|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)можностей проведения исследований, теория Фестингера в дальнейшем оказалась низведенной до. решения каких- то второстепенных задач, углубилась в детали методики, в проблемы отбора испытуемых для экспериментов и т. д., и тем самым обрекла себя на то, что ее стали <не замечать>. Здесь весьма резко подчеркнут тот дей- ствительный факт, что существующие сегодня в амери- канской социальной психологии теории живут как бы своей изолированной жизнью, в довольно значительном отрыве от исследовательской практики. Вывод же, ко- торый делает Московичи из своего анализа, вполне определенен: <Во всех науках есть теоретики и экспери- ментаторы. Надо и в социальной психологии восстано- вить законность такой структуры. Нужна диалектика теории и эксперимента> [154,46].
Само по себе бесспорное, это утверждение только в том случае даст нужные плоды, когда само содержание теории в социальной психологии .будет адекватным, ины- 237
ми словами, когда - .как минимум - правильно будет понято, что же считать <социальным> в социальной пси- хологии. Если простой факт присутствия другого человека или даже множества людей считать признаком <социаль- ного>, то такой подход вновь исключает фундаменталь- ные характеристики социальной системы, внутри которой действуют личности. Социальная психология, довольст- вующаяся предложенным пониманием <социального>, иг- следует не систему, в которой действует человек, но лишь субсистему, а именно субсистему межличностных отно- шений. Московичи справедливо замечает, что это вновь <частная социальная психология, которая не включает наиболее существенного>. Поэтому недостаточно считать социальную психологию наукой, изучающей социальное поведение <как продукт общества или поведение в обще- стве... Социальную психологию нужно обновлять, чтобы она стала действительно наукой о таких социальных фе- номенах, которые есть основа функционирования общест- ва, о сущностных процессах деятельности в нем> [154, 57]. Пока же социальная психология имеет ничтожное значение для решения реальных социальных проблем. <Социальная психология должна выйти из академическо- го, в частности из американского, гетто. Она должна по- вернуться к реальности, участвовать в социальных экспе- риментах и в установлении новых социальных отношений> [154, 64], - так заканчивает свой анализ современной со- циальной психологии на Западе С. Московичи.
Как видно, здесь дана достаточно радикальная крити- ка существующего положения дел. Со многими положе- ниями этой критики вполне можно согласиться, правда, чаще в постановке проблем, чем в предложенных решени- ях. На наш взгляд, негативная сторона в рассуждениях Москоъичи значительно сильнее, чем позитивная. Анализ состояния теоретической мысли в американской социаль- ной психологии доказывает в большинстве случаев адек- ватность оценок, данных Московичи. Справедливости ра- ди следует сказать, что и среди американских исследова- телей совсем немало таких, кто почти в тех же самых фор- мулировках ставят предлагаемые Московичи вопросы, как это видно на примере критических построений Мак Гайра. Точно так же почти весь набор обсуждаемых про- блем присутствует и у ряда других европейских авторов. Может быть, у Московичи они просто более резко обозна- чены, а приведенные суждения и оценки более категорич-
238
яы. Во всяком случае критическая программа представ- лена весьма четко.
Что же касается позитивной программы Московичи,. то здесь напрашивается несколько существенных возра- жений. Прежде всего они касаются бесспорного самого по себе тезиса о том, что социальная психология может быть наукой только в том случае, если она анализирует соци- альные проблемы своего общества. Однако вряд ли это. суждение можно принять в столь категоричной формули- ровке: конечно, прямая задача социальной психологии - исследование социально-психологической стороны тех со- циальных проблем, которые актуальны для своего обще- ства. В этом смысле чрезвычайно важно для социальной- психологии умение выявить особые феномены, свойствен- ные лишь определенному типу общества. Но вместе с тем" разве можяо исключить из сферы ее научных интересов- социально-психологические феномены других обществ и культур? Такое важное средство исследований, как срав- нительный анализ (то, что вошло в социальную психоло- гию под именем cross-cultural analysis - <межкультур- ные исследования>), возможен лишь при сопоставлении- аналогичных феноменов в различных типах обществ, w поэтому нет оснований отбрасывать такого рода задачу со счета социальной психологии. При этом, правда, важ- но, что понимать под <типом> общества, и здесь основа- ние для второго возражения Московичи. Действительно,. американские проблемы есть американские проблемы, ес- ли под термином <американские> понимать <относящие- ся к США>. Верно, что нельзя стать социальным психоло- гом, обращаясь только к американскому опыту. Но вот с- определением <европейских> проблем возникает целый? ряд затруднений. Прежде всего при оценке социальных. проблем (а Московичи делает акцент именно на этом)- вряд ли можно апеллировать к географическому поня- тию. Во-первых, потому, что в различных европейских. странах тоже существуют свои собственные и различные социальные проблемы, а во-вторых, - и это главное - потому что, говоря о современной Европе, нельзя обойти- молчанием тот факт, что на ее территории, так же, впро- чем, как и на других частях земного шара, существует два- принципиально различных типа обществ - капиталисти- ческие и социалистические. Если уж следовать тезису,. что у каждого общества <свои> социальные проблемы, то- гораздо правильнее фиксировать не различие <американ- 239>
,-ских> и <европейских> социальных проблем, но различие
-социальных проблем капиталистических и социалистиче- ских стран. К сожалению, в том анализе, который пред- принят Московичи, эта проблема просто не находит сво- ей постановки.
Конечно, это - прежде всего область интереса социо- логических и политических наук, но коль скоро социаль-
-ную психологию призывают обратиться лицом и к такого рода .проблемам, она должна решать их корректно. Сама же степень интереса социальной психологии к социаль- ..ным проблемам общества также должна быть оговорена более тщательно. Можно согласиться с тем, что американ- ская социальная психология во многом проиграла, меха- нически перенеся на свои принципы и методы принципы и методы индивидуальной психологии. Пожалуй, можно со- .тласиться и с тем утверждением, что дальнейший прогресс
-социальной психологии на Западе может быть достигнут лишь при условии ее большей включенности в исследо- вание социальных проблем. Но при характеристике та- кой перспективы важно все-таки сохранить отличия со- циальной психологии от социологии. Возрастающий инте- рес социальной психологии к социальным проблемам не означает ее превращения в социологию и даже ее отож- дествления с социологией. Специфика подхода этих двух
-дисциплин к социальным проблемам, очевидно, должна сохраниться. Зафиксировать <социально-психологический угол зрения> на социальные проблемы представляется крайне важным для прогресса социальной психологии. Подобно тому, как серьезный урон социальной психологии наносит ее <психологическая редукция>, нельзя ожидать ничего перспективного и от <социологической редукции>. .Вульгарный социологизм - тоже существенная помеха на пути социально-психологического знания. Между тем такая подмена социальной психологии социологией мо- жет возникнуть, если призывы к более активному <вме- шательству> в социальные проблемы общества не сопро- вождаются выяснением специфики социально-психологи- ческого знания по сравнению с социологическим при ана- лизе этих проблем. Кроме того, не следует упускать из вида еще и такой факт, что отнюдь не всякая социологи- ческая традиция обязательно может служить гарантией .действительной <социальной ориентированности> соци-
-альной психологии, если иметь в виду под социальной ориентированностью обращение к реальным, притом фун-
-240
даментальным, проблемам общества, умение выделить эти проблемы. Скажем, эмпирическая тенденция в социо- логии, сложившаяся .в США в начале XX в., сама под- вергается острой критике за свой отказ от изучения та- ких проблем. Любопытно, что в известной на Западе кни- ге А. Гоулднера <Грядущий кризис в социологии>, содер- жащей призывы, направленные на то, чтобы вывести со- циологию из кризиса, почти дословно повторяются кри- тические замечания Московичи по поводу социальной психологии (включая в том числе и апелляцию к <сту- денческой революции> 1968 г., как к фактору, обнаружив- шему просчеты официальной социальной науки в буржу- азном обществе). Следовательно, и сама социологическая традиция может быть весьма уязвимой в вопросе о соци- альной ориентированности науки. Таким образом, бес- спорным в рассуждениях Московичи остается, по-видимо- му, лишь провозглашение необходимости союза социаль- ной психологии с социальной практикой, но не идея заме- ны социальной психологии любой формой социологиче- ского знания.
Между тем мысль о <спасении> социальной психоло- гии именно на путях ее социологизации получает доста- точно широкое распространение среди европейских ис- следователей. Хотя и в другом контексте, но эта же идея присутствует в работах А. Тэшфела. Его программная статья <Эксперименты в вакууме>, хотя ее содержание больше касается проблем методологии, чем собственно теории, также представляет большой интерес как симп-. том <европейской> критики. Основной пафос работы - защита социально-психологического эксперимента от его неправильного толкования, осуществляемая с серьезны- ми ссылками на работы Мак Гайра. Именно Мак Гайру | принадлежит критика социально-психологического экспе- | римента за то, что практически он оказался сведенным к "I манипулятивному исследованию в лаборатории, в то вре- мя как целесообразнее понимать слово <эксперименталь- ный> в его этимологически корректном значении, как <проверяющий>, <пробующий> и т. д. Тэшфел соглашает- ся с этим доводом, но констатирует, что, к сожалению, в большинстве современных социально-психологических исследований эксперимент остается именно <манипуляти- вным исследованием в лаборатории>. Этот методологиче- ский крен связан с общим пониманием предмета социаль- ной психологии, с теоретическими исходными принципа-
16 Заказ 420 241
ми, принимаемыми исследователями. С точки зрения Тэ- шфела, <большинство теорий в социальной психологии есть теории об индивидуальном, или межличностном, по- ведении. Все примеры сводятся к тому, что социальное по- ведение есть адаптация общих механизмов поведения к условиям, вырастающим из того факта, что оно совер- шается в окружении других людей> [190, 92]. Поэтому, не- смотря на тщательные формулировки учебников по со- циальной психологии о том, что она является наукой о социальном поведении, что поведение детерминировано социальными факторами, .практически - из-за неправиль- ного понимания самих социальных факторов и самой су- ти детерминации - <социальная психология рассматри- вает социальное поведение в пресоциальной, или даже асоциальной, перспективе> [190, 93].
Тэшфел отмечает чрезвычайно важную характеристи- ку большинства существующих социально-психологиче- ских теорий, а именно тот факт, что ,в них переход от ин- дивидуального поведения к социальному совершается без учета качественной специфики группы. Это порождает та- кую простую схему: сначала рассматриваются отноше- ния индивида с индивидом в диаде, затем отношения ин- дивида с небольшим числом индивидов, наконец, незамет- но осуществляется переход к взаимоотношениям между группами. <Существующее положение исходит из того, что индивид - единица анализа. Он реагирует на других, другие реагируют на него, и ничего нового не происхо- дит>, - справедливо констатирует Тэшфел. При таком подходе напрашивается аналогия с игрой в пинг-понг, где мячики-индивиды, конечно, сталкиваются друг с дру- гом, но при этом не претерпевают никаких изменений ни под влиянием друг друга, ни под влиянием сто- ла... Основной причиной такой принципиальной методо- логической слабости исследований является убеждение в том, что <несоциальные законы индивидуального поведе- ния служат генотипическим основанием социальной пси- хологии> [190, 96]. По мысли Тэшфела, эксперименты лишь отражают эти теоретические предпосылки. Цели, ко- торые ставятся перед экспериментами, весьма ограниче- ны: проверить гипотезы, сформулированные яа основе не- социальных теорий, собрать данные, заботливо очищен- ные от социального контекста, так, чтобы они были реле- вантны гипотезам. Отсюда и неудовлетворенность, кото- рая часто рождается в результате весьма квалифициро-
242
ванно проведенного исследования. Ограниченносгь его результатов, по существу, задана молчаливо принимае- мой схемой: начинаем с предположений, полученных в повседневной жизни, применяем могучую эксперимен- тальную и статистическую технику, наконец, получаем,. что <то, что мы полагали верным, верно> [190, 107].
Если посмотреть на перечень примеров и иллюстра- ций, приведенных Тэшфелом, то становится ясным, что" этот суровый приговор современной социальной психоло- гии тоже достаточно недвусмысленно адресован амери- канской традиции. Но многие из этих аргументов, как мы видели, не так уж чужды и отдельным американским ав- торам. Поэтому тенденция здесь схвачена верно, но вряд ли водораздел проходит по линии <американская тради- ция> - .<европейская традиция>. .Подобно тому как s. американской социальной психологии можно найти нема- ло голосов против существующей традиции, среди евро- пейских коллег можно найти немало ее последователей.. Но если отвлечься от этого географического аспекта ана- лиза, с критикой, высказанной Тэшфелом по существу де- ла, очевидно, вполне можно согласиться.
Однако позитивная программа и в этом случае вызы- вает возражения. По мысли Тэшфела, основной путь пре- одоления социальной психологией названных недостатков вырисовывается следующим образом. Главной проблемой социальной психологии должна стать проблема <социаль- ных изменений>, причем ее специфический аспект-отно- шения между Человеком и Социальным Изменением.. Нетрудно видеть, что здесь вновь содержится апелляция к социологии. Проблема социальных изменений-одна. из центральных проблем современной буржуазной социо- логии. При анализе сегодняшнего состояния социологиче- ской мысли на Западе ее называют иногда показателем новой парадигмы в социологии. В то время как 50-60-е годы XX в. прошли в американской социологии под зна- ком <парадигмы системы>, <равновесия>, <гомеостазиса>, сейчас на роль новой парадигмы наряду с <парадигмой;
конфликта> активно выдвигается <парадигма социально- го изменения>.
Тэшфел предлагает свое понимание <изменения>, бо- лее широкое, чем его понимание в социологии. Для Тэш- фела <изменение> - фундаментальная характеристика- социального окружения не только в терминах преобрази- вания технологических, социальных, политических струк- l6 24S
тур, но и включающая в себя онтогенетический феномен:
поскольку рост человека, его старение также требуют из- меняющихся реакций на социальное окружение и опре- деленных новых действий, постольку <изменение> инди- вида влечет за собой <изменение> социального окружения и наоборот [190, 108]. Подчеркивая такой универсальный характер изменения, Тэшфел связывает его с проблемой выбора человеком определенной линии поведения. Эта способность выбирать новую линию поведения является такой важной характеристикой социального поведения, что ее никак нельзя сбрасывать со счета в социально- психологических исследованиях. Предсказать социальное поведение можно в условиях стабильности, но в условиях изменения предсказать его невозможно. Современная же социальная психология занимается предсказаниями, по- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|