Психология агрессии



36 страница


мощные разряды электрического тока, нежели лица с низким уровнем раздражи-  

тельности, но только в тех случаях, когда их перед этим провоцировали (см.  

рис. 6.4). В отношении эмоциональной чувствительности полученные данные от-  

личались меньшей ясностью, однако тоже наводили на мысль, что этот фактор  

имеет отношение к открытой агрессии. И на этот раз лица мужского и женского  

пола с высоким уровнем эмоциональной чувствительности наносили помощнику  

более сильные удары, нежели лица с низким уровнем данной характеристики.  

Однако взаимодействие между провокацией и эмоциональной чувствительностью  

для представителей обоих полов было незначительным.  

 

Все эти результаты наводят на мысль, что раздражительность, в отличие от эмо-  

циональной чувствительности, может быть более тесно связана с агрессией, в осо-  

бенности если ей предшествовала провокация. Учитывая, что чувство некомпе-  

тентности или дистресс могут быть связаны с депрессией, подобные результаты  

не вызывают удивления. Немало данных свидетельствует о том, что люди в состо-  

янии депрессии склонны обвинять самих себя и относить отрицательные результа-  

ты на свой счет (Ваитеег, 1990). Вполне возможно, что в результате они зачас-  

тую будут менее склонны отвечать агрессивно на провокации других. Дальнейшие  

исследования могут без особого труда проверить подобную возможность путем  

исследования взаимосвязи эмоциональной чувствительности и депрессии, а также  

путем прямого сравнения реакции лиц в состоянии депрессии и в нормальном со-  

стоянии на слабые и сильные провокации. Насколько нам известно, исследования  

подобного типа до сих пор еще не проводились.  

 

Локус контроля: восприятие личного контроля и агрессия  

 

Вряд ли можно сомневаться в том, что основная масса людей мечтает быть хозяе-  

вами собственной судьбы. Большинство из них желают контролировать и собы-  

тия, с ними происходящие, и их последствия. В основном именно из-за этого жела-  

ния люди склонны считать неприятными и не оправдавшими надежд те ситуации, в  

которых они не могут повлиять на исход. Более того, неоднократное воспроизве-  

дение подобных ситуаций может оказывать долговременное, пагубное воздействие  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР  

 

 

 

Низкая  

раздражи-  

тельность-  

отсутствие  

провокации  

 

Низкая  

раздражи-  

тельность-  

провокация  

 

Высокая  

раздражи-  

тельность-  

отсутствие  

провокации  

 

Высокая  

раздражи-  

тельность-  

провокация  

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ГРУППА  

 

Условные обозначения  

Х1 Мужчины  

 

нс. 6. 4. И мужчины, и женщины с высокой раздражительностью, в отличие от лиц с низкой раз-  

ражительностью, проявляют более сильную агрессию, но только при наличии предшествующей  

ровокации. (Картат, Кепг1, А1ст, В1трепо ТтуадИа, 1983)  

 

а лиц, в них участвующих. Если создать условия, при которых люди не будут  

щущать взаимосвязь между своим поведением и его результатами, они могут по-  

увствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и умень-  

[ения количества действий. В дополнение к этому, они могут впасть в депрессию,  

э всеми вытекающими отрицательными последствиями (АЬгаткоп, 5е11тап  

еа5(1а1е, 1978; АНоу, АЬгатаоп, МеЬу НагЙабе, 1988).  

 

Поскольку жизненный опыт у каждого человека свой, то индивиды резко отли-  

аются друг от друга верой в свои способности влиять на последствия собствея-  

ых действий. На одном полюсе находится группа людей, которых принято назы-  

ать интерналами, то есть теми, кто считает себя способным без особого труда  

овлиять на исход событий в самых разнообразных ситуациях. На другом полю-  

г находятся индивиды, обычно называемые экстерналами, то есть людьми, счита-  

<щими, что они бессильны повлиять на ход закрученных вокруг них событий. На  

ервый взгляд может показаться, что такие убеждения никак не связаны с цар-  

гвом агрессии, хотя есть, по крайней мере, одна система доказательств, согласно  

оторой они тоже вносят свой вклад в проявления агрессии. Вполне возможно,  

го интерналы рассматривают агрессию просто как еще один способ воздействия  

а ход своей жизни, например, как на средство достижения желаемых целей, смяг-  

 

5НИЯ ГГГВпятгттттттпгг тттагтчтст е ппппии гггмтг>- тт ппп-чп-т, ", ".п <хЯ  

 

довольно радикальный способ манипуляции. Короче говоря, они могут рассмат-  

ривать агрессию как одну из форм инструментального поведения, которой они  

могут воспользоваться для осуществления контроля за своим образом жизни.  

(Вдобавок ко всему, такие лица, конечно, могут проявлять агрессивность чисто  

импульсивно в ответ на разные неприятные события [ВеЛоуг, 1989].)  

 

Экстерналы же, напротив, из-за своего в основном, фаталистского взгляда на  

жизнь могут считать, что от агрессии мало толку. Поэтому они вряд ли будут  

прибегать к ней, за исключением ситуаций, в которых провокация по отношению  

к ним постоянна и невыносима. Суммируя сказанное, интерналы могут прибегать  

как к инструментальной, так и к враждебной агрессии, в то время как экстерналы,  

как правило, прибегают только к последней (Ви55, 1961; РезЬЬасЬ, 1970). О точно-  

сти подобных предположений свидетельствуют данные, полученные Денгеринком  

и его коллегами (ВепеппЬ, 0Ьеагу Казпег, 1975).  

 

В ходе их эксперимента у 210 студентов старших курсов измерялся по шкале  

локуса контроля Роттера (КоПег, 1966) уровень уверенности в своей способности  

нести ответственность за собственную судьбу. Из них для дальнейшего исследо-  

вания были отобраны 30 человек, набравших наибольшее количество баллов (эк-  

стерналы), и 30, набравших наименьшее количество баллов (интерналы). Затем  

испытуемые из обеих групп выполняли задание на определение времени реакции  

по системе Тэйлора, различались лишь экспериментальные условия. В одном слу-  

чае (условие: возрастающая интенсивность воздействия) напарник испытуемых,  

начиная с разрядов электрического тока слабой мощности, постепенно, по ходу  

эксперимента, увеличивал ее. В другом (условие: снижающаяся интенсивность  

воздействия) он начинал с разрядов электрического тока высокой мощности,  

постепенно уменьшая ее. В третьем же случае (условие: неизменная интенсив-  

ность) мощность электрических разрядов оставалась умеренной на протяжении  

всего эксперимента.  

 

На основе логических размышлений, подобных приведенным выше, Денгеринк  

и его коллеги предположили, что интерналы довольно просто отреагируют на по-  

добное изменение поведения со стороны своего партнера. Это означает, что интер-  

налы, испытывающие все более мощные разряды электрического тока, будут стано-  

виться все агрессивнее; получающие все менее мощные разряды будут уменьшать  

силу своего противодействия, а те, кому предназначались разряды электрического  

тока одной и той же мощности, будут отплачивать постоянным уровнем агрессии.  

В отношении же экстерналов было выдвинуто предположение, что их реакции, на-  

против, будут меньше зависеть от условий эксперимента. Вероятно, причина этого  

кроется в убежденности экстерналов в том, что своими действиями они не смогут  

повлиять на поведение своего партнера и, следовательно, на мощность предназна-  

ченных для них электрических разрядов. Более того, предсказывалось, что по ме-  

ре ужесточения провокации (условие возрастающей интенсивности) они, в отли-  

чие от интерналов, будут реагировать менее бурно.  

 

Как видно из рис. 6. 5, эти прогнозы подтвердились. Поведение интерналов в  

ответ на действия партнера изменялось в большей степени, чем поведение экстер-  

налов. Возможно, наибольший интерес представляет тот факт, что уровень агрес-  

сии у экстерналов, в отличие от интерналов, изменился не слишком сильно, даже  

при условии все возрастающей интенсивности. Короче, они казались более гото-  

выми <подставить другую щеку> в ответ на грубое обращение со стороны своего  

ОППОНРНТЯ Тякпс ппнрпрнир выглядит нттплне логичным на (Боне (Ьаталистского.  

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ: ЛИЧНОСТЬ, УСТАНОВКИ И ГЕНДЕР  

 

 

 

Интерналы  

(снижение  

мощности)  

 

Интерналм Экстерналы  

(увеличение (снижение  

мощности) мощности)  

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА  

 

Экстерналы  

(увеличение  

мощности)  

 

Условные обозначения  

ШШЯ Первый этап  

 

[>с] Заключительный  

этап  

 

!С. 6. 5. Экстерналы показали меньшую ответную реакцию на действия своих оппонентов, нежели  

терналы. Что особенно важно, они менее увеличивали силу удара относительно увеличиваемой их  

ртнером агрессивности поведения и менее сокращали силу удара, когда он вел себя все менее  

)ессито.(0епдепп1{, Оеату Катет, 1975)  

 

вольно пессимистичного отношения, по многим жизненным ситуациям усвоен-  

то экстерналами.  

 

Дополнительным подтверждением важности роли локуса контроля для харак-  

ра агрессивного поведения явился недавний анализ ситуации послушания по  

илграму, выполненный Блассом (В1а55, 1991). Исследователь предположил, что  

(чностные факторы играют важную роль в такой ситуации, несмотря на то что  

циальные психологи нередко используют описание этого эксперимента в каче-  

ве хрестоматийного примера мощного воздействия ситуационных сил на поведе-  

1е индивида. Часть своей работы Бласс посвятил изучению более ранних иссл<"  

ваний на предмет взаимосвязи типа локуса контроля и послушания. В одном из  

ких исследований (НоНап, 1967) для испытуемых были разработаны три экс-  

риментальные процедуры. Одна из них была точным повторением порядка  

йствий оригинального эксперимента Милграма (когда испытуемые наказывали  

винных жертв разрядами электрического тока все возрастающей мощности)  

горая процедура состояла в том, что испытуемых просили попытаться опреде-  

 

ГТЬ Т1 Т№ЛД /"ит аТТвтлтлГ1<ТТЯ Я ТПТКРТТ ТПГТТОО ТТУТ ГVЛЛЛПЯ ТТТ мтлто ТТО ОУГПМ  

 

деле получает разряды значительно меньшей мощности, чем показывают приборы,  

но попросили держать этот факт в секрете от второго участника эксперимента.  

Результаты показали, что люди беспрерывно подчинялись инструкциям во всех  

случаях. Этот факт был истолкован Холландом (НоНапй, 1967) как доказатель-  

ство того, что испытуемые, несмотря на обман, осознали суть исследования Милг-  

рама (то есть они поняли, что цель эксперимента - исследование природы послу-  

шания и что жертва на самом деле не испытает никакой боли).  

 

Следующий шаг этого исследования заключался в заполнении участниками  

эксперимента опросника со шкалами <интернальность-экстернальность>. Введя  

в свой актив новые данные, Бласс заново проанализировал эксперимент в целом,  

чтобы можно было получить представление о поведении интерналов и экстерна-  

лов в каждой из трех экспериментальных процедур. Анализ показал, что испыту-  

емые прекращали следовать инструкциям во втором случае (когда просили дога-  

даться, в чем сущность эксперимента), и снижение уровня послушания в основном  

произошло среди интерналов; экстерналы же продолжали беспрекословно следо-  

вать указаниям. Поскольку оригинальный эксперимент Милграма подразумевал  

действия, направленные на причинение вреда другой личности, эти результаты  

вновь наводили на мысль о том, что параметры локуса контроля имеют отношение  

к открытой агрессии. В частности, можно сказать, что они согласуются с результа-  

тами, о которых сообщал Денгеринк, предположивший, что интерналы в своем  

поведении более чувствительны к внешним посылам к агрессии, поскольку сосре-  

доточены на инструментальной ценности подобного поведения и его возможных  

последствий. Короче говоря, уверенность индивидов в своей способности влиять  

на собственную судьбу может быть дополнительным личностным фактором, име-  

ющим отношение к агрессии во многих ситуациях.  

 

Модель поведения лиц, предрасположенных к коронарным заболеваниям,  

и агрессия: почему <А> в типе <А> может означать агрессию?  

 

В последние годы много внимания уделялось изучению модели поведения, харак-  

терной для лиц с предрасположенностью к коронарным заболеваниям, или гово-  

ря кратко - модели типа <А> (01а58, 1977; 8ЬтЬе, 1989). Одна из главных  

причин такого интереса заключается в следующем: лица, чье поведение соответ-  

ствует данной модели, вдвое чаще других страдают от болезней сердечно-сосуди-  

стой системы (ЕпеЬге50п, МаНЬез, 5сЬе1ег, 1989). Согласно утверждениям  

исследователей, разработавших эту модель (Кохептап Рпейтап, 1974), лица  

типа <А>, в отличие от индивидов, чье поведение не соответствует данной модели  

(так называемый тип <Б>), характеризуются тремя основными чертами.  

 

Во-первых, они напористы и склонны к соперничеству, стремятся одержать по-  

беду и готовы приложить значительные усилия, чтобы превзойти других. Во-вто-  

РЫХ, они всегда спешат и проявляют сильное нетерпение, когда другие лица или  

рамки ситуации сдерживают их. И последней, наиболее интересующей нас чертой  

является то, что лица типа <А> демонстрируют высокий уровень враждебности и  

открытой агрессии.  

 

То, что первые две характеристики присущи людям типа <А>, подтверждено  

большим количеством исследований (Соп<тас1а, 1989), немало данных свидетель-  

ствует и в пользу третьей, то есть люди типа <А> действительно более раздражи-  

Тельныиягпрггит1Н1.т армт11ПГТИТ1ТПЯ<гК Кппрртпгп ТТПУПЖР чтпимрттнпттги-прл-  

 

я из упомянутых черта ответственна за склонность этих людей к заболеваниям  

рдечно-сосуд истой системы.  

 

Первый эксперимент по демонстрации положительной корреляции между по-  

цением типа <А> и агрессией был осуществлен Карвером и Глассом (Сагуег  

а55, 1978). В этом исследовании помощник экспериментатора либо мешал ис-  

ггуемым (уже идентифицированным по типу <А> или типу <Б>) разгадывать  

ожную головоломку и насмехался над их умственными способностями, чем дог-  

дил их до белого каления, либо не обращал на них никакого внимания. Далее  

е участники эксперимента получали возможность ответить на провокации асси-  

ента разрядами электротока по стандартной системе учитель-ученик по Бассу  

<455, 1961). Было выдвинуто предположение, что из лиц, спровоцированных пл-  

одником экспериментатора, испытуемые типа <А> проявят более сильную пря-  

то агрессию против него, нежели лица типа <Б>. А среди участников разного  

па, но не подвергшихся провокации, подобного различия не ожидалось. Резуль-  

гы подтвердили эти прогнозы. Таким образом, оказалось, что тип <А> более аг-  

ссивен, чем тип <Б>, но только в случае провоцирования со стороны других.  

Другие исследования, разрабатывающие эту же тему, подтвердили полученный  

нее результат (Вагоп, КиавеН Аттз, 1985). Более того, на основании новыа  

иных оказалось возможным сделать вывод, что тип <А> отличается от типа <Б>  

авным образом, когда речь идет о враждебной, а не инструментальной агрес-  

и. Рассмотрим, к примеру, исследование Штрубе и его коллег (ЗЬ-иЬе.Тш-пег,  

;гго, 5<:еуеп5 НшсЬеу, 1984), в котором для мужчин-испытуемых, идентифицк-  

ванных по типам <А> и <Б>, либо создавали ситуацию фрустрации (мешали  

йти ответ к трудной головоломке, на решение которой давалось ограниченное  

личество времени), либо нет. На следующем этапе эксперимента им предостав-  

:ли возможность награждать или штрафовать другого человека (помощника эк-  

ериментатора). Вознаграждение давалось, если помощник находил правильный  

вет, решая учебную задачу, штраф же накладывался в случае совершения им  

1ибок. Половине участников внушили мысль о том, что их партнеру хорошо из-  

стно, насколько велики вознаграждение и штраф. Это было условие полной 06-  

тной связи. Другой половине сообщили, что этот человек знает, насколько вели-  

вознаграждение, ноне получает никакой информации относительно размеров  

графа. Это было условие частичной обратной связи. Штрубе и его коллеги  

1едположили, что, если при последнем условии испытуемые решат наложить на  

мощника большой штраф, это будет демонстрацией враждебной агрессии; в кон-  

концов, раз ему неизвестны размеры <выписанных> штрафов, то нельзя выяс-  

1ть, какая сумма может способствовать улучшению его работы. Таким образом,  

ли испытуемые будут назначать большие штрафы, это будет указывать на их  

глание причинить вред учащемуся. Напротив, если участники эксперимента ре-  

1т прибегнуть к большим штрафам при условии полной обратной связи, эту фор-  

агрессии скорее всего можно будет обозначить как инструментальную. В дан-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 740
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 15 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 16 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 17 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 18 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 19 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 20 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 21 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 23 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 24 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 25 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 13 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 12 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 11 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 22 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 14 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 1 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 2 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 3 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 4 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 5 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 6 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 7 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 8 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 9 страница
  • Антонова Ирина » Мужчины и как вить из них веревки » 10 страница
  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 31 страница
  • Психология агрессии » 32 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь