|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)в ней следует выделить .период 60-х-70-х годов [95,2] 1. Одна мысль, при всех этих разночтениях, присутствует как общая: современная социальная психология-это научная социальная психология и она же синоним амери- канской социальной психологии. В этом смысле весьма показательны называемые в популярных изданиях [136, 7] в качестве первых вех современной научной социаль- ной психологии события ее история. Первым шагом со- циальной психологии в лаборатории называется исследо- вание Н. Трипплета о динамотенных факторах в коопе- рации (1897 г.), первым шагом в <толе>-исследование Е. Старбака <Психология религии> (1899 г.), первой ра- ботой прикладного характера - работа Г. Джейла о пси- хологии рекламы (1900 г.). Все названные здесь рабо- ты - американские, и, таким образом, проявляется от- ношение к европейской традиции: она именно традиция в отличие от современной науки... Подобное отождествле- ние современной, научной и американской социальной психологии в западной социально-психологической лите- ратуре позволяет рассмотреть .сложившееся в ней отно- шение к проблемам теории как продукт специфически
американского подхода.
Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопро- са, обратим внимание еще на один факт. Сторонники придания статуса современности лишь той социальной психологии, которая развивается после второй мировой войны, .несколько смещают значения понятий <традиция> и <новаторство>. Для них традиционной уже становится та чисто экспериментальная ориентация, которая сложи- лась после первой мировой войны, а известное отступле- ние от сформулированных тогда канонов определяется как своеобразное новаторство. Как это часто бывает в истории науки, исторические вехи традиций оказывают- ся достаточно ограниченными. Поэтому точнее говорить, очевидно, не о противопоставлении традиционной и со-
Своеобразной вехой в развитии социальной психологии Мак Гайр считает выход в свет в 1969 г. <Руководства по социальной психо- логии>, изданного Г. Линдсеем и Э. Аронсоном, полагая, что это из- дание свидетельствует о конце эры, о моменте, когда социальная психология начинает развиваться в новых направлениях> ,[146,
219].
13
временной социальной .психологии, а конкретно исследо- вать те методологические принципы, которые доминиру- ют в развитии этой научной дисциплины в определенный период, и прежде всего интересующий нас вопрос об от- ношении к теоретическому знанию.
Проблемы социально-психологической теории, ее раз- новидностей, ее уровней, ее удельного веса являются не- простыми проблемами для американской социальной психологии, развивающейся в русле неопозитивистской методологии. Как уже отмечалось, ситуация в этом воп- росе значительно изменяется в последние годы. Если пе- риод становления экспериментальной ориентации поро- дил ярко выраженный нигилизм по отношению к теории, то сейчас все чаще и чаще раздаются призывы к необхо- димости ее разработки. Существует ряд фундаменталь- ных работ, специально исследующих эти вопросы. Упомя- нем как минимум работу М. Дойча и Р. Kpaycca <Теории в социальной психологии> [99], а также работу М. Шоу и Ф. Костанцо <Теории социальной психологии> [175]. К ним примыкает хрестоматия <Классические вклады в социальную психологию>, изданная Э. Холландером и П. Хаятом [88]. В пятитомном <Руководстве по социаль- ной психологии> Г. Линдсея и Э. Аронсона проблемам теории посвящена значительная часть первого тома [112]. Довольно скрупулезно вопрос об основных течениях тео- ретической мысли в американской социальной психоло- гии исследован s работе Д. Мак-Дэвида и Г. Харари <Со- циальная психология: индивиды, группы, общества> [141].
Мера озабоченности авторов названных исследований относительно судеб социально-психологической теории в США весьма различна, как и вообще различна мера внимания, уделяемая различными исследователями дан- ной проблеме. Однако все названные здесь работы - это работы, защищающие идею необходимости пропорцио- нального развития двух сфер научного знания-теоре- тического и экспериментального. В этом новизна подхо- да по сравнению с 20-ми годами, .когда в этом соотноше- нии наблюдался значительный .перекос. Бурное развитие экспериментальных методик в тот период породило оп- ределенную позицию: интерес к теории не просто снизил- ся, но всякий, кто продолжал интересоваться теорией, рисковал вызвать сомнение в своей личной компетентяо- сти. Популярность экспериментального метода, эмпири-
14
ческих оснований научного исследования - факт, сам по себе имеющий положительное значение в истории нау- ки, - обернулся воинствующей антитеоретической пози- цией. Пафос экспериментальной ориентации социальной психологии выражался в том, чтобы выработать альтер- нативу спекулятивному, кабинетному подходу первых социально-психологических работ. Но, как справедливо замечают Дойч и Краусс, <революция против кабияетно- . го теоретизирования привела многих социальных психо- логов не только к тому, что они покинули свои кабинеты, но и к тому, что они вообще перестали теоретизировать> [99, 214].
Реальная ситуация, .сложившаяся в то время в науке, как будто бы способствовала такому пренебрежению к теории. Экспериментальные работы, в частности благо- даря усилиям К. Левина, настолько в более выигрышном свете представляли образ социальной психологии как нау- ки, особенно по .сравнению с умозрительными построени- ями конца XIX в., что возникло (тоже довольно часто встречающееся в истории науки) смещение акцентов в оценке теоретического знания: отвержение <плохой> теории (точнее, спекулятивного знания) стало отождест- вляться с необходимостью отвержеиия теории вообще. Если учесть, что в это время в американской психологии прочно утверждается господство бихевиоризма, немало способствовавшего приданию психологии <респектабель- ного> вида, то легко понять, что распространение подоб- ной атеоретической позиции среди исследователей имелоЕ> под собой определенные основания, коренящиеся преж- де всего в той общей интеллектуальной атмосфере, кото- рая была характерна для США |B начале XX в. Любопыт- но, что полемика вокруг вопроса об отношении ,к теори- ям совпала с другой дискуссией - относительно статуса .социальной психологии в системе психологических и со- циологических дисциплин..
Пограничный характер социальной психологии по- рожден как спецификой ее предмета, так и особенностя- ми ее происхождения. Как известно, наряду с практиче- скими потребностями общества, вызвавшими к жизни эту дисциплину, большое значение имела и сама логика развития научного знания. Ко времени выделения соци- альной психологии в самостоятельную науку целый ряд. областей научного знания испытывал необходимость апелляций к ней. В общем ряду антропологии, языкозна- 15
йия, этнографии, криминологии особое место, конечно занимали психология и социология. Тот любопытный факт, что первые руководства по социальной психологии были написаны одновременно психологом и социологом весьма многозначителен. В американской социальной психологии до сих пор с особой остротой обсуждается вопрос о двойственном статусе социальной психологии. Т. Ньюкому принадлежит высказывание о том, что в США .практически существуют две социальные психо- логии: <социологическая социальная психология> и <пси- хологическая социальная психология> [157, 82]. В русле полемики о судьбах социально-психологической теории это представление привело к своеобразной постановке вопроса. Некоторые американские исследователи пола- гают, что отношение к теории определяется мерой при- частности того или иного ученого к психологической или к социологической ветви социальной психологии. Так, по мнению Е. Боргатта, среди социальных психологов име- ет место такое распределение: ориентированные на пси- хологию в большей мере оказались враждебны теорети- зированию, ориентированные на социологию, напротив, в большей мере принимали необходимость его [185, 84]. К такому свидетельству надо отнестись с осторожностью:
оно зачастую само зависит от .принадлежности автора к тому или иному крылу социальной психологии. Дело в том, что <психологически ориентированный> социальный психолог сам мог быть недостаточно компетентным в от- ношении ситуации, сложившейся в социологии. Стерео- тип социолога, когда он отождествлялся с классиками буржуазной европейской социологии XIX в., с такими именами, как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюрк- гейм и др., был, дейсттвителыно, довольно распространен- ным в течение длительного времени. Однако к 20-м го- дам XX в. сама американская социология радикально изменилась. В ней также прочно утвердилась эмпириче- ская тенденция, и, по выражению Р. Мертона, стереотип <социального теоретика> уступил место стереотипу <со- циального инженера> или даже <социального техника>, вооруженного магнитофоном и счетной линейкой [151, 5]. Другой известный американский социолог П. Сорокин ут- верждал, подобно тому, как это утверждают Дойч и Краусс относительно социальной психологии, что и в со- циологии человек, рискнувший принести в научный жур- нал статью без должного математического обрамления,
16
должен был ожидать сомнения в его научной компетент- ности в силу повсеместного распространения <квантофре- нии> [186]. Господство неопозитивистских принципов научного знания проникло и в сообщество социологов:
здесь также утвердился известный культ <статистическо- го ритуала>, абсолютизация количественных методов, не- критическое принятие принципов операционализма и ве- рификации. Поэтому вряд ли правильно обвинять социо- логию и соответственно социологически ориентированных социальных психологов в приверженности теоретическо- му знанию. Скорее, в первой трети XX в. можно конста- тировать свойственную американской социальной мысли вообще, ,а социологии и психологии как <родительским дисциплинам> социальной психологии в частности, неко- торую общую тенденцию, состоящую в крайней ориента- ции на философию неопозитивизма со всеми вытекаю- щими отсюда последствиями.
Каждый из принципов, разработанных здесь, взятый сам по себе, в его неабсолютизировакном виде, может и не вызвать сомнений. Это относится к таким принципам, как уважение к точным данным, необходимость совер- шенствования математических .процедур, требование строгого построения и проверки выдвигаемых гипотез. Однако сущность позитивистской методологии не в том, что здесь выдвигаются эти принципы, а в том, что каж- дый из них абсолютизируется и тем самым исключается какой бы то ни было иной образ науки кроме как науки, построенной по моделям точного знания, прежде всего по модели физики. На этой основе возникает <культ ме- тода>, что в значительной степени снижает интерес к со- держательной стороне знания. В контексте социальной психологии это означает, что требование <респектабель- ности> науки, предполагающее прежде всего точность и строгость выводов, полученных в эксперименте, оборачи- вается переключением внимания исследователя лишь на формы человеческого поведения при отказе (или при не- дооценке) от исследования его сущности. По справедли- вому утверждению многих критиков, это приводит к пе- реоценке значения контролируемого лабораторного экс- перимента и к отрицанию необходимости исследования социального поведения в естественных условиях. Хотя свет, несомненно, ярче и видимость лучше в лаборато- рии, <знания должны добываться даже и тогда, когда препятствия велики и свет тускл, если социальные пси-
2 Заказ 420 17
холоти хотят содействовать пониманию человечеоюих |
проблем своего времени> [99, 216]. j При анализе этого методологического движения внут- я
ри социальной психологии нельзя абстрагироваться сп щ того социального фона, на котором оно происходит. Уси- ление позиций прагматизма и позитивизма в США в 20-е и 30-е годы было .своеобразным ответом .на запросы, ко- торые американское буржуазное общество адресовало к наукам о человеке, будь то психология, социология или уже набирающая силу в качестве самостоятельной дис- циплины социальная психология. Требование разработки способов управления человеческим поведением, его пред- оказания, стремление к получению <немедленных> реко- мендаций, обеспечивающих сиюминутный выигрыш для бизнеса, для пропаганды, для армия, как будто наиболее полно реализовывалось при проведении исследований в ключе философских принципов прагматизма и позити- визма. А-теоретичность исследователя в таком контексте начинала как бы представляться особого рода ценностью, она как бы гарантировала меру его действительного
включения в решение ad hoc проблем.
Исключением в обрисованной здесь ситуации, как
она складывалась в американской социальной психоло- гии 20-30-х годов, явилась деятельность Курта Леви- на. Эмигрировавший из Германии в 1933 г., Левин быст- ро выдвинулся >в качестве ведущего психолога .в Соеди- ненных Штатах. Основанный им Центр по изучению груп- повой динамики при Массачусетском университете пред- принял целую серию блестящих экспериментальных ис- следований, относящихся к собственно предмету соци- альной психологии, что дало основание американским авторам почти единодушно рассматривать Левина как центральную фигуру именно а социальной психологии. Но наряду с развертыванием, утверждением, развитием практики экспериментального исследования в социальной психологии Левин оставался и крупным теоретиком. Хотя разработанная им теория поля и вызывает серьез- ные возражения с точки зрения принципов советской психологической науки (впрочем, она подвергается кри- тике и не только с этих позиций), тем не менее эта теория оказала большое влияние на развитие американской со- циально-психологической мысли. Имя Левина обычно называют не только в связи с укреплением позиций экспериментальной практики в социальной психологии,
18
но и как крупнейшего, и причем последнего, теоретика данного масштаба. Считается, что после смерти Левина в 1948 г. происходит существенное изменение в отношении к возможностям построения сколько-нибудь общих теорий в социальной психологии вообще.
Возможность существования .<большой теории>, или <всеохватывающей теории>, наряду с теориями меньшей степени общности неоднократно высказывалась как в психологии, так и в социологии. Так, идея <теоретиче- ского синтеза>, .предложенная Толменом и Халлом, бы- ла своего рода заявкой на построение <большой теории> в психологии [58, 196]. С другой стороны, в социологии такая претензия была сформулирована Т. Парсонсом при построении <теории социального действия> [4, 269]. В об- ласти собственно социальной психологии, как мы видели, хоть и неявно, но все же на роль <большой теории> пред- лагались теоретические идеи К. Левина. Мечта о <боль- шой теории> отражает, очевидно, объективную потреб- ность науки найти какие-то более или менее общие зако- номерности для той сферы реальности, которая представ- ляет собой объект исследования данной научной дисцип-, лины. Вместе с тем неудача с построением такого рода теорий приводит исследователей к поиску каких-то про- межуточных уровней обобщения.
В социальную психологию также проникает идея не- обходимости построения так называемых <теорий сред- него ранга>, разработанная впервые в 40-х годах в аме- риканской социологии Р. Мертоном. Хотя сама по себе мысль о том, что уровень теоретического знания с точки зрения широты и глубины охвата определенной области реальности может быть различным, не явилась слишком оригинальной, Мертон дал ей тщательное методологиче- ское обоснование. Кроме того, ему принадлежит заслуга точной оценки ситуации, сложившейся в социологии, и попытки классифицировать реально существующие здесь теории. С этой точки зрения Мертон предложил выделить в структуре социологии три уровня знания: общие, так называемые <всеохватывающие> теории, <теории средне- го ранга>2 и эмпирические обобщения, получаемые непо- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|