|
Психология агрессиивателей беспокоило то, что чисто корреляционный характер архивных методов не предоставляет весомых аргументов по поводу причинно-следственных связей между высокой температурой и агрессией; они проводили лабораторные экспе- рименты для выявления эффекта воздействия температуры в контролируемых условиях, чтобы исключить факторы, которые могли бы повлиять на альтернатив- ные объяснения зависимости агрессии от температуры (например, повышенное потребление алкоголя в жаркие дни; увеличившаяся возможность социального взаимодействия в связи с хорошей погодой).
Лабораторные эксперименты
В ранних лабораторных исследованиях содержатся косвенные указания на зави- симость между агрессией и температурой. Так, результаты экспериментов Гриф- фитта и его коллег (ОпШй, 1970; СпНШ УеЛсЪ., 1971) наталкивают на вывод, что многие люди, находясь в условиях изнурительной жары, действительно стано- вятся более раздражительными, вспыльчивыми, и у них появляются негативные реакции на окружающих.
Первое лабораторное исследование, целиком посвященное влиянию высокой температуры окружающей среды на агрессию (Вагоп, 1972а), проводилось с целью проверки основанного на <здравом смысле> и предыдущих исследованиях (СтИ- !л, 1970) предположения о том, что высокая температура воздуха усиливает аг- рессивность, особенно у раздражительных испытуемых. В этом опыте мужчинам- испытуемым представлялась возможность проявить агрессию по отношению к ассистенту экспериментатора, который предварительно либо рассердил, либо не рассердил их. Во время эксперимента половина испытуемых блаженствовала в приятной прохладе при 72-75Ї по Фаренгейту (22-24Ї по Цельсию), остальные е страдали от сильной жары 91-95Ї по Фаренгейту (33-35Ї по Цельсию). Влажность воздуха в этом и последующих процедурах поддерживалась постоян- ной, Но довольно прямолинейные предположения исследователя не подтверди- Tсъ- Предварительно рассерженные испытуемые действительно демонстрировали большую агрессивность, но сама жара ожидаемого эффекта не вызвала. Факти- чески температура скорее ослабила, а не усилила агрессивность как раздражен- ных, так и не раздраженных испытуемых.
Хотя эти результаты были неожиданны и заставили задуматься, замечания, сде- ланные испытуемыми во время постэкспериментального опроса, дали возмож- ность найти подходящее объяснение. Многие участники, находившиеся в помеще- нии с высокой температурой воздуха, говорили, что условия в экспериментальной комнате окаяялигт нягтшткп нргтпттотчт тт> "...- _"-__----
ельно слабые удары в течение короткого времени, чтобы избежать любой <ков ронтации>, которая могла бы затянуть сеанс и их страдания. Другими словамв юведение многих испытуемых в большей степени определялось стремлением изч )авиться от труднопереносимых лабораторных условий, чем агрессией по отнопщ 1ию к рассердившему их ассистенту, которая не была ни особенно сильной, ндв (оминирующей реакцией их поведенческого репертуара. Это предполагает воз-.1 южную связь между озадачивающими результатами и теоретическими обосновав 1иями природы агрессии, а.
По мнению Бандуры (ВапсЬга, 1973), почти любой вид нежелательных и нва-1 триятных условий или переживаний - от сильной фрустрации до реально> физического дискомфорта - может в дальнейшем способствовать возникнове 1ию агрессии, если у потенциальных агрессоров эта модель поведения является 1 устойчивой или доминирующей. Однако, если доминируют другие реакции ->1 эсобенно не совместимые с агрессией, - неприятные переживания могут фактичес ки подавлять, а не усиливать последующую агрессию. Учитывая то, что болыпи> :тво людей считают высокую температуру воздуха крайне неприятной (Вагон,> 1972а; Опй, 1970), и то, что эти условия действительно вызывают повышенной раздражение, концепция Бандуры представляется вполне пригодной для объясне д ния воздействия высокой температуры воздуха на агрессию. В частности, она " предполагает, что изнуряющая жара будет подстрекать к нападениям на окружу ющих, когда агрессия - доминирующая тенденция поведения, но подавит подоб- ные действия, если агрессия является лишь слабой второстепенной реакцией.
Бэрон и его коллеги провели впоследствии серию исследований для проверке этих предположений (Вагоп Ве11, 1975; Ватоп Ьаоп, 1972). Например, Б> > рон и Белл (Вагоп Ве11, 1975) предположили, что агрессия должна стать домйД нирующей тенденцией в случае, если жертва откровенно провоцировала потенци 1 ального агрессора, а после он видел реальные агрессивные действия. В других условиях агрессия не будет превалировать над всеми остальным реакциями. В Д эксперименте Бандуры ассистент либо откровенно провоцировал мужчин-испы- " туемых (занижал их самооценку), либо обращался с ними так, что не проскальзЫ ; вало и намека на провокацию (испытуемые слышали о себе лестные отзывы). Затем испытуемые получали возможность проявить по отношению к нему агрес- сию - нанести удар током. Половина испытуемых (которым демонстрировал> возможную модель поведения) наблюдала крайне агрессивное поведение, прежде- чем подвергнуть ассистента ударам электрического тока. Агрессивные действия; демонстрировал еще один ассистент, якобы случайно выбранный экспериментатЩ ром из числа испытуемых, - он нажимал кнопки только 8, 9 и 10 уровней> устанавливал длительность удара от 2 до 3 секунд. Во втором варианте жерт подвергали ударам током испытуемые, не видевшие предварительно агрессивяотй поведения. . л
И наконец, в каждом из вариантов для половины испытуемых были созданы 1 весьма приятные условия - они находились в помещении, где было сравнитель- ; но прохладно: 72-75Їпо Фаренгейту (22-24Ї по Цельсию), в то время как (X тальные страдали от жары - 92-95Ї по Фаренгейту (33-34Ї по Цельсию). И, снова ожидания экспериментаторов не оправдались: оказалось, что высокая теМ-:; пература воздуха, независимо от того, наблюдали или нет испытуемые агрессив- ное поведение, усиливала у нераздраженных испытуемых дальнейшую агресс и подавляла ее у тех, кто был предварительно спровоцирован! Эти результате>
доставляют задуматься, насколько теория Бандуры (Вапига, 1973) годится для объяснения влияния жары на агрессию. Тем не менее ответы испытуемых на постэкспериментальный опросник и их комментарии во время продолжительно- го обсуждения свидетельствуют о том, что все без исключения участники, нахо- дившиеся в помещении с высокой температурой воздуха, в большей степени ис- дитывали негативные чувства (дискомфорт, неудовольствие), чем те, кто находился в прохладном помещении. Более того, о самых негативных ощущениях сообщали те, кто подвергался и предварительной провокации, и воздействию жары (Вагоп Ве11, 1975, 1976; Вагоп Ьаоп, 1972).
Эти данные об эмоциональном состоянии испытуемых и их желании вырвать- ся из дискомфортной обстановки наводят на интересное предположение: может быть, ключевой психологический процесс, определяющий характер взаимосвя- зи - высокая температура воздуха-агрессия,- это вовсе не нарастающее воз- буждение, являющееся реакцией на неприятную обстановку, а степень вызванного негативного аффекта, то есть уровень отрицательных эмоций, испытываемых индивидом? В частности, вполне вероятно, что при негативном отношении со сто- роны другого человека высокая температура воздуха, доводя ощущение диском- форта до предела, становится для испытуемого <последней каплей>, порождающей стремление свести неприятные чувства до минимума (то есть выйти из экспери- мента), вместо того чтобы прибегнуть к агрессии. А вот при позитивном отноше- нии со стороны ассистента вызванный жарой негативный аффект, возможно, лишь раздражает участников, и доминирующей реакцией становится агрессия.
Эти соображения приводят к предположению, что функциональная зависи- мость между уровнем негативного аффекта и доминированием агрессивных тен- денций может быть нелинейной, то есть вероятность того, что агрессия окажется доминантной реакцией, увеличивается при возрастании негативного аффекта, обусловленного высокой температурой, неприятными запахами и любыми иными факторами, до некоторой точки, по достижении которой тенденция к данному типу поведения ослабевает, а другие, взаимоисключающие агрессию реакции (на- пример, стремление выйти из крайне дискомфортной ситуации), становятся до- минирующими.
В нескольких исследованиях (Вагоп Ве11, 1976; Ве11 Вагоп, 1976) были получены результаты, подтверждающие эту гипотезу. Например, Бэрон и Белл (Вагоп Ве11, 1976), варьируя тремя независимыми переменными, создавали в восьми экспериментальных группах условия, при которых мужчины-испытуемые начинали испытывать негативный аффект различной степени - от очень низкой До очень высокой. По данным предыдущих исследований, эти независимые пере- менные - тип оценки испытуемого другим человеком (позитивная или негатив- ная), степень сходства установок испытуемого и этого же человека (высокая или низкая), а также температура воздуха (жара или прохлада) - оказывали силь- ное влияние на эмоциональное состояние испытуемых.
В согласии с вышеупомянутой гипотезой нелинейной зависимости агрессии от негативного аффекта, Бэрон и Белл (Вагоп Ве11, 1976) обнаружили, что сначала, с ростом негативного аффекта, уровень агрессии испытуемых возрастал, но по- Днее, когда условия стали более дискомфортными, фактически снизился. Эти Данные, приведенные на рис. 5. 1, позволяют предположить, что промежуточным Фактором при влиянии температуры воздуха на агрессию вполне может оказаться гативный аффект, а не общее возбуждение: подтолкнет ли высокая температура
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
ш к
Ч, Ї- < (п 1 < с) о. 1
л ?
1й
1
11 5
ш (п
5
40 [II О.
=
ХПО хно хпо хно жпо жно жпо жно
Высокий
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ
ис. 5. 1. Эмпирические данные о существовании нелинейной зависимости между негативным аф- ектом и агрессией. Буквы на оси ординат соответствуют различным экспериментальным группам <апример, ХПО=холодно, позитивная оценка, сходные установки; ЖНО=жарко, негативная оценка, эзличные установки). Разъяснения смотри в тексте. (Ве11 Вагон, 1976)
агрессивным действиям или подавит их, зависит от уровня дискомфорта, кото- ый испытывает человек. Если этот уровень низок, высокая температура воздуха южет способствовать прямой агрессии; если же уровень негативного аффекта ;же довольно высок, действие высокой температуры может быть сведено к пара- [оксальному эффекту подавления последующей агрессии. В последнем случае 1юди могут чувствовать себя так скверно, что им просто не придет в голову напа- ать на других! (Всякий, кто испытывал полный упадок сил во время длительной рры, знаком с подобным эффектом не понаслышке.)
В других экспериментах получены дополнительные подтверждения данной онцепции. Во-первых, как и прогнозирует модель негативного аффекта, холод. ызывающий неприятные ощущения, приводит, видимо, к тем же самым эффектам то и жара (Ве11 Вагоп, 1977). Во-вторых, результаты, не противоречащие это>; [юдели, были получены и из экспериментов, где в качестве источников негативно- . (о аффекта использовались теснота (МаИЬелуэ, Раи1и5 Вагоп, 1979) и неприят" р1е запахи (Койоп, Ргеу, Ваггу, М1Н1ап РЯграпсЬ., 1979). :
Паламарек и Руле (Ра1атагеЬ Ки1е, 1979) разработали процедуру тестирО рния, где один из аспектов модели негативного аффекта - избегание - проя> ялся с большей очевидностью. После того как испытуемые вынесли и жарУ "--~-~----- тхх1 тттттптэтттттл тапп-дитт тэтлтатт В КЯКОМ ДЯТТЯТТМИ - ПОеДГ
дагающем агрессию или в более коротком, не требующем агрессивных действий (избегание) - они будут участвовать.
Как и ожидалось, те, у кого негативный аффект был умеренным (столкнулись дибо с оскорблением, либо с жарой), оказались более склонны выбрать задание, где требовались агрессивные действия, чем те, у кого негативный аффект был низким (ни жары, ни оскорбления) или высоким (и жара, и оскорбление).
Если проанализировать результаты описанных выше исследований, становит- ся ясно, что зависимость агрессии от температуры воздуха имеет нелинейный ха- рактер. Этот вывод согласуется как с теоретической концепцией, разработанной Бэроном и Беллом, так и с экспериментальными данными. Тем не менее, как это часто бывает в науке, до сих пор нельзя говорить о полной ясности в данном вопросе - исследования с применением других методов не подтвердили гипотезу нелинейной зависимости.
Архивные исследования
В результатах архивных исследований связи агрессии с температурой проявился последовательный линейный характер зависимости между этими двумя перемен- ными (Апс1ег5оп, 1989; Апс1ег5оп Апегаоп, 1984; Саг15т1<+ Апйегаоп, 1979; Сойоп, 1986; Натез Ы1ег, 1983, 1988; М1сЬае1 2итре, 1983; Кетап, Ьаг- псЬ Рет, 1991; Койоп, 1986). Этот эффект прослеживался на данных из мно- гих городов (например, Де-Мойн, Даллас, Индианаполис), используя в качестве меры агрессии насильственные преступления (Наглев ас11ег, 1983), массовые беспорядки (Саг151п1Й1 Ап(1ег5оп, 1979) и количество вызовов полиции из-за семейных скандалов (Ко<Лоп Ргеу, 1985). Независимо от того, изучалось ли влияние погоды (СоИоп, 1986; М1сЬае1 2итре, 1983) или климата (Ьемт АНЪгс1, 1975; Койоп, 1986), вывод был один - с ростом температуры растет и агрессия.
Одно из первых архивных исследований связи агрессии с температурой возду- ха было проведено Бэроном и Рансбергером (Вагоп КапзЬегег, 1978). Хотя они сообщили о наблюдавшемся и ранее нелинейном характере зависимости меж- ду числом массовых беспорядков и ежедневными температурами, Карлсмит и Андерсон (СаНзтЬ Апегзоп, 1979) заявили, что данные Бэрона и Рансберге- ра могут оказаться артефактом из-за особых мер, которые при этом использова- лись, а именно: не учитывалось количество дней с температурой, попадающей в диапазоны умеренной и очень высокой. Карлсмит и Андерсон повторно обработа- ли данные, вычисляя условные вероятности массовых беспорядков при темпера- туре в заданном диапазоне. Такой анализ выявил линейную зависимость между температурой и беспорядками.
Андерсон (Апс1ег5оп, 1987) провел два архивных исследования зависимости насильственных и ненасильственных преступлений от температуры. Он рассчи- тывал, что <насильственные преступления... будут сильнее связаны с температу- РОИ... чем ненасильственные, поскольку соответствующее поведение имеет значи- тельно более агрессивный характер>. В первом исследовании Андерсон исполь- зовал сводки Федерального Бюро расследований за десятилетний период с 1971 по 1980 год для получения данных о частоте насильственных и ненасильствен- ных преступлений. К насильственным преступлениям относились убийства, изна- силования и сепьезные нападения: к ненасильствйнным - пгпяттения. кяпмян-
ГЛАВА 5
ВНЕШНИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
165
с[ 165 О
СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЖАРКИХ ДНЕЙ В ГОДУ
Тип преступлений
-- Насильственные
-1- Ненасильственные
(с. 5.2. Количество жарких дней оказывает на насильственную преступность большее воздей- вие, чем на ненасильственную. (АпЛепоп, 1987)
ле кражи, кражи со взломом и угоны автомашин. Используя данные климати- ских наблюдений Департамента коммерции США, он определил количество арких дней (с максимальной температурой выше 90Ї по Фаренгейту). Как пока-1 дк) на рис. 5. 2, Андерсон обнаружил значимую положительную корреляцию" ежду количеством жарких дней и числом насильственных преступлений. Про- тедив данный эфект не только по годам, но и по кварталам, исследователь заклю- дл, что больше всего насильственных преступлений совершалось не только в шые жаркие годы, но и в самые жаркие кварталы года.
В своем втором исследовании Андерсон (Ап(1ег5оп, 1987) сосредоточился на лиматических эффектах, выясняя, <действительно ли в городах с жарким клима зм уровень насильственной преступности выше, чем в городах с более прохлад" ым климатом>. В этом исследовании он учитывал также действие социальных Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|