|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовличаются, по сравнению с ММР1, простоте Ц формулиро- вок. Важным представляется факт сведения : к ную кор- реляции между шкалами экстраверсии и нейротима.
Опросник состоит из 57 вопросов, из них 24-о шка- ле экстраверсии, 24 - по шкале нейротизма и 9-по шкале лжи.
Исследованию предшествует инструкцця, в которой указывается, что исследуются личностные войстъа, а не умственные способности. На вопросы предаагаетя отве- чать не раздумывая, сразу же, так как важна первая реак- ция обследуемого на вопрос. На вопросы можо отве- чать только <да> либо <нет>, нельзя их проп пускать-
Затем предъявляются вопросы либо в специальиой тет- ради (это облегчает оценку, так как позволяет использо- вать ключ в виде трафарета со специальна прорезанны- ми окошками), либо нанесенные на картоки с (соответ- ствующим образом обрезанными углами (для последую- щего учета). Приводим типичные вопросы.
Так, об экстравертированности свидетельствуют сле- дующие вопросы (в скобках отмечается соогветстзующий ответ, при противоположном характере отйвета 04 засчи- тывается в показатель интроверсии):
155
Нравится ли вам оживление и суета вокруг вас? (да). Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман? (да). Держитесь ли вы обычно в тени на вечеринках или в компа- ниях? (нет). Предпочитаете ли вы работать в одиночестве? (нет).
Максимальная оценка по шкале экстраверсии в дан- ном варианте опросника Айзенка - 24 балла. Об экстра- вертированности свидетельствует показатель выше 12 бал- лов. При показателе ниже 12 баллов говорят об интро- вертированности. Вопросы, типичные для шкалы нейро- тизма:
Чувствуете ли вы себя иногда счастливым, а иногда-печаль- ным без какой-либо причины? (по шкале нейротизма учитыва- ются только положительные ответы). Бывает ли у вас иногда дурное настроение? Легко ли вы поддаетесь переменам настроения? Часто ли вы теряли сон из-за чувства тревоги?
О нейротизме свидетельствует превышающий 12 бал- лов показатель в этой шкале. Примеры вопросов по шкале лжи:
Всегда ли вы делаете немедленно и безропотно то, что вам
приказывают? (Да).
Смеетесь ли вы иногда неприличным шуткам? (нет). Хвастаетесь ли вы иногда? (нет). Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?
(да).
Показатель в 4-5 баллов по шкале лжи рассматрива- ется уже как критический. Высокий показатель в этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемого давать <хорошие> ответы. Тенденция эта проявляется и в ответах на вопросы по другим шкалам, однако шкала лжи была задумана своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого.
Следует отметить, что шкала лжи в опроснике Ай- зенка далеко не всегда способствует решению поставлен- ной задачи. Показатели по ней в первую очередь корре-
156
лируют с интеллектуальным уровнем обследуемого. Не- редко лица с выраженными истерическими чертами и склонностью к демонстративности в поведении, но обла- дающие хорошим интеллектом, сразу же определяют направленность содержащихся в этой шкале вопросов и, считая их отрицательно характеризующими обследуемо- го, дают по этой шкале минимальные показатели. Та- ким образом, очевидно, шкала лжи в большей мере сви- детельствует о личностной примитивности, чем о демон- стративности в ответах.
По Н. .1. Еу5епс1с (1964, 1968), у интравертов наблюда- ются дистимические симптомы, у экстравертов - истери- ческие и психопатические. Больные неврозом различают- ся лишь по индексу экстраверсии. По индексу нейротизма на крайних полюсах располагаются здоровые и больные неврозом (психопаты). У больных шизофренией наблю- дается низкий показатель нейротизма, у больных в деп- рессивном состоянии - высокий. С возрастом отмечена тенденция к уменьшению показателей нейротизма и эк- страверсии.
Эти данные Н. 1. ЕуаепсЬ. нуждаются в уточнении. В частности, в случаях психопатии при исследовании с по- мощью опросника обнаруживается известное различие по- казателей. Так, психопаты шизоидные и психастеничес- кого круга, по нашим наблюдениям, нередко обнаружива- ют интровертированность. Различные формы неврозов также отличаются не только по показателю экстраверсии. Для больных истерией нередко характерен высокий пока- затель лжи и утрированно высокий показатель нейротиз- ма, нередко не соответствующий объективно наблюдае- мой клинической картине.
В последние варианты опросника Айзенка (1968, 1975) введены вопросы по шкале психотизма. Под фак- тором психотизма понимается тенденция к отклонени- ям от психической нормы, как бы предрасположенность к психозу. Общее количество вопросов -от 78 до 101. По данным 8. ЕузепсЬ и Н. .1. Еузепс (1969), показате-
157
ли по шкале психотизма зависят от пола и возраста об- следуемых, они ниже у женщин, более высокие у под- ростков и пожилых людей. Зависят они также от соци- ально-экономического статуса обследованных. Однако наиболее существенной разница по фактору психотиз- ма оказалась при сравнении здоровых обследуемых с больными психозами, т. е. при более тяжело протекаю- щих неврозах, а также с лицами, находящимися в за- ключении.
Существует также личностный опросник 8. Еу5епс1с (1965), адаптированный для обследования детей, начи- ная с 7-летнего возраста. Он содержит 60 вопросов, со- ставленных с учетом возраста и интерпретируемых по шкалам экстра- и интроверсии, нейротизма и лжи.
Опросник для исследования акцентуированных свойств личности разработан Н. 5сЬгше5сЬе1с (1970) на основе концепции акцентуированных личностей К. Ье- опЬагй (1964, 1968). Согласно ей, существуют черты лич- ности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при опре- деленных условиях развиваться в положительном и от- рицательном направлениях. Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку, неповторимых, индивидуальных свойств, крайним ва- риантом нормы. У психопатов эти черты достигают осо- бенно большой выраженности. По наблюдениям К. Ье- опЬагД, неврозы, как правило, возникают у акцентуиро- ванных личностей. Э. Я. Штернберг (1970) проводит аналогию между понятиями <акцентуированная лич- ность> К. ЬеопЬагй и <шизотимия> Е. КгексЬтег. Вы- деление группы акцентуированных личностей может оказаться плодотворным для разработки вопросов кли- ники и этиопатогенеза в пограничной психиатрии, в том числе и при изучении соматопсихических коррелятов при некоторых соматических заболеваниях, в происхожде- нии которых видную роль играют личностные особен- ности заболевшего. По мнению Э. Я. Штернберга, кон-
158
цепция акцентуированных личностей может оказаться полезной и для изучения свойств личности родственни- ков психически больных.
К. ЬеопЬагД выделял 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертимные личности, характеризующиеся склон- ностью к повышенному настроению.
2. <Застревающие> личности, со склонностью к задер- жке, <застреванию> аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.
3. Эмотивные, аффективно лабильные личности.
4. Педантичные личности, с преобладанием черт ри- гидности, малой подвижности нервных процессов, педан- тизма.
5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.
6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.
7. Демонстративные личности, с истерическими чер- тами характера.
8. Возбудимые личности, со склонностью к повышен- ной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
9. Дистимические личности, со склонностью к рас- стройствам настроения, субдепрессивные.
10. Экзальтированные личности, склонные к аффек- тивной экзальтации.
Все эти группы акцентуированных личностей объ- единяются К. ЬеопЬагй по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера, <особенностей стремлений> относят- ся демонстративность (в патологии - психопатия исте- рического круга), педантичность (в патологии - анан- кастическая психопатия), склонность к <застреванию> (в патологии - паранойяльные психопаты) и возбудимость (в патологии - эпилептондяые психопаты). Остальные виды акцентуации К. ЬеопЬагй относит к особенностям темперамента, они отражают темп и глубину аффектив- ных реакций.
159
Опросник Шмишека состоит из 88 вопреевв. [цм>- дим характерные вопросы.
Для выявления гапертимности: Предприимчивы ли вы? (да).
Можете ли вы развлекать общество, быть душо> компа- нии? (да).
Для выявления склонности к <застреванию>: Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отио- шению к вам допускают несправедливость? (да).
Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым до- пущена несправедливость? (да).
Упорствуете ли вы в достижении пели, если на пути встре- чается много препятствий? (да). Для выявления педантичности: ) - Не возникают ли у вас по окончании какой-нибудь рабо- ты сомнения в качестве ее исполнения и не прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано? (да).
- Раздражает ли вас. если занавес или скатерть висят неро- вно, стараетесь ли вы это поправить? (да). Для выявления тревожности:
- Не боялись ли вы в детские годы грозы, собак? (да). - Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату? (да). Для выявления диклотимности:
- Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень тоскливому? (да)
- Случается ли с вами, что, ложась спать в отменном на- строении, утром вы встаете в плохом расположении духа, кото- рое длится несколько часов? (да). Для выявления демонстративности:
- Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? (да).
- Охотно ли вы в школе декламировали стихи? (да). - Не трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры пе- ред большой аудиторией? (нет). Для выявления возбудимости: - Легко ли вы впадаете в гнев? (да).
- Можете ли вы. сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки? (да).
- Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, им- пульсивные поступки? (да).
160
Для выявления дистимичности: - Способны ли вы быть шаловливо-веселым? (нет). - Нравится ли вам бывать в обществе? (нет). Для выявления экзальтированности: - Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены
счастья? (да).
- Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в от- чаяние? (да).
Ответы на вопросы заносятся в регистрационный лист, а затем с помощью специально подготовленных ключей подсчитывается показатель по каждому из видов личнос- тной акцентуации. Использование соответствующих ко- эффициентов делает эти показатели сопоставимыми. Мак- симальный показатель по каждому виду акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель, превосходящий 12 баллов. Результаты можно выразить графически в виде профиля личностной акцентуации. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации, равный частному от деления суммы всех показателей по отдельным видам акцентуации на 10. Методика Шми- шека была адаптирована и для исследования детей и под- ростков с учетом их возрастных особенностей и интере- сов (И. В. Крук, 1975).
Одним из вариантов опросника Шмишека является оп- росник Литман-Шмишека (Е. Ыптапп, К. С. 8сЬт1е5сЬе, 1982). Он включает в себя 9 шкал из опросника Шмишека (исключена шкала экзальтированности) с добавлением шкал экстра-интроверсии и искренности (лжи) по Н. .1. Еухепс. Этот опросник был адаптирован и стандартизован нами (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1985). Опросник состоит из 114 вопросов. Оценка ответов производится с помощью специальных коэффициентов. Результаты по отдельным шкалам от 1 до 6 баллов рассматриваются как норма, в 7 бал- лов - как тенденция к акцентуации, в 8-9 баллов - как проявление явной личностной акцентуации.
Для определения надежности результатов, их досто- верности в статистически значимой группе больных об-
161
следование проводилось по опроснику и с помощью эта- лонов - карт, содержащих перечень основных признаков видов акцентации. Отбор эталонов производился близки- ми больному людьми. При этом совпадение было обнару- жено в 95% случаев. Такой результат свидетельствует о достаточной точности опросника.
Общее число акцентуированных личностей среди здо- ровых обследуемых составляло 39%. По К. ЬеопЬапД, ак- центуация наблюдается примерно у половины здоровых.
По данным исследования здоровых близнецовым ме- тодом (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1986) обнаруже- на значительная наследуемость типов личностной акцен- туации, их значительная генетическая детерминирован- ность.
Торонтская алекситимическая шкала. Термин <алек- ситимия> был введен в 1972 году Р. Е. 1Гпео5 для обозна- чения определенных личностных особенностей пациентов с психосоматическими расстройствами - трудности нахож- дения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднения фантазии, утилитарном способе мышления, тен- денции к использованию действий в конфликтных и стрес- совых ситуациях. В дословном переводе термин <алексити- мия> обозначает: <нет слов для обозначения чувств>. В даль- нейшем этот термин занял прочное положение в специаль- ной литературе, а концепция алекситимии получила боль- шое распространение и творческое развитие.
1 КиексЬ (1948), Р. Мапу и <3е М. МЧап (1963) уста- новили, что пациенты, страдающие классическими пси- хосоматическими заболеваниями, часто проявляют труд- ности в вербальном и символическом выражении эмоций. В настоящее время алекситимия определяется следующи- ми когнитивно-аффективными психологическими особен- ностями: 1) трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств; 2) трудностью в проведе- нии различий между чувствами и телесными ощущения- ми; 3) снижением способности к символизации ( бедность фантазии и других проявлений воображения); 4) фокуси-
162
рованием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.
Как показывает клинический опыт, у большинства больных с психосоматическими нарушениями алексити- мические проявления необратимы, несмотря на длитель- но проводимую и интенсивную психотерапию.
Помимо больных с психосоматическими расстройства- ми, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.
Из достаточно многочисленных методик измерения алекситимии на русскоязычном контингенте адаптирова- на только одна - Торонтская алекситимическая шкала (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1994). Она была создана С. 1. Тау1ог и соавт. в 1985 году с применением концептуально-ориентированного, фактор- ного подхода. В современном виде шкала состоит из 26 утверждений, с помощью которых испытуемый может ха- рактеризовать себя, применяя пять градаций ответов: <со- вершенно не согласен>, <скорее не согласен>, <ни то, ни другое>, <скорее согласен>, <совершенно согласен>. При- меры утверждений шкалы: 1. Когда я плачу, я всегда знаю, почему. 8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств. 18. Я редко мечтаю. 21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.
В ходе исследования испытуемому предлагается вы- брать на каждое из утверждений наиболее подходящий для него из предложенных ответ; при этом цифровое обозна- чение ответа есть количественно набранных испытуемым баллов по данному утверждению в случае так называе- мых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит и 10 отрицательных пунктов, для получения итоговой оцен- ки в баллах по которым следует проставить противопо- ложную оценку по этим пунктам, выдержанным в отри- цательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов, 2-4, 3-3, 4-2, 5-1. Подсчитывается общая сумма по- ложительных и отрицательных пунктов.
По данным сотрудников Психоневрологического ин- ститута им. В. М. Бехтерева (Д. Б. Ересько, Г. Л. Исури-
163
на, Е. В. Кайданбвская, Б. Д. Карвассарский и др., 1994), адаптировавших методику на русском языке, здоровые лица имеют показатели по данной методике 59,3+ 1,3 бал- ла. Больные психосоматическими заболеваниями (иссле- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|