|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)тов, различного .вида наблюдения, интервью и т. п.
{ М. ,Кун как .представитель <айовской школы>,ставит своей задачей доказать отдельные теоретические поло- жения Дж. Мида эмпирическим путем. Ради этого он .вводит операциональные определения и идет даже на определенную модернизацию и изменение некоторых мидовских теоретических концепций.
Методологические различия между школами Г. Блу- мера л М. Куна особенно отчетливо проявляются в их трактовке структуры личности и детерминированности ее поведения, а также в преобладании акцентов на мо- ментах процесса у Г. Блумера и структуры у М. Куна. >
Т. Блумер .вслед ,за Дж. Мидом считает, что лич- ность .находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным Я и нормативным Я, постоянный диалог личности с собой, а также интер- претация и оценивание обстановки и поведения других людей. По мнению Блумера, наличие импульсивного Я <предполагает .индивида, активно противостоящего м.и- ру, а не заброшенного в мир, требует воздействия, а не просто реагирования, заставляет индивида не про- сто осознавать свои поступки, но и конструировать соб- ственное поведение> [81, 536] .Социальные установки личности, возникающие в процессе интеракции, яе но- сят стабильного характера именно благодаря вышеука- - з.анным процессам. ,С.ледовательно,1_невозможно одно- значно выделить факторы, детерминирующие поведе- ние личности, поэтому поведение личности можно как- то объяснить, но яевозможно предсказать.
189
М. Кун хотя и утверждает, что <индивид не являет- ся пассивным существом, автоматически реагирующим на объект в соответствии с тем значением, которое ему придает группа> [115, 26], но .в своих концепциях и исследованиях он, по существу, .игнорирует воздействие импульсивного Я <а поведение личности,>М. Кун извес- тен как автор <теории самооценки личности> (sell theory), в которой эта модификация мидовской концеп- ции проявляется особенно явно. Б. Мелтцер и Дж. Пет- рас отмечают: <куновская теория самооценки личности не содержит открытого признания импульсивного Я или взаимодействия между импульсивным и нормативным Я. /Для него поведение детерминируется... тем, как индивид воспринимает и интерпретирует (окружающую действи- тельность. - Авт.), в том числе и себя. Таким образом, личность превращается лишь в нормативное Я и поэто- му поведение личности (в принципе) можно предска< зать на основе интернализованных ожиданий.(/Со1Гласно Куну, если мы знаем референтную группу индивида, мы мож.ем предсказать самооценку личности, если мы знаем самооценку личности, то мы можем предсказать ее поведение> [188, 50]. Кун и его сторонники рассмат- ривают личность как структуру социальных установок, сформировавшихся на основе интернализованных ролей, и придают им решающее значение в детерминации пове- дения личности.""Кун вводит следующее операциональное определение личности; <Операционально сущность лич- ности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос <Кто я такой?>, обращенный к самому себе, или на вопрос <Кто Вы такой?>, обращенный к .не- му другим лицом> [188, 49]. Это определение было ис- пользовано Куном при разработке в 1950 г. так называемого <теста 20 ответов по самооценке> (twenty statements self attitude test), или теста <кто я> [138]. Суть теста заключается в том, что испытуемого или груп- пу испытуемых просят в течение 12 мин дать 20 различ- ных ответов на обращенный к самому себе один вопрос <Кто я такой?>. В инструкции подчеркивается, что отве- ты должны даваться в том порядке, как они приходят в голову испытуемому независимо от логики и <важно- сти> тех или иных ответов. Полученные ответы обраба- тываются при помощи контент-анализа и шкалы Гутма- на. Полученные ответы были подразделены Куном на две категории: а) ответы, характеризующие социальный 190
статус и роль испытуемого, его принадлежность к опре- деленной группе; к этой категории относятся ответы та- кого типа, как <студент>, <дочь>, <гражданин> и т. п.;. б) ответы, относящиеся к индивидуальным характери- стикам, например <толстый>, <невезучий>, <счастливый>..
Исследования Куна показали, что количество полу- чаемых ответов одного испытуемого варьировало от 1 до 20. В среднем давалось по 17 ответов. Абсолютное- большинство ответов относилось к первой категории, то- есть к ответам, характеризующим социальный статус и роль личности. Как правило, ответы этой категории шли первыми, ответы же второй категории нередко просто отсутствовали.
На основе проведения этих тестов Куном был сделай вывод о том, что ролевые позиции являются наиболее- значимыми для личности, так как они оказались веду- щими в иерархии самооценок. Кроме того, было установ- лено, что у разных людей наблюдается весьма широкий, диапазон самооценок в отношении их ролевых позиций и индивидуальных качеств. Установление этого факта эмпирическим путем обладает, по мнению Куна, боль- шим преимуществом по сравнению с умозрительными за- ключениями Дж. Мида. Следует отметить, что тест <Кто- я?> нашел довольно широкое распространение в США. и применялся даже при отборе первых американских- космонавтов.
Различие в методологических принципах чикагской и, айовской школ находит овое отражение и в их подходах к ролевому поведению. Для Блумера и других предста-, вителей чикагской школы ролевое поведение, для обо- значения которого ими часто используется термин <де- лание роли> (role-making), представляет собой поиско- вый, динамичный, творческий процесс. Такое понимание- ролевого поведения логически вытекает из их концепции- личности как активного и творческого существа, которое <конструирует> свои действия в зависимости от того, .как оно воспринимает, интерпретирует окружающее. Блу- мер, в частности, пишет: <...уподобление человеческой групповой жизни функционированию механической структуры или... системы, стремящейся к равновесию, как мне кажется, сталкивается с серьезными трудностя- ми из-за формирующего и поискового характера взаимо- действия, в ходе которого участники оценивают друг друга и направляют свои действия в зависимости от этих
191
оценок> [80, 199]. Он считает, что культурные нормы, статусы и ролевые отношения являются лишь определен- .ной сферой, в рамках которой осуществляются социаль- ные действия, но не решающими факторами, определяю- щими эти действия.
В противоположность чикагской школе Кун, как от- мечалось выше, придает решающее значение ролевым факторам. Представители айовской школы предпочитают говорить не о <делании роли>, а об <исполнении>, <про- игрывании> роли или о <принятии роли>, фактически ис- шиочая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. М. Кун утверждает, что индивид <...формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т. е. в его референтных груп- пах. Его отношение к себе как к объекту является луч- шим индикатором этих планов поведения... они являют ся определяющими для самооценок и для оценки дру- гих> [115,45].
Ряд представителей символического интеракционизма
пытается найти какие-то компромиссные позиции по дан- ным вопросам. Это, в частности, нашло отражение в из- ложении Дензином методологических принципов симво- лического интеракционизма, в которых он указывает на веобходимость учета обеих форм поведения <скрытого, символического> и явного, внешне наблюдаемого, необ- ходимость рассматривать процесс интеракции с точки зрения самих взаимодействующих индивидов, чтобы из- бежать подмены точки зрения испытуемого позицией ис- следователя, использование как <гуманитарных>, так и <сциентистских> методов исследования, поскольку в этом случае ограниченность одних методов может компенси- роваться преимуществами других [97, 266-269].
Современная теория символического интеракциониз- ма, будучи прямым выражением и продолжением кон- здепций Дж. Мида, обладает в основном теми же досто- инствами, недостатками и противоречиями, которые при- сущи концепциям Дж. Мида. С одной стороны, в заслугу интеракционистам следует поставить их попытку, отме- ченную И. И. Антоновичем, вычленить в противовес би- хевиористам <специфически человеческое> в поведении человека [8, 117], стремление подойти к личности как к социальному явлению, найти социально-психологиче- ские механизмы формирования личности во взаимодейст-
192
вии с другими людьми в группе, в обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности. Однако субъек- тивно-идеалистические позиции интеракционистов приво- дят к тому, что все социальные связи у них сводятся лишь к межличностному общению, а при анализе общения они игнорируют его содержание и предмет- ную деятельность индивидов, не видя того, что, как пи- шет И. С. Кон, <в процессе формирования личности включается не только обмен мнениями, но, что особенно важно, обмен деятельностью> [25, 55]. Предлагается не- кая глобальная универсальная модель развития систем символизации и общения безотносительно .к конкретным историческим и социально-экономическим условиям, игнорируется их первостепенное влияние на формирова- ние личности.
К этому следует добавить такой существенный недо- статок интеракционистов, который прежде всего относит- ся к Чикагской школе, как неопределенность большей части используемых понятий, которые схватываются лишь интуитивно, и не подлежат эмпирическому под- тверждению при помощи современных методов исследо- вания. Попытки куновйкой школы компенсировать этот недостаток носят довольно упрощенный и механистиче- ский характер.
Критикуя интеракционистов за то, что они пытаются дать представление о механизме социального взаимодей- ствия индивидов в обществе в полном отрыве от содер- жания этого взаимодействия, некоторые буржуазные авторы справедливо отмечают, что теория символиче- ского интеракционизма как выразительница социально- психологических концепций Дж. Мида может дать пред- ставление о том, как происходит взаимодействие, но не почему человек поступает тем или иным образом [188, 20]. В качестве существенного недостатка символическо- го интеракционизма можно назвать и игнорирование им роли эмоций в человеческом поведении. Большинство из указанных достоинств и недостатков символического интеракционизма относится также и к другим направ- лениям интеракционистской ориентации, которые, по су- ществу, развились на его основе. Относительно самосто- ятельное развитие ролевых теорий и теорий референтной группы, которые будут рассмотрены в следующих разде- лах, можно отчасти объяснить Тем, что они более тесно связаны с эмпирическими исследованиями. Благодаря
13 Заказ 420 . . 1 qo
этому они приобрели более широкую известность, чем непосредственно символический интеракционизм, пред- ставители которого, как правило, не занимались эмпири- ческими исследованиями.
РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ -;
i
Социально-психологический анализ социальной роли имеет большое значение для понимания социального по- ведения личности. Поэтому данная проблема привлекла внимание многих исследователей, причем не только ин- теракционистов, но и представителей других ориентации, например необихевиористокой (Тибо и Келли), когнити- вистской (Ньюкома) и др. К концу 60-х годов в амери- канской социальной психологии насчитывалось уже много сотен преимущественно эмпирических, но также и теоретических исследований в данной области. Их число неизменно продолжает расти и в настоящее время. Та- кая популярность ролевых исследований объясняется не- которыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпири- ческих исследований. Во-вторых, ролевая теория содер- жит такой подход к исследованию социального поведе- ния личности, который отсутствует в других теоретиче- ских ориентациях социальной психологии [99]. Эта по- пулярность ролевых теорий привела даже к тому, что "именно этот термин, как уже отмечалось выше, стал ча- сто употребляться для обозначения всей интеракционист- ской ориентации. Наибольшей известностью в данной об- ласти пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, Э. Гоффман, Р. Линтон,
Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.
Современные ролевые теории опираются на социаль- но-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием <роль>, введенным им в обиход социальной психологии. Дж.Мид не дал определения понятия роль при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное. Фактически это по- нятие было взято из сферы театра или обыденной жиз- ни, где оно использовалось как метафора для обозначе- ния ряда феноменов социального поведения, например,
194
проявления схожего поведения у самых различных лю- дей в сходных обстоятельствах> Дж. Мид применил этот термин, когда он развивал идею Ч. Кули о <зеркальном Я> для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. Суть идеи <зеркаль- ного Я>, выдвинутой Ч. Кули, заключалась, как извест- но, в том, что основой формирования представления ин- дивида о самом себе и формирования его личности яв- ляется представление о нем окружающих, взаимодейст- вующих с ним людей, в которых он, <как в зеркале>, видит свое отображение. <Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду,- пишет Кули, - и они представляют для нас интерес, потому что принад- лежат нам... так и в своем воображениимы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается на- ша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т. д., и это определенным образом действует на нас> [93, 4]. Как известно, К. Маркс отмечал этот феномен задолго до Ч. Кули. <В некоторых отношениях, - писал он, - человек напоминает товар. Так как он родился без зеркала в руках и не фихтианским философом:
<Я есмь я>, то человек сначала смотрится, как в зерка- ло, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относить- ся к самому себе ,как ж человеку> [2, 62].
Указывая на этот феномен, К. Маркс, однако, не аб- солютизировал его значения для социального поведения и подчеркивал решающее воздействие конкретных исто- рических и социально-экономических условий на поведе- ние и взаимоотношения представителей различных соци- альных групп. В работах же интеракционистов присутст- вует именно такая абсолютизация. Ролевые отношения рассматриваются ими лишь как межличностное взаимо- действие вне контекста той социально-экономической си- стемы, которая в конечном итоге определяет характер этих отношений.
Согласно Дж. Миду, <принятие роли другого>, то есть умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для ус- пешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера <принятия роли дру- гого> у Дж. Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и опраничи-
13 195
ваются рассуждения Дж. Мида о социальной роли лич" ности. Позже понятия <роль> и <социальная роль> стали широко использовать и разрабатываться в западной со- циологии и социальной психологии.
Понятие <социальная роль> является весьма слож- ным, так как роль представляет собой функцию разно- порядковых явлений объективного и субъективного ха- рактера. Марксистский подход к социальной роли, на- шедший отражение в работах ряда советских авторов [15; 25; 29; 52 и др.], предполагает понимание ее как со- циальной функции, как неразрывного "единства опреде- ленного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанных в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются тем местом, которое Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|