|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)вили эксперимент с детьми, у .которых отбирали какую- то игрушку и даже наказывали их за пользование этой игрушкой. В результате дети начинали особенно сильно любить данную игрушку. Эти и другие многочисленные эксперименты обычно расцениваются как доказательства продуктивности теории диссонанса. Правда, сами экспе- рименты недостаточно строги и уязвимы во многих от- ношениях. Аронсону принадлежит довольно своеобраз- ное оправдание их. Он полагает, что многие трудности теории диссонанса вырастают из более общих методоло- гических трудностей социально-психологического экспе- римента. <Эта слабость, - пишет Аронсон, - едва ли вина теории. Методологические трудности касаются всех
130
теорий, предсказывающих социальяо-.психологические феномены. Они связываются с теорией диссонанса просто потому, что именно она продуцирует максимальное коли- чество исследований> [67, 10]. Эти затруднения общего плана действительно существуют, и можно согласиться с Аронсоном в характеристике некоторых из них (напри- мер, отсутствие стандартизированных техник для опера- ционализации понятий в социальной психологии, факт возможности и довольно частого существования альтер- нативных объяснений эмпирических результатов и т. д.). Но все это, действительно, общие проблемы всей запад- ной социальной психологии, так что приведение их в ка- честве аргумента при анализе одной конкретной теории хотя и уместно, но явно недостаточно.
Необходимо выявить определенные просчеты внутри самой теории когнитивного диссонанса. Некоторые из них также носят достаточно общий характер, хотя присущи уже не всей социальной психологии, а лишь всему клас- су теорий соответствия. Самая главная слабость такого порядка - это достаточно противоречивое и неоднознач- ное решение вопроса о мотивирующем значении диссо- нанса. Как уже было отмечено, в различных изложениях теории речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры. Но это принципиально различные вещи, и <лриблизи--> тельный> характер описания этой проблемы является, конечно, существенным изъяном теории. Также сомни- тельным представляется постоянное оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмот- рение лишь их отношений. Здесь снова встает вопрос о праве на существование определенной модели в систе- ме социально-психологического знания. Безусловное признание такого права не означает снижения требова- ний к принципам построения модели. Одним из таких принципиальных, методологических вопросов моделиро- вания является вопрос о правомерности выделения той или иной свяаи в качестве основы модели. В данном слу- чае возникает вопрос, допустимо ли принять в качестве основы анализа динамики когнитивной структуры взаи- модействие двух элементов. Не задается ли уже этим фактом крайняя ограниченность предложенной модели? Складывается впечатление, что такая изолированная па- ра когниций, какая рассматривается :при объяснении воз- 9 131
йикновения несоответствия, весьма слабо поддается
в дальнейшем сопряжению ее с другими элементами ког- нитивной структуры, и это практически не позволяет пе- рейти к сложным системам взаимодействия когнитивных элементов. Несмотря на относительно хорошую, как справедливо отмечает В. П. Трусов [47], по сравнению с другими теориями соответствия разработку теории дис- сонанса, несмотря на длительную историю ее продуктив- ного существования (если иметь в виду многочисленность экспериментов), вопрос так никогда и не был перенесен в плоскость рассмотрения содержания диссонанса при учете всей системы когнитивных элементов, образующих когнитивную структуру человека.
Наконец, серьезные возражения сохраняются и в от- ношении психологики, вводимой как обязательный ком- понент .при утверждении основного принципа теории дис- сонанса. Предложенная Абельсоном и Розенбергом по- пытка более тщательной разработки ее проблем дала лишь более или менее формализованные констатации суждений здравого смысла, обыденной житейской психо- логии.
Поставив важный вопрос о том, что люди в пов- седневных .поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными <резонами>, Абельсон и Розенберг, естественно, не сделали эти резоны более строгими. Поэтому сакраментальная формула <не-Х следует из У> остается допускающей слишком произ- вольные толкования. Д. Катщ справедливо отмечает, что психологический уровень несоответствий (наряду с логи- ческим уровнем и уровнем бессознательного), обнару- женный в теории диссонанса, сам по себе, конечно, зна- чим, поскольку позволяет индивиду как бы <взвешивать> несоответствие в сопоставлении с его личным опытом, со- циальной позицией, принимаемыми ценностями и т. Ду однако он также не выводит за пределы чисто когнитив- ной сферы как <вместилища> этих несоответствий. Катц пишет, что и здесь несоответствие предстает как <конф- ликт неконгруэнтных элементов>, в то время .как за бор- том остается вопрос <об исторических силах, ответствен- ных за этот конфликт> [129, 182]. Хотя и в весьма свое- образной форме, но Катц приходит здесь к требованию более внимательного исследования <объективной среды>. Теория диссонанса, как все когнитивные теории, этот вопрос просто не ставит: противоречия внутри когнитив-
132
ной системы человека вообще не анализируются с точки зрения того, какие реальные противоречия.-окружаю- щего мира нашли в них свое отражение (если, конечно, покинуть область повседневного обихода и попытаться проанализировать существенные характеристики этой <среды>).
По-видимому, довольно слабым утешением для теории когнитивного диссонанса могут служить слова Дойча и Краусса, завершающие анализ идей Фестингера: <Не- сомненно, Фестингер скорее интересен, чем прав. И по- добное отношение к нему совершенно разумно. На со- временном этапе развития социальной психологии никто не бывает <прав> на длительный срок. Срок жизни лю- бой теории очень краток> [99, 76]. Теория диссонанса стимулировала большое количество исследований и об- ратила внимание на ряд интересных закономерностей, особенно в области психологического анализа конфликта. Главная же задача-объяснение мотивации человеческо- го поведения-оказалась невыполненной. Ложность ис- ходных общеметодологических позиций, восходящих к такому пониманию природы активности, когда детер- минация ее реальными характеристиками социальной среды признается лишь формально, без содержательного рассмотрения этих характеристик, помешала формули- рованию удовлетворительных результатов. Общая огра- ниченность теорий соответствия, отсутствие попыток выйти за пределы только когнитивной организации чело- века в более широкую область социальных условий его существования, не позволила и при дальнейшем их раз- витии преодолеть этот рубеж.
Логика развития этих теорий в рамках принятой коя- целтуальной схемы не обнаруживает выходов в сферу со- циальной реальности и в других вариантах подхода. По- иски устремляются совсем в другую сторону, они направ- лены на совершенствование теорий внутри принятых еди- ных рамок постановки проблемы. В частности, поиск на- правлен на совершенствование анализа самой природы когнитивного несоответствия, на максимально более точ- ное его описание. В этом отношении новый материал да- ет следующая из теорий соответствия.
1ЭЗ
ТЕОРИЯ КОНГРУЭНТНОСТИ Ч. ОСГУДА и П. ТАННЕНБАУМА
Термин <конгруэнтность>, введенный Осгудом и Тан- ненбаумом, является синонимом термина <баланс> Хай-- дера или <консонанс> Фестинтера. Пожалуй, наиболее- точным русским переводом слова было бы <совпадение>, но сложилась традиция употреблять термин .без перево- да. Впервые .концепция конгруэнтности была изложена в 1955 г., причем создана и разработана она была неза- висимо от Хайдера и Фестингера. Главное отличие тео- рии Осгуда и Танненбаума от других теорий соответствия заключается в том, что делается попытка предсказать из- менение отношения (или аттитюда), которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответ- ствие внутри ее когнитивной структуры, не к одному, а одновременно к двум объектам, если речь идет о триаде- Чаще всего областью практического применения теория является область массовых коммуникаций, поэтому все примеры приводятся обычно из этой сферы. Даны, как всегда в таких примерах: Р-реципиент, К.-коммуни- катор, О-информация о каком-либо объекте, даваемая коммуникатором реципиенту. Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, который вдруг дает позитив- ную оценку какому-то явлению, которое сам реципиент оценивает негативно, то в когнитивной структуре этого> реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок - моя собственная и позитивно мною вос- принимаемого коммуникатора-не совпадают.
Согласно Осгуду и Танненбауму, в отличие, напри- мер, от Хайдера, выход из этой ситуации-одновремен- ное изменение отношения реципиента и к коммуникатору, и к объекту. По терминологии Осгуда и Танненбаума, хайдеровским <позитивным отношениям> здесь соответст- вуют <ассоциативные утверждения>, а <негативным от- ношениям> - <диссощиативные утверждения>. Эти тер- мины вводятся потому, что методика, которая применя- ется Осгудом для установления направления изменения отношения, связана именно с измерением этих двух ти- пов утверждений. Это хорошо известная методика семан- тического дифференциала, примененная Осгудом (1942 г.) при изучении синестезии, социальных стереоти- йов (1946 г.) и проверенная позднее в эксперименте Тан- неябаумом применительно к теории конгруэнтности.
134
Создавая методику семантического дифференциала, Осгуд работал в специфической области психологии - в области исследования значений или, более точно, в его терминологии <прагматических значений>. Любопытно отметить, что, хотя проблематика, которая интересовала Осгуда уже в то время, была довольно традиционной проблематикой когнитивизма, сам подход его во многих случаях несет явную печать бихевиоризма. Разрабаты- ваемая Осгудом техника измерения значений прямо свя- зывается самим автором с теориями научения, в частно- сти само значение понимается как важнейшая перемен- ная поведения [159, 32]. Вместе с тем сам же автор апеллирует и к <менталистской> точке зрения на значе- ние, а в дальнейшем приходит к построению теории, прочно вписывающейся в чисто когнитивистскую тради- цию. Этот факт является еще одной иллюстрацией раз- мывания границ между теоретическими подходами, ко- торое происходит в реальной исследовательской прак;
тике.
Осгуд опирался на тот факт повседневной жизни, что человек постоянно сталкивается с такой ситуацией, что стимул, как некоторый знак, и стимул, как некоторый объект, никогда не совпадают. Поэтому перед человеком всегда встает проблема, при каких условиях стимул-знак вызывает те же самые реакции, что и стимул-объект.., Осгуд предположил, что .реакции на знак <предположи- тельно зависят от предшествующего ассоциирования зна- ка с означаемым> [159, 56-58]. Было важно разработать методику, которая была бы пригодна длй выявления от- ношения испытуемого к объекту на основании его отно- шения к знаку. Методика семантического дифференциала обеспечивала количественное и качественное индексиро- вание значений при помощи особых шкал. Было высказа- но предположение, что если индивид воспринимает знак <опасность>, то у него возникают такие же формы эмо- циональных реакций, .как и реакции, вызываемые объек- том, представляющим опасность. Методика предназна- чалась для исследования субъективного значения поня- тий. Испытуемому предъявляются в виде биполярных прилагательных-антонимов наборы альтернативных вер- бальных ответов, которые представляют собой концы кон- тинуума, разделенного на семь ступеней. Далее употреб- ление методики известно: испытуемый отмечает позицию на шкале, которая наиболее полно соответствует направ- 135
лению и интенсивности его суждений. При этом важно заметить, что методика позволяет фиксировать и направ- ление, и интенсивность отношения. При помощи фактор- ного анализа из 12 пар прилагательных были выделены три труппы факторов: оценки (хороший - плохой), ак- тивности (активный - пассивный), силы (сильный - слабый). Легко видеть, что семантический дифференци- ал имеет дело не с денотативными значениями, а с конно- тациями, или, как говорит Осгуд, <с эмотивными>, <ме- тафорическими> значениями [159, 26]. Так, например, слово <молоток> может быть коннотативно интерпрети- ровано как <твердый>, <тяжелый>, <холодный> гораздо скорее, чем при помощи определения из словаря - <ин- струмент для забивания гвоздей>. По существу здесь ис- следуется именно не семантика, а эмоциональная окра- ска значений, хотя метод, как ни парадоксально, называ- ется <семантическим дифференциалом>.
Хорошо известно, что методика семантического диф- ференциала удобна в том смысле, что помогает прямым замером измерить отношение испытуемого к социальным объектам. В отличие от традиционных методик шкалиро- вания здесь от испытуемого не требуется выразить свое отношение к объекту через согласие или несогласие с предлагаемыми суждениями. Он производит эту оценку сам, при помощи биполярных определений. В практике американских исследований семантический дифференци- ал (применялся многократно, например в экспериментах при оценке политических ораторов и др. Важнейшим условием корректного применения методики является правильный подбор биполярных оценочных пар, для чего Осгудом разработана специальная теория <семантиче- ского пространства значений> (которое и образуется на- бором семантических шкал, состоящих из .пар прилага- тельных). Не вдаваясь сейчас в подробности содержания этой теории, отметим лишь, что она включает в себя сле- дующие основные идеи: а) возможность определить ме- сто каждого значения в некотором семантическом про- странстве: собственно, <семантическая дифференциация> и есть последовательное сведение понятия к точке в мно- гомерном семантическом пространстве; б) возможность вычисления расстояний между значениями (различие в значении двух понятий и есть функция различий их соот- ветствующих положений в одном и том же пространстве);
в) возможность зафиксировать сдвиг значений слов при
136
вхождении их в словосочетания. Именно эти принципы теории позволяют использовать методику семантическо- го дифференциала в контексте теории конгруэнтности.
Обосновывая возможность перехода от идеи семанти- ческого пространства ,к измерению отношений, Осгуд пи- сал: <Точка в,пространстве, служащая нам операциональ- ным определением значения, имеет два основных свойст- ва - направление от начальной точки и расстояние от начальной точки. Мы можем рассматривать эти свойст- ва как качество и интенсивность значения соответствен- но> [159, 4]. И хотя, по мнению автора, принцип кон- груэнтности не зависит непосредственно от семантиче- ского дифференциала как вида измерительного инстру- мента, последний все же может быть применен и при исследовании конгруэнтности, поскольку <до той степени, до которой семантический дифференциал служит мерой познавательных событий, он является <естественным> средством проверки принципа> [159, 31].
В отличие от теорий Хайдера и Ньюкома теория Осгу- да и Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состоя- ний. 1. Дисбаланс в когнитивной структуре? (в частно- сти, в его аттитюдах) зависит не только от общего знака отношения Р к К и К к О, .но и от интенсивности этого отношения. Так, отношение может быть положительным, но различным по степени (можно что-то или кого-то <сильно любить>, просто <любить> и т. д.). С точки зрения Осгуда, различная интенсивность отношения тоже может привести к возникновению <неконгруэнтных ситуаций>. Логично в этом случае ввести процедуру измерения имен- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|