|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовЕсли обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают по- вторить таким способом 2 цифры и результат оценива- ют в 2 балла.
78
Еи , >,
Рис. 1. Образцы рисунков для исследования визуальной репродукции в шкале памяти Векслера
VI субтест - визуаль- ная репродукция. Обследу- емому предлагают посмот- реть на четыре геометричес- ких рисунка (рис. 1). Экспо- зиция - 10 с. Затем он дол- жен воспроизвести их на бланке опыта.
Оценка производится следующим образом.
В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от
их направленности - 1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, рав- ные линии, поставленные под правильным углом, - 1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре Б - большой квадрат с двумя диаметрами - 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл; 16 точек в малых квадратах - 1 балл; точность в пропорциях - 1 балл. Максимум - 5 баллов. При нали- чии лишних линий результат оценивается 3 баллами.
В фигуре В, - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соеди- нены с вершинами наружного - 1 балл; маленький пря- моугольник точно размещен в большом - 1 балл. Макси- мум - 3 балла.
В фигуре В- открытый прямоугольник с правиль- ным узлом на каждом краю - 1 балл; правильно воспро- изведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно вер- ных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.
Общая максимальная оценка результатов по VI суб- тесту -14 баллов. VII субтест - парные ассоциации. Обследуемому за-
79
читывают 10 пар слов, близких или отдалеяных в ассоци- ативном отношении. Первые 6 пар - <легкие ассоциации>, вторые 4 пары - <трудные ассоцяящп>. При первом про- чтении они расположены вперемешку. Зятем трижды, каж- дый раз в другом поряди, зачитывают первые слова каж- дой пары и проверяют запомшашиеся ассоциации.
Приводим примеры применяемых для исследования пар ассоциаций: <легкие> - утро - вечер, серебро - зо- лото; <трудные> - капуста - перо, стакан - петух.
Правильный ответ подкрепляется репликой исследу- ющего <хорошо>, при неправильном - указывают на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому <легких ас- социаций>, разделенной на 2, с суммой удавшихся <труд- ных ассоциаций>.
Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (АП). По спе- циальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.
Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик; с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к ре- продукции зрительных образов. При этом учитывается со- стояние активного внимания, возможности воспроизведе- ния привычного ряда и его деавтоматизации. Для возмож- ности сравнения результатов выполнения отдельных суб- тестов была разработана специальная таблица (мнемограм- ма), позволяющая переводить пересчет показателей по от- дельным субтестам в систему вторичных баллов. Приво- дим пример вычисления результатов исследования. Обсле- дуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП).
80
Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возраст- ной прибавки). Это корригированный показатель (КП) об- следуемого. С помощью специальной таблицы он преобра- зовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - 110. Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (10), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установле- нии его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнес- тической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в началь- ной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пере- счет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Ана- логично тому как О. Вгот1еу при изучении интеллекта ста- реющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом <пика> биологического и интел- лектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к аб- солютному показателю памяти прибавляли возрастную при- бавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более чет- ко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для инди- видуальных исследований и потому, что мы не знаем ис- ходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.
Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необхо- дим тщательный качественный анализ выполнения зада- ний по отдельным субтестам.
Тест зрительной ретенции Бентона. Тест предложен А. Ь. Вепюп (1952) для исследования запоминания рисун- ков различных форм. Рисунки, с помощью которых произ- водится проба Бентона, объединены в три формы - С, О,
81
Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько про- стых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисован- ные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка отве- та производится по количественному и качественному по- казателям. Количественная оценка ответа несложна, пра- вильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправиль- ное - в 0 баллов. Сравнивая соотношение правильно и не- правильно выполненных заданий, мы получаем своеобраз- ный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы Р и 1, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке - 4 набора фигур.
Более интересен качественный анализ получаемых с помощью теста Бентона результатов. А. . Вепюп состав- лена специальная таблица возможных ошибочных репро- дукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.
По данным .Г. Ро11тепап(1 и Р. С1ётеп{ (1965), тест Бен- тона весьма эффективен для геронтопсихологических ис- следований. На большой группе обследованных обнаруже- но заметное возрастание числа <органических> ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было прове- дено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией. По- лучены также статистически достоверные данные, свиде- тельствующие о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной <органической> ошибки воз- можно и у психически здоровых лиц, что может быть объ- яснено фактором переутомления. Наличие двух <органи- ческих> ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.
82
Например, на картияке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая (рис. 2, позиция А). Титршые для здоровых людей ошиб- ки: обследуемый забыл <<рисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место (рис. 2, пози- ция Б,), либо он изменил расположение фигур на рисун- ке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол (позиция Бд). Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.
Примеры <органических> ошибок: больной разделил (позиция В,) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В). Выделено около десяти типов оши- бок такого рода.
Рис 2. Карта-образец в тесте Бентона и характерные ошибки воспроизведения
83
Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоро- вых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры поер- тикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный про- пуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или переме- щение элементов фигуры.
Примеры <органических> ошибок: полный или частич- ный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) ма- лых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри глав- ной, поворот фигур на рисунке на 90Ї.
Примеры <тяжелых> ошибок, наиболее часто наблю- дающихся при явной органической церебральной патоло- гии: тенденция к деформации фигур по размерам, повто- рение главной фигуры в одном и том же образце, повто- рение элементов фигуры в образце, контаминация (сплав- ление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значитель- ное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.
Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов
Складывание картинок из отрезков. Методика предложена А. Н. Бернштейном (1911) для исследования интеллектуального уровня.
Обследуемому предлагают (в возрастающей сложнос- ти) составить 6 рисунков, разрезанных на части. Первые 3 рисунка разрезаны на 4 части, а остальные - на большее количество отрезков. Первый и четвертый рисунки одина- ковы, но разрезаны по-разному. Для повторных исследо- ваний желательно иметь несколько наборов, аналогично
84
подобранных. Отрезки рисуя>> даются испытуемому без определенного порядка, перевериутыми. Составляться они должны без образца.
Цри выполнении задания обращается внимание не толь- ко на время и конечный результат, но обязательно долж- ны регистрироваться особенности работы обследуемого. Так, правильное выполнение задания требует вначале ана- лиза предъявленного обследуемому материала, после чего уже последовательно, планомерно из отдельных отрезков составляется рисунок. Существенную роль при этом игра- ет выделение опорных сигнальных деталей рисунка.
При интеллектуальной недостаточности такой анализ отсутствует и больные пытаются составить рисунок, при- кладывая беспорядочно один отрезок к другому (по мето- ду проб и ошибок). Такое выполнение задания свидетель- ствует об отсутствии у обследуемого плана.
Характер работы обследуемого может свидетельство- вать и о нарушении критичности мышления, когда непра- вильно положенные отрезки оставляются им на месте, даже несмотря на подсказку исследующего.
Понимание рассказов. Это одна из наиболее давно употребляющихся методик психологического исследо- вания. Результаты исследования свидетельствуют об ос- мыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти об- следуемого.
Для исследования применяются специально подобран- ные рассказы, чаще всего поучительного характера, прит- чи. -Направленность задания в некоторой степени зави- сит от способа его проведения (С. Я. Рубинштейн, 1962). Так, если читать текст рассказа обследуемому, то этим облегчается восприятие смысла рассказа, но от обследу- емого требуется более значительное сосредоточение вни- мания. Если же обследуемый сам читает рассказ, он по- вторным чтением легко компенсирует недостаточность внимания.
Затем обследуемому предлагают воспроизвести рассказ (устно или письменно). Обращается внимание на харак-
85
тер изложения- словарный запас, возможное наличие парафазий, темп речи, особенности построения фразы, ла- коничность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность. Существенное значение имеет следившее: насколько до- ступен обследуемому скрытый смысл рассказа, связывает ли он его с окружающей действительностью, доступна ли ему юмористическая сторона рассказа.
Понимание скрытого, переносного смысла рассказа час- то бывает затруднено при интеллектуальной недостаточ- ности, хотя пересказ при этом очень близок к заданному тексту.
Для проведения исследования необходимо приготовить серию текстов, отличающихся различной степенью слож- ности.
Могут быть применены и тексты с пропущенными сло- вами (методика Эббингауза). Читая этот текст, испытуе- мый должен вставить недостающие слова, сообразуясь с содержанием рассказа и нередко ознакомившись с после- дующими фразами. При этом могут обнаруживаться на- рушения критичности мышления - слова вставляются слу- чайно, иногда лишь по ассоциации с близко располо- женными к недостающему. Допускаемые при этом неле- пые ошибки больной иногда не исправляет и после заме- чания исследующего.
Понимание сюжетных картин. Методика направлена преимущественно на исследование интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей. Однако она отличается от понимания сюжетных рассказов тем, что в процессе исследования больше удается уловить весь ход рассуждений испытуемого и оценить особенности меха- низма осмысления в динамике (А. Н. Бернштейн, 1911).
Возможны различные варианты, модификации опы- та. Основной заключается в показе больным специально подготовленной серии картин различной сложности, вы- полненных преимущественно в реалистической манере. Обычно с этой целью используют открытки-репродукции. Инструкция содержит просьбу к испытуемому охаракте-
86
ризовагяфМНуййпе картины. Описывая картину, обсле- дуемм14Ж111)п-и)ет ие только возможность понять ее ею-т, М> 4В ЛЦЦИМяет свой запас знаний, особенности речя (яемйЙМЙ, грамматическая четкость, темп и т. д.), своеот-вше-е к изображаемым событиям. Обычно здо- ровые обследуемые вначале анализируют картину (про себя ияи вслух), вылеяшот в ней второстепенные и ос- новные детали. Затем, отвлекаясь от несущественного, они сопоставляют основные элементы, связывают их во- едино, и таким образом происходит проникновение в сюжет картины.
Затруднение понимания сюжетных картин обнаружи- вается при состояниях, характеризующихся интеллекту- альной недостаточностью. Особенности речи при этом могут показывать обеднение словарного запаса, затрудне- ния в поисках нужного слова, афатические и парафатичес- кие проявления, элементы олигофазии.
Очень полезным оказывается это исследование при оча- говой органической патологии. Так, при симультанной аг- нозии (затылочная локализация поражения) больные ис- пытывают затруднении, заключающиеся в невозможнос- ти охватить сразу всю ситуацию, произвести зрительный синтез (А. Р. Лурия, 1962). В связи с этим больные очень активно предлагают различные догадки о сюжете рисун- ка, в которых, однако, не отражаются истинные связи между различными компонентами, деталями рисунка.
При поражении лобных отделов головного мозга оценка картины производится без стадии предварительного ана- лиза ее деталей на основе какого-либо фрагмента. При этом обычно игнорируются элементы, создающие эмоциональ- ный фон картины Э. Я. Евлахова, 1957), в особенности нарушается восприятие мимики и жестов персонажей.
Для исследования может быть использован и другой вариант этой методики, когда обследуемому предлагают юмористические рисунки. В этих случаях задание нередко оказывается более сложным и, кроме того, полученные результаты позволяют судить о некоторых личностных осо-
87
бенностях обследуемого, о понимании им юмора, об уме- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|