|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)кроме того, ее судьба сложилась более драматично, чем судьба любой другой теории соответствия. Теория ког-
116
нитивного диссонанса стимулировала значительно боль- шее количество исследований, и в этом смысле ее попу- лярность много выше по сравнению с другими, но вме- сте с тем и оппозиция ей оказалась гораздо более силь- ной. Важно еще отметить, что теория когнитивного дис- сонанса имеет весьма солидную <литературу>: во-пер- вых, она весьма подробно изложена самим автором в работе 1957 г. <Теория когнитивного диссонанса> [102] и, во-вторых, она получила огромный отклик в трудах многих представителей западной социальной психоло- гии, так что можно, пожалуй, фиксировать специальную <литературу по теории диссонанса>, представляющую собой критический разбор этой теории, зачастую под- строчные комментарии к ней, а порой - весьма острую с ней полемику.
Сам Фестингер начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Да- лее Фестингер предлагает заменить термин <противоре- чие> на <диссонанс>, а <согласованность> на <консо- нанс>, поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более <нейтральной>, и теперь сформулировать ос- новные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элемен- тами может возникать диссонанс, б) существование дис- сонанса вызывает стремление уменьшить его или воспре- пятствовать его росту, в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение зна- ний, или осторожное отношение к новой информации. В качестве примера приводится обычно ставший уже на- рицательным пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями:
а) изменить поведение, то есть бросить курить; б) изме- нить знание, в данном случае - убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опасность; в) осторожно Относиться к новой информации относительно вреда ку- рения, то есть попросту игнорировать ее.
117
Прежде чем дальше излагать содержание теории Фес- тингера, необходимо более точно определить вводимые термины. Основными единицами являются в теории дис- сонанса <когнитивные элементы>, которые, напомним, именно автором теории и были определены как <любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого- либо, чьего-либо поведения или самого себя>. Во-вторых, среди всех этих когнитивных элементов, или <когниций>, необходимо различать два их типа: относящиеся к по- ведению (не важно, чьему) и относящиеся к среде. При- мер первых - <я еду сегодня на пикник>, пример вто- рых - <идет дождь>. Когниций этих двух типов важно различать между собой потому, что степень возможно- сти изменения этих когнитивных элементов различна:
легче изменить когниций, касающиеся поведения, чем когниций, касающиеся среды, например суждения отно- сительно очевидной реальности. Здесь необходимо сде- лать еще одно важное замечание. При изложении тео- рии когнитивного диссонанса часто допускается несколь- ко двусмысленное понимание существа <несоответствия>. Строго говоря, всегда имеется в виду несоответствие внутри когнитивной структуры индивида, то есть между двумя когнициями, с другой стороны, несоответствие формулируется порой, и в частности у самого Фестинге- ра, как несовпадение <знания> и <поведения>, то есть уже не между двумя когнициями, а между элементом когнитивной структуры и реальным действием индивида. При таком толковании диссонанс, вообще говоря, пере- стает быть чисто когнитивным. Вместе с тем при таком толковании легче интерпретировать его, что и делает Фес- тингер, как фактор, мотивирующий поведение. Противо- речие двух пониманий становится особенно отчетливым именно при рассмотрении различий между когнитивны- ми элементами двух типов: здесь ведь прямо говорится, что легче изменить когниций, <относящиеся к поведе- нию> (то есть не само поведение, а лишь знание, мне- ние о нем), чем когниций, <относящиеся к среде>. Не- смотря на обилие комментариев, этот вопрос нигде не поднимается, а между тем он имеет принципиальное значение. Практически же в многочисленных исследова- ниях по теории диссонанса так и продолжают сосущест- вовать два различных толкования этого вопроса.
В-третьих, в теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами, ибо
118
их в принципе может быть три: а) абсолютное отсутст- вие связи между ними, их нерелевантность друг другу (например, знание о том, что во Флориде никогда не бывает снега, и о том, что некоторые самолеты летают с превышением скорости звука), б) отношения консонан- са, в) отношения диссонанса. В теории рассматриваются только два последних типа отношений между когнитив- ными элементами, причем, естественно, главное внима- ние уделяется диссонантным отношениям. Вот собствен- ная формулировка Фестингера относительно того, что такое диссонантные отношения: <Два элемента Х и У на- ходятся в диссонантных отношениях, если при их изо- лированном рассмотрении отрицание одного следует из другого, а именно: не-Х следует из У> [102, 208]. При- мер: человек является должником (Y), но покупает но- вую, дорогую машину (X). Здесь возникают диссонант- ные отношения, поскольку из У (того факта, что чело- век должник) должно было бы следовать какое-то уме- стное в данном случае действие X, и тогда бы наблюдал- ся консонанс. В приведенном случае из У следует отлич- ное от <разумного> варианта действие (<не-J>), то есть не соответствующая обстоятельствам покупка до- рогой машины, поэтому и возникает диссонанс.
При таком формулировании сущности диссонантных отношений сразу же рождаются два вопроса, которые дают пищу весьма затяжной дискуссии в литературе по диссонансу. Эти два вопроса связаны с двумя уязвимы- ми формулировками: 1) что значит <следует>? 2) что значит <не-Х>?
Категория следования есть категория логики; в со- временных системах математической логики имеется спе- циальное символическое обозначение <следования> - там выражение <следует> имеет вполне определенный -логический смысл. Фестингер вводит иное понимание <следования>, включающее в себя не только логическое, но и психологическое понимание этого отношения. Объ- ясняя, что значит в его формуле выражение <следует из>. Фестингер предлагает четыре источника возмож- ного возникновения диссонанса:
1) из логической непоследовательности, то есть ког- да <следование <не-J>, из <У> есть доказательство чисто логической противоречивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры такой ситуации: чело- век верит в то, что можно достичь какую-то отдаленную 119
планету, но не верит в то, что можно построить соответ- ствующий корабль; человек знает, что вода замерзает при 0Ї С, но одновременно полагает, что стакан льда не растает при +20Ї С; известно, что люди смертны, а я ду- маю, что буду жить вечно, и т. д.;
2) из несоответствия когнитивных элементов культур- ным образцам или. иначе говоря, нормам. Пример: при- нято, что на дипломатическом приеме есть жаркое нуж- но, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки; профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это - эле- ментарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие ино- го рода, а именно несоответствие принятым в определен- ной среде нормам поведения;
3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример:
некий американский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кан- дидата. Осознание того факта, что он демократ, не со- ответствует конкретному действию, это порождает дис- сонанс в его когнитивной структуре, хотя здесь снова чисто логического несоответствия нет;
4) из несоответствия прошлому опыту. Пример:
кто-то вышел на дождь и видит, что почему-то не про- мокает, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что на дож- де всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к <среде>, как констатация <дождь меня не мочит>, существует также несоответствие, порож- дающее диссонанс.
Все три последних случая возникновения диссонанса основаны на иной природе <неследования>, что это при- нято в логике. Два виднейших представителя теорий соответствия Р. Абельсон и М. Розенберг предложили для обозначения подобных ситуаций несоответствия особый термин <психологика>. Эта <психологика> при- звана обозначить особый характер импликаций, возни- кающих между когнициями. Для того чтобы сформули- ровать правила психологики, Абельсоном и Резенбер- гом предложена особая классификация всех возможных элементов и отношений, фигурирующих в когнитивном поле. Элементы могут быть трех типов: деятели (сам субъект восприятия, другие люди, группы): средства
120
(действия, институты, ответы); цели (результаты). От- ношения, которые связывают эти элементы, могут быть четырех типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют <предложение>. Всего можно получить 36 типов предложений. Объединенные вместе, они пред- ставляют собой структурную матрицу. Ее исследование и позволяет вывести восемь правил <психологики>. Не останавливаясь сейчас на изложении всей концепции Абельсона и Розенберга, покажем на одном примере со- держание этих правил (вводятся обозначения для эле- ментов: А, В, С; для отношений: р-позитивные, п- негативные, о-нейтральные, а-амбивалентные):
АцВ и ВпС включает АрС,
что означает, что если А негативно относится к В, а В негативно относится к С, то Л позитивно относится к С. Сами авторы полагают, что, хотя <резоны> подобного рода отклоняются логиками, они в действительности су- ществуют: так на практике часто рассуждают люди. Абельсон отмечает, что при этом имеется в виду серьез- ный, но не слишком блестящий <мыслитель>, который рассуждает примерно так: <Если Д делает действие В, а В блокирует цель С, то из этого следует, что Л - про- тив цели С. Но я всегда думал, что А принимает цель С, и теперь это меня смущает> [62, 114]. Здесь фиксирует- ся потенциальное несоответствие, которое иллюстрирует противоречие практических соображений и правил ло- гики. Именно такие практические соображения и зафик- сированы в правилах <психологики> [62, 112]. Заметим сразу же, что структурная матрица Абелысона и Розен- берга представляет собой обобщение всех типов возмож- ных связей между элементами и отношениями, фиксируе- мыми в различных теориях соответствия. Точно так же и правила <психологики>, сформулированные авторами, справедливы не только для теории когнитивного диссо- нанса. Однако поскольку именно здесь острее встает воп- рос о природе <соответствия>, обоснование необходимо- сти психологики прежде всего адресуется к этой теории. Абельсоя прямо предлагает усматривать в когнитивном диссонансе некоторый психологический подтекст, кото- рый состоит в том, что диссонанс фиксирует как раз не логическое противоречие, но противоречие между логи- ческим и алогическим в поведении человека: <Во.прос о 121
природе соответствия (-имеется в виду в теориях когни- тивного соответствия. - Авт.} в конечном счете есть воп- рос о природе Смысла, о <субъективной рациональности> [62, 112]. Таким образом, выражение <следует из> в тео- рии Фестингера приобретает специфическое 13начение, которое, несмотря на уже довольно обширную литерату- ру сто психологике, остается не вполне выясненным и по- тому продолжает давать пищу критике.
Точно так же не вполне удовлетворяет и другая кате- гория, использованная в формуле, определяющей сущ- ность диссонантных отношений: <не-J>. Исследователь теории диссонанса Э. Аронсон полагает, например, что неопределенность границ понятия <не-Х> приводит к тому, что в ряде случаев трудно зафиксировать факт диссонанса, ибо возникают ситуации неявного диссонан- са. Аронсон предлагает такую ситуацию: <Мой любимый писатель бьет свою жену>. Подходит ли это под форму- лу диссонанса, то есть под формулу: <не-Х следует из У>? Ответ на этот вопрос зависит от того, полагаем ли мы, что <не-битие> своей жены должно быть атрибутом любимого писателя. Значит, все зависит от того, как мы вообще определяем понятие <любимый писатель>, то есть включаем ли в него характеристику высоких мораль- ных качеств этого человека, соблюдение им норм пове- дения или нет. Различный ответ на этот вопрос застав- ляет по-разному отнестись к самому факту установле- ния диссонанса или отрицания его в данной ситуации.
Возможно, что полемика вокруг этих проблем не бы- ла бы столь острой, если бы теория диссонанса в других своих частях не претендовала на достаточно большую точность, на попытки формализовать отдельные ее поло- жения. В самом деле, все, что говорилось до сих пор, в общем, укладывалось в русло других когнитивных тео- рий, в том числе и с точки зрения оправдания присутст- вия в них соображений здравого смысла. Как видно, и у Фестингера все опирается на весьма житейские примеры, на которые аксиомы, почерпнутые из обыденных сен- JT Кажется логичным, что такое основание теоре- чассуждений допускает известную нестрогость некоторую шаткость логических построений. дело-допустить право на существование теории подобных оснований (а когнити- прежде всего именно это), другое де- аком основании строить строгую тео-
120
рию, в частности с включением в нее элементов форма- лизации. Стоит только встать на этот путь, как количест- во трудностей, возникающих перед теорией, будет умно- жено. Примерно это происходит и с теорией диссонанса. Двусмысленное толкование исходных .понятий оказывает- ся очень трудно перешагнуть, как только вводятся по- пытки измерения диссонанса.
Между тем Фестингер, в отличие от других предста- вителей теорий соответствия, пытается не просто конста- тировать наличие диссонанса, но и измерить его величи- ну. Общее определение величины диссонанса дается так:
<Величина диссонанса между двумя когнитивными эле- ментами есть функция от важности (или значимости) элементов для индивида> [102, 211], то есть между дву- мя малозначимыми элементами диссонанс не может быть большим, несмотря на высокую степень несоответствия. С другой стороны, два значимых элемента могут развить большой диссонанс, даже если сама степень несоответ- ствия не столь велика. Примером может служить такая ситуация: если кто-то купил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, величина возникшего здесь диссо- нанса невелика. Если же, например, студент хорошо зна- ет, что не готов к экзамену, а сам тем не менее бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при
этом, значительно больше.
Однако одного приведенного определения еще недо- статочно, чтобы измерить величину диссонанса. Прежде всего потому, что практически личность имеет в своей когнитивной структуре отнюдь не два когнитивных эле- мента, определенным образом сопоставляемых друг с другом, а много. Поэтому было необходимо ввести поня- тие <общей величины диссонанса>. По Фестингеру, об- щая величина диссонанса зависит от <весовых пропор- ций релевантных элементов> [102, 214]. <Весовые про- порции> означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих эле- ментов. Но тогда сейчас же встает вопрос, как измерить <важность> этих элементов, как выразить степень этой важности. Ответов на эти вопросы автор теории диссо- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|