|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)строенными на <ожиданиях>, <оценках>, забывая о том, что в ситуации изменения индивид оказывается перед совершенно новым выбором, и все прежние <ожидания>, <оценки> тем самым рушатся. Поэтому-то предсказания, основанные на современной экспериментальной практике И в рамках современных теорий, ничего не стоят: <мы предсказываем поведение в каком-то мифическом неиз- меняющемся мире> [190, 114]. Пока социальная психоло- гия не обратится к своему собственному предмету - пси- хологическим аспектам социальных изменений, она не сможет преодолеть присущих ей сегодня ограниченностей. Хотя Тэшфел и подчеркивает, что он не знает решений, все же программа для социальной психологии обрисовы- вается достаточно точно: она должна заниматься взаимо- действием социальных изменений и выбора, то есть иссле- довать, .какие аспекты социальных изменений раскрыва- ются .в восприятии индивида как альтернативы его пове- дения, какова связь между когнитивными и мотивацион- ными процессами, чем в конечном счете детерминированы выборы тех или иных способов поведения.
Нужно отдать должное этой точке зрения: она отдает себе отчет в опасности различного рода редукционизма для социальной психологии. Идея Тэшфела заключается iB том, чтобы социальная психология сумела избежать все три формы редукционизма (биологического, психологиче- ского и социологического), чтобы она <обрела себя>, то есть нашла свой собственный угол зрения на социальное поведение. Для Тэшфела этот угол зрения состоит в иссле- довании психических процессов, сопровождающих, опреде-
244
ляющих и определяемых социальными изменениями. Как видно, здесь нет призыва к <социологизации> социальной психологии. Однако та же самая идея у других авторов очень часто превращается в разновидность самого настоя- щего социологического редукционизма; это происходит в том случае, когда проблема <социального изменения> прямо предлагается социальной психологии в качестве основного и единственного предмета исследования. Упу- скается тот важный момент, который подчеркнут у само- го Тэшфела: социальная психология не должна заменять социологию в исследовании социальных изменений, она должна анализировать психологические аспекты соци- альных изменений, отражение этих изменений в сознании индивидов, изменение их поведения на основе социальных изменений и т. д. В противном случае может возникнуть опасность интерпретации социальных изменений только в контексте психологии и социологический редукционизм психологического знания обернется психологическим ре- дукционизмом социологического знания. В анализируе- мой работе акценты расставлены довольно точно, но из- вестная переоценка значения того факта, что обращение социальной психологии к социологической проблеме само по себе излечит ее от всех болезней, все же просматрива- ется и здесь.
Кроме того, встает вопрос: так ли бесспорна сама со- циологическая идея, которая заложена в концепции со- циальных изменений? Может быть, есть смысл обратить- ся к истории социологии и посмотреть, в каком контексте там она была разработана, чтобы определить ее пригод- ность служить определенным компасом для социальной психологии? Выдвинутая в социологии в начале XX в. идея социальных изменений встала в оппозицию к теории прогресса. Термин <социальное изменение> был первона- чально предложен как более <умеренный> и <нейтраль- ный> вместо более радикального термина <прогресс>. Социальная природа изменения оказалась по существу игнорированной, как только идея эта начала разрабаты- ваться в эмпирических исследованиях: социальное изме- нение растворилось в изменениях технологических, куль- турных, организационных. Введение в обиход термина снимало вопрос о направленности социальных преобразо- ваний, об их характере. В более откровенных формах идея социального изменения приобретала крайне реакционное содержание, так как непосредственно выдвигалась против
245
ЯДеи социальной революции. В других случаях социоло- гия практически уходила от рассмотрения проблемы на .макросоциальном уровне, на уровне глобальных общест- венных изменений, связанных с радикальной перестрой- кой политических и экономических отношений. Постепен- но термин <социальное изменение> оказался наполнен- ным чисто психологическим содержанием, когда предме- том анализа оказались так называемые микроизменения, то есть изменения в поведении отдельных индивидов. Од нако все это продолжало в целом оставаться в рамках те- ории социальных изменений; при помощи такой подмены (Социология совершила еще раз свое грехопадение, зани- маясь психологизацией общественных отношений, и это, разумеется, имело определенную классовую и идеологи- ческую подоплеку. Поэтому если теперь предлагать со- циальной психологии, хотя и <с обратной стороны>, вклю- читься в разработку таким образом понятой проблемы
<социальных изменений>, то вряд ли будет удовлет.воре- яо требование, заявленное в декларациях - повернуться лицом к реальным проблемам общества. Ложная разра- ботка западной социологией XX в. идеи социального из- менения не сможет вывести социальную психологию на апуть действительного приобщения ее к проблемам обще-
ства. Реальная проблема дальнейшего развития социаль- яой психологии заключается не в том, опираться ли ей на психологию или на социологию (очевидно, она неизбежно Судет .существовать как пограничная дисциплина), а в том, на какую систему психологических и социологиче- ских взглядов следует ей ориентироваться. Сама по себе апелляция к социальным проблемам еще ничего не дает для ответа на этот вопрос. С каких позиций отнестись
к социальным проблемам - вот главное звено в поисках дальнейшего прогресса науки. Пример с идеей <социаль- яых изменений> чрезвычайно показателен: если сама со- циология при решении какого-то вопроса сползает на по- зиции психологии, то сколько ни цепляться за спаситель- яое слово <социальный>, никаких серьезных перспектив для социальной психологии на этом пути найти ле уда- стся.
Так или иначе, серьезный анализ судеб социальной психологии неизбежно должен привести и к постановке вопроса относительно ее социальной роли. Социальная роль любой науки может быть исследована разными спо- собами. Один из них - прямой анализ существа соци-
246
альных проблем, к которым адресуется научное исследо- вание, выяснение позиции ученого относительно этих со- циальных проблем, попытки выявления общей направ- ленности практических рекомендаций и т. д. Другой путь - опосредованный - выяснение прежде всего не- которых философских оснований науки, стремление вскрыть за ними, через анализ исходных принципов, об- щую социальную ориентацию исследований. В этом, вто- ром, случае неизбежно усиленное внимание к проблемам общей, философской методологии науки. Теории анали- зируются в этом случае не с точки зрения их логической релевантности, не с точки зрения совершенства их струк- туры, но в контексте исходных философских принципов. Такой анализ не представлен широко в американской социальной психологии, где общая позитивистская ори- ентация всей системы социального знания настолько сильна, что практически исключает такого рода поста- новку проблемы. Вместе с тем в <европейской критике> этому вопросу уделяется достаточно большое внимание.
Серьезную заявку на исследование эпистемологиче- ских проблем социальной психологии в их связи с про- блемой социальной ориентации науки можно найти в ра- ботах шведского социального психолога И. Израэля. Будучи одним из редакторов фундаментальной работы, изданной ЕАЭСП, Израэль поместил здесь свою статью, специально посвященную этим вопросам. Израэль назы- вает три типа основных положений, которые неизбежно присутствуют в любой социальной науке: 1) понимание природы человека (включая понимание природы знания);
2) понимание природы общества; 3) понимание природы отношений между человеком и обществом. В конечном счете все эти три типа положений включены в эпистемо- логию, которая, по Израэлю, и решает две главные про- блемы: а) анализ условий, при которых возникает зна- ние; б) анализ отношений между познающим субъектом и объектом [123,126].
По мнению автора, различные школы отличаются друг от друга тем, на какой из этих двух аспектов делается ударение: так, всякий эмпиризм (а в известной мере с ним отождествляется позитивизм) делает акцент на пер- вый аспект, собственно <эпистемология> (здесь термин употребляется не для обозначения раздела науки, а для обозначения тенденции, течения) - на второй аспект. Но весь смысл рассуждений сводится к тому, что пози- 247
тивизм и эпистемология различаются отнюдь не только в методологии, за этим различием стоит различие в со циальной ориентации науки. Следствием позитивистско- го подхода, считает Израэль, является <нейтральная> , позиция ученого, причем, хотя <нейтральность> провоз- глашается как принцип, в действительности за ней скры- та консервативная социальная позиция. Напротив, эпи- стемология как определенный методологический принцип влечет за собой позицию рациональной критики Челове- ка или Общества. Конструктивность эпистемологическо- го подхода автор иллюстрирует позицией Маркса, в ча- стности его идеей практики, представленной в <Тезисах о Фейербахе> [123,128].
Таким образом, любая социальная позиция социаль- ной науки обусловлена тем Образом Человека и Обра- зом Общества, которые приняты благодаря господству определенных принципов методологии. В современных социальных (в том числе социально-психологических) теориях Израэль констатирует три позиции по вопросу об отношении субъекта и объекта (или по вопросу о по- нимании природы человека): человек как объект, чело- век как объект и как субъект (Маркс), человек как субъект. В зависимости от того, какой из этих <образов> принимается, решается вопрос и о роли социальных на- ук в обществе. Если, как это свойственно бихевиорист- ской традиции, значимыми объявляются только реакции на внешние стимулы и человек предстает как объект, то социальная наука неизбежно приобретает лишь инстру- ментальный характер, ей предписывается задача обеспе- чить наиболее эффективную систему манипуляций по- ведением человека, разработать основы менеджеризма. С другой стороны, в современных социальных науках на Западе сложилась противоположная тенденция - рассматривать поведение человека лишь с точки зрения его ориентации на этические нормы, подчеркивая тем самым его <субъективность>, и это ведет к иному пони- манию роли социальных наук: рождаются различные ва- рианты <антропологических>, <гуманистических> конце- пций социального знания. Сам Израэль выступает кате- горически против механических моделей Человека w Общества, предлагаемых бихевиористской психологией, опирающейся на позитивизм. Принимая идею о том, что социальная наука должна ориентироваться на этику, Израэль обозначает свою позитивную программу как
248
программу построения критической социальной науки,. то есть науки, отрицающей консервативную догматиче- скую позицию, порожденную позитивизмом, и провоз- глашающей рациональную критику современного чело- века и современного общества [123, 207]. И хотя эта по- зитивная программа остается лишь намеченной, но не- разработанной, критический анализ существующих кон- цепций в социальной психологии США дан достаточно- определенно именно с точки зрения предложенной плат- формы. Она включает в себя, в частности, такое рассмот- рение теорий концензуса, согласия и баланса, когда под- черкиваются не только их отдельные просчеты, внут- ренние противоречия, но и дается оценка их социальной" направленности - как теорий, опирающихся на консер- вативные идеи, принимающие неизменным Образ Об- щества.
С этими идеями Израэля очень тесно переплетаются рассуждения норвежского социального психолога Р. Ром- метвейта. Хотя он и называет свою позицию позицией <эм- пирически ориентированного психолога, протестующего" Против философских поучений> [167, 212], этот протест касается только специфического, сложившегося в исто- рии науки разделения труда между позицией философии науки и исследователями в конкретных областях знания. По мнению Ромметвейта, слишком долго отношения меж- ду специалистом в области философии науки и социаль- ным исследователем были отношениями господина и слу- ги... [167, 217]. Между тем проблема методологической рефлексии науки, в частности проблема отношения к по- зитивизму, должна разрабатываться самими представи- телями конкретных наук, то есть не философами, но исследователями. Позиция исследователя приводит Ром- метвейта к критической оценке обеих ветвей современ- ной социальной науки на Западе, обрисованных Израэ- лем: и позитивистски ориентированного эксперимента- торства, и <гуманистически> ориентированной герменев- тики, предлагаемой, например, представителем Франк- фуртской школы Ю. Хабермасом. Если бихевиоризм, а вместе с ним позитивизм как определенная философская" позиция обозначают рассмотрение человека лишь как .объекта, то в <гуманистической> крайности человек, вы> ступающий исключительно как субъект, остается всего- лишь <пленником знания>. По мнению Ромметвейта,. большинство публикуемых сегодня исследований по со-
24>
диальной психологии оказывается все же в плену бихе- виористской или позитивистской традиции, ибо все здесь <сформулировано в терминах, одинаково применимых и к человеку, и к крысам в скиннеровском ящике> [167, 225]. Но и герменевтическая линия, продолжающая ли- нию Понимания (Verstehen) в психологии, не лучше, ког- да строит свой эмпирический базис лишь на <собствен- ной рефлексии, интроспекции и избранных анекдотах> [167, 225]. Таким образом, еще более определенно, чем Израэль, Ромметвейт отвергает обе крайности, характе-i ризующие современные стратегии социальной психоло- гии на Западе.
Продуктивная новая ориентация в социальной психо- .логии и новая парадигма, по Ромметвейту, связаны с
-разработкой проблем социальной коммуникации челове- ка. Модель человеческой коммуникации предполагает
-локализацию времени, пространства и направления, для чего необходимо построить грамматику коммуникации на основе развития идеи Витгенштейна о языке как игре. Хотя сам по себе призыв к исследованию проблемы зна- чений и психолингвистики представляет, несомненно, ин- терес, смысл новой парадигмы, противостоящей как по- зитивизму, так и гуманистической герменевтике, остает- ся не вполне ясным. Апелляция к практике, которая вы- сказывалась в связи с критикой <гуманистического> об- раза человека как <пленника знания>, оказалась сведен- ной лишь к практике коммуникации. Реальная общест- венно-историческая практика, на базе которой только и можно понять человека одновременно и как субъекта, и как объект, оказывается вновь за бортом анализа. Эта проблема, естественно, не может быть решена при помо- щи обращения к идеям Витгенштейна. Что же касается критической направленности позиции Ромметвейта в ад- рес существующей социальной психологии, то очевидно, что линии критики прослеживаются здесь по тем же па- правлениям, что и у других европейских коллег амери- канских социальных психологов.
Чтобы эта картина была полной, необходимо упомя- Я нуть коллективную работу, вышедшую в Англии под ре- д_ .дакцией Н. Армистеда, <Реконструкция социальной пси-д хологии>, которая как бы продолжает дискуссию о крити- .Д
-ческом состоянии современной социальной психологии]Л на Западе и демонстрирует вместе с тем подход исследо- вателей, <в разной степени испытывающих влияние марк-
250
сизма> fl64, 25]. Соглашаясь с тем, что есть две модели социальной психологии - психологическая и социологи- ческая, Армистед вносит свой вклад в характеристику слабостей каждой из них. В психологической традиции, с его точки зрения, всегда просматривается задача обна- ружения некоторых <общих законов социального пове- дения> безотносительно к социальной ситуации, культуре, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|