|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)циальная психология на распутье>, Ньюком, явившийся пионером в определении двойственного статуса социаль- ной психологии как психологической и социологической дисциплины, не ограничивается простой констатацией этого факта, но строит на нем весьма определенную кри- тическую позицию: <Я не удовлетворен состоянием со- циальной психологии... Я боюсь, что ожидания больше, чем мы сможем дать в действительности> [157, 82]. С его точки зрения, основная проблема - это неумение соци- альной психологии сочетать психологический и социоло- гический подходы. Главный порок психологического под- хода (а он, по мнению Ныокома, доминирует среди аме- риканских социальных психологов) заключается в том, что его представители <минимизируют или игнорируют природу социальной структуры, членами которой явля- ются испытуемые> [157, 82] .Дело не поправляет и перенос исследований <в поле>, ибо сами условия групповой жиз- ни, в том числе и в поле, понимаются упрощенно: к ним по-прежнему стремятся приложить принципы поведения, выявленные в несоциальных ситуациях. Но и социологи- ческий подход имеет существенные просчеты, по мнению Ньюкома, так как здесь совсем не принимается во вни- мание характеристика биологических и физиологических условий среды. Вопрос, таким образом, упирается вновь в понимание предмета социальной психологии, которая с точки зрения Ньюкома, должна <...разъяснять и систе- матизировать, как психологические процессы функцио- нируют в полевых условиях групповой жизни> [157, 84]. И хотя Ньюком не делает критических замечаний в адрес конкретных социально-психологических теорий, которые игнорируют таким образом сформулированную для со- циальной психологии задачу, его предложения подразу- мевают недостаток и теоретического знания, поскольку включают радикальный пересмотр стиля планирования исследований, составления их программы, построения гипотез.
В аналогичном ключе, то есть с позиций исследовате- ля, репрезентирующего существующую традицию, но оза- боченного в то же время и достаточно общими проблема- ми, выступает С. Аш, которому принадлежит статья
224
<Перспектива социальной психологии>, помещенная в многотомном издании 3. Коха <Психология: исследование науки> [71]. Аш рассматривает в этой работе различ- ные точки зрения, сложившиеся относительно понимания места социальной психологии в системе наук, ее отноше- ний с общей психологией. Таких точек зрения Аш насчи- тывает три. Одна группа исследователей полагает, что социальная психология является исключительно приклад- ной дисциплиной, задача которой-дать приложение некоторых законов <несоциальной> психологии к более сложным условиям. Вторая, еще более прагматическая точка зрения состоит в том, чтобы допустить правомер- ность социально-психологических исследований в любой области общественной жизни, однако при условии, что они не будут затруднять себя <установлением отноше- ний к более фундаментальным проблемам>. При таком подходе, по мнению Аша, социальная психология обре- чена на то, чтобы остаться простой технологией, но не наукой. Наконец, третья точка зрения полагает, что со- циальная психология не есть прикладная дисциплина. Ее задача - внести определенный вклад и в теорию, при- чем решение этой задачи невозможно на пути изучения изолированных индивидов. Необходим анализ того, что происходит между людьми, что неизбежно означает рас- ширение границ традиционных методик: никакая экспе- риментальная процедура не будет достаточной для ре- шения задачи наблюдения в реальных условиях их су- ществования [71, 366].
Аш принимает именно эту точку зрения, которая уже самим фактом своего существования выражает некото- рую оппозицию существующей традиции. Однако и в его обзоре нет анализа содержания теорий или попыток выя- вления каких-либо принципиальных просчетов в общей системе теоретического знания, как оно представлено в американской социальной психологии. Равным образом отсутствует здесь и какой-либо анализ философских основ социально-психологического знания. Недостатки усматриваются не в этой сфере, они в большей степени видятся авторам в неверной стратегической установке исследователей. Нет сомнения, что и эта область дает ос- новательный материал для критики. К критическим пост- роениям такого рода, очевидно, следует отнести и заме- чания, исходящие от тех социальных психологов, которые специально анализируют судьбу социально-психологиче-
15 Заказ 420 225
ского эксперимента (М. Орн, М. Розенталь, М. Розен- берг, И. Сильвермен и др.). Этот тип критики появился уже довольно давно и является постоянным спутником исследований 50-60-х годов [7]. В самое последнее де- сятилетие, однако, в американской литературе появля- ются подходы более широкого плана, где значительно расширяется сама сфера критического анализа.
Примером могут служить работы американского ис- следователя В. Мак Гайра (144, 146]. Статья <Социаль- ная психология>, опубликованная в изданном в Англии сборнике <Новые горизонты в психологии>, - перерабо- танный вариант доклада на XIX Международном кон- грессе по научной психологии (<Иин и йан прогресса социальной психологии>) - дает солидный материал для рассмотрения самого последнего, по времени, подхода к критическому анализу американской социальной психо- логии, предпринятого американским же автором. Рас- сматривая основные тенденции развития американской социальной психологии, Мак Гайр вводит некоторые эле- менты науковедческого анализа, в частности обращает- ся к идее парадигмы. Он отмечает, что современный пе- риод характеризуется в социальной психологии как пе- риод смены парадигм. Парадигма понимается здесь, од- нако, не в ее строгом значении, а, скорее, как некоторый <образ> науки на определенном этапе ее развития. Вся- кая парадигма, по мысли Мак Гайра, включает два ком- понента: творческий и критический. Творческий компо- нент можно отождествить с деятельностью по формули- рованию гипотез, а критический - с деятельностью по их проверке. Старая парадигма, которая господствовала в американской социальной психологии начиная с 20-х годов, характеризовалась тем, что гипотезы, как правило, формулировались на основании существующих теорети- ческих концепций, причем эти концепции в большинстве случаев заимствовались из других областей психологии, например из патопсихологии. Для критического компо- нента было характерно господство лабораторного экспе- римента как способа проверки этих <теоретически реле- вантных> гипотез [144, 447]. Хотя Мак Гайр не отрицает, что в исследованиях существовали и отклонения от этой парадигмы, они были незначительными. В последние годы радикальной критике были подвергнуты оба аспекта ста- рой парадигмы: характер гипотез, ориентированных ис- ключительно на теории, и характер экспериментов, ког-
226
да они превратились лишь в средство лабораторного ма- нипулирования.
Новая парадигма, которая складывается взамен ста- рой, обладает теми же двумя компонентами, но содержа- ние каждого из них изменяется. Творческий компонент ее связан с иным качеством гипотез: родилось требова- ние, чтобы гипотезы стали релевантными не столько тео- риям, сколько социальной практике, чтобы источником их формирования стали прежде всего социальные про- блемы. Естественно, это вызывает необходимость измене- ний и внутри критического компонента науки: основным методом проверки такого рода гипотез должен уже быть не метод лабораторного эксперимента, но эксперимент в полевых условиях. Два направления этого поиска-поиск гипотез, релевантных не столько теориям, сколько ре- альным социальным проблемам, и поиск более заботли- вой концептуализации социально-психологического зна- ния путем включения в него более сложных форм экспе- римента - называются Мак Гайром <инновациями>, ко- торые призваны значительно изменить облик социальной- психологии. В сообществе социальных психологов прои- зошел определенный раскол, поскольку одни с готовно- стью включились в создание новой парадигмы, так как:
это отвечало и их собственным скептическим оценкам су- ществующего положения вещей, другие же предпочли -- сохранить старый стиль исследований. Наличие одновре менно двух названных ориентации приводит к конфликт ной ситуации в области программ университетских кур- сов, поскольку речь, по существу, идет о двух различных стилях мышления, между которыми окажутся, по мысли- Мак Гайра, теперь студенты. Однако в целом все же мо- жно, по-видимому, констатировать, что новая парадигма получила сегодня преобладающее развитие [146, 222].
Собственная же позиция автора этого анализа не- означает принятия ни той, ни другой парадигмы. С его то чки зрения, весь радикализм, на который претендует но вая парадигма, есть радикализм мнимый, хотя она и вы- звана к жизни не только внутренними причинами разви- тия социальной психологии, но весьма радикальным со- циальным и политическим движением. Мак Гайр связы- вает становление новой парадигмы с движением <новых левых>, которое развернулось в США в 60-е годы, в ча стности с теми лозунгами этого движения, которые были направлены против <Истэблишмента>. Однако дальней- 15 227
шая судьба новой парадигмы довольно показательна для многих традиций, складывающихся в области социаль- ных наук на Западе: начав с выступлений против офици- альной идеологии и науки, новая парадигма социальной психологии превращается в конечном счете в атрибут сво- его рода <нового Истэблишмента>, то есть в систему та- ких исследовательских принципов, которые вновь с ус- пехом используются официальными учреждениями бур- жуазного общества. Поэтому-то <радикальность> пара- дигмы и оказывается весьма умеренной. Хотя Мак Гайр в своем анализе и не касается причин такой минимиза- ции радикализма новой парадигмы, все же сама конста- тация этого факта представляет большой интерес.
Конкретно слабость новой парадигмы Мак Гайр ус- матривает как в ее творческом, так и в ее критическом аспектах. Хотя гипотезы здесь и провозглашаются <со- циально релевантными>, то есть полученными на основа- нии анализа реальных социальных проблем, они тем не менее в такой же степени, как и <теоретически релевант- ные> гипотезы, базируются на простых линейных моде- лях процессов, вследствие чего оказываются неадекват- ными истинной сложности когнитивных структур инди- вида или социальных систем [144, 448]. Новая парадиг- ма вновь оказывается <плохой> не потому, что <плохи> переменные, с которыми она имеет дело, а потому, что она вновь <... пасует перед сложностью, с которой пере- менные организованы в индивидуальных и социальных системах>. Уязвим и критический аспект новой парадиг- мы: эксперимент теперь, хоть и перенесен из лаборато- рии в поле, проводится и здесь по старым схемам, когда главная забота экспериментатора - максимально упро- стить условия, абстрагироваться от всех переменных, кроме тех, которые строго нужны <под гипотезу>. Экспе- рименты и в этом случае остаются не средством провер- ки гипотез, а средством демонстрации их очевидной ис- тинности: <Если эксперимент не получился, исследова- тель не говорит, что плоха гипотеза, но, скорее, говорит, что что-то плохо в эксперименте, и начинает поправлять, пересматривать, то подбирая новых испытуемых, то уст- рожая манипуляцию независимой переменной> [144, 449]. Поэтому замена лабораторного эксперимента по- левым приобрела характер тактической увертки, но не приблизила к тому, чтобы увидеть настоящие проблемы общества. Поэтому Мак-Гайр считает, что нужно, постро-
228
ить еще одну, действительно новую парадигму, которая бы соответствовала всем новым требованиям, предъяв- ленным к социальной психологии, и вообще знаменовала бы собой <новую социальную психологию>. Поскольку трудно в двух словах сформулировать эту новую ради- кальную парадигму, Мак Гайр предлагает изложить ее з семи <заповедях>. Вот их краткое содержание. Заповедь- первая: <Если гипотеза тривиальна, едва ли нужен ги- гантский методический арсенал, чтобы проверять ее>. (Мораль: в учебных курсах следует уделять значительно большее внимание не тому, как гипотезы проверять, а то- му, как их конструировать.) Заповедь вторая: <Надо нау- читься думать в терминах более сложных систем, ибо- сложность когнитивных и социальных систем исключает эвристическую ценность простых линейных моделей>, Заповедь третья: <Наблюдай, но наблюдай людей, а не данные>. Очень часто, желая противопоставить себя фило- софу, социальный психолог призывает к изучению реаль> ности, но сам проскакивает сквозь реальность, подобно> Алисе в стране чудес, проскакивающей сквозь зеркало.. Такой социальный психолог <оказывается добровольным:
пленником платоновских цепей, куда он поместил себя,. повернувшись спиной к внешнему миру и наблюдая толь ко тени на его стенах> [140, 453]. Заповедь четвертая:
<Нужно видеть будущее в настоящем, находить настоя- щее в прошлом>. Иными словами, нужно накапливать архивы социальных данных так, чтобы в исследованиях не упустить временной перспективы. Заповедь пятая:
<Создать новую методологию, где будут присутствовать не простые корреляции, но такие, которые укажут и на причину явлений>. Заповедь шестая: <Богатство бедно- сти>, что означает картину современного состояния аме- риканской социальной психологии. Легкость получения финансовой поддержки исследованиям приводит здесь к тому, что привлекается все больше и больше сотрудни- ков, накапливается все больше и больше данных, но в;
Действительности это не богатство, а бедность, посколь- ку данные не интегрированы, они не интересны и пред- ставляют собой простые нагромождения. (Мораль: <Мьг Должны тратить большую долю времени на то, чтобы ин- терпретировать и интегрировать эмпирические данные,... чем просто прибавлять новые к уже существующим>) [144, 455]. Заповедь седьмая: <Противоположное Боль- шой Истине есть тоже Истинное>, то есть всему, о чем
22
здесь говорилось, можно придать и противоположное значение, каждую заповедь толковать как бы с обратным знаком. Мак Гайр полагает, что именно возможность та- ких различных интерпретаций задач социальной психо- логии, понимания ее проблем и есть характерный при- знак ее сегодняшнего состояния.
Несмотря на такой несколько неожиданный конец, ко- торый существенно девальвирует выдвинутые принципы, рассуждения Мак Гайра, в общем, свидетельствуют о том,
что кризис осознается внутри американской социальной психологии на значительно более глубоких уровнях, чем отдельные замечания по отдельным поводам. Недостат- .ком приведенного анализа является, правда, довольно очевидная робость попыток связать все названные явле- ния как с более глубокими философскими основаниями "социально-психологического знания, так и с определенны- ми социальными причинами, порождающими мнимый ра- дикализм преобразований, предлагаемых в области тео- рии и методологии. Правильно схваченная общность двух внешне совершенно противоположных парадигм не полу- чает своего объяснения; между тем такое объяснение мог- ло бы быть дано, если обратиться именно к метауровню анализа, то есть выйти за пределы собственно социально- ясихологических построений. Тогда станет ясно, что и ста- рая, и новая парадигмы в самых своих исходных принци- пах заданы в рамках позитивистской методологии. Все
модификации стратегии социально-психологических ис- следований, предлагаемые новой парадигмой, не отра- жают каких-либо принципиально новых эпистемологи- ческих оснований науки. Чисто гносеологический рису- нок исследовательского подхода остается тем же самым:
<социально релевантные гипотезы>, проверяемые в по- левых экспериментах, проверяются по той же самой гносеологической модели, что и <теоретически релевант- ные> гипотезы в лабораторных манипуляциях.
Точно так же новая парадигма сама по себе не вносит ничего нового и .в понимание социальных задач науки. Характер социальных задач, как и сама социальная ори- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|