Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



18 страница


личаются, по сравнению с ММР1, простоте Ц формулиро-  

вок. Важным представляется факт сведения : к ную кор-  

реляции между шкалами экстраверсии и нейротима.  

 

Опросник состоит из 57 вопросов, из них 24-о шка-  

ле экстраверсии, 24 - по шкале нейротизма и 9-по  

шкале лжи.  

 

Исследованию предшествует инструкцця, в которой  

указывается, что исследуются личностные войстъа, а не  

умственные способности. На вопросы предаагаетя отве-  

чать не раздумывая, сразу же, так как важна первая реак-  

ция обследуемого на вопрос. На вопросы можо отве-  

чать только <да> либо <нет>, нельзя их проп пускать-  

 

Затем предъявляются вопросы либо в специальиой тет-  

ради (это облегчает оценку, так как позволяет использо-  

вать ключ в виде трафарета со специальна прорезанны-  

ми окошками), либо нанесенные на картоки с (соответ-  

ствующим образом обрезанными углами (для последую-  

щего учета).  

Приводим типичные вопросы.  

 

Так, об экстравертированности свидетельствуют сле-  

дующие вопросы (в скобках отмечается соогветстзующий  

ответ, при противоположном характере отйвета 04 засчи-  

тывается в показатель интроверсии):  

 

155  

 

Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? (да).  

Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? (да).  

Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компа-  

ниях? (нет).  

Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? (нет).  

 

Максимальная оценка по шкале экстраверсии в дан-  

ном варианте опросника Айзенка - 24 балла. Об экстра-  

вертированности свидетельствует показатель выше 12 бал-  

лов. При показателе ниже 12 баллов говорят об интро-  

вертированности. Вопросы, типичные для шкалы нейро-  

тизма:  

 

Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда-печаль-  

ным без какой-либо причины? (по шкале нейротизма учитыва-  

ются только положительные ответы).  

Бывает ли у вас иногда дурное настроение?  

Легко ли вы поддаетесь переменам настроения?  

Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?  

 

О нейротизме свидетельствует превышающий 12 бал-  

лов показатель в этой шкале.  

Примеры вопросов по шкале лжи:  

 

Всегда ли вы делаете немедленно и безропотно то, что вам  

 

приказывают? (Да).  

 

Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам? (нет).  

Хвастаетесь ли вы иногда? (нет).  

Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?  

 

(да).  

 

Показатель в 4-5 баллов по шкале лжи рассматрива-  

ется уже как критический. Высокий показатель в этой  

шкале свидетельствует о тенденции обследуемого давать  

<хорошие> ответы. Тенденция эта проявляется и в ответах  

на вопросы по другим шкалам, однако шкала лжи была  

задумана своеобразным индикатором демонстративности  

в поведении обследуемого.  

 

Следует отметить, что шкала лжи в опроснике Ай-  

зенка далеко не всегда способствует решению поставлен-  

ной задачи. Показатели по ней в первую очередь корре-  

 

156  

 

лируют с интеллектуальным уровнем обследуемого. Не-  

редко лица с выраженными истерическими чертами и  

склонностью к демонстративности в поведении, но обла-  

дающие хорошим интеллектом, сразу же определяют  

направленность содержащихся в этой шкале вопросов и,  

считая их отрицательно характеризующими обследуемо-  

го, дают по этой шкале минимальные показатели. Та-  

ким образом, очевидно, шкала лжи в большей мере сви-  

детельствует о личностной примитивности, чем о демон-  

стративности в ответах.  

 

По Н. .1. Еу5епс1с (1964, 1968), у интравертов наблюда-  

ются дистимические симптомы, у экстравертов - истери-  

ческие и психопатические. Больные неврозом различают-  

ся лишь по индексу экстраверсии. По индексу нейротизма  

на крайних полюсах располагаются здоровые и больные  

неврозом (психопаты). У больных шизофренией наблю-  

дается низкий показатель нейротизма, у больных в деп-  

рессивном состоянии - высокий. С возрастом отмечена  

тенденция к уменьшению показателей нейротизма и эк-  

страверсии.  

 

Эти данные Н. 1. ЕуаепсЬ. нуждаются в уточнении. В  

частности, в случаях психопатии при исследовании с по-  

мощью опросника обнаруживается известное различие по-  

казателей. Так, психопаты шизоидные и психастеничес-  

кого круга, по нашим наблюдениям, нередко обнаружива-  

ют интровертированность. Различные формы неврозов  

также отличаются не только по показателю экстраверсии.  

Для больных истерией нередко характерен высокий пока-  

затель лжи и утрированно высокий показатель нейротиз-  

ма, нередко не соответствующий объективно наблюдае-  

мой клинической картине.  

 

В последние варианты опросника Айзенка (1968,  

1975) введены вопросы по шкале психотизма. Под фак-  

тором психотизма понимается тенденция к отклонени-  

ям от психической нормы, как бы предрасположенность  

к психозу. Общее количество вопросов -от 78 до 101.  

По данным 8. ЕузепсЬ и Н. .1. Еузепс (1969), показате-  

 

157  

 

ли по шкале психотизма зависят от пола и возраста об-  

следуемых, они ниже у женщин, более высокие у под-  

ростков и пожилых людей. Зависят они также от соци-  

ально-экономического статуса обследованных. Однако  

наиболее существенной разница по фактору психотиз-  

ма оказалась при сравнении здоровых обследуемых с  

больными психозами, т. е. при более тяжело протекаю-  

щих неврозах, а также с лицами, находящимися в за-  

ключении.  

 

Существует также личностный опросник 8. Еу5епс1с  

(1965), адаптированный для обследования детей, начи-  

ная с 7-летнего возраста. Он содержит 60 вопросов, со-  

ставленных с учетом возраста и интерпретируемых по  

шкалам экстра- и интроверсии, нейротизма и лжи.  

 

Опросник для исследования акцентуированных  

свойств личности разработан Н. 5сЬгше5сЬе1с (1970) на  

основе концепции акцентуированных личностей К. Ье-  

опЬагй (1964, 1968). Согласно ей, существуют черты лич-  

ности (акцентуированные), которые сами по себе еще  

не являются патологическими, однако могут при опре-  

деленных условиях развиваться в положительном и от-  

рицательном направлениях. Эти черты являются как бы  

заострением некоторых, присущих каждому человеку,  

неповторимых, индивидуальных свойств, крайним ва-  

риантом нормы. У психопатов эти черты достигают осо-  

бенно большой выраженности. По наблюдениям К. Ье-  

опЬагД, неврозы, как правило, возникают у акцентуиро-  

ванных личностей. Э. Я. Штернберг (1970) проводит  

аналогию между понятиями <акцентуированная лич-  

ность> К. ЬеопЬагй и <шизотимия> Е. КгексЬтег. Вы-  

деление группы акцентуированных личностей может  

оказаться плодотворным для разработки вопросов кли-  

ники и этиопатогенеза в пограничной психиатрии, в том  

числе и при изучении соматопсихических коррелятов при  

некоторых соматических заболеваниях, в происхожде-  

нии которых видную роль играют личностные особен-  

ности заболевшего. По мнению Э. Я. Штернберга, кон-  

 

158  

 

цепция акцентуированных личностей может оказаться  

полезной и для изучения свойств личности родственни-  

ков психически больных.  

 

К. ЬеопЬагД выделял 10 основных типов акцентуации.  

1. Гипертимные личности, характеризующиеся склон-  

ностью к повышенному настроению.  

 

2. <Застревающие> личности, со склонностью к задер-  

жке, <застреванию> аффекта и бредовым (паранойяльным)  

реакциям.  

 

3. Эмотивные, аффективно лабильные личности.  

 

4. Педантичные личности, с преобладанием черт ри-  

гидности, малой подвижности нервных процессов, педан-  

тизма.  

 

5. Тревожные личности, с преобладанием в характере  

черт тревожности.  

 

6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным  

колебаниям настроения.  

 

7. Демонстративные личности, с истерическими чер-  

тами характера.  

 

8. Возбудимые личности, со склонностью к повышен-  

ной, импульсивной реактивности в сфере влечений.  

 

9. Дистимические личности, со склонностью к рас-  

стройствам настроения, субдепрессивные.  

 

10. Экзальтированные личности, склонные к аффек-  

тивной экзальтации.  

 

Все эти группы акцентуированных личностей объ-  

единяются К. ЬеопЬагй по принципу акцентуации  

свойств характера или темперамента. К акцентуации  

свойств характера, <особенностей стремлений> относят-  

ся демонстративность (в патологии - психопатия исте-  

рического круга), педантичность (в патологии - анан-  

кастическая психопатия), склонность к <застреванию> (в  

патологии - паранойяльные психопаты) и возбудимость  

(в патологии - эпилептондяые психопаты). Остальные  

виды акцентуации К. ЬеопЬагй относит к особенностям  

темперамента, они отражают темп и глубину аффектив-  

ных реакций.  

 

159  

 

Опросник Шмишека состоит из 88 вопреевв. [цм>-  

дим характерные вопросы.  

 

Для выявления гапертимности:  

Предприимчивы ли вы? (да).  

 

Можете ли вы развлекать общество, быть душо> компа-  

нии? (да).  

 

Для выявления склонности к <застреванию>:  

Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отио-  

шению к вам допускают несправедливость? (да).  

 

Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым до-  

пущена несправедливость? (да).  

 

Упорствуете ли вы в достижении пели, если на пути встре-  

чается много препятствий? (да).  

Для выявления педантичности: )  

- Не возникают ли у вас по окончании какой-нибудь рабо-  

ты сомнения в качестве ее исполнения и не прибегаете ли вы к  

проверке - правильно ли все было сделано? (да).  

 

- Раздражает ли вас. если занавес или скатерть висят неро-  

вно, стараетесь ли вы это поправить? (да).  

Для выявления тревожности:  

 

- Не боялись ли вы в детские годы грозы, собак? (да).  

- Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный  

погреб, войти в пустую неосвещенную комнату? (да).  

Для выявления диклотимности:  

 

- Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень  

тоскливому? (да)  

 

- Случается ли с вами, что, ложась спать в отменном на-  

строении, утром вы встаете в плохом расположении духа, кото-  

рое длится несколько часов? (да).  

Для выявления демонстративности:  

 

- Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное  

потрясение? (да).  

 

- Охотно ли вы в школе декламировали стихи? (да).  

- Не трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры пе-  

ред большой аудиторией? (нет).  

Для выявления возбудимости:  

- Легко ли вы впадаете в гнев? (да).  

 

- Можете ли вы. сердясь на кого-нибудь, пустить в ход  

руки? (да).  

 

- Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, им-  

пульсивные поступки? (да).  

 

160  

 

Для выявления дистимичности:  

- Способны ли вы быть шаловливо-веселым? (нет).  

- Нравится ли вам бывать в обществе? (нет).  

Для выявления экзальтированности:  

- Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены  

 

счастья? (да).  

 

- Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в от-  

чаяние? (да).  

 

Ответы на вопросы заносятся в регистрационный лист,  

а затем с помощью специально подготовленных ключей  

подсчитывается показатель по каждому из видов личнос-  

тной акцентуации. Использование соответствующих ко-  

эффициентов делает эти показатели сопоставимыми. Мак-  

симальный показатель по каждому виду акцентуации -  

24 балла. Признаком акцентуации считается показатель,  

превосходящий 12 баллов. Результаты можно выразить  

графически в виде профиля личностной акцентуации.  

Можно подсчитать и средний показатель акцентуации,  

равный частному от деления суммы всех показателей по  

отдельным видам акцентуации на 10. Методика Шми-  

шека была адаптирована и для исследования детей и под-  

ростков с учетом их возрастных особенностей и интере-  

сов (И. В. Крук, 1975).  

 

Одним из вариантов опросника Шмишека является оп-  

росник Литман-Шмишека (Е. Ыптапп, К. С. 8сЬт1е5сЬе,  

1982). Он включает в себя 9 шкал из опросника Шмишека  

(исключена шкала экзальтированности) с добавлением шкал  

экстра-интроверсии и искренности (лжи) по Н. .1. Еухепс.  

Этот опросник был адаптирован и стандартизован нами  

(В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1985). Опросник состоит  

из 114 вопросов. Оценка ответов производится с помощью  

специальных коэффициентов. Результаты по отдельным  

шкалам от 1 до 6 баллов рассматриваются как норма, в 7 бал-  

лов - как тенденция к акцентуации, в 8-9 баллов - как  

проявление явной личностной акцентуации.  

 

Для определения надежности результатов, их досто-  

верности в статистически значимой группе больных об-  

 

161  

 

следование проводилось по опроснику и с помощью эта-  

лонов - карт, содержащих перечень основных признаков  

видов акцентации. Отбор эталонов производился близки-  

ми больному людьми. При этом совпадение было обнару-  

жено в 95% случаев. Такой результат свидетельствует о  

достаточной точности опросника.  

 

Общее число акцентуированных личностей среди здо-  

ровых обследуемых составляло 39%. По К. ЬеопЬапД, ак-  

центуация наблюдается примерно у половины здоровых.  

 

По данным исследования здоровых близнецовым ме-  

тодом (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1986) обнаруже-  

на значительная наследуемость типов личностной акцен-  

туации, их значительная генетическая детерминирован-  

ность.  

 

Торонтская алекситимическая шкала. Термин <алек-  

ситимия> был введен в 1972 году Р. Е. 1Гпео5 для обозна-  

чения определенных личностных особенностей пациентов  

с психосоматическими расстройствами - трудности нахож-  

дения подходящих слов для описания собственных чувств,  

обеднения фантазии, утилитарном способе мышления, тен-  

денции к использованию действий в конфликтных и стрес-  

совых ситуациях. В дословном переводе термин <алексити-  

мия> обозначает: <нет слов для обозначения чувств>. В даль-  

нейшем этот термин занял прочное положение в специаль-  

ной литературе, а концепция алекситимии получила боль-  

шое распространение и творческое развитие.  

 

1 КиексЬ (1948), Р. Мапу и <3е М. МЧап (1963) уста-  

новили, что пациенты, страдающие классическими пси-  

хосоматическими заболеваниями, часто проявляют труд-  

ности в вербальном и символическом выражении эмоций.  

В настоящее время алекситимия определяется следующи-  

ми когнитивно-аффективными психологическими особен-  

ностями: 1) трудностью в определении (идентификации)  

и описании собственных чувств; 2) трудностью в проведе-  

нии различий между чувствами и телесными ощущения-  

ми; 3) снижением способности к символизации ( бедность  

фантазии и других проявлений воображения); 4) фокуси-  

 

162  

 

рованием в большей мере на внешних событиях, чем на  

внутренних переживаниях.  

 

Как показывает клинический опыт, у большинства  

больных с психосоматическими нарушениями алексити-  

мические проявления необратимы, несмотря на длитель-  

но проводимую и интенсивную психотерапию.  

 

Помимо больных с психосоматическими расстройства-  

ми, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.  

 

Из достаточно многочисленных методик измерения  

алекситимии на русскоязычном контингенте адаптирова-  

на только одна - Торонтская алекситимическая шкала  

(Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева,  

1994). Она была создана С. 1. Тау1ог и соавт. в 1985 году с  

применением концептуально-ориентированного, фактор-  

ного подхода. В современном виде шкала состоит из 26  

утверждений, с помощью которых испытуемый может ха-  

рактеризовать себя, применяя пять градаций ответов: <со-  

вершенно не согласен>, <скорее не согласен>, <ни то, ни  

другое>, <скорее согласен>, <совершенно согласен>. При-  

меры утверждений шкалы: 1. Когда я плачу, я всегда знаю,  

почему. 8. Мне трудно находить правильные слова для  

моих чувств. 18. Я редко мечтаю. 21. Очень важно уметь  

разбираться в эмоциях.  

 

В ходе исследования испытуемому предлагается вы-  

брать на каждое из утверждений наиболее подходящий для  

него из предложенных ответ; при этом цифровое обозна-  

чение ответа есть количественно набранных испытуемым  

баллов по данному утверждению в случае так называе-  

мых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит и  

10 отрицательных пунктов, для получения итоговой оцен-  

ки в баллах по которым следует проставить противопо-  

ложную оценку по этим пунктам, выдержанным в отри-  

цательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов,  

2-4, 3-3, 4-2, 5-1. Подсчитывается общая сумма по-  

ложительных и отрицательных пунктов.  

 

По данным сотрудников Психоневрологического ин-  

ститута им. В. М. Бехтерева (Д. Б. Ересько, Г. Л. Исури-  

 

163  

 

на, Е. В. Кайданбвская, Б. Д. Карвассарский и др., 1994),  

адаптировавших методику на русском языке, здоровые  

лица имеют показатели по данной методике 59,3+ 1,3 бал-  

ла. Больные психосоматическими заболеваниями (иссле-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 967
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь