|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)ентация науки, задается не господствующей парадигмой, а причинами, коренящимися вне сферы научного знания. Он задается конкретными требованиями, которые предъя- вляются науке в определенном типе общества, а также ее общей идеологической позицией. Критика же, предпри- нятая Мак Гайром, есть, конечно, критика изнутри, кри-
230
И
тика, не выводящая за пределы единой системы прини< маемых принципов, единой мировоззренческой основы. Внутри этих рамок критика вряд ли может быть более глубокой, и поэтому сам факт существования такого рода критических тенденций в американской социальной психологии есть доказательство действительной глубины охватившего ее кризиса.
Справедливости ради следует признать, что Мак Гайр и некоторые другие авторы пытаются в определенной мере выйти за рамки этого слишком узкого подхода. В весьма осторожной форме Мак Гайр ставит, например, вопрос о том, что моральные проблемы социально-психо- логического эксперимента сплошь и рядом перерастают в определенные политические проблемы: <теперь все ча- ще ставится вопрос не о том, как делать исследование, а о том, каким целям оно служит> [146, 238], иными слова- ми, вопрос об ответственности социального психолога за использование результатов его исследования. Такого рода постановка проблемы, естественно, требует критического анализа существующих традиций в социальной психоло- гии с позиции извне, то есть не просто с иных теоретиче- ских позиций, но и с иных идеологических позиций. В этом же плане довольно симптоматичной представляется точ- ка зрения Г. Триандиса. Касаясь непосредственного содержания функционирующих в социальной психологии теорий, Триандис подвергает их критике еще и за то, что они игнорируют полностью различие культур. По мысли Триандиса, именно низкий уровень абстракций в этих <мини-теориях> приводит к тому, что они охватывают весьма ограниченный круг феноменов, что и привязывает их к одной единичной культуре и делает неприемлемыми Для всякой иной культуры. В качестве примера рассмат- риваются теории соответствия, и в частности теория ког- нитивного диссонанса. Триандис полагает, что примене- ние этой теории к любой незападной культуре сразу же порождает целый ряд трудностей: например, стремление к уменьшению диссонанса оказывается гораздо более зна- чимым для человека -Запада, в то время как восточные культуры демонстрируют большую терпимость к диссона- нсу [194, 83J. Само понимание психологической комфорт- ности находится в определенном отношении к традициям культуры, воспитания и т. д. Игнорирование этого факта, по мысли Триандиса, приводит к крайнему обеднению со- циальной психологии.
231
Хотя эти рассуждения вплотную подводят к идее со- циальной обусловленности содержания социально-психо- логических теорий, к их хотя и опосредованной, но зависи- мости от конкретного типа социально-экономических от- ношений общества, однако сам автор такого вывода не делает. Вольно или невольно, но критика вновь перено- сится в чисто .гносеологический план: социальная <нере- левантность> концепций .связывается лишь с недостаточно высоким уровнем употребляемых абстракций. Тот факт, что исследователь находится внутри определенной соци- альной позиции науки, не позволяет ему перейти на более высокий уровень критического анализа.
Чрезвычайно важным является теперь сопоставление критических тенденций, заявленных в американской со- циальной психологии, с тми оценками, которые даются ей в работах европейских коллег. Следует помнить, что сама ситуация, сложившаяся в социальной психологии ев- ропейских капиталистических стран, в течение длинного периода была своеобразным слепком с американской со- циальной психологии. Об этом можно судить по содержа- нию исследований и по их методологической оснащенно- сти, по популярности образцов американской теоретиче- ской мысли и, наконец, по популярности имен самих аме- риканских исследователей. Новое движение, обозначив- шееся здесь вместе с созданием Европейской Ассоциации экспериментальной социальной психологии и только еще формулирующее программу для <европейской> социаль- ной психологии, находится лишь у своих истоков1.
Поскольку многие позиции, изложенные в официальных изданиях ЕАЭСП, разделяются большинством европей- ских исследователей (хотя они вовсе не всегда явля- ются ее официальными членами), при анализе <европей- ской критики> можно, в основном, сконцентрировать вни- мание на позициях этой ассоциации, тем более, что ее пу- бликации, да и вся деятельность в известной мере претен- дуют на то, чтобы выступить в качестве общего знамени современной критической тенденции. ЕАЭСП объединила
Особое место занимают позиции ряда социальных психологов из Ка- нады, где длительное время практически господствовала американ- ская социальная психология и где теперь особенно радикальным становится критицизм по отношению к ней. Проведенная здесь в 1974 г. конференция о <Парадигмах и приоритетах> в социальной психологии требует специального анализа, хотя по содержанию ос- новные пункты критики близки к позициям европейских авторов.
232
вокруг себя многих видных европейских исследователей? в области социальной психологии (А. Тэшфел из Англии;
С. Московичи, К. Фламан из Франции; Р. Харре, Р. Ром- метвейт из Норвегии; И. Асплунд из Дании; И. Израэль X. Виберг из Швеции; М. Ирле и П. Шёнбах из Западной Германии; Марио фон Кранах из Швейцарии и др.). В ЕАЭСП входит также ряд социальных психологов из/ социалистических стран, но их позиция, естественно, опре- деляется не платформой, сформулированной их западны- ми коллегами, но принципами марксистской философии> на основе которой развивается социальная психология - социалистических странах. Платформа ЕАЭСП интерес- на прежде всего как своеобразное средоточие критиче- ских позиций относительно традиций социальной психо- логии XX в., сложившихся на американской почве и в американском ключе. Своеобразной программой можно" считать работы А. Тэшфела и С. Московичи. Ими, собст- венно, и сформулирована альтернатива, которая сегодня;
стоит перед социальной психологией: следовать ли тради- ции хорошо организованной экспериментальной дисци- плины, основанной на идеях и методах последних двад- цати лет, или, выразив крайнюю неудовлетворенность- этим состоянием, приступить к поиску новых теорий и но- вых принципов [92, 2]. Авторы, естественно, призывают следовать по второму пути, для чего прежде всего предла- гают оценить общую ситуацию. Словами Московичи, она определяется следующим образом: <Куда ни глянь - до- нас, во главе нас, вокруг нас - была и есть американ- ская социальная психология> [92, 18].
Такая ситуация недопустима, с точки зрения автора, потому, что по самому своему определению эта дисципли- на должна быть ориентирована на социальные проблемы; общества, а они, естественно, различны в Америке и в Ев- ропе. Московичи считает, что успехи американской соци- альной психологии основываются не на том, что она ис- кусна в методах или s теориях, а на том, что она обраще-- на лицом к проблемам своего общества. Так же и евро- пейская социальная психология должна обратиться к сво- им собственным социальным проблемам. В противяом- случае <выучка> у американцев может привести лишь к тому, что <мы достигнем признания как методологи или как экспериментаторы, <о не как социальные психологи>- [154, 19]. Правда, вслед за этим следует довольно суще- ственная критика американской социальной психологии;
233;
эшенно за то, что она оказалась весьма слабо связанной со своими собственными социальными проблемами. Лак- мусовой бумажкой, которая, по мнению Московичи, поз- волила испытать социальную психологию на ее социаль- ную зрелость, явились события 1968 г., так называемая
-<студенческая революция>. Тот анализ, который дает .Московичи леворадикальному молодежному движению, не претендует на полноту, он подчеркивает лишь один его аспект - ярко прозвучавший в лозунгах левых студенче- ских движений протест против официальной системы со- циальных наук. Действительно, в движении <новых ле- :вых> довольно четко были сформулированы критические суждения относительно официального обществоведения. Лидеры .<новых левых> утверждали, в частности, что со- циальные науки, по своей сущности связанные с актуаль- ными проблемами общества, с идеологией, развивались на .Западе подчас в таком контексте, что <успешно> игнори- ровали все эти проблемы. По словам Московичи, лозун- ги левых студенческих движений <заставили осознать, что ..хорошие методы еще не означают подлинно научного ис- следования. Ояи обвиняли .нас в том, что мы игнорируем .социальное неравенство, политическое насилие, войны, неразвитость и расовые конфликты> [154, 19]. Сам факт устранения социальных наук от анализа острых социаль- ных проблем .был истолкован как определенная позиция этих наук, а именно позиция оправдания Истэблишмента,
-то есть позиция <науки порядка>, а не <науки движения>.
-Социальная психология рассматривалась теоретиками
-этих движений наряду с другими социальными дисципли- нами и была ассоциирована с официальной наукой бур- жуазного общества. В этом смысле можно .согласиться с .анализом леворадикального студенческого движения, .данным Московичи. Его же собственный подтекст заклю- чается в том, что <ответственность> за такое положение
-социальной психологии несет американская традиция, где .изощренность в измерительных процедурах, в лаборатор- ном эксперименте увела исследователей от подлинных
-проблем общества. Главное обвинение, которое предъяв- ляет Московичи американской .социальной психологии, - это обвинение в <асоциальности>. Обращаясь к работе Тибо и Келли, Московичи формулирует свою оценку боль- шинства традиционных американских исследований как исследований, создающих социальную психологию <сте- рильной личности> [154, 18], то есть личности, выведен
234
1
ной из социального контекста и заданной лишь в контек- сте лаборатории.
Для преодоления такой традиции Московичи предла- гает осознать значение важнейших фундаментальных во- просов, связанных с положением и ролью науки в современном обществе. Одной из таких проблем яв- ляется роль идеологии в научных исследованиях: <По- зитивистская мечта о науке без методологии (теперь это часто называют <без идеологии>) - прекрасная сказоч- на, которую рассказывают друг другу ученые> [154, 22]. Идеологическая направленность науки, <ее политическая релевантность> сейчас острее, чем когда бы то ни было прежде, и главный вопрос, на который должны ответить ученые, - это вопрос о том, должна ли наука поддержи- вать, консолидировать социальный порядок или критико- вать, преобразовывать его. Для социальной психологии также важно отдать себе отчет в том, <кто задает вопро- сы науке и кто дает на них ответ>, иными словами, иссле- довать в полном объеме проблему <Общество и теории со- циальной психологии> (эти слова вынесены в качестве за- головка программной статьи Московичи). Это тем более важно сделать потому, что сам материал истории соци- альной психологии показывает, насколько тесна связь различных поворотов исследовательской стратегии, на- правлений теоретического анализа с исторически выдвига- емыми общественными проблемами: исследования Леви- на по групповой динамике были своеобразным ответом на необходимость повышения производительности труда, удовлетворенности трудо,м; исследования изменения ат- титюдов (в частности, известный эксперимент Коха и Френча) были порождены проблемами модернизации фирм и фактом недовольства рабочих условиями этой модернизации. Московичи довольно едко замечает, что в работе Коха и Френча аттитюд недовольных рабочих трактовался .как <сопротивление>, а аттитюд фирмы - как <изменение>, что не оставляло сомнения в идеологи- ческой позиции исследователей. Так же исследования кон- фликтов и применение теории игр в этих исследованиях определялись возникшими общественными проблемами. Господство экспериментальной традиции в социальной психологии плохо не потому, что эксперимент как метод непригоден, но потому, что на уровне эксперименталь- ного исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с социальным контекстом.
235
Задача поэтому заключается отнюдь не в том, чтобы ли- квидировать экспериментальную практику в социальной психологии, но в том, чтобы сконцентрировать нужное внимание и на разработке теорий.
Главное препятствие этому, по Московичи, - господ- ство .позитивистской эпистемологии, включающей в себя абсолютизацию <данных>, полагающей, что экспери- мент - <высшая марка науки>. Социальная психология, не вполне уверенная в том, что ее образ соответствует позитивистскому образу науки, вынуждена была с особой тщательностью делать акцент на ритуале эксперимен- тального исследования, и интерпретация этого факта в рамках позитивизма привела к серьезной недооценке тео- ретического знания. Пока будет существовать это господ- ство позитивистской эпистемологии, дело развития теорий в социальной психологии вряд ли будет прогрессиро- вать.
Другую помеху на пути развития теоретического зна- ния Московичи видит в том молчаливом компромиссе, ко- торый установился в социальной психологии между на- блюдением и экспериментом не просто как различными методами исследования, но как принципиально различ- ными стратегиями исследования совершенно различных проблем. Московичи отождествляет эти <стратегии> с дву- мя различными ветвями социальной психологии: психоло- гической и социологической. Абсолютизация каждой из этих двух стратегий по-своему препятствует становлению адекватных теорий потому, что сторонники эксперимен- тальной стратегии хотят видеть в теории лишь средство для интерпретации собранных фактов, а сторонники стра- тегии наблюдения недооценивают такой важной части теоретической деятельности, как тщательное формулиро- вание гипотез. С точки зрения Московичи (совпадающей, кстати, с диагнозом, поставленным в США Ньюкомом), более очевидная тенденция до сих пор - это существова- ние социальной психологии как ветви общей психологии, и именно это препятствует сближению социальной психо- логии с социальными проблемами. Московичи решительно высказывается за другой тип развития дисциплины, когда социально-психологические проблемы будут рассматри- ваться с социологической точки зрения. Только на этом пути социальная психология сможет развиваться <путем исследования социальных процессов в более широком масштабе, в масштабе общества в целом> [154, 36].
236
Наряду с такой <содиологизацией> социальной психо- логии .необходимо восстановить ее связь с философскими проблемами знания. На протяжении определенного пери- ода времени социальная психология развивалась в кон- фронтации с философией, отсюда исторически сложив- шаяся у социальных психологов боязнь спекуляций, что способствует преувеличению значения экспериментов. В этом смысле эксперименты играют отрицательную роль, поскольку защитники экспериментальной стратегии ис- пользуют их как своего рода защитный символ, дающий возможность доказать миру, что деятельность исследова- телей относится именно к науке, а не к философии. Им свойственно опасение, что если этот символ будет утра- чен, .неизвестно, будут ли признаны их работы <научны- ми> [154, 37]. Возражая против такой аргументации, Московичи справедливо утверждает, что сами по себе ме- тоды и формальный язык еще не гарантируют <научно- сти> науки. Сама же аргументация подобного рода лишь, препятствует развитию теорий.
Даже когда теории возникают, они в значительной степени обесцениваются, как только начинают свое су- ществование в рамках господствующих предрассудков. Примером такого незавидного существования теории яв- ляется, по мнению Московичи, судьба теории когнитивно- го диссонанса Фестингера. Поставив ряд полезных вопро- сов и доказав свою продуктивность с точки зрения воз- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|