Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)



32 страница


ентация науки, задается не господствующей парадигмой,  

а причинами, коренящимися вне сферы научного знания.  

Он задается конкретными требованиями, которые предъя-  

вляются науке в определенном типе общества, а также ее  

общей идеологической позицией. Критика же, предпри-  

нятая Мак Гайром, есть, конечно, критика изнутри, кри-  

 

230  

 

И  

 

тика, не выводящая за пределы единой системы прини<  

маемых принципов, единой мировоззренческой основы.  

Внутри этих рамок критика вряд ли может быть более  

глубокой, и поэтому сам факт существования такого  

рода критических тенденций в американской социальной  

психологии есть доказательство действительной глубины  

охватившего ее кризиса.  

 

Справедливости ради следует признать, что Мак Гайр  

и некоторые другие авторы пытаются в определенной  

мере выйти за рамки этого слишком узкого подхода.  

В весьма осторожной форме Мак Гайр ставит, например,  

вопрос о том, что моральные проблемы социально-психо-  

логического эксперимента сплошь и рядом перерастают  

в определенные политические проблемы: <теперь все ча-  

ще ставится вопрос не о том, как делать исследование, а  

о том, каким целям оно служит> [146, 238], иными слова-  

ми, вопрос об ответственности социального психолога за  

использование результатов его исследования. Такого рода  

постановка проблемы, естественно, требует критического  

анализа существующих традиций в социальной психоло-  

гии с позиции извне, то есть не просто с иных теоретиче-  

ских позиций, но и с иных идеологических позиций. В этом  

же плане довольно симптоматичной представляется точ-  

ка зрения Г. Триандиса. Касаясь непосредственного  

содержания функционирующих в социальной психологии  

теорий, Триандис подвергает их критике еще и за то, что  

они игнорируют полностью различие культур. По мысли  

Триандиса, именно низкий уровень абстракций в этих  

<мини-теориях> приводит к тому, что они охватывают  

весьма ограниченный круг феноменов, что и привязывает  

их к одной единичной культуре и делает неприемлемыми  

Для всякой иной культуры. В качестве примера рассмат-  

риваются теории соответствия, и в частности теория ког-  

нитивного диссонанса. Триандис полагает, что примене-  

ние этой теории к любой незападной культуре сразу же  

порождает целый ряд трудностей: например, стремление к  

уменьшению диссонанса оказывается гораздо более зна-  

чимым для человека -Запада, в то время как восточные  

культуры демонстрируют большую терпимость к диссона-  

нсу [194, 83J. Само понимание психологической комфорт-  

ности находится в определенном отношении к традициям  

культуры, воспитания и т. д. Игнорирование этого факта,  

по мысли Триандиса, приводит к крайнему обеднению со-  

циальной психологии.  

 

231  

 

Хотя эти рассуждения вплотную подводят к идее со-  

циальной обусловленности содержания социально-психо-  

логических теорий, к их хотя и опосредованной, но зависи-  

мости от конкретного типа социально-экономических от-  

ношений общества, однако сам автор такого вывода не  

делает. Вольно или невольно, но критика вновь перено-  

сится в чисто .гносеологический план: социальная <нере-  

левантность> концепций .связывается лишь с недостаточно  

высоким уровнем употребляемых абстракций. Тот факт,  

что исследователь находится внутри определенной соци-  

альной позиции науки, не позволяет ему перейти на более  

высокий уровень критического анализа.  

 

Чрезвычайно важным является теперь сопоставление  

критических тенденций, заявленных в американской со-  

циальной психологии, с тми оценками, которые даются  

ей в работах европейских коллег. Следует помнить, что  

сама ситуация, сложившаяся в социальной психологии ев-  

ропейских капиталистических стран, в течение длинного  

периода была своеобразным слепком с американской со-  

циальной психологии. Об этом можно судить по содержа-  

нию исследований и по их методологической оснащенно-  

сти, по популярности образцов американской теоретиче-  

ской мысли и, наконец, по популярности имен самих аме-  

риканских исследователей. Новое движение, обозначив-  

шееся здесь вместе с созданием Европейской Ассоциации  

экспериментальной социальной психологии и только еще  

формулирующее программу для <европейской> социаль-  

ной психологии, находится лишь у своих истоков1.  

 

Поскольку многие позиции, изложенные в официальных  

изданиях ЕАЭСП, разделяются большинством европей-  

ских исследователей (хотя они вовсе не всегда явля-  

ются ее официальными членами), при анализе <европей-  

ской критики> можно, в основном, сконцентрировать вни-  

мание на позициях этой ассоциации, тем более, что ее пу-  

бликации, да и вся деятельность в известной мере претен-  

дуют на то, чтобы выступить в качестве общего знамени  

современной критической тенденции. ЕАЭСП объединила  

 

Особое место занимают позиции ряда социальных психологов из Ка-  

нады, где длительное время практически господствовала американ-  

ская социальная психология и где теперь особенно радикальным  

становится критицизм по отношению к ней. Проведенная здесь в  

1974 г. конференция о <Парадигмах и приоритетах> в социальной  

психологии требует специального анализа, хотя по содержанию ос-  

новные пункты критики близки к позициям европейских авторов.  

 

232  

 

вокруг себя многих видных европейских исследователей?  

в области социальной психологии (А. Тэшфел из Англии;  

 

С. Московичи, К. Фламан из Франции; Р. Харре, Р. Ром-  

метвейт из Норвегии; И. Асплунд из Дании; И. Израэль  

X. Виберг из Швеции; М. Ирле и П. Шёнбах из Западной  

Германии; Марио фон Кранах из Швейцарии и др.).  

В ЕАЭСП входит также ряд социальных психологов из/  

социалистических стран, но их позиция, естественно, опре-  

деляется не платформой, сформулированной их западны-  

ми коллегами, но принципами марксистской философии>  

на основе которой развивается социальная психология -  

социалистических странах. Платформа ЕАЭСП интерес-  

на прежде всего как своеобразное средоточие критиче-  

ских позиций относительно традиций социальной психо-  

логии XX в., сложившихся на американской почве и в  

американском ключе. Своеобразной программой можно"  

считать работы А. Тэшфела и С. Московичи. Ими, собст-  

венно, и сформулирована альтернатива, которая сегодня;  

 

стоит перед социальной психологией: следовать ли тради-  

ции хорошо организованной экспериментальной дисци-  

плины, основанной на идеях и методах последних двад-  

цати лет, или, выразив крайнюю неудовлетворенность-  

этим состоянием, приступить к поиску новых теорий и но-  

вых принципов [92, 2]. Авторы, естественно, призывают  

следовать по второму пути, для чего прежде всего предла-  

гают оценить общую ситуацию. Словами Московичи, она  

определяется следующим образом: <Куда ни глянь - до-  

нас, во главе нас, вокруг нас - была и есть американ-  

ская социальная психология> [92, 18].  

 

Такая ситуация недопустима, с точки зрения автора,  

потому, что по самому своему определению эта дисципли-  

на должна быть ориентирована на социальные проблемы;  

общества, а они, естественно, различны в Америке и в Ев-  

ропе. Московичи считает, что успехи американской соци-  

альной психологии основываются не на том, что она ис-  

кусна в методах или s теориях, а на том, что она обраще--  

на лицом к проблемам своего общества. Так же и евро-  

пейская социальная психология должна обратиться к сво-  

им собственным социальным проблемам. В противяом-  

случае <выучка> у американцев может привести лишь к  

тому, что <мы достигнем признания как методологи или  

как экспериментаторы, <о не как социальные психологи>-  

[154, 19]. Правда, вслед за этим следует довольно суще-  

ственная критика американской социальной психологии;  

 

233;  

 

эшенно за то, что она оказалась весьма слабо связанной  

со своими собственными социальными проблемами. Лак-  

мусовой бумажкой, которая, по мнению Московичи, поз-  

волила испытать социальную психологию на ее социаль-  

ную зрелость, явились события 1968 г., так называемая  

 

-<студенческая революция>. Тот анализ, который дает  

.Московичи леворадикальному молодежному движению,  

не претендует на полноту, он подчеркивает лишь один его  

аспект - ярко прозвучавший в лозунгах левых студенче-  

ских движений протест против официальной системы со-  

циальных наук. Действительно, в движении <новых ле-  

:вых> довольно четко были сформулированы критические  

суждения относительно официального обществоведения.  

Лидеры .<новых левых> утверждали, в частности, что со-  

циальные науки, по своей сущности связанные с актуаль-  

ными проблемами общества, с идеологией, развивались на  

.Западе подчас в таком контексте, что <успешно> игнори-  

ровали все эти проблемы. По словам Московичи, лозун-  

ги левых студенческих движений <заставили осознать, что  

..хорошие методы еще не означают подлинно научного ис-  

следования. Ояи обвиняли .нас в том, что мы игнорируем  

.социальное неравенство, политическое насилие, войны,  

неразвитость и расовые конфликты> [154, 19]. Сам факт  

устранения социальных наук от анализа острых социаль-  

ных проблем .был истолкован как определенная позиция  

этих наук, а именно позиция оправдания Истэблишмента,  

 

-то есть позиция <науки порядка>, а не <науки движения>.  

 

-Социальная психология рассматривалась теоретиками  

 

-этих движений наряду с другими социальными дисципли-  

нами и была ассоциирована с официальной наукой бур-  

жуазного общества. В этом смысле можно .согласиться с  

.анализом леворадикального студенческого движения,  

.данным Московичи. Его же собственный подтекст заклю-  

чается в том, что <ответственность> за такое положение  

 

-социальной психологии несет американская традиция, где  

.изощренность в измерительных процедурах, в лаборатор-  

ном эксперименте увела исследователей от подлинных  

 

-проблем общества. Главное обвинение, которое предъяв-  

ляет Московичи американской .социальной психологии, -  

это обвинение в <асоциальности>. Обращаясь к работе  

Тибо и Келли, Московичи формулирует свою оценку боль-  

шинства традиционных американских исследований как  

исследований, создающих социальную психологию <сте-  

рильной личности> [154, 18], то есть личности, выведен  

 

234  

 

1  

 

ной из социального контекста и заданной лишь в контек-  

сте лаборатории.  

 

Для преодоления такой традиции Московичи предла-  

гает осознать значение важнейших фундаментальных во-  

просов, связанных с положением и ролью науки в  

современном обществе. Одной из таких проблем яв-  

ляется роль идеологии в научных исследованиях: <По-  

зитивистская мечта о науке без методологии (теперь это  

часто называют <без идеологии>) - прекрасная сказоч-  

на, которую рассказывают друг другу ученые> [154, 22].  

Идеологическая направленность науки, <ее политическая  

релевантность> сейчас острее, чем когда бы то ни было  

прежде, и главный вопрос, на который должны ответить  

ученые, - это вопрос о том, должна ли наука поддержи-  

вать, консолидировать социальный порядок или критико-  

вать, преобразовывать его. Для социальной психологии  

также важно отдать себе отчет в том, <кто задает вопро-  

сы науке и кто дает на них ответ>, иными словами, иссле-  

довать в полном объеме проблему <Общество и теории со-  

циальной психологии> (эти слова вынесены в качестве за-  

головка программной статьи Московичи). Это тем более  

важно сделать потому, что сам материал истории соци-  

альной психологии показывает, насколько тесна связь  

различных поворотов исследовательской стратегии, на-  

правлений теоретического анализа с исторически выдвига-  

емыми общественными проблемами: исследования Леви-  

на по групповой динамике были своеобразным ответом на  

необходимость повышения производительности труда,  

удовлетворенности трудо,м; исследования изменения ат-  

титюдов (в частности, известный эксперимент Коха и  

Френча) были порождены проблемами модернизации  

фирм и фактом недовольства рабочих условиями этой  

модернизации. Московичи довольно едко замечает, что в  

работе Коха и Френча аттитюд недовольных рабочих  

трактовался .как <сопротивление>, а аттитюд фирмы -  

как <изменение>, что не оставляло сомнения в идеологи-  

ческой позиции исследователей. Так же исследования кон-  

фликтов и применение теории игр в этих исследованиях  

определялись возникшими общественными проблемами.  

Господство экспериментальной традиции в социальной  

психологии плохо не потому, что эксперимент как метод  

непригоден, но потому, что на уровне эксперименталь-  

ного исследования утрачивается возможность видеть  

связь изучаемой проблемы с социальным контекстом.  

 

235  

 

Задача поэтому заключается отнюдь не в том, чтобы ли-  

квидировать экспериментальную практику в социальной  

психологии, но в том, чтобы сконцентрировать нужное  

внимание и на разработке теорий.  

 

Главное препятствие этому, по Московичи, - господ-  

ство .позитивистской эпистемологии, включающей в себя  

абсолютизацию <данных>, полагающей, что экспери-  

мент - <высшая марка науки>. Социальная психология,  

не вполне уверенная в том, что ее образ соответствует  

позитивистскому образу науки, вынуждена была с особой  

тщательностью делать акцент на ритуале эксперимен-  

тального исследования, и интерпретация этого факта в  

рамках позитивизма привела к серьезной недооценке тео-  

ретического знания. Пока будет существовать это господ-  

ство позитивистской эпистемологии, дело развития теорий  

в социальной психологии вряд ли будет прогрессиро-  

вать.  

 

Другую помеху на пути развития теоретического зна-  

ния Московичи видит в том молчаливом компромиссе, ко-  

торый установился в социальной психологии между на-  

блюдением и экспериментом не просто как различными  

методами исследования, но как принципиально различ-  

ными стратегиями исследования совершенно различных  

проблем. Московичи отождествляет эти <стратегии> с дву-  

мя различными ветвями социальной психологии: психоло-  

гической и социологической. Абсолютизация каждой из  

этих двух стратегий по-своему препятствует становлению  

адекватных теорий потому, что сторонники эксперимен-  

тальной стратегии хотят видеть в теории лишь средство  

для интерпретации собранных фактов, а сторонники стра-  

тегии наблюдения недооценивают такой важной части  

теоретической деятельности, как тщательное формулиро-  

вание гипотез. С точки зрения Московичи (совпадающей,  

кстати, с диагнозом, поставленным в США Ньюкомом),  

более очевидная тенденция до сих пор - это существова-  

ние социальной психологии как ветви общей психологии,  

и именно это препятствует сближению социальной психо-  

логии с социальными проблемами. Московичи решительно  

высказывается за другой тип развития дисциплины, когда  

социально-психологические проблемы будут рассматри-  

ваться с социологической точки зрения. Только на этом  

пути социальная психология сможет развиваться <путем  

исследования социальных процессов в более широком  

масштабе, в масштабе общества в целом> [154, 36].  

 

236  

 

Наряду с такой <содиологизацией> социальной психо-  

логии .необходимо восстановить ее связь с философскими  

проблемами знания. На протяжении определенного пери-  

ода времени социальная психология развивалась в кон-  

фронтации с философией, отсюда исторически сложив-  

шаяся у социальных психологов боязнь спекуляций, что  

способствует преувеличению значения экспериментов.  

В этом смысле эксперименты играют отрицательную роль,  

поскольку защитники экспериментальной стратегии ис-  

пользуют их как своего рода защитный символ, дающий  

возможность доказать миру, что деятельность исследова-  

телей относится именно к науке, а не к философии. Им  

свойственно опасение, что если этот символ будет утра-  

чен, .неизвестно, будут ли признаны их работы <научны-  

ми> [154, 37]. Возражая против такой аргументации,  

Московичи справедливо утверждает, что сами по себе ме-  

тоды и формальный язык еще не гарантируют <научно-  

сти> науки. Сама же аргументация подобного рода лишь,  

препятствует развитию теорий.  

 

Даже когда теории возникают, они в значительной  

степени обесцениваются, как только начинают свое су-  

ществование в рамках господствующих предрассудков.  

Примером такого незавидного существования теории яв-  

ляется, по мнению Московичи, судьба теории когнитивно-  

го диссонанса Фестингера. Поставив ряд полезных вопро-  

сов и доказав свою продуктивность с точки зрения воз-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 836
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 42 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 39 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 40 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 56 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь