|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)нанса не дает, путь измерения степени важности когни- тивных элементов остается невыясненным. Это в значи- тельной мере обесценивает все дальнейшие рассужде- ния, в частности попытку вычислить так называемый
<максимум диссонанса> и пр. Поэтому расчет на то, что 123
введение в теорию диссонанса измерительных процедур (Придаст ей большую строгость и <респектабельность>, в общем, не оправдался. Хотя при изложении теории пе- риодически предлагаются различного рода формулы, на- пример относительно <общей величины диссонанса>, строгого математического значения они не имеют. Мож- но, правда, признать, что определенную .смысловую на- грузку они несут, фиксируя некоторые действительно уловленные свойства диссонантных отношений. Однако При этом, естественно, математический аппарат теории отсутствует: предложенные <формулы> дают не более чем описательную характеристику отношений, выполнен- ную лишь при помощи другого языка.
Поэтому, на наш взгляд, гораздо более значимой яв- ляется не та сторона теории диссонанса, которая связа- йа .с претензией на установление его количественных ха- рактеристик, а как раз анализ некоторых качественных особенностей самого феномена [47]. К ним, например, относится описание последствий диссонанса и способов его уменьшения. Напомним, что последствия диссонанса указывались сразу же при его определении. Их два:
1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссо- нанс и достичь консонанса; 2) тогда диссонанс сущест- вует, в дополнение к попыткам уменьшить его личность активно избегает ситуаций и информации, способствую- щих его росту [102, 210]. Таким образом, Фестингер оп- ределенно вводит в свою теорию некоторые элементы мотивации. Но важно очень точно определить границы в постановке этой проблемы. Подобно тому как допуска- " лась двойственность при определении сущности <несоот- ветствия>, постановка вопроса о .мотивирующей роли дис- сонанса выглядит также неоднозначно. С одной сторо- ны, как мы уже отмечали, сам Фестингер приписывает диссонансу роль фактора, мотивирующего действие. С другой стороны, при изложении способов уменьшения диссонанса становится ясным, что диссонанс выступает лишь как мотивация перестройки когнитивной структу- ры, яо не как мотивация действия. Как уже упомина- лось, существует три способа уменьшения диссонанса.
а. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. Пример: человек собрался на пикник, но по- шел дождь. Возникает диссонанс-несоответствие <шреДетАвления о пикнике> и знания о том, что <плохая
124
йогода>. Уменьшить диссонанс или даже воспрёлятствб вать ему можно, отказавшись от участия в пикнике. Здесь проявляется та двусмысленность, о которой речь шла выше. В общей форме данный способ уменьшения диссонанса определяется как изменение когнитивного элемента, относящегося к поведению (то есть некоторого суждения, например: <я еду ,на пикник>), при изложении же примера фигурирует уже не просто изменение эле- мента когнитивной структуры, но изменение реального поведения, рекомендация определенного действия - остаться дома. Складывается впечатление, что диссонанс выступает здесь как мотивирующий фактор поведения, но, строго говоря, аргумент к поведению здесь не вполне законен: ведь речь-в плане теоретическом-постоян- но идет о несоответствиях между двумя элементами знания (или мнениями, или убеждениями), то есть дву- мя когнитивными элементами. Поэтому, с точки зрения общих принципов теории, более точна формулировка, гласящая, что уменьшить диссонанс можно, изменив один из когнитивных элементов, следовательно, исключив из когнитивной структуры утверждение <я еду на пикник>, заменив его другим суждением - <я не еду на пикник>. Здесь относительно реального поведения просто ничего не говорится, что вполне <законно>, если оставаться в пределах предложенной теоретической схемы. Конечно, следует предположить, что вслед за изменением когни- ций наступит изменение поведения, но связь между эти- ми двумя этапами еще нужно исследовать. В соответст- вии же со строгим определением сущности диссонанса надо признать, что он выступает вовсе не как фактор, мо- тивирующий поведение, но лишь как фактор, мотивирую- щий изменения в когнитивной структуре. Особенно от- четливо это проявляется, когда рассматривается второй способ уменьшения диссонанса.
б. Изменение когнитивных элементов, относящихся к, среде. Пример: человек купил автомобиль, но он жел- того цвета, и друзья пренебрежительно называют его <лимон>. В когнитивной структуре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения доро- гой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным на- смешками. <Мнение друзей> в данном случае - <элемент среды>. Как изменить этот когнитивный элемент? Реко- мендация формулируется так: нужно убедить (подчерк- нуто нами.-Лег.) друзей, что автомобиль - совершен- 125
ст,во. Как видно, это яе изменение среды как таковой (собственно, когнитивистская позиция здесь присутству- ет уже .при самом определении <среды> как некоего ког- нитивного образования - совокупности мнений, убежде- ний и др.), то есть отнюдь не поведенческая активность, а противопоставление мнения мнению, переделывание мнения, то есть известная активность только в области сознания.
в. Добавление в когнитивную структуру новых эле- ментов, лишь таких, которые способствуют уменьшению диссонанса. Обычно здесь вновь используется пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниции, относящиеся .к поведению), не может изменить когяиции, относящиеся к среде (не может замолчать на- учные статьи, направленные против курения, <страшные> рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать спе- цифическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то журит двадцать лет, а вод какой здоровяк, и т. д. Феномен, описанный здесь Фестингером, .вообще говоря, известен в психологии под именем <селективной экспозиции> и может быть рас- смотрен как фактор, мотивирующий лишь определенную <когнитивную> активность. Поэтому нельзя переоцени- вать того упоминания о мотивирующей роли диссонанса, которое мы находим в теории Фестивгера. В общем пла- не и здесь проблема связи когнитивных структур и моти- вации .поведения остается нераскрытой. Можно согла- ситься с осторожной позицией, занятой Абельсоном:
<Вопрос о том, может ли когнитивное несоответствие выступать в качестве драйва, является спорным> [62, ИЗ].
Уязвимым местом теории диссонанса остается прогно- зирование конкретного пути уменьшения диссонанса, из- бираемого личностью. Первое суждение, .которое как будто бы обладает силой очевидности, заключается в том, что легче всего, вероятно, избрать первый путь - изменение когнитивных элементов, относящихся к собст- венному поведению. Однако апелляция к житейским си- туациям показывает, что и этот путь не всегда возможен. Иногда такой способ выхода из состояния диссонанса может потребовать жертв: в случае с желтым автомоби- лем, например, продажа его может привести к потере определенной суммы денег. Кроме того, изменение пове- денческих элементов когнитивной структуры не может
126
быть рассмотрено в вакууме: всякий такой поведенческий
элемент связан целой цепочкой связей с другими обсто- ятельствами. Например, отказ от поездки на пикник из- за дождя - дело, может быть, и разумное, но пикник под дождем необязательно однозначно плох, ибо могут об- наружиться своеобразные <компенсаторы>, которые сде- лают изменение поведения не столь уж безусловно необ- ходимым: в компании могут быть очень веселые люди, близкие друзья, с которыми давно не виделись, и т. д. Наконец, иногда изменению поведенческих элементов попросту препятствуют физиологические особенности че- ловека, например его чрезмерная эмоциональность, под- верженность страху и пр.
Все оказанное не позволяет принять ту точку зрения, что в любом случае или в большинстве их обязателен первый способ уменьшения диссонанса. Что же касается второго и третьего, то и они прогнозируются весьма сла- бо. Аронсон, в частности, отмечает то обстоятельство, что точному прогнозу препятствуют и индивидуально-психо- логические различия людей, которые порождают совер- шенно различное отношение разных людей к самому факту диссонанса. С его точки зрения, люди различают- ся прежде всего по их способности <умерить> диссонанс:
одни лучше, чем другие, умеют игнорировать его. Кроме того, разным людям нужна различная величина диссо- нанса, чтобы привести в действие силы, направленные на его уменьшение. Можно, пожалуй, сказать, что разным людям свойственна различная <диссонансоустойчивость>. Другое различие касается способов уменьшения диссо- нанса: одни предпочитают скорее изменять когнитивные элементы, относящиеся к поведению, другие - селектив- но принимать информацию. И наконец, люди различа- ются по оценке диссонанса, то есть идентифицируют с диссонансом различные явления. Поскольку диссонанс субъективно переживается как психологический диском- форт, для разных людей оказывается различным тот <набор> несоответствий, возникших внутри когнитивной структуры, который переживается как дискомфорт.
Такого рода затруднения, мешающие построению точ- ного прогноза способов уменьшения диссонанса в каж- дом конкретном случае, связаны и еще с двумя важны- ми обстоятельствами. Исследователи отмечают, что чув- ствительность к диссонансу в значительной степени за- висит и от уровня развития самосознания личности, 127
fi частности жлания, способности, убнйя анализировать состояние своей когнитивной структуры. Следовательно, при более высоком уровне самосознания возникает про- сто больше шансов на выявление диссонанса. Это обсто- ятельство тоже может быть поставлено в одном ряду с индивидуальными различиями как факторов, ослож- няющим прогноз. Р. Зайонщ выдвинул еще соображение и совсем иного .плана, относящееся к некоторым ситуа- тивным факторам оценки диссонанса. Он предположил, что восприятие диссонанса зависит от ожиданий лично- сти в определенных ситуациях. Зайоиц обращается к та- кому житейскому наблюдению: почему люди охотно смотрят фокусы? Всякая ситуация .наблюдения фокуса, строго говоря, должна создавать психологический дис- . комфорт, .поскольку сталкивает несоответствующие суж- дения, заставляет принять вопиющие противоречия. Но как тогда быть с формулой, что в случае возникновения диссонанса личность не просто стремится к уменьшению его, ,но также стремится и избегать ситуаций, где он про- является? Логично было бы предположить, что естест- венное стремление .всякого - навсегда отказаться от со- зерцания фокусов, от созерцания кроликов, неожиданно вынутых из шляпы, распиленной на глазах женщины и т. д. Однако многие люди охотно посещают выступления фокусников и находят удовольствие от созерцания фоку- сов. Зайонц предположил, что диссонанс, возникающий в этих случаях, терпим, поскольку ситуация несоответст- вия в когнитивной структуре здесь ожидается [195, 382]:
возникающий здесь диссонанс не воспринимается как дискомфорт. Эта зависимость идентификации диссонанса с дискомфортом накладывает еще одно ограничение на формулу Фестингера и потому ставит важное препятст- вие на пути .к ее универсализации.
В критических суждениях относительно теории диссо- нанса иногда звучит мотив, что теория эта есть просто <.новое наименование старых идей> [67, 13]. Особенно часто это утверждается по поводу взаимоотношения тео- рии диссонанса и теории конфликта. На первый взгляд кажется, что действительно ситуация диссонанса и ситу- ация психологичеакого конфликта весьма сходны, а тео- рии этих двух явлений практически идентичны.
Однако вопрос этот намного сложнее. Сам Фестингер считает важнейшей областью приложения теории диссо- нанса именно область исследования конфликтов и спе- 128
циально разъясняет необходимость различения этих двух феноменов. Самое главное отличие - место диссонанса и конфликта ло отношению к процессу принятия реше- ния. Диссонанс возникает после принятия решения, он - следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения. Конфликтная ситуация перед приня- тием решения обусловлена наличием различных альтер- натив. Эти альтернативы могут быть описаны по-разно- му: используется традиционный вариант, предложенный Левиным, иногда фиксируются как возможные оба нега- тивных решения, оба и с позитивной, и с негативной сто- роной, наконец, оба позитивных. При любом наборе в конфликтной ситуации перед принятием решения лич- ность изучает все альтернативы, стремится собрать наи- более полную информацию, включающую аргументы как pro, так и contra, и только тогда принимает решение.
После принятия решения возникает диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают негативные сто- роны выбранной альтернативы и позитивные стороны отвергнутой. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от сте- пени привлекательности отвергнутой альтернативы. Если более дешевый автомобиль куплен, а более дорогой от- вергнут, то диссонанс после покупки тем больше, чем больше положительных качеств припоминается у отверг- нутого автомобиля. (Естественно, что величина диссонан- са больше, если речь идет именно об автомобиле, а, на- пример, не о куске мыла.) Фестингер замечает также, что величина диссонанса зависит здесь и от того, однородные или разнородные ситуации подвергаются сравнению: дис- сонанс при любых обстоятельствах меньше, если выби- раем одну книгу из двух, один автомобиль из двух, а не между книгой или билетом в театр, не между автомоби- лем или домом. Важно, что при прочих равных условиях величина диссонанса зависит от привлекательности от- вергнутой альтернативы. Тогда-то и возникает различие стратегий при конфликте и при диссонансе: если в первом случае привлекалась полная информация, здесь инфор- мация, как вообще всегда при диссонансе, привлекается селективно, а именно лишь та, которая позволяет увели- чить привлекательность выбранной альтернативы. Цель, которая при этом преследуется, - изобразить решение как наиболее резонное, <оправдать> его. Поэтому можно сказать, что конфликт, возникающий до решения, более
9 Заказ 420 129
объективен>, диссонанс же, возникающий после реше- ния, целиком <субъективен>. Меньшая объективность "и большая пристрастность в рассмотрении альтернатив после принятия решения определяются Фестингером как <рационализация> решения. Дойч и Краусс, комментируя это положение, считают, что внесение психоаналитиче- ского термина <рационализация> позволяет трактовать .стремление снизить диссонанс .после решения как один из <защитных .механизмов> [99, 74]. Сам Фестингер в од- яом из интервью подчеркнул, что у диссонанса и рацио- нализации общим является лишь .механизм, теоретиче- ское же обоснование его содержания совершенно различ- но в двух различных теориях. Для Фестингера рациона- лизация важна прежде всего с точки зрения более стро- гого анализа всех возможных альтернатив человеческо- го поведения. Сама <анатомия> диссонанса и конфликта с этой точки зрения весьма полезна, и именно эта часть теории диссонанса стимулировала многочисленные экс- периментальные исследования.
Известно исследование Брема (1956 г.), когда он да- вал испытуемым альтернативные решения и предлагал выбрать одно из них. Через некоторое время предлага- лось оценить как выбранное, так и отвергнутое решение. Во всех случаях выбранные решения оценивались выше, чем отвергнутые. Аронсон и Миллс (1957 г.) создавали такую ситуацию, чтобы испытуемые затрачивали неко- торые усилия для .присоединения к некоторой группе, после чего убеждались, что группа <плохая>. Возникший диссонанс испытуемые уменьшали, пытаясь выявить или просто <усмотреть> положительные характеристики груп- пы, оценить ее выше. Аронсон и Карлсмит (1963 г.) ста- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|