|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)интерпретируются им всецело в психоаналитическом ду- хе. Группа всегда представлена как бы в двух планах:
<с одной стороны, она обычно выполняет какую-то зада- чу - и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые .неосознаваемыми вкладами членов группы. Постулиру- ется возможность конфликтов между двумя обозначен- ными уровнями групповой жизни, вычленяются <коллек- тивные защитные механизмы>, аналогичные индивиду- альным.
Одним словом, Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а це- лая группа. В большей своей части высказанные Байо- яом положения остались неверифицированными, то есть эмпирически и экспериментально они не проверялись и не получили особого распространения в социальной психологии. Они интересны лишь в том отношении, что отражают один из довольно распространенных, особенно на начальных этапах, <заходов> к вычленению пробле- матики социальной психологии как самостоятельной ди- сциплины. Мы имеем в виду вообще принцип интерпре- тации параметров группы по аналогии с психологиче- скими характеристиками индивида и соответственно вы- деление разделов социальной психологии, аналогичных разделам в структуре общей психологии. Известно, что ряд первоначальных пособий по социальной психологии воспроизводил по структуре пособия общепсихологиче- ские, с той лишь разницей, что субъектом психических процессов пытались рассматривать группу. В настоящее время вряд ли можно обнаружить последовательную реализацию данного принципа в каком-либо направле- нии зарубежной социальной психологии, хотя ряд сло- жившихся тем, несомненно, перекликается с соответст- вующими общепсихологическими темами. В социальной психологии группа, как и личность, рассматривается в качестве субъекта выбора целей, ценностей, решения проблем (problem solving), принятия решений (decision making) и т. д. Однако в целом пока остается неясной до
160
конца проблема критерия правомерности подхода к груп- пе как субъекту тех же психических характеристик и про- цессов, которые отличают отдельную личность. Таким образом, в демистифицированном виде, то есть освобо- жденном от контекста собственно психоаналитической интерпретации, поставленная Байоном проблема воз- можности анализа группы как системы по аналогии с системой <личность>, несомненно, заслуживает вни- мания.
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В. БЕННИСА и Г. ШЕПАРДА
Теорию группового развития Бенниса и Шепарда, сформулированную в середине 50-х годов [77], вряд ли можно характеризовать как выдержанную исключитель- но в русле психоаналитической традиции. По мнению Шоу и Костанцо, она является психоаналитической по основной направленности, но в то же время испытала влияние и других подходов. Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человече- ских отношений, группах самоанализа. Такие группы ока- зались феноменом жизни западного общества со сравни- тельно недавнего времени. Прежде чем раскрыть тео- рию Бенниса и Шепарда, остановимся вкратце на харак- теристике этих групп. Это уместно сделать именно в дан- ном контексте, потому что практика Т-групп при всем многообразии впитанных ею теоретических позиций сло- жилась под несомненным влиянием психоанализа.
Дать краткое описание Т-группы - довольно слож- ное дело, главным образом вследствие многообразия ее нынешних форм и недостаточного теоретического осмы- сления практики их организации. Прежде всего следует отметить, что Т-группа является одной из форм или од- ним из методов социально-психологического тренинга. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле обычно понимают обучение знаниям, умениям и навыкам межличностного общения. Активная разработка и использование метода Т-группы в американской прак- тике относится к 60-70-м годам. В 1947 г. была созда- на Национальная Лаборатория тренинга в Бэтэле, вслед за которой возник целый ряд аналогичных лабораторий,
11 Заказ 420 161
в частности при университетах. В основе практики Т- группы лежит групповая дискуссия. Предметом группо- вой дискуссии в данном случае оказываются реальные межличностные отношения участников, а задачей явля- ется изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов, то есть эти процессы изу- чаются не со стороны, а самими членами группы. Пред- полагается, что результатом подобного анализа явится возросшая компетентность личности в отношении собст- венных мотивов, интенций, фрустраций, вообще возмож- ностей в межличностном общении, а также большее по- нимание мотивов, целей, стратегий поведения партнеров по общению, осмысление помех взаимопонимания, <бе- зопасное> апробирование возможных путей их избежа- ния и т. д. В целом весь этот комплекс можно обозна- чить как <социально-психологическую компетентность личности>, а конечную цель Т-группы определить как совершенствование социально-психологической компе- тентности ее участников.
Достижение конечной цели предполагает реализацию более частных задач, эксплицитно формулируемых или имплицитно подразумеваемых. На групповом уровне обычно целью объявляется установление валидной ком- муникации. Это означает достижение такого состояния, когда, во-первых, каждый член группы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интенциях и т. д.; во-вторых, валидная коммуникация предполагает, что <восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы, что провозглашаемая цель группы и усилия ее членов кон- груэнты и что члены группы способны разделять многие уровни коммуникации> [77, 100].
Размеры подобных групп могут быть разными, от 7 до 15 человек. Это могут быть реальные группы, но, по- жалуй, чаще программы тренинга предусматривают уча- стие лиц, которые ранее не были знакомы друг с другом. В большинстве случаев это администраторы, преподава- тели, психологи, социологи - одним словом, представи- тели профессий, предполагающих известное мастерство межличностного общения. Собираются эти группы на разные сроки обучения-от двух дней до двух месяцев. Обычно за каждой группой закрепляется так называе- мый тренер (ведущий). Его роль .может варьировать в зависимости от конкретных задач тренинга. Однако
162
в любом случае в его функцию входит обеспечение ат- мосферы доверия, открытости в группе, он должен про- демонстрировать модель желаемого поведения, то есть искренне и открыто выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, поддерживать их искренность и т. д. <Роль лидера (тренера) Т-группы н в том, чтобы представлять нам ответы, но в том, чтобы- просто помочь установить атмосферу доверия и интен- . сивного исследования, в котором мы желаем пристально посмотреть да собственное поведение и поведение дру- гих> [68, 240]. Заметим, что роль ведущего в Т-групп существенно отличается от аналогичной роли в группе;
психотерапевтической; тренер-ведущий не апеллирует к прошлому опыту участников и вообще к их опыту внег данной группы и пытается их самих удержать от этого. Акцент делается на анализе того, что происходит <здесь и теперь>. Налаженная система обратной связи позво- ляет каждому участнику видеть, как-другие интерпрети- руют то, что он говорит и делает, а следовательно, созда- ет предпосылку для осмысления возможных последствий своих действий в группе.
Успех обучения в Т-группе во многом зависит именно от налаженной системы обратной связи. <Участники. должны оказаться способными информировать друг дру- га о том, как они видят и интерпретируют поведение, № описывать возникающие чувства. Это основной процесс,. посредством которого участники <научаются>. Они1 должны получать четкую и осмысленную обратную связь о своем собственном поведении... и своих усилиях ин- терпретировать групповые процессы> [77, 76]. Важными. предпосылками обеспечения эффективной обратной свя- зи являются, во-первых, климат <психологической без- опасности> в группе и, во-вторых, явление так называе- мого <размораживания>, <сбрасывания фасада>, когда, личность оказывается в состоянии отказаться от при- вычных сложившихся способов восприятия и взаимодей- ствия, обнаружив их недостаточность или несовершенст- во. В отсутствии названных предпосылок получаемая об- ратная связь может оказаться неэффективной.
В теоретическом плане на практику Т-групп несом- ненно влияние психоаналитической традиции. Это, в частности, проявляется в использовании такой сторо- ны психоаналитического учения, как акцент на возмож- ности расширения опыта личности путем доведения до.
II 16%
сознания и постановки под его контроль тех механизмов поведения, которые функционируют, используются лич- ностью, но не осознаются ею. В целом, однако, теорети- ческие обоснование данной практики остается неудов- летворительным, что признается самими зарубежными .авторами. <Вся эта область такова,-пишет, например, К. Роджерс,-что практика далеко определила здесь и
теорию, и исследование> [165,56].
Одной из попыток построения теории на основании , практики Т-групп является попытка, предпринятая Бен- .нисом и Шепардом. Их теория группового развития ка- сается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех ва- лидной коммуникации и стадий группового развития.
Основной помехой установлению валидной коммуни- кации, с точки зрения авторов, является ситуация неоп- ределенности, в которой оказывается каждый из участ- ников на старте Т-группы. Участники скованы в выра- жении своих истинных отношений, реакций, чувств, по- тому что они не знают, что .можно ожидать от других. По мнению Бенниса и Шепарда, неопределенность каса- ется двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости. Решение вопро- са о власти - это решение вопроса о лидере, вопроса о том, кто будет ведущим и на кого выпадет роль ведомо- го. Не вполне ясной является и область межличностных отношений между членами группы. Здесь неопределен- ность связана с вопросами тесноты эмоциональных свя- зей. Далее Бенине и Шепард высказывают суждение вполне в духе групповой психологии Фрейда. Они пола- гают, что решение вопроса о лидере первично и ориен- тация по отношению к лидеру опосредует, в определен- ной мере детерминирует ориентацию члена группы по отношению к другим ее членам, то есть, по мнению Бен- ниса и Шепарда, в процессе группового развития преж- де всего решается вопрос о власти, о лидерстве и лишь постольку, поскольку решен этот вопрос, на его основе решается вопрос о взаимоотношениях между членами группы. Отправной точкой анализа <группового поведе- ния> оказывается выделение двух рядов отношений в группе - рядовой член группы - лидер и отношения членов группы друг с другом, причем первый ряд отно- шений является первичным и в смысле генетическом, и
i?4
в том смысле, что он детерминирует отношения членов группы друг к другу. Соответственно в теории выделяет- ся две фазы группового развития. Содержаним первой фазы является решение вопроса о лидере, во второй фазе вносится ясность во взаимоотношения членов груп- пы. Вопрос этот рассматривается весьма обстоятельно, в каждой фазе выделяется еще три подфазы, то есть всего в развитии группы тренинга просматривается шесть этапов.
С самого начала, в первой подфазе, группа сталки- вается со следующей ситуацией. Участники ожидают, что тренер-ведущий возьмет на себя лидерские полномочия.. Однако особенность Т-группы, в частности, состоит в том,-что ведущему противопоказано выполнять эту роль, и он сразу предупреждает об этом. Обычно в дан- ный момент возникает некоторое .напряжение, неудо- влетворенность ситуацией, дискуссия о целях и задачах группы. Начало второй подфазы часто связано с прось- бой участников к ведущему оставить группу. По вопро- су о лидерстве выделяется, как правило, два противопо- ложных мнения. Одна подгруппа является сторонником <сильной лидерской структуры>, а другая выступает за менее структурированную групповую атмосферу и воз- ражает против сильного лидера и ригидных, жестких форм управления группой. Третья подфаза связана с ре- шением вопроса о лидере. Оно может быть достигнуто быстро или затянуться, и группа тогда долго находится в состоянии колебаний. Однако в конце концов если группа не распадается, она вступает в следующую фа- зу-фазу установления межличностных отношений, или. <решения проблемы взаимозависимости>. Мы не будем останавливаться на выделяемых авторами трех подфа- зах этого этапа развития группы. Отметим лишь, что, рассматривая описанную схему как типичную, Беннис и Шепард признают различные возможные отклонения от нее: например, группа не достигает конечной цели или на неопределенно долгое время задерживается на ка- кой-либо ранней фазе, а то и вовсе распадается.
Таким образом, очевидно, что теория Бенниса и Ше- парда разработана исключительно на основе наблюде- ния практики весьма специфических групп тренинга - Т-групп. Кстати, ее авторы и не претендовали на боль- шую общность своей теории. Однако иногда проявляет- ся тенденция без дополнительного обоснования перено- 165.
-сить теорию, описывающую групповое развитие в особых условиях, на более широкий круг групп. Подобный путь вряд ли правомерен. Известным доказательством недо- пустимости абсолютизации схемы, предложенной Бенни- сом и Шепардом, являются, в частности, данные, при- водимые другими исследователями. В американской со- циальной психологии имеется, как известно, несколько .других теорий группового развития применительно к различного рода группам. Широко известна, напри- мер, теория фаз в развитии группы, ориентированной на
-решение какой-либо задачи, Бейлза и Стродбэка [87]. Они вычленяют следующие этапы развития группового .взаимодействия: от ориентации через проблемы оценки к фазе контроля. Следует отметить известную сопостави- мость данной схемы и рассмотренной выше теории Бен- ниса и Шепарда. Так, этап контроля у Бейлза и Строд- <бэка эквивалентен фазе установления отношений власти, яли лидерства, у Бенниса и Шепарда. Однако обращает на себя внимание различное, даже противоположное место данной стадии в названных теориях - в первой .схеме она завершает групповое развитие, а у Бенниса
-и Шепарда с .нее начинается развитие группы. Это об- стоятельство лишний раз указывает на опасность расши- рительного толкования и использования рассмотренной
-теории. В настоящее время остается неясной принципи-
-альная возможность разработки некоей единой теории группового развития, охватывающей все возможные раз- новидности групп. И конечно, в качестве таковой не мо- жет быть рассмотрена теория Бенниса и Шепарда, опи- сывающая эволюцию лишь специфического класса групп.
Что же касается адекватности описания в рамках этой теории развития групп тренинга, то и в этот адрес можно сделать ряд критических замечаний. Во-первых, теория устанавливает лишь последовательность фаз группового развития, но не предполагаемую длитель- ность каждой из них, то есть, пока нет ответа на вопрос о том, как долго может и должна продолжаться каждая фаза. Во-вторых, в анализе не вычленены пергясчные,
-влияющие на скорость развития группы; переменные, определяющие полноту стадий или пропуск некоторых из них; переменные, определяющие форму разрешения проблем зависимости и взаимозависимости. В силу пере- численных обстоятельств прогностические .возможности данной теории оказываются весьма ограниченными. 166
ТРЕХМЕРНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В. ШУТЦА
Эта теория представлена в работе Шутца, относя- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|