Психология агрессии



11 страница


форм поведения и мотивов. Тест тематической апперцепции состоит из серия  

картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происхо-  

дит и что предшествовало событиям на картинке.  

 

В случае теста Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карто-  

чек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или о чем ему  

напоминают. Хотя существует множество систем для измерения гневной или  

раждебной реакции испытуемого, наиболея часто поименяется систмиа то/-  

 

ЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ 65  

 

танная Элизаром (ЕНгчг, 1949). В этой системе ответы разносят по шести ка-  

тегориям, отражающим некоторые аспекты гнева или враждебности: негативные  

установки или эмоции; предметы, используемые в агрессивных целях; описания  

враждебного, злобного или агрессивного поведения; символические ассоциации с  

агрессией или гневом; амбивалентности или двусмысленности; нейтральные отве-  

ты, ничего не говорящие о гневе и враждебности. Например, если человек говорит,  

что одно из пятен напоминает схватку зверей, значит, он описывает агрессивное  

поведение и ответ должен засчитываться в качестве агрессивного. Сходным обра-  

зом, если испытуемый утверждает, что увидел в одном из пятен пистолет, его ответ  

должен рассматриваться как агрессивный. Этому методу подсчета присуща впол-  

не разумная внутренняя надежность (от 0,82 до 0,93), но тест-ретестовая надеж-  

ность оставляет желать лучшего (В1а 1о Машго, 1985). Существуют некото-  

рые свидетельства валидности этой системы подсчета, заключающиеся в том, что  

она может выявлять различие между релевантными группами (например, отли-  

чие людей с опытом деструктивного или агрессивного поведения от тех, кто тако-  

го опыта не имеет) и что набранные баллы ожидаемым образом коррелируют с  

самооценкой и мерами агрессивности по опросникам.  

 

Рисуночный тест изучения фрустрации по Розенцвейгу (Р-Р иу) являет-  

ся полупроективной техникой, предназначенной для оценки типичных реакций на  

повседневные фрустрирующие события (Ко5еплуе4, 1981). Испытуемым показы-  

вают комикс, где на каждой картинке некий персонаж произносит слова, из кото-  

рых следует, что герой столкнулся с фрустрирующей ситуацией. Задача испыту-  

емого - вписать ответ фрустрированного героя в облачко, выходящее из его рта.  

<Предполагается, что испытуемый сознательно или бессознательно отождествля-  

ет себя с фрустрированным героем... в каждой изображенной ситуации> (Коаеп-  

уе1, 1981). Ответы классифицируются по <направленности> и <типу> агрессии.  

Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии.  

Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем  

обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствия, раз-  

решить фрустрирующую проблему. Хотя Розенцвейг (Ко5епуе1, 1981) сообщает  

о высокой внутренней согласованности, другие исследователи выявили низкую  

устойчивость по категориям подсчета баллов (В1а ю Машго, 1985). Ретесто-  

вая надежность невысокая, от 0,45 до 0,75, в зависимости от категории. Что каса-  

ется валидности, данные противоречивы - некоторые исследователи сообщают,  

что результаты теста позволяют выделить известные группы и коррелируют с  

различными реакциями на фрустрацию (Ыпсеу, 1950; М15еп5оп, 1972; Ко5епуе1  

Ко5еплуе1, 1952); другие исследователи не подтверждают валидность (А1Ьее,  

ОоМтап, 1950; РгапЫш , Вго7еЬ, 1949; Мегсег Купаг, 1962). Вдобавок Говия  

и Велисер (0оу1а УеПсег, 1985) сообщают, что на ответы теста <Р-Р иу>  

влияет социальная желательность.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

В этом разделе мы рассмотрели множество способов, которыми исследователи  

могут <спросить>, прямо или косвенно, об агрессивном поведении и его мотивах.  

Самый прямой метод - просто опросить людей, в изучении которых мы заинтере-  

 

СОЯТ4Т.Т ГГ1ЯVЯ Тзоппт ттттппттетпгпт-тт п~~ ------- Т- __- -  

 

,6 ГЛАВА 2  

 

тае методы не раскрывают испытуемым, что мы интересуемся их агрессивным  

поведением. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить ин-  

формацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучать.  

Котя проективные методы предполагают прямое взаимодействие с испытуемым,  

дель исследования для него неочевидна. В других способах оценивания задаются  

рямые вопросы, но не тем людям, которые интересуют исследователя.  

 

Главное преимущество методов с <опрашиванием> в том, что они позволяют  

изучать агрессивное поведение, не причиняя вреда живым существам. За исклю-  

1ением проективных методов, они сравнительно прямые и не требуют сложного  

электронного оборудования, как некоторые из методов, которые мы рассмотрим  

гаже. Еще одно их достоинство состоит в том, что уже создано множество тестов  

1ля измерения различных аспектов агрессивного поведения и исследователям не  

ужно тратить много времени на разработку новых инструментов.  

 

Недостатком опросных исследовательских методов является то, что они под-  

зержены множеству искажений. В случае опроса респонденты, возможно, стесня-  

отся признаться в том, что вели себя агрессивно. В случае же проективных ме-  

годов субъективизм и предубеждения исследователя в большой степени могут  

влиять на его интерпретацию ответов испытуемого.  

 

НАБЛЮДЕНИЕ АГРЕССИИ  

 

3 этом разделе мы рассмотрим вторую всеобъемлющую категорию методов иссле-  

ювания - методы с использованием наблюдения. Эти подходы предусматрива-  

ет <прямую запись поведения подготовленным наблюдателем, который придер-  

кивается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего  

реального поведения> (Вег<л15оп, 1983). Такие наблюдения могут осуществляться  

>в поле> - в условиях, где поведение естественно - или же в лаборатории.  

ешив изучать влияние алкоголя на агрессиию в естественных условиях, мы мо-  

кем наблюдать за пьянством и агрессией в баре. При изучении же этой проблемы  

) лаборатории мы можем создать ситуацию, в которой людям дают алкоголь и  

тредоставляют возможность причинить вред другим. В данном разделе мы обсу-  

1им оба этих использующих наблюдение подхода.  

 

Независимо от того, каким образом осуществляется наблюдение, главное пре-  

1мущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее  

)еальный вред поведение. Когда мы спрашиваем людей об агрессивном поведе-  

1ии, мы не можем быть уверены в достоверности их ответов. Если мы интересуем-  

ая их обычным поведением, они, возможно, захотят выглядеть агрессивными не в  

ой степени, чем на самом деле; если мы спросим об их агрессивном поведении в  

сонкретных ситуациях, их воспоминания могут оказаться неточными. Реально же  

1аблюдая агрессивное поведение, мы наименее зависимы от подобных проблем с  

юспроизведением и памятью.  

 

Наблюдательные методы применяются многими исследователями агрессии.  

вообще говоря, психологи более склонны доверять методам, не подверженным  

помянутым выше недостаткам. Вдобавок, коль скоро исследователь интересует-  

:я агрессивным поведением, он скорее всего предпочтет методы прямого наблю-  

""1ия за поведением менее ппямьтм мртппам пттппгя.  

 

 

 

ЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ  

 

ПОЛЕВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ  

 

Слово <полевые> подразумевает наблюдение за поведением людей в естествен-  

ных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об  

участии в каких-то психологических исследованиях. Как вы увидите далее, поле-  

вые наблюдения заключаются в простом наблюдении за естественно протекаю-  

щим поведением (например, можно следить за детьми на игровой площадке) или  

же подразумевают большее вмешательство со стороны наблюдателя. Одна из  

проблем, связанных с полевыми наблюдениями при измерении агрессии, состоит в  

том, что агрессивное поведение, порой сомнительное, не так уж часто встречается,  

особенно во взаимоотношениях между взрослыми. Исследователь может потра-  

тить уйму времени, наблюдая <нерелевантное> поведение, прежде чем дождется  

хоть каких-нибудь проявлений <релевантного> агрессивного поведения. Поэтому  

во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим  

вероятность агрессивного поведения. Также исследователь может вмешиваться,  

чтобы манипулировать независимыми переменными. Ниже мы рассмотрим при-  

меры тех способов, с помощью которых исследователь <вторгается> в естествен-  

ные условия.  

 

Натуралистические наблюдения  

 

Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, никоим образом в  

него не вмешиваясь, мы называем этот метод натуралистическими наблюдения-  

ми. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведения  

детей и животных. Популярный пример наблюдений этого типа - работа Дайа-  

ны Фосси, чья жизнь и деятельность стали темой книги и кинофильма <Гориллы в  

тумане>. Она провела долгие годы в Африке, наблюдая за горными гориллами в  

их естественной среде обитания.  

 

В описанном Паттерсоном (Райегзоп, 1977) процессе создания системы рас-  

шифровки для оценивания деструктивного и/или неправильного поведения де-  

тей указывается на некоторые проблемы, свойственные системам наблюдения. Он  

и его коллеги потратили многие годы только на то, чтобы научиться определять и  

классифицировать поведение, которое хотели изучать. Например, они обнаружи-  

ли, что общая категория <агрессия> оказывается <чересчур неспецифичной для  

надежной расшифровки>. Такие расшифровки также слишком уязвимы в смысле  

искажений со стороны наблюдателя: то есть ему приходится решать, агрессивно  

или неагрессивно данное поведение, и в этом заключении присутствует опреде-  

ленный произвол со стороны наблюдателя. Тем не менее они обнаружили, что  

более специфические виды поведения могут быть расшифрованы так, что произ-  

вол наблюдателей уменьшится, как и разногласия между ними. В результате они  

разработали систему расшифровки, включающую в себя 28 категорий поведения.  

В табл. 2. 3 перечислены некоторые из категорий и приведены их определения.  

 

Сложность этих внешне простых методов наблюдения выявляется при рас-  

смотрении исследовательских процедур. Поскольку ученых интересовало про-  

блемное поведение, они решили наблюдать за детьми в домашних условиях, как  

раз перед ужином, потому что именно <этому времени дня свойственно высвечи-  

вать проблемы поведения в семейном стиле взаимоотношений>. Они также при-  

 

НТТТТ Гтлгт.тг/ ЧйТТТТТ-Г пГпО)ГаПтОЛиГ)1"п11 та.3.>тггат1"гтзттй ат/тт ттттттмлтт .п-лятя  

 

Таблица 2.3.  

 

Примеры категорий из системы расшифровки поведения по Паттерсону (1977)  

 

ВЕРБАЛЬНЫЕ  

 

Команда: непосредственное и ясно выраженное требование или приказ другому человеку  

Негативная команда: команда, отличающаяся <по отношению> от разумных команд и требований тем,  

что 1) требует немедленного подчинения; 2) угрожает неприятными последствиями; 3) проявляет сар-  

казм или высмеивает  

Крик: любое повышение голоса  

 

Высмеивание: <намеренно поднимать на смех, стыдить или смущать другого человека>  

Хныканье: говорить что-нибудь <неразборчивым, гнусавым, пронзительным голосом, фальцетом>  

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ  

 

Деструктивность: разрушение, повреждение или попытка повреждения предмета  

Игнорирование: <когда индивид А ориентирует свое поведение на индивида Б, а инидвид Б, по-види-  

мому, понимает, что поведение ориентировано на него, но не реагирует активно> )  

Физический негатив: физическое нападение или попытка нападения <с интенсивностью, достаточной, 3  

чтобы потенциально причинить боль>  

 

ИЛИ ВЕРБАЛЬНЫЕ, ИЛИ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ  

 

Подчинение: немедленно сделать, что сказано  

 

Неодобрение; <выразить вербально или жестами неодобрение поведению либо чертам характера дру- -  

гого>  

 

Игра: индивид играет один или с другими ;  

Поддразнивание: <дразнить другого таким образом, что он склонен выражать неудовольствие или и  

неодобрение, либо он пытается актуализировать какое-то поведение, но из-за поддразнивания не  

1ожет>  

 

Примечание: Одна из проблем системы наблюдения заключается в том, что наблюдателям зачас-  

тую трудно прийти к согласию, как расшифровывать определенное поведение. Например, для при-  

веденного выше списка легко представить себе ситуацию, когда трудно различить <игру> и <под-  

{разнтшие>.(РаНепоп, 1977)  

 

и таким образом расшифровывали не только поведение детей, но и поведение  

других членов семьи, записывая эти расшифровки так, чтобы было ясно, кто на  

кого реагирует. Очевидно, что натуралистические наблюдения являются гораздо  

более сложной процедурой, чем может показаться на первый взгляд.  

 

Автомобильные сигналы  

 

Поскольку прямая физическая агрессия у взрослых встречается сравнительно  

эедко, как нам исхитриться, чтобы наблюдать этот трудноуловимый феномен?  

Эдин из способов - найти <социально приемлемый> путь для проявления агрес-  

:ии. Такой, например, какподача автомобильных сигналов.  

 

Неформальные наблюдения свидетельствуют, что автомобилисты при интен-  

:ивном движении нередко бывают раздражены: они зачастую кричат, жестикули-  

)уют и сигналят друг другу даже из-за незначительных заминок. Сравнительно  

чирокая распространенность подобных действий подразумевает, что дорожные  

итуации могут оказаться полезным контекстом для полевых исследований агрес-  

ивного поведения, и это подтверждается наличием многих успешно проведенных  

кспериментов. Несмотря на разнообразие целей и условий этих исследований, в  

ольшинстве случаев была принята процедура, когда ассистент экспериментатора  

трогал свою машину с места при загооании на смтоЛопс ярптт- ----  

 

ЕТОДЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ 69  

 

самым задерживая стоящие сзади машины на определенный промежуток време-  

ни. Реакции на данного индивидуума фиксировались затем систематическим ме-  

тодом.  

 

Например, в эксперименте, проведенном Бэроном (Вагоп, 1976), машина по-  

мощника не трогалась с места в течение 15 секунд после загорания зеленого  

сигнала светофора. Реакции автомобилистов на эту непредвиденную задержку  

регистрировались двумя наблюдателями, сидящими в другой машине, припарко-  

ванной неподалеку. Один из исследователей включал портативный магнитофон  

для фиксации непрерывной записи частоты, длительности и времени сигнала, в то  

время как второй отмечал на специальном бланке прочие формы поведения (на-  

пример, вербальные комментарии, мимику, жесты).  

 

Хотя длительность задержки, метод сбора данных и специфические сопутству-  

ющие измерения в других исследованиях были иными (например, ооЪ Огозэ,  

1968; Тигпег, Ьауоп Ш10П5,1975), базовая процедура также состояла в задер-  

жке проезжающих машин и наблюдении за реакцией водителей на эту фрустра-  

цию. Базовая процедура использовалась для изучения зависимости агрессии от  

ряда разнообразных факторов, включая статус фрустрирующего индивида (ОооЬ  

Сго55, 1968), наличие стимуляторов агрессии (Тигпег оЬегх, 1975), обозри-  

мость жертвы(Тигпег оЬегз, 1975) и даже температуру воздуха (Вагоп, 1976).  

Таким образом была продемонстрирована ее пригодность для самых разнообраз-  

ных исследовательских тем.  

 

Валидность некоторых сопутствующих измерений агрессии, выполненных в  

этих исследованиях, вряд ли может быть поставлена под сомнение. Враждебные  

замечания, злобные или непристойные жесты и родственные действия явно свиде-  

тельствуют о прямой агрессии. Однако агрессивный характер самих автомобиль-  

ных сигналов более проблематичен. Есть ли это валидная мера агрессивного по-  

ведения? Или же это просто акт самовыражения, не способный причинить своему  

объекту никакого вреда?  

 

Бэрон (Вагоп, 1976) собрал данные, свидетельствующие о валидности автомо-  

бильных сигналов как меры агрессии. Студентов-старшекурсников (18 мужчин,  

18 женщин) попросили ответить на серию вопросов об их реакции на ситуацию,  

если их машина окажется стоящей позади другой машины, которая не двигается с  

места в течение 15 секунд после загорания зеленого света светофора. 67% сооб-  

щили, что они почувствуют злость или досаду из-за нерасторопности другого во-  

дителя; 62 Їо отметили, что при таких обстоятельствах подадут звуковой сигнал, а  

41Їо сообщили, что сделают это для выражения своей злости и гнева на того  

водителя; подавляющее большинство указало, что они сами сочли бы гудки дру-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1134
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • - Без Автора » Психология агрессии » 47 страница
  • Психология агрессии » 10 страница
  • Психология агрессии » 4 страница
  • Психология агрессии » 9 страница
  • Психология агрессии » 8 страница
  • Психология агрессии » 7 страница
  • Психология агрессии » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь