|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)рованных структур Ф. Хайдера [114], коммуникатив-
ных актов Т. Ньюкома [155] даются определенные мо- дели взаимодействия. Но авторов этих моделей интере- сует не столько процесс взаимодействия как таковой, <сколько формирование определенных когнитивных структур у его участников. Если обратиться к матри- цам диадического взаимодействия Тибо и Келли в нео- бихевиористской ориентации [131], то и здесь интерак-
ция выступает как условие, необходимое для анализа реакций участников взаимодействия на те или иные "стимулы. Что же касается представителей интеракцио- нистской ориентации, то их в первую очередь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ кото- рого необходим, с их точки зрения, для понимания со- циального поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специфическими для человека средствами осу- ществляется и регулируется процесс социальной инте- ракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуни- кации при помощи символов, языка, к проблемам струк- туры личности, ролевого поведения и реферантной груп- пы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.
Вышеуказанное перечисление показывает, что инте- ракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем. В ней можно выделить не- сколько направлений, школ и течений. Причем эти на- правления отличаются не столько спецификой своего подхода, хотя и она присутствует в определенной мере, но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется основное внимание. В этом плане в интерак- ционистской ориентации можно выделить следующие направления:
1. Символический интеракционизм.
2. Ролевые теории.
3. Теории реферантной группы.
Данное деление является в значительной степени условным, так как эти направления часто тесно пере- 182
плетаются между собой. Однако оно дает возможность более систематизирование осуществить теоретический анализ интеракционистскои ориентации.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ
Те, кто считает себя представителями данного на- правления, являются наиболее последовательными вы- разителями идей и концепций Дж. Мида. Среди них наибольшей известностью пользуются такие авторы, как > Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. Они большей частью разрабатывают не отдельные аспекты мидовских концепций, а берут весь комплекс проблем, которые ставил Дж. Мид в це- лом. При этом представители символического интерак- ционизма не столько развивают концепции Дж. Мида, сколько их интерпретируют и популяризируют.
По их собственному признаниюУнаиболее значимым трудом в области символического интеракционизма до сих пор является работа Дж. Мида <Сознание, личность и общество>, опубликованная через три года после его смерти в 1934 г., в которой изложены его основные со- циально-психологические концепции [149]. При жизни Дж. Мида им не было опубликовано ни одной социаль- но-психологической работы. Для него была характерна так называемая <устная традиция>, то есть он развивал свои научные концепции лишь в лекциях, которые в те- чение почти 40 лет читал в Чикагском университете. Книга Дж. Мида основывается на стенографических записях его чикагских лекций, рукописных заметках и на студенческих записях его лекций. Она была состав- лена и отредактирована известным учеником Дж. Мида С. У. Моррисом, который включил в нее также свою вступительную статью, обобщающую основные идеи Дж. Мида. Изложение Дж. Мидом своих концепций от- личается большой аморфностью, трудным стилем, от- сутствием четких формулировок и ссылок на эмпириче- ские исследования. Именно этим отчасти можно объяс- нить большое число работ в области символического интеракционизма, посвященных просто изложению и интерпретации концепций Дж. Мида. Характеризуя его научное наследие, ученик Дж. Мида А. Стросс в связи с этим отмечает: <Дж. Мид предлагает нам не столько
183
какие-то конкретные гипотезы и даже не теорию, а до- вольно абстрактную систему понятий, которая, если ею заняться серьезно и последовательно, неизбежно вызо- вет такую постановку проблем и направление исследо- ваний, которые не могут предложить никакие другие конкурирующие точки зрения> [139, XVI]. Линдсмит и Стросс [139], а также Шибутани [53] попытались при- менить положения Дж. Мида к различным проблемам социальной психологии. А. Роуз, Дж. Мэнис и Б. Мельт- цер [119; 188] издали сборники статей различных авто- ров, освещающих основные концепции Дж. Мида и его современных последователей.
Разрабатывая весь комплекс идей, выдвинутых Дж. Мидом, представители символического интеракцио- низма уделяют особенной, большое внимание проблемам <символической коммуникации>, то есть общению, взаи- модействию, осуществляемому при помощи символов. /Один из основных тезисов символического интеракцио- низма заключается в утверждении, что индивид, лич- ность всегда социальны, то есть личность не может фор- мироваться вне общества. Этот тезис, однако, выводится не из анализа воздействия системы объективных об- щественных отношений на формирование личности, а из анализа процесса межличностной коммуникации, в частности роли символов и формирования значений
Дж. Мид и его последователи исходят из того, что способность человека общаться развивается на основе того, что выражение лица, отдельные движения и дру- гие действия человека могут выражать его состояние. Эти действия, способные передать определенные значе- ния, Дж. Мид называет <значимыми жестами> или <символами>."> <Жесты становятся значимыми символа- ми,-писал"он,-когда они имплицитно вызывают в индивиде те же реакции, которые эксплицитно они вы- зывают или должны .вызывать у других индивидов> [149, 47] Следовательно, значение символа или значи- мого жеста следует искать в реакции того лица, кото- рому этот символ адресован. Только человек способен создавать символы и только тогда, когда у него есть партнер по общению/ В связи с этим символическая коммуникация объявляется, как отмечает М. Г. Ярошев- ский, конституирующим началом человеческой психики [58, 296]. Она трактуется как Тлавный признак, выде- ляющий человека из животного мира. Представители
184
символического интеракционизма всячески подчерки-- вают существование человека не только в природном,- физическом, но и в <символическом окружении>, а так- же опосредствующую функцию символов в процессе- социального взаимодействия. <-В несимволическом взаи- модействии человеческие существа непосредственно" реагируют на жесты и действия друг друга, в символи- ческом взаимодействии они интерпретируют жесты друг друга и действуют на основе значений, полученных в< процессе интеракции>,-пишет Г. Блумер, один из наи- более известных и последовательных учеников Дж. Мида< [188, 145].
,,-Процессы формирования значений, интерпретации ситуации и другие когнитивные аспекты символической коммуникации занимают большое место в трудах совре- менных символических интеракциопистов. Они разви- вают также положение Дж. Мида о том, чтодля успеш- ного осуществления коммуникации человек должен? обладать способностью <принять роль другого>, то есть- войти в положение того человека, которому адресована коммуникация., Только при этом условии, по его мне- нию, индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как к объ- екту-сознавать смысл собственных слов, поступков и представлять, как эти слова и поступки воспринимаются другим человеком. (Эти положения Дж. Мида послу- жили толчком для развития в дальнейшем относительно самостоятельных ролевых теорий.)
В случае более сложного взаимодействия, в котором участвует группа людей, для успешного осуществления такого взаимодействия члену группы приходится как бы обобщить позицию большинства членов данной группы. "Поведение индивида в группе, отмечает Дж. Мид, <...яв- ляется результатом принятия данным индивидом уста- новок других по отношению к самому себе]с последую- щей кристаллизацией всех этих частных установок в. единую установку или точку зрения, которая может- быть названа установкой <обобщенного другого> [149,. 90]. Нетрудно заметить, что идея Дж. Мида об <обоб- щенном другом> имеет прямое отношение к проблеме- референтной группы.
Акцентирование Дж. Мидом и его последователям> в рамках символического интеракционизма социального> характера человеческой личности, безусловно, является
185.
прогрессивным моментом. Однако при этом надо иметь в виду, что понятия <социальное взаимодействие> и
<социальный процесс> толкуются ими весьма ограни- ченно: все социальные отношения, по сути дела, сводят- ся лишь к социально-психологическим, межличностным <отношениям. Социальное взаимодействие, любые со- циальные отношения рассматриваются только с точки зрения коммуникации, вне их исторической, социально- экономической обусловленности, вне предметной дея- тельности. В результате у Мида, по справедливому за- мечанию М. Г. Ярошевского, <...историческая реальность испарилась, а ее место заняла фикция <чистого> внутри- группового взаимодействия> [58, 300].
/ Поведение индивида определяется согласно концеп- циям интеракционистов в основном тремя переменными:
структурой личности, ролью и референтной группой. Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют
три основных компонента в структуре личности: /, те, self. Ни у Дж. Мида, ни у его последователей не дается определений этих понятий. Однако общий ход рассуж- дений интеракционистов позволяет интерпретировать их следующим образом: первый компонент-/ (дослов- но - Я) - это импульсивное, активное, творческое, дви- жущее начало личности; второй компонент - те (до- словно - меня, то есть каким меня должны видеть дру- тие) - это нормативное Я, своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий- требований значимых других людей и прежде всего <обобщенного другого>. Это нормативное Я как бы контролирует и направляет импульсивное Я в соответ- ствии с усвоенными нормами поведения в целях успеш- ного, с точки зрения индивида, осуществления социаль- ного взаимодействия. Третий компонент-self (<са- мость> человека, личность) - представляет собой сово- купность импульсивного и нормативного Я, их активное взаимодействие. Личность у интеракционистов пони- мается как активное творческое существо, которое спо- собно оценивать и направлять собственные действия.
Следует отметить, что вслед за Дж. Мидом совре- менные интеракционисты видят в активном творческом
11 Пока еще не найдены достаточно адекватные переводы этих поня- тий на русский язык, поэтому их названия даются на английском языке с последующим раскрытием содержания.
186
начале личности основу развития не только самой лич- ности, но и объяснение тех изменений, которые проис- ходят в обществе. Поскольку они абстрагируются от исторических условий и социально-экономических зако- номерностей, то причину изменений в обществе, по их мнению, следует искать в специфике структуры лично- сти, а именно в том, что наличие в ней импульсивного Я является предпосылкой для появления .различных ва- риаций в шаблонах ролевого поведения и даже откло- нений от этих шаблонов. Эти случайные вариации и отклонения и приводят, как они считают, в конечном итоге к тому, что последние становятся нормой новых шаблонов поведения и соответствующих изменений в обществе. Следовательно, изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо зако- номерностям, а их причина заключается в личности. В такого рода рассуждениях и объяснениях особенно наглядно проявляются субъективистско-идеалистические позиции интеракционистов.
Трехкомпонентная структура личности, предлагае- мая интеракционистами, в определенной степени пере- кликается с моделью структуры личности, разработан- ной 3. Фрейдом. Можно провести некоторую аналогию между интеракцнонистским .импульсивным Я (/) :и под- - сознательным фрейдовским Оно {Id), между норматив- ным Я (те) и фрейдовским сверх-Я (super-ego), а так- же между понятием личности (self) у интеракционистов и Я (ego) у Фрейда. Мо при этой внешней схожести имеются я значительные различия в содержательной трактовке структуры личности. Это прежде всего прояв- ляется в понимании функции того компонента лично- сти, который как бы осуществляет внутренний социаль- ный контроль. Если у Фрейда функция сверх-Я (super- ego) заключается в том, чтобы подавлять инстинктив- ное, подсознательное начало, то у интеракционистов функция нормативного Я (те) заключается не в подав- лении, а в направлении действий личности, необходи- мом для достижения успешной социальной интеракции. Если личность, Я (ego) у Фрейда - это поле вечного сражения между Оно (7с?) и сверх-Я (super-ego), то у интеракционистов личность (self) - это как бы поле сотрудничества. Главное внимание фрейдистов направ- лено на исследование внутренней напряженности, кон- фликтного состояния личности. Интеракционисты же
187
занимаются прежде всего исследованием такого состоя- ния и поведения личности, которое характерно для про- цессов успешного сотрудничества данной личности с другими людьми.
(""Символический интеракционизм как направление не- однороден/В нем можно выделить по крайней мере две школы. Первая-это так называемая <чикагская шко- ла> во главе с одним из известных учеников Дж. Мида Г. Блумером. Данная школа .наиболее ортодоксально продолжает мидовские социально-психологические тра- диции. Ей противостоит другая - <айовская школа> символического интеракционизма во главе с М. Куном, профессором университета штата Айова, где он препо- давал с 1946 по 1963 г. Данная школа пытается не- сколько модифицировать отдельные .мидовские .концеп- ции в духе неопозитивизма2. Основное различие между этими школами проходит по методологическим вопро- сам, прежде всего по проблеме определения понятий и отношения к различным методам социально-психологи- ческого исследования.
Чикагскую школу, в частности, Г. Блумера, не бес- покоит .неопределенность большинства .используемых в их концепциях понятий, а также невозможность прове- рить правильность мидовских выводов эмпирическим пу- тем. Г. Блумер в принципе против операциональных определений,против применения в социальной психоло- гии таких методов исследования, как тесты, шкалирова- ние, эксперимент и т. п. Это обосновывается тем, что Асоциально-психологические .характеристики личности, по мнению представителей чикагской школы, невозмож- но и незачем выражать в математических величинах, так как личность испытуемого благодаря воздействию импульсивного Я, а также интеракции с другими людь- ми находится в процессе постоянного изменения. Не со- ставляет исключения здесь и взаимодействие исследо- вателя с испытуемым. Блумер утверждает: <Вследствие
2 Интересно отметить, что хотя сторонники обеих школ считают себя
представителями одного направления, которое в центре внимания ставит проблемы социального взаимодействия, эти школы тем не ме- нее совершенно не взаимодействуют между собой. В их работах можно встретить ссылки на работы авторов других теоретических ориентации, но игнорируются работы интеоакционистов другой школы.
188
того, что .выражение (личностью своих отношений и со- стояний-Авт.) складывается всякий раз различным образом, мы должны полагаться, естественно, на общие .указания, а не на объективно фиксируемые свойства или способы выражения. Или, если подойти к этому с другой стороны: поскольку то, о чем ,мы заключаем, не выражает себя постоянно одним ,и тем же образом, мы не можем полагаться в нашем выводе на объективную фиксацию выражаемого> [83, 8].. Поэтому для выявле- ния социально-психологических феноменов и характе- ристик личности пригодны лишь описательные методы,.. применяемые в гуманитарных науках, которые вы- являют лишь наиболее общие характеристики и тен- денции. К таким методам относят изучение докумен- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|