Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)ного> поведения. Такое поведение часто лишь внешне вы- глядит подр.ажанием, а в действительности может пред- ставлять одинаковые реакции на одинаковые стимулы у двух индивидов, причем каждый из них безотносительно к Другому научился такому реагированию, то есть <тож- дественное> поведение может быть результатом подра-
57
жания, а может и не быть таковым. Этот случай не рас- сматривается авторами обстоятельно. Второй случай- <парнозависимое> поведение. Оно часто имеет место в . диадическом взаимодействии, в котором поведение одной стороны, являющейся, как правило, старше или искуснее другой, служит дискриминативным сигналом для другой - для наблюдателя (то есть наблюдатель вознаграждается за ту же реакцию, что и модель). На- конец, третий случай - копирующее поведение, которое предполагает специфическое руководство со стороны мо- дели поведением наблюдателя. <Модель говорит и пока- зывает наблюдателю, какие реакции и сигналы реле- вантны задаче, и через непрерывную коррекцию трени- рует его представлять ту же реакцию, что и модель> [153, 137]. По сути, авторы используют одинаковые по- нятия для объяснения приобретения двух последних форм имитации. Однако обычно именно вторая парадиг- ма идентифицируется с необихевиористской интерпре-
тацией подражания.
Основной тезис Миллера и Долларда следующий:
подражающее поведение имеет место, если индивид возна1раждается, когда он подражает, и не вознаграж- дается, когда не подражает. Авторами вполне опреде- ленно подчеркивается роль подкрепления как необходи- мого предшествующего условия приобретения имитирую- щего поведения. В этом моменте данный подход весьма созвучен предложенной Скиннером в работе <Наука и человеческое поведение> (1953 г.) интерпретации подра- жания в принципах опер антного подхода. У Скиннер а по- ведение модели также видится наблюдателем как дис- . криминативный стимул для подкрепления. Поведение же модели наделяется этой дискриминативно-стимуль- ной функцией через дифференцированное подкрепление ее различных реакций на сигналы. Наблюдатель соот- ветственно вознаграждается за каждое приближение к реакции модели. Однако весь эмпирический материал Скиннера в отличие от Миллера и Долларда получен почти исключительно в экспериментах с животными. Его выводы о поведении человека построены преимущест- венно на аналогии, которая, как известно, не является
методом доказателвста2.
2 Здесь обстоятельно не рассматривается скиннеровская интерпрета- ция подражающего поведения, поскольку строго говоря, социально- психологическая проблематика не разрабатывалась Скиннером. Его
58
Миллер и Доллард в подтверждение своих положе- ний приводят данные серий экспериментов, проведен- ных параллельно на крысах альбиносах и маленьких де- тях. Одна группа голодных крыс вознаграждалась, если следовала в том же направлении, что и <лидер>; другая группа вознаграждалась за следование в противополож- ном <лидеру> направлении. В этих условиях первая группа научилась подражать <лидеру>, а вторая - не подражать ему. Сами <лидеры> поворачивали влево или вправо, поскольку в конце левого или правого поворота в лабиринте помещалась белая карточка, а заранее они были натренированы находить пищу около нее. Экс- перименты показали, что происходила генерализация научения подражанию или неподражанию. В частности, животные, которые научились подражать <лидерам> - белым крысам, подражали и черным крысам без какой- либо дополнительной тренировки; животные, которые научились подражать, будучи <мотивированными> голо- дом, подражали и когда их <мотивировали> жаждой. Получая вознаграждение за копирование <лидера> в вы- полнении одной задачи, они обнаруживали тенденцию копировать его поведение в других ситуациях. Парал- лельные эксперименты с детьми, как пишут Миллер и Доллард, дали аналогичные результаты.
Параметры, вычлененные Миллером и Доллардом для всякой ситуации научения, в случае парнозависимого поведения приложимы, по их мнению, для описания и поведения модели и поведения наблюдателя. Это можно увидеть из следующего их примера.
Два брата играют в ожидании возвращения домой отца. Обычно отец возвращается с конфетой для каждого. Старший, играя, слышит звук шагов у входа. Для него это служит сигналом возвращения от- ца. Реагируя на сигнал, он бежит ко входу. Для младшего ребенка звуки шагов отца еще не служат отличительным сигналом и поэтому не <воодушевляют> его бежать. И часто он продолжал играть, когда старший убегал навстречу отцу. Но в данном случае младший брат
некоторые последние работы, в частности <По ту сторону свободы и достоинства>, апеллирующие к социальной психологии, являются лишь прямой экстраполяцией принципов, вычлененных в анализе по- ведения животных, к области социально-политической жизни. Изве- стно, что эта позиция получила негативную оценку в американской литературе. Критический анализ подхода Скиннера советскими ав- торами см., например, в кн.: Анцыферова Л. И., Ярошев- с к и и М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психо- логии. М" 1974.
59
побежал за старшим, и каждый получил от отца по конфете. В сле- дующих подобных случаях младший будет чаще бежать, просто уви- дев бегущего брата. Продолжая получать подкрепление конфетой, по- ведение младшего стабилизируется: он будет бежать, глядя на брата, во всех случаях, даже если место и время будут варьировать. Таким образом, он научается подражать старшему 1брату, .но шаги отца еще не приобрели для него характера сигнала. Схематично Миллер и Дол- лард представляют это следующим образом:
Лидер
драйв - желание съесть кон- фету
сигнал - звук шагов отца реакция - бег
вознаграждение-съедает кон- фету
Подражающий
драйв - желание съесть кон- фету сигнал - мелькание ног лидера
реакция - бег
вознаграждение - съедает кон- фету
Итак, с точки зрения Миллера и Долларда, научение имитации аналогично научению бегать. По их мнению, в модели парнозависимого поведения могут быть интер- претированы с некоторыми модификациями другие про- цессы социального влияния, например конформность, из- менение аттитюдов.
Если Миллер и Доллард первыми в необихевиорист- ской ориентации предприняли попытку <приближения к теории социального научения>, то сейчас таких попы- ток существует несколько. Важно подчеркнуть, что мно- гие из них - это различные вариации парадигмы парно- зависимого поведения Миллера и Долларда. Основные направления вариаций следующие:
1. Элиминируется требование о том, чтобы наблюда- тель реагировал открыто. Это случай <нереаги- рующего, но вознаграждаемого наблюдателя>. Ин- терес исследователей сосредоточен здесь на оцен- ке влияний на поведение наблюдателя таких ком- понентов поведения модели, как реакция - воз- награждение.
2. Элиминируется и требование о том, чтобы наблю- датель открыто реагировал, и требование о его воз- награждении. Это случай <нереагирующего, не- вознаграждаемого наблюдателя>. Данное направ- ление исследований представлено в работах > Бандуры, Уолтерса, Росса, Розенбаума.
3. Элиминируется, как во втором случае, реакция наблюдателя и его вознаграждение, а также эли- минируется эксплицитное вознаграждение .поведе- ния модели. Исследовательское внимание фокуси-
W
руется на реакции модели как сигнале для наблю- дателя. Такой подход характерен для А. Бандуры. Знакомство с подходом Миллера и Долларда позво- ляет отметить заслугу этих авторов в постановке на экс- периментальной основе проблем агрессии и подражания как важного механизма социально-психологического взаимодействия. В рамках необихевиористской ориен- тации они впервые обратились к исследованиям, испы- туемыми в которых выступили люди. Строгая процеду- ра практиковавшегося ими лабораторного эксперимента, с одной стороны, гарантирует строгость полученных данных, но, с другой .стороны, делает уместной постанов- , ку всех тех проблем, которые подняты в современной социальной психологии вокруг лабораторного экспери- мента [7].
Однако отмеченные моменты касаются частных сто- рон данного подхода. Основным же в оценке является анализ исходных методологических принципов. В отно- шении принципов данного подхода можно сказать, что они продемонстрировали свою узость и в этом смысле несостоятельность в интерпретации изучаемых явлений. Доказательством существования такого рода несостоя- тельности являются, в частности, и те поиски, которые отмечают современные линии развития данного подхода. Для них характерно все большее <смягчение> фунда- ментальных принципов бихевиоризма, в частности отказ от сведения психической реальности лишь к наблюдае- мому поведению, привлечение к анализу в той или иной форме когнитивных переменных и т. д. Такого рода эво- люция бихевиоризма особенно ярко просматривается в работах Бандуры, с именем которого связано одно из наиболее известных направлений критики подхода Мил- лера и Долларда.
Подход А. Бандуры. Бандура называет свой подход, социобихевиористским и противопоставляет его пред- шествующим приложениям теории научения к вопросам просоциального и девиантного, то есть отклоняющегося от следования социальным нормам поведения. По его мнению, эти приложения (он имеет в виду теории со- циального научения Миллера и Долларда, Скиннера, Роттера) страдают тем, что основываются <на ограничен- ном ряде принципов, установленных и поддержанных в основном исследованиями научения у животных в ситуа- циях с одной персоной> [75, II]. Он полагает, что <для
61
-адекватного рассмотрения социальных явлений необхо- димо расширить и модифицировать эти принципы, вве- сти новые принципы, установленные и подтвержденные исследованиями приобретения и модификации человече- ского поведения в диадической и групповой ситуациях>
[75, I].
1аким образом, с самого начала Бандура выступил противником столь характерных для бихевиоризма про- извольных экстраполяции данных из мира животных на социальный мир.
Кроме того, неудовлетворенность исследователя пред- шествующими подходами .касается их неспособности решить проблему возникновения действительно новых форм поведения. По его мнению, инструментальное обу- словливание и подкрепление должно рассматриваться скорее как выбор реакции среди уже имеющихся в пове- денческом репертуаре индивида, нежели как ее приобре- тение. Это характерно, ка.к мы видели, для позиций Миллера и Долларда: способность личности к реакции, существует прежде, чем она научилась ей через подра- жание. У Скиннера процедура приобретения новых образ- цов поведения включает позитивное подкрепление тех элементов опять же наличных реакций, которые имеют сходство с -окончательной формой желаемого поведения;
компоненты реакции, имеющие мало подобия с этим по- ведением или не имеющие такового вовсе, остаются не- подкрепляемыми. С этой точки зрения новые реакции никогда не возникают вдруг, они всегда являются исхо- дом относительно длительного процесса оперантного обу- словливания. Согласно теории социального научения Рот- тера, вероятность того, что данное поведение будет иметь место в конкретной ситуации, определяется двумя пере- менными-субъективным ожиданием, что соответствую- щее поведение будет подкреплено, и ценностью подкреп- ления для субъекта. Подход Роттера <предполагает существование иерархии реакций, которые имеют тен- денцию происходить в различных ситуациях с варьи- рующими степенями вероятности; таким образом, он со- вершенно неадекватен для объяснения возникновения реакции, которая еще не выучена, и следовательно, имеет нулевую вероятностную ценность>[75, 2].
По-иному Бандура трактует и роль подкрепления в научении. Он рассматривает подкрепление, скорее, как фактор, способствующий научению, а не вызывающий
62
его. С его точки зрения, во-первых, наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели; во-вторых, необязательно ставить реакцию мо- дели и реакцию наблюдателя в условия подкрепления. Многочисленные исследования, в том числе полевые, Бандуры и его коллег показали, что подкрепляющие по- следствия могут служить активизации поведения, приоб- ретенного в условиях неподкрепляемого наблюдения. Подчеркивая, что подкрепление не играет доминантной роли в приобретении новых реакций, Бандура отводит ему центральную роль в усилении и поддержании (со- хранении) различных поведенческих тенденций.
Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Бандуры, через прямой личный опыт, а также через на- блюдение поведения других и его последствий для них, то есть через влияние примера. Бандура вычленяет сле- дующие возможные направления влияния модели на наблюдателя3:
1) посредством наблюдения поведения модели могут приобретаться новые реакции;
2) через наблюдение последствий поведения модели (его вознаграждения или наказания) может усили- ваться или ослабляться сдерживание поведения, которому наблюдатель ранее научен, то есть су- ществующее у наблюдателя поведение модифици- руется благодаря наблюдению модели;
3) наблюдение поведения другого (модели) может об- легчить реализацию реакций, ранее приобретенных наблюдателем.
Вопрос о научении через наблюдение Бандура считает весьма важным, в частности в связи с тем, что <теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их вы- ражение> [79, 44]. С его точки зрения, <выражение ранее выученных реакций может социально регулироваться че- рез действия влиятельных моделей> [73, 43]. Таким обра- зом, функция научения посредством наблюдения (наблю- дающего научения) в схеме Бандуры оказывается доста- точно широкой.
Бандура предпочитает термин <моделирование> термину <имита- ция>, использованному Миллером. Он полагает, что этот последний в представлении большинства связан лишь с точным копированием того, что делает модель, тогда как моделирование предполагает бо- лее широкий психологический эффект, с его точки зрения.
63
Большое внимание Бандура уделяет парадигме науче- ния в отсутствие открытой реакции у наблюдателя. В этом случае, по его мнению, реакция модели ведет к <внутренним> воображаемым реакциям наблюдателя, ко- торые могут восстанавливаться, когда наблюдатель по- мещается в <поведенческое поле>. Эти воображаемые реакции наблюдателя, символически обозначенные, слу- жат внутренними сигналами, опосредующими внешнюю реакцию наблюдателя. Они становятся дискриминатив-
ными стимулами для открытого поведения.
Сам Бандура называет свою теорию социального на- учения медиаторно-стимульной ассоциативной теорией. Она исходит из того, что <человеческое функционирова- ние основывается на трех регуляторных системах>:
предшествующих стимулах, влияниях обратной связи, поступающей от реакции, когнитивных процессах. Соот- ношение, постулируемое между этими тремя перемен- ными, таково, что первые две являются основными. <Когнитивные события, однако, не функционируют как автономные причины поведения. Их природа, их нали- чие находится под контролем стимула и подкрепления> [73, 53]. Таким образом, обращение к когнитивным де- терминантам поведения оказывается у Бандуры види- мым отступлением от кредо бихевиоризма, поскольку эта нетрадиционная для данного подхода переменная всецело ставится в зависимость, под контроль тради- ционных - стимула и подкрепления, и тем самым ее введение лишается какого-либо реального смысла.
Характеризуя стимулы в качестве первого контроли- рующего фактора поведения, Бандура особое внимание уделяет таким сигналам, как поведение других. <Среди многочисленных сигналов, влияющих на поведение лю- дей в любой данный момент, нет более эффективных, чем действия других... Действия других приобретают свойства направлять реакцию через селективное под- крепление во многом так же, как физические и символи- ческие сигналы в несоциальных формах. Когда поведе- ние других продуцирует вознаграждаемые исходы, сиг- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|