Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



9 страница


рее, чем обычная. Здесь существенную роль играет враба-  

тывание, а также то, что вычеркивание в половине стро-  

чек четвертой буквы происходит несколько быстрее.  

 

Методики для исследов<иия  

памяти  

 

Существует множество специальных методик  

для исследования памяти, разработанных как в общей пси-  

хологии, так и в области прикладной психологии. Иссле-  

дование памяти имеет важное значение и в патопсихоло-  

гии, так как разные по своей структуре расстройства па-  

мяти наблюдаются при многих психических заболевани-  

ях, особенно обусловленных органическим поражением го-  

ловного мозга. Особенности нарушений памяти могут  

помочь патопсихологу не только высказать предположение  

о характере заболевания, его нозологической принадлеж-  

ности, но и о стадии течения патологического процесса.  

 

Результаты, получаемые с помощью этих методик,  

свидетельствуют не только о состоянии функции памя-  

 

70  

 

ти. В пробах на паийггь отражаются состояние активного  

мимяния, явления повышенное истощаемости психичес-  

ких процессов. Осуществление мнестетеской функции  

эвансит и от течения мыслительных процессов. Особен-  

но велика роль мышления в методах исследования опо-  

средованного запоминания. На функцию запоминания су-  

щественное влияния оказывает состояние аффективно-  

волевой сферы больного.  

 

Однако, несмотря на вышесказанное, преимуществен-  

ное назначение методик, о которых будет идти речь в на-  

стоящем разделе, - это исследование памяти. Из много-  

численных когда-либо предлагавшихся способов исследо-  

вания памяти отобраны иаиболес простые по своему осу-  

ществлению, не требующие для проведения опыта специ-  

альной аппаратуры и в то же время позволяющие пато-  

психологу достаточно пояно судить о характере имеющихся  

у больного мнестических нарушений.  

 

Тест зрительной и слуховой памяти. Методика при-  

водится нами в описании К. МеШ (1961) и состоит из двух  

этапов.  

 

Первый этап заключается в исследовании зрительной  

памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия -  

30 картинок, на которых изображены определенные пред-  

меты. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна  

за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по  

образцу перекидного календаря.  

 

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол,  

впаяю, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз,  

кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, го-  

лубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.  

 

Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза,  

букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подво-  

да, расческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, соба-  

ка, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.  

 

После показа картинок первой серии делают перерыв  

на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил  

обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что  

 

71  

 

предметы можно называть в любом порядке. Называемые  

предметы регистрируются, так как возможны повторения  

и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии  

картинок по мере возможности следует предъявлять не в  

один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда прово-  

дилось исследование зрительной памяти, обследуемому  

нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.  

 

При обнаружении значутельной разницы в результа-  

тах и исключении возможной роли в этом факторов внеш-  

ней среды можно думать о лабильности мнестической фун-  

кции, слабости концентрации внимания.  

 

Аналогичным образом проводят исследование слухо-  

вой памяти с помощью специально подготовленных двух  

серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.  

 

Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, зво-  

нок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парниш-  

ка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка,  

уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.  

 

Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна,  

пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат,  

козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, бе-  

рег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.  

 

Полученные результаты могут быть подвергнуты ко-  

личественному измерению в процентах. Так, успешность  

выполнения задания взрослыми приравнивается к 100%  

при воспроизведении 18-20 зрителмных образов и 20-22  

слов, к 80%- 15-16 образов или слов, к 60%-14 об-  

разов и 13-14 слов, к 40%- 12-13 образов и 13 слов, к  

20 % - II-12 образов и 9-11 слов.  

 

Описанная методика относится к методам определе-  

ния удержанных членов ряда. Для патопсихолога может  

оказаться более полезным метод выучивания, позволяю-  

щий исследовать мнестическую функцию в деятельности  

в зависимости от объема заучиваемого материала и его  

характера. При этом можно получить более полную ха-  

рактеристику динамики процесса активного запоминания,  

проверка запомнившегося через определенные интервалы  

 

72  

 

времени характеризует забывание. Можно проследить,  

какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их  

расположения в ряду, от частоты их употребления в жиз-  

ни обследуемого, от его профессиональных интересов, от  

участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой  

целью обычно используются пробы на запоминание.  

Пробы на запоминание.  

 

Пробы на запоминание искусственных (несмысловых)  

звукосочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухслож-  

ных звукосочетаний (<ролам>, <вакар>, <сига> и т.п.) и  

просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в  

каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает  

эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их  

воспроизводят после 5-7 повторений.  

 

Проба на запоминание 10 слов. При этом обследуемо-  

му зачитывают 10 двухсложных слов. Подбирать заучива-  

емые слова следует так, чтобы между ними трудно было  

установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это  

не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя  

задание, использовав мнемотехнические приемы.  

 

Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов  

уже после 3-4 повторений (иногда, при тренированной  

памяти - после 2 повторений). Через 20-30 мин обсле-  

дуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В  

случаях, где ослабление памяти определяется клиничес-  

ки, это проделывают раньше, через 10-15 мин. В этом  

промежутке желательно избегать заданий, связанных с за-  

поминанием словесного материала, можно провести ис-  

следование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.  

 

В протоколе опыта отмечаются называемые больным  

(правильно и ошибочно) слова.  

 

Представляет интерес сопоставление результатов про-  

бы на запоминание с <уровнем притязаний> обследуе-  

мого (А. Р. Лурия, 1962). <Уровень притязаний> зави-  

сит от оценки больным своих возможностей, от резуль-  

татов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой  

целью обследуемого перед каждым очередным повто-  

 

73  

 

рением спрашивают, сколько слов он берется запомнить.  

Сопоставление <уровня притязаний> с реальными резуль-  

татами позволяет судить в некоторой степени об оценжв  

больным своего состояния. Так, при органических по-  

ражениях головного мозга, когда страдает рассудитель-  

ное отношение больного к своему состоянию, <уровень  

притязаний> значительно превышает достигнутые ре-  

зультаты.  

 

Результаты пробы на запоминание могут быть отобра-  

жены графически. По кривой запоминания удобно анали-  

зировать особенности заучивания. При истощаемости мнес-  

тической функции кривая запоминания носит зигзагооб-  

разный характер.  

 

Проба на запоминание выявляет и наличие сужения  

объема внимания. В этих случаях обследуемый в следую-  

щем повторении, называя новые слова, уже не воспроиз-  

водит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом  

суммарные результаты после каждого повторения мало  

отличаются.  

 

Проба на ассоциативную память. Обследуемому за-  

читывают десять пар относительно однородных слов, меж-  

ду которыми легко устанавливаются смысловые связи. На-  

пример: река - море; яблоко - груша и т. д.  

 

Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя  

пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой  

пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здо-  

ровые обследуемые выполняют задание после двух пов-  

торений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов.  

Проба на ассоциативную память является одним из вари-  

антов исследования опосредованного запоминания. Извес-  

тно много модификаций этой методики. В частности, одна  

из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учиты-  

вая возможное различие характера ассоциативных отно-  

шений и желая проследить, как это различие сказывается  

на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следу-  

ющую модификацию. Обследуемому для запоминания  

предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных  

 

74  

 

во определенному принципу смысловой связи. Это раз-  

ятепле отношения понятий: противоположные понятия  

вг - север, любовь - ненависть), понятия различной ве-  

яичины (холм - гора. страх - ужас), вместилище и вме-  

щаемое (графин - вода, шкаф - одежда), причина и след-  

ствие (укол - боль), часть и целое (слово - фраза, зер-  

но - колос), орудие и объект труда (земля - лопата), аб-  

страктные и конкретные понятия (искусство - картина).  

Далее предлагались пары слов, образующие суждение  

(орел - птица), привычные словосочетания (точка - тире),  

трудносочетаемые слова (курица - портсигар). После про-  

верки запоминания каждой группы слов устраивается пе-  

рерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на  

30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного  

и того же больного при исследовании пробами на запоми-  

нание позволяет судить о большей или меньшей сохран-  

ности механической и логической (смысловой) памяти,  

сравнить показатели непосредственного и опосредованно-  

го запоминания.  

 

Опосредованное запоминание. Методика разработана  

А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического,  

или опосредованного, запоминания. Результаты исследо-  

вания свидетельствуют не только о состоянии памяти, но  

и об особенностях мышления.  

 

Исследование должно быть подготовлено заранее. Об-  

следуемому зачитывается 10-15 слов и предлагают для  

того/чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходя-  

щий по смыслу рисунок. На столе лежит 20-30 карточек  

с рисунками, предусматривающими различные возмож-  

ности опосредования. Эти рисунки не должны служить  

прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Обследу-  

емый должен установить смысловую связь между словом  

и рисунком, например, к слову <море> - пароход,  

<дождь> - зонтик и т. д. Каждый раз, подобрав нужный  

рисунок, обследуемый должен объяснить мотивы своего  

решения. Затем проверяют, насколько подобранные ри-  

сунки помогают обследуемому воспроизводить заданные  

 

сунки  

 

75  

 

в начале опыта слова и тем самым получают впечатление  

о состоянии у него логической памяти. _  

 

Эта методика в определенной степени позволяет су-  

дить и об интеллектуальном уровне обследуемого - сла-  

боумным больным опосредованное запоминание недо-  

ступно.  

 

В некоторой степени по результатам можно судить о  

характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адек-  

ватны, насколько изображенный рисунок соответствует за-  

данному слову. Однако возможности исследования ассо-  

циативного процесса этой методикой ограничены, пред-  

определены произведенным до исследования подбором  

вспомогательных рисунков.  

 

Психометрическое исследование памяти с помощью  

шкалы Векслера. Все методики, направленные на ис-  

следование памяти, характеризуются обязательным  

количественным определением получаемых с их по-  

мощью результатов. Благодаря этому полученные в эк-  

сперименте данные <измерения> мнестической функции  

могут быть использованы для характеристики степени  

психического дефекта, а также для обнаружения дина-  

мики состояния то ли под влиянием текущего патбло-  

гического процесса, то ли в связи с проводимым лече-  

нием. Однако все перечисленные выше приемы пресле-  

дуют цель изучения какой-либо одной из сторон функ-  

ции памяти. Получаемые с их помощью результаты  

трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога мо-  

жет представить интерес так называемая шкала памяти  

Векслера (УесЬ51ег Метогу Те51, 1946).  

 

Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. По-  

лучаемые с их помощью результаты суммируются, при  

этом учитывается специальная поправка на возраст. Ис-  

следователь получает возможность оценить память по  

данным эксперимента не только с помощью суммарных  

показателей, но и по разбросу, по отклонению результа-  

тов выполнения отдельных заданий от каких-то средних  

величин. При всей дискуссионности применения психо-  

 

76  

 

метрических методов в патопсихологии следует отметить,  

что шкала памяти лишена одного из серьезных недостат-  

ков, присущих многим психометрическим тестам для ис-  

следования интеллекта: в ней исследователь имеет дело  

со сравнительно однородным в информативном отноше-  

нии материалом. Учитывая относительное значение сум-  

марных показателей, получаемых с помощью шкалы па-  

мяти, можно думать, что накопление результатов иссле-  

дований клинически четко очерченных групп психически  

больных с различной степенью мнестического снижения  

снабдит патопсихолога средними ориентировочными по-  

казателями.  

 

Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтес-  

тов. Исследование по ним проводится в один прием и ре-  

гистрируется на специальном бланке.  

 

1 субтест заключается в проверке знания обследуемым  

личных и общественных данных. Каждый правильный от-  

вет оценивается в 1 балл. Максимально в этом субтесте  

обследуемый может набрать 6 баллов.  

 

II субтест - определение ориентировки. Проверяется  

знание обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в  

настоящее время находится, в каком городе. Оценка отве-  

те> та же, что и в предыдущем субтесте. Максимальный  

р<1ультат - 5 баллов.  

 

И1 субтест - психический контроль состоит из трех  

заданий. Первое - отсчитывание от 20 в обратном поряд-  

ке..Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я.  

Третье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 еди-  

ницы. В этом субтесте исследующий не должен оказы-  

вать обследуемому помощи.  

 

Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без  

ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 бал-  

ла, при наличии одной ошибки, но за то же время - 1  

балл. При правильном выполнении задания быстрее чем  

за 10 с результат оценивается в 3 балла.  

 

При воспроизведении алфавита без ошибок за время  

от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но  

 

77  

 

время на выполнение задания не превышено, - 1 балл.  

Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с-  

3 балла. . ~  

 

Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 б<л-  

ла. При одной ошибке и при своевременном выполнения  

задания за время до 20 с к-оценке прибавляется дополни-  

тельный балл.  

 

Максимальна> оценка результатов в 111 субтесте - 9  

баллов.  

 

IV субтест направлен на проверку логической памяти  

и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рас-  

сказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ  

тщательно записывается. Отмечается количество репро-  

дуцированных обследуемым смысловых единиц по каж-  

дому рассказу, затем подсчитывается среднее арифмети-  

ческое. Максимальная оценка в IV субтесте - 23 балла.  

 

V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обрат-  

ном порядке - аналогичен одному из субтестов метода  

Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому за-  

читывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну  

цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содер-  

жится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в  

последнем - 8 цифр. Исследующий отмечает последний  

ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. За-  

тем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в об-  

ратном порядке. Предполагая наличие-у_обследуемого ин-  

теллектуального снижения, инструкцию можно подкре-  

пить примером. Во второй серии опыта количество цифр  

в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистриру-  

ются результаты.  

 

Оценка по субтесту производится сложением резуль-  

татов, полученных в обеих сериях. Максимальная оценка  

в этом субтесте 15 баллов.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1435
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь