|
Психология агрессиимых возросла (см. рис. 4. 1). Возможно, полученный результат можно объяснить тем, что все участники смотрели киносюжет со сценами насилия, перед тем как получили возможность проявить агрессию. Таким образом, множество условных сигналов было представлено со всей очевидностью.
Густафсон (Сиааоп, 1986Ь) проанализировал роль посылов к агрессии как Промежуточного звена между фрустрацией и агрессией. В этом эксперименте Первая гоуппа испытуемых смотпеля готжот пЛ уттихтиту янпитгки-г г>а1г>г>ау
ГЛАВА1
Сильный удар током
Фрустрация
ЮСЫЛАМИ К АГРЕССИИ
> Слабый удар током
осюжет об уличных бандитских (борках
фрустрация
3 ПОСЫЛОВ К АГРЕССИИ носюжет об автогонках
[с. 4. 2. Согласно данным Густафсона (Оиаоп, 1986Ь), фрустрация сама по себе не усиливает эессию. Однако это произойдет, если фрустрирующий материал содержит посылы к агрессии.
.ариант <посылы к агрессии присутствуют>); второй группе показывали автомо- 1льные гонки (<посылы отсутствуют>). Затем обе группы подвергались допол- 1тельной фрустрации (<ученик> делал ошибки, что лишало испытуемых круп" )го денежного вознаграждения), и только испытуемые из группы с посылами к рессии реагировали более агрессивно (выбирали для удара ток более высокого шряжения), когда уровень фрустрации повышали. Остальные же испытуемые эстоянно назначали фрустрирующему <ученику> удар сравнительно неболь- ой силы. Как показано на рис. 4.2, посылы к агрессии могут быть важным ромежуточным звеном в зависимости <фрустрация-агрессия>.
степень,
епредвиденность фрустрации щеодно промежуточное звено в цепи <фрустрация-агрессия>
-... и ъ я
оторой помеха кажется человеку случайной или неожиданной. Многие исследо- атели (Вигаеш огсЬе1, 1962; КиНЬ Вголуп, 1979; Раэоге, 1952; Ки1е, )усЬ Ые5(1а1е, 1978; 2111тапп Сапог, 1976) сообщают, что для людей характе- ен гораздо более высокий уровень раздражения и агрессии, если фрустрация епредвиденна и неожиданна.
С другой стороны, прогнозируемая и ожидаемая фрустрация не всегда вызы- ает возбуждение на физиологическом уровне (2111тапп Сапог, 1986), как и , следующее нападение на фрустратора. Последнее подтверждается одним из кспериментов Уорчела (УУогсЬе1, 1974), где испытуемым за участие предлагали [а выбор один из трех поощрительных призов - зачет одного часа практикума, : 1 долларов наличными или флакон мужского одеколона. В начале процедуры каждый испытуемый ранжировал призы в порядке их привлекательности. Иерар ия призов позволяла экспериментатору манипулировать в дальнейшем уровнем фрустрации. После выполнения нескольких заданий все испытуемые в первой руппе получили желаемые вознаграждения, так что они практически не испьтПй- >али фрустрации. Испытуемые во второй группе получали призы, отнесенные по тривлекательности на второе место, то есть уровень их фрустрации можно было )характеризовать как средний уровень. И наконец, в третьем варианте испытуе" <ые получали наименее желаемые призы и поэтому достигали самого высокого 1ля данного эксперимента уровня фрустрации. Дополнительно в данном эксае" зименте определялось, до какой степени возникающая фрустрация характеризу . этся как непредвиденная или неожиданная. Чтобы манипулировать этой перемеЯ дои, первую треть участников в каждой из трех групп убеждали, что помоШНЮЧ экспериментатора раздаст им призы по своему выбору (<подгруппа ожидаЯЯ
отсутствует>). Второй трети говорили, что позднее они получат призы, которй -и
оценили как самые привлекательные (подгруппа <наличие ожиданий>), а осталь- ным обещали, что они смогут выбрать любые призы из имеющихся (подгруппа <выбора>). Считалось, что фрустрация будет неожиданной только для последних двух подгрупп и только в них появление внешних причин, препятствующих дос- тижению цели, приведет к повышению уровня агрессивности.
Чтобы оценить точность этого прогноза, исследователи предоставляли испыту- емым возможность проявить вербальную агрессию по отношению к ассистенту - высказаться о качестве выполненного им задания. Результаты в общем и целом совпали с ожидаемыми: только испытуемые в подгруппах <наличие ожиданий> и <выбор> продемонстрировали усиление агрессии при усилении фрустрации. Та- ким образом, в подтверждение гипотезы, фрустрация вела к агрессии, только ког- да была непредвиденной или неожиданной,
Эмоциональные и когнитивные процессы
Все рассмотренные нами к настоящему моменту промежуточные звенья являлись внешними по отношению к потенциальному агрессору - они были связаны либо с природой самой фрустрации (то есть с ее уровнем и характером), либо с посылами к агрессии, предполагаемыми ситуацией. Исследуя, каким образом фрустрация приводит к агрессивному поведению, Берковитц(ВегЬолу2, 1988, 1989) предполо- жил, что психические процессы потенциального агрессора тоже предопределяют его реакцию на фрустрацию.
Чтобы человек стал вести себя агрессивно, степень аверсивности фрустрацион- ной ситуации должна оказаться достаточной для актуализации отрицательных эмоций. Если же фрустрация не вызовет негативных чувств, то агрессии не будет. Например, Берковитц (ВегЬоу1Ьг, 1989) указал, что невозможность добиться же- лаемого результата сама по себе не является предпосылкой агрессии. Если же человек предвкушает удовольствие при достижении какой-либо цели, препятст- вия, возникающие на пути к ней, могут расстроить его до такой степени, что под- хлестнут к агрессивным действиям. Представьте себе, например, что начальник обещал вам прибавку к жалованью и значительное продвижение по службе. В течение двух месяцев вы планировали, как замечательно проведете отпуск, и меч- тали о том, как вас будут уважать коллеги. А потом начальник сообщил, что погорячился: на увеличение жалованья денег нет, и ваше повышение <еще не созрело>. Вообразите свои чувства в этот момент. Наверняка вы расстроитесь, а возможно, и разъяритесь. В этом случае фрустрация обусловливается невозмож- ностью достижения давно ожидаемого и страстно желаемого результата, что, весь- ма вероятно, подтолкнет вас к агрессивным поступкам.
Берковитц (ВегЬолу1<,2, 1988) утверждает, что, когда фрустрация действительно вызывает отрицательные эмоции, другие психологические процессы, в том числе Размышление по поводу пережитого (когнитивный процесс), будут влиять на реальное поведение. Человек может подбирать объяснения переживаемым эмо- Чиям, анализировать свои чувства и/или пытаться контролировать эмоции и по- ведение. Если, например, негативной эмоцией является страх, то наиболее вероят- ными реакциями будут бегство или стремление уклониться от ситуации. Если переживание интерпретируется как гнев, вероятно возникновение агрессивных
ГЛАВА 4
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ
фрустрация
Отрицатель- ные эмоции
Интерпретируется как страх
Интерпретируется как гнев
Бегство/ уклонение
Агрессивные тенденции
ФРУСТРАЦИЯ Дети не выиграли понравившуюся игрушку
смотрели кино- сюжеты с при- мерами агрессии и сотрудничества
Уделяли внимание агрессивным моделям поведения
Запомнили агрессивные действия
не. 4. 3. Берковитц (ВеЛоКг, 1988) предположил, что с наибольшей вероятностью фрустрация удет приводить к агрессии в тех случаях, когда эмоциональные переживания индивида оказывают а него негативное влияние и он интерпретирует свои негативные чувства как гнев.
енденций. Таким образом, как показано на рис. 4. 3, эмоциональные и когнитив- ые процессы фрустрированного индивидуума ответственны за то, приведет ли эрустрация к агрессии.
Интересный пример того, как фрустрация может вызвать страх, а не гнев, мы :аходим в исследовании народности семаи-сенои полуострова Малакка (КоЬаг- Ье, 1977). Семаи, известные своим неприятием насилия между людьми, верят, :то, когда желания человека не удовлетворены, он рискует стать жертвой нападе- [ия со стороны <множества реально существующих и сверхъестественных су- цеств, которые могут причинить ему вред, вызвать болезнь и даже смерть> (Ко- <агсЬе, 1977). Таким образом, когда они встречают препятствие на пути к цели, которая была так близка и желанна, основной эмоцией в состоянии фрустрация тановится страх физического воздействия, а не гнев. Например, по верованиям :емаи, если человек, после того как его отверг потенциальный сексуальный парт- ;ер, испытывает фрустрацию, он становится уязвимым для духов, которые прини- <ают внешность любимых, во время его сна занимаются с ним любовью и входят > его тело. У <одержимого появляются симптомы психических расстройств, та- сих как депрессия, частичное затмение сознания и боязливость. Хотя мы може> 1С соглашаться с объяснениями семаи, их поведение подтверждает тезис, что ког- ттивный процесс играет роль важного промежуточного звена в реакции на фру "грацию. Если в какой-то культурной традиции принято, что фрустрация должна вызывать страх, а не гнев, то препятствия на пути к цели не будут предпосылкой агрессии.
Эмпирической иллюстрацией роли когнитивных факторов явился экспери- мент Паркера и Роджерса (РагЬег Коег5, 1981), в котором изучалось влияние рустраций на избирательность внимания и запоминание примеров агрессивного поведения, а также воспроизведение агрессивных действий. Ученики начальной школы выбирали игрушку, которая должна была быть их наградой за победу 8 игре. В варианте <фрустрация> детям не давали выиграть (в конце эксперимента им давалась еще одна попытка, и они <выигрывали> понравившуюся игрушку) В другом варианте испытуемые выигрывали и получали награду. Часть школь- ников затем смотрела подряд два фильма, в которых два мальчика играли с дет- ским конструктором. В первом фильме они сотрудничали, помогая друг ДругУ собирать игрушечный грузовик, во втором фильме мальчики вели себя агрессивны мешая друг другу. Экспериментатор фиксировал время, в течение которого школь ники наблюдали примеры агрессии и сотрудничества. Предположения Паркера И < Роджерса подтвердились: предварительно фрустрированные дети дольше смоТ) рели на пример агрессии, а дети из группы <без фрустрации> - на примеру
БЕЗ ФРУСТРАЦИИ
Дети выиграли понравившуюся игрушку
Вели себя агрессивно
смотрели кино- сюжеты с при- мерами агрессии и сотрудничества
Уделяли внимание примерам сотрудничества
Плохо запомнили агрессивные действия
Низкий уровень агрессивности в поведении
Рис. 4. 4. Паркер и Роджерс (РагЬег Коегв, 1981) продемонстрировали, что фрустрация влияет не только на поведение, но и на внимание и запоминание.
Затем для изучения реального агрессивного поведения исследователи записы- вали на видео, как испытуемый в той же комнате играл в конструктор с незнако- мым мальчиком (помощником экспериментатора). Через две минуты после начала игры экспериментатор возвращался и просил испытуемых сообщить, запомнилось ли им что-нибудь из увиденных фильмов. Последующий анализ видеозаписей вы- явил, что предварительно фрустрированные мальчики совершали больше агрес- сивных действий (например, метали помощнику экспериментатора), чем те, кто фрустрирован не был. Фрустрированные школьники также лучше нефрустриро- ванных запомнили агрессивные действия в фильмах. В итоге Паркер и Роджерс продемонстрировали, что фрустрация влияет не только на агрессивное поведение, но и на процессы внимания и фиксации. Если конкретизировать высказывание, то исследователи установили, что запоминание агрессивных действий из фильма бы- ло необходимым условием возникновения агрессивного поведения. Данный экспе- римент, следовательно, подтверждает тезис, что когнитивные процессы являются важным промежуточным звеном в зависимости <фрустрация-агрессия>. Как по- казано на рис. 4. 4, <предварительная фрустрация повышает вероятность того, что люди будут обращать внимание на агрессивные действия, запоминать их и, как следствие, осуществлять> (РагЬег, Коег5, 1981).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
сли говорить образно, то фрустрационную теорию агрессии в ее современном виде (ВеЛот, 1988, 1989) можно представить в виде зонта, под которым можно собрать все рассмотренные нами факторы - <промежуточные звенья> цепочки Фрустрация - агрессия>. Уровень и непредвиденность фрустрацал порождают
ративные эмоции, наличие которых Берковитц считает необходимым для воз- новения агрессивных намерений. Посылы к агрессии могут усилить (или по- хить) побуждение к агрессии, проистекающее из обусловленных фрустрацией гативных эмоций. Таким образом, повлечет ли фрустрация за собой агрессию и нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных фак- ров (таких как интенсивность фрустрации и связанные с агрессией стимулято- [) и от его эмоциональной реакции на них.
БАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ НАПАДЕНИЕ: ЕАЛЬНАЯ И КАЖУЩАЯСЯ ПРОВОКАЦИЯ К ПРЕДПОСЫЛКИ АГРЕССИИ
ж вы отреагируете, если в магазине продавец вдруг беспричинно начнет оскор- ять вас, издеваясь над вашим вкусом и критикуя ваш выбор? Вероятно, сильно осердитесь и, если продавец не слишком большой и внушительный, сумеете ему ветить. Теперь представьте, что продавец вышел из-за прилавка и начал вас лкать и пихать; как вы отреагируете на это? Допустим, вы будете отвечать ему и же - угрозой на угрозу и толчком на толчок. Дело может быстро принять утой оборот, и вскоре вы обнаките, что обмениваетесь уже не угрожающими готами и выкриками, а пинками и затрещинами. Приведенный ниже любимый ювокационный ритуал подростков из гетто - <забавы толпы> - ярко иллюст- [рует природу этого опасного процесса:
Один из мучителей делает легкое оскорбительное замечание, например, о матери объекта: <Я вчера на улице видел твою мать с каким-то мужиком>. За этим мо- жет последовать дополнение: <0на была пьяная как свинья>. Объект провокации в свою очередь оскорбляет обидчика или членов его семьи. Обмен оскорблениями про- должается... пока не будут перечислены все родственники присутствующих и все представители животного мира с их повадками... Наконец один из участников, обычно объект провокации, доходит до предела и проводит обидчику хук справа, или вытаскивает нож, или хватается за палку. Это сигнал для обидчиков... перейти к действиям, и обычно для объекта провокации дело заканчивается телесными по- вреждениями (ВетсНе, 1947).
Разумеется, далеко не каждое оскорбление или угроза приводят к таким по- [едствиям. Люди часто реагируют на подобное отношение попытками примире- 1я, капитуляцией или просто бегством. Провокационные нападения, подобные [исанному выше, отнюдь не редки: прямая провокация, вербальная или физичес- я, часто вызывает агрессивную реакцию.
ГВЕТНАЯ АГРЕССИЯ
ормальные подтверждения сильного влияния провокации на актуализацию аг- ссии были получены в ряде лабораторных экспериментов. Например, в серии следований, проведенных Тэйлором и его коллегами (Вогс1еп, Воеп Тау1ог, >71; пепеппЬ ВегШаоп, 1974; ВепегшЬ Муега, 1977; Тау1ог, 1967), было
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ АГРЕССИИ 137
выявлено, что большинство людей реагируют на физическую провокацию реши- тельной контратакой. В этих экспериментах испытуемые попарно соревновались в выполнении заданий на время реакции, и проигравший наказывался разрядом электрического тока (см. подробнее в главе 2). Диапазон мощности возможных разрядов предварительно устанавливался обоими игроками, так что каждый яко- бы контролировал мощность разряда, который должен получить его противник в случае проигрыша. В соответствии с условиями эксперимента, напряжение тока в сети постепенно повышалось, так что каждый из испытуемых делал вывод, что это его противник выбирает для очередного <наказания> разряды большей мощнос- ти. Реакция большинства испытуемых на эту ситуацию была весьма прямолиней- на: в ответ на провокацию они, как правило, увеличивали напряжение последую- щего удара током, придерживаясь принципа <око за око>, а не <подставь другую щеку>. Видимо, они старались максимально уравнять степени агрессии. Экви- валентность таких реакций выразительно проиллюстрирована экспериментом Категория: Библиотека » Общая психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|