения влияния средств массовой информа- ции на становление агрессивного поведения можно выделить три фазы, каждая
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
которых обладает своей методологической спецификой. Фактически на по- едних двух фазах исследователи занимались разрешением методологических интерпретационных проблем, возникших на предшествующем этапе. Благода- этому обстоятельству в настоящий момент мы располагаем множеством разно- разных данных, относящихся к одному и тому же вопросу. Многообразие ме- дов, с помощью которых изучался центральный вопрос, дает нам значительную 1 еренность в достоверности сделанных выводов.
Фаза первая: эксперименты с куклой Бобо. Первые исследования, посвя- гнные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на че- веческое поведение, были проведены Бандурой и его коллегами (Вапс1ига,Ко88 Ко55, 1963а,Ь; Вапс1ига, 1965). В этих экспериментах участвовали дети до- вольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы (часто роецированные на экран телевизора), в которых взрослые весьма необычным особом обращались с большой надувной куклой Бобо. Например, в одном из спериментов (Вапс1ига, Ко55 Ко55,1963а) актер колотил куклу по носу,сидя . ней верхом; бил ее по голове игрушечным молотком; футболил ее по комнате, <иговаривая: <Сейчас я тебе нос расквашу!>, <Вот тебе, вот тебе!> и т, п. После <осмотра подобных сцен дети переходили в комнату со множеством разнооб- зных игрушек, часть из которых использовалась актером. Детям позволяло играть кто во что хочет, в течение определенного времени (например, 10-20 (нут), внимательно при этом за ними наблюдая, чтобы выяснить, будут ли они спроизводить поведение актера, и если будут, то насколько полно. В целом Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|