|
Андреева Г.М. » Современная социальная психология на западе (теоретические направления)индивид занимает в системе общественных отношений." При этом если общий способ или стандарт поведения исполнителю той или иной социальной роли задается об- ществом, то ее конкретное исполнение у каждого чело- века имеет определенную личностную окраску, в чем проявляется уникальная неповторимость каждого чело- века. ,у При исследовании социальной роли можно выделить
социологический и социально-психологический аспекты, которые тесно взаимосвязаны. Социологический подход к социальной роли, как правило, имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне, то есть к виду и содержанию деятельности, к предполагае- мому выполнению определенной социальной функции, а также к нормам поведения, предъявляемым обществом к выполнению этой социальной функции. Социально-пси- хологический аспект социальной роли связан прежде всего с исследованием субъективных факторов социаль- ной роли, то есть (/раскрытием определенных социально- психологических механизмов и закономерностей воспри- ятия и исполнения социальных ролей.
Сложность феномена социальной роли делает чрез- вычайно трудным ее определение. Различные авторы в западной социальной психологии подходят к решению этой проблемы по-разному. Так, один из ведущих аме- риканских специалистов по вопросам ролевой теории Т. Сарбин в своей обобщающей статье по данной проб- леме, написанной совместно с В. Алленом [172], пред- почитает вообще не давать определения понятию <роль>, указывая, что эта метафора удобна для социально-психо- 196 .
1
логического анализа определенных аспектов социально- го поведения, и ссылается лишь на этимологию слова <роль>. Другие авторы пытаются найти свои определе- ния. Так, например, большой известностью пользуется определение роли, которое было предложено Р. Линто- ном. <Роль, - пишет Линтон, - это динамический аспект статуса. Индивид в обществе занимает определенный статус, который связан с другими статусами Когда ин- дивид осуществляет свои права и обязанности, вытека- ющие из его статуса, он исполняет соответствующую роль> [140, ИЗ]. Линтоновское понимание роли мы на- ходим и у Э. Гоффмана, который определяет социаль- ную роль как <осуществление прав и обязанностей, свя- занных с данным статусом> [107, 16]. Ряд авторов кри- тикует определение Линтона за расплывчатость и неоп- ределенность, но сами при этом не предлагают своих определений (84; 110 и др.].
М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии не- целесообразно пытаться искать всеобъемлющее опреде- ление, а достаточно указать те аспекты социального по- ведения, которые имеются в виду большинством авто- ров, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта [131;
168], они выделяют следующие аспекты:
,/ 1. Роль как существующая в обществе система ожи- даний относительно поведения индивида, занима- ющего определенное положение, в его взаимодей- ствии с другими индивидами.
2. Роль как система специфических ожиданий по от- ношению к себе индивида, занимающего опреде- ленное положение, то есть как он представляет мо- дель своего собственного поведения во взаимодей- ствии с другими индивидами.
3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение инди- вида, занимающего определенное положение.
Иначе говоря, в первом случае речь идет о представ- лениях других людей о том, как должен себя вести ин- дивид, занимающий определенное положение; во вто- ром - о его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении, и в третьем - о наблюдаемом поведении индивида, занимающего опре- деленное положение, во взаимодействии с другими Людьми,
197
Как видно, в большинстве случаев роль индивида при ее социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус рассматри- вается интеракционистами не как объективное положе- ние индивида в системе определенных социальных отно- шений, а, прежде всего, как субъективная категория, то есть <набор> или <организация ролевых ожиданий>, ко- торые подразделяются на ожидания-права и ожидания- обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.
В такой трактовке со всей очевидностью проявляются характерные для интеракционистской ориентации субъ- ективистский подход к анализу социальных явлений, игнорирование содержательной стороны роли как вида общественно полезной деятельности и ее отрыв от объ- ективных социальных отношений. Представители роле- вых теорий абстрагируются от того факта, что, как спра- ведливо отмечает Л. П. Буева, ролевые ожидания явля- ются не чем иным, как субъективным выражением, <идеальной формой объективных общественных отноше- ний, существующих в социальной практике общества> [15, 47]. Хотя социально-психологический анализ соци- альной роли и предполагает рассмотрение прежде всего субъективных факторов ролевого поведения, однако под- линное проникновение в сущность этих факторов требует не их абсолютизации, а тесного связывания субъектив- ных аспектов ролевого поведения с объективными об- щественными отношениями, так как именно последние являются в конечном итоге определяющими для форми- рования в общественном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствую- щих той или иной роли.
В работах, посвященных ролевым теориям, можно найти множество классификаций ролей по различным критериям/. В этих классификациях мы не обнаружим четкого деления между социальной ролью, которая де- терминируется местом носителя данной роли в системе общественных отношений, и межличностной ролью, ко- торая определяется положением индивида в системе межличностных отношений. Прежде всего, редко упот- ребляется сам термин <социальная роль>. Чаще фигури- рует термин просто <роль индивида> или имеет место деление ролей на <конвенциональные> и <межличност- ные>, на <формальные> и <неформальные>. Так, напри-
W
мер, Т. Сарбин и В. Аллен в отдельных случаях употреб- ления термина <социальная роль> тут же разъясняют, что этот термин является для них синонимом <межлич- ностной роли>. Выделяя формальные и неформальные роли как относящиеся соответственно к макро- и мик- роструктуре, они видят основное различие между ними в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие пред- ставления о правах и обязанностях носителей этих ро- лей, которые часто бывают даже зафиксированы в пись- менной форме, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. Т. Шибутани, в свою очередь, по этому признаку подразделяет роли на <конвенциональ- ные>, то есть такие, в отношении которых у членов об- щества имеются общепринятые, конвенциональные пред- ставления о том, каково должно быть поведение испол- нителей этих ролей, и на <межличностные>, в отношении которых нет подобных более или менее единых представ- лений [53]. Нет сомнения в том, что социальные роли более жестко детерминированы, чем межличностные, по- . скольку они непосредственно связаны с общественно не- обходимой деятельностью и объективными общественны- ми отношениями. Представления о правах и обязанно- стях носителей социальных ролей достаточно четко отра- жаются в сознании членов общества, так как без этого было бы невозможно организовать даже самую элемен- тарную общественно необходимую деятельность. Меж- личностные роли гораздо более неопределенны по фор- ме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективными отношениями, с психическими свойствами индивидов, обладающими гораздо большим разнообразием и неопределенностью, чем объективные закономерности общественного раави- тия и функционирования общества.
Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и от- рывать его от содержательных, деятельностных аспек- тов роли, от ее связи с социальными отношениями. В данном вопросе также находит свое отражение один из методологических принципов интеракционизма -
сведение социальных отношений лишь к межлично- стным.
}99
В ряде работ можно н;айти весьма специфическую классификацию социальных в частности классовых, ро- лей. Так, при анализе роле1й по признаку их временного или постоянного характера классовые роли характеризу- ются как <полубиологическе> на том основании, что ин- дивид, родившийся в ceMibe, принадлежащей одному классу, может впоследствии либо остаться членом этого класса, либо стать членом дфугого класса [172]. Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ро- лей на <предписанные> (pr-escribed), то есть внешне за- данные, не зависящие от усилий индивида, и <достигну- тые> (achieved), то есть ксэторые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида [131].
Р. Линтон выделяет ролщ активные и латентные. Это деление обусловливается т<ем, что индивид как член об- щества участвует во многих отношениях и является од- новременно носителем многих ролей, но в каждый дан- ный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оста- ваться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимости от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.
Т. Сарбин и В. Аллен Классифицируют роли в зави- симости от степени интенсивности их исполнения, от сте- пени включенности в рол. Они выделяют семь таких стадий-от нулевой, когд.а индивид лишь числится но- сителем какой-либо роли, но, по существу, ее не выпол- няет, до максимальной включенности, которой считается исполнение какой-либо Ьоли под воздействием веры в оверхестественные силы. к промежуточным стадиям они относят <ритуальные роли>-вторые по степени включенности. Здесь имеется в виду различные роли, в том числе и профессиональные, которые исполняются индивидом полуавтоматически, без заинтересованности. Далее следует, по терминологии Т. Сарбина, <углублен- ное исполнение роли>, в Качестве примера которой при- водится успешное вхождение в роль актера. Следующие стадии связаны с исполнением роли в состоянии гипноза, невроза, экстаза и, наконец, под воздействием веры в сверхестественные силы [172].
В вышеприведенной классификации наибольшее вни- мание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях и меньше всего гово-
800
рится об <углубленном исполнении роли>, в качестве примера которой приводится лишь актерская деятель- ность. Нетрудно заметить, что во всех приведенных клас- сификациях ролей берутся отдельные случайные крите- рии и нет попыток свести их в какую-либо единую си- стему,
Довольно большое место в ролевых теориях уделяет- ся исследованию.эмпатии как способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональ- ном уровне, то есть не только знать, но и сопереживать роль другого. В качестве примера может быть приведено исследование Р. Тернера о функции эмпатии в процессе взаимодействия [172]. Главный вывод Р. Тернера за- ключается в том, что эмпатия выполняет положительную функцию для участников взаимодействия в том случае, когда взаимодействующие индивиды добиваются общей цели, и отрицательную, когда они преследуют противо- положные цели, как, например, солдаты враждебных армий в ходе боевых действий.
Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом выделяются следующие группы факторов: 1) знание роли, то есть представле- ния о правах и обязанностях, связанных с данной ролью;
2) умение выполнять данную роль; 3) интериоризация выполняемой роли, которая непосредственно связывает- > ся с ее значимостью для индивида. Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.
Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуа- ция, в которой индивид, занимающий определенный ста- тус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями [НО]. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ро- левых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами. Во-первых, степень различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем боль- ше общих требований предъявляют две роли, тем незна- чительнее ролевой конфликт, который они могут вы- звать. Во-вторых, степень строгости предъявляемых ро- лями требований: чем строже определены требования
201
ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труд- нее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут
вызвать серьезный ролевой конфликт [105].
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межроле- вым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много раз- личных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо .потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможно- стей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межроле- вого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, сле- дует отметить работу американского социального пси- холога У. Г. Гуда <Теория ролевой напряженности> [109]. Он называет <ролевой напряженностью> состоя- ние индивида в ситуации межролевого конфликта и пред- лагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Гу- да, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида, б) тех положительных и от- рицательных санкций, которые может вызвать невыпол- нение определенных ролей, в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Гуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оцен- кам и восприятиям роли, без попытки связать эти факто- ры с объективной значимостью той или иной роли для
данного общества или группы.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, связан- ных с несовместимостью требований, предъявляемых различными ролями из-за противоречивости, и даже противоположности их требований, то в качестве приме- ра такого рода конфликтов чаще всего приводится мар- гинальная личность. Маргинальная личность оказывает- ся в состоянии межролевого конфликта в том случае, когда группы, к которым она одновременно принадле- жит, оказываются в конфликтных отношениях, а марги- нальный человек не может сделать решительного выбо- ра и прочно идентифицировать себя с одной из враж-
?02
дующих групп (25]. В положении маргинальной лично- сти часто оказываются люди, произошедшие от смешан- ных межнациональных или социальных браков, и др. Весьма много социально-психологических исследований посвящено межролевым конфликтам такой маргиналь- ной личности, как мастер на производстве, который с точки зрения западной социальной психологии зани- мает промежуточное положение между рядовыми рабо- чими и администрацией. Большая часть этих исследова- ний преследует манипуляторские цели, так как они на- правлены на нахождение для мастера таких способов поведения при исполнении его роли, которые бы созда- вали у подчиненных иллюзию того, что он идентифици- рует себя с ними, а на самом деле позволяли бы ему идентифицировать себя с администрацией.
Исследования внутриролевого конфликта также зани- мают значительное место в социально-психологических Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|