|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовсиний цвет) прекращается активность человека и, наобо- рот, днем (ярко-желтый цвет) деятельность человека, его активность стимулируются. Эти гетерономные цвета рас- сматриваются М. всЬег как неподконтрольные челове- ку. Два других базисных цвета - красный и зеленый - рассматриваются как автономные, саморегулирующие.
226
227
При этом красный цвет символизирует нападевие, а зе- леный - защиту.
Помимо критериев гетеро- и автономности. М. Ьй5С- Ьег пользуется еще факторами активности и пассивности. Синий цвет - гетерономно-пассивный, желтый - гете- рономно-активный, красный - автономно-активный, зе- леный - автономно-пассивный. Таким образом, цвета свя- зываются с жизнедеятельностью человека и функциони- рованием личности. Выбор цвета в пределах основных цветов относится к сознательной сфере психики, в пре- делах дополнительных цветов и оттенков связывается с бессознательной сферой.
Вопрос о возможностях применения теста Люшера патопсихологии представляется нам спорным и реше- ние его не может быть однозначным. Создаваемая в про- цессе исследования ситуация выбора цвета является весь- ма специфичной и не может отождествляться с пове- денческой реакцией обследуемого в любой ситуации вообще. Такая расширительная трактовка совершенно не- правомерна. Более того, известные трудности представ- ляет оценка самого акта выбора. Выбор цвета - слож- ная форма деятельности, зависящая от ряда существен- ных моментов, переменных, имеющих важное значение будучи взятыми по отдельности и в различных сочета- ниях. К. МёП1 (1961) совершенно справедливо указыва- ет, что в настоящее время мы еще не можем достаточно полно оценить реакцию выбора. Ссылаясь на исследо- вания самого М. ЬихсЬег и М. РПег, К. МеШ говорит о том, что выбор в ситуациях, моделируемых с помощью тестов Люшера и Пфистера (тест цветных пирамид) за- висит не только от реакции на цвет. На него оказывает влияние ситуация, в которой он происходит. Выбор цвета существенно зависит от мотивов деятельности (нужно ли что-то сделать с цветной карточкой или нет), от того, из какого количества цветных карточек обследуемый производит выбор - из двух или из большего количес- . тва. Можно лишь утверждать, считает К. МеШ, что су-
228
шествует завис>>н>сть выборб цвета от настроения. В. П. Урв>ицев (1981) пишет о том, что на предпочте- ние того или иного цвета <ж)яют слишком многие фак- торы, включающие как особенности цветового стиму- ла, так и индивидуально-типологические особенности человека. Так, к особенностям стимула автор относит влияние утомляемости и адаптации на эмоциональную оценку цвета, размеры цветного образца, аффективный контраст при рассматривании серии хроматических об- разцов, отличающихся по аффективному значению, цвет фона, насыщенность и яркость цветного образца. К осо- бенностям восприятия цвета, зависящим от обследуе- мого, по Л. П. Урванцеву, относятся индивидуальная аффективная чувствительность к цвету, возраст, социо- культуральные характеристики, пол, эмоциональное со- стояние в момент исследования (например, спокойное состояние или психическая напряженность). Большин- ство из этих факторов в тесте Люшера не учитываются, что ни в коем случае не компенсируется его строгой стан- дартизацией.
Еще более сомнительными являются теоретические обоснования теста Люшера. Как и все другие автори- тетные специалисты в области психодиагностики, К. МеП1 пишет о том, что необходимое условие исполь- зования теста в практике - это тщательная научная раз- работка его основ. В основе теста Люшера не лежит ка- кая-либо серьезная научная теория.
Приведенные выше рассуждения М. ЬйхсЬег относи- тельно структуры основных цветов основаны на сугубо мифотворческой символике и могут рассматриваться как спекулятивные. .1. Ое 7.еегм (1957), анализируя тест Лю- шера, пишет о том, что некоторые эмпирические дан- ные, особенно полученные в клинике психических забо- леваний . риггег (1953). представляются ценными, ин- тересными, но теория М. ЬихсЬег в большей своей части неприемлема; и тест и интерпретация получаемых с его помощью данных нуждаются в объективизации.
229
Приведенное выше не является поводом для полно- го отказа от теста Люшера. Отрицая вожможность ис- пользования его для получения сколько-нибудь полной, развернутой характеристики личности, следует подтвер- дить возможность его применения для оценки эмоцио- нальной сферы личности. В связи с этим определенный интерес представляют показатели функции цвета, отра- жающие субъективное восприятие цвета обследуемым. Такой подход раскрывает достаточно интересные пер- спективы использования теста Люшера в патопсихоло- гии для сравнения различных аффективных состояний и индивидуальных и особенно групповых исследовани- ях. Здесь тест Люшера может объективно показать ди- намику эмоционального состояния больного и, возмож- но, его глубину.
В последние годы появились основанные на науч- ном клинико-психологическом подходе эксперименталь- ные работы, в которых использовался тест выбора цве- та Люшера. Так, С. Н. Боков (1988) применил методи- ку Люшера для изучения аффективности больных пара- ноидной шизофренией. Им была показана возможность использования этой методики для диагностики динамики мотивационных нарушений у больных и установлено на- растание мотивационной дезорганизованности (амоти- вационности) по мере увеличения срока давности забо- левания. Сходные с этими результаты были получены несколько ранее и В. А. Москвиным (1987), применив- шим тест Люшера у больных непрерывно-прогредиент- ной шизофренией и возбудимых психопатических лич- ностей и показавшем возможность использования ме- тодики для диагностики нарушений целеобразования, однако в его работе, в отличие от первой, не применял- ся динамический подход к оценке результатов.
Н. В. Агазаде (1988) методика Люшера была приме- нена с целью выявления суицидальных тенденций. Ав- тор указывает на то, что у здоровых испытуемых без аутоагрессивных переживаний цветовая пара эталонов
230
№ № 3 и 4 (красный и желтый цвета) встречается во второ воловине раскладки довольно редко (4-10%), в то время как при суицидальных явлениях - более, чем у вея-яны испытуемых. Помимо этого, нередко на- блмашмсь также выраженная негативная эмоциональ- -у-хкия при выборе большей части цветовых этало- нов с высказываниями о неприятности всех предлагае- мых цветов.
Т. А. Айвазян и И. А. Таравкова (1990), использо- вав цветовой тест Люшера в комплексном психолого- диагностическом обследовании больных гипертоничес- кой болезнью, делают вывод о возможности его приме- нения в качестве скрининг-теста для выявления группы больных с более высоким уровнем невротизации, тре- воги, наиболее нуждающихся в проведении психотера- певтического вмешательства. При этом авторы указы- вают на необходимость проведения дальнейших работ по валидизации методики.
Л. Н. Собчик (1990) на основе теста Люшера пред- ложила метод цветовых выборов (МЦВ). Обоснование метода подробно изложено во втором выпуске серии <Методы психологической диагностики> (1990). Осущес- твлена попытка выявлять при помощи МЦВ прежде всего гипер- или гипостенический тип реагирования. Представ- ляют практическую ценность рекомендации по опреде- лению уровня тревожности при помощи МЦВ. Если ос- новные цвета, к .которым относятся первые четыре, за- нимают одну из трех последних позиций ряда, это сви- детельствует о неудовлетворенности той или иной по- требности, которая становится источником неудовлетов- ренности. По тому, расположены ли основные цвета на последних позициях, оценивается тревога. На показа- тель тревоги влияет также появление дополнительных цветов (6, 7, 0) на одной из трех первых позиций. Тре- вога вычисляется в баллах по специальной схеме, ее мак- симальный показатель - 12 баллов. Комбинация из 2, 3 и 4 цветов (в любой последова-
231
тельности) называется <рабочей группой>, расположение ее в начале ряда выявляет хорошую работоспособность. <Разбитая> рабочая группа свидетельствует о снижении работоспособности.
Представляют интерес данные, полученные при по- мощи МЦВЮ. А. Александровским, Л. Н. Собчик (1993) при исследовании здоровых лиц с гармоничным скла- дом личности, акцентуированных личностей, больных неврозами и неврозоподобными (патохарактерологичес- кими) развитиями. Для здоровых характерными были предпочтение основных цветов, отсутствие показателей тревоги. Для акцентуированных личностей и лиц с добо- лезненным эмоциональным напряжением характерны расположение цветов 6, 0, 5 или 7 на первых позициях, сдвиг рабочей группы пяраво. При невротических состо- яниях цвета 6,0,7,6,0 или 6,7-на первых позициях. Рабочая группа разбита, основные цвета - на последних позициях. При патологических развитиях наблюдается соединение ахроматических и основных цветов на пер- вых позициях, неполностью собрана рабочая группа, ос- новные цвета могут оказаться в индифферентной зоне (5-я-6-я позиции).
Подводя итоги исследований по МЦВ больных шизо- френией и пограничными психическими расстройствами, Л. Н.Собчик делает вывод о том, что методику нельзя счи- тать стандартизованной.
В. М. Блейхер, С. Н. Боков (1994) применили сокра- щенный (восьмицветный) вариант теста Люшера для изучения связи функционального состояния отделов ве- гетативной нервной системы и выбора цвета. Результа- ты проведенного ими исследования позволяют сделать вывод о том, что существует определенная связь между преобладающим функциональным состоянием различ- ных отделов ВНС и выбором цвета: при преобладании парасимпатических влияний достоверно чаще предпоч- тение отдается зеленому, симпатических - желтому
цвету.
Определение степени приятности отдельных хрома- тических цветов. Методика предложена К. А. Рамулем (1958, 1966) и относится к группе <методов впечатления>. Материалом изучения являются переживания обследуемо- го, вызванные какими-либо раздражениями или впечат- лениями. Методика направлена на исследование эмоцио- нальной сферы личности. Она основана на определении обследуемым степени приятности демонстрируемых ему цветных карточек, окрашенных в основные хроматичес- кие цвета.
Возможны несколько вариантов методики. В одном из вариантов цветные карточки предъявляют- ся одновременно, будучи расположенными на одном фо- новом листе. Обследуемый должен выбрать наиболее при- ятный ему цвет. Иногда задание состоит в выборе прият- ных для обследуемых комбинаций цветов. Этот вариант близко подходит к тесту Люшера, так как в сущности для обследуемого создается ситуация выбора.
Во втором варианте методика не включает элементы выбора цвета, хотя сравнение отдельных цветов, не пред- усмотренное инструкцией исследующего, и здесь имеет- ся. Обследуемому демонстрируют цветные карточки по отдельности и предлагают каждый хроматический цвет оценить по следующей системе: очень приятно (+3), при- ятно (+2), в слабой степени приятно (+1), безразлично (0), в слабой степени неприятно (-1), умеренно неприятно (-2), очень неприятно (-3).
Исследование проводится с помощью специального на- бора карт (цветной квадрат на белом фоне). Оценка коли- чественная.
Этой методикой мы (совместно с И. В. Борисовым, 1969) изучали субъективное восприятие цвета в патоло- гии, при эпилептических дисфориях. С этой целью по каждому цвету были разработаны такие показатели, как средний показатель степени приятности цвета у здоро- вых контрольной группы (С .), у больных эпилепсией вне дисфорий (С и при дисфориях отрицательного (С) и
233
232
положительного (С ) аффективного тона. Кроме того, по формуле: С,-С,
III, Псятопсихологи- ческая семмотика
определялся показатель Д С, характеризующий разницу в оценке приятности цвета для больного при аффективном сдвиге.-
Методика пригодна для исследований как отдельных больных, так и групп больных. Для каждого больного может быть установлен характерный цветовой ряд. Срав- нение этих рядов в динамике, при изменении эмоцио- нального состояния больного, представляет значитель- ный интерес.
Как дополнительный вариант методики мы использо- вали прием соотнесения цветов и оттенков. Для этого из- готавливаются эталоны, т. е. карты, окрашенные в основ- ные цвета спектра и имеющие форму круга. Соответственно каждому цвету обследуемому предъявляют еще три квад- ратные карты, из которых одна по цвету совершенно иден- тична эталону, вторая окрашена более насыщенным, а третья - менее насыщенным цветом. Инструкция пред- усматривает необходимость подобрать к каждой карте-эта- лону <наиболее к ней подход-ящую квадратную карту>, модус деятельности и критерий отбора не уточняются. Ис- следуются особенности мотивационной направленности по- исковой деятельности и точность регистрации идентичнос- ти цветов и оттенков при их сопоставлении.
Шизофрения
При патопсихологическОм исследовании боль- ных шизофренией обнаруживаются своеобразные, диаг- ностически значимые, изменения мышления, перцептив- ной деятельности и аффективно-личностных свойств. Про- явления психической патологии при этом носят суммар- ный характер, они не могут быть адресованы к одной из сфер психической деятельности, поэтому в их описании мы будем часто прибегать к характеристике результатов исследования, получаемых с помощью той или иной ме- тодики, в первую очередь максимально валидных, в диаг- ностике шизофренического процесса. В то же время сле- дует отметить, что практически не существует методик, которые являлись бы совершенно диагностически не зна- чимыми при исследовании больных шизофренией. Напри- мер, кривая запоминания 10 слов по типу <плато> при от- сутствии клинически определяемого снижения памяти является косвенным признаком наличия аффективно-лич- ностных изменений по шизофреническому типу.
Искажение процессов обобщения и отвлечения у боль- ных шизофренией особенно легко выявляется при иссле- довании методикой классификации. Распределение кар- точек на группы производится больными чрезмерно обоб- щенно, без связи с реальным содержанием явлений, либо же по несущественным, необычным, неадекватным при- знакам. Приводим примеры выполнения задания по ме- тодике классификации больными шизофренией.
Больная А. провела классификацию, руководствуясь оконча- няями написанных на карточках слов. Так, в одну группу она объединила мак. жук, в другую - морковь, гусь. тетрадь, ло-
235
шадь. Отдельные группы она подобрала по количеству букв в словах: пила, рыба, коза, слон.
Больная П. при классификации выделила следующие груп- пы: живые существа женского и мужского пола; грибы, неоду- шевленные предметы мужского, женского и среднего рода; рас- тения-мужского, женского и среднего рода; предметы, имеющие лишь множественное число; людей мужского и женского пола.
Во втором случае наглядно видно игнорирование боль- ной существенных связей, вся классификация проведена ею в основном по грамматическому принципу. Весы и часы оказываются случайно в одной группе, но не потому, что они являются измерительными приборами, а в связи с грамматическими особенностями этих слов. В основе клас- сификации, проведенной больной П., не лежит какая-то единая система. Больная одновременно применила для классификации несопоставимые критерии.
Нередко больные шизофренией при классификации минуют первый этап выполнения задания и сразу же делят все карточки на две (живая и неживая природа) группы.
По характеру проведения классификации больными шизофренией нередко можно судить о нарушениях у них целенаправленности мышления, приводящих к непродук- тивности мыслительной деятельности, хотя выполнение отдельных достаточно сложных заданий свидетельству- ет, что интеллектуальный уровень у них не снижен. При- мером этого является приведенная выше классификация, построенная на несопоставимых критериях. Об этом же свидетельствует проведение классификации на разных Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|