Психология агрессии



19 страница


мыми или незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был  

таким же, как в классе. Хотя до сих пор нет адекватных данных, свидетельству-  

ющих о наличии жесткой причинно-следственной связи между агрессивностью и  

социальным статусом среди сверстников, этот эксперимент все-таки продемонст-  

рировал, что и неприязнь сверстников, и агрессивность - параметры, сохраняю-  

щиеся в различных ситуациях, то есть, если ребенок агрессивен и нелюбим в  

школе, он скорее всего будет агрессивен и нелюбим и в другой окружающей  

обстановке.  

 

Приведенные выше данные могли бы позволить нам предположить, что отвер-  

гаемый сверстниками ребенок должен быть весьма неприятным субъектом с ма-  

лым количеством друзей.  

 

Однако необязательно, что ребенка, к которому неприязненно относятся неко-  

торые сверстники, будут игнорировать абсолютно все дети. Фактически ребенок,  

которого не принимает одна группа, может получать одобрение со стороны другой  

группы и, более того, играть в ней важную роль. Кэйрнс и его коллеги (Са1гп5,  

Са1гп5, МесЬеппап, 0051 Саперу, 1988) утверждают, что агрессивные дети будут  

включены в социальные группы с такой же вероятностью, как и их неагрессивные  

сверстники, но при этом агрессивные дети попадут в группы, состоящие из таких  

же агрессивных детей. Исследователи, проведя опрос и тестирование свыше 600  

учащихся четвертых и седьмых классов, обнаружили, что школьников и школь-  

ниц с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих лучших друзей такое  

же количество сверстников, что и менее агрессивных; их так же часто называли  

членами социальных групп. Тем не менее, как и предполагалось, агрессивные дети  

склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками. Резюмируя, ска-  

жем, что:  

 

<...неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает отвержения  

целым обществом или полную изоляцию от социальных структур. От подростков  

с высоким уровнем агрессии могут отворачиваться многие одногодки, но отношения,  

которые устанавливаются у агрессивных подростков с некоторыми сверстниками,  

представляются не менее важными, чем отношения неагрессивных> (Са1тт оЛетз,  

1988).  

 

Итак, взаимоотношения маленького Мартина со сверстниками скорее всего  

будут очередными уроками на предмет эффективности агрессивного поведения.  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

:е, вполне вероятно, он может обнаружить, что ему нелегко стать членом соци-  

ой группы и что чаще всего ему приходится играть с довольно агрессивными  

1И.  

 

ОНСТРАЦИЯ МОДЕЛЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:  

ННИЕ НАБЛЮДАЕМОЙ СО СТОРОНЫ АГРЕССИИ  

 

) из классических открытий социальной психологии - возможно, самое клас-  

:кое - то, что на людей зачастую сильно влияют поступки или слова окружа-  

х. Рассмотренная ранее в этой главе литература лишь подтверждает данный  

;. Мы отмечали, что слова и поступки членов семьи и сверстников ребенка,  

ывающих мощное, хотя обычно и нецеленаправленное, воздействие на его аг-  

вность, влияют на становление его агрессивного поведения. Например, когда  

из родителей наказывает ребенка, он хочет лишь <преподать урок>, не желая,  

меется, научить его агрессивному поведению. Таким образом, слова и поступ-  

1енов семьи и сверстников, способствующие проявлениям агрессии, часто неу-  

ленны.  

 

данном разделе мы рассмотрим еще один вид такого неумышленного влия-  

- личный пример, а особое внимание уделим вопросу, может ли наблюдение  

)айне агрессивным поведением выработать сходную модель поведения у на-  

щтеля? Мы рассмотрим эффект воздействия <живых примеров> (то есть  

ьных людей), обсудим, каким образом жертва агрессии получает возмож-  

ь наблюдать агрессивное поведение и ему подражать, и, наконец, уделим нема-  

внимание важному и спорному вопросу: оказывают ли средства массовой  

зрмации значительное влияние на агрессивность детей.  

.режде чем рассматривать конкретные результаты исследований данной про-  

:ы, поговорим о том, каким образом примеры поведения могут воздействовать  

ас и какие скрытые психологические процессы за это ответственны. Всю  

(у влияния, которое оказывает наблюдение насильственного поведения на  

стеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых. Во-пер-  

очевидно, что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для  

новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физи-  

им реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и  

едством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение по-  

ством наблюдения - хорошо изученный феномен, которому давно отводит-  

(авная роль в объяснениях воздействия примеров насильственного поведения  

к1ш-а, 1977; Оееп, 1983).  

 

о-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую  

ет кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения по-  

ого поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию,  

начит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов мо-  

увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблю-  

дя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепен-  

утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой  

[ (С11пе,Сго Сош-пег, 1973; Ки1е Рег и5оп, 1986; ТЬотаэ, Но1+оп, Ыр-  

эЦ ВгаЬтап, 1977). В результате наблюдатель настолько привыкает к на-  

 

поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных  

действиях. И наконец, постоянное наблюдение агрессии может изменить индиви-  

дуальный одзебльностим (ОегЬпег Огозз, 1976; Ки1е Региаоп, 1986; ТЬо-  

1па5 ПгаЬтап, 1978; УННатз, 2аЬгасЬ ]оу, 1982). Это означает, что люди,  

часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий  

мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может  

легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать  

агрессивно.  

 

Обучение на живых примерах: глядя на других людей  

 

Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства  

детей является семья. В литературе о насилии в семье описывается <цикл наси-  

лия>; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители <практиковали>  

физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить анало-  

гичные ситуации во взаимоотношениях с другими (Етегу, 1982; КгизсЬшй, Не-  

аЙ1 ап1, 1986; Зештег, 1977; У1(1от, 1989). Например, Джеллес (ОеНев,  

1987) сообщает, что люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического наси-  

лия между родителями, были более склонны к физическим разборкам со своими  

супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк .  

Штайнметц (81е1пте1:2, 1977) следующим образом описывает цикл насилия:  

 

<Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно  

копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их роди-  

телями... Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают  

использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репер-  

туара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим  

детям посредством создания характерного стиля дисциплины>.  

 

Каммингз и его коллеги провели серию экспериментов по изучению реакции  

детей на фоновую ссору (Ситтш, 1987; Ситппп5, 1аппоШ 2аЬп-ах1ег,  

1985; Ситпип5, Ре11ег1ш, МоЬапив Ситтш5, 1989; Ситт1п5, Уое1, Сит-  

т1п5 Е1-11е1ЬЬ, 1989). Предъявляя маленьким детям записи звуков или изо-  

бражения, ассоциирующиеся со ссорами взрослых, исследователи рассчитывали  

получить ответ на вопрос, как семейные неурядицы воздействуют на детей. Кам-  

мингз (Ситт1п5, 1987) провел эксперимент, в котором специально изучалось  

воздействие наблюдения агрессии на агрессивность детей в дальнейшем. Дош-  

кольники прослушивали запись, как две взрослые женщины обмениваются не-  

жными или гневными репликами. После прослушивания гневных словесных вы-  

падов в общении детей с приятелями было зарегистрировано больше проявлений  

вербальной агрессии, чем после прослушивания нежных разговоров. Другие экс-  

перименты выявили, что реакцией детей, ставших свидетелями неразрешенных  

конфликтов, было крайнее раздражение и огорчение (Ситпппз, Уое1, Ситтш8  

Е1-8Ье1Ы1, 1989). Дети из семей, где физическая агрессия родителей по отноше-  

нию друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации, появляю-  

щиеся в общении их матери и другого взрослого, чем дети из семей без супружес-  

ких неурядиц (Ситппп5, Ре11епп1, Моагшх Ситтш5, 1989).  

 

Итак, лабораторные и полевые эксперименты приводят к одному и тому же  

выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимо-  

 

:тав жертвой насилия  

 

Кертвы агрессии видят результаты насилия <крупным планом>, они, так сказать,  

ндят в первом ряду. Существуют убедительные свидетельства того, что такое  

голкновение <лицом к лицу> с агрессией увеличивает вероятность агрессивных 1  

ействий со стороны пострадавшего. Подтверждениями того, что жертвы сами 1  

ачинают моделировать агрессивное поведение, являются результаты экспери-  

ентов, изучающих механизм передачи агрессивного поведения и установок из  

околения в поколение внутри одной семьи, и наблюдение за взаимоотношениями  

зерстников.  

 

Исследования <цикла насилия> в семьях выявили, что у драчливых родителей  

асто бывают драчливые дети (5<,е1пте2, 1977). Джеллес (0е11е5, 1987) обнару-  

:ил, что люди, которые в родительской семье подвергались насилию, относитель>  

о чаще проявляют агрессивность по отношению к членам собственной семьи. Он  

редположил, что воспитание с применением насилия способствует одобрению  

асилия и обучает <как бить, чем бить, и каким должно быть столкновение>.  

одобные результаты были получены и в экспериментах, целью которых было  

равнение поведения детей, пострадавших и не пострадавших от родительской  

естокости (Сеоге Маш, 1979; ТпсЬеи КисгупаЫ, 1986; Уот, 1989).  

жордж и Мэн (Сеоге Маш, 1979) обнаружили, что малыши, которых ругают,  

)лее склонны к агрессии как по отношению к сверстникам, так и по отношению к  

)спитателям.  

 

Зайди, Кнутсон и Мем (2а1<11, Клиоп МеЬт, 1989) сообщили, что студенты,  

)торые подвергались в семье суровым физическим наказаниям, приветствуют  

потенциально жесткие физические дисциплинарные меры>, в отличие от студен-  

>в, которых в детстве наказывали сравнительно мягко. Во втором эксперименте  

следователи обнаружили на выборке испытуемых, которые имели детей, анало-  

[чное распределение. Другими словами, родители, которые в детстве подверга-  

1сь суровым физическим наказаниям, были более склонны к физической жесто-  

)сти против своих детей. Вдобавок, как еще одно свидетельство наследования  

рессии, дети страдавших от жестокости родителей обнаруживали сравнительно  

<лыпе агрессивных и антисоциальных характеристик.  

И в школе, становясь жертвами агрессии, дети усваивают аналогичные уроки.  

зкий тому пример получен в результате эксперимента Паттерсона, Литтмана и  

зиккера (Райегаоп, Ыйтап ВпсЬег, 1967), обнаруживших, что учащиеся под-  

товительной школы, которые в начале учебного года стали жертвами агрессии  

стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными.  

м не менее не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще  

двергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных кон-  

атак, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей.  

)1вод о том, что лишь некоторые жертвы насилия копируют агрессивное поведе-  

[е, от которого они пострадали, согласуется с результатами других эксперимен-  

в, в которых исследовалось поведение жертв агрессии со стороны сверстников.  

РРИ, Кузель и Перри (Репу, Кч5е1 Реггу, 1988) в своем эксперименте обнару-  

1ли, что жертвы агрессии подразделяются на две категории. Некоторые сами  

око агрессивны, напоминая вызывающих и раздражающих провоцирующих  

ртв, согласно определению Олуэйза (01уеи8, 1978). Жертвы с низким уровнем  

эессивности по характеристикам сходны с пассивными жертвами Олуэйза, ко-  

 

 

 

рне. 3. 4. Как исследователи, так и родители озабочены влиянием телевидения на поведение детей.  

 

торые проявляют тревожность и неуверенность и не защищаются, когда на них  

совершается нападение.  

 

Итак, лишь некоторые жертвы копируют агрессивное поведение сверстников.  

Задача исследователей в данной области - раскрыть механизм, обясняющий раз-  

личие между пассивными и провоцирующими жертвами.  

 

Модели агрессии в средствах массовой информации:  

эффекты показа насилия в кино и по телевидению  

 

Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают  

модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и  

вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Так,  

Уильяме, Забрак и Джой (УННатв, 2аЬгас1с .оу, 1982) сообщают, что в наиболее  

популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в  

среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.  

Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два  

часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа секса и  

насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме (ЛУННатз, 1989) сооб-  

щает, например, что в телеменю <ТУ Сгшс1е> секс и насилие так или иначе фигури  

руют более чем в 60% анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм.  

 

В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие  

люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная <видеодиета> может  

повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема,  

представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высо-  

кой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более при-  

стальное внимание исследователей. (Рис. 3. 4 отражает рост всеобщего интереса  

к этой проблеме.) За недостатком места мы не сможем здесь детально проанали-  

зировать все полученные к настоящему времени сведения, но тем не менее сдела-  

ем обзор важнейших работ, посвященных сценам насилия в масс-медиа и их  

влиянию на детскую агрессивность. Мы обсудим, насколько средства массовой  

информации ответственны за развитие агрессивного поведения. Эксперименты, в  

которых исследовалось влияние масс-медиа на взрослых, более детально описаны  

в главах 5 и 8.  

 

Можно сказать, что в процессе изучения влияния средств массовой информа-  

ции на становление агрессивного поведения можно выделить три фазы, каждая  

 

СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  

 

которых обладает своей методологической спецификой. Фактически на по-  

едних двух фазах исследователи занимались разрешением методологических  

интерпретационных проблем, возникших на предшествующем этапе. Благода-  

этому обстоятельству в настоящий момент мы располагаем множеством разно-  

разных данных, относящихся к одному и тому же вопросу. Многообразие ме-  

дов, с помощью которых изучался центральный вопрос, дает нам значительную 1  

еренность в достоверности сделанных выводов.  

 

Фаза первая: эксперименты с куклой Бобо. Первые исследования, посвя-  

гнные влиянию телевизионных и кинематографических образов насилия на че-  

веческое поведение, были проведены Бандурой и его коллегами (Вапс1ига,Ко88  

Ко55, 1963а,Ь; Вапс1ига, 1965). В этих экспериментах участвовали дети до-  

вольного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы (часто  

роецированные на экран телевизора), в которых взрослые весьма необычным  

особом обращались с большой надувной куклой Бобо. Например, в одном из  

спериментов (Вапс1ига, Ко55 Ко55,1963а) актер колотил куклу по носу,сидя  

. ней верхом; бил ее по голове игрушечным молотком; футболил ее по комнате,  

<иговаривая: <Сейчас я тебе нос расквашу!>, <Вот тебе, вот тебе!> и т, п. После  

<осмотра подобных сцен дети переходили в комнату со множеством разнооб-  

зных игрушек, часть из которых использовалась актером. Детям позволяло  

играть кто во что хочет, в течение определенного времени (например, 10-20  

(нут), внимательно при этом за ними наблюдая, чтобы выяснить, будут ли они  

спроизводить поведение актера, и если будут, то насколько полно. В целом




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 801
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь