|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)узника> выбор участников зависит от того, насколько каждый из них уверен в мотивах другого, и от того, в ка- кой мере каждый уверен, что другой ему доверяет.
<Дилемма узника>, как и первая рассмотренная на- ми ситуация, служит примером взаимного поведенческо- го контроля членов диады. Но она далеко не только этим интересна. Экспериментально-лабораторное проигрьгва-
79
ние ситуации <дилемма узника> стало в настоящее время темой целой ветви исследований в зарубежной социаль- ной психологии. В этом русле работает достаточно много авторов. В частности, М. Дойч, А. Рапопорт использова- ли данную схему, изучая различные аспекты взаимодей- ствия. Обычно участников знакомят с матрицей, прежде чем их просят сделать выборы. Затем от них требуется сделать выборы одновременно: в одних случаях-не вступая в коммуникацию друг с другом (классический вариант), в других случаях изучается именно воздейст- вие коммуникации на поведение. Игра может проигры- ваться многократно, и после каждого тура игрокам сооб- щаются исходы обоих. Иногда в роли игрока выступает не один человек, а команда с лидером. В исследованиях варьировали пол, возраст, интеллектуальный уровень участников и другие - все это с целью эмпирического поиска психологических факторов, влияющих на выбор стратегий участниками данного конфликтного взаимо- действия. За последние двадцать лет в этой области на- коплен богатый эмпирический материал, представляю- щий несомненный интерес.
Что касается подхода Тибо и Келли к взаимодейст- вию, то он содержит еще целый ряд аспектов, выходя- щих за пределы освещенных здесь принципов. Однако для общей оценки их ориентации необходимо прежде всего сделать акцент на исходных предпосылках этой по- зиции. Такая оценка может быть проведена, конечно, как бы изнутри данного подхода, то есть не подвергая сомне- нию сам исходный принцип интерпретации межличност- ного взаимодействия авторами. Можно оценить, насколь- ко последовательно он проведен, есть ли противоречия в его реализации и если есть, то какие, и т. д. Именно та- кой характер носит анализ позиции Тибо и Келли со сто- , роны их американских коллег. Однако такого рода заме- чания, на наш взгляд, должны следовать после оценки правомерности самого принципа вознаграждения-издер- жек как основы трактовки всей сферы межличностных отношений. Именно этот принципиальный момент заслу- живает анализа в первую очередь.
На наш взгляд, в качестве важнейшего упрека в ад- рес представленной позиции можно выдвинуть упрек в том, что авторы пытаются анализировать межличност- ный контакт как протекающий в вакууме, никак не свя- зывая его с окружающим социальным контекстом. Им-
80
плицитно подразумевается, что сформулированный ими Принцип построения межличяостных отношений являет- ся универсальным, вневременным. Однако в действитель- ности авторам не удается элиминировать из своей тео- рии реальный социальный контекст: легко видеть, что теория Тибо и Келли является достаточно адекватной моделью многих аспектов диадического взаимодействия в условиях .капиталистического общества, где принцип выгоды пронизывает все уровни социальных отношений, в том числе отношения социально-психологические. В силу указанного обстоятельства эта теория не может претендовать ,на всеобщность.
Вряд ли правомерно подвергать сомнению идею Тибо и Келли о том, что социальное взаимодействие включа- ет, предполагает взаимозависимость участников. Все де- ло в том, какой характер принимает взаимная зависи- мость. А это ближайшим образом определяется содер- жательными характеристиками социальной системы, в рамках которой протекает межлич.ностное взаимодей- ствие. Конечно, невозможно элиминировать вовсе из межличностных отношений соображения выгоды, полез-- нести. Речь идет не об этом. Вопрос состоит в том, дела- ет ли общий социальный контекст этот принцип осново- полагающим регулятором сферы межличиостных отно- шений, определяющим всю <социальную психологию групп>, или ему отводится иное, например, гораздо более скромное, место. В рассмотренной теории авторы отра- жают, концептуализируют вполне определенную соци- альную, в том числе социально-психологическую, реаль- ность, однако воспринимают ее по существу как единст- венно [возможную и универсальную. С этим связана не- правомерная универсализация вычлененного ими такого регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения-издержек.
Что же касается оценки характера реализации авто- рами исходного принципа, то, несомненно, им удалось построить достаточно разветвленную систему представ- лений о природе межллчностных отношений. Зарубеж- ные авторы справедливо отмечают, что работа Тибо и Келли <Социальная психология групп> <содержит много проницательных суждений о процессах и детерминантах социального взаимодействия...> [99, 123]. Однако все это касается преимущественно одной формы взаимодей- ствия, а именяо взаимодействия диадического. В ооци-
6 Заказ 420 81
альной психологии пока является неоконченной дискус- сия о том, может ли диада рассматриваться как ячейка, клеточка, содержащая ,в свернутом виде всю гамму возможных групповых взаимоотношений. Следовательно, вопрос о переносе на группу принципов, вычлененных в анализе диадического взаимодействия, нуждается в осо- бом рассмотрении и обо сноваяии.
Интересно отметить, что своеобразным <ограничите- лем> в данном случае оказалось и используемое автора- ми методическое подспорье в виде матрицы исходов. Плодотворность языка матрицы в изучении многях ас- пектов диады несомненна. Это показывают иаряду с ра- ботой Тибо я Келли многочисленные в настоящее время другие исследования с использованием эксперименталь- но конструируемых игр. Однако эмпирическое исследо- вание группы, даже из четырех участников, с привлече- нием матрицы исходов уже весьма затруднено.
Еще один момент, обычно отмечаемый в качестве упрека позиции Тибо и Келли, также в определенной сте- пени обусловлен обращением авторов к теоретико-игро- вым представлениям. Дело в том, что <их теоретический анализ социального взаимодействия трактует его так, как если бы это было взаимодействие между личностя- ми, которые преследуют свои интересы механистично, без всякой психологической реакции на осведомленность относительно того, что они думают друг о друге и как пытаются предсказать .поведение друг друга. Их анализ часто обнаруживает допущение, что не делается разли- чий между личностями и вещами, которые не могут со- знавать самое себя и факт взаимодействия. Как следст- вие этого, их книга в большой степени игнорирует роль коммуникации в социальном взаимодействии, как если бы возможность обсудить проблемы не имела значения для социального поведения> [99, 123-;124].
Весь приведенный перечень допущений, вызывающих неудовлетворение психолога, отчасти связан с использо- ванием в анализе авторов языка матриц. Этот заимст- вованный из математической теории игр способ описания взаимодействия действительно предполагает участников, которые разумны, т. е. стремятся к максимальному выигрышу. Причем теория игр имеет в виду, что сто- роны разумны в равной мере. Предполагается, что ситу- ации, в которых принцип максимизации выигрышей на- рушается, теория не рассматривает. Кроме того, из ана-
82
лиза, по сути, опускаются действия игроков в рефлек- сивном плане. Таким образом, допущения теории игр минимизируют психологические характеристики участ- ников. Поэтому, не отрицая полезности, необходимости использования теоретико-игровых методов в психологи- ческом исследовании, многие психологи, в том числе со- ветские авторы, подчеркивают, что <математические ме- тоды не могут заменить психологический анализ или. подвергнуть сомнению его решающую роль в исследова- нии> [22,281].
Можно указать также ,на большую трудность исполь- зования языка матриц для описания ситуации реального взаимодействия. Сложным делом оказывается и дать. исчерпывающий перечень линий поведения участников (их стратегий), и численно представить исходы взаимо- действия (выигрыши, платежи участников). В лабора- торных экспериментах эти вопросы решаются сравни- тельно просто. В частности, исходы обычно выражаются в очках или деньгах. Но в этом случае во весь рост встает проблема отношения добытых в эксперименте све- дений к реальным ситуациям.
В целом зарубежные авторы отмечают, что теория I >/ Тибо и Келли не получила <тотального подтверждения>, ] и квалифицируют эмпирические исследования, проведен- ные в рамках данного подхода, как <умеренно поддер- живающие> [175, 103]. Особенно много исследовании:
в русле гипотез Тибо и Келли посвящено изучению си- ;" туации торга, что не случайно, ибо предлагаемая авто- рами матрица исходов как аналитическое средство наи- более адекватна именно данному классу ситуаций. У них же в работе обнаруживается неоправданная тен- денция построить всю социальную психологию на этой- достаточно узкой основе.
Подход Хоманса. Весьма близкой к позиции Тибо и Келли является теория <элементарного социального по- ведения> американского исследователя Хоманса [118].. Если Тибо и Келли формально не связывают себя с бихе- виористской ориентацией, то Хоманс в поисках объясни- тельных принципов прямо апеллирует к скиннеровской- парадигме научения как основному источнику.
В центре внимания Хоманса-взаимный обмен воз- награждениями (позитивными подкреплениями) и из- держками (негативными подкреплениями), который име- ет место в диадическом контакте лицом к лицу. По его
б 82;
мнению, прямой и непосредственный обмен между участ- никами взаимодействия вознаграждениями и наказания- ми составляет существо <элементарного социального по- ведения>. Вслед за <поведенческой психологией> и <элементарной экономикой> он представляет человече- ское поведение как <функцию его платежей>.
Хоманс дедуцирует положения, релевантные анализу
процесса социального обмена, из принципов, сформули- рованных бихевиористами на основе изучения оперант- ного поведения животных. В наборе категорий Хоманса основными оказываются следующие: <деятельность> (activity), <сентимент>, (sentiment) <интеракция>. Пер- вый термин выступает равнозначным скиннеровскому термину <оперант>. Сентименты составляют особый класс деятельностей, они <являются знаками аттитюдов и чувств, которые человек имеет по отношению к друго- му человеку или к другим людям> [118, 33]. Таковы, на- пример, кивок, поцелуй, рукопожатие. Таким образом, сентименты не являются внутренним состоянием индиви- да, это виды открытого поведения. Подобно всякому по- ведению, сентиментами можно обмениваться, и в этом процессе обмена они подкрепляют, позитивно или нега- тивно, поведение партнера по взаимодействию. Интер- акция, по мнению Хоманса, состоит как раз в обмене оперантами (в его терминологии-деятельностями) и сентиментами, представляющими особый класс деятель- ностей.
Хоманс формулирует пять положений, способных, как
он полагает, объяснить эмпирические данные социаль- ной психологии. Первые четыре положения являются по сути переформулировкой скиннеровского представления о взаимосвязанном влиянии на поведение лишения или насыщения, а также частоты и качества подкрепления. Например, положение второе гласит: <Чем более часто в пределах данного временного периода деятельность человека вознаграждает деятельность другого, тем более часто этот другой будет инициировать деятельность> [118, 54]. Из предпосылки о том, что человек будет включаться в деятельность тем больше, чем более он вознаграждается за нее, Хоманс извлекает ряд сужде- ний о социальном взаимодействии. Например, чем чаще один человек благодарит другого за помощь, тем про- порционально чаще этот другой будет оказывать по- мощь первому. 84
В основу последнего, пятого, положения Хоманс кладет так называемое правило <распределенной спра- ведливости> (distributive justice), согласно которому каж- дый участник социального отношения, то есть отноше- ния обмена, по Хомансу, ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издерж- ками, иначе говоря, ожидает справедливого обмена из- держек и вознаграждения. Возможные последствия на- рушений данного правила как раз и представлены Хо- мансом в положении пятом: чем с большим ущербом для личности нарушается указанное правило, тем с боль- шей вероятностью она <должна обнаруживать эмоцио- нальное поведение, которое мы называем гневом> [118, 75]. С другой стороны, получение вознаграждения, не- пропорционального вкладу, приводит к возникновению у участника взаимодействия чувства вины. С точки зре- ния Хоманса, оценка сторонами меры возврата своего- вклада основывается на прошлом опыте социального- обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной <нормы обмена>. Представление Хоманса об индивидуально дифференцированных на основе прош- лого опыта ожиданиях справедливого вознаграждения весьма похоже на понятие <уровень сравнения> у Тибо и Келли. Может оказаться, что одного опыт приучил к малым вознаграждениям за большие вклады, а друго- го - наоборот. Когда во взаимодействие вступают носи- тели конфликтующих, а не взаимно дополняющих друг друга норм справедливого обмена, выдвинутое Хоман- сом правило не в состоянии определять ход взаимодей ствия. В этой ситуации наиболее вероятно прекращение
взаимодействия.
Таково вкратце существо теории социального обмена
Хоманса. Как справедливо отмечают Шоу и Костанцо, этот социально-психологический подход, как, впрочем, и подход Тибо и Келли, основывается на модифицирован- ном законе эффекта Торндайка. Взаимодействие про- должается только в случае удовлетворяющих стороны исходов, в противном случае оно прерывается. Разли- чие между удовлетворяющими и неудовлетворяющимд ситуациями проводится в чисто экономическом смысле:
первые обеспечивают участнику выгоду, вторые приво- дят к потерям.
Можно выделить два подхода к оценке изложенной
теоретической концепции. В комментариях американ- 85.
ских авторов обычно отмечается ее логическая строй- ность, интересная попытка реинтерпретировать на ее основе существующие исследования по конформности, власти, социальному влиянию и т. д. В то же время под- черкивается ряд внутренних трудностей этой теории, обус- ловивших, в частности, достаточно скромную практику эмпирических исследований в ее русле. В первую очередь это относится к неудовлетворительному концептуальному д операциональному определению некоторых базовых по- г.чятий. В отсутствие строгих определений многие из ис- .пользуемых Хомансом понятий оказываются, скорее, метафорами, а не научными терминами. Отмечается также известная непоследовательность теории в реали- зации принципов скиннеровской психологии. Хоманс за- имствует эти принципы выборочно, игнорируя, например, такой важнейший момент скиннеровского подхода, как .влияния различных схем подкрепления. Указанные не-
строгость и неполнота теории Хоманса, по мнению Дой- ча и Краусса, характерны ей не в большей мере, чем другим теориям американской социальной психологии, ни одна из которых не является теорией <в смысле тео- рий в физических науках> [99, 13]. Легко заметить, что приведенные оценки подхода Хоманса следуют как
-бы изнутри данного подхода, не подвергая сомне- дию сам принцип интерпретации социального взаимо- действия.
Другое направление критики пытается оценить сам этот подход. Во-первых, он рассматривается как совре- менный образец .психологического редукционизма в со- циальной психологии и социологии [92]. Хоманс считает необходимым в объяснении феноменов социального взаи- модействия апеллировать к постулатам психологии, иг- яорируя социальные предпосылки.
Принципы, объясняющие <элементарное социальное поведение>, Хоманс дедуцирует из скиннеровской психо- логии. В результате <социальное> поведение строится в соответствии с той же матрицей выигрышей и потерь, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|