|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)усматривают их связь еще со средневековым понятием логического человека или с понятиями рационального че- ловека, экономического человека философских концеп- ций более позднего времени. Таким образом, общность подхода подчеркивается в том пункте, где осуществляет- ся попытка соотнести логичное и алогичное, рациональ- ное и иррациональное в поведении человека, что, вообще говоря, является действительно одной из центральных задач психологии. Тот факт, что именно в конце 50-х го- дов XX в. западная социальная психология вновь концен- трирует свое внимание на этой проблеме, очевидно, не яв- ляется случайным. Довольно длительное господство би- хевиористской ориентации к этому времени утвердило, казалось бы, незыблемый стандарт строгого, объективно- то исследования поведения, претендующего на объясне- ние его механизмов. Но это было преимущественно объ- яснение поведения животных, и аналогии с поведением человека оказались весьма уязвимыми, прежде всего по- тому, что за бортом исследований оказался такой сущест- венный момент, как сознание человека. Следовательно, проблема соотношения логичного и алогичного в поведе- нии по-прежнему оставалась нерешенной. Между тем усложнение форм общественной жизни, необходимость активных, рациональных форм поведения диктовали со- 101
циальной психологии своеобразный <заказ> на объясне- ние указанных феноменов. Теории соответствия в специ- фической форме ответили на этот заказ.
Непосредственными источниками всех теорий соответ- ствия считают идеи Левина о природе конфликта и кол- лективную .работу, выполненную под руководством Т. Адорно <Авторитарная личность> [63]. Левин, как из- вестно, выделил три вида психологических конфликтов, которые позже были подтверждены Миллером в резуль- тате экспериментов на животных. Эти типы конфликтов:
<подход-подход> (approach-approach), <избегание- избегание> (avoidence-avoidence), <подход-избега- ние> (approach-avoidence). Сама ситуация альтернати- вы, в которой каждый раз оказывается индивид, по мне- нию Брауна, впервые могла быть удовлетворительно ин- терпретирована именно в терминах моделей соответствия. Что же касается работы Адорно, имеющей четкую поли- тическую направленность против культа фюрера, но привлекающей чисто психологические объяснения обще- ственных явлений, то в ней последователи теорий соот- ветствия отметили одну важную для них деталь. В раз- деле этой книги, озаглавленном <Когнитивная организа- ция личности>, обсуждалось понятие толерантность не- однозначности>, которое рассматривается как прообраз идеи терпимости несоответствия, сыгравшей важную роль, в частности, в теории когнитивного диссонанса.
С самого начала своего существования теории соот- ветствия стали рассматриваться как социально-психоло- гические теории, хотя сами авторы необязательно отож- дествляли их с социальной психологией. Справедливо, что в полном объеме проблема когнитивных структур и динамики когнитивной организации человека есть обще- психологическая проблема, и лишь некоторые ее аспекты представляют интерес для социального психолога: не случайно направление когнитивной психологии утверж- дает себя на Западе все больше и больше как общепси- хологическое направление. Однако тот конкретный вид, который приобретает когнитивизм в теориях соответст- вия, связан в первую очередь, конечно, с социально-пси- хологическим материалом. В этом нетрудно убедиться, . обратившись непосредственно к содержанию самих тео- рий.
Из всех теорий соответствия наибольшую известность
получили следующие: теория структурного баланса 102
Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
ТЕОРИЯ
СТРУКТУРНОГО БАЛАНСА
Ф. ХАЙДЕРА
Ф. Хайдер-один из наиболее последовательных при- верженцев гештальтлсихологии. Его идеи никогда не раз- рабатывались специально для социальной психологии, и именно его многие исследователи считают основателем общей когнитивной психологии. Основная идея Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядо- ченный и связный взгляд на мир, и в этом процессе они строят некую <наивную психологию>, которая имеет оп- ределенное сходство с научной: подобно тому как в пред- ставлениях <наивной психологии> люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мо- тивы, задача науки - за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыска- ние этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала акцент сделан на проблему восприятия. Впервые эти идеи были изложены Хайдером в работе 1944 г. <Соци- альная перцепция и феноменальная причинность>. Экс- перимент, описанный в этой работе, состоял в следующем. 114 испытуемых рассматривали кадры с движущимися фигурами-двумя треугольниками и одним диском. 34 испытуемых просили описать, что они видят, не давая ни- каких дополнительных указаний, как это сделать. 80 дру- гим испытуемым было предложено интерпретировать движение этих фигур как действия личностей и после это- го описать, что они видят. Из первой группы (34 челове- ка) 33 человека описали движение фигур тоже в терми- нах живых существ, главным образом личностей. Отсю-, да Хайдер сделал вывод, что не существует каких-то принципиальных различий между восприятием физиче- ских объектов, как оно трактуется в гештальтпсихологии, и восприятием личностей [ИЗ, 373]. Этот вывод и был положен в основу представлений когнитивной психологии и стимулировал в дальнейшем своеобразное <приложе- 103
ние> проблем перцепции к трактовке специфических со- циально-психологических феноменов.
Один из исходных тезисов Хайдера-важность изу- чения <житейской психологии>: чтобы понять социальное поведение личности, надо понять житейскую психологию и те богатства и находки, которые имеются в здравом смысле. Эта наивная житейская психология находит свое выражение, в частности, в языке, в литературных и фи- лософских сентенциях, касающихся межличностных от- ношений.
Поэтому методом изучения наивной психологии мо- жет быть анализ психологических понятий, употребля- емых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми в сказках, новеллах и т. п. Поскольку важной детерми- нантой поведения является стремление человека к упо- рядоченному и связному пониманию его отношения к миру, постольку правомерно опереться на те суждения здравого смысла, которые фиксируют эту черту поведе- ния. В частности, заслуживают внимания такие сентенции, распространенные в житейском обиходе, как: <мы лю- бим людей, принадлежащих к нам>, <наши друзья дру- жественны между собой>, <мы любим то, что любят на- ши друзья>, <если мы не любим себя, то не любим и ве- щи, принадлежащие нам, а также людей, любящих нас>, <тот не любит группу, чье мнение расходится с мнением группы> и т. д. По мысли Хайдера, в этих сентенциях из- ложены представления наивной психологии о сущности стремления человека к сбалансированной когнитивной структуре, иными словами, первый постулат теории сба- лансированных структур - идея баланса. Здесь же нахо- дим и второй постулат - идею приписывания (когнитив- ной атрибуции), то есть процесса поиска достаточной причины для объяснения поведения другого или своих собственных действий.
Таким образом, опора на житейскую психологию приводит Хайдера к социально-психологической пробле- матике. В статье <Аттитюды и когнитивная организация> [113] и позже в своей главной работе <Психология меж- личностных отношений> [114] Хайдер полностью обра- щается к сфере социальной психологии. Именно в этих работах и формулируются основные положения теории сбалансированных структур. Модели баланса последова- тельно строятся сначала для диад (одна личность отно- сится ;к двум объектам), а затем для триад (одна лич-
104
ность относится к двум объектам, из которых второй может .быть также личностью). Само определение балан- са дается следующим образом: <Понятие сбалансирован- ного положения означает ситуацию, в которой восприни- маемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, по- этому нет давления к изменению ни когнитивной органи- зации, ни эмоциональных проявлений> [114, 176]. Клю- чевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, ко- торые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предлагается так называемая <схема Р-О-Х>, которая именно под таким названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.
Схема Р-О-Х опирается, как и вся концепция Хайде- ра, на житейскую психологию, суждения которой интер- претируются в терминах научной психологии. Схема пред- ставляет из себя модель .когнитивного (феноменологиче- ского) поля воспринимающего субъекта, которое описы- вается при помощи трех элементов: Р - воспринимаю- щий субъект, О-<другой> (воспринимающий субъект), Х-объект, воспринимаемый и воспринимающим субъ- ектом, и <другим>. Этим объектом может быть явление, идея, вещь. В дальнейшем Р, О. X, могут принимать лю- бые значения. Очень широко, например, схема Хайдера применяется в исследованиях массовой коммуникации, где Р интерпретируется как избиратель, О-политиче- ский комментатор, Х-iKa.K политический кандидат, по поводу избрания которого развернута пропагандистская кампания.
Итак, взаимодействие трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между эти- ми тремя элементами является устойчивым, сбалансиро- ванным и какой тип отношений вызывает ситуацию дис- комфорта для Р и соответственно его стремление изме- нить ситуацию с целью приведения ее .вновь в состояние баланса.
Прежде чем приступить к построению различных воз- можных вариантов складывающейся здесь когнитивной структуры (для Р), формулируются следующие сужде- ния житейской психологии как следствие приведенных выше сентенций: 1. Позитивные отношения транзитивны (то есть мое позитивное отношение распространяется на тот объект, на который направлено позитивное отношение 105
моего друга: <люблю того, кого любит друг>). 2. Нега- тивные отношения нетранзитивны (т. е. мое негативное отношение не распространяется на того, к кому испыты- .вает негативное отношение мой враг: <Не ненавижу того, кого ненавидит мой враг>). Хайдер называет когнитив- ную структуру воспринимающего субъекта сбалансиро- ванной, если в ней .позитивные отношения транзитивны, а негативные отношения нетранзитивны, и несбалансиро- ванной, если в ней, напротив, позитивные отношения не- транзитивны, а негативные отношения траязитивны (то есть возникает такая противоречащая здравому смыслу ситуация, когда <я не люблю того, кого любит друг> и <я ненавижу того, кого ненавидит враг>).
Между тремя элементами Р, О и Х могут существовать один или два типа отношений: <отношения оценки> (sen- timent relations) и <отношения принадлежности> (unit re- lations). <Отношения оценки> выражаются в понятиях <нравится-не нравится>, <люит-не любит>, <пред- почитает-йе предпочитает>. Они могут быть как пози- тивными (и тогда обозначаются буквой L, от английско- го слова Love-любовь), так и негативными (и тогда обозначаются символом nL). <Отношения принадлежно- сти> фиксируют степень воспринимаемого единства эле- ментов и выражаются в понятиях <похожий-непохо- жий>, <близкий-далекий>, <[принадлежащий-иепри- надлежащий>, <владеющий - невладеющий>. Эти отно- шения также могут быть позитивными, когда степень воспринимаемого единства высокая (и тогда они обозначаются буквой U, от английского слова Unit - целое), и негативными, когда степень воспринимаемого единства низкая (и тогда обозначаются символом nU). Следует помнить, что все четыре вида отношений могут связывать между собой всех трех участников взаимодей- ствия (то есть Р, О и X), причем картина отношений ри- суется только с точки зрения ее представленноеT в ког- нитивном поле Р. По поводу <отношения оценки> это по- ложение усваивается достаточно легко: для Р могут су- ществовать три вида позитивных отношений этого типа (PLO, PLX, OLX) и три вида негативных отношений (PnLO, PnLX, OnLX). Что касается <отношений принад- лежности>, то здесь вопрос несколько сложнее. Фикси- руемая в них степень единства есть только степень их вос- принимаемого субъектом Р единства, то есть если Р вос- принимает, что О <обладает> объектом X, то это означает,
106
что существует позитивное <отношение принадлежности> между О и Х безотносительно к тому, обладает или нет О в действительности X. Второе замечание по поводу это- го вяда отношений состоит в том, что отсутствие позитив- ного <отношения принадлежности> не означает наличия негативного <отношения принадлежности> (если О же- нится на X, то это, с точки зрения Р, иллюстрация нали- чия между О и Х позитивных отношений принадлежно- сти, но если О разводится с X, то это-для Р-не есть иллюстрация негативных <отношений принадлежности> между О и X). В общем виде это правило формулирует- ся так: негативные отношения принадлежности наблюда- ются тогда, когда имеется воспринимаемая тенденция к разъединению элементов, но они не представляют собой отрицания воспринимаемой тенденции ,к единству.
По мысли Хайдера, баланс присутствует в когнитив- ной системе Р в том случае, если Р воспринимает всю си- туацию как гармонию, без стресса, то есть если отноше- ния оценки между двумя элементами и отношения при- надлежности между ними (элементы представляются как объединенные в некотором смысле) одновременно воспринимаются как позитивные. Особенно важно под- черкнуть, что баланс - по Хайдеру - это не состояние, характеризующее реальные отношения между элемента- ми, но только восприятие со стороны Р определенного состояния отношений. <Баланс или отсутствие баланса есть характеристика феноменологии Р>, - справедливо замечают Инско и Шоплер [122, 6]. Хайдер полагает, что если Р ощущает отсутствие баланса, он испытывает стресс. Инско и Шоплер не без иронии замечают, что наи- более полным выражением баланса для Р является, не- сомненно, распределение всех <хороших> людей в раю, а всех <плохих> людей в аду, поскольку только при этом условии будет соблюдено то правило, на которое опирает- ся Хайдер: мы воспринимаем лишь хорошие вещи о друзь- ях и лишь плохие вещи о врагах [122, 7].
Исходя из указанных принципов и принимая введен- ные обозначения, Хайдер строит модель Р-О-Х, причем для упрощения пояснений фиксирует в ней только отно- шения оценки, опуская в первом изложении проблему отношений принадлежности. Впрочем, для рассмотрения сущности модели Р-О-Х достаточно и первых, более простых обозначений. Получаем восемь возможных си- туаций.
107
Сбалансированная структура
Несбалансированная структура
(позитивные отношения транзи- (негативные отношения транзи-
тивны, негативные - нетранзи- тивны, позитивные - нетранзи-
лйпни гT.г,"..
тивны)
тивны)
Легко видеть, что для ситуации баланса нужно на- личие либо трех позитивных отношений, либо одного по- зитивного, а двух - негативных. Дисбаланс имеет место тогда, когда два отношения позитивны, а одно негативно либо когда все три отношения негативны, хотя, впрочем, этот последний случай не имеет однозначного толкования даже в рамках заданных сентенций здравого смысла. По предложенной модели можно легко <вычислить>, ка- ким должно быть третье отношение (Р к X, ибо именно оно нас интересует), если известны два других (Р к О и О к X), причем <вычисление> это допустимо для характе- ристики как сбалансированной, так и н есб ал аяси.ро ван- ной структуры.
Схеме Р-О-Х нельзя отказать ,в общем в известной логической последовательности, она допускает простей- ший прогноз отношений в предлагаемой триаде, с .по- мощью этой схемы проведен ряд прикладных исследова- ний, особенно в изучении изменения аттитюдов (отноше- ний) избирателей под влиянием пропаганды. Однако в Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|