Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



31 страница


циальная психология на распутье>, Ньюком, явившийся  

пионером в определении двойственного статуса социаль-  

ной психологии как психологической и социологической  

дисциплины, не ограничивается простой констатацией  

этого факта, но строит на нем весьма определенную кри-  

тическую позицию: <Я не удовлетворен состоянием со-  

циальной психологии... Я боюсь, что ожидания больше,  

чем мы сможем дать в действительности> [157, 82]. С его  

точки зрения, основная проблема - это неумение соци-  

альной психологии сочетать психологический и социоло-  

гический подходы. Главный порок психологического под-  

хода (а он, по мнению Ныокома, доминирует среди аме-  

риканских социальных психологов) заключается в том,  

что его представители <минимизируют или игнорируют  

природу социальной структуры, членами которой явля-  

ются испытуемые> [157, 82] .Дело не поправляет и перенос  

исследований <в поле>, ибо сами условия групповой жиз-  

ни, в том числе и в поле, понимаются упрощенно: к ним  

по-прежнему стремятся приложить принципы поведения,  

выявленные в несоциальных ситуациях. Но и социологи-  

ческий подход имеет существенные просчеты, по мнению  

Ньюкома, так как здесь совсем не принимается во вни-  

мание характеристика биологических и физиологических  

условий среды. Вопрос, таким образом, упирается вновь  

в понимание предмета социальной психологии, которая  

с точки зрения Ньюкома, должна <...разъяснять и систе-  

матизировать, как психологические процессы функцио-  

нируют в полевых условиях групповой жизни> [157, 84].  

И хотя Ньюком не делает критических замечаний в адрес  

конкретных социально-психологических теорий, которые  

игнорируют таким образом сформулированную для со-  

циальной психологии задачу, его предложения подразу-  

мевают недостаток и теоретического знания, поскольку  

включают радикальный пересмотр стиля планирования  

исследований, составления их программы, построения  

гипотез.  

 

В аналогичном ключе, то есть с позиций исследовате-  

ля, репрезентирующего существующую традицию, но оза-  

боченного в то же время и достаточно общими проблема-  

ми, выступает С. Аш, которому принадлежит статья  

 

224  

 

<Перспектива социальной психологии>, помещенная в  

многотомном издании 3. Коха <Психология: исследование  

науки> [71]. Аш рассматривает в этой работе различ-  

ные точки зрения, сложившиеся относительно понимания  

места социальной психологии в системе наук, ее отноше-  

ний с общей психологией. Таких точек зрения Аш насчи-  

тывает три. Одна группа исследователей полагает, что  

социальная психология является исключительно приклад-  

ной дисциплиной, задача которой-дать приложение  

некоторых законов <несоциальной> психологии к более  

сложным условиям. Вторая, еще более прагматическая  

точка зрения состоит в том, чтобы допустить правомер-  

ность социально-психологических исследований в любой  

области общественной жизни, однако при условии, что  

они не будут затруднять себя <установлением отноше-  

ний к более фундаментальным проблемам>. При таком  

подходе, по мнению Аша, социальная психология обре-  

чена на то, чтобы остаться простой технологией, но не  

наукой. Наконец, третья точка зрения полагает, что со-  

циальная психология не есть прикладная дисциплина. Ее  

задача - внести определенный вклад и в теорию, при-  

чем решение этой задачи невозможно на пути изучения  

изолированных индивидов. Необходим анализ того, что  

происходит между людьми, что неизбежно означает рас-  

ширение границ традиционных методик: никакая экспе-  

риментальная процедура не будет достаточной для ре-  

шения задачи наблюдения в реальных условиях их су-  

ществования [71, 366].  

 

Аш принимает именно эту точку зрения, которая уже  

самим фактом своего существования выражает некото-  

рую оппозицию существующей традиции. Однако и в его  

обзоре нет анализа содержания теорий или попыток выя-  

вления каких-либо принципиальных просчетов в общей  

системе теоретического знания, как оно представлено в  

американской социальной психологии. Равным образом  

отсутствует здесь и какой-либо анализ философских  

основ социально-психологического знания. Недостатки  

усматриваются не в этой сфере, они в большей степени  

видятся авторам в неверной стратегической установке  

исследователей. Нет сомнения, что и эта область дает ос-  

новательный материал для критики. К критическим пост-  

роениям такого рода, очевидно, следует отнести и заме-  

чания, исходящие от тех социальных психологов, которые  

специально анализируют судьбу социально-психологиче-  

 

15 Заказ 420 225  

 

ского эксперимента (М. Орн, М. Розенталь, М. Розен-  

берг, И. Сильвермен и др.). Этот тип критики появился  

уже довольно давно и является постоянным спутником  

исследований 50-60-х годов [7]. В самое последнее де-  

сятилетие, однако, в американской литературе появля-  

ются подходы более широкого плана, где значительно  

расширяется сама сфера критического анализа.  

 

Примером могут служить работы американского ис-  

следователя В. Мак Гайра (144, 146]. Статья <Социаль-  

ная психология>, опубликованная в изданном в Англии  

сборнике <Новые горизонты в психологии>, - перерабо-  

танный вариант доклада на XIX Международном кон-  

грессе по научной психологии (<Иин и йан прогресса  

социальной психологии>) - дает солидный материал для  

рассмотрения самого последнего, по времени, подхода к  

критическому анализу американской социальной психо-  

логии, предпринятого американским же автором. Рас-  

сматривая основные тенденции развития американской  

социальной психологии, Мак Гайр вводит некоторые эле-  

менты науковедческого анализа, в частности обращает-  

ся к идее парадигмы. Он отмечает, что современный пе-  

риод характеризуется в социальной психологии как пе-  

риод смены парадигм. Парадигма понимается здесь, од-  

нако, не в ее строгом значении, а, скорее, как некоторый  

<образ> науки на определенном этапе ее развития. Вся-  

кая парадигма, по мысли Мак Гайра, включает два ком-  

понента: творческий и критический. Творческий компо-  

нент можно отождествить с деятельностью по формули-  

рованию гипотез, а критический - с деятельностью по  

их проверке. Старая парадигма, которая господствовала  

в американской социальной психологии начиная с 20-х  

годов, характеризовалась тем, что гипотезы, как правило,  

формулировались на основании существующих теорети-  

ческих концепций, причем эти концепции в большинстве  

случаев заимствовались из других областей психологии,  

например из патопсихологии. Для критического компо-  

нента было характерно господство лабораторного экспе-  

римента как способа проверки этих <теоретически реле-  

вантных> гипотез [144, 447]. Хотя Мак Гайр не отрицает,  

что в исследованиях существовали и отклонения от этой  

парадигмы, они были незначительными. В последние годы  

радикальной критике были подвергнуты оба аспекта ста-  

рой парадигмы: характер гипотез, ориентированных ис-  

ключительно на теории, и характер экспериментов, ког-  

 

226  

 

да они превратились лишь в средство лабораторного ма-  

нипулирования.  

 

Новая парадигма, которая складывается взамен ста-  

рой, обладает теми же двумя компонентами, но содержа-  

ние каждого из них изменяется. Творческий компонент  

ее связан с иным качеством гипотез: родилось требова-  

ние, чтобы гипотезы стали релевантными не столько тео-  

риям, сколько социальной практике, чтобы источником  

их формирования стали прежде всего социальные про-  

блемы. Естественно, это вызывает необходимость измене-  

ний и внутри критического компонента науки: основным  

методом проверки такого рода гипотез должен уже быть  

не метод лабораторного эксперимента, но эксперимент в  

полевых условиях. Два направления этого поиска-поиск  

гипотез, релевантных не столько теориям, сколько ре-  

альным социальным проблемам, и поиск более заботли-  

вой концептуализации социально-психологического зна-  

ния путем включения в него более сложных форм экспе-  

римента - называются Мак Гайром <инновациями>, ко-  

торые призваны значительно изменить облик социальной-  

психологии. В сообществе социальных психологов прои-  

зошел определенный раскол, поскольку одни с готовно-  

стью включились в создание новой парадигмы, так как:  

 

это отвечало и их собственным скептическим оценкам су-  

ществующего положения вещей, другие же предпочли  

-- сохранить старый стиль исследований. Наличие одновре  

менно двух названных ориентации приводит к конфликт  

ной ситуации в области программ университетских кур-  

сов, поскольку речь, по существу, идет о двух различных  

стилях мышления, между которыми окажутся, по мысли-  

Мак Гайра, теперь студенты. Однако в целом все же мо-  

жно, по-видимому, констатировать, что новая парадигма  

получила сегодня преобладающее развитие [146, 222].  

 

Собственная же позиция автора этого анализа не-  

означает принятия ни той, ни другой парадигмы. С его то  

чки зрения, весь радикализм, на который претендует но  

вая парадигма, есть радикализм мнимый, хотя она и вы-  

звана к жизни не только внутренними причинами разви-  

тия социальной психологии, но весьма радикальным со-  

циальным и политическим движением. Мак Гайр связы-  

вает становление новой парадигмы с движением <новых  

левых>, которое развернулось в США в 60-е годы, в ча  

стности с теми лозунгами этого движения, которые были  

направлены против <Истэблишмента>. Однако дальней-  

15 227  

 

шая судьба новой парадигмы довольно показательна для  

многих традиций, складывающихся в области социаль-  

ных наук на Западе: начав с выступлений против офици-  

альной идеологии и науки, новая парадигма социальной  

психологии превращается в конечном счете в атрибут сво-  

его рода <нового Истэблишмента>, то есть в систему та-  

ких исследовательских принципов, которые вновь с ус-  

пехом используются официальными учреждениями бур-  

жуазного общества. Поэтому-то <радикальность> пара-  

дигмы и оказывается весьма умеренной. Хотя Мак Гайр  

в своем анализе и не касается причин такой минимиза-  

ции радикализма новой парадигмы, все же сама конста-  

тация этого факта представляет большой интерес.  

 

Конкретно слабость новой парадигмы Мак Гайр ус-  

матривает как в ее творческом, так и в ее критическом  

аспектах. Хотя гипотезы здесь и провозглашаются <со-  

циально релевантными>, то есть полученными на основа-  

нии анализа реальных социальных проблем, они тем не  

менее в такой же степени, как и <теоретически релевант-  

ные> гипотезы, базируются на простых линейных моде-  

лях процессов, вследствие чего оказываются неадекват-  

ными истинной сложности когнитивных структур инди-  

вида или социальных систем [144, 448]. Новая парадиг-  

ма вновь оказывается <плохой> не потому, что <плохи>  

переменные, с которыми она имеет дело, а потому, что  

она вновь <... пасует перед сложностью, с которой пере-  

менные организованы в индивидуальных и социальных  

системах>. Уязвим и критический аспект новой парадиг-  

мы: эксперимент теперь, хоть и перенесен из лаборато-  

рии в поле, проводится и здесь по старым схемам, когда  

главная забота экспериментатора - максимально упро-  

стить условия, абстрагироваться от всех переменных,  

кроме тех, которые строго нужны <под гипотезу>. Экспе-  

рименты и в этом случае остаются не средством провер-  

ки гипотез, а средством демонстрации их очевидной ис-  

тинности: <Если эксперимент не получился, исследова-  

тель не говорит, что плоха гипотеза, но, скорее, говорит,  

что что-то плохо в эксперименте, и начинает поправлять,  

пересматривать, то подбирая новых испытуемых, то уст-  

рожая манипуляцию независимой переменной> [144,  

449]. Поэтому замена лабораторного эксперимента по-  

левым приобрела характер тактической увертки, но не  

приблизила к тому, чтобы увидеть настоящие проблемы  

общества. Поэтому Мак-Гайр считает, что нужно, постро-  

 

228  

 

ить еще одну, действительно новую парадигму, которая  

бы соответствовала всем новым требованиям, предъяв-  

ленным к социальной психологии, и вообще знаменовала  

бы собой <новую социальную психологию>. Поскольку  

трудно в двух словах сформулировать эту новую ради-  

кальную парадигму, Мак Гайр предлагает изложить ее з  

семи <заповедях>. Вот их краткое содержание. Заповедь-  

первая: <Если гипотеза тривиальна, едва ли нужен ги-  

гантский методический арсенал, чтобы проверять ее>.  

(Мораль: в учебных курсах следует уделять значительно  

большее внимание не тому, как гипотезы проверять, а то-  

му, как их конструировать.) Заповедь вторая: <Надо нау-  

читься думать в терминах более сложных систем, ибо-  

сложность когнитивных и социальных систем исключает  

эвристическую ценность простых линейных моделей>,  

Заповедь третья: <Наблюдай, но наблюдай людей, а не  

данные>. Очень часто, желая противопоставить себя фило-  

софу, социальный психолог призывает к изучению реаль>  

ности, но сам проскакивает сквозь реальность, подобно>  

Алисе в стране чудес, проскакивающей сквозь зеркало..  

Такой социальный психолог <оказывается добровольным:  

 

пленником платоновских цепей, куда он поместил себя,.  

повернувшись спиной к внешнему миру и наблюдая толь  

ко тени на его стенах> [140, 453]. Заповедь четвертая:  

 

<Нужно видеть будущее в настоящем, находить настоя-  

щее в прошлом>. Иными словами, нужно накапливать  

архивы социальных данных так, чтобы в исследованиях  

не упустить временной перспективы. Заповедь пятая:  

 

<Создать новую методологию, где будут присутствовать  

не простые корреляции, но такие, которые укажут и на  

причину явлений>. Заповедь шестая: <Богатство бедно-  

сти>, что означает картину современного состояния аме-  

риканской социальной психологии. Легкость получения  

финансовой поддержки исследованиям приводит здесь к  

тому, что привлекается все больше и больше сотрудни-  

ков, накапливается все больше и больше данных, но в;  

 

Действительности это не богатство, а бедность, посколь-  

ку данные не интегрированы, они не интересны и пред-  

ставляют собой простые нагромождения. (Мораль: <Мьг  

Должны тратить большую долю времени на то, чтобы ин-  

терпретировать и интегрировать эмпирические данные,...  

чем просто прибавлять новые к уже существующим>)  

[144, 455]. Заповедь седьмая: <Противоположное Боль-  

шой Истине есть тоже Истинное>, то есть всему, о чем  

 

22  

 

здесь говорилось, можно придать и противоположное  

значение, каждую заповедь толковать как бы с обратным  

знаком. Мак Гайр полагает, что именно возможность та-  

ких различных интерпретаций задач социальной психо-  

логии, понимания ее проблем и есть характерный при-  

знак ее сегодняшнего состояния.  

 

Несмотря на такой несколько неожиданный конец, ко-  

торый существенно девальвирует выдвинутые принципы,  

рассуждения Мак Гайра, в общем, свидетельствуют о том,  

 

что кризис осознается внутри американской социальной  

психологии на значительно более глубоких уровнях, чем  

отдельные замечания по отдельным поводам. Недостат-  

.ком приведенного анализа является, правда, довольно  

очевидная робость попыток связать все названные явле-  

ния как с более глубокими философскими основаниями  

"социально-психологического знания, так и с определенны-  

ми социальными причинами, порождающими мнимый ра-  

дикализм преобразований, предлагаемых в области тео-  

рии и методологии. Правильно схваченная общность двух  

внешне совершенно противоположных парадигм не полу-  

чает своего объяснения; между тем такое объяснение мог-  

ло бы быть дано, если обратиться именно к метауровню  

анализа, то есть выйти за пределы собственно социально-  

ясихологических построений. Тогда станет ясно, что и ста-  

рая, и новая парадигмы в самых своих исходных принци-  

пах заданы в рамках позитивистской методологии. Все  

 

модификации стратегии социально-психологических ис-  

следований, предлагаемые новой парадигмой, не отра-  

жают каких-либо принципиально новых эпистемологи-  

ческих оснований науки. Чисто гносеологический рису-  

нок исследовательского подхода остается тем же самым:  

 

<социально релевантные гипотезы>, проверяемые в по-  

левых экспериментах, проверяются по той же самой  

гносеологической модели, что и <теоретически релевант-  

ные> гипотезы в лабораторных манипуляциях.  

 

Точно так же новая парадигма сама по себе не вносит  

ничего нового и .в понимание социальных задач науки.  

Характер социальных задач, как и сама социальная ори-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 845
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь