Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



29 страница


с двумя предыдущими направлениями в рамках инте-  

ракционистской ориентации. В работах последователей  

этих теорий не дается однозначного общепринятого опре-  

деления референтной группы, однако абсолютное боль-  

шинство авторов связывают это понятие с обозначе-  

нием (группы, к которой индивид относит себя психоло-  

гически, ориентируясь при этом на ценности и нормы  

данной группы, которая служит ему своеобразным стан-  

дартом, системой отсчета для оценки себя и других, а  

также источником формирования социальных установок  

и ценностных ориентации3. Разработка теорий референт-  

ной группы в современной западной социальной психо-  

логии связывается прежде всего с именами таких авто-  

ров, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли,  

 

Р. Мертон и др.  

 

3 В литературе на русском языке наряду с термином <референтная  

группа> встречается термин <эталонная группа>, который является  

одним из вариантов перевода английского термина  

 

[42].  

208  

 

Благодаря их работам проблема референтной группы,  

по мнению ряда авторов, приобрела <астрономическую  

популярность> [188, 176] среди социальных психологов  

и социологов. Социальные психологи увидели в рефе-  

рентной группе <ключ> к пониманию процессов форми-  

рования социальных установок и самооценок, а социоло-  

ги - инструмент функционального анализа социальной  

структуры. Как отмечает Т. Шибутани, понятие рефе-  

рентной группы широко используется для объяснения  

самых разнообразных явлений, таких, как непоследова-  

тельность в поведении индивида в условиях нового со-  

циального контекста, проявление преступности среди  

несовершеннолетних, дилемма маргинальной личности,  

конфликты, связанные с лояльным отношением к груп-  

пе, неодинаковая реакция различных слов аудитории  

средств массовой коммуникации на одно и то же сооб-  

щение и т. д. [188, 161].  

 

В основе теорий референтной группы, по существу,  

лежат идеи У. Джеймса об <эмпирическом социальном  

Я> [124] и Дж. Мида об <обобщенном> другом, хотя  

происхождение самого термина не было непосредствен-  

ным результатом разработки именно этих идей Джейм-  

са и Мида.  

 

Выделяя понятие <социального Я> в структуре лич-  

ности в отличие от <физического Я> и <духовного Я>,  

Дмеймс подчеркивал, что <социальное Я>, то есть пред-  

ставление индивида о себе как о социальном существе,  

формируется в процессе его общения с другими людьми  

на основе того признания, которое индивид получает от  

других. <По существу, - писал Джеймс, - человек  

имеет столько же социальных Я, сколько имеется инди-  

видов, которые признают его и имеют представление  

о нем... Но поскольку эти индивиды... естественно вхо-  

дят в определенные классы, то мы можем практически  

утверждать, что человек имеет столько же различных  

социальных Я, сколько имеется определенных групп лиц,  

мнение которых для него значимо> [124, 179]. Здесь  

имплицитно выражена идея референтной группы, кото-  

рая у Дж. Мида связывалась с уже упоминавшимся  

понятием <обобщенного> другого. Значение этого <обоб-  

щенного другого> определяется, согласно Дж. Миду,  

тем, что именно через него осуществляется воздействие-  

общества, социального процесса на индивида и его  

мышление. <Индивид познает себя как такового, - пи-  

 

14 Заказ 420 209  

 

шет Дж. Мид, - не непосредственно, а лишь косвенно,  

с отдельных частных точек зрения других членов его  

группы или с обобщенной точки зрения социальной груп  

пы, к которой он принадлежит> [149, 138]. Указав на  

значение группы для входящего в нее индивида как си-  

стемы обобщенных установок, Дж. Мид не пытался  

более полно раскрыть и конкретизировать это понятие.  

Имплицитно здесь, как и у Джеймса, присутствует идея  

референтной группы, хотя она выражена в другой  

форме.  

 

Разработка основных положений современной тео-  

рии референтной группы начинается с 40-х годов XX в.  

Термин <референтная группа> был введен американ-  

ским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г.  

в исследовании представлений личности о собственном  

статусе по сравнению со статусом других людей [121].  

Г. Хайман не дал определения этого понятия. Он про-  

сто использовал его для обозначения группы людей,  

с которой испытуемый сравнивал себя при определении  

своего статуса. Результатом сравнения с референтной  

группой являлась самооценка испытуемым своего ста-  

туса. Эта самооценка статуса трактуется Г. Хайманом  

как зависимая переменная, поскольку она зависела от  

той референтной группы, которую испытуемый исполь-  

зовал как отправную точку, как систему отсчета.  

 

Позже понятие <референтная группа> было исполь-  

зовано Т. Ньюкомом в несколько ином значении, а имен-  

но для обозначения группы, <к которой индивид при-  

числяет себя психологически> и поэтому разделяет ее  

цели и нормы и ориентируется на них в своем поведе-  

нии. Т. Ньюком применил понятие референтной группы  

в исследовании социальных установок студенток Бен-  

нингтонского колледжа в 1943 г. В ходе этого исследо-  

вания Т. Ньюком установил, что социальные установки  

студенток были различными в зависимости от того, как  

они относились, положительно или отрицательно, к та-  

ким группам, как их консервативные семьи или более  

либеральное окружение в колледже. Формирование  

установок, считает Т. Ньюком, является <функцией от-  

рицательного или положительного отношения индивида  

к той или иной группе или группам> [158, 155]. В связи  

с этим Ньюком выделил позитивные и негативные рефе-  

рентные группы. Под первыми понимаются такие груп-  

пы, нормы и ориентации которых принимаются индиви-  

 

210  

 

дом и которые вызывают у индивида стремление быть  

принятым этими группами. Отрицательной референт-  

ной группой считается такая группа, которая вызывает  

у индивида стремление выступить против нее и членом  

которой он не хочет себя считать. По мнению Ньюкома,  

<бунт подростка> можно считать проявлением поведе-  

ния в ситуации, когда родители выступают для него как  

отрицательная референтная группа.  

 

Окончательное утверждение понятия <референтная  

группа> в западной социальной психологии связано с  

работами М. Шерифа и Р. Мертона. Основные идеи  

М. Шерифа по этому вопросу выражены в его книге  

<Основы социальной психологии> [177]. Он также под-  

черкивал важность референтной группы в связи с тем,  

что ее нормы превращаются в социальные установки ин-  

дивидов, в <систему отсчета> не только для самооценки,  

но и для оценки явлений социальной жизни, для фор-  

мирования своей <картины мира> {176, 162]. Многооб-  

разие групп, воздействующих на индивида, ставит его  

в трудное положение выбора норм, которые зачастую  

расходятся между собой в различных группах. <Чтобы  

обеспечить возможность концептуального анализа по-  

добных ситуаций, - отмечает В. Г. Метревели, - Ше-  

риф предложил проводить различие между актуальной  

группой <членства> и референтной группой, к которой  

индивид может относить себя психологически, созна-  

тельно или бессознательно> [33].  

 

Весьма существенный вклад в разработку проблемы  

референтной группы внес американский социолог  

Р. Мертон, который занимается и социально-психологи-  

ческой проблематикой. Он применил понятие референт-  

ной группы в своей работе 1950 г., написанной в соав-  

торстве с Э. Китт [152]. Данная работа была посвящена  

анализу результатов, полученных в широко известном  

исследовании социальных установок и поведения боль-  

ших групп американских солдат, воевавших во время  

второй мировой войны в Европе. Исходя из идеи Дж. Ми-  

да <об обобщенном другом>, которая, по мнению Мер-  

тона, нашла выражение в понятии <референтная груп-  

па>, он предпринял попытку объяснить обнаруженное  

в исследовании различие установок у солдат, находив-  

шихся в одинаковом положении, именно тем, что у них  

были различные референтные группы, с которыми они  

сравнивали свое положение и которые служили для них  

 

И 211  

 

источником формирования определенных социальных  

установок. Так, например, по мнению Р. Мертона и  

А. Китт, различия социальных установок солдат по от-  

ношению к призыву и оценка ими своего положения за-  

висели от характера их референтных групп. Если моби-  

лизованные сравнивали свое положение с теми, кто не  

был мобилизован и остался дома (одна референтная  

группа), они относились к призыву и оценивали свое  

положение одним образом. Если же они сравнивали  

свое положение с теми, кто был мобилизован и сражал-  

ся на фронте (другая референтная группа), то они оце-  

нивали его по-иному. Таким образом, опираясь на поня-  

тие референтной группы, Р. Мертон и А. Китт дали  

собственную интерпретацию всем результатам исследо-  

вания <Американский солдат>, касавшимся анализа со-  

циальных установок. Работа Р. Мертона и А. Китт счи-  

тается классической в американской социальной психо-  

логии. Она неизменно приводится в учебниках и иссле-  

дованиях по вопросам референтной группы.  

 

В теориях референтной группы пока нет четкой их  

классификации, однако всеми признается, что в качест-  

ве референтной группы могут выступать самые разно-  

образные группы: группы членства и внешние группы,  

реальные и идеальные группы, большие и малые группы  

и т. д. При этом каждый индивид, как правило, имеет  

несколько референтных групп, на которые он ориенти-  

руется и с которыми сравнивает себя и других по раз-  

ным проблемам. По мнению Т. Шибутани, у каждого  

индивида столько же референтных групп, сколько ка-  

налов коммуникации [53], причем сила их воздействия  

 

на поведен;!:.; индпвида весьма различна.  

 

Г. Келли, обобщив в 1952 г. предыдущие исследова-  

ния в области теории референтной группы Г. Хаймана,  

Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона, справедливо от-  

мечает, что понятием <референтная группа>, как прави-  

ло, обозначаются два вида различных отношений меж-  

ду индивидом и группой, связанных, с одной стороны,  

с мотивационными, а с другой - с перцептивными про-  

,- цессами. На этом основании Келли выделяет ,1две  

функции референтной группы: нормативную и сравни-  

тельно-оценочную [130]. Объясняя содержание этих  

функций, Келли пишет, что первая функция заключает-  

ся в том, чтобы устанавливать определенные стандар-  

ты поведения и заставлять индивидов следовать им.  

 

212  

 

>  

 

Эти стандарты поведения обычно называют групповыми  

нормами, поэтому он обозначил эту функцию референт-  

ной группы как нормативную. По мнению Келли, rnvnna  

может выполнять эту функцию, если она в состоянии  

вознаграждать за конформность и наказывать за не-  

конформность. Вторая функция референтной группы,  

по Келли, заключается в том, что она является тем эта-  

лоном или отправной точкой для сравнения, с по-  

мощью которых индивид может оценивать себя и дру-  

гих, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-  

оценочной функции. Келли отмечает также, что обе  

функции часто носят интегрированный характер в том  

смысле, что они могут выполняться одной и той же  

группой, как группой членства, так и внешней группой,  

членом которой индивид стремится стать или к КОТОРОЙ  

он причисляет себя психологически. Для подтверждения  

этого положения Келли ссылается на приведеннт-.тй  

Р. Мертоном пример исследования социальных устано-  

вок солдат-фронтовиков и солдат-новичков, ппнбьтвнтих  

в качестве пополнения в подразделение фронтовиков.  

Это исследование показало, что социальные установки  

многих новичков значительно ттзменилнсь после пребы-  

вания в этом подразделении в сторону большего сход-  

ства с социальными установками ФРОНТОВИКОВ. Этот  

пример, как считает Келли, показывает, что социальные  

установки боевых фронтовиков служили для новичков  

отправным пунктом для сравнения при формирований>  

своих самооценок (сравнительно-оценочная функция).  

В то же время боевые фронтовики считали свои со-  

, циальные установки <правильными>, и они поддержи-  

вали новичков, если последние принимали эти установ-  

ки (нормативная функция). Одно из проявлений пазли-  

чня между нормативной и сравнительно-оценочной  

функциями референтной группы заключается в том, что  

при нормативной функции индивиду, как правило, важ-  

но знать отношение к себе нормативной референтной  

группы, насколько она его приникае. или отвергает.  

Келля подчеркивает, что здесь в скрытом виде содер-  

жится идея о том, что группа как бы наблюдает за ин-  

дивидом, оценивая его с точки зрения своих норм, и он  

строит свое поведение с учетом этих. оценок и норм  

группы. Что же касается сравнительно-оценочной функ-  

ции референтной группы, то здесь мнение той группы,  

с которой индивид сравнивает себя или других, не имеет  

213.  

 

для него значения хотя бы уже потому, что сравнитель-  

ная референтная группа вообще может не иметь о нем  

никакого представления. В этой ситуации в отличии от  

нормативной референтной группы индивид является как  

бы <самосанкционирующим>, то есть он дает оценку  

себе и другим на основе определенного эталона, служа--  

щего для него отправным пунктом для сравнения. Груп  

па может стать сравнительной референтной потому,  

что другие лица выбирают ее для сравнения с ней ин-  

дивида даже без ведома этой группы. Хайман здесь  

приводит следующий пример. Если женщина идет на.  

ниматься работать манекенщицей и решающим факто-  

ром для приема на работу является ее внешность, то  

для предпринимателя совершенно неважно мнение о  

внешности данной женщины ее друзей. Сравнительной  

референтной группой в данном случае ему будет слу-  

жить группа уже работающих у него манекенщиц, с ко-  

торой он будет сравнивать вновь поступающую манекен-  

щицу [12L47].  

 

Нельзя не согласиться с Келли, что группа, которую  

принято называть референтной, действительно выполняет  

нормативную и сравнительно-оценочную функцию. Одна-  

ко в рассуждениях Келли обращает на себя внимание  

присущая всем теориям референтной группы абсолюти-  

зация субъективных факторов и отрыв их от объектив-  

ных факторов, в частности от объективных социальных  

отношений и потребностей общества. Единственной  

реальностью здесь, как и во всех теориях интеракцио-  

нистов, продолжают оставаться лишь межличностные  

отношения. А такая ограниченность не дает возможно-  

сти в полной мере раскрыть характер и функции рефе-  

рентной группы, особенно их нормативной функции, и  

определить критерии выбора индивидами тех или иных  

референтных групп. Определенную попытку в этом на-  

правлении предпринял Р. Мертон при дальнейшей раз-  

работке теории референтной группы. Он, в частности,  

попытался выделить те условия, при которых индивид,  

скорее, выберет в качестве нормативной референтной  

группы не группу членства, а внешнюю группу. Здесь  

Р. Мертон выделяет следующие факторы:  

 

1. Если группа не обеспечивает достаточный пре-  

стиж своим членам, то в этих условиях они будут  

склонны выбирать в качестве референтной груп-  

пы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их  

 

214  

 

взгляд, обладает большей престижностью, чем  

их собственная.  

 

2. Чем больше изолирован индивид в своей группе,  

чем ниже его статус в ней, тем более вероятно,  

что в качестве референтной группы он выберет  

внешнюю группу, в которой он рассчитывает за-  

нять более высокий статус.  

 

3. Чем больше социальная мобильность и, следо-  

вательно, чем больше возможностей у индивида  

изменить свой социальный статус и групповую  

принадлежность, тем более вероятно, что в ка-  

честве референтной группы он будет выбирать  

группу с более высоким социальным статусом.  

 

4. Выбор индивидом той или иной референтной  

группы зависит от его личностных характеристик,  

однако Р. Мертон не конкретизирует это положе-  

ние [151]. Другими авторами также пока не вы-  

работано какой-либо теории, которая бы пыта-  

лась объяснить, какие личностные характеристи-  

ки индивида предрасполагают его к выбору той  

или иной референтной группы.  

 

В рассуждениях Р. Мертона подчеркивается значе-  

ние феномена референтной группы для анализа связи  

между мотивацией индивида и социальной структурой.  

Однако поскольку Р. Мертон рассматривал личность,  

как отмечают И. С. Кон и Д. И. Шалин, в качестве  

<пассивного реципиента социального реквизита в виде  

норм, стандартов поведения, ценностей, ролей и т. д.>  

[26, 95], то сущность мотивации у него сводилась фак-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 886
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь