|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
2 Укоренившееся в русском переводе наименование <теории среднего ранга>, строго говоря, не передает точно содержания, вкладываемо- го Мертоном в это понятие. Гораздо точнее в этом смысле немец- кий перевод английского выражения
2 19
средственно в эмпирических исследованиях. Таким обра- зом, <средний ранг> теории-это некоторый средний уровень обобщений, выступающий как посредник между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изо- билии в повседневных образцах исследования, и <все- включающими спекуляциями> [151, 5-б]. По .мысли Мертона, в социологии бесполезно искать какие-то об- щие закономерности, относящиеся к социальному пове- дению вообще, но гораздо продуктивнее описать теоре- тически его отдельные стораны, области. На основании предложения Мертона в американской социологии 50-х годов был разработан целый ряд частных социологиче- ских теорий. В известном смысле эти теории стали отож- дествляться с определенными предметными областями социологического знания: стали говорить не только о <со- циологической теории семьи>, например, но .просто о <со- циологии семьи> (так же соответственно о <социологии города>, <социологии деревни>, <социологии образова- ния>, <социологии молодежи> и т. д.). И хотя в обоснова- нии Мертоном логико-методологического статуса <тео- рий среднего ранга> много спорного, в частности в плане интерпретации промежуточного уровня обобщения с по- зиций структурно-функционального анализа, сама идея о необходимости такого рода теорий является весьма приемлемой3. Она в значительной степени способствова- ла преодолению в американской социологии той пропа- сти, .которая сложилась между практикой эмпирических исследований и теоретическими построениями.
Теперь, с известным запозданием, идея необходимости теорий среднего ранга проникла и в социальную психо- логию, которая в известном смысле уподобилась моль- ероокому герою г-ну Журдену, который, не зная того, оказывается, всю жизнь <говорил прозой>. Большинство теорий, возникших в социальной психологии после Лени-
что по-русски, скорее, можно обозначить как <теории среднего ра- диуса действия>. Этот перевод схватывает ту мысль Мертона, что предложенные им теории представляют собой средний уровень нь только в смысле широты предлагаемых обобщений, но и в смысле объема той сферы социальной реальности, с которой имеет дело
теория.
3 В марксистской социологии обоснование возможности промежуточ- ного уровня обобщений дается с иных методологических позиций;
соответствующие этому уровню теории получили здесь наименова- ние специальных социологических теорий.
20
на, довольно единодушно было объявлено именно теори- ями <среднего ранга> [99, 143]. Примерами таких теорий называют теорию фрустрации - агрессии Миллера и Долларда, теорию когнитивного диссонанса Фестингера, теорию конкуренции и кооперации Дойча, теорию соци- альной .власти Картрайта и Френча и др. И если в на- стоящее время в американской социально-психологиче- ской мысли обозначился вновь некоторый поворот в сто- рону интереса к теории, то он реализуется прежде всего как интерес к построению именно теорий среднего ранга, что, впрочем, не исключает продолжения дискуссий и о судьбе общей теории. Позже мы еще вернемся к тому, что это .конкретно означает для судеб социальной психо- логии.
Отказ от общих теорий в социальной психологии и
Принятие идеи теорий среднего ранга по-новому ставят вопрос о традиционном делении социальной психологии, да и вообще любой науки, на <школы>. Понятие научной школы занимает, как известно, большое место ,в совре- менном науковедении [60]. Существует несколько раз- личных принципов выделения научных школ, но это весь- ма специальный вопрос. В данном случае нас интересует проблема конкретного соотношения научной школы и оп- ределенной теории, в частности специфика ее решения именно в социальной психологии. Ряд наук, и социальная психология ,в том числе, пережили период бурного ста- новления научных школ. XIX век, в частности, .породил определенную традицию в этом отношении: обычно шко- ла возникала вокруг имени одного определенного лица, которое выступало и как руководитель школы, и IB то же самое время как ее главный теоретик. В психологии и со- циолопии особенно явственной была близость понятий <школа> и <теория> (понятно, что была школа Вундта и теория Вундта, школа Фрейда и теория Фрейда или, например, в социологии-школа Вебера и теория Вебе-
ра и т. д.).
Можно, очевидно, сказать, что в классический пе- риод развития науки школа практически совпадала с теорией. Более того, школы и различались прежде все- го по такому основанию, как определенная система тео- ретических взглядов, иными словами, по тому, какая тео- рия положена в основу исследований. Экспериментальная ориентация науки во многом изменяет эту ситуацию. Школа концентрируется теперь не столько вокруг опре- 21
деленной теории, сколько вокруг определенной системы методик, применяемых при анализе также определенной группы явлений. Когда теоретические позиции вообще необязательно заявляются (и выявляются), когда не в них усматривается суть, специфика подхода той или дру- гой группы исследователей, то естественно, что школа связывается в представлении отнюдь не с определенной теорией, ее <иоповедыванием>, но совсем iC другими при- знаками. Дело особенно усложняется в связи с прямым воздействием на судьбы науки научно-технической рево- люции. Умножение функций науки в обществе, усиление ее роли и вместе с тем обогащение самих средств науч- ного исследования и возрастание сложности задач науки все .в большей степени делают субъектом научного твор- чества ,не отдельных исследователей, но целые коллекти- вы ученых. Принятие внутри каждого такого коллектива единых методик исследования, довольно сложная систе- ма разделения труда в них, приводящая к известному раздроблению процесса исследования, оказываются го- раздо более значимыми факторами сплочения такого кол- лектива, чем принадлежность к одной теории. В совре- менном науковедении существуют различные точки зре- ния на судьбу школ в эпоху научно-технической револю- ции. Многие исследователи полагают, что .вообще значе- ние школ в науке теряется. Другие, и для нас это поло- жение очень важно, отождествляют школу в современной ее форме с исследовательским коллективом [60, 329]. В таком <микроцентре> науки общение исследователей между собой, конечно, обусловлено большим или мень- шим единством принимаемых теоретических положений, но не только этим. В не меньшей, а может быть, в боль- шей, степени объединяющим такой коллектив фактором становится общая проблема исследования, единый мето- дический подход. Свою продукцию школа такого рода может давать и в виде некоторой теории, но гораздо ча- ще-в виде конкретного результата исследования. Эта деятельность становится не только более непосредствен- но отвечающей на запросы [практики, но и более пре- стижной. Поэтому в такой ситуации в известной мере де- вальвируется значение деятельности ученого по <проду- цированию> теорий, хотя такой итог вовсе не является необходимым. В американской социальной психологии он порожден общей ориентацией методологии науки на философские принципы неопозитивизма,
%
Все сказанное привело к тому, что оказалось утрачен- ным значение границ между теоретическими школами. Классические теоретические школы в психологии и со- циологии различались между собой тем, какие исходные принципы были положены в основание общего понима- ния природы психики или общего понимания историче- ского процесса. Но если теперь исследования практиче- ски не <доходят> до анализа этих вопросов, естественно, снижается важность самого различения школ. Мак- Дэвид и Харари говорят как о важнейшем признаке се- годняшнего состояния американской .социальной психо- логии о ее эклектизме, то есть не только об одновремен- ном существовании различных теоретических школ, но и о стирании границ между ними, о взаимных заимствова- ниях различных позиций, о сосуществованин порой вза- имоисключающих принципов в одном и том же исследо- вании [141, 21].
Рассмотренные процессы радикально изменили об- щую картину состояния теоретической социальной .пси- хологии в США.
Общее усиление методологической рефлексии науки, , и в том числе социальной психологии, значительно сти- мулирует интерес и к анализу теоретического знания. Социальная психология не оказывается исключением в том движении современной науки, которое связано с различными формами мета-анализа знания: анализа средств научного познания вообще, его возможностей, границ и пр. Существует ряд причин, побуждающих ис- следователей активизировать свой интерес не только А в области непосредственного накопления знаний, но и в области познания собственных теоретических принципов и приемов анализа, и вопрос об этих причинах требует опециальното рассмотрения [7, 270]. Сейчас важно лишь отметить, что кроме объективных потребностей развития самой логики научного исследования для американской социальной психологии значимыми являются и те затруд- нения, с которыми она столкнулась в связи с длительным господством атеоретической тенденции. Обескураживаю- щий контраст между огромным массивом весьма квали- фицированных исследований и относительно слабой об- щей результативностью социальной психологии, естест- венно, требует объяснения. Именно это и заставляет уче- ных исследовать как качество функционирующих теорий, так и их границу, взаимоотношения между ними, гене-
%
тические связи. Наряду с существовавшим ранее разде- лением труда, когда эти вопросы изучались преимущест- венно в различных системах философских взглядов или в .рамках сравнительно недавно возникшей специальной отрасли науки-логики и методологии научного иссле- дования, теперь эти проблемы все в большей степени на- чинают занимать и тех ученых, которые непосредственно связаны с практикой социально-психологических иссле- дований. Нередко высказывается мнение, что они вообще должны взять эти проблемы в свои руки, не передоверяя их философам и методологам, <поскольку те, диктуя свои нормы, вообще стремились .встать в положение гооподи- на, отводя конкретным наукам лишь роль слуги> [67, 217].
Важный вопрос, который занимает теоретически ори- ентированных социальных психологов, - это вопрос о том, какие же теоретические ориентации являются сегод- ня для социальной психологии на Западе наиболее ха- рактерными. Этот вопрос не имеет однозначного реше- ния. Все согласны с тем, что современные школы не сов- падают по своему значению с классическими теоретиче- скими школами и что различия от теории к теории не так уж существенны сегодня с точки зрения принципов под- хода к анализу объекта. Эти различия становятся отчет- ливыми не .при сравнении отдельных теорий, но ляшь при анализе более ши "жих ориентации, которые нельзя на- звать <теорияу о они не представляют собой сово- купности ги чменно фиксируют принципы под- хода исс" оу и Костанцо вводят поэтому понята противоположность теории как сет" л,, отез ориентация обозначает - СЙ интерпретации поведения> > аже выявление таких ори- ? о -, "ача. Впервые системати- о 1новны.х теоретических а" AA л0 сделано в работе А ?h. психология> 1128], деятУ. чной в первом из- но OTBeVoAo -хологии>, издан- стижной. По о та посвящена вальвируется знУ ч социальных цированию> теорий, Ї предложено необходимым. В америкао различать он порожден общей ориентаЭД (именно философские принципы неопозетйь
??
1
как ориентации широкого плана): решение вопроса о природе человека и преобладающая проблематика. Как видим, здесь дано компромиссное решение пробле- мы: с одной стороны, назван в качестве водораздела действительно принципиальный вопрос всякого сощиаль- но-лсихологического знания: то или иное понимание при- роды человека; с другой стороны, по-видимому, как уступка экспериментальному облику науки, в качестве разграничнтельной линии называется преимущественно изучаемый круг проблем. Этот, второй, критерий пред- ставляется весьма неопределенным, и в дальнейшем к нему практически не обращаются, что в общем-то не сни- мает вопроса о предпочтительности тех или иных проб- лем в рамках определенной ориентации.
Иллюстрируя же действие первого принципа, Дойч и Краусс так характеризуют различные теоретические подходы: скажем, гештальттеория исходит из такого по- нимания природы человека, когда главным фокусом ис- следования является развитие осмысленного и организо- ванного взгляда человека на мир; для бихевиоризма, по- скольку он трактует поведение как детерминированное немедленными ответными реакциями на стимул, харак- терен интерес к попыткам человека понять ситуацию своего поведения; для психоанализа человек-поле бит- вы между животной природой и обществом, представлен- ным прежде всего семьей; наконец, для ролевой теории, признающей социальную детерминированность человека, важно выяснение того, как роль человека в обществе оп- ределяет значимые для него ценности, и пр. [99, 5]. Обо- значенные здесь четыре теоретические ориентации с не- . большими вариациями называются и другими исследова- телями в качестве основных. Так, у Линдсея и Аронсона фигурируют: бихевиоризм, фрейдизм, когнитивные тео- рии, теория поля, теория ролей [112, XI]; у Шибутани - психоанализ, бихевиоризм, гештальттеория, интеракцио- низм [53]; у Мак-Дэвида и Харари - психоанализ, би- хевиоризм, когнитивные теории [141, 27]; у Шоу и Ко- станцо-ориентация на теорию подкрепления, ориента- ция на теорию поля, когнитивная ориентация, психоана- литическая ориентация, трансориентационный подход, включающий теорию ролей [175, VII]. Несмотря на раз- ную меру строгости употребления в этих классификациях терминов <школа>, <теория>, <ориентация>, легко заме- тить, что почти всегда присутствуют в качестве теорети-
г
ческих ориентиров социальной психологии три классиче- ских психологических направления: бихевиоризм, психо- анализ и гештальттеория. При этом можно пренебречь такими деталями, как разделение в некоторых случаях гештальттеории и теории поля или как введение терми- на <когнитивные теории>, под которыми объединяются теория поля и гештальттеория, как употребление назва- ния <теория подкрепления> в качестве синонима бихе- виористской ориентации.
Несколько сложнее вопрос об интеракционистской
ориентации или упоминаемой в том же значении ориен- тации на теорию ролей. Некоторые авторы просто игно- рируют сам факт ее существования. По-видимому, объ- яснение следует искать в том двойственном статусе аме- риканской социальной психологии, о котором речь шла выше. Дело в том, что из четырех наиболее часто упоми- наемых ориентации три относятся, как уже отмечалось, к классическим психологическим направлениям и лишь одна, и именно интеракционистская ориентация, имеет социологическое происхождение-она восходит к тради- ции Г. Мида. Поэтому упоминание или неупоминаяие этой ориентации в значительной степени зависит от того, получил ли исследователь социологическое или психоло- гическое образование. Так, например, непризнание инте- ракционистокой ориентации и игнорирование самого фак- та ее существования у Мак-Дэвида и Харари, очевидно, объясняются их <воинствующей> психологической пози- цией, принципиальным подчеркиванием своего психоло- гичеокото происхождения и статуса. Напротив, у Шибу- тани социологическая позиция автора демонстративно 1 подчеркивается преимущественным вниманием, уделяе- | мым интеракционизму. У других исследователей, анали- | зирующих основные теоретические ориентации в амери- | канской социальной психологии, присутствует более или:.1
менее объективная в этом отношении позиция. | Двойственный статус социальной психологии как нау- :
ки закреплен в США и организационно, поскольку сек- 1 ции социальной психологии существуют как внутри Аме- 1 Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|