|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)рикавдской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций. Следовательно, более или менее полную характеристику теоретических позиций можно получить, лишь включив в перечень направлений как минимум четыре: бихевиоризм, когнитивизм, психо- анализ и интеракционизм,
ос
OR
/ В отличие от ранних исследований, где предлагалось два критерия для различения теоретических направлений, сейчас предпринимаются попытки умножения и усложне- ния таких критериев. Мак-Дэвид и Харари предлагают, например, шесть критериев: основной источник данных для наблюдения; понятия, используемые для описания мотивации или-более широко-личности; роль, отво- димая сознанию в поведении; роль бессознательного в поведении; роль, которая придается внешней среде; на- конец, роль так называемой социокультурной среды [141,
24-26].
Названные шесть критериев, возможно, и не яв- ляются слишком строгими и с этой точки зрения вряд ли могут быть рассмотрены как некий эталон. Однако сама попытка выявления оснований для классификации тео- ретических подходов заслуживает внимания. По сущест- ву здесь поднимается вопрос о том, что каждая теорети- ческая ориентация вырабатывает свой концептуальный аппарат для описания некоторого обязательного миниму- ма исходных, <сквозных> психологических феноменов. В современном науковедении, и в частности в мета-ана- лизе психологического знания, концептуальному, или категориальному, аппарату уделяется особое внимание. В распоряжении всякого психолога-экспериментатора, отмечает М. Г. Ярошевский, <имеются особые средст- ва - не только приборы, фиксирующие быстроту реакций, но и незримый аппарат категорий, понятий, принципов. Назовем его категориальным аппаратом. Он склады- вается и усложняется с прогрессом научной психоло- гии. От его разработанности зависит качество добывае- мой информации и соответственно возможность исполь- зовать эту информацию для управления психическими процессами> [58, 15]. Этот категориальный аппарат нау- ки, естественно, связан с определенным набором обяза- тельных тем научного исследования в данной области. Все это вместе взятое-основная проблематика, <пред- метная область>, согласие относительно каких-то основ- ных принципов, методов анализа-создает некоторую модель науки, принимаемую или в определенный период ее развития, или в рамках довольно широкого сообщест- ва ученых. В науковедческой литературе последних лет такая модель определяется как парадигма. С точки зре- ния Т. Куна, автора этой идеи, в развитии любой науки можно выделить относительно спокойные .периоды, когда 37
в сообществе ее представителей утверждается такое сог- ласие относительно исследуемой области реальности, об- щих принципов этого исследования, основных исходных представлений о существе изучаемых явлений. Это и есть периоды, когда в науке устанавливается определенная парадигма. Когда же, в силу различных причин, она из- живает себя, уступая натиску новых данных, .новых идей, ей на смену приходит новая парадигма, а сам период пе- рехода от одной парадигмы к другой обозначается Куном как научная революция [56, 10].
Можно соглашаться или не соглашаться с этой иде- ей, как она разработана Куном, и это особый вопрос в науковедении и философии [57, 23]. Но остается фак- том то огромное влияние, которое идея парадигмы ока- зывает сегодня на мышление многих ученых, представи- телей различных конкретных наук. В русле той методоло- гической рефлексии, которая, так же как и для других дисциплин, свойственна сегодня для социальной психоло- гии, идея парадигмы приобретает одно из центральных мест. Как и в других случаях, социальная психология и здесь питается из двух источников, представляющих ее <родительские> дисциплины: из психологии и из социо- логии. Вопрос о том, представляют собой эти науки пара- дигмальное знание или идея парадигмы неприменима в них, обсуждается в каждой из этих дисциплин. Что ка- сается психологии, то здесь этот вопрос .не имеет одно- значного решения: одни авторы высказываются за то, что психология есть непарадиг.мальное знание; другие полагают, что в истории психологии можно выделить ка,к минимум две парадигмы - интроспекционистскую и би- хевиористскую [7,23].
В социологии в.опрос о парадигме получил более об- стоятельную разработку. Еще в 40-х годах в связи с кри- тикой эмпирической тенденции Р. Мертон выдвинул идею о том, что новой парадигмой в социологии являет- ся парадигма функционализма, которую он представил как некоторое систематическое руководство для исследо- вателя, включающее набор необходимых понятий, основ- ные постулаты и характеристики тех моментов, на кото- рые должно быть обращено главное внимание исследо- вателей [151, 225]. Сегодня и эта парадигма считается в американской социологии изжившей себя, и в литерату- ре идет дискуссия о том, какая парадигма заменит <па- радигму соответствия> (так другими словами именуется
2
парадигма функционализма, где идея соответствия, рав- новесия социальных систем была ключевой) -<пара- дигма конфликта> или какая-либо иная.
Значение понятия парадигмы, предложенного Куном, как видно, не всегда используется строго. Как это часто бывает, научный термин получает в употреблении как бы вторую жизнь, приобретая несколько более обыденное содержание. Практически с парадигмой отождествляют какие-то отдельные характеристики науки, обозначая этим термином то различные теоретические ориентация, то методологические принципы, то опецифический поня- тийный аппарат. Такая адаптация идеи парадигмы наб- людается и в социальной психологии. Квалифицируя си- туацию в этой науке как своего рода кризис, многие аме- риканские исследователи склонны считать, что разверты- вание этого кризиса совершается в форме смены пара- дигм, Ниже мы подробно проанализируем мысли Мак Гайра по поводу содержания той парадигмы в социаль- ной психологии, которая уходит со сцены, и по поводу той, которая складывается здесь4. Сейчас важно отме- тить, что сама по себе идея парадигмы, как бы произ- вольно она ни толковалась, обладает известной привле- кательностью для социальной психологии. О.на становит- ся тем необходимым звеном в анализе собственных воз- можностей, успехов и неудач, которое необходимо изу- чить, оглядываясь на пройденный путь, подытоживая ре- зультаты и продумывая перспективы.
Вопрос о принципах различения теоретических на- правлений, хотя и косвенно, имеет отношение к проблеме парадигмального (или неларадигмальното) характера социально-психологического знания. Выделение .ключе- вых понятий, в которых описываются в том или ином на- правлении <сквозные> проблемы социальной психологии, представляется весьма продуктивным принципом анали- за истории всякой дисциплины. Как справедливо отме- чает М. Г. Ярошевский, <история школ и их взаимоотно- шений, влияние дискуссий между сторонниками различ- ных шжол на последующую эволюцию научных ядей - эти и многие другие аспекты коммуникативно-информа- ционной деятельности ученых не могут быть расшифро- ваны без категориального ключа, без представления об основных формах, структурах, категориальных схемах
4 См. гл. VI настоящей книги.
29
вообще целая <эпоха> или уж во всяком случае четко фиксированная самостоятельная область в американской социальной психологии XX в. То же относится к исследо- ваниям социальной перцепции. Мак Гайр отмечает, на- пример, что в 30-40-t годы публикации по исследовани- ям аттитюдов росли быстрее, чем все прочие публикации по социальной психологии. В 60-е годы <фаворитом> ста- новится другая проблематика. Прогнозируя дальнейшее развитие социальной психологии, можно утверждать, од- нако, что на роль этого фаворита снова выдвигается тра- диционная для когнитивистской ориентации проблема. По мнению Мак Гайра, это будет проблема <языка> (в духе исследований Н. Хомского), если ее не оттеснит другая <темная лошадка>, именуемая <социальной пер- цепцией> [145, 141].
Особняком продолжает стоять проблематика интерак- ционистской концепции, связанная преимущественно с исследованием проблем символизма, ролей, референтных групп и т. д. Но и в этом случае, например, идея социаль- ной роли (не в качестве основы ролевой теории личности, а именно как общая идея) присутствует в работах пред- ставителей других направлений. Такой переход проблем и понятий из одной теоретической ориентации в .другую, конечно, является естественным процессом: он фиксиру- ет тот факт, что в исследованиях накапливается много <общих мест>, которые безотносительно к их генезису включены в тело социальной психологии как науки. Од- нако их традиционная привязанность к одному из направ- лений должна быть тщательно исследована, чтобы при оценке содержания .концепции того или иного автора не ошибиться под воздействием чисто внешних, терминоло- гических факторов.
При анализе перспектив развития американской со- циальной психологии редко обсуждается вопрос о воз- можных изменениях самого набора сложившихся теоре- тических ориентации. Ряд авторов сходится в том, что решающие изменения, которые, возможно, произойдут в социальной психологии, будут касаться не изменения ха- рактера и содержания теорий, но изменения способа ис- пользования теорий. Иными словами, наиболее актуаль- ным представляется вопрос о методологической роли тео- рий в социально-психологическом исследовании. Этот во- прос ставится в общем русле той методологической реф- лексии, которая с особой силой развивается в последние
32
годы, причем не только в социальной психологии, но во всей системе научного знания. Для социальной психоло- гии дискуссия подобного рода является особенно значи- мой в связи с <маргинальностью> ее положения, в связи с молодостью ее как науки, наконец, в связи с .большой сложностью объекта ее исследований. В методологиче- ском ключе выделяются два .вопроса относительно судеб теоретического знания в социальной психологии, отно- сительно его роли, значения, трудностей. Это вопросы о соотношении теоретического и эмпирического уровней со- циально-психологического исследования и об отношении теоретического знания к проблеме ценностей. Масштаб рассмотрения того и другого вопроса весьма различен:
в собственно американской литературе первый разбира- ется значительно подробнее, в постановке и рассмотре- нии второго доминирующую роль начинают играть со- циальные психологи из европейских стран.
Проблема соотношения теоретического и эмпирическо- го уровней знания существует, разумеется, в любой кауч- ной дисциплине. В своем философском, гносеологическом аспекте она специально исследуется в различных систе- мах, а в последние годы в специальной области - логи- ке и методологии научного исследования. Но рано или поздно к этой проблеме вынуждены обращаться и сами исследователи, работающие в конкретных областях нау- ки. По-видимому, такая необходимость возникает на оп- ределенном этапе развития научной дисциплины, когда, с одной стороны, рождается потребность <остановиться, оглянуться>, отдать себе отчет о качестве получаемых /
(знаний, о возможностях науки, с другой стороны, когда накоплен достаточный материал, на основании которого можно строить такой анализ. Однако в различных науч- ных дисциплинах мера осознания этой потребности и ост- рота проблемы выглядят по-разному. В силу ряда конк- ретных обстоятельств истории каждой науки вопросы эти могут отодвигаться на более ранние или более позд- ние этапы. В свое время дискуссии подобного плана бы- ли, например, актуальны даже для такой устоявшейся дисциплины, как физика, что было связано с разразив- шимся здесь кризисом на рубеже XIX-XX столетий. В других науках вообще, по-видимому, можно констати- ровать относительное безразличие ,к названной пробле- матике. Но этого никак нельзя сказать о любой из наук, связанных с изучением человека.
3 Заказ 420 ,33
Существует ряд объективных причин для возникнове- ния здесь острого интереса к проблеме соотношения тео- ретического и эмпирического знания. Сам объект иссле- дования в данном случае настолько сложен, что уже он порождает размышления над судьбой и возможностями классических схем эксперимента. Кроме того, имеет зна- чение и специфика исторического развития таких дис- циплин, как психология и социология, в частности факт__ довольно длительного их существования в недрах фило- софии и потому значительная зависимость от чисто фи- лософской традиции, с трудом допускающей переключе- ние на рельсы экспериментального развития. Отсутствие хорошо разработанных моделей теоретического знания для дисциплин подобного рода (поскольку само станов- ление методологии науки опиралось всегда на опыт есте- ствознания) выступает уже как <вторичная> причина, (по- рожденная двумя первыми. И наконец, острота содержа- тельных проблем, исследуемых в этих науках, тесная их связь с реальными социальными проблемами общества, их неизбежная идеологическая включенность, ярче все- го .проявляющаяся именно на уровне теоретического зна- ния, также обусловливают как особую трудность в ре- шении методологических вопросов, так и особую ответ- ственность, которая здесь должна быть проявлена.
Весь комплекс этих причин в полной мере проявляет- ся в социальной психологии, будучи дополнен еще и та- кой специфической причиной, как рождение ее на стыке двух наук - социологии и психологии. Как мы стара- лись показать, и в той, и в другой <родительских> дис- циплинах вполне достаточно своих собственных проблем в указанном плане, социальной же психологии приходится наследовать эти двойные трудности. Конечно, в общей форме она подчиняется тем элементарным требованиям, которые предъявляются ко всякой науке, в том смысле, что теория и эмпирический материал должны здесь тесно взаимодействовать. Но коль скоро теория зачастую отож- дествляется со <спекуляцией>, коль скоро практика экс- перимента осмысливается через призму неопозитивист- ских канонов научного знания, элементарное требование перерастает в подлинную проблему. Отвлекаясь от во- проса о том, какая теория направляет исследование или должна направлять его, многие американские авторы вы- нуждены поднимать вопрос о том, должна ли вообще теория присутствовать в теле строго экспериментальной
34
социальной психологии, должны ли вообще элементы тео- ретического знания (и могут ли они) быть включенными в ткань экспериментального исследования. Интересно, что в серьезных руководствах этот вопрос обсуждается на таком элементарном уровне, что исследователю в об- ласти логики и методологии науки это вообще .может по- казаться трюизмом. В учебных пособиях иногда прилеж- но переписываются такие истины, что <эмпирические данные являются существенными для полимания соци- ального поведения, <о один эмпиризм не ведет к боль- шому успеху ни в одной науке. Эмпирические данные должны быть организованы и соотнесены так, чтобы они могли быть интерпретированы и объединены. Это - функция теории> [175, 7]. Бесспорное само по себе, это утверждение представляется настолько тривиальным, что, казалось бы, могло быть опущено, принято как данное, но его приходится повторять и приводить, ибо на общем атео.ретическом фоне состояния социальной психологии и оно требует если не защиты, то по крайней мере пропа- ганды. Очевидно, этим следует объяснить тот относитель- но низкий уровень обсуждения этой проблемы, который можно констатировать в литературе.
Что касается понимания природы теорий, то и здесь большинство высказываемых идей не являются слишком оригинальными и даже вполне корректными с точки зре- ния современной логики науки. Они демонстрируют собой, скорее, первые шаги в попытках приобщиться к сложным формам методологической рефлексии. Отказавшись от идеи <большой> теории в социальной психологии, исследо- ватели анализируют природу теории на примерах <теорий среднего ранга>. Обычно прежде всего задаются некото- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|