|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовони обусловлены своеобразным нарушением ассоциатив- ного процесса, большей частью не корригируются иссле- дующим. Даже при разъяснении обследуемому, как сле- довало бы выполнить задание, он по-прежнему отстаива- ет свое решение, приводя резонерские, паралогические мотивировки. Кроме того, у больных шизофренией не удается уловить определенной связи между степенью труд- ности задания и появлением ошибочных суждений.
Соскальзывания легче обнаруживаются при исследо- вании методиками, содержащими множество примерно одинаковых по трудности заданий (классификация, исклю- чение, образование аналогий и т. д.). Так, правильно вы- полняя задания по методике исключения, обследуемый внезапно в одном из примеров объединяет катушку, труб- ку и наперсток и исключает ножницы (<по продолговатос- ти, по вытянутости трубки>). Последующие более труд- ные задания он выполняет правильно. Когда исследую- щий показывает ему правильное решение, обследуемый говорит, что можно это задание выполнить по-разному, и отстаивает свое ошибочное суждение. И при отнесении фраз к пословицам у больных шизофренией также неред- ко наблюдаются соскальзывания, примеры которых при- водились выше.
ков.
Представляют интерес исследования перцепционной деятельности больных шизофренией. Проведенные экспе- рнментальио-психологические исследования (Ю. Ф. Поля- 1965: Ю. В. Иванников, 1965: И. Е. Богданов, 1965) 10 при пиппфрснин обнаруживаются наруше-
245
244
ния восприятия, проявляющиеся в своеобразных особен- ностях опознания зрительных образов в усжмвмх непол- ной информации - рисунков с неполными контурами изо- бражения, либо нечетких, расфокусированных при проек- ции на экран, изображений.
Нами (В. М. Блейхер и Е. С. Вайнман, 1970) исследо- валось опознание зрительных образов больными шизо- френией при другом построении опыта, когда задание с самого начала представляет обследуемому возможность выдвижения тех или иных гипотез, менее ограниченных заданными условиями, менее предопределенных уже име- ющейся зрительной информацией: Такое построение эк- сперимента позволяет более полно проанализировать те- чение познавательных процессов во времени и их зависи- мость от логического строя и целенаправленности мыш- ления.
В связи с этим была избрана предложенная А. М. Па- . рачевым (1965), построенная по принципу игры <Морской бой> методика логического решения задачи опознавания цифр, при которой удается судить о последовательности рассуждений, о характере логической, операционной сто- роны мыслительных процессов при познавательной деятель- ности. Получены данные, свидетельствующие о наличии .при шизофрении расстройств познавательной деятельнос- ти, характер и степень выраженности которых зависели от глубины психического дефекта, нарушений мотивационного компонента поисковой деятельности. Отмечались выражен- ные нарушения логического строя деятельности - необыч- ные ходы объяснялись соображениями симметрии или че- редовались в шахматном порядке. Достигнутый успех не- достаточно учитывался в дальнейшей поисковой деятель- ности. Иногда отмечались нецелесообразные, нецелена- правленные ходы даже тогда, когда была уже известна боль- шая часть искомой цифры. Немотивированные ходы носи- ли характер соскальзывания на более низкий уровень вы- полнения задания. Выдвигались лишенные реальных ос- новании гипотезы. В отдельных фрагментах цифр лап;1и-
246
яа.эду!- ..-V ,"": формальные особенности. Например, увидев я найденном им фрагменте цифры 5 сходство с бумеран- гом, больной надолго отвлекался от выполнения задания и рассуждал о происхождении бумеранга и о вероятной воз- можности его обнаружения в таблице.
Отношение больных к опыту свидетельствует об опре- деленном эмоциональном снижении. Отсутствуют соот- ветствие между количеством полученной информации и положительными эмоциональными реакциями, а также отрицательные эмоциональные реакции на стадии опыта, характеризующейся увеличением количества возможных гипотез. У части больных в процессе опыта все же отме- чалось некоторое эмоциональное оживление за счет <иг- ровых> эмоций.
Рассуждения больных в процессе опыта носят харак- тер резонерских, отличаются многословием, отсутствием содержания, отрывом от реальной ситуации. Часто боль- ные в своих рассуждениях привлекают категории высшей математики, философские, хотя выпелнение задания это- го не требует.
Полученные данные демонстрируют наблюдающиеся у больных шизофренией расстройства такой стороны по- знавательной деятельности, как логический ход анализа и оценки информативности стимулов при опознавании зри- тельных образов. Причем эти расстройства тесно связаны с характерными для больных шизофренией нарушениями мышления и аффективно-личностными нарушениями.
Для диагностики шизофрении важно исследование эмо- циональных проявлений обследуемого. Характеристика эмоциональной сферы больных в клинике обычно являет- ся результатом субъективной оценки врачом поведения больного и его взаимоотношений с окружающей средой. В связи с этим понятно значение возможности объектив- но регистрировать в патопсихологическом эксперименте эмоциональные расстройства у психически больных, в первую очередь у больших шизофренией. Особенно труд- но бывает оценить эмоциональность больных с еще не
247
сформировавшимся грубым эмоциональным дефектом, при нерезко выраженных явлениях эмоционального упло- щения (<неопределенный тип аффекта>, по Я. П. Фрум- кину и И. Я. Завилянскому, 1970).
Впечатление об эмоциональных особенностях обсле- дуемого складывается в процессе самого эксперименталь- но-психологического исследования, даже без применения специальных методик. При этом учитывается характер ус- тановления контакта с обследуемым, его отношение к си- туации исследования, интерес к оценке исследующим его решения. Больные шизофренией часто безразлично отно- сятся к патопсихологическому исследованию, замечание исследующего о неправильности избранного модуса ре- шения заданий не влияет на дальнейшую деятельность больного. Эмоциональные расстройства, наряду с иска- жением процесса обобщения, играют определенную роль в том, что ошибочные суждения больных шизофренией в эксперименте не корригируются.
В диагностике шизофрении психиатры большое зна- чение придают отношению больного к болезни, его лич- ностной позиции в этом плане. Выяснению отношения к болезни в значительной мере способствует исследование самооценки по методике Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн. Для больных шизофренией характерно определение сво- его места по шкале здоровья у ее полюсов. Обычно - это полюс абсолютного здоровья, и в беседе больные мо- тивируют такое свое решение тем, что считают себя здо- ровыми психически и физически. <Я совершенно здо- ров, - говорит больной Я.,-а в больнице я нахожусь из-за мамы. Вот ее и спрашивайте о ее здоровье. Оче- видно, она-то и больна>. Иногда самооценка относится к противоположному полюсу, например при ипохондричес- кой форме шизофрении и при некоторых вариантах бре- да физического воздействия, протекающего с сенестопа- тиями. Здесь самооценка мотивируется болезненными представлениями о своем физическом здоровье. Однако особенности самооценки определяются не только доми-
248
нирующим психопатологическим синдромам, ной ста- дией его рантия. Так, на начальном этав> ивохондри- ческого симптокикэазованяя, когда испытываемые боль- ным телесные евдущения особенно для него актуальны, это приводит к признанию себя соматически больным. При значительной давности течения провеса, когда се- нестопатически-ипохондричвские ощущения сменяются ипохондрически-бредовыми трактовками и теряют свою аффективную значимость, мы встречаемся и с самооцен- кой другого рода. Например, больной О. мотивирует свое решение при исследовании самооценки следующим об- разом: <Я здоров. В свое время состояние моего здоровья определяла флотская комиссия. Я был значкистом ГТО. Так что в отношении духовно-физического состояния здоровья я не считаю себя больным. Правда, у меня лег- кие поражены туберкулезом и сгнили, но это условно. Здоровье человека - эта его история>.
Наблюдается и размещение отметки самооценки в дру- гих точках шкалы, обозначающее некую <компромиссную> позицию больного. Так, больной П. располагает отметку между полюсом и серединой шкалы и мотивирует это сле- дующим образом: <Мнение врачей и мое о моем состоя- нии расходятся. Возможно, моя нервная система и под- вергалась заболеванию в прошлом. Ведь со мной работа- ла кибернетическая машина, а это не всегда проходит глад- ко - не все выдерживают. Поэтому и отбирают для рабо- ты с кибернетической машиной людей с наиболее устой- чивой нервной системой. Так вот, с точки зрения врачей, это, возможно, и считается болезнью, но я придержива- юсь другого мнения, я совершенно здоров>. Таким обра- зом, и в этом случае мы имеем дело с кажущейся <ком- промиссностью> личностной позиции больного и отсут- ствием у него сознания болезни.
В определенной степени об аффективно-личностных нарушениях можно судить по результатам методик, на- правленных на изучение характера ассоциаций. При этом больше данных удается получить при пользовании мето-
249
диками, менее жестко определяющими решение задания, т. е. содержащими элементы проективности (словесный эксперимент, пиктограммы). Как правило, набор слов-раз- дражителей для этого должен включать слова, насыщен- ные эмоциональным содержанием (печаль, счастье, страх, любовь и т. д.). Особенно показательны в этом аспекте результаты обследований больных шизофренией методи- кой пиктограмм. Избираемые больными для опосредован- ного запоминания образы оказываются лишенными эмо- ционального содержания, а их связь со словом-раздражи- телем мотивируется больными по-резонерски, с учетом не столько существенных, сколько <слабых> признаков. Примером этого могут служить следующие пиктограммы: к слову <печаль> - развернутая книга (<в книге Рокуэлла Кента есть печаль, сомнения, мировая скорбь>), к слову <героический поступок> - стрела (<я думаю о войнах древ- ности>), <счастье> - две параллельные вертикальные ли- нии (<счастье может быть полным только вдвоем>), <друж- ба> - папиросы (<есть такие папиросы <Дружба>), <сомне- ние> - часы с одной стрелкой (<сомневаюсь в их правиль- ности>). Обнаружение таких пиктограмм позволяет прий- ти к заключению о наличии эмоциональных изменений иногда даже в тех случаях, когда при обычном клиничес- ком исследовании их трудно уловить.
При обследовании больных шизофренией по методу Роршаха (Л. Ф. Бурлачук, 1979) отмечается их своеобраз- но обобщающий подход к интерпретации слабоструктури- рованного материала. При этом наблюдается значитель- ное уменьшение количества <стандартных> форм, объяс- няемое тяготением этих больных к созданию неадекват- ного целого, к <необычному> обобщению. Примеры таких ответов: <какой-то сплав> (табл. 1), <собачье мясо> (табл. 1). Коррелятом этих особенностей в мышлении мож- но считать искажение процесса обобщения.
Здесь и дальше приводится общепринятая нумерация таблиц в тестах Роршаха и ТАТ.
250
фактически отсутствуют кинестетические интерпрета- ции, их количество даже меньше, чем у больных эпилеп- сией.
Проявлением выраженных эмоциональных изменений, эмоциональной тупости в эксперименте является отсутст- вие каких-либо цветовых интерпретаций.
Нередки абсурдные ответы типа <похоже на чужую со- бственность> (табл. VII). В интерпретациях больных ши- зофренией встречались неологизмы, в некоторых случаях интерпретация относилась вольным к себе, например: <это человек, у него почки на месте, где у меня желудок> (табл. III). Нередки интерпретации <растительного> содер- жания, когда больной интерпретирует изображение как ка- кое-либо растение: <цветок, который я выращиваю> (табл. VIII).
При исследовании по методу Вартегга (А. Т. Черед- ниченко, 1975) у больных шизофренией обнаруживалось недостаточно аффективно-адекватное отношение к ситуа- ции исследования. Нередко больные принимались рисо- вать, не дослушав инструкцию, либо игнорировали ее. Рисунки носили фрагментарный, нередко символический характер. Отмечалась диспропорциональность отдельных деталей рисунка. У некоторых больных рисунки никак не соотносились со знаком-образцом. При этом отмечались стереотипии (при выраженном психическом дефекте). Ин- терпретация рисунков носит формально-резонерский ха- рактер. Так, больной К. почти без связи с заданными зна- ками рисует неправильный четырехугольник. Этот рису- нок он называет <Пища богов>.
Часто в квадратах бланка у больных шизофренией встречаются обусловленные их бредовыми переживания- ми надписи, содержащие неологизмы, бессмысленные аб- бревиатуры (рис. 16).
Нередко больные продуцируют плоские, совершенно лишенные объемности, неоконченные изображения. Та- кою рода незавершенный (по П. И. Карпову. 1926, <с не- выясненной формой>) рисунок представляет отдельные
251
штрихи, линии, части геометрических фигур и т. д. (рис. 17).
На рисунках апатичных больных линии едва заметны, рисунок получается бледным, невыразительным. По данным Э: А. Бачнадзе (1972), больные шизофре-
(рис. 17). На рисунках апатичных больных линии едва заметны,
-"-" "ттттиткл
иней используют для своих рисунков в основном блеклые тона. При исследовании методом Вартегга больные поль- зовались цветными карандашами, однако раскрашивали изображенные на рисунке предметы часто неадекватно: в ярко-красный цвет, звезду - в черный и т. п.
руку
О. <с
Так же, как и при исследовании по Роршаху, у больных шизофренией отмечалось значительное снижение часто- ты появления <стандартных> признаков.
Существенные результаты в исследовании личностно- аффективных особенностей больного обнаруживаются при предъявлении картинок, отличающихся сюжетной неза- вершенностью и большой эмоциональной насыщенностью. С этой целью могут быть использованы репродукции кар- тин, специально подобранные фотографии, некоторые рисунки из набора ТАТ (далеко не все рисунки этой серии обладают для обследуемых перечисленными выше свой- ствами). По наблюдениям Н. К. Киященко (1965), боль- ные шизофренией при исследовании с помощью этих ри- сунков либо ограничиваются перечислением элементов рисунка, либо дают формально-абстрактную его характе- ристику, нередко оторванную от конкретного содержания. Как правило, отсутствует субъективное отношение к со- держанию рисунка, стремление как-то интерпретировать его содержание, не выделяется эмоциональный подтекст.
В качестве примера приводим описание каргины ху- дожника Маковского <Объяснение>:
Больной Н.: <Молодой человек пришел к девушке. Очевид- но, какая-то сцена. По всей видимости, семейная драма или ин- трижка>. Больной П.: <Молодая чета в музее>.
Такой же характер носят и описания больными ши- зофренией специальных рисунков серии ТАТ:
Больной Н.: <Женщина сидит, пассивно задумавшись> (табл. 8РС). <Мальчик думает активно: он над скрипкой сидит> (табл. 1). .
Больной Н.: <Рвение человека к свету из темной комнаты> (табл. 14).
Больной В.: <Женщина сидмту окна> (табл. 8РС). <Ленивый парень. Разве можно так с инструментом сидеть. Искусство нуж- но любить>, (табл. 1).
Приведенные примеры не во всем однородны. Неко- торые рассказы по рисункам лаконичны, выявляют при-
254
сущий больным <оценочный> подход. Даже без просьбы исследующего больной как бы дает общую оценку пока- зываемого рисунка, его рассказ сводится к резюмирующе- му впечатлению. В то же время больной В. дает несколь- ко возможных версий развития сюжета по картине, каж- дая из них лишена эмоционального подтекста, позицию рассказчика можно охарактеризовать как созерцательную. Такой вариант ответа в методиках на исследование мыш- ления свидетельствует о разноплановости его. Следует отметить, что и разноплановость мышления, по нашим Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|