|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)щейся к 1958 г., под аналогичным названием. Она еще известна под сокращенным названием ФИРО, что озна- чает <Фундаментальная ориентация межличностных отношений> [173]. Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что со- циальная жизнь взрослого человека фатально предопре- делена опытом его детства. Эта теория разрабатыва- лась на протяжении ряда лет и становилась <все более формальной, но необязательно более точной> [175, 255].
Существо теории раскрывается в четырех постула- тах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами. Во-первых, Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. По мнению Шутца, межличностные потребности во многих отношениях ана- логичны биологическим потребностям. Если биологиче- ские потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавли- вают связь личности с ее человеческим окружением. В том и в другом случае возможен оптимальный ва- риант удовлетворения потребности и возможны откло- нения в сторону <больше> или <меньше>, что может приводить к соответствующим негативным последст- виям. Так, болезнь организма или его смерть оказы- ваются результатом неадекватного удовлетворения био- логических потребностей, а психическое расстройство, иногда смерть,-результатом неадекватного удовлетво- рения межличностных потребностей. Правда, организм способен на какое-то время адаптироваться к ситуациям неполного удовлетворения и тех и других потребностей. Например, ребенок, лишенный в детстве адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей, раз- вивает определенные образцы адаптации. Этл сложив- шиеся в детстве поведенческие образцы всецело опре- деляют, по мнению Шутца, способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. В этом, соб- ственно, состоит существо второго постулата его тео- 167
рии-постулата <относительной преемственности и не- прерывности>.
Второй постулат теории Шутца воспроизводит фун- даментальное положение психоанализа об определяю- щей роли раннего детства в развитии личности. Кон- кретной сферой .продолжения опыта детства оказывают- ся межличностные отношения взрослого.
По мнению Шутца, индивид во взаимоотношениях с другими следующим образом реализует опыт межлич- ностных отношений своего детства. Когда он восприни- мает свою позицию в межличностной ситуации, анало- гичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, то его взрослое поведение ориенти- руется на его поведение в детстве по отношению к роди- телям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации по- добной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на по- ведение его родителей или значимых других по отноше- нию к нему, ребенку. Сразу же отметим, что этот мо- мент теории Шутца является объектом критических замечаний со стороны зарубежных оппонентов, посколь- ку у автора остается нерешенным вопрос о том, чем же определяется то обстоятельство, что один человек во взрослом состоянии, вступая в межличностные отноше- ния, идентифицирует себя с родителями, а другой в том же случае воспроизводит свою собственную позицию, какой она была в отношениях с родителями в детстве.
Рассмотрим теперь, что Шутц конкретно понимает под постулированными им межличностными потребно- стями включения, контроля и любви. Включение он по- нимает как потребность устанавливать и поддерживать прин ие удовлетворение отношения с другими, то ест требность быть включенным в группу. Степень ~ жно ранжировать от интенсивного взаимо- тного ухода от такового. Отношения ре-
и являются позитивными, если они . ми, и негативными, если родители -Q / сводят к минимуму и, по сути,, ? - " последней ситуации ребенок х Ї Ї го тревоги утихнут, лишь nooorffc n РР03 B семейную -численный-г ?1дет- он может например, данной теории о> 166
По Шутцу, в зависимости от характера удовлетво- рения потребности включения в детстве взрослый чело> век в межличностных отношениях склонен к проявле- нию недостаточно социального поведения (undersocial)", сверхсоциального (oversocial) или социального поведе- ния (social). Первый тип формируется опытом недо- статочной интеграции в семье, второй - опытом чрез- мерного включения в нее, а третий, идеальный тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип харак- теризуется тенденцией к интраверсии, уходу от взаимо- действия, к сохранению дистанции между собой и дру-- гими. Поведение такого человека .может .принимать форму прямого неучастия или более тонкие формы ухо- да от включения (например, опоздание на собрания либо вообще их игнорирование и т. д.). Человек глу- боко тревожится, полагая, что <никто не находит его заслуживающим внимания>. Характерно, что, избегая взаимодействий, он теряет возможность проверить свое убеждение. Сверхсоциальный тип, напротив, пестоянно в поиске контактов. Он шумный, требует внимания, на- вязывает себя группе, но может войти в группу, ис- пользуя и более тонкие приемы, например, демонстри- руя знание и умение. Наконец, третий, социальный тип, по мнению Шутца, - беспроблемный в межличностных отношениях. Он счастлив наедине с собой и счастлив с людьми. Он включается в группу или не включается:
в нее-в зависимости от ситуации. Главное, что бес- сознательно он относится к себе как к личности, заслу- > живающей внимания.
Межличностная потребность в контроле относится к так называемому аспекту власти в межличностных от- ношениях. Соответствующее поведение может варьиро- вать от слишком большой дисциплинированности к отсут- ствию дисциплины вовсе, опять же в зависимости от ха- рактера отношений с родителями в детстве. Эти послед- ние отношения можно ранжировать, полагает Шутц, от принуждающих, когда родители полностью контроли- руют ребенка, принимая за него все решения, до воль- ных, так сказать, когда родители не вмешиваются и предоставляют детям принимать решения самостоятель- но. Как и в других случаях, идеальные отношения роди- телей с ребенком в детстве уменьшают его возможную тревожность, а слишком большой или недостаточный контроль ведет к защитным формам поведения. И тогда,
169
пытаясь оправиться с тревожностью, ребенок домини-
-рует над другими, совсем отказывается от контроля или попадает под чей-то контроль. Соответственно Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контро- ля, обозначая их как <отказывающееся>, <автократи- ческое> и <демократическое>. Первый тип отличается
-тенденцией к смирению и покорности. В отношениях
-с другими он отказывается от власти и ответственности, предпочитая роль подчиненного, старается не прини- мать решения, когда этого можно избежать. <Подсозна- тельно он чувствует, что не способен принимать ответ- ственные решения и что другие знают об этом его недо- статке. Отказываясь принимать решения, он может по крайней мере скрыть меру своей неспособности> [175, 259]. <Автократ> характеризуется тенденцией домини- ровать над другими, он предпочитает принимать все решения не только за себя, но |также и за других. <Де-
-мократ>, естественно, является идеальным типом, успеш- но решая проблемы межличностных отношений в сфере
-контроля. Он чувствует себя комфортной в позиции под-
-чиненного, и в позиции, так сказать, носителя власти. В зависимости от требований ситуации может отдавать
-распоряжения, а может принимать их к исполнению. <Подсознательно он верит, что способен принимать от- ветственные решения, и не чувствует потребности дока- зывать это другим> [175, 259]. Шутц предположил, что
-в случае развития патологии в сфере контроля она свя- зана с типичным психопатическим поведением, которое отличается отказом следовать социальным нормам и
-уважать права других.
Наконец, третья межличностная потребность-это потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потреб- ность нравиться и быть любимым. Выражения потреб- ности любви могут быть позитивными (от аттракции до любви) либо негативными (от легкого неодобрения до ненависти). Следовательно, отношения ребенка с роди- телями могут характеризоваться теплом, одобрением, любовью или же холодностью, отвержением. Соответст- венно Шутц выделяет три типа межличностного пове- дения, вытекающих из опыта детства. Неадекватные отношения родителей с ребенком в эмоциональной сфе- ре выливаются, по терминологии Шутца, в недостаточ- но личностное (underpersonal) или сверхличностное
т
(overpersonal) поведение, тогда как идеальные отноше- ния в этой сфере приводят в результате к личностному (personal) поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. Он по- верхностно дружествен, сохраняет эмоциональную ди- станцию и предпочитает, чтобы другие делали то же самое в отношении к нему. По мнению Шутца, основой подобного поведения является тревога, глубокая озабо- ченность личности по поводу того, может ли она вызвать истинное расположение к себе, любовь. Человек озабо- чен тем, что его невозможно любить, и другие обнару- жат это, как только он (в смысле эмоциональной при- вязанности) допустит к себе на более близкую ди- станцию.
<Сверхличностный> тип, наоборот, желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения. С точки зрения Шутца, ди- намика поведения здесь аналогична первому случаю. Оба типа мотивированы сильной потребностью в люб- ви, и оба связаны с большой степенью тревожности по поводу того, что они могут не нравиться.
Для лиц, которые успешно решают эти проблемы в детстве, эмоциональные отношения с другими, как пра- вило, не представляют сложности. Этот тип может адекватно чувствовать себя и в тесных, и в дистантных эмоциональных отношениях. Он не встревожен тем, чтобы быть любимым, подсознательно полагая, что он-человек, достойный любви. Шутц предположил, что неврозы-это форма патологии, связанная, как раз с характером удовлетворения межличностной потребно- сти в любви.
Таково обстоятельное рассмотрение двух из четырех постулатов теории Шутца. Третий постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отноше- ний, как совместимость. Определение совместимости да- но на уровне здравого смысла: две личности совмести- мы, если они могут вместе работать в гармонии. Посту- лат, собственно, утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. Шутц предположил три воз- можных типа совместимости и разработал пути их из- мерения.
В основу выделения типов положено соотнесе- ние выражаемого (демонстрируемого) личностью пове-
171
дения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.
Первый тип совместимости Шутц называет совмести- мостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выра- жаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.
Второй тип-инициирующая совместимость-обна- руживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Так, например, этот тип совместимости имеет место в области контроля, если одна сторона, вступаю- щая во взаимодействие, желает доминировать, а дру- гая - находиться под контролем. Наконец, реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выра- жения включения, контроля или любви одной взаимо- действующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. Например, диада со- вместима, если сумма включения, выражаемого одной личностью, соответствует сумме включения, желаемого .другой личностью, участвующей во взаимодействии. Шутц специально разработал шкалы и формулы под- счета совместимости, позволяющие вычислять шестнад- цать индексов совместимости. Им сформулировано де- вять теорем совместимости. Например, первая выглядит следующим образом: если две диады различны по со- вместимости, то более вероятно, что члены более со- вместимой диады предпочтут друг друга для продол- жения личного контакта. Все последующие теоремы аналогичны в смысле близости к суждениям здравого смысла.
Последний постулат рассматриваемой теории касает- ся группового развития. Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основ- ное различие состоит в добавлении Шутцем фазы вклю- чения как первой ступени. Формирование группы, по его мнению, начинается именно с решения вопроса каж дым, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь
172
после разрешения проблемы включения происходит пе- реход к фазе контроля, то есть фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается про- блема эмоциональной интеграции. В случае же рас- пада группы ее движение идет в обратном порядке:
сначала нарушаются эмоциональные привязанности, за- тем разрушаются отношения власти, после чего сле- дует фаза выхода из группы. Шутц проанализировал также групповое развитие с целью выяснения характе- ра совместимости на различных стадиях групповой
жизни.
При рассмотрении четырех постулатов, в которых представлено существо теории межличностного поведе- ния Шутца, становится очевидным, что психоаналитиче- ская ориентация данной теории не подлежит сомнению. Показательны и прямые ссылки автора на работы 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма.
Известно, что трудности и тупики объяснительной схемы классического психоанализа весьма рельефно были обозначены (именно обозначены, а не преодоле- ны!) в различных ответвлениях неофрейдизма, пытав- шегося модифицировать учение Фрейда. На наш взгляд, и в данном случае попытка преобразования и расшире- ния сферы действия психоаналитических принципов обернулась лишь их дискредитацией, демонстрацией их ограниченности. В контексте социально-психологических проблем особенно усугубляются такие аспекты психо- аналитического учения, как отказ от анализа социаль- ных детерминант психологических процессов и интер- претация личности как <по сути реактивного организма, обусловленного его ранними опытами> [89, 27]. Хотя Шутц в своей концепции межличностного поведения в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма (например, детские фрустрации, с его точки зрения, детерминируются не генетически, а опытом се- мейного воспитания), эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в .подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в тео- рии Шутца неизменной системе внешних социальных условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребно- стей, реализуемых в сфере межличностных отношений.
В современной социальной психологии, как уже от- мечалось, немногочисленны теории, <системно> реали-
173
зующие принципы психоаналитической ориентации. Го- раздо более частыми являются случаи вкрапления отдельных психоаналитических положений в различные исследовательские и теоретические контексты.
Так, одно из основных положений ортодоксального фрейдизма - фатальная предопределенность личности взрослого опытом детства - в настоящее время оказа- лось интегрированным в ряд концептуальных схем, а также отдельных работ, вообще говоря, не заданных в строгом ключе психоанализа. В качестве примера подоб- ного рассеяния принципов психоанализа можно сослать- ся на исследование авторитарной личности, выполнен- ное под руководством Т. Адорно [63]. Психоаналитиче- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|