Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



6 страница


системе общества, в которой и для которой он работа-  

ет. Иными словами, этот аспект проблемы ценностей свя-  

зан с направленностью практических рекомендаций, ко-  

торые исходят от науки. Для социальной психологии эта  

проблема крайне актуальна в связи с решением карди-  

нального вопроса еоциально-психолотического знания:  

 

какова цель социально-психологического <вмешательст-  

ва> в реальную жи3нь, в реальные проблемы общества?  

Если прогресс социальной психологии должен привести  

к возрастанию возможностей управления человеческим  

поведением и деятельностью, то не приведет ли это к та-  

кой манипуляции людьми и их судьбами, которая встанет  

в противоречие с идеалами свободного развития лично-  

сти? Вышедшая в 1971 г. в США книга Б. Скиннера <По  

ту сторону свободы и достоинства> дает серьезные осно-  

вания для опасений такого рода. Разработанная на ос-  

нове бихевиористской парадигмы <поведенческая техно  

 

42  

 

логия> своим общим обликом в сильной степени отдает  

политической программой фашизма [182]. Какой бы  

<крайне экспериментальной> ни казалась позиция того  

или иного исследователя, в условиях возросшего значе-  

ния научных рекомендаций в современном обществе ни  

один из них не может обойти принятие или отвержение  

ценностей социальной системы, ради которой разрабо-  

таны эти рекомендации.  

 

Наконец, третий аспект проблемы ценностей-вклю-  

чение ценностных суждений в самую ткань научного ис-  

следования - пожалуй, с особой остротой встает перед  

социальной психологией. Понятно, что сциентистская мо-  

дель социальной психологии как науки, свойственная пе-  

риоду крайне экспериментальной ее ориентации, исключа-  

ет саму возможность постановки и такой проблемы. Для  

сциентизма включение ценностных суждений в структуру  

научного исследования снижает качество знания, искажа-  

ет объективную картину мира, получаемую посредством  

строгих и точных методов сбора данных. Инструменталь-  

ный характер социально-психологического знания, к ко-  

торому неизбежно призывает сциентистская ориентация  

науки, принципиально разрывает роль исследователя и  

гражданина, поэтому так категорически и отрицает до-  

пустимость ценностных включений в науку. Но тот пе-  

релом в понимании задач социальной психологии, ее ро-  

ли и места в обществе, который наметился в настоящее  

время на Западе и доказательством которого является  

возрастание интереса к теоретической мысли, по-видимо-  

му, неизбежно должен изменить и отношение к пробле-  

ме ценностей в этом, третьем, смысле. Поэтому в послед-  

ние годы наблюдается как минимум конкретизация по-  

становки этой проблемы в социально-психологическом  

знании. Выражением этого относительно нового подхода  

является, например, дискуссия об этических проблемах  

социально-психологического эксперимента, о необходимо-  

сти эпистемологического анализа социально-психологи-  

ческих теорий и т. д. И хотя основной ток в инициирова-  

нии этих проблем исходит не от американских авторов,  

все же здесь нельзя не обнаружить оживления интере-  

са к этой проблематике.  

 

Таким образом, оба вопроса, касающихся природы со-  

Циально-психологических теорий, - соотношение эмтти-  

РИИ и теории в исследовании, роль ценностей в теорети-  

ческом знании - приобрели большую актуальность в по-  

43  

 

следние годы. Редкая публикация обходится сейчас без  

их обсуждения. Проблемы эти, подчас достаточно ста-  

рые, становятся новыми для социальной психологии, они  

открываются для нее заново. Все это в значительной сте-  

пени изменяет общую атмосферу в сообществе социаль-  

ных психологов. Изгнанные в свое время с презрением в  

качестве <спекуляций>, сугубо философские эпистемоло-  

гические вопросы вновь допускаются в арсенал исследо-  

вателей. Не нужно преувеличивать значения таких на-  

правлений деятельности социальных психологов. Основ-  

ная масса исследований по-прежнему представляет собой  

довольно инертный и стабильный массив, где авторы пуб-  

ликаций не касаются вопросов сколь-нибудь общего  

 

плана.  

 

В теле каждой науки, и в том числе социальной пси-  

хологии, выделяются как минимум три области: теория,  

методология, практика исследований. Именно эта третья  

часть и составляет главный массив американских соци-  

ально-психологических работ, она же имеет все основа-  

ния гордиться наиболее ощутимыми результатами, она же  

остается наиболее устойчивой по отношению к происхо-  

дящим в науке изменениям. В то время как в области  

теории и методологии идут горячие споры, практика ис-  

следований движется в рамках, заложенных десятилетия  

тому назад. Стоит бросить поверхностный взгляд на об-  

щую панораму современной социальной психологии на  

Западе - и можно прийти к ошибочных выводам: мало-  

изменчивый массив исследований может создать- впечат-  

ление, что никаких особо новых веяний здесь нет, что все  

продолжает двигаться по рельсам давно устоявшихся  

принципов. Чтобы это обманчивое впечатление не востор-  

жествовало, нужно внимательно анализировать новые  

процессы, коренящиеся прежде всего в наиболее удален-  

ных от непосредственной практики исследований обла-  

стях науки-в области методологии и теории. Здесь, где  

сами исследователи рефлектируют свою собственную  

деятельность, больше возможностей схватить уходящие  

и нарождающиеся тенденции, новые линии развития.  

Анализ основных теоретических ориентации в социальной  

психологии превращается в своеобразный ключ, при по-  

мощи которого в более ярком свете высвечиваются как  

успешные находки, так и безуспешные поиски, характер-  

ные для общего состояния дисциплины. Естественно, та-  

кой анализ не охватывает всего объема науки. Исследо-  

 

и  

 

 

 

 

вательская практика представлена чрезвычайно широ-  

ким кругом феноменов. Она включает в себя не только  

эксперименты, но и различного уровня обобщения, кото-  

рые, будучи отнесенными к определенному кругу явле-  

ний, также иногда обозначаются термином <теория>  

(<теория малых групп>, <теория аттитюдов>, <теория ли-  

дерства> и т. д.). Критический анализ каждой такой  

предметной области исследований - особая задача.  

Предварительным условием для ее решения является вы-  

явление, описание, критика именно наиболее широких  

принципов подхода к изучаемой реальности, которые и  

составляют содержание теоретических ориентации в со-  

временной социальной психологии на Западе.  

 

 

 

 

Глава It  

 

НЕОБИХЕВИОРИСТСКАЯ  

ОРИЕНТАЦИЯ  

 

Начиная изложение теоретических ориентации совре-  

менной зарубежной социальной психологии с необихе-  

виоризма, мы хотели бы избежать впечатления у чита-  

теля, будто исходим из предпосылки, что эта ориентация  

является преобладающей в настоящее время. Как пока-  

жет последующий анализ, ряд социально-психологиче-  

ских проблем действительно <монополизирован> данным  

направлением, однако вряд ли можно говорить сегодня  

о его господствующем влиянии. Интересны в этом отно-  

шении сведения, полученные в 1963 г. американским  

психологом У. Ламбертом на основе анализа социально-  

психологичеоких публикаций, представленных в

nal of Abnormal and Social Psychology> (1960-1961 гг.).  

Оказалось, что 20 исследований .можно считать выпол-  

ненными в рамках необихевиористской традиции, 19-в  

неофрейдистской ориентации, 22-в традициях когни-  

тивизма [112, 115]. (Интеракционистская ориентация в  

данном случае опущена из рассмотрения.) На наш  

взгляд, подобное соотношение сохраняется и в настоя-  

щее время, в 70-е годы, то есть преобладающей является  

когнитивистская направленность работ, хотя и осталь-  

ные ориентации занимают блиэкое по влиянию поло-  

жение.  

 

Можно привести также следующее мнение зарубеж-  

ных авторов о степени влияния необихевиоризма на со-  

временную социальную психологию. <Среди социальных  

психологов,-пишут С. Бергер и У. Ламберт,-эта тео-  

рия и установленная ею традиция не получили широкого  

одобрения, сопровождавшего более .когнитивно ориенти-  

рованные теории с менее строгими и не столь хорошо  

установленными традициями> [112, 81]. Тем не менее,  

46  

 

отмечается далее, неверно в настоящее время связывать  

образ данной ориентации лишь с исследованием поведе-  

ния крыс. Существует довольно много попыток ее при-  

ложения к изучению социально-психологических яв-  

лений.  

 

В данном контексте нашей задачей является именно  

анализ теорий, выросших из приложений традиционной  

психологической ориентации к социально-психологиче-  

ским явлениям. В советской литературе достаточно все-  

сторонне проанализирован бихевиоризм как направле-  

ние в развитии психологической мысли (22; 31; 40; 45;  

 

56; 57]. Что же касается осмысления социально-психоло-  

гических выходов бихевиоризма, то эта работа только  

начата и пока далека от завершения.  

 

В самом общем плане необихевиоризм в социальной  

психологии представляет собой экстраполяцию принщи-  

пов, разработанных в традиционном бихевиоризме и  

необихевиоризме, на новый круг объектов-объектов  

социально-психологического знания. Не рассматривая  

- здесь бихевиоризм во всех его аспектах, коснемся лишь  

отдельных его положений и характеристик, релевантных  

именно анализу социально-психологических явлений.  

 

Отмеченное большое влияние, оказанное и оказывае-  

мое на западную социальную психологию неопозитивист-  

ской философией традицией, особенно ярко проявляется  

на примере необихевиоризма. Рассматривая необихе-  

виористскую ориентацию, следует с самого начала под-  

черкнуть, что именно необихевиоризм наиболее полно,  

эксплицитно или имплицитно реализует в социальной  

психологии методологические принципы философии нео-  

позитивизма.  

 

Неопозитивистский методологический комплекс, на  

который объективно ориентирован необихевиоризм,  

включает следующие основные принципы: абсолютиза-  

ция стандарта научного исследования, сложившегося в  

естественных науках, - в этом смысле все науки должны  

развиваться по образу и подобию естественных наук;  

 

принципы верификации (или фальсификации) и опера-  

ционализма; натурализм, то есть игнорирование специ-  

фики поведения человека; негативное отношение к тео-  

рии и абсолютизация эмпирического описания, основан-  

ного на фиксации непосредственно наблюдаемого; отказ  

от ценностного подхода, стремление элиминировать цен-  

ностные установки по отношению к изучаемым объектам  

 

47  

 

как препятствующие достижению истины и вообще науч-  

ности; принципиальный разрыв, связей с философией.  

Социально-психологическая реализация этих общих гно-  

сеологических положений может быть естественно про-  

слежена лишь при изложении конкретных вопросов. Сей-  

час важно только отметить, что авторы, представляющие  

необихевиористскую ориентацию в социальной психоло-  

гии, различаются между собой, в частности с точки зре-  

ния жесткости следования вышеуказанным методологи-  

ческим принципам.  

 

Известно, что еще в 30-е годы произошло своего  

рода размежевание в психологической школе бихевио-  

ризма. Наряду с ортодоксальной линией развития выде-  

лилась линия развития <смягченного> бихевиоризма,  

или необихевиоризма, связанная в первую очередь с име-  

нами Э. Толмена, К. Халла и отмеченная усложнением  

традиционной бихевиористской схемы S-R за счет вве-  

дения промежуточных переменных, так называемых ме-  

диаторов. В нашу задачу не входит анализ взглядов  

этих авторов, возглавивших направление необихевио-  

ризма, - такая работа достаточно обстоятельно выпол-  

нена в отечественной литературе [56; 58]. Необходимо  

только отметить, что в гносеологическом плане измене-  

ния 30-х годов были связаны именно с различного рода и  

масштаба отступлениями от жестких принципов неопо-  

зитивизма, от слишком прямолинейного следования им.  

Наметившийся тогда водораздел между ортодоксаль-  

ным бихевиоризмом и его реформированным крылом со-  

храняется в своеобразном виде вплоть до настоящего  

времени. И в области социальной психологии мы стал-  

киваемся с этими двумя тенденциями: радикальная ли-  

ния наиболее четко представлена оперантным подходом  

Скиннера и его последователей, так называемая медиа-  

торная линия развития представлена в социальной пси-  

хологии наиболее широко и связана с такими авторами,  

как Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура, Р. Уолтере  

и др.  

 

Как известно, психологические принципы, лежащие  

в основе необихевиористского подхода, являются совре-  

менной разновидностью психологического ассоцианизма.  

Кроме того, для этой позиции характерно активное вклю-  

чение принципа психологического гедонизма, согласно  

.которому стремление к удовольствию, к избежанию бо-  

ли (в широком смысле) рассматривается в качестве  

48  

 

основной мотивационяой силы, основного фактора, де-  

терминирующего поведение.  

 

Что касается .методического обеспечения данного  

направления, то его представители работают по преиму-  

ществу в рамках лабораторного эксперимента, причем  

культура эксперимента является традиционно развитой  

и достаточно высокой. Лишь в сравнительно недавнее  

время наметилась тенденция сочетать лабораторный экс-  

перимент с полевым исследованием. Эта тенденция свя-  

зана, в частности, с работами А. Бандуры. С его же име-  

нем в рамках данной ориентации связано переключение  

внимания на эксперименты, испытуемыми в которых вы-  

ступают люди, а не животные, что всегда было харак-  

терно для представителей бихевиоризма.  

 

Основной проблемой бихевиористской ориентации  

традиционно является научение (learning). Именно че-  

рез научение приобретается весь репертуар наблюдае-  

мого поведения, за пределы которого исследователи  

обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено  

общее описание хода научения и сформулирован ряд  

законов, принципов, относящихся к переменным ситуа-  

ции научения. Пытаясь ответить на вопрос о том, как  

происходит научение, авторы фокусируют внимание на  

условиях окружения (среды) - стимулах, которые <от-  

ветственны> за приобретение, модификацию, ослабление  

определенных поведенческих образцов. Научение пред- . ?  

, ставляют как установление или изменение ассоциации  

, между реакциями обучающегося и стимулами, которые  

побуждают или подкрепляют его.  

 

Обычно проводится разграничение между двумя ти-  

пами научения - научением типа 5 и научением типа  

R-соответственно двум вычлененным схемам научаю-  

щего эксперимента. Схема так называемого классиче-  

ского обусловливания заимствована бихевиористами у  

И. П. Павлова. В этом случае экспериментатор воздей-  

ствует на организм условным раздражителем (напри-  

мер, звонком) и подкрепляет его безусловным (напри-  

мер, подачей пищи), то есть безусловный стимул ис-  

пользуется для вызывания безусловной реакции в при-  

сутствии поначалу нейтрального стимула. После ряда .  

повторений реакция ассоциируется с этим новым стиму-  

лом. Продуктом научения по такой схеме оказывается  

респондентное поведение - поведение, отвечающее на  

определенный стимул. Подача подкрепления здесь свя-  

 

[, 4 Заказ 420 49  

 

зана со стимулом, отсюда и обозначение данного науче-  

ния как научения типа S.  

 

Схема так называемого оперантного, или инструмен-  

тального, обусловливания разработана Скиннером. Суть  

научения по данной схеме состоит в том, что вместо  

предложения стимула, вызывающего определенную  

реакцию, экспериментатор, наблюдая за организмом,  

ждет случайного появления реакции в интересующем его  

направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется.  

Продуктом научения по данной схеме оказывается one-  

рантное поведение, или оперант. Скиннер так опреде-  

ляет разницу между респондентным и оперантным ви-  

дами поведения: респондентное поведение вызвано сти-  

мулом, <предшествующим ему. Оперант - это поведе-  

ние, вызванное стимулом, следующим за ним> [181, 2].  

В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реак-  

ция организма, именно она вызывает подкрепляющий  

стимул. Отсюда обозначение такого научения, как <на-  

учение типа R>. Схема оперантного обусловливания за-  

нимает ведущее место в исследованиях необихевио-  

ристов в области социальной психологии.  

 

Общность и различия между представителями совре-  

менного бихевиоризма наиболее полно проявляются в  

категориальном аппарате. Существует единый набор ис-  

пользуемых категорий, объединяющий сторонников дай-  

ной ориентации. В то же время именно в их интерпрета-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1278
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь