|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)эпохе. При таком подходе исключаются вопросы о содер- жании социально-психологических феноменов: каковы аттитюды, по отношению к чему конгруэнтность, чего до- бивается группа и т. д. <Если сочетать стремление к общим законам, - пишет Армистед, - с концепцией <со- циального> как взаимодействия организмов и с экспери- ментальным лабораторным методом, получается социаль- ная психология, которая систематически игнорирует тот социальный контекст, в котором осуществляется пове- дение. В этом состоит основная причина, почему психо- логическая социальная психология зашла в тупик> fl64, 15]. Что касается социологической модели, к которой ав- тор относится сочувственнее, то и она обладает рядом недостатков, которые, впрочем, общи ей и психологиче- ской социальной психологии. Суммируя эти недостатки можно свести их к следующему: позитивизм, отрицание идеологии и ценностей, понимание <социального> вне ис- торического контекста (хотя последнее в социологической модели представлено слабее).
Армистед делает довольно категоричный вывод о том, что социальная психология нуждается в понимании иде- ологических проблем, причем это касается академических теорий в такой же степени, как и практических приложе- ний. Именно с точки зрения перспективы понимания иде- ологии Армистед полагает, что социальная психология Должна обратиться к марксизму, хотя, по его мнению, <марксизм никогда не уделял должного внимания соци- альной психологии, рассматривая эти проблемы как вто- ричные по отношению к макропроблемам социальной структуры> [164, 25]. Некоторые из этих утверждений являются спорными. Марксизм в действительности всег- да уделял большое внимание социальной психологии, прежде всего в плане выработки исходных методологи- ческих принципов анализа социально-психологических Феноменов, а также в плане выявления специфики соци- мьно-психологических характеристик больших социаль- ibix групп, роли социально-психологического аспекта в
251
массовых движениях и т. д. Целый ряд работ Маркса, Энгельса, Ленина, а также таких выдающихся марксис- тов, как Плеханов, Лабриола, Грамши, могут служить доказательством этого тезиса. С другой стороны, мысль Армистеда о том, что критический анализ современного состояния социальной психологии на Западе не может быть полным без включения в него элементов идеоло- гической оценки социально-психологического знания, яв- ляется весьма примечательной.
Еще более конкретный вид эта идея приобретает в работе Г. Реслер и П. Уолтона <Насколько социально это?>, помещенной в том же сборнике. По мнению авто- ров, главный недостаток существующей традиции в со- циальной психологии - ее неумение понять собственную связь с природой того общества, в котором социальная психология развивается. Безотносительно к тому, какой теоретический подход взять - будет ли это подход Айзен- ка или этнометодология Гарфинкеля - их общая сла- бость заключается <в их неспособности теоретически кон- фронтировать с теми ограничениями, в которых находит- ся наука в обществе, разделенном классовыми интереса- ми> [164, 289]. Поскольку форма и тип общества зада- ют формы и типы <психологии>, не может существовать некоей социальной психологии <вообще>, она может быть всегда лишь социальной психологией определенно- го общества. И если речь идет о капиталистическом об- ществе, то социальная психология, игнорирующая факт отношений именно капиталистического общества, не мо- жет считаться социальной в подлинном смысле этого слова [164,289].
В работах социальных психологов, подчеркивающий радикализм своих позиций, справедливо отмечается, что идеологическая функция социальной психологии прояв- ляется особенно отчетливо тогда, когда возникает воп- рос о связи социально-психологической теории с практи- кой. С точки зрения П. Сэджвика, например, недостаточ- но оперировать понятием парадигмы, так как оно фикси- рует лишь изменения теоретических позиций психологов, в то время как наиболее существенным моментом яв- ляется именно направленность исследований, что Сэдж- вик обозначает понятием <перспектива>: <именно эта <перспектива> отвечает на вопрос: <Кому служит наука?> [164, 32]. Близкие к этому идеи высказываются и рядом молодых социальных психологов в Канаде. 252
Приведенные примеры показывают, что наиболее ра< дикальное крыло критиков существующего положения в социальной психологии на Западе значительно раздвига- ет рамки критического анализа. В качестве важнейших условий обновления социальной психологии называют- ся не только поиски новых философских оснований, но и необходимость включения социальной психологии в более широкий <социальный контекст>. По вопросу же о том, каковы должны быть эти новые философские и социаль ные основы социальной психологии, однозначного отве- та среди западных исследователей нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характеристика основных теоретических подходов, или ориентации, сложившихся в американской социальной психологии, позволяет более отчетливо представить об- щее состояние этой дисциплины, как она возникла и раз- вивается на Западе. Анализ, предпринятый с методоло- гических позиций марксистской социальной психологии, вскрывает существенные просчеты в исходных посылках различных теоретических направлений, в общей напра- вленности стратегии исследований и вместе с тем позво- ляет увидеть успехи отдельных сторон методики и иссле- довательской практики. Развитие на международной арене взглядов совершенно иной по своей идеологиче- ской ориентации, социальным задачам и философской базе социальной психологии, построенной на принципах марксистского мировоззрения, значительно модифициру- ет всю ситуацию в мировой социальной психологии. Во- первых, тем, что впервые критический анализ традицион- ных направлений обретает себе почву не только внутри широкой системы принимаемых постулатов, но и вне их. Во-вторых, тем, что для обсуждения выдвигаются вообще совершенно новые для западной социальной психологии принципы исследования и создается возможность их со- поставления с традиционными подходами. В-третьих, тем, что при обсуждении перспектив социальной психологии обозначается принципиально иное понимание социальной роли науки, формирующейся в принципиально ином типе общества.
Естественно поэтому, что лицо современной социаль- ной психологии нельзя представить себе без учета тако- го важного момента, как дискуссия между марксистски ориентированной социальной психологией и социальной психологией, сложившейся в традиционных для Запада формах. В этой дискуссии принимают участие как соци- альные психологи-марксисты, работающие в капитали- стических странах, так и представители этой науки из социалистических стран. Дискуссия включает в себя не
254
только критический анализ существующей на Западе традиции, но и противопоставление ей - в позитивном плане - иных теоретических принципов, иных методо- логических подходов и, конечно, определенной исследо- вательской практики. И хотя изложить всю совокупность этих идей - значит написать новую книгу о марксист- ской социальной психологии, обозначение некоторых принципиально важных акцентов уместно и здесь, при" критическом разборе теоретических ориентации запад- ной социальной психологии.
Прежде всего, требует уточнения сам характер отно- шения к марксизму со стороны различных представите- лей западной социально-психологической мысли. Наря- ду с теми исследователями, которые негативно относятся к марксизму или просто игнорируют факт существований марксистской социальной психологии, все чаще заявляют- о себе те, кто склонен всерьез обратиться к марксист- ским основаниям социально-психологического знания. Часть этих авторов, правда, полагает, что марксистская:
перспектива развития социальной психологии существует наряду с другими, с их точки зрения, тоже перспектив- ными, направлениями, например наряду с гуманистиче- ской психологией или феноменологией. Другие склонны апеллировать только к марксизму. Объяснение этим фак- там следует искать, по-видимому, в росте авторитета марксистской идеологии вообще, в успехах психологиче- ской науки в социалистических странах, построенной на принципах марксистской философии в частности. Эти об- стоятельства не могут не иметь резонанса и в области со- циальной психологии.
Однако формы, в которых принимают марксизм на- Западе различные группы интеллигенции, как известно,. весьма различны. Получившие в последние годы опреде- ленное распространение идеи так называемого неомарк- сизма, представленные, в частности, Франкфуртской шко- лой, усилиями многих ее представителей, прежде всего- Г. Маркузе и Э. Фромма, проникают и в социальную пси- хологию. Часто не искушенные в проблемах идеологии социальные психологи принимают эту неомарксистскую форму ревизии марксизма за марксизм, и тогда апелля- ции к нему приобретают весьма специфический характер, так как сам марксизм интерпретируется в духе абстракт- но-гуманистических или леворадикальных построений Франкфуртской школы. Это не исключает того, что опре-
255. Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|