|
Психология агрессиизультаты эксперимента выявили сильный подражательный эффект. Как уже мечалось в главе 2, в своем поведении дети часто копировали поведение актера- рослого.
Сами по себе эти результаты вряд ли могли показаться кому-либо неожиданны- 1 или дискуссионными. Множество исследований достаточно отчетливо показа- [, что поведенческие реакции человека - в самом широком диапазоне - могут ваиваться через наблюдение соответствующих моделей поведения. Однако тот 1кт, что в данном случае усвоенные реакции представляют собой новые для ре- [пиентов формы физической и вербальной агрессии и возникают вследствие крат- временной теле- или киноэкспозиции моделей агрессивного поведения, наводил мысли, которые вскоре сделали эксперимент Бандуры предметом горячих спо- в: ведь если в результате подобных сеансов дети научаются новым способам <ичинения вреда друг другу, то тогда не следует исключать и возможности того, о масс-медиа, создающие и тиражирующие образы насилия, могут являться важ- 1м фактором возрастания уровня насилия в обществе. Сам же Бандура предо- ерегал против таких интерпретаций и даже уверял, что, хотя дети и приобретают выки агрессивного реагирования в результате показа агрессивных действий ак- ра, из этого отнюдь не следует, что эти навыки будут непременно применяться на <актике (ВапсЬга, 1965). Но тем не менее одного допущения о возможности та- то эффекта оказалось достаточно для того, чтобы упомянутые исследования 1ивлекли к себе пристальное внимание самой широкой публики. Для наук о поведении весьма характерно, что научное исследование, вызвав- эе интерес широкой публики, тут же становится объектом самой жесткой крити- [. С ранними экспериментами, такими как эксперименты с куклой Бобо, именно
путы критике со стороны ученых-социологов и представителей телеиндустрии, по- ставивших под сомнение их целесообразность и верность интерпретации их ре- зультатов. Было, во-первых, отмечено, что испытуемые в данных экспериментах дели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной куклы, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не со- всем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрес- сией - ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых, материал, который демонстрировался участникам экспериментов, по нескольким существен- ным параметрам отличался от обычной кино- и телепродукции. В них, например, начисто отсутствовал сюжет, объясняющий и оправдывающий поступки действу- ющих лиц, а поведение, демонстрировавшееся взрослыми, практически невозмож- но увидеть на телеэкране (да и где бы то ни было!). И наконец, в этих экспери- ментах дети получали возможность воспроизводить аналогичные агрессивные действия в аналогичных ситуациях, в то время как кино- и телезрители, наблюда- ющие сцены насилия, очень редко попадают в ситуации, идентичные телесюжетам. (Сколько, в конце концов, детей, смотревших фильмы про войну или мафиозные разборки, могут сами принять участие в подобных действиях?) Утверждалось, что по этим причинам результаты экспериментов, поставленных самим Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле- и кинофильмах, способны приводить к возникнове- нию агрессивных проявлений в межличностных отношениях.
Фаза вторая: лабораторные эксперименты. Столкнувшись с подобной кри- тикой, несколько исследователей незамедлительно начали планировать и прово- дить эксперименты, преследовавшие три главные цели. Во-первых, эксперимента- торы старались смоделировать условия, приближенные к реальности, - агрессия должна была быть направлена на других детей, а не на пластмассовую куклу. Во- вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия - сыгран- ные актерами или документальные кадры, заимствованные из телепрограмм или кинопродукции. И наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдае- мых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество (Огикес, 1972; Напгайу, 0еа1 и1- гег, 1972; НарЬетсг Зопе, 1974; К1се Отвес, 1975), и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору прово- цирует зрителей на аналогичное поведение.
Либерт и Бэрон (ЫеЬег Вагоп, 1972) показывали детям разных возраст- ных групп (5- 6 и8- 9 лет) один из двух коротких отрывков реально существу- ющих телепередач. Детям из первой группы демонстрировали в течении трех с половиной минут отрывки из детективного сериала, популярного в США в нача- ле 1960-х годов. В этом киносюжете демонстрировались погоня, две драки, две перестрелки и один эпизод с использованием ножа. Вторая группа, в соответ- ствии с другими экспериментальными условиями, смотрела в течение того же времени отрывок из общенациональной спортивной передачи, в котором дети на- блюдали интересные соревнования в беге с барьерами. Отрывок приковывал внимание так же, как и предъявляемые сцены испытуемым первой группы, поэто- му все различия в дальнейшем поведении двух групп нельзя было объяснять Тпггки-п пачы1.чьс х]гпг<1>1гом ампттипматткчгпгп ппагтточист
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1-1 Неагрессивная программа (бег с барьерами) Агрессивная программа (детективный сериал)
Мальчики Девочки ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
Мальчики Девочки ВОЗРАСТ 8-9 ЛЕТ
ис. 3.5. Результаты эксперимента Либерта и Бэрона (иеЬег1 Вагон, 1972). Дети двух разных )зрастных групп продемонстрировали более высокий уровень агрессивности после просмотра эпи- )дов с насилием из детективного сериала, чем после просмотра не менее захватывающих эпизодов та с барьерами.
Посмотрев один из двух фильмов, ребенок проходил в другую комнату и са- ился перед пультом с двумя кнопками - зеленой с надписью <помощь> и крас- ой с надписью <причинение вреда>; еще там была белая лампочка - <готов- ость>. Затем испытуемому сообщали, что в соседней комнате ребенок пытается, грая на тренажере, получить приз и что каждый раз, когда загорается белый п-нал, ему можно либо помочь, нажимая кнопку <помощь>, либо сделать пакость, симая кнопку <причинение вреда>. Еще испытуемому объясняли, что, когда он <имает на красную кнопку <причинение вреда>, рукоятка, с помощью которой енок в соседней комнате управляет игрой, довольно чувствительно нагревается южет даже обжечь). В отличие от описанных выше экспериментов, где испыту- 1ые <проявляли агрессию> по отношению к кукле, участникам данного экспери- (ента сообщали, что они могут причинить боль другому человеку. На самом деле, энечно же, никакого ребенка в соседней комнате не было и за время эксперимея- 1 реального вреда никому причинено не было.
В экспериментальной комнате ребенок оставался один, и белый сигнал <готов- ость> зажигался 20 раз. Результаты эксперимента показаны на рис. 3. 5. Как я кидалось, испытуемые, смотревшие программу со сценами агрессии, причиниля воей воображаемой жертве заметно больше вреда (что измерялось числом нажа- на кнопку <причинение вреда>), чем те, кто смотрел спортивные состязания.
1пятхитМV КЯ1У ттттет хт
девочек, так и для разных возрастных групп. Как мы уже отмечали, сходные результаты были получены во многих дальнейших экспериментах. Таким обра- зом, представляется, что просмотр даже сравнительно коротких кино- и телеэпи- зодов, демонстрирующих насилие, может вызывать агрессивность в последующем поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отли- чаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.
Несмотря на то что эксперименты <второго поколения> позволили устранить некоторые недостатки ранних экспериментов с куклой Бобо, они тоже оказались под огнем критики. Указывали на следующие недостатки (СооЬ, КепегзН ТЬотав, 1983; Ргеейтап, 1984; Кар1ап81пег, 1986): 1) причинение вреда нажа- тием кнопки <нереалистично>, потому что это действие совсем не похоже на те акты, посредством которых люди причиняют друг другу вред; кроме того, создан- ные экспериментальные условия устраняют возможность получить сдачу; 2) ис- пытуемые могут счесть, что экспериментатор одобряет агрессию, так как их при- гласили на просмотр фильма со сценами агрессии; 3) из программ зачастую были вырезаны эпизоды, в них отсутствовал сюжет; 4) просмотр отдельно взятой программы со сценами насилия не вырабатывает опыт, эквивалентный просмотру разнородной мешанины агрессивных и неагрессивных программ за длительный период времени (например, в течение детства). С учетом этих критических заме- чаний был проведен ряд экспериментов, которые можно было бы назвать третьим поколением экспериментов, исследующих влияние наблюдения за сценами наси- лия на развитие агрессивного поведения.
Фаза третья: эксперименты в естественных условиях. В этих исследовани- ях изучалось, насколько дети подвержены влиянию реалистического изображения насилия по телевидению (например, в полнометражных фильмах и телепереда- чах, в смешанных материалах - с насилием и без него) за сравнительно долгий период - от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактическое агрессивное поведение в естественных условиях и в столь же широ- ких временных рамках. В этом разделе мы рассмотрим эксперименты, в которых применялись две слегка различающиеся методики. Во-первых, обсудим полевые эксперименты, в которых экспериментатор контролирует доступ к агрессии в масс-медиа, а затем измеряет агрессию, проявляемую в естественных условиях. Во-вторых, обратимся к корреляционным исследованиям, в которых эксперимен- татор собирает данные как о частоте просмотра передач со сценами насилия на телеэкране, так и о типе и частоте проявления агрессии в разнообразных житейс- ких ситуациях.
В полевом эсперименте, проведенном Лейенсом, Камино, Парке и Берковитцем (Ьеуепа, Сатшо, РагЬе ВеЛотг., 1975), исследователи сначала наблюдали за Агрессивным и неагрессивным поведением большого числа учащихся частной Школы-интерната в Бельгии. Через неделю такого ненавязчивого наблюдения Школьники были разделены на две группы в зависимости от места проживания. атем группам демонстрировали либо пять фильмов со сценами насилия, либо Пять фильмов без сцен насилия; их показывали пять дней подряд, по одному за вечер. Фильмы резко различались по количеству эпизодов насилия. Была выд- винута гипотеза, что просмотр фильмов со сценами насилия приведет к возрас- танию у испытуемых уровня агрессии, направленной на сверстников. Чтобы оп-
РеДР_ГТ1ТТ ТТОйтат1ттт-тт ттт> пгп-т> пп п<>-тм,,,-~~ --____--___--_ ___"_-__,
СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
монстрации фильмов. Результаты, хотя и не подтвердили полностью выдвину- ю гипотезу, частично все же доказали ее правоту: испытуемые, смотревшие [льмы со сценами насилия, действительно демонстрировали увеличение уровня зессивности в некоторых, хотя и не всех, ее формах. В отличие от них, у испы- емых, смотревших фильмы без сцен насилия, не было отмечено устойчивых менений в поведении. Тем не менее существуют данные полевых экспериментов, которые опроверга-!
тезис о том, что демонстрация насилия в масс-медиа способствует проявле- ю агрессивности. Фешбах и Зингер (РевЬЬасЬ тег, 1971) обнаружили,
0 мальчики, сидевшие в течение шести недель на <строгой диете агрессивных депрограмм>, фактически проявляли во взаимоотношениях с окружающими 1 :ньший уровень агрессивности, чем мальчики, смотревшие в течение того же Г риода неагрессивные программы. Аналогично Милграм и Шотланд (М11гат " ЗБоНапй, 1973) сообщают, что и у наблюдавших, и у не наблюдавших в теле- , юграммах различные антисоциальные действия (например, воровство, хулиган ие телефонные звонки) не произошло ни возрастания, ни уменьшения уровня 1 1до6ных действий. Хотя результаты большинства полевых экспериментов ско-) с подтверждают предположение о том, что наблюдение насилия в средствах - юсовой информации продуцирует дальнейшую агрессивность, интерпретацюц яных этих экспериментов вызвала разноречивые отклики (Ргеес1тап, 1984,1 <86; Рпес1псЬ-Со{ег Ниоп, 1986; Ноу1й ВетЬо, 1974). Фридрих-Кофер1 Хастон утверждают, что <как представляется, общее систематическое отклоне- 1 1е в этих полевых экспериментах направлено в сторону недооценки воздей-1 вия телевизионного насилия>. Безусловно, сцены насилия, демонстрируемые в 1 )де эксперимента, воздействуют на испытуемых неизмеримо слабей, чем анало- [чные, но наблюдаемые по телевизору вне эксперимента сцены. Вдобавок труд" ) получить точные измерения уровня агрессии в <методологически "зашумлен- 1 )м" естественном контексте, в котором дисперсия возрастает из-за появления.
южества не относящихся к цели эксперимента переменных и в котором обыч- ли лабораторный контроль неэффективен>. Исследователи провели эксперименты двух различных типов, направленные
1 выявление корреляции между наблюдением насилия по телевизору и агрес> Д 1вным поведением. Большинство экспериментов было основано на одновремен- эм замере обеих переменных и вычислении коэффициента корреляции между
1ми (ОгеепЬег , 1975; Нагпае1, Тееуап Мс1пуге, 1975; МсСаг<Лу, Баппег, егзеш, Е15епЬег ОггесЬ, 1975). Например, Зингер и Зингер (8шег Зшег, )81) попросили родителей записывать, что смотрят их трех- и четырехлетние гти по телевизору, и наблюдать за их агрессивностью во время игр в детском 1ду. Исследователи сообщили, что дети, смотревшие много телепередач, и особен- э остросюжетные и детективные фильмы, а также передачи для взрослых, были злее непослушными, а также проявляли во время игр агрессивность и раздра- ительность. Однако ученые признают, что эти результаты могут быть объясяе- 1 ы влиянием какой-то третьей переменной: возможно, дети с низким социально-. <ономическим статусом или низким 1(3 (коэффициентом интеллектуальности) . чотрят больше телепередач, а их агрессивное поведение можно объяснить ни-; [енским существованием. Анализ, учитывающий влияние <третьей перемен-} ой>, раскрыл, что интеллект и социально-экономический статус не играют опре- э
тттой
поведением в дальнейшем. Еще один интересный результат их эксперимента: они обнаружили, что дети, которые часто смотрят телепередачи, такие как <М15ег Коег5> и <Зезате <тее1>, проявляют меньше агрессии, чем те, кто мало смотрит познавательные телепередачи.
фридман (Ргеейтап, 1984) следующим образом сформулировал результаты корреляционных исследований: <Хотя результаты не совсем устойчивы, представ- ляется очевидным, что дети и подростки, чаще смотрящие или предпочитающие телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными>. Но можно ли от- сюда заключить, что созерцание сцен насилия в телепередачах вызывает у людей агрессивность? Как мы отмечали в главе 2, это не столь однозначно. Мы не можем выявить причинно-следственную связь на основе простой корреляции между од- новременными событиями. Существует, однако, корреляционный метод, позволяю- щий установить причинно-следственную зависимость. Собрав данные длительных наблюдений, исследователь в состоянии установить, связан ли просмотр телевизо- ра в момент времени 1 с агрессивностью в момент времени 2.
Например, Зингер и Зингер (шег шег, 1981), чей эксперимент мы упо- минали выше, действительно собирали данные о просмотре телепрограмм и пове- дении детей в детском саду четыре раза в год. Они полагают, что:
<...если существует значимая причинно-следственная связь между частотой про- смотра или типом телепрограмм и проявляющимися у детей агрессивными наклон- ностями, мы сможем установить это, поскольку наблюдаем за детьми в течение года, что составляет заметную долю от всей продолжительности их жизни к дан- ному моменту.
То есть, если просмотр телепередач - причина агрессии, то корреляция меж- ду просмотром в момент времени 1 и агрессивностью в момент времени 2 будет Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|