|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)как и <несоциальное>, поведение; в этой матрице другие .люди служат в качестве средства, с помощью которого получаются эти выигрыши или предотвращаются поте- ри. Именно в этом смысле они являются <стимулами>, которые оказываются <социальными> [94, 92].
Попытки Хоманса дать интерпретацию социальных .феноменов с позиций <поведенческих предпосылок> пря-
Й6
мо приводят .к искажению этих феноменов. Так случи- лось, например, с положением о <распределенной спра- ведливости>, которое он рассматривает как психологи- ческий закон. Формулирует его Хоманс на основе анало- гии, по существу приравнивая гнев человека к реакции голубя на ситуацию, когда психолог, регулярно подкреп- лявший его при определенных условиях, внезапно пре- кращает подачу пищевого подкрепления в этих же условиях.
Исходя из подобной редукционистской модели, не- возможно решить задачи объяснения и предсказания, которые ставит перед собой всякая теория,- в этом суть второго возражения против исходного принципа Хоманса. Объяснения оказываются тавтологичными или ложными. <Отправляясь от них, мы не можем ни по- нять, ни предсказать поведение кого-либо, кто не испол- няет наши ожидания или не разделяет наши оценки, основанные на нашем общем опыте универсальной мат- рицы вознаграждений-наказаний; более того, маловеро- ятно, что мы сможем понять или предсказать те аспекта собственного поведения, которые внезапно, по причи- нам, недоступным прямо нашему опыту, принимают но- вый поворот, ведущий к неожиданным <вознаграждени- ям> или <наказаниям> [94, ИЗ].
Наконец, третье возражение можно адресовать тен- денции Хоманса рассматривать свою теорию как некую абстрактную, универсальную модель социального взаи-i- модействия. Он убежден, что ориентация на поиск выго- ды является атрибутом индивида, <который обнаружи- вается во всех обстоятельствах, то есть независимо от общества> [92, 268]. В действительности, однако, претен- зию на построение абстрактной модели отношений обме- на следует признать несостоявшейся. Обмен кажется свободным, <лишь поскольку он абстрагируется от су- ществующих социальных условий и отношений, которые в реальности детерминируют принимаемую обменом форму> [191, 288]. Теория Хоманса имеет своим источ- ником вполне определенный социальный контекст- условия капиталистического общества. Существо теории во многом обусловлено тем обстоятельством, что она ос- нована на аналогии. Как отмечают Дойч и Краусс, в ка- честве аналога диадического взаимодействия берется рыночная торговая сделка [99, 116]. Образ рынка до- статочно адекватно передает характер отношений в
87
капиталистическом обществе. В этом смысле теория Хо- манса схватывает отдельные аспекты диадического вза- имодействия по типу рыночного обмена. <Обмениваемая деятельность рассматривается главным образом с точки зрения ее полезности другим,-пишет Я. Яноушек,- тогда как ход этой деятельности и ее структура счита- ются менее важ.ными> [92, 288]. Далее Яноушек отме- чает характерное для данного подхода малое внимание процессам принятия аттитюдов и ролей партнера, а так- же процессу самовыражения.
Эти аргументы весьма напоминают критические за- мечания, высказываемые в адрес рассмотренной выше теории Тибо и Келли, что лишний раз свидетельствует о родственности теорий. К ним обеим в равной мере можно отнести и положения из комментария С. Моско- вичи. Он оценивает подход Тибо и Келли как <попытку конструировать теорию коллективных процессов на основе индивидуалистической теории> [92, 26]. Кроме того, он указывает на исключение данным подходом важ- нейшего для области групповой динамики вопроса о том, каким образом <группа является продуктом собственной деятельности. Группы не просто адаптируются к своему окружению; некоторым образом они создают это окру- жение> [92, 26-27]. С точки зрения Московичи, рас- сматриваемый подход в изучении групповой динамики <парадоксально не обнаруживает интерес к генезису групп>, к человеческой творческой деятельности, прояв- ляющейся, в частности, в том, что группы <создают се- бя>. Использование же принципов функционирования рынка в качестве основы общей социально-психологиче- ской теории, по мнению Московичи, неоправданно, по- скольку <рынок-это специальный социальный инсти- тут, характерный для определенного исторического
периода> [92, 26].
Все приведенные критические аргументы являются,
на наш взгляд, весьма уместными в отношении рассмот- ренных теорий Тибо и Келли, Хоманса. К ним можно добавить следующее. В обоих случаях авторы, как пра- вило, не учитывают такой характеристики исследуемой диады, как состоит ли она из случайных людей, то есть является диффузным образованием, или участники диа- ды имеют определенный опыт взаимодействия, общения между собой ,в ходе совместной деятельности. С точки зрения методологических принципов марксистской со
циальной психологии, развиваемых, например, в страто- метрической концепции групповой активности А. В. Пет- ровского, уровень развития группы является принципи- ально важной характеристикой, модифицирующей про- явление групповых закономерностей. Что касается,. в частности, соотношения закономерностей диффузной группы и группы такого высокого уровня развития, как коллектив, то исследования в рамках стратометрической концепции показывают, что часто эти закономерности оказываются как бы перевернутыми, то есть противопо- ложными [36]. Неучет подобного аспекта в анализе со- циального взаимодействия является, на наш взгляд, серьезным упущением рассматриваемых теорий.
Для авторов характерно также отвлечение в анализе- от содержания той деятельности, которой обмениваются взаимодействующие стороны. С позиции марксистской методологии, подобная ориентация на изучение преиму- щественно абстрактных форм и механизмов взаимодей- ствия весьма обедняет социально-психологический ана- лиз. Исследования, ведущиеся в русле упомянутой стра- тометрической концепции, показывают, что именно ха- рактер групповой деятельности опосредует межличност- ные отношения, детерминируя социально-психологиче- ские феномены и принципы группового общения.
Кроме рассмотренных теорий, более или менее си- стематически реализующих принципы необихевиорист- ской ориентации, следует упомянуть случаи вкрапления отдельных положений необихевиоризма в различные исследования, выполненные в целом с иных теоретиче- ских позиций. Как уже отмечалось, подобная практика является достаточно типичной для современной зару- бежной социальной психологии. С подобным переплете- нием позиций мы сталкиваемся, например, в исследова- нии феномена аттракции. В частности, Т. Ньюком, рабо- ты которого в основном могут быть отнесены к когнити- вистской ориентации, в подходе к вопросам аттракции явно апеллирует к необихевиористскому принципу под- крепления, предполагая, что аттракция между индиви- дами - это функция степени, в которой во взаимодейст- вии представлены взаимные вознаграждения. Можно
89.
упомянуть область социально-психологического тренин- га, базирующегося в основном на принципах научения, как они представлены в современной бихевиористской
ориентации. В частности, Т. Сарбин включает вариант теории подкрепления в свой общий подход к ролевому поведению и ролевому научению.
Весьма освоенной областью для необихевиористской
ориентации является проблематика содиальной установ- ки (аттитюда). Здесь обращает на себя внимание боль- шой объем экспериментальных исследований, представ-
ленных прежде всего в трудах авторов Иельской школы. Правда, относительно меры влияния необихевиоризма на эти работы высказываются различные суждения. Дело в
том, что в данном случае мы сталкиваемся, с одной сто- роны, с достаточно четкой формулировкой исходных прин-
ципов исследования - и для них как раз характерен би- хевиористский крен. С другой стороны, в ряде случаев
эксперименты выводят авторов за рамки исходных тео- ретических положений. Обнаруживается, что они исполь- зуют и более феноменологически ориентированные поня- тия теории личности и групповой динамики [54]. Таким образом, это еще одна иллюстрация характерного для американской социальной психологии совмещения раз- личных теоретических позиций в подходе к отдельным проблемам.
За|вершая рассмотрение необихевиористской ориента- ции в целом, можно сказать, что определенные иссле- довательские успехи в рамках данной ориентации свя- заны с изучением некоторых аспектов адаптивного доведения.
Эксплицитным либо имплицитным лейтмотивом всех исследований оказывается идея о том, что основной за- дачей всякого организма, включая человека, является его пассивная адаптация к существующим условиям. Что же касается преобразующей, то есть собственно человече- ской, деятельности, то данная сфера - в силу приро- ды исходных предпосылок - из анализа исключена. Ж. Пиаже и Б. Ияхелдер пишут по этому поводу сле- дующее: <Сооружение электронной машины или спутни- ка не только обогащает наше знание о действительности, но также обогащает саму действительность, в которой еще не было таких объектов. Эта творческая природа дей- ствия существенна. Бихевиористы изучают поведение, таким образом, действия, но слишком часто забывают 90
<активную> и преобразующую характеристику действия> [161,128].
Взаимодействие человека с окружением приводит к изменению этого его окружения, которое поэтому не мо- жет рассматриваться в виде некоторой константы. Пози- цию бихевиоризма в данном отношении можно охаракте- ризовать следующими словами К. Маркса: <... это уче- ние забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми> [1, 2]. Подобный антидиалектизм связан с ха- рактерным для бихевиоризма, по мнению С. Л. Рубин- штейна, разрывом между деятельностью и сознанием че- ловека, что, как ни парадоксально на первый взгляд, роднит его с интроспекционизмом, в борьбе с которым он утверждался. Как отмечает С. Л. Рубинштейн, <бездей- ственной сознательности> бихевиоризм противопоставил <бессознательную действенность слепых реакций> [40], не преодолев таким образом противоречие в постановке вопроса о соотношении поведения и сознания человека.
В плане диадического взаимодействия в данной ори- ентации исходным по существу оказывается представле- ние о детерминации социально-психологических феноме- нов в диаде характеристиками индивида. Подобного рода <методологический индивидуализм> ведет к редукциони- стским представлениям, которые препятствуют действи- тельному освоению проблематики групп в необихевиори- стской ориентации.
Глава III
КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Более чем любое из трех теоретических направлений со- циальной психологии, имеющих своим источником систе- мы психологического знания, копнитивизм трудно опре- делить как единую <школу>. Широкий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет тем не менее известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством кото- рого описывается тоже достаточно прочно привязанный к когнитивизму круг социально-психологических феноме- нов.
В самом общем виде сущность когнитивистского под- хода может быть охарактеризована как стремление объ- яснить социальное поведение при помощи описания пре- имущественно познавательных процессов, характерных для человека. В прямую противоположность бихевиориз- му когнитивисты обращаются прежде всего к психиче- ской деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире орга- низуются в некоторые связные интерпретации, в резуль- тате возникновения чего образуются различные идеи, ве- рования, ожидания, аттитюды, которые и выступают ре- гуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых ор- ганизованных систем образов, понятий и других <мента- листских> образований. При объединении этих образова- ний в связанную структурированную систему человеку неизбежно приходится принимать некоторое решение, первым шагом на пути к которому является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явле- ний, то есть соотнесение его с определенной категорией.
92
Процесс категоризации предполагает избирательное отне- сение к той или другой категории, что требует, в свою очередь, с особой тщательностью определить значение воспринимаемого предмета. Поэтому главными пробле- мами социальной психологии становятся проблемы пер- цепции, аттракции, формирования и изменения аттитю- дов и т. д.
I. Именно эта, .пока самая общая, характеристика когнитивистской ориентации позволяет понять, почему ее теоретическими источниками выступают гештальтпси- хология и теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология, как известно, явилась одним из вариантов <психологии сознания> [59, 209], где на место реального человека и его взаимодействия с окружаю- щим миром ставится сознание, а деятельность сводится к деятельности сознания. Один из видных теоретиков ког- нитивистской социальной психологии Р. Абельсон впо- следствии выразит это как своеобразную программу всех когнитивистских теорий: <Мой вариант Каждого Человека заставляет рассматривать его в большей степени в ка- честве Думателя, чем в качестве Делателя> [62, ИЗ]. Общность исходных принципов гештальтпсихологии и когнитивных теорий в социальной психологии может быть прослежена и более конкретно - путем анализа апелля- ций современных когнитивистов к некоторым более част- ным идеям гештальтпсихологии. Это прежде всего отно- сится к идее образа, рассмотренного в гештальтпсихоло- гии в качестве целостного образования. Выступив против психологического структурализма, где восприятие пони- малось как мозаика ощущений, а целостность в лучшем случае интерпретировалась как целостность дискретных элементов, гештальтпсихология предложила новый под- ход к восприятию, где утверждался его изначально це- лостный характер. Этот подход был реализован в фено- менологическом методе, когда наблюдатель непосредст- венно описывает содержание своего восприятия. Даль- нейшее развитие этих идей Дж. Брунером в сформули- рованной им программе в частности, при разработке идеи категоризации [14, 136], а также в некоторых построениях транзактной пси- хологии, явилось непосредственной основой когнитивист- ского подхода в социальной психологии.
Другая идея, которая была заимствовала из гештальт- психологии, - это идея изоморфизма, интерпретирован- 93
ного Кёлером как структурное подобие между материаль- ными и психологическими процесса;М!И. Хотя у социаль- ных психологов уделяется гораздо меньше внимания рас- смотрению собственно изоморфизма между мозговыми процессами и феноменальным полем, все же сама идея в трансформированном виде присутствует и здесь. Осо- бенно значимой о.на становится тогда, когда с точки зре- ния подобия начинают рассматривать не элементы пер- цептуальной организации человека и социально органи- зованного пространства, но различные аспекты межлично- стных отношений. Идея имманентной динамики гешталь- та, служащая основанием для .процесса преобразования познавательных структур субъекта - <реорганизации>, <перегруппировки>, по Вертгеймеру, - также достаточно прямо проявляется в когнитивных теориях социальных психологов. Закон центрации, открытый Кёлером, состоя- щий в том, что может возникать новая структура восприя- тия, адекватная проблемной ситуации, - <перецентра- ц.ия>, субъективно переживаемая как инсайд, дал осно- вание для построения многочисленных моделей баланса, соответствия, когда установление соответствия не только в когнитивных структурах, но и в межличностных отно- шениях субъективно переживается как психологический комфорт. Для этих же теорий соответствия большое зна- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|