|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)с двумя предыдущими направлениями в рамках инте- ракционистской ориентации. В работах последователей этих теорий не дается однозначного общепринятого опре- деления референтной группы, однако абсолютное боль- шинство авторов связывают это понятие с обозначе- нием (группы, к которой индивид относит себя психоло- гически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему своеобразным стан- дартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации3. Разработка теорий референт- ной группы в современной западной социальной психо- логии связывается прежде всего с именами таких авто- ров, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли,
Р. Мертон и др.
3 В литературе на русском языке наряду с термином <референтная группа> встречается термин <эталонная группа>, который является одним из вариантов перевода английского термина
[42]. 208
Благодаря их работам проблема референтной группы, по мнению ряда авторов, приобрела <астрономическую популярность> [188, 176] среди социальных психологов и социологов. Социальные психологи увидели в рефе- рентной группе <ключ> к пониманию процессов форми- рования социальных установок и самооценок, а социоло- ги - инструмент функционального анализа социальной структуры. Как отмечает Т. Шибутани, понятие рефе- рентной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений, таких, как непоследова- тельность в поведении индивида в условиях нового со- циального контекста, проявление преступности среди несовершеннолетних, дилемма маргинальной личности, конфликты, связанные с лояльным отношением к груп- пе, неодинаковая реакция различных слов аудитории средств массовой коммуникации на одно и то же сооб- щение и т. д. [188, 161].
В основе теорий референтной группы, по существу, лежат идеи У. Джеймса об <эмпирическом социальном Я> [124] и Дж. Мида об <обобщенном> другом, хотя происхождение самого термина не было непосредствен- ным результатом разработки именно этих идей Джейм- са и Мида.
Выделяя понятие <социального Я> в структуре лич- ности в отличие от <физического Я> и <духовного Я>, Дмеймс подчеркивал, что <социальное Я>, то есть пред- ставление индивида о себе как о социальном существе, формируется в процессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое индивид получает от других. <По существу, - писал Джеймс, - человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется инди- видов, которые признают его и имеют представление о нем... Но поскольку эти индивиды... естественно вхо- дят в определенные классы, то мы можем практически утверждать, что человек имеет столько же различных социальных Я, сколько имеется определенных групп лиц, мнение которых для него значимо> [124, 179]. Здесь имплицитно выражена идея референтной группы, кото- рая у Дж. Мида связывалась с уже упоминавшимся понятием <обобщенного> другого. Значение этого <обоб- щенного другого> определяется, согласно Дж. Миду, тем, что именно через него осуществляется воздействие- общества, социального процесса на индивида и его мышление. <Индивид познает себя как такового, - пи-
14 Заказ 420 209
шет Дж. Мид, - не непосредственно, а лишь косвенно, с отдельных частных точек зрения других членов его группы или с обобщенной точки зрения социальной груп пы, к которой он принадлежит> [149, 138]. Указав на значение группы для входящего в нее индивида как си- стемы обобщенных установок, Дж. Мид не пытался более полно раскрыть и конкретизировать это понятие. Имплицитно здесь, как и у Джеймса, присутствует идея референтной группы, хотя она выражена в другой форме.
Разработка основных положений современной тео- рии референтной группы начинается с 40-х годов XX в. Термин <референтная группа> был введен американ- ским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном статусе по сравнению со статусом других людей [121]. Г. Хайман не дал определения этого понятия. Он про- сто использовал его для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой являлась самооценка испытуемым своего ста- туса. Эта самооценка статуса трактуется Г. Хайманом как зависимая переменная, поскольку она зависела от той референтной группы, которую испытуемый исполь- зовал как отправную точку, как систему отсчета.
Позже понятие <референтная группа> было исполь- зовано Т. Ньюкомом в несколько ином значении, а имен- но для обозначения группы, <к которой индивид при- числяет себя психологически> и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведе- нии. Т. Ньюком применил понятие референтной группы в исследовании социальных установок студенток Бен- нингтонского колледжа в 1943 г. В ходе этого исследо- вания Т. Ньюком установил, что социальные установки студенток были различными в зависимости от того, как они относились, положительно или отрицательно, к та- ким группам, как их консервативные семьи или более либеральное окружение в колледже. Формирование установок, считает Т. Ньюком, является <функцией от- рицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам> [158, 155]. В связи с этим Ньюком выделил позитивные и негативные рефе- рентные группы. Под первыми понимаются такие груп- пы, нормы и ориентации которых принимаются индиви-
210
дом и которые вызывают у индивида стремление быть принятым этими группами. Отрицательной референт- ной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. По мнению Ньюкома, <бунт подростка> можно считать проявлением поведе- ния в ситуации, когда родители выступают для него как отрицательная референтная группа.
Окончательное утверждение понятия <референтная группа> в западной социальной психологии связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи М. Шерифа по этому вопросу выражены в его книге <Основы социальной психологии> [177]. Он также под- черкивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки ин- дивидов, в <систему отсчета> не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для фор- мирования своей <картины мира> {176, 162]. Многооб- разие групп, воздействующих на индивида, ставит его в трудное положение выбора норм, которые зачастую расходятся между собой в различных группах. <Чтобы обеспечить возможность концептуального анализа по- добных ситуаций, - отмечает В. Г. Метревели, - Ше- риф предложил проводить различие между актуальной группой <членства> и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически, созна- тельно или бессознательно> [33].
Весьма существенный вклад в разработку проблемы референтной группы внес американский социолог Р. Мертон, который занимается и социально-психологи- ческой проблематикой. Он применил понятие референт- ной группы в своей работе 1950 г., написанной в соав- торстве с Э. Китт [152]. Данная работа была посвящена анализу результатов, полученных в широко известном исследовании социальных установок и поведения боль- ших групп американских солдат, воевавших во время второй мировой войны в Европе. Исходя из идеи Дж. Ми- да <об обобщенном другом>, которая, по мнению Мер- тона, нашла выражение в понятии <референтная груп- па>, он предпринял попытку объяснить обнаруженное в исследовании различие установок у солдат, находив- шихся в одинаковом положении, именно тем, что у них были различные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение и которые служили для них
И 211
источником формирования определенных социальных установок. Так, например, по мнению Р. Мертона и А. Китт, различия социальных установок солдат по от- ношению к призыву и оценка ими своего положения за- висели от характера их референтных групп. Если моби- лизованные сравнивали свое положение с теми, кто не был мобилизован и остался дома (одна референтная группа), они относились к призыву и оценивали свое положение одним образом. Если же они сравнивали свое положение с теми, кто был мобилизован и сражал- ся на фронте (другая референтная группа), то они оце- нивали его по-иному. Таким образом, опираясь на поня- тие референтной группы, Р. Мертон и А. Китт дали собственную интерпретацию всем результатам исследо- вания <Американский солдат>, касавшимся анализа со- циальных установок. Работа Р. Мертона и А. Китт счи- тается классической в американской социальной психо- логии. Она неизменно приводится в учебниках и иссле- дованиях по вопросам референтной группы.
В теориях референтной группы пока нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качест- ве референтной группы могут выступать самые разно- образные группы: группы членства и внешние группы, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д. При этом каждый индивид, как правило, имеет несколько референтных групп, на которые он ориенти- руется и с которыми сравнивает себя и других по раз- ным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого индивида столько же референтных групп, сколько ка- налов коммуникации [53], причем сила их воздействия
на поведен;!:.; индпвида весьма различна.
Г. Келли, обобщив в 1952 г. предыдущие исследова- ния в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона, справедливо от- мечает, что понятием <референтная группа>, как прави- ло, обозначаются два вида различных отношений меж- ду индивидом и группой, связанных, с одной стороны, с мотивационными, а с другой - с перцептивными про- ,- цессами. На этом основании Келли выделяет ,1две функции референтной группы: нормативную и сравни- тельно-оценочную [130]. Объясняя содержание этих функций, Келли пишет, что первая функция заключает- ся в том, чтобы устанавливать определенные стандар- ты поведения и заставлять индивидов следовать им.
212
>
Эти стандарты поведения обычно называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референт- ной группы как нормативную. По мнению Келли, rnvnna может выполнять эту функцию, если она в состоянии вознаграждать за конформность и наказывать за не- конформность. Вторая функция референтной группы, по Келли, заключается в том, что она является тем эта- лоном или отправной точкой для сравнения, с по- мощью которых индивид может оценивать себя и дру- гих, поэтому она и выступает в качестве сравнительно- оценочной функции. Келли отмечает также, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к КОТОРОЙ он причисляет себя психологически. Для подтверждения этого положения Келли ссылается на приведеннт-.тй Р. Мертоном пример исследования социальных устано- вок солдат-фронтовиков и солдат-новичков, ппнбьтвнтих в качестве пополнения в подразделение фронтовиков. Это исследование показало, что социальные установки многих новичков значительно ттзменилнсь после пребы- вания в этом подразделении в сторону большего сход- ства с социальными установками ФРОНТОВИКОВ. Этот пример, как считает Келли, показывает, что социальные установки боевых фронтовиков служили для новичков отправным пунктом для сравнения при формирований> своих самооценок (сравнительно-оценочная функция). В то же время боевые фронтовики считали свои со- , циальные установки <правильными>, и они поддержи- вали новичков, если последние принимали эти установ- ки (нормативная функция). Одно из проявлений пазли- чня между нормативной и сравнительно-оценочной функциями референтной группы заключается в том, что при нормативной функции индивиду, как правило, важ- но знать отношение к себе нормативной референтной группы, насколько она его приникае. или отвергает. Келля подчеркивает, что здесь в скрытом виде содер- жится идея о том, что группа как бы наблюдает за ин- дивидом, оценивая его с точки зрения своих норм, и он строит свое поведение с учетом этих. оценок и норм группы. Что же касается сравнительно-оценочной функ- ции референтной группы, то здесь мнение той группы, с которой индивид сравнивает себя или других, не имеет 213.
для него значения хотя бы уже потому, что сравнитель- ная референтная группа вообще может не иметь о нем никакого представления. В этой ситуации в отличии от нормативной референтной группы индивид является как бы <самосанкционирующим>, то есть он дает оценку себе и другим на основе определенного эталона, служа-- щего для него отправным пунктом для сравнения. Груп па может стать сравнительной референтной потому, что другие лица выбирают ее для сравнения с ней ин- дивида даже без ведома этой группы. Хайман здесь приводит следующий пример. Если женщина идет на. ниматься работать манекенщицей и решающим факто- ром для приема на работу является ее внешность, то для предпринимателя совершенно неважно мнение о внешности данной женщины ее друзей. Сравнительной референтной группой в данном случае ему будет слу- жить группа уже работающих у него манекенщиц, с ко- торой он будет сравнивать вновь поступающую манекен- щицу [12L47].
Нельзя не согласиться с Келли, что группа, которую принято называть референтной, действительно выполняет нормативную и сравнительно-оценочную функцию. Одна- ко в рассуждениях Келли обращает на себя внимание присущая всем теориям референтной группы абсолюти- зация субъективных факторов и отрыв их от объектив- ных факторов, в частности от объективных социальных отношений и потребностей общества. Единственной реальностью здесь, как и во всех теориях интеракцио- нистов, продолжают оставаться лишь межличностные отношения. А такая ограниченность не дает возможно- сти в полной мере раскрыть характер и функции рефе- рентной группы, особенно их нормативной функции, и определить критерии выбора индивидами тех или иных референтных групп. Определенную попытку в этом на- правлении предпринял Р. Мертон при дальнейшей раз- работке теории референтной группы. Он, в частности, попытался выделить те условия, при которых индивид, скорее, выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу. Здесь Р. Мертон выделяет следующие факторы:
1. Если группа не обеспечивает достаточный пре- стиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной груп- пы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их
214
взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.
2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает за- нять более высокий статус.
3. Чем больше социальная мобильность и, следо- вательно, чем больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в ка- честве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.
4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик, однако Р. Мертон не конкретизирует это положе- ние [151]. Другими авторами также пока не вы- работано какой-либо теории, которая бы пыта- лась объяснить, какие личностные характеристи- ки индивида предрасполагают его к выбору той или иной референтной группы.
В рассуждениях Р. Мертона подчеркивается значе- ние феномена референтной группы для анализа связи между мотивацией индивида и социальной структурой. Однако поскольку Р. Мертон рассматривал личность, как отмечают И. С. Кон и Д. И. Шалин, в качестве <пассивного реципиента социального реквизита в виде норм, стандартов поведения, ценностей, ролей и т. д.> [26, 95], то сущность мотивации у него сводилась фак- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|