|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологоврее, чем обычная. Здесь существенную роль играет враба- тывание, а также то, что вычеркивание в половине стро- чек четвертой буквы происходит несколько быстрее.
Методики для исследов<иия памяти
Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей пси- хологии, так и в области прикладной психологии. Иссле- дование памяти имеет важное значение и в патопсихоло- гии, так как разные по своей структуре расстройства па- мяти наблюдаются при многих психических заболевани- ях, особенно обусловленных органическим поражением го- ловного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлеж- ности, но и о стадии течения патологического процесса.
Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памя-
70
ти. В пробах на паийггь отражаются состояние активного мимяния, явления повышенное истощаемости психичес- ких процессов. Осуществление мнестетеской функции эвансит и от течения мыслительных процессов. Особен- но велика роль мышления в методах исследования опо- средованного запоминания. На функцию запоминания су- щественное влияния оказывает состояние аффективно- волевой сферы больного.
Однако, несмотря на вышесказанное, преимуществен- ное назначение методик, о которых будет идти речь в на- стоящем разделе, - это исследование памяти. Из много- численных когда-либо предлагавшихся способов исследо- вания памяти отобраны иаиболес простые по своему осу- ществлению, не требующие для проведения опыта специ- альной аппаратуры и в то же время позволяющие пато- психологу достаточно пояно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.
Тест зрительной и слуховой памяти. Методика при- водится нами в описании К. МеШ (1961) и состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные пред- меты. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.
Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, впаяю, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, го- лубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.
Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подво- да, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, соба- ка, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.
После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что
71
предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда прово- дилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значутельной разницы в результа- тах и исключении возможной роли в этом факторов внеш- ней среды можно думать о лабильности мнестической фун- кции, слабости концентрации внимания.
Аналогичным образом проводят исследование слухо- вой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.
Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, зво- нок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парниш- ка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.
Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, бе- рег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.
Полученные результаты могут быть подвергнуты ко- личественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100% при воспроизведении 18-20 зрителмных образов и 20-22 слов, к 80%- 15-16 образов или слов, к 60%-14 об- разов и 13-14 слов, к 40%- 12-13 образов и 13 слов, к 20 % - II-12 образов и 9-11 слов.
Описанная методика относится к методам определе- ния удержанных членов ряда. Для патопсихолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяю- щий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную ха- рактеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы
72
времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жиз- ни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание. Пробы на запоминание.
Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухслож- ных звукосочетаний (<ролам>, <вакар>, <сига> и т.п.) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5-7 повторений.
Проба на запоминание 10 слов. При этом обследуемо- му зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучива- емые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.
Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3-4 повторений (иногда, при тренированной памяти - после 2 повторений). Через 20-30 мин обсле- дуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клиничес- ки, это проделывают раньше, через 10-15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с за- поминанием словесного материала, можно провести ис- следование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.
В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.
Представляет интерес сопоставление результатов про- бы на запоминание с <уровнем притязаний> обследуе- мого (А. Р. Лурия, 1962). <Уровень притязаний> зави- сит от оценки больным своих возможностей, от резуль- татов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повто-
73
рением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление <уровня притязаний> с реальными резуль- татами позволяет судить в некоторой степени об оценжв больным своего состояния. Так, при органических по- ражениях головного мозга, когда страдает рассудитель- ное отношение больного к своему состоянию, <уровень притязаний> значительно превышает достигнутые ре- зультаты.
Результаты пробы на запоминание могут быть отобра- жены графически. По кривой запоминания удобно анали- зировать особенности заучивания. При истощаемости мнес- тической функции кривая запоминания носит зигзагооб- разный характер.
Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следую- щем повторении, называя новые слова, уже не воспроиз- водит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.
Проба на ассоциативную память. Обследуемому за- читывают десять пар относительно однородных слов, меж- ду которыми легко устанавливаются смысловые связи. На- пример: река - море; яблоко - груша и т. д.
Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здо- ровые обследуемые выполняют задание после двух пов- торений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вари- антов исследования опосредованного запоминания. Извес- тно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учиты- вая возможное различие характера ассоциативных отно- шений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следу- ющую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных
74
во определенному принципу смысловой связи. Это раз- ятепле отношения понятий: противоположные понятия вг - север, любовь - ненависть), понятия различной ве- яичины (холм - гора. страх - ужас), вместилище и вме- щаемое (графин - вода, шкаф - одежда), причина и след- ствие (укол - боль), часть и целое (слово - фраза, зер- но - колос), орудие и объект труда (земля - лопата), аб- страктные и конкретные понятия (искусство - картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел - птица), привычные словосочетания (точка - тире), трудносочетаемые слова (курица - портсигар). После про- верки запоминания каждой группы слов устраивается пе- рерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоми- нание позволяет судить о большей или меньшей сохран- ности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованно- го запоминания.
Опосредованное запоминание. Методика разработана А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического, или опосредованного, запоминания. Результаты исследо- вания свидетельствуют не только о состоянии памяти, но и об особенностях мышления.
Исследование должно быть подготовлено заранее. Об- следуемому зачитывается 10-15 слов и предлагают для того/чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходя- щий по смыслу рисунок. На столе лежит 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возмож- ности опосредования. Эти рисунки не должны служить прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Обследу- емый должен установить смысловую связь между словом и рисунком, например, к слову <море> - пароход, <дождь> - зонтик и т. д. Каждый раз, подобрав нужный рисунок, обследуемый должен объяснить мотивы своего решения. Затем проверяют, насколько подобранные ри- сунки помогают обследуемому воспроизводить заданные
сунки
75
в начале опыта слова и тем самым получают впечатление о состоянии у него логической памяти. _
Эта методика в определенной степени позволяет су- дить и об интеллектуальном уровне обследуемого - сла- боумным больным опосредованное запоминание недо- ступно.
В некоторой степени по результатам можно судить о характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адек- ватны, насколько изображенный рисунок соответствует за- данному слову. Однако возможности исследования ассо- циативного процесса этой методикой ограничены, пред- определены произведенным до исследования подбором вспомогательных рисунков.
Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера. Все методики, направленные на ис- следование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их по- мощью результатов. Благодаря этому полученные в эк- сперименте данные <измерения> мнестической функции могут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения дина- мики состояния то ли под влиянием текущего патбло- гического процесса, то ли в связи с проводимым лече- нием. Однако все перечисленные выше приемы пресле- дуют цель изучения какой-либо одной из сторон функ- ции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога мо- жет представить интерес так называемая шкала памяти Векслера (УесЬ51ег Метогу Те51, 1946).
Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. По- лучаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная поправка на возраст. Ис- следователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результа- тов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психо-
76
метрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостат- ков, присущих многим психометрическим тестам для ис- следования интеллекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отноше- нии материалом. Учитывая относительное значение сум- марных показателей, получаемых с помощью шкалы па- мяти, можно думать, что накопление результатов иссле- дований клинически четко очерченных групп психически больных с различной степенью мнестического снижения снабдит патопсихолога средними ориентировочными по- казателями.
Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтес- тов. Исследование по ним проводится в один прием и ре- гистрируется на специальном бланке.
1 субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных. Каждый правильный от- вет оценивается в 1 балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может набрать 6 баллов.
II субтест - определение ориентировки. Проверяется знание обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее время находится, в каком городе. Оценка отве- те> та же, что и в предыдущем субтесте. Максимальный р<1ультат - 5 баллов.
И1 субтест - психический контроль состоит из трех заданий. Первое - отсчитывание от 20 в обратном поряд- ке..Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 еди- ницы. В этом субтесте исследующий не должен оказы- вать обследуемому помощи.
Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 бал- ла, при наличии одной ошибки, но за то же время - 1 балл. При правильном выполнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.
При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но
77
время на выполнение задания не превышено, - 1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с- 3 балла. . ~
Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 б<л- ла. При одной ошибке и при своевременном выполнения задания за время до 20 с к-оценке прибавляется дополни- тельный балл.
Максимальна> оценка результатов в 111 субтесте - 9 баллов.
IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рас- сказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репро- дуцированных обследуемым смысловых единиц по каж- дому рассказу, затем подсчитывается среднее арифмети- ческое. Максимальная оценка в IV субтесте - 23 балла.
V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обрат- ном порядке - аналогичен одному из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому за- читывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содер- жится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр. Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. За- тем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в об- ратном порядке. Предполагая наличие-у_обследуемого ин- теллектуального снижения, инструкцию можно подкре- пить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистриру- ются результаты.
Оценка по субтесту производится сложением резуль- татов, полученных в обеих сериях. Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов. Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|