|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)ский крен работы несомненен, и это обнаруживает анализ ее теоретических предпосылок, хотя самими авто- рами они не изложены в систематической форме.
Целью вышеуказанного исследования явилось выяс- нение корней предрассудка, точнее, личностных факто- ров, связанных с предрассудком. По мнению авторов, авторитарная личность продуцируется родителями, кото- рые используют суровые и жесткие формы дисциплины по отношению к ребенку. Ребенок вынужден подчинить- ся суровой власти родителей, но в результате в нем развивается враждебность, которая не может прямо вы- литься на фрустирующий его объект-родителей, так как он боится их. Потребность ребенка подавлять враж- дебность по отношению к родителям ведет к идентифи- кации с фрустирующей властью, к идеализации этой власти с сопутствующим смещением враждебности на аут-группы, то есть внешние группы, которые обычно оказываются группами более низкого статуса. Именно на эти внешние группы, характеризующиеся более низ- ким социальным статусом, происходит проекция тех авторитарных импульсов, которые вызваны у ребенка фрустрацией и подавлены вследствие неприемлемости их реализации в рамках семьи. По мнению авторов, боязнь собственных импульсов и потребность жестко их подавлять ведут к ригидной организации личности, к стереотипному мышлению. Таковы вкратце исходные предпосылки данного исследования.
Исследование выполнено вскоре после окончания второй мировой войны, и ее события, несомненно, сти- мулировали интерес авторов к изучению социально-пси- хологических предпосылок появления фашизма. Адорно
174
и его соавторы сконструировали пять шкал для измере- ния антисемитских установок. Далее о.ни исследовали, является ли антисемитизм частью более общей установ- ки отвержения групп меньшинств вообще. Для этого была разработана шкала <этноцентризма>. Следующим- шагом явилась сконструированная авторами Ф-шкала, которая по замыслу замеряет предрасположенность к. фашизму (отсюда буква <ф> в ее названии). Кроме то- го, в исследовании использовались клинические ин- тервью и проективные тесты.
Сразу после .выхода работа подверглась весьма серьезной критике в зарубежной литературе. В частно- сти, критиковались методическое обеспечение исследо- вания (например, не вполне удачное построение шкал,. которые не всегда имели четкие деления) и организация- сбора данных. Отмечалось, что многие из полученных/ авторами различии личностного порядка, скорее, отра- жают различия, связанные с образованием или принад- лежностью к разным социальным классам и т. д. Одна- ко, несмотря на острую критику, книга стимулировала, большее число эмпирических исследований, в которых- устанавливалась корреляция между Ф-шкалой и дру- гими параметрами личности.
Необходимо отметить представленную в данном под- ходе (возможно, вопреки субъективным намерениям, авторов) тенденцию ограничить анализ фашизма как со- циального явления его социально-психологическим рас- смотрением вне контекста объективных экономических. классовых процессов. Подобная методология исследо- вания, как неоднократно подчеркивалось в отечествен- ной литературе, приводит к затушевыванию действи- тельных корней фашизма.
Одной из наиболее известных работ, данные кото- рой, по мнению Дойча и Краусса, <генерализуют № ограничивают выводы <Авторитарной личности>> [99, 164], является вышедшая в 1960 г. книга М. Рокича <Открытое и закрытое сознание> [166]. В теоретическом- плане она является примером характерного для совре- менной социальной психологии переплетения школ: данном случае сочетаются психоаналитическая и когни- тивистская ориентации. Основной тезис Рокича состоит ,в следующем: мы организуем мир идей, людей и вла- сти, в основном заботясь о конгруэнтности, согласован мости содержания нашего сознания. И далее тоже- 175.
аполле в духе когнитивистских принципов: нам нравят- ся люди с убеждениями, подобными нашим, и не нра-
.вятся .носители противоположных убеждений. Сущест- вуют индивидуальные различия в степени, в которой люди готовы принять или отвергнуть других на этой основе, то есть на основе сходства или различия когни- тивных структур. Эти различия и отражают <откры- тость> или <закрытость> систем убеждений. По опреде-
,лению Рокича, система открыта в той степени, в кото- рой личность может получать, оценивать и действовать на основе релевантной информации, поступившей из-
:вне, исходя из достоинств этой информации. <Закрытое
.дознание> в структурном отношении характеризуется
-меньшей дифференциацией его подсистем, большей изо- .ляцией частей внутри и между подсистемами и т. д. Подход Рокича к вопросу о происхождении <закрытого
сознания> весьма близок к взгляду авторов <Автори- тарной личности> на истоки такой личности. Он также подчеркивает роль продолжительного состояния угрозы
в возникновении <закрытого сознания>, таким образом,
опыт ребенка в авторитарной семье предрасполагает к развитию жесткой, закрытой системы убеждений. Ро- кич предположил, что авторитаризм является отраже- жием <закрытости сознания>. Для измерения феноменов
-<открытости> или <закрытости> сознания и,м сконструи- рованы соответствующие шкалы.
Итак, исследования, выполненные под влиянием ра-
боты <Авторитарная личность>, показали, что личност- ные характеристики могут оказывать влияние на харак- тер социальных установок, причем, как оказалось, наи- более непосредственно они влияют на структуру, орга- низацию системы убеждений. Однако знание только "личностных характеристик без знания содержания, ха- рактера убеждений, разделяемых <значимыми другими> в социальном окружении индивида, не позволяет пред- сказать конкретное содержание установок и убеждений .-личности. Неудовлетворенность вызывают также свя- .занные с психоаналитической теорией положения о том, что выросший в авторитарной семье индивид предрас- яоложен быть чувствительным к влиянию авторитетов, которые воспринимаются им как имеющие ценности,
-согласующиеся с ценностями его родительской власти или противоположные им. При этом совершенно не определяются условия, вызывающие сопротивление или
176
покорность по отношению к ценностям авторитета, сим- волизирующего родительскую власть. Неясно также, ка- кие именно авторитеты будут символизировать роди- тельскую власть.
Завершая рассмотрение психоаналитических теорий в современной социальной психологии, сделаем несколь- ко замечаний относительно психоаналитической ориен- тации в целом. Как уже отмечалось в начале настоя- щего раздела, психоаналитическая ориентация в значи- тельной мере противоположна бихевиористскому подхо- ду. Если сторонники бихевиоризма пытаются строить свои теории в строгом соответствии со сциентистскими канонами <истинной науки>, пытаются последовательно реализовать принципы гипотетико-дедуктивного по- строения теории, то последователи психоанализа не огра- ничивают себя в такой мере требованиями строгой эмпирической процедуры в позитивистском смысле это- го слова. Напротив, подчеркивая уникальность психиче- ских процессов, они склонны акцентировать методоло- гическую и методическую специфику психологического исследования и непригодность стандартов естественно- научного мышления в этой области. Отмеченная мето- дологическая противоположность необихевиоризма и современного психоанализа реализуется в ряде частных моментов. Например, если для бихевиоризма характер- на вытекающая из позитивистских установок тенден- ция ограничивать исследование сферой непосредствен- но наблюдаемого, то психоанализ исходит из предпо- сылки о <глубинных> детерминантах поведения, рас- сматривая его как проявление динамики потребностей и мотивов личности. Аналогичным образом, если бихе- виористы пытаются удержаться в рамках строгой эмпи- рической науки, всячески избегая умозрительной мета- физики, то современный психоанализ не освободился полностью от элементов мифотворчества, столь харак- терных для работ Фрейда.
Следует, однако, подчеркнуть, что отмеченная выше полярность бихевиоризма и психоанализа в то же время не исключает их методологическую родственность в ря- де аспектов. К числу таких аспектов следует, на наш взгляд, отнести характерную для обоих подходов одно сторонность в интерпретации социально-психологической | реальности. Если необихевиористы абсолютизируют ра- " ционалистические аспекты межличностных отношений,
12 Заказ 420 177
игнорируя, по существу, все остальные, то представи- тели психоанализа сводят межличностные отношения исключительно к отношениям эмоциональным. В ре- зультате и те и другие игнорируют реальную сложность социально-психологических явлений. Экспериментальные исследования, проведенные советскими социальными пси- хологами в рамках стратометрической концепции груп- повой активности, подтверждают гипотезу о многоуров- невой структуре межличностных отношений в коллекти- ве [36], включающей наряду с непосредственными отношениями взаимоотношения, опосредованные содер- жательной групповой деятельностью. Исследования пока- зали, что отношения непосредственной зависимости ока- зываются единственно возможными лишь в так назы- ваемых диффузных группах. В других типах групп подобные отношения оттесняются на второй план взаимо- отношениями, опосредованными целями, задачами, цен- ностями совместной деятельности.
Односторонность психоанализа и бихевиоризма об- наруживается также в снятии, по существу, вопроса о творческой активности личности. Указывая на эту осо- бенность психоаналитической ориентации, Дойч и Краусс, в частности, справедливо отмечают ее социаль- ную обусловленность: <Конечно, правда, - констати- руют они,-что социальная реальность современного общества часто уродует способность индивида относить- ся продуктивно, с активным интересом к своему окру- жению...> [99, 172]. Для исследователя-марксиста совер- шенно очевидно, что существо упомянутой <социальной реальности> составляют отношения капиталистиче- ского общества и что таким образом сторонники психо- анализа возводят в абсолют принцип, являющийся в действительности слепком с исторически преходящей социальной модели.
Другим общим методологическим моментом бихевио- ристского и психоаналитического подходов является то обстоятельство, что оба эти подхода по существу ока- зываются некими разновидностями теории двух факто- ров. В самом деле, необихевиоризм, выделяя среду (в виде стимула и подкрепления) как фактор, форми- рующий поведение, постулирует вместе с тем изначаль- ный драйв в виде стремления индивида к получению удовольствия и избежанию страдания. Именно через этот гедонистический принцип среда оказывается в со-
178
стоянии воздействовать на поведение индивида. Анало- гичным образом представители современного психоана- лиза постулируют, с одной стороны, некие изначальные базовые потребности личности (у разных авторов они варьируют), а с другой стороны, признают воздействие среды (прежде всего в виде контекста семьи) на эти. потребности. При этом характерно, что оба фактора - среда и потребности-рассматриваются, как правило, внеисторически.
В заключение необходимо подчеркнуть, что совре- менные психоаналитические теории в социальной психо- логии, модифицируя ряд аспектов традиционного фрей- дизма, вместе с тем оставляют неизменными его важ- нейшие исходные предпосылки, разделяя тем самым все его основные ограниченности. Более того, в области со- циальной психологии становится особенно явной непра- вомерность понимания сущности человека как <сово- купности межличностных отношений, формирующихся под влиянием комплекса Эдипа> [24, 166].
l2
Глава V
ИНТЕРАКЦИОНИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Название интеракционистской ориентации происходит от понятия <интеракция>, или <социальное взаимодей- ствие>, которое является ключевым для данной ориен- тации. Ее границы весьма размыты. Наиболее значи- мым критерием для выделения данной ориентации яв- ляется ее общий теоретический источник. Этим источ- ником послужили социально-психологические концепции Джорджа Мида. Мид был одним из последних амери- канских теоретиков, который выступал одновременно как философ, социолог и социальный психолог.
Это обстоятельство обусловило важную специфиче- скую особенность интеракционизма: в отличие от других теоретических подходов в социальной психологии, в ос- нове которых лежат традиционные психологические школы и направления, интеракционистская ориентация пришла в социальную психологию из социологии. Абсо- лютное большинство ее представителей являются социо- логами по образованию. Зачастую они одновременно за- нимаются разработкой социологических и социально- психологических проблем [82; 97; 107; 152 и др.]. Рабо- ты представителей интеракционистской ориентации пе- чатаются как в социологических, так и в психологиче- ских журналах. Они служат весьма наглядным приме- ром <социологической социальной психологии>, где связь социологии и социальной психологии является на- столько тесной, что между ними практически бывает невозможно провести четкую границу.
Размытость границ интеракционистской ориентации находит отражение, в частности, в том, что ее нередко включают в рамки когнитивистской ориентации, выде- ляя в ней лишь <интеракционистский подход> при рас- смотрении такого круга явлений, как взаимодействие индивида, группы и общества, коммуникация, социаль-
180
ная роль [141]. Сходной является позиция тех авторов, которые считают данную ориентацию <сквознЪй> (trans- orientional), то есть как бы присутствующей во всех других ориентациях при рассмотрении вышеуказанных проблем [175].
Когда же данный подход выделяется в самостоятель- ный, он нередко фигурирует под названием <ролевая теория> или <теория ролей>. Причем в данном случае ролевая теория трактуется либо весьма широко, охва- тывая почти весь комплекс социально-психологических проблем, поставленных в свое время Дж. Мидом [99], либо она излагается значительно уже, когда все внима- ние уделяется лишь проблемам непосредственно роле- вого поведения индивида [172]. Использовадие термина <ролевая теория> для обозначения всей ориентации можно объяснить тем, что понятие <роль>, введенное в обиход социальной психологии Дж. Мидом, является одним из важнейших именно для интеракционистской ориентации. Тем не менее ролевое поведение затраги- вает хотя и очень важный, но лишь один из аспектов тех проблем, которые рассматриваются в рамках инте- ракционизма. Нам представляется более целесообраз- ным использование термина <интеракционистская ориентация> [188], поскольку понятие <интеракция> является центральным для данной ориентации и более. широким, чем понятие <роль>. Для выделения инте ракционизма в отдельную теоретическую ориентацию> имеются такие существенные критерии, как общий ис- точник, собственный лонятийный аппарат и своя про" блематика.
Понятийный аппарат и проблематика интеракцио- нистской ориентации взяты в основном из социально>- психологических концепций Дж. Мида. Отправным- пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, в обществе- <Мы в социальной психологии,-писал Дж. Мид,- не рассматриваем поведение социальной группы с точки- зрения поведения составляющих ее отдельных индиви- дов. Мы, скорее, исходим из данного социального целого сложной групповой активности, в рамках которой мы анализируем поведение каждого отдельного индиви- да...> [149,7].
18i
Подход к понятию <интеракция> отличается от под- ходов к акту взаимодействия в других теоретических
схемах. В последних интеракция выступает, как прави- ло, в качестве внешнего условия, необходимого для анализа тех или иных специфических феноменов со- циальной психологии. Так, .например, в когнитивистской ориентации в теориях сбалансированных я несбаланси- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|