Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



10 страница


Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в  

обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают по-  

вторить таким способом 2 цифры и результат оценива-  

ют в 2 балла.  

 

78  

 

 

 

 

 

 

 

Еи  

, >,  

 

Рис. 1. Образцы рисунков  

для исследования визуальной  

репродукции в шкале памяти  

Векслера  

 

VI субтест - визуаль-  

ная репродукция. Обследу-  

емому предлагают посмот-  

реть на четыре геометричес-  

ких рисунка (рис. 1). Экспо-  

зиция - 10 с. Затем он дол-  

жен воспроизвести их на  

бланке опыта.  

 

Оценка производится  

следующим образом.  

 

В фигуре А - наличие  

двух перекрещенных линий  

с флажками, независимо от  

 

их направленности - 1 балл; правильно поставленные по  

отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, рав-  

ные линии, поставленные под правильным углом, -  

1 балл. Максимум - 3 балла.  

 

В фигуре Б - большой квадрат с двумя диаметрами -  

1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате - 1  

балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1  

балл; 16 точек в малых квадратах - 1 балл; точность в  

пропорциях - 1 балл. Максимум - 5 баллов. При нали-  

чии лишних линий результат оценивается 3 баллами.  

 

В фигуре В, - маленький прямоугольник в большом -  

1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соеди-  

нены с вершинами наружного - 1 балл; маленький пря-  

моугольник точно размещен в большом - 1 балл. Макси-  

мум - 3 балла.  

 

В фигуре В- открытый прямоугольник с правиль-  

ным узлом на каждом краю - 1 балл; правильно воспро-  

изведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл;  

правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл;  

правильно воспроизведенная фигура в приблизительно вер-  

ных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.  

 

Общая максимальная оценка результатов по VI суб-  

тесту -14 баллов.  

VII субтест - парные ассоциации. Обследуемому за-  

 

79  

 

читывают 10 пар слов, близких или отдалеяных в ассоци-  

ативном отношении. Первые 6 пар - <легкие ассоциации>,  

вторые 4 пары - <трудные ассоцяящп>. При первом про-  

чтении они расположены вперемешку. Зятем трижды, каж-  

дый раз в другом поряди, зачитывают первые слова каж-  

дой пары и проверяют запомшашиеся ассоциации.  

 

Приводим примеры применяемых для исследования  

пар ассоциаций: <легкие> - утро - вечер, серебро - зо-  

лото; <трудные> - капуста - перо, стакан - петух.  

 

Правильный ответ подкрепляется репликой исследу-  

ющего <хорошо>, при неправильном - указывают на  

ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный  

учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится  

сложением суммы удавшихся обследуемому <легких ас-  

социаций>, разделенной на 2, с суммой удавшихся <труд-  

ных ассоциаций>.  

 

Затем суммируются результаты по всем субтестам, их  

сумма составляет абсолютный показатель (АП). По спе-  

циальной таблице производится поправка на возраст. С  

помощью другой таблицы корригированный показатель  

приводится в соответствие с показателями интеллекта по  

шкале для исследования интеллекта.  

 

Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из  

обычно употребляемых для исследования памяти методик;  

с их помощью определяется состояние кратковременной и  

долговременной памяти, оценивается логически-смысловая  

и ассоциативная память, характеризуется способность к ре-  

продукции зрительных образов. При этом учитывается со-  

стояние активного внимания, возможности воспроизведе-  

ния привычного ряда и его деавтоматизации. Для возмож-  

ности сравнения результатов выполнения отдельных суб-  

тестов была разработана специальная таблица (мнемограм-  

ма), позволяющая переводить пересчет показателей по от-  

дельным субтестам в систему вторичных баллов. Приво-  

дим пример вычисления результатов исследования. Обсле-  

дуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти,  

набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП).  

 

80  

 

Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку,  

мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возраст-  

ной прибавки). Это корригированный показатель (КП) об-  

следуемого. С помощью специальной таблицы он преобра-  

зовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) -  

110. Это значит, что память обследуемого соответствует  

интеллекту с показателем интеллекта (10), равному 110.  

Таким образом, исследующий как бы получает возможность  

(при параллельном исследовании интеллекта и установле-  

нии его истинного уровня) убедиться в соответствии или  

несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнес-  

тической функции. На практике это не всегда оказывается  

так. Особенные затруднения исследующий испытывает при  

определении эквивалентного показателя памяти в началь-  

ной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пере-  

счет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому  

нами был введен показатель продуктивности памяти. Ана-  

логично тому как О. Вгот1еу при изучении интеллекта ста-  

реющих соотносила абсолютные данные не с истинным  

возрастом, а с возрастом <пика> биологического и интел-  

лектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к аб-  

солютному показателю памяти прибавляли возрастную при-  

бавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более чет-  

ко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП  

представляется нам недостаточно приемлемым для инди-  

видуальных исследований и потому, что мы не знаем ис-  

ходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у  

обследуемого.  

 

Конечно, одни лишь количественные показатели по  

шкале памяти Векслера не дают полной характеристики  

мнестической функции обследуемого. Для этого необхо-  

дим тщательный качественный анализ выполнения зада-  

ний по отдельным субтестам.  

 

Тест зрительной ретенции Бентона. Тест предложен  

А. Ь. Вепюп (1952) для исследования запоминания рисун-  

ков различных форм. Рисунки, с помощью которых произ-  

водится проба Бентона, объединены в три формы - С, О,  

 

81  

 

Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10  

карточек-образцов. На карточке изображено несколько про-  

стых геометрических фигур. Время экспозиции карточки -  

10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисован-  

ные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка отве-  

та производится по количественному и качественному по-  

казателям. Количественная оценка ответа несложна, пра-  

вильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправиль-  

ное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и не-  

правильно выполненных заданий, мы получаем своеобраз-  

ный показатель умственного ущерба. Имеются также две  

дополнительные формы Р и 1, каждая из них содержит по  

15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.  

 

Более интересен качественный анализ получаемых с  

помощью теста Бентона результатов. А. . Вепюп состав-  

лена специальная таблица возможных ошибочных репро-  

дукций каждой картинки-образца. При этом различаются  

ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки,  

типичные для органической церебральной патологии.  

 

По данным .Г. Ро11тепап(1 и Р. С1ётеп{ (1965), тест Бен-  

тона весьма эффективен для геронтопсихологических ис-  

следований. На большой группе обследованных обнаруже-  

но заметное возрастание числа <органических> ошибок с  

возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было прове-  

дено сравнение результатов, полученных с помощью теста  

Бентона при обследовании практически здоровых лиц и  

страдающих органической церебральной патологией. По-  

лучены также статистически достоверные данные, свиде-  

тельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет  

органическую патологию. Исследование, проведенное у этих  

двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная  

разница данных с возрастом значительно уменьшается.  

Отмечено, что наличие одной <органической> ошибки воз-  

можно и у психически здоровых лиц, что может быть объ-  

яснено фактором переутомления. Наличие двух <органи-  

ческих> ошибок представляет большую редкость даже у  

очень старых обследуемых, психически здоровых.  

 

82  

 

Например, на картияке для исследования по Бентону  

нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая  

(рис. 2, позиция А). Титршые для здоровых людей ошиб-  

ки: обследуемый забыл <<рисовать одну из фигур, но он  

сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 2, пози-  

ция Б,), либо он изменил расположение фигур на рисун-  

ке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол  

(позиция Бд). Могут быть и другие ошибки такого рода,  

при которых перемещаются те или иные фигуры, но все  

они не считаются патогномоничными для органического  

поражения головного мозга.  

 

Примеры <органических> ошибок: больной разделил  

(позиция В,) на фрагменты одну из основных фигур (иногда  

такое расчленение оригинала приводит к невозможности  

опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры  

в одной величине (В). Выделено около десяти типов оши-  

бок такого рода.  

 

 

 

Рис 2. Карта-образец в тесте Бентона  

и характерные ошибки воспроизведения  

 

83  

 

Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоро-  

вых обследуемых: перестановка главной фигуры справа  

налево, неправильное перемещение главной фигуры поер-  

тикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур,  

сознательный пропуск малой фигуры, сознательный про-  

пуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или переме-  

щение элементов фигуры.  

 

Примеры <органических> ошибок: полный или частич-  

ный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) ма-  

лых фигур, дубликация основной фигуры, расположение  

периферической фигуры между главными или внутри глав-  

ной, поворот фигур на рисунке на 90Ї.  

 

Примеры <тяжелых> ошибок, наиболее часто наблю-  

дающихся при явной органической церебральной патоло-  

гии: тенденция к деформации фигур по размерам, повто-  

рение главной фигуры в одном и том же образце, повто-  

рение элементов фигуры в образце, контаминация (сплав-  

ление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значитель-  

ное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск  

образца.  

 

Методики для исследования  

уровня и течения мыслительных  

процессов  

 

Складывание картинок из отрезков. Методика  

предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования  

интеллектуального уровня.  

 

Обследуемому предлагают (в возрастающей сложнос-  

ти) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3  

рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее  

количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одина-  

ковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследо-  

ваний желательно иметь несколько наборов, аналогично  

 

84  

 

подобранных. Отрезки рисуя>> даются испытуемому без  

определенного порядка, перевериутыми. Составляться они  

должны без образца.  

 

Цри выполнении задания обращается внимание не толь-  

ко на время и конечный результат, но обязательно долж-  

ны регистрироваться особенности работы обследуемого.  

Так, правильное выполнение задания требует вначале ана-  

лиза предъявленного обследуемому материала, после чего  

уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков  

составляется рисунок. Существенную роль при этом игра-  

ет выделение опорных сигнальных деталей рисунка.  

 

При интеллектуальной недостаточности такой анализ  

отсутствует и больные пытаются составить рисунок, при-  

кладывая беспорядочно один отрезок к другому (по мето-  

ду проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетель-  

ствует об отсутствии у обследуемого плана.  

 

Характер работы обследуемого может свидетельство-  

вать и о нарушении критичности мышления, когда непра-  

вильно положенные отрезки оставляются им на месте,  

даже несмотря на подсказку исследующего.  

 

Понимание рассказов. Это одна из наиболее давно  

употребляющихся методик психологического исследо-  

вания. Результаты исследования свидетельствуют об ос-  

мыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти об-  

следуемого.  

 

Для исследования применяются специально подобран-  

ные рассказы, чаще всего поучительного характера, прит-  

чи. -Направленность задания в некоторой степени зави-  

сит от способа его проведения (С. Я. Рубинштейн, 1962).  

Так, если читать текст рассказа обследуемому, то этим  

облегчается восприятие смысла рассказа, но от обследу-  

емого требуется более значительное сосредоточение вни-  

мания. Если же обследуемый сам читает рассказ, он по-  

вторным чтением легко компенсирует недостаточность  

внимания.  

 

Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ  

(устно или письменно). Обращается внимание на харак-  

 

85  

 

тер изложения- словарный запас, возможное наличие  

парафазий, темп речи, особенности построения фразы, ла-  

коничность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность.  

Существенное значение имеет следившее: насколько до-  

ступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает  

ли он его с окружающей действительностью, доступна ли  

ему юмористическая сторона рассказа.  

 

Понимание скрытого, переносного смысла рассказа час-  

то бывает затруднено при интеллектуальной недостаточ-  

ности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному  

тексту.  

 

Для проведения исследования необходимо приготовить  

серию текстов, отличающихся различной степенью слож-  

ности.  

 

Могут быть применены и тексты с пропущенными сло-  

вами (методика Эббингауза). Читая этот текст, испытуе-  

мый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с  

содержанием рассказа и нередко ознакомившись с после-  

дующими фразами. При этом могут обнаруживаться на-  

рушения критичности мышления - слова вставляются слу-  

чайно, иногда лишь по ассоциации с близко располо-  

женными к недостающему. Допускаемые при этом неле-  

пые ошибки больной иногда не исправляет и после заме-  

чания исследующего.  

 

Понимание сюжетных картин. Методика направлена  

преимущественно на исследование интеллектуального  

уровня и имеет много общего с предыдущей. Однако она  

отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в  

процессе исследования больше удается уловить весь ход  

рассуждений испытуемого и оценить особенности меха-  

низма осмысления в динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).  

 

Возможны различные варианты, модификации опы-  

та. Основной заключается в показе больным специально  

подготовленной серии картин различной сложности, вы-  

полненных преимущественно в реалистической манере.  

Обычно с этой целью используют открытки-репродукции.  

Инструкция содержит просьбу к испытуемому охаракте-  

 

86  

 

ризовагяфМНуййпе картины. Описывая картину, обсле-  

дуемм14Ж111)п-и)ет ие только возможность понять ее  

ею-т, М> 4В ЛЦЦИМяет свой запас знаний, особенности  

речя (яемйЙМЙ, грамматическая четкость, темп и т. д.),  

своеот-вше-е к изображаемым событиям. Обычно здо-  

ровые обследуемые вначале анализируют картину (про  

себя ияи вслух), вылеяшот в ней второстепенные и ос-  

новные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного,  

они сопоставляют основные элементы, связывают их во-  

едино, и таким образом происходит проникновение в  

сюжет картины.  

 

Затруднение понимания сюжетных картин обнаружи-  

вается при состояниях, характеризующихся интеллекту-  

альной недостаточностью. Особенности речи при этом  

могут показывать обеднение словарного запаса, затрудне-  

ния в поисках нужного слова, афатические и парафатичес-  

кие проявления, элементы олигофазии.  

 

Очень полезным оказывается это исследование при оча-  

говой органической патологии. Так, при симультанной аг-  

нозии (затылочная локализация поражения) больные ис-  

пытывают затруднении, заключающиеся в невозможнос-  

ти охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный  

синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим больные очень  

активно предлагают различные догадки о сюжете рисун-  

ка, в которых, однако, не отражаются истинные связи  

между различными компонентами, деталями рисунка.  

 

При поражении лобных отделов головного мозга оценка  

картины производится без стадии предварительного ана-  

лиза ее деталей на основе какого-либо фрагмента. При этом  

обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональ-  

ный фон картины Э. Я. Евлахова, 1957), в особенности  

нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.  

 

Для исследования может быть использован и другой  

вариант этой методики, когда обследуемому предлагают  

юмористические рисунки. В этих случаях задание нередко  

оказывается более сложным и, кроме того, полученные  

результаты позволяют судить о некоторых личностных осо-  

 

87  

 

бенностях обследуемого, о понимании им юмора, об уме-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1212
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь