|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)чение имела идея господства <хороших фигур>, простых, симметричных, уравновешенных и замкнутых, для кото- рых действует закон прегнантности.Факторы, организую- щие восприятие и выступающие в качестве перечня того, что должно подлежать группировке в воспринимаемом объекте, перечисленные Вертгеймером, почти полностью потом воспроизводятся Ф. Хайдером, когда в его концеп- ции рассматриваются принципы группировки людей, вос- принимаемых в системе межличностных отношений. Хо- тя термин <прегнантность> здесь и не употребляется, од- нако принцип использован при раскрытии понятия <ба- ланс>. В весьма своеобразном виде когнитивисты прини- мают и идею ассимиляции и контраста, используя ее при исследованиях специфики водприятия человека челове- ком, когда речь идет о различных этнических группах (человек воспринимается или путем ассимилирования его с группой, или, напротив, по контрасту с ней).
Таким образом, весь традиционный набор идей геш- тальтпсихологии широко представлен в работах социаль- ных психологов когнитивистской ориентации. В них до- 94
вольно часты прямые ссылки на классические произведе- ния гештальтистов, в частности на книгу Кёлера <Геш- тальтпсихология>; многие из авторов, работающих в рам- ках этой ориентации, открыто называют себя ученикамв- школы гештальтпсихологии. Не нужно, конечно, упро- щать характера этих отношений. Во-первых, сама специ- фика социально-психологической проблематики требует, естественно, модификации многих принципов, выдвину- тых при исследовании проблем общей психологии. Во-вторых, когнитивистские теории в социальной психо- логии отстоят и в исторической перспективе от классиче- , ской гештальтпсихологии на довольно длительное рас- ! стояние, и критика, сопутствующая всей истории этого> ! течения, не может остаться неучтенной, в частности в- свете данных последних исследований. Наконец, ситуа- ция сближения различных теоретических подходов в со- временной социальной психологии на Западе приводит к тому, что в гештальтистскую традицию сплошь и ря- дом включаются элементы иных подходов и возникает совершенно новый <сплав> идей. Наиболее существен- ным, на наш взгляд, является поэтому не воспроизведе- ние содержания какой-либо конкретной идеи, но сохра- нение общей <тональности> гельштальтпсихологии, при- сутствующей в работах когнитивистов. Кроме того>. нельзя недооценить и такую методологическую близость между гештальтпсихологией и современными когнитив- ными теориями, как призыв опереться на непосредствен- ный жизненный опыт. Рассмотрение этого непосредствен- ного жизненного опыта как первого шага в построении- научной психологии, законность его изучения для постро- ения вполне <респектабельной> науки, допустимость. (в противовес бихевиоризму) соединения хорошей прак- тики эксперимента с данными <наивного>, непосредствен- ного опыта - эта программа, в общих чертах сформули< рованная в гештальтпсихологии, стала своеобразным;
исходным принципом когнитивизма.
Другим теоретическим источником когнитивистской ориентации явилась теория поля К.. Левина. Несмотря на;
близость Левина к гештальтпсихологии, ему присущи та- кие новые акценты, разработанные в теории поля, кото- рые становятся особенно значимыми для социальной пси- хологии. Поэтому довольно часто исследователи вообще- считают необходимым обозначить теорию поля не только- как один из источников когнитивизма, но и рассмотреть.
95.
ориентацию на нее как самостоятельный теоретический подход в .социальной психологии. Нам представляется,
однако, более убедительной та точка зрения, которая рассматривает когнитивизм как известный синтез идей ортодоксальной гештальтпсихологии и теории поля Ле- вина.
Наиболее важное значение для социальной психоло- гии имеет тот факт, что в отличие от гештальтпсихологии, имевшей дело преимущественно с перцептивными процес-
сами, теория поля предлагала принципы исследования проблемы личности и, следовательно, наряду с разработ- кой понятия <образ> выдвигала разработку понятия <мо- тив>. Тот факт, что Левин делает упор не на гносеологи- ческий, а на мотива.циондый аспект субъектно-объектных .отношений, таил в себе особую привлекательность для социальной психологии, поскольку, несмотря на привер- женность когнитивистов к значению фактора информации для социального поведения, один этот фактор оказывал- ся явно недостаточным. При обращении к социальному поведению проблема мотивации никак не могла быть обойденной. И хотя до сих пор проблема связи когнитив- ных и мотивационных процессов не решена в социально- .психологических исследованиях этой ориентации, сама постановка ее возможна, в том числе и на основе синтеза .классической гештальттеории и теории поля.
Для социальных психологов особенно значимыми оказались следующие положения теории поля,
Идея взаимодействия индивида и окружения (среды.), где в отличие от гештальттеории значение приобретает не только .перцептивная структура, но и структура, в кото- рой совершается поведение. Это дает возможность выхо- да из чисто когнитивных образований в область реально- го поведения. Конечно, в концепции Левина существуют очевидные противоречия, которые, в частности, стоят на пути и названной продуктивной идеи: препятствием ис- следованию подлинно реального поведения является тот факт, что сами реальные взаимодействия личности с ми- ром заменены отношениями личности с <психологическим
окружением> или, точнее, отношениями между системами
напряжений личности и этим психологическим окруже- нием. Но это уже другой вопрос: как выступает для Ле- вина реальное поведение? Его решение в психологии за- висит от общих философских позиций исследователя, и критический анализ этих идей Левина может быть дан
-96
только с позиций принципиально иной методологии [58]. Когнитивистами же, работающими в области социальной психологии, была использована сама постановка пробле- мы мотивации социального поведения личности, находя- щейся во взаимодействии с окружением.
Известный синтез идей теории поля с идеями ортодо- ксальной гештальтпсихологии был осуществлен в рамках когнитивистского направления именно за счет усвоения ими двоякого содержания понятия <поле>. Использова- ние этого понятия в гештальтпсихологии и у Левина раз- лично. Как справедливо отмечает М. Г. Ярошевский, <для гештальтистов <поле> в психологии - это перцептивная структура, это то, что воспринимается в качестве непо- средственно данного сознанию. Для Левина <поле> - это структура, в которой совершается поведение. Она охва- тывает в нераздельности .мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида объекты его устремлений> [58, 258J. Принятие идеи <по- ля> в обоих его значениях оказалось принципиально важ- ным для социальной психологии, ибо позволяло перейти, пользуясь одними и теми же принципами, от когнитив- ных структур к структурам межличностных отношений.
Другая идея Левина, непосредственно использованная в когнитивистской социальной психологии, - это идея валентности. Как известно, Левин ввел это понятие, что- бы объяснить направленность <локомоций> индивида в <жизненном .пространстве>: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный рай- он силового поля, негативная валентность-движение в противоположную от него сторону. Как мы увидим ни- же, многие построения когнитивистов относительно пред- ставленности в феноменальном поле субъекта его отно-, шений ,к другим людям или объектам будут, хотя и в трасформированном виде, эксплуатировать эту идею.
Но, подобно тому, как это имело место в случае с геш- тальтпсихологией, вряд ли влияние Левина на когнити- вистскую социальную психологию целесообразно усмат- ривать в заимствовании ею каких-то конкретных идей Левина. Скорее, и здесь влияние проявилось гораздо больше в общей ориентации психологического исследова- яия, а именно в той идее, что психологические явления Должны быть объяснены в психологических понятиях, что центральным фокусом исследования должны быть Центральные психические процессы, такие, как перцеп-
7 Заказ 420 97
ция, мотивация, целенаправленное поведение, а не пери- ферические, представленные сенсорно-мускульной систе- мой. Общий принцип необходимости изучения индивида во взаимодействии с окружением применительно к языку социальной психологии выступил как принцип необходи- мости изучения личности в контексте группы, к которой она принадлежит. Уважение к экспериментальному иссле- дованию в таких сложных проблемах психологии, как проблема личности, само мастерство Левина в проведе- нии экспериментов в подобной области стимулировали серьезную экспериментальную практику в рамках когни- тивистской ориентации. Если особая щепетильность в про- ведении экспериментов обычно справедливо связываетсй с традицией бихевиоризма, то для социальной психоло гии характерно стремление решать любую проблему на экспериментальном уровне также и в рамках когнити-. вистской традиции. Только в отличие от бихевиоризма когнитивизм - в значительной мере под влиянием Ле- вина-стремится анализировать именно <гуманистиче- ские> аспекты поведения. Так или иначе, но влияние Ле- вина на американскую социальную психологию оказа- лось огромным, именно его ученики создали ядро когни- тивистской ориентации (прежде всего Л. Фестингер и Ф. Хайдер), многие из предложенных им понятий вошли в язык когнитивных теорий. Особняком стоит, конечно, и новая область исследований, обозначенная Левиным как <групповая динамика>. Целый комплекс собственно со- циально-психологических проблем, таких, как стиль ли- дерства, групповая дискуссия, групповая сплоченность, стал разрабатываться именно в рамках этого подхода. Тот факт, что названная проблематика не рассматрива- ется здесь, поскольку не имеет прямого отношения к ког- нитивистской ориентации, не должен означать, что эта сторона деятельности Левина может быть сброшена со счета при анализе состояния современной социальной
психологии на Западе.
II. Концептуальный аппарат когнитивных теорий яв- ляется второй основой для объединения их в единую ори- ентацию. Главным понятием выступает здесь понятие <когнитивной организации> или <когнитивной структу- ры>. Р. Зайонц понимает под этим <любую форму взаи- модействия между когнитивными элементами (независи- мо от их определения), которая имеет мотивационные, аффективные, установочные, поведенческие или когни-
98
Я
тивные следствия> [195, 321]. Оговорка относительно не- зависимости существа дела от определения когнитивных элементов не является случайной. По вопросу о том, что же выступает в качестве <элементов> когнитивной струк- туры, идет оживленная дискуссия. Для Фестингера, на- пример, такими элементами, или <когнициями>, являют- ся <любые знания, мнения, убеждения об окружении, о себе, о чьем-то поведении> [102, 200]. Дж. Брем предпо- читает называть эти элементы <пунктами информации>, что, в общем, мало проясняет дело. Внутри когнитивной структуры можно различить три основных процесса: диф- ференциации, интеграции, соотнесения элементов. Инди- вид использует эти процессы, чтобы отличить друг от друга или, напротив, идентифицировать отдельные част- ные явления.
Другой важной парой понятий в исследованиях когни- тивистов являются понятия <стимул> и <ответ>. Стимул в этой традиции, в отличие от бихевиоризма, понимается как сложное образование, связанное с когнитивными про- цессами индивида. Можно выделить три значения этого понятия: а) физический объект, б) пространственное по- ле, вызывающее возбуждение нервной системы, в) фено- менологическое представление географического объекта. Чаще понятие <стимул> употребляется в первом значе- нии, хотя настойчиво подчеркивается специфика и этого употребления: стимул-это не просто объект, но объект как элемент общей ситуации, объект в его отношениях. Что же касается <ответа> (понятие употребляется реже), то оно имеет совершенно однозначное содержание: от- вет-это процесс организации когнитивной структуры, осуществляемый под воздействием стимула. Как уже от- мечалось, в когнитивистских теориях широко использу- ется понятие <значение>. Некоторые авторы считают его Центральным понятием этих теорий. Ч. Осгуд, например, утверждает, что <значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого по- ведения> [159, 32]. Обычно в работах социальных пси- хологов этого направления не даются какие-либо особые Дефиниции <значения>, и чаще всего принимается опре- деление Дж. Брунера: <Значение чего-либо воспринятого извлекается из класса объектов, с которыми оно группи- руется. Значение есть следствие процесса категоризации> [14, 138]. В связи с употреблением понятия <значение> представители когнитивистской ориентации вводят до- 7
вольно своеобразное толкование выражения reference>-<понятийная рамка>. Как уже отмечалось в первой главе, обычно это понятие используют в логике науки, при анализе методологических и теоретических проблем знания для характеристики некоторого общего контекста, в котором работает исследователь или кото- рый характерен для какой-либо теоретической ориента- ции. Здесь выражение <понятийная рамка> указывает на некоторый контекст поведения индивида, которое стро- ится на основании постоянного сравнения (например, <маленький слон>). Система принимаемых значений об- разует эту frame of reference, создает как бы некоторый масштаб, или канву, рассмотрения воспринятых объек- тов и тем самым соразмеряет с ней поседение.
Есть еще целый комплекс понятий, который характе- рен не для всех когнитивных теорий, но лишь для боль- шой их группы. Поэтому прежде чем анализировать эти понятия, необходимо дать общую характеристику всего круга теорий, объединяемых под названием когнитивист-
ских (или когнитивных).
К когнитивным теориям относятся: 1) теории когни- тивного соответствия (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л, Фестин- гер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум, Р. Абельсон, М. Розен- берг); 2) теории С. Аша, Д. Креча и Р. Крачфилда, использующие основные понятия когнитивизма, но не принимающие идеи соответствия. Рассмотрим более под- робно содержание этих теорий.
ТЕОРИИ КОГНИТИВНОГО СООТВЕТСТВИЯ
Обширный класс .социально-лсихологичеоких теорий соответствия, составляющих ядро когнитивистской ори- ентации, базируется на центральной идее о том, что ког- нитивная структура человека не может быть несбаланси- рованной, дисгармоничной, а если это имеет место, то не- медленно возникает тенденция изменить такое состояние. Эта идея по-разному представлена в различных теориях, но сам факт одновременного обращения к ней многих ис- следователей весьма примечателен. Сами последователи этих теорий в своеобразном credo - работе <Теории ког- нитивного соответствия> [193] отмечают, что история их
100
возникновения есть иллюстрация нередко встречающего- ся в истории науки явления, когда в определенный пери- од времени возникает несколько сходных теорий, создан- ных авторами, не имеющими между собой прямых науч- ных контактов. В конце 50-х годов так же получилось и с теориями когнитивного соответствия, которые возникли под разными названиями: баланса, конгруэнтности, сим- метрии, диссонанса. Общим для всех них с самого начала стало признание того факта, что человек ведет себя та- ким образом, чтобы максимизировать внутреннее соот- ветствие его когнитивной системы, и, более того, группы ведут себя таким образом, чтобы максимизировать внут- реннее соответствие их межличностных отношений. Ощу- щение же несоответствия вызывает психологический дис- комфорт, что порождает реорганизацию когнитивной структуры с целью восстановления соответствия.
Хотя эти теории возникли лишь в конце 50-х годов, к ним применимы слова Эббингауза, относящиеся к пси- хологии в целом: теории эти имеют <длинное прошлое, но короткую историю>. Сами последователи этих теорий Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|