Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



9 страница


налы модели становятся мощными детерминантами ана-  

логичного поведения у наблюдателя> [73, 46].  

 

Вторая контролирующая система включает влияния  

обратной связи главным образом в форме подкрепляю-  

щих последствий поведения. <Поведение экстенсивно  

контролируется его последствиями. Реакции, которые по-  

 

64  

 

рождают невознаграждаемые или наказуемые последст-  

вия, имеют тенденцию быть отброшенными, а те, которые  

приводят к вознаграждаемым исходам, остаются и уси-  

ливаются> [73, 47]. Бандура полагает, что человеческое  

поведение невозможно полностью понять без исследо-  

вания регуляторного влияния подкрепления. С его точки  

зрения, неверно отождествлять подкрепление с <осязае-  

мыми вознаграждениями и наказаниями>. В качестве  

подкреплений в межличностных отношениях выступают  

внимание, отвержение, словесное одобрение или выговор  

и т. д. Именно благодаря приобретению подкрепляю-  

щих функций они регулируют межличностные взаимо-  

действия.  

 

Много внимания в своем анализе Бандура уделяет  

такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкреп-  

ление. Поведение людей находится не только под влия-  

нием прямо испытываемых последствий, но также и под  

влиянием многократно наблюдаемых действий других:.  

вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. На-  

блюдаемое подкрепление влияет на поведение во мно-  

гом таким же образом, как и подкрепление собственных  

исходов, а именно: наблюдаемые вознаграждения в це-  

лом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в  

наблюдателях следование поведению модели. Кроме то-  

го, по мнению Бандуры, <наблюдаемые последствия дают  

также референтные стандарты, которые определяют, при-  

обретут ли отдельные исходы позитивную или негатив-  

ную ценность... Таким образом, через процессы социаль-  

ного сравнения наблюдение исходов реакции у других  

людей может решительно изменить эффективность пря-  

мых подкреплений> [73, 47]. В качестве важного источ-  

I ника подкрепления Бандура рассматривает не только  

I внешний исход, но и реакцию самооценки. Сравнитель-  

ные исследования показывают, что люди могут управ-  

лять своим поведением посредством самоподкрепления  

так же или лучше, чем посредством последствий, возни-  

! кающих из внешних источников ,[72, 48].  

 

Третья система регуляции и контроля поведения в  

теории научения Бандуры - когнитивная. Она исходит  

из того, что действия не всегда предсказуемы из внеш-  

.них источников влияния - предшествующих стимулов и  

последствий реакции. Для этого варианта теории науче-  

ния характерен не отказ от признания когнитивных пе-  

ременных и их влияния на поведение, а, скорее, <сдвиг  

 

5 Заказ 420 65  

 

фокуса от внутренних детерминант К детальному аналй1  

 

зу внешних влияний> [73,41].  

 

Когнитивную регуляцию поведения Бандура считает  

 

особенно важной в ситуации научения через наблюде-  

ние. Здесь <личность наблюдает образчик поведения  

или читает о нем, но не демонстрирует его открыто, по-  

ка не ВОЗНИКНУТ соответствующие обстоятельства>  

 

[73,52].  

 

В данном случае моделируемые, то есть заимствуе-  

мые у модели, действия приобретаются поначалу в сим-  

волической форме. Эти <внутренние модели внешнего  

мира>->, по определению Бандуры, конструируются из  

наблюдаемых примеров и информации, получаемой от  

обратной связи в ситуациях проб и ошибок, и служат  

для руководства более поздним открытым действием.  

В символической же форме проверяются и возможные  

альтернативные ходы действия, а затем отбрасываются  

или сохраняются <на основе подсчитанных последствий>.  

Наилучшее символическое решение претворяется в  

реальность. Таково вкратце, по мнению Бандуры, место  

когнитивной регуляции поведения: она подчинена кон-  

тролю стимула и подкрепления - основных переменных  

 

в его схеме.  

 

Бандура попытался реализовать сформулированные  

 

им принципы научения, в частности, в исследовании  

агрессивного поведения. Этой проблеме им посвящена  

специальная работа, которая чак и называется: <Агрес-  

сия: анализ с позиции теории социального научения>  

[73]. Бандура считает, что теория фрустрации-агрессии не-  

достаточна для объяснения агрессивного поведения. По  

его мнению, широкое принятие представления о фруст-  

рации-агрессии, возможно, больше следует отнести за  

счет его простоты, чем за счет его предсказательной си-  

лы. Несмотря на приверженность принципам научения,  

<теоретики драйва> не сформулировали адекватной ис-  

ходной позиции для анализа агрессии с точки зрения  

социального научения. Бандура видит сходство данного  

подхода с психоаналитическим, проявляющееся в их  

пессимистической тональности: и в том, и в другом слу-  

1 чае человек рассматривается как обремененный источ-  

,| ником агрессивной энергии, которая требует периодиче-  

ского выхода.  

 

Бандура предлагает другой подход, содержащий <бо-  

лее оптимистический взгляд на способность человека  

 

66  

 

уменьшить уровень человеческой деструктивности> [73,  

59]. Он вычленяет проблему приобретения (через науче-  

ние) <поведения с деструктивным потенциалом>, с одной  

стороны, и с другой -проблему факторов, <определяю-  

щих, будет ли личность реализовать то, чему она науче-  

на>. Схематически он противопоставляет свой подход  

другим подходам следующим образом:  

 

инстинктивистская теория:  

 

агрессивный инстинкт->-агрессивное поведение  

драйв-теория:  

 

фрустрация-агрессивный драйв-<"агрессивное поведение  

теория социального научения:  

 

Отрицательный  

опыт  

 

Ожидаете  

последствия  

 

 

 

Эиои.иональное Возбуждение  

базированная на подкреплении ттибация  

 

- Зависимость  

 

- Достижение  

 

- Покорность  

 

Агрессия  

 

- Псикосоча/пиЛиия  

 

- СакообезВолиВание  

апгогмем и наркотиками  

 

- Конструктивное .решение  

woS/ien  

 

С точки зрения Бандуры, постулирование агрессии  

создает больше концептуальных трудное! ей, чем решает  

их. Что же касается фрустрации, то это только один-  

и необязательно наиболее важный - фактор, влияющий  

на агрессивное поведение. <Фрустрация наиболее ве-  

роятно должна провоцировать агрессию в людях, кото-  

рые научены отвечать на отвратительное обхождение  

(aversive treatment) агрессивными установками и дей-  

ствиями...>, - замечает Бандура [73, 58]. По его мне-  

нию, <агрессия вообще лучше объяснима на основе воз-  

награждающих ее последствий, чем на основе фрустри-  

 

рующих условий и наказаний, которые она навлекает>  

[79, 39].  

 

Бандурой и его коллегами проведен целый ряд иссле-  

дований, лабораторных и полевых, посвященных, в част-  

ности, детской и юношеской агрессивности [28]. Напри-  

wep, широко известны эксперименты с демонстрацией  

детям фильмов, в которых были представлены разные  

образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрес-  

сивные), имевшие различные последствия (вознаграж-  

"5 g7  

 

дение или наказание). После просмотра фильма, демон-  

стрировавшего определенную манеру обращения взрос-  

лого с игрушками, дети оставались одни играть с игруш-  

. ками, похожими на увиденные ими в фильме. Дети, кото-  

рые видели в фильме агрессивные модели, обнаружи-  

вали значительно более агрессивное поведение в данной  

ситуации, чем дети, не смотревшие этот фильм. Часто их  

поведение оказывалось просто копией поведения взрос-  

лого (модели). Причем дети, наблюдавшие вознаграж-  

даемую агрессивную модель, проявляли большее подра-  

жание в агрессии, чем наблюдавшие модель, наказывае-  

мую за агрессию. Интерпретируя результаты. Бандура  

указывает, что, хотя реакция может приобретаться про-  

стым наблюдением поседения модели, готовность реа-  

лизовать эту реакцию во многом определяется тем, воз-  

награждалась или наказывалась модель за соответст-  

вующее поведение. (  

Рассмотренный подход позволяет заключить, что по- 1  

 

зиция Бандуры иллюстрирует наибольшую степень <раз- |  

мягчения>, <либерализации> принципов бихевиоризма,  

с которой мы в настоящее время сталкиваемся в со-  

циальной психологии. И тем не менее при всех модифи-  

кациях этим автором традиционной парадигмы науче-  

ния мы имеем дело именно лишь с ее модификациями,  

а не с отступлением от нее. Можно согласиться с оцен-  

кой Кимбла, данной им в историческом обзоре основных  

теорий научения со времени 1945 г. Он отмечает, что эти  

теории переживают период либерализации понятий, но  

по существу своего содержания этот процесс может  

быть охарактеризован как эволюционный, а не револю-  

ционный [90]. И действительно, подкрепление остается .  

по-прежнему основной детерминантой, регулятором пове-  

дения личности. Личность может приобретать новые  

формы реакций через наблюдение поведения модели и  

без подкрепления, однако готовность реализовать эти  

новые реакции в конечном счете определяется личным  

прошлым опытом подкреплений либо опытом подкрепле-  

ний наблюдаемой модели. Ограниченности и издержки,  

которые характерны для бихевиоризма вообще, лишь  

усугубляются при обращении к социально-психологи-  

ческой проблематике. Само освоение собственно соци-  

ально-психологической проблематики в рамках необихе-  

виористской ориентации остается достаточно скромным.  

Например, групповые процессы, по существу, выпадают  

 

68  

 

из поля зрения сторонников данной ориентации4. На  

наш взгляд, по-видимому, это не случайная особенность:  

 

исходные принципы необихевиоризма отнюдь не способ-  

ствуют освоению сложных пластов групповой динамики.  

Основной изучаемой областью оказываются различные  

формы диадического взаимодействия. В рассмотренных  

нами подходах это, в частности, подражание. Большое  

место уделено подражанию как фактору усвоения агрес-  

сивного поведения. Этот план анализа, несомненно, зна-  

чим, хотя проведенные исследования пока не дают одно-  

значных результатов.  

 

Обращают на себя внимание отдельные интересные  

методические находки авторов в постановке эксперимен-  

тов. Однако во многих случаях эти эксперименты оказы-  

ваются <экспериментами в вакууме>, то есть, по сущест-  

ву, выведенными из социального контекста. Особенно  

это проявляется в эксплицитном или имплицитном игно-  

рировании роли социальных норм в регуляции человече-  

ского поведения. На это обстоятельство справедливо ука-  

зывают, например, представители символического инте-  

ракционизма. <Все теории агрессии в рамках теории на-  

учения включают принципы относительно сдерживания  

или контроля такого поведения. Однако редко признает-  

ся роль социальных норм в регуляции человеческого  

поведения. Действительно, некоторые из наиболее исполь-  

зуемых в социальной психологии исследовательских па-  

радигм для изучения агрессии могут не иметь экологиче-  

ской валидности...> с [127, 663]. Таким образом, чрезвы-  

чайно затруднено решение вопроса о переносе получен-  

ных в подобном эксперименте данных на реальную ситуа-  

цию, что, несомненно, снижает значимость добытых  

результатов.  

 

Наконец, необходимо указать на проявляющуюся  

в ряде случаев тенденцию подменять социально-психо-  

логическим анализом раскрытие социально-экономиче-  

ских, социально-политических корней насилия и агрессии  

в современном капиталистическом обществе. Тем не ме-  

 

Так, по справедливому замечанию С. Бергера и У. Ламберта, эле-  

менты бихевиоризма интегрированы во многие групповые исследо-  

вания, но в целом данная область остается мало затронутой ана-  

лизом с позиций подхода S-R [112, 155].  

Как известно, под экологической валидностью понимается <воз-  

можность распространения выводов, получаемых в эксперименталь-  

ной ситуации, за пределы этой еитуадия [7, 281).  

 

69  

 

нее согласно марксистской теории общественного разви-  

тия действительные истоки социально значимых форм;  

 

агрессии лежат именно в этой социально-экономической,  

социально-политической сфере.  

 

ТЕОРИИ ДИАДИЧЕСКОГО  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  

 

Как уже отмечалось, бихевиористская ориентация  

включает в качестве одного из методологических прин-  

ципов принцип гедонизма. Доктрина психологического  

гедонизма, одна из старейших доктрин в психологии, на  

протяжении истории принимала различные формы.  

В частности, она нашла воплощение в известном <зако-  

не эффекта> Торндайка, в современных вариантах тео-  

рии подкрепления с ее акцентом на роли <вознагражде-  

ния>, <удовольствия>, <редукции напряжения> и т. п.  

В социальной психологии, по мнению ряда исследовате-  

лей, <точка зрения гедонизма обычно выражается в тер-  

минах доктрины <экономического человека> [99, 79].  

Эта доктрина рассматривает <человеческое поведение  

как функцию его платежа; его (человеческого поведе-  

ния) сумма и вид зависят от суммы и вида вознаграж-  

дения и наказания, которые оно приносите HiS. 31. Ука-  

занная точка зрения лежит в основе широко известной  

на Западе работы Д. Тибо и Г. Келли <Социальная пси-  

хология групп> [131], представляющей собой одну из  

попыток приложения бихевиоризма к анализу групповых  

процессов. Другой известной попыткой такого рода яв-  

ляется теория социального обмена Д. Хоманса.  

 

Подход Д. Тибо и Г. Келли. Чаще всего .позиция Тибо  

и Келли фигурирует под наименованием <теория взаи-  

модействия исходов>. Сами же авторы подчеркивают,  

что .их подход правильнее квалифицировать как точку  

| зрения, или frame of reference, а не как теорию. Основ-  

ное внимание Тибо и Келли уделяют фактору <взаимно-  

го обмена вознаграждениями и наказаниями> в контек-  

сте интеракции (взаимодействия). Суть подхода состоит  

в следующем. Всякое межличностное отношение-это  

взаимодействие. Для анализа преимущественно берется  

взаимодействие в диаде. <Диадическое взаимодействие  

наиболее вероятно будет продолжаться ,и позитивно оце-  

ниваться, если участники такого взаимодействия <вы-  

 

70  

 

гадывают> от него> [175, 69]. Эту основную посылку  

.нужно понимать следующим образом. Во-первых, авторы  

.объясняют социальное взаимодействие в терминах <ис-  

ходов>-вознаграждений и потерь (издержек) каждого  

из участников взаимодействия. Исход всякого взаимо-  

действия рассматривается как некий шаг, резюмирую-  

щий получаемые вознаграждения и понесенные потери.  

Во-вторых, по их мнению, интеракция будет продолжать-  

ся, повторяться, только если ее участники подкрепляют-  

ся, имея позитивные исходы, то есть если вознагражде-  

ния превосходят потери. Авторы предполагают, что взаи-  

модействующие стороны зависят друг от друга в дости-  

жении позитивных исходов. <В качестве независимых  

переменных выступают возможности взаимного контро-  

ля, которыми обладают члены коллектива. Считается,  

что контроль опосредуется способностью влиять на ис-  

ходы другого (такие, как вознаграждения, платежи, под-  

крепления и полезности)> [131, 4]. В качестве зависи-  

мых переменных выступают продукты взаимозависимых  

отношений - нормы, роли, власть. Позитивные платежи  

в социальной интеракции могут быть материальными  

 

или же психологическими (выигрыш в статусе, вла-  

сти и т. д.).  

 

Получаемые участниками в итоге взаимодействия  

вознаграждения или понесенные потери детерминируют-  

ся, по мнению Тибо и Келли, факторами внутренними  

или внешними этому взаимодействию. Последние состав-  

ляют категорию так называемых экзогенных детерми-  

нант. Они включают .индивидуальные потребности и спо-  

собности участников, сходство или различия в их уста-  

новках, ценностях, ситуационный контекст их межлич-  

ностного контакта. Как отмечают авторы, во многих  

случаях это факторы, коррелирующие с социометриче-  

ским выбором. В самом общем плане способных партне-  

ров во взаимодействии отличает то обстоятельство, что  

они, полагают Тибо и Келли, обладают большим потен-  

циалом для вознаграждения другого участника. В ре-  

зультате в отношениях с более способным партнером бо-  

лее вероятен общий позитивный исход.  

 

В зарубежной социальной психологии проведено мно-  

го исследований, показывающих, что индивиды с похо-  

жими установками склонны выбирать друг друга в ка-  

честве друзей, партнеров по взаимодействию. Обычно эти  

Данные определенным образом интерпретируются с по-  

 

71  

 

зиций когнитивистской ориентации. С точки зрения Тибо  

и Келли, они могут быть интерпретированы в рамках их  

подхода. <Если мы допустим, что во многих сферах цен-  

ностей индивид нуждается в социальной поддержке сво-  

их мнений и установок, то соглашающийся с ним другой




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1018
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Поведение людей в организации » 1 страница
  • Поведение людей в организации » 2 страница
  • Поведение людей в организации » 3 страница
  • Поведение людей в организации » 4 страница
  • Поведение людей в организации » 5 страница
  • Поведение людей в организации » 6 страница
  • Поведение людей в организации » 7 страница
  • Поведение людей в организации » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Психокоррекция виктимного поведения младших школьников » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь