|
Психология агрессииди должны научиться вести себя агрессивно.
Биологические факторы. Хотя в теории социального научения особо подчер- кивается роль научения путем наблюдения и непосредственного опыта в усвое- нии агрессии, вклад биологических факторов не отрицается. Как в случае любой двигательной активности, совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено. С позиции социального научения:
Люди наделены нейропсихологичес-кими механизмами, обеспечивающими возмож- ность агрессивного поведения, но активация этих механизмов зависит от соответ- ствующей стимуляции и контролируется сознанием. Поэтому различны формы агрессивного поведения, частота его проявлений; ситуации, в которых оно развер- тывается, а также конкретные объекты, выбранные для нападения, во многом опре- деляются факторами социального научения (Вапйита, 1983).
В случае именно человеческого агрессивного поведения естественные ограни- чения, обусловленные биологическими факторами, теряют свою силу за счет спо-
Таблица 1. 2. Теория социального научения Бандуры
АГРЕССИЯ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ: Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
АГРЕССИЯ ПРОВОЦИРУЕТСЯ:
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация} Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) Инструкциями (например, приказы) Эксцентричными убеждениями (например, параноидальные идеи)
АГРЕССИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ:
Внешними поощрениями и наказаниями (например, материальное вознаграждение, неприятные по- следствия)
Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других) Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
Примечание: эта теория объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведе- ния.
собности человека производить и использовать оружие уничтожения. Подобным образом зависимость между последствиями агрессивных действий и выживанием различна у людей и животных. Например, в то время как физическая сила может быть важным условием в выборе брачного партнера у животных, для людей более важным оказываются такие социальные факторы, как физическая привлекатель- ность и финансовое положение (Вапс1ига ,1983).
Непосредственный опыт. Один из важных способов усвоения человеком ши- рокого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на жи- вотных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепления (например, пищу, воду, прекращение стимуляции электрическим током) за агрес- сивные нападки друг на друга. Получавшие подкрепление животные быстро при- обретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Например, Уль- рих, Джонстон, Ричардсон и Вольф (ШпсЬ, .10111151:011, К1сЬаг(35оп УоШ, 1963) обнаружили, что, прежде смирные, крысы быстро научались атаковать своих сосе- дей по клетке, когда им давали воду только при условии агрессивного поведения.
Положение о том, что люди также научаются агрессии, по крайней мере, неко- торым ее формам, в настоящее время принимается очень многими (например, Вапига, 1973; 2111тапп, 1979). Очевидно, однако, что во многих случаях чело- веческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, в этом процессе более значимо разнообразие видов подкрепления. Так, к числу положи- тельных результатов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивно- го поведения как у взрослых, так и у детей, относятся следующие: получение различных материальных поощрений, таких как деньги, вожделенные вещи, иг- рушки и сладости (ВогДеп, Воеп Тау1ог, 1971; Вогс1еп Тау1ог, 1976; Виаа, 1971), социальное одобрение или более высокий статус (Оееп 81оппег, 1971; Сепгу, 1970), а также более приемлемое отношение со стороны других людей (Райегаоп, 21йтап ВисЬег, 1967).
Научение посредством наблюдения. В то время как непосредственный опыт, видимо, играет важную роль в усвоении агрессивных реакций, по мнению Банду- ры (Вапига, 1973, 1983), научение посредством наблюдения оказывает даже большее воздействие. Бандура обращает внимание на то, что небезопасно опи- раться на метод проб и ошибок. Такой способ усвоения агрессивного поведения не является адаптивным процессом, поскольку грозит опасными или даже фа- гальными последствиями. Более безопасно наблюдать за агрессивным поведени- ем других; при этом формируется <представление о том, как выстраивается пове- дение, а в дальнейшем его символическое выражение может служить руковод- ством к действию>.
Данное предположение подтверждается массой экспериментальных данных. В исследованиях подобного толка и дети и взрослые легко перенимают новые 1ля них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, про- сто в процессе наблюдения за поведением других людей (Вапс1ига, 1973; Оо-
епкоп, 1970). Дальнейшие исследования показали: нет необходимости демон-
"рировать вживую на сцене соииальньтр ппттт ттпттпногп ттппрттот"".
АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ 51
символического изображения в кинофильмах, телепередачах и даже в литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателей (Вап- ига, 1973). И возможно, еще большее значение имеют случаи, когда люди на- блюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, во всяком слу- чае, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение. Иллюстрацией этому служат драматические и часто трагические примеры, когда вслед за сообщениями в средствах массовой информации о необычных формах насилия похожие события происходят очень далеко от тех мест, где они были первоначально зафиксированы. Видимо, в подобных случаях зрители (или чита- тели) овладевают новыми агрессивными приемами посредством викарного на- учения, а затем, воодушевленные сообщением об эпизоде насилия, применяют их на практике. Поскольку мы вернемся к вопросу о влиянии социальных моделей на агрессию в следующих главах, то, заканчивая на этом обсуждение данной те- мы, отметим: несомненно, экспозиция образцов социальной агрессии часто воору- жает как детей, так и взрослых новыми формами агрессивного поведения, не вхо- дившими ранее в их поведенческий репертуар.
Регуляторы агрессивного поведения
Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отве- чающие за их регуляцию, - сохранение, усиление или контроль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами, способствующими первоначальному усво- ению агрессии.
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное пове- дение. Во-первых, это материальные поощрения и наказания, общественная похва- ла или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказыва- ют других. И наконец, человек может сам себе назначать поощрения и наказания.
Внешние источники. Результативная агрессия, направленная на других, мо- жет обеспечить реальные вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняю- щие своих товарищей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят - игрушек и привилегий. Как отмечал Басе (Виза, 1971), агрессия часто щедро <вознаграждается> и у взрослых. Например, главари организованной преступности сколачивают гигантские состояния благодаря квалифицированно- му применению насилия. Агрессию можно также контролировать наказанием, ак- туальным или потенциальным (то есть угрозой). Однако данный подход содер- жит определенный риск, поскольку его результаты часто кратковременны и могут незаметно свести все к принудительному контролю (Вапс1ига Уа1<:ег5,1959; Нотапп, 1960). Детально мы обсудим проблемы, связанные с наказанием, обус- ловленным внешними источниками, в главе 3.
Социальные поощрения и одобрения также способствуют агрессивному пове- дению. Во время войны солдаты получают медали, а также непосредственное пра- во убивать противников. И хулиган-подросток в любой стране, в результате ус- пешных нападок на других, обладает значительной долей статуса и престижа, помимо материальных выгод. В целом одобрение агрессивного поведения вызы-
ГЛАВА 1
АГРЕССИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
одобрение может отбить охоту вести себя агрессивно (К1сЬаг(15оп, ВегпвЬеш Тау1ог, 1979).
Агрессия, видимо, закрепляется также и в тех случаях, когда ведет к ослабле- нию боли или прекращению нежелательного обращения. Дети, которые получают положительное подкрепление, манипулируя своими родными с помощью агрес- сии или принуждения, более агрессивны в отношениях со сверстниками (Ра- Ьегаоп, 1975).
Викарный опыт. <В целом, как правило, наблюдение поощрения агрессии у других усиливает, а наблюдение наказания ослабляет тенденцию вести себя по- добным образом> (Вапс1ига, 1983). Викарный опыт может помочь наблюдателю составить представление о возможных последствиях определенного поведения, а также настроить на ожидание аналогичных наград или наказаний. Данные про- цессы похожи на те, которые имеют место при усвоении агрессивных действий путем научения в процессе наблюдения. В случае викарного подкрепления агрес- сивное действие уже воспринимается как приемлемое в репертуаре поведения индивидуума. В данном случае социальные образцы подстрекают к уже усвоен- ному ответу или не дают возможности ему проявиться.
Последствия самопоощрения и самонаказания. Модели открытой агрессии могут регулироваться поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Агрессоры могут в той или иной степени поощрять себя в результате успешных атак на других, вознаграждать себя чем-нибудь и одобрять свои дей- ствия (Вапс1ш-а, 1973). Многие крайне агрессивные люди гордятся своей способ- ностью причинить вред или нанести увечье другим (ТосЬ, 1969). Даже несклон- ные к насилию люди время от времени могут испытывать удовлетворение оттого, что, отплатив сполна за нанесенное оскорбление, они <не ударили в грязь лицом> и <не уронили своего достоинства> (РеаЬЬасЬ, 1970).
Агрессоры также могут наказывать самих себя, осуждая собственное поведе- ние. Люди, усвоившие такую общественную ценность, как неодобрение агрессив- ного поведения, видимо, чувствуют себя виноватыми, демонстрируя подобные дей- ствия. Так, дети, испытывающие чувство вины перед родителями или просящие у них прощения за свое непослушание, менее агрессивны по сравнению с не столь совестливыми детьми (Ьеотг, Егоп, ЛУаНег Нисатапп, 1977).
Концепция социального научения: некоторые важные выводы
Завершая обсуждение теории социального научения, мы хотели бы обратить вни- мание читателей на то, что она оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с боль- шинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых, согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе на- учения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой цля прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, под- держивающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остает- ся в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше основа-
КиТЯ ГТТТСТ Ог ..тТТТТГ> ТЗТ.ТГпм/.ТТТ1 т> мппспаIXЯ
Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций соци- ального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потреб- ность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение пред- полагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных усло- виях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение усло- вий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.
РЕЗЮМЕ
Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живо- му существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положе- ния: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с со- бой обращения.
Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зре- ния, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объек- ты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем живот- ным, включая и человека.
Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в пер- вую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причи- нить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления поль- зуется отеормя фрустрации- агрессии, предложенная несколько десятилетий на- зад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессив- ный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрес- сивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустрато- Ра, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещен- ной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером (М111ег, 1948), выдви- нувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.
Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональ- ные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индиви- дом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказыва-
ет определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой инди- видом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожа- ющей ему опасности.
И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в данной гла- ве, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть дос- тигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведе- ния. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредствен- ного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|