|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)целом схема подвергается справедливой критике даже со стороны коллег по теориям соответствия. Первый упрек в том, что гипотезы-предсказания, предлагаемые здесь,
108
неточны. В самом деле, изменение отношения прогнози- руется только под влиянием потребности в установлении баланса в когнитивной структуре воспринимающего.. субъекта. Но сама исходная посылка о том, что такая по- требность абсолютна, принимается без доказательств, просто как некий постулат. Впрочем, такое замечание от- носится не только к схеме Хайдера. В рамках же этой схемы прогноз все равно уязвим, так как изменение в от- ношении может попросту возникнуть под влиянием каких- либо неучтенных в схеме факторов. Второй упрек каса- ется того, что в схеме Р-О-Х все отношения определяют- ся ло принципу .<все или ничего>, иными словами, здесь присутствует упрощение в связи с тем, что не анализиру- ется степень позитивности или негативности отношений, то есть чрезвычайно важный показатель всяких отноше- ний вообще. И наконец, <симметричность> всей схемы в значительной мере страдает, поскольку восьмая по- зиция - случай со всеми тремя негативными отноше- ниями - выглядит сомнительным. К этому можно до- бавить, что значительно ограничивает значение схемы и тот факт, что она предусматривает лишь чрезвычайно простой вариант когнитивного поля воспринимающего субъекта; когда вообще весь круг отношений замыка- ется всего лишь тремя участниками взаимодействия. В действительности это поле, очевидно, значительно сложнее: если брать специально ситуацию группы, то тут, безусловно, выступает одновременно сплав отноше- ний, которые должны быть неизбежно полностью пред- ставлены в .когнитивном поле индивида. Поэтому если даже допустить право на существование предложенной схемы именно в качестве простейшей модели, то необ- ходимо указать как минимум пути перехода от ситуа- ции триады к ситуации группы в полном смысле этого слова. В истории когнитивных теорий была предпринята и такая попытка. Д. Картрайт и Г. Харари формализо- вали схему Хайдера, обобщив таким образом принятые им принципы, и включили в модель уже не две личности и один объект, а любое число личностей. Кроме того, они сформулировали специальную математическую теорему относительно системы межличностных отношений и оп- ределенного распределения в ней позитивных и негатив- ных отношений, что используется в исследовании атти- тюдов [141]. Значительного успеха, однако, и эта по- пытка не принесла, объяснение чему следует, очевидно, 109
искать в каких-то более общих методологических про- счетах предложенного подхода. Поэтому целесообразно рассмотреть теперь еще один,довольно близкий хайде- ровскому, вариант теорий соответствия.
ТЕОРИЯ
. КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ Т. НЬЮКОМА
Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстра- полировать ее на собственно социально-психологическую область, то есть на область межличностной коммуника- ции. Он предположил, что тенденция к балансу харак- теризует не только интраперсональную, но и интерпер- сональную систему. Его взгляды не получили изложе- ния в специальной книге, и основным источником по- этому является статья 1953 г. под названием <Подход к исследованию коммуникативных актов> [155].
Исходный тезис Ньюкома состоит в следующем: ког- да два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какое-то отношение к третьему (лицу или объ-- екту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Причем Ныо- ком предположил, что развитие этих сходных ориента- ции может быть увеличено за счет развития межлично- стной коммуникации. Поэтому, если в паре или группе возникает расхождение ориентации по отношению к ка- кому-либо объекту, логично предположить, что потреб- ность в уменьшении этих расхождений приведет к уве- личению частоты коммуникативных актов. Стремление к развитию сходных ориентации Ньюком назвал стремле- нием к <симметрии ориентации> и определил их силу как силу уз между двумя людьми или силу их аттитю- дов по отношению к третьему.
Основная задача, которую ставил перед собой Нью- ком, состояла в том, чтобы объяснить, как в группе воз- никает <давление, принуждающее к единообразию>, что и делает группу сплоченной. Для этой же цели выявля- лась тенденция группы развивать коммуникативные ак- ты по отношению к <девиантным> членам, т. е. обладаю- щим несходными аттитюдами.
Подобно Хайдеру, Ньюком построил схему, показы- вающую, каким образом развитие межличностной ком-
110
муникации способствует изменению аттитюдов участни- ков взаимодействия. Эта схема получила название <схе- мы А-В-Х>, где А выступает как воспринимающий субъ- ект. В - как другая личность, Х - как объект, к кото- рому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точ- ки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно:
Л воспринимает как консонанс сходство своего отноше- ния к Х и отношения В к X. Сходство этих отношений будет порождать привязанность между Л и В и, напро- тив, расхождение этих отношений будет порождать неприязнь между Л и В. Развитие же коммуникаций между Л и В будет вести к развитию сходства их отношений к X.
Если же обнаружится расхождение, Л будет стре- миться изменить свое отношение к Х с тем, чтобы оно стало сходным с отношением В к X. Иным выходом из этой ситуации - при условии, что стремление к консо- нансу сохраняется всегда, - является разрушение отно- шения привязанности между Л и В.
Действие этой схемы поясняется на весьма житей- ском примере: пусть Л - некий бизнесмен, мечтающий о покупке дорогой лодки, В - жена этого бизнесмена, к которой супруг сильно привязан, Х - та самая новая лодка, которую бизнесмен хочет приобрести и к покупке которой его жена относится весьма отрицательно. В об- рисованной ситуации возникает дисбаланс, изображае- мый на схеме так:
BnLX
Согласно сформулированным ранее рассуждениям развитие коммуникаций между участниками данного взаимодействия, например ведение систематических пе- реговоров относительно покупки лодки, может вызвать три варианта возвращения данной системы в состояние баланса:
111
1. А изменяет свое отношение к Х (для бизнесмена утрачивается привлекательность лодки), чтобы сделать свое отношение к Х сходным с отношением В к X.
BnLX
2. В изменяет свое отношение к Х (жена проникает- ся желанием приобрести лодку), чтобы это отношение стало сходным с отношением А к X.
3. Л изменяет свое отношение к В (бизнесмен утрачи- вает расположение к супруге) и таким образом дости- гает хоть и своеобразного, но консонанса.
BnLX
Легко видеть, что все три случая возвращения систе- мы в консонантное состояние соответствуют правилам, выведенным Хайдером: консонанс там, где все три отно- шения позитивны, либо там, где одно позитивно, а два негативны; диссонанс там, где два соотношения позитив- ны, а одно негативно.
Модель Ньюкома, так же как и модель Хайдера, при- меняется в исследованиях по массовой коммуникации. Особую популярность теория Ньюкома приобрела при
112
Т
анализе так называемой <убеждающей коммуникации> (persuasive communication). Б. М. Фирсов и Ю. А. Асе- ев замечают по этому поводу: <Модель Хайдера, пред- ставляя собой терминологическое описание аффектив- ного поля сознания Р и некоторых действующих в нем сил, не является коммуникационной моделью в строгом смысле этого слова. Для своего применения к психоло- гии убеждающей речи она, точно так же, как и бихевио- ристическая схема формирования рефлекторных связей, должна быть выражена в терминах коммуникативной ситуации. Такого рода преобразованием основной ба- лансной модели Хайдера к условиям убеждающего ре- чевого воздействия является модель Ньюкома> [49, 29]. Схема остается в том же виде, меняются лишь обозна- чения. Вместо познающего субъекта Л возникает реци- пиент Р, принимающий сообщение, переданное через ка- кой-либо канал массовой коммуникации. Вместо абст- рактной <другой личности>, чье мнение важно для реци- пиента, возникает коммуникатор К. - тот, кто передает сообщение и в нем выражает свое мнение о некотором объекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект отношения этих двух, который теперь называется объ- ектом коммуникации Х (в качестве этого объекта может выступать любое событие, явление, лицо, по поводу ко- торого развернута какая-либо пропагандистская кам- пания). Вся схема рассматривается в этом случае вновь с точки зрения восприятия ситуации реципиентом Р, то есть исходы, получившиеся в результате пропагандист- ских действий коммуникатора, будут знаменовать собой изменение позиции Р по отношению к объекту коммуни- кации Х под влиянием пропагандистского воздействия коммуникатора К. В принципе адекватность модели мог- ла бы быть проверена ее способностью предсказать эти исходы в каждой конкретной ситуации. Но все дело в том, что в реальной практике применения этой модели в исследованиях эти предсказания не получаются одно- значными: модель ведь может лишь предсказать изме- нение позиции Р в ситуации дисбаланса, но не может предсказать направления этого изменения. Иными сло- вами, в случае дисбаланса можно с уверенностью ска- зать, что Р будет стремиться к возвращению его когни- тивного поля в сбалансированное состояние, но нельзя сказать, будет ли это достигнуто изменением его отноше- ния к объекту коммуникации или к коммуникатору. Вме-
8 Заказ 420 113
сте с тем, справедливо отмечают Б. М. Фирсов и Ю. А. Асеев, <с точки зрения результативности комму- никации оба этих исхода далеко не равноправны. Восста- новление баланса в установочной системе реципиента Р путем изменения отношения к коммуникатору означало бы, что последний не добился своей цели. Противопо- ложный же исход означал бы принятие реципиентом ре- комендуемой точки зрения> [49, 31]. Для практических же действий в организации пропаганды крайне важно именно конкретно прогнозировать направление измене- ний установок реципиента. Поэтому модель Ньюкома оказалась в целом малоэффективной при исследованиях
. в данной прикладной области.
Но кроме таких чисто практических просчетов, кото- .рые допускает модель Ньюкома в прикладных исследо- ваниях, есть и более серьезные уязвимые места теорети- ческого порядка. Подобно тому как это имело место и при анализе модели Хайдера, вызывает неудовлетворен- ность отсутствие ясных определений исходных понятий:
<симметрия ориентации>, <частота коммуникаций>... (Что считать <достаточной> и что <недостаточной> ча- стотой коммуникаций, предполагает ли <симметрия> ра- венство сходных ориентации или просто их одинаковую направленность? Если предполагается <равенство>, как оно измеряется? и др.) Кроме того, и при использова- нии этой схемы остается открытым вопрос о связи тех изменений, которые происходят в когнитивной структу- ре, с мотивацией. В самом деле, схема не позволяет от- ветить даже на вопрос, рождается ли мотивация к изме- нению позиции лишь из желания достигнуть симметрии или из ожиданий удовлетворения последствиями умень- шившегося напряжения. И наконец, вновь схема преду- сматривает лишь взаимодействие в триаде, а переход от триады к группе остается неразработанным. Поэтому, так же как и схема Хайдера, схема Ньюкома не проду- цирует большого количества исследований, хотя и оста- ется известной вехой в развитии теоретических представ- лений, построенных на идее соответствия. В этом плане рассмотренным двум схемам четко противостоит теория, предложенная Л. Фестингером.
114
ТЕОРИЯ
КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА
Л.ФЕСТИНГЕРА
Теория когнитивного диссонанса, созданная в 1957 г., явилась для ее автора продолжением разработки идеи <социального сравнения>, которой Фестингер занимался значительно раньше. В этой области Фестингер высту- пает как ученик и последователь Левина. Исходным по- нятием для него является понятие потребности, причем анализируется особый вид потребностей, а именно <по- требность в оценивании самого себя> (evaluative need), то есть стремление оценивать свои мнения и способности прежде всего (впоследствии последователь Фестингера Шахтер распространил принцип сравнения также и на оценку эмоций). Однако мнения, способности соотносят- ся с социальной реальностью, а она, в отличие от физи- ческой реальности, создана не эмпирическим наблюде- нием, но групповым консензусом - согласием. Если в У физическом мире кто-то считает, что поверхность хруп- | ка, он может проверить свое мнение, взяв молот и стук- | нув по этой поверхности. Иное дело, по Фестингеру, со- ,| циальная реальность: здесь многие мнения нельзя про- | верить эмпирическими наблюдениями, поэтому единст- t венный способ проверки мнения - через социальное -согласие, консензус. Но консензус может быть установ- : лен только в том случае, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мнениями других, то есть сравнивать их. То же относится к способностям - они выявляются в сравнении со способностями других людей. Отсюда и рождается или точнее, этим и диктуется потребность каждого человека сравнивать себя с другими. Фестин- гер предположил, что тенденция сравнивать себя с дру- гими уменьшается, если различие между моим мнением или способностью и мнением или способностью другого возрастает. Более того, сравнение устойчиво тоже в том случае, когда собственные мнения и способности срав- ниваются с близкими им мнениями и способностями. Личность вообще меньше стремится к тем ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей. Соответственно и сравнение осуществля- ется по преимуществу с людьми, чьи мнения и способ- 8 115
ности более сходны с собственными: человек, начинаю щий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с другими новичками, а не с признанными масте- рами. Попутно Фестингер замечает, что минимальное несходство мнений ведет к конформизму - личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы совсем приблизить свое мнение к мнению группы.
Легко видеть, что теория социального сравнения ба- зировалась на знании о себе и знании о другом. В этом смысле она носила интерперсональньш характер и мог- ла претендовать на статус социально-психологической теории.
Однако она породила весьма ограниченное коли- чество исследований, отчасти вследствие того, что полу- ченные в исследованиях результаты очень легко допу- скали интерпретацию в других терминах и значение тео- рии представлялось минимизированным. Другой причи- ной явилось то, что сам Фестингер довольно быстро пе- решел от нее к построению новой теории - когнитивно- го диссонанса. В этой теории исходной вновь признается <потребность в знании>, однако теперь это <знание о се- бе>, а именно: потребность знать связанно, последова- тельно, непротиворечиво. Вместо интерперсональной тео- рии социального сравнения строится интраперсональная теория, которая в строгом смысле слова не является со- циально-психологической, но,скорее,претендует на статус общепсихологической теории. Но, как это было и в слу- чае с теорией Хайдера, социально-психологические при- менения теории когнитивного диссонанса оказались на- столько значительными, что она прочно заняла место среди социально-психологических теорий и обычно рас- сматривается как разновидность теорий соответствия в одном ряду с теориями баланса, коммуникативных ак- тов, конгруэнтности и пр. <Все эти теории,-утверждают Дойч и Краусс, - полагают, что личность стремится воспринимать, познавать или оценивать различные ас- пекты своего окружения и себя таким образом, чтобы в поведенческих последствиях этого восприятия не было противоречивости> [99, 68]. Вместе с тем, в отличие от других теорий соответствия, теория Фестингера нигде не делает акцента именно на социальном поведении и, Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|