|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)налы модели становятся мощными детерминантами ана- логичного поведения у наблюдателя> [73, 46].
Вторая контролирующая система включает влияния обратной связи главным образом в форме подкрепляю- щих последствий поведения. <Поведение экстенсивно контролируется его последствиями. Реакции, которые по-
64
рождают невознаграждаемые или наказуемые последст- вия, имеют тенденцию быть отброшенными, а те, которые приводят к вознаграждаемым исходам, остаются и уси- ливаются> [73, 47]. Бандура полагает, что человеческое поведение невозможно полностью понять без исследо- вания регуляторного влияния подкрепления. С его точки зрения, неверно отождествлять подкрепление с <осязае- мыми вознаграждениями и наказаниями>. В качестве подкреплений в межличностных отношениях выступают внимание, отвержение, словесное одобрение или выговор и т. д. Именно благодаря приобретению подкрепляю- щих функций они регулируют межличностные взаимо- действия.
Много внимания в своем анализе Бандура уделяет такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкреп- ление. Поведение людей находится не только под влия- нием прямо испытываемых последствий, но также и под влиянием многократно наблюдаемых действий других:. вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. На- блюдаемое подкрепление влияет на поведение во мно- гом таким же образом, как и подкрепление собственных исходов, а именно: наблюдаемые вознаграждения в це- лом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в наблюдателях следование поведению модели. Кроме то- го, по мнению Бандуры, <наблюдаемые последствия дают также референтные стандарты, которые определяют, при- обретут ли отдельные исходы позитивную или негатив- ную ценность... Таким образом, через процессы социаль- ного сравнения наблюдение исходов реакции у других людей может решительно изменить эффективность пря- мых подкреплений> [73, 47]. В качестве важного источ- I ника подкрепления Бандура рассматривает не только I внешний исход, но и реакцию самооценки. Сравнитель- ные исследования показывают, что люди могут управ- лять своим поведением посредством самоподкрепления так же или лучше, чем посредством последствий, возни- ! кающих из внешних источников ,[72, 48].
Третья система регуляции и контроля поведения в теории научения Бандуры - когнитивная. Она исходит из того, что действия не всегда предсказуемы из внеш- .них источников влияния - предшествующих стимулов и последствий реакции. Для этого варианта теории науче- ния характерен не отказ от признания когнитивных пе- ременных и их влияния на поведение, а, скорее, <сдвиг
5 Заказ 420 65
фокуса от внутренних детерминант К детальному аналй1
зу внешних влияний> [73,41].
Когнитивную регуляцию поведения Бандура считает
особенно важной в ситуации научения через наблюде- ние. Здесь <личность наблюдает образчик поведения или читает о нем, но не демонстрирует его открыто, по- ка не ВОЗНИКНУТ соответствующие обстоятельства>
[73,52].
В данном случае моделируемые, то есть заимствуе- мые у модели, действия приобретаются поначалу в сим- волической форме. Эти <внутренние модели внешнего мира>->, по определению Бандуры, конструируются из наблюдаемых примеров и информации, получаемой от обратной связи в ситуациях проб и ошибок, и служат для руководства более поздним открытым действием. В символической же форме проверяются и возможные альтернативные ходы действия, а затем отбрасываются или сохраняются <на основе подсчитанных последствий>. Наилучшее символическое решение претворяется в реальность. Таково вкратце, по мнению Бандуры, место когнитивной регуляции поведения: она подчинена кон- тролю стимула и подкрепления - основных переменных
в его схеме.
Бандура попытался реализовать сформулированные
им принципы научения, в частности, в исследовании агрессивного поведения. Этой проблеме им посвящена специальная работа, которая чак и называется: <Агрес- сия: анализ с позиции теории социального научения> [73]. Бандура считает, что теория фрустрации-агрессии не- достаточна для объяснения агрессивного поведения. По его мнению, широкое принятие представления о фруст- рации-агрессии, возможно, больше следует отнести за счет его простоты, чем за счет его предсказательной си- лы. Несмотря на приверженность принципам научения, <теоретики драйва> не сформулировали адекватной ис- ходной позиции для анализа агрессии с точки зрения социального научения. Бандура видит сходство данного подхода с психоаналитическим, проявляющееся в их пессимистической тональности: и в том, и в другом слу- 1 чае человек рассматривается как обремененный источ- ,| ником агрессивной энергии, которая требует периодиче- ского выхода.
Бандура предлагает другой подход, содержащий <бо- лее оптимистический взгляд на способность человека
66
уменьшить уровень человеческой деструктивности> [73, 59]. Он вычленяет проблему приобретения (через науче- ние) <поведения с деструктивным потенциалом>, с одной стороны, и с другой -проблему факторов, <определяю- щих, будет ли личность реализовать то, чему она науче- на>. Схематически он противопоставляет свой подход другим подходам следующим образом:
инстинктивистская теория:
агрессивный инстинкт->-агрессивное поведение драйв-теория:
фрустрация-агрессивный драйв-<"агрессивное поведение теория социального научения:
Отрицательный опыт
Ожидаете последствия
Эиои.иональное Возбуждение базированная на подкреплении ттибация
- Зависимость
- Достижение
- Покорность
Агрессия
- Псикосоча/пиЛиия
- СакообезВолиВание апгогмем и наркотиками
- Конструктивное .решение woS/ien
С точки зрения Бандуры, постулирование агрессии создает больше концептуальных трудное! ей, чем решает их. Что же касается фрустрации, то это только один- и необязательно наиболее важный - фактор, влияющий на агрессивное поведение. <Фрустрация наиболее ве- роятно должна провоцировать агрессию в людях, кото- рые научены отвечать на отвратительное обхождение (aversive treatment) агрессивными установками и дей- ствиями...>, - замечает Бандура [73, 58]. По его мне- нию, <агрессия вообще лучше объяснима на основе воз- награждающих ее последствий, чем на основе фрустри-
рующих условий и наказаний, которые она навлекает> [79, 39].
Бандурой и его коллегами проведен целый ряд иссле- дований, лабораторных и полевых, посвященных, в част- ности, детской и юношеской агрессивности [28]. Напри- wep, широко известны эксперименты с демонстрацией детям фильмов, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрес- сивные), имевшие различные последствия (вознаграж- "5 g7
дение или наказание). После просмотра фильма, демон- стрировавшего определенную манеру обращения взрос- лого с игрушками, дети оставались одни играть с игруш- . ками, похожими на увиденные ими в фильме. Дети, кото- рые видели в фильме агрессивные модели, обнаружи- вали значительно более агрессивное поведение в данной ситуации, чем дети, не смотревшие этот фильм. Часто их поведение оказывалось просто копией поведения взрос- лого (модели). Причем дети, наблюдавшие вознаграж- даемую агрессивную модель, проявляли большее подра- жание в агрессии, чем наблюдавшие модель, наказывае- мую за агрессию. Интерпретируя результаты. Бандура указывает, что, хотя реакция может приобретаться про- стым наблюдением поседения модели, готовность реа- лизовать эту реакцию во многом определяется тем, воз- награждалась или наказывалась модель за соответст- вующее поведение. ( Рассмотренный подход позволяет заключить, что по- 1
зиция Бандуры иллюстрирует наибольшую степень <раз- | мягчения>, <либерализации> принципов бихевиоризма, с которой мы в настоящее время сталкиваемся в со- циальной психологии. И тем не менее при всех модифи- кациях этим автором традиционной парадигмы науче- ния мы имеем дело именно лишь с ее модификациями, а не с отступлением от нее. Можно согласиться с оцен- кой Кимбла, данной им в историческом обзоре основных теорий научения со времени 1945 г. Он отмечает, что эти теории переживают период либерализации понятий, но по существу своего содержания этот процесс может быть охарактеризован как эволюционный, а не револю- ционный [90]. И действительно, подкрепление остается . по-прежнему основной детерминантой, регулятором пове- дения личности. Личность может приобретать новые формы реакций через наблюдение поведения модели и без подкрепления, однако готовность реализовать эти новые реакции в конечном счете определяется личным прошлым опытом подкреплений либо опытом подкрепле- ний наблюдаемой модели. Ограниченности и издержки, которые характерны для бихевиоризма вообще, лишь усугубляются при обращении к социально-психологи- ческой проблематике. Само освоение собственно соци- ально-психологической проблематики в рамках необихе- виористской ориентации остается достаточно скромным. Например, групповые процессы, по существу, выпадают
68
из поля зрения сторонников данной ориентации4. На наш взгляд, по-видимому, это не случайная особенность:
исходные принципы необихевиоризма отнюдь не способ- ствуют освоению сложных пластов групповой динамики. Основной изучаемой областью оказываются различные формы диадического взаимодействия. В рассмотренных нами подходах это, в частности, подражание. Большое место уделено подражанию как фактору усвоения агрес- сивного поведения. Этот план анализа, несомненно, зна- чим, хотя проведенные исследования пока не дают одно- значных результатов.
Обращают на себя внимание отдельные интересные методические находки авторов в постановке эксперимен- тов. Однако во многих случаях эти эксперименты оказы- ваются <экспериментами в вакууме>, то есть, по сущест- ву, выведенными из социального контекста. Особенно это проявляется в эксплицитном или имплицитном игно- рировании роли социальных норм в регуляции человече- ского поведения. На это обстоятельство справедливо ука- зывают, например, представители символического инте- ракционизма. <Все теории агрессии в рамках теории на- учения включают принципы относительно сдерживания или контроля такого поведения. Однако редко признает- ся роль социальных норм в регуляции человеческого поведения. Действительно, некоторые из наиболее исполь- зуемых в социальной психологии исследовательских па- радигм для изучения агрессии могут не иметь экологиче- ской валидности...> с [127, 663]. Таким образом, чрезвы- чайно затруднено решение вопроса о переносе получен- ных в подобном эксперименте данных на реальную ситуа- цию, что, несомненно, снижает значимость добытых результатов.
Наконец, необходимо указать на проявляющуюся в ряде случаев тенденцию подменять социально-психо- логическим анализом раскрытие социально-экономиче- ских, социально-политических корней насилия и агрессии в современном капиталистическом обществе. Тем не ме-
Так, по справедливому замечанию С. Бергера и У. Ламберта, эле- менты бихевиоризма интегрированы во многие групповые исследо- вания, но в целом данная область остается мало затронутой ана- лизом с позиций подхода S-R [112, 155]. Как известно, под экологической валидностью понимается <воз- можность распространения выводов, получаемых в эксперименталь- ной ситуации, за пределы этой еитуадия [7, 281).
69
нее согласно марксистской теории общественного разви- тия действительные истоки социально значимых форм;
агрессии лежат именно в этой социально-экономической, социально-политической сфере.
ТЕОРИИ ДИАДИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Как уже отмечалось, бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических прин- ципов принцип гедонизма. Доктрина психологического гедонизма, одна из старейших доктрин в психологии, на протяжении истории принимала различные формы. В частности, она нашла воплощение в известном <зако- не эффекта> Торндайка, в современных вариантах тео- рии подкрепления с ее акцентом на роли <вознагражде- ния>, <удовольствия>, <редукции напряжения> и т. п. В социальной психологии, по мнению ряда исследовате- лей, <точка зрения гедонизма обычно выражается в тер- минах доктрины <экономического человека> [99, 79]. Эта доктрина рассматривает <человеческое поведение как функцию его платежа; его (человеческого поведе- ния) сумма и вид зависят от суммы и вида вознаграж- дения и наказания, которые оно приносите HiS. 31. Ука- занная точка зрения лежит в основе широко известной на Западе работы Д. Тибо и Г. Келли <Социальная пси- хология групп> [131], представляющей собой одну из попыток приложения бихевиоризма к анализу групповых процессов. Другой известной попыткой такого рода яв- ляется теория социального обмена Д. Хоманса.
Подход Д. Тибо и Г. Келли. Чаще всего .позиция Тибо и Келли фигурирует под наименованием <теория взаи- модействия исходов>. Сами же авторы подчеркивают, что .их подход правильнее квалифицировать как точку | зрения, или frame of reference, а не как теорию. Основ- ное внимание Тибо и Келли уделяют фактору <взаимно- го обмена вознаграждениями и наказаниями> в контек- сте интеракции (взаимодействия). Суть подхода состоит в следующем. Всякое межличностное отношение-это взаимодействие. Для анализа преимущественно берется взаимодействие в диаде. <Диадическое взаимодействие наиболее вероятно будет продолжаться ,и позитивно оце- ниваться, если участники такого взаимодействия <вы-
70
гадывают> от него> [175, 69]. Эту основную посылку .нужно понимать следующим образом. Во-первых, авторы .объясняют социальное взаимодействие в терминах <ис- ходов>-вознаграждений и потерь (издержек) каждого из участников взаимодействия. Исход всякого взаимо- действия рассматривается как некий шаг, резюмирую- щий получаемые вознаграждения и понесенные потери. Во-вторых, по их мнению, интеракция будет продолжать- ся, повторяться, только если ее участники подкрепляют- ся, имея позитивные исходы, то есть если вознагражде- ния превосходят потери. Авторы предполагают, что взаи- модействующие стороны зависят друг от друга в дости- жении позитивных исходов. <В качестве независимых переменных выступают возможности взаимного контро- ля, которыми обладают члены коллектива. Считается, что контроль опосредуется способностью влиять на ис- ходы другого (такие, как вознаграждения, платежи, под- крепления и полезности)> [131, 4]. В качестве зависи- мых переменных выступают продукты взаимозависимых отношений - нормы, роли, власть. Позитивные платежи в социальной интеракции могут быть материальными
или же психологическими (выигрыш в статусе, вла- сти и т. д.).
Получаемые участниками в итоге взаимодействия вознаграждения или понесенные потери детерминируют- ся, по мнению Тибо и Келли, факторами внутренними или внешними этому взаимодействию. Последние состав- ляют категорию так называемых экзогенных детерми- нант. Они включают .индивидуальные потребности и спо- собности участников, сходство или различия в их уста- новках, ценностях, ситуационный контекст их межлич- ностного контакта. Как отмечают авторы, во многих случаях это факторы, коррелирующие с социометриче- ским выбором. В самом общем плане способных партне- ров во взаимодействии отличает то обстоятельство, что они, полагают Тибо и Келли, обладают большим потен- циалом для вознаграждения другого участника. В ре- зультате в отношениях с более способным партнером бо- лее вероятен общий позитивный исход.
В зарубежной социальной психологии проведено мно- го исследований, показывающих, что индивиды с похо- жими установками склонны выбирать друг друга в ка- честве друзей, партнеров по взаимодействию. Обычно эти Данные определенным образом интерпретируются с по-
71
зиций когнитивистской ориентации. С точки зрения Тибо и Келли, они могут быть интерпретированы в рамках их подхода. <Если мы допустим, что во многих сферах цен- ностей индивид нуждается в социальной поддержке сво- их мнений и установок, то соглашающийся с ним другой Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|