|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовлог обследует пациента, страдающего психическим забо- леванием. Это значительно сказывается на технике прове- дения эксперимент его продолжительности, необходи- мости учета отношения обследуемого к ситуации экспе- римента. В ряде случаев экспериментатор в ходе опыта, в
10
связи с выявляющимися при этом особенностями поведе- ния больного, вынужден существенно изменять свою так- тику, вводить другие, не предполагавшиеся раньше, ме- тодики и т. п.
Р. Рга155е (1966) в качестве основного принципа лю- бого психологического эксперимента выделяет необхо- димость проверки существования связи между рядами факторов. При этом фактор, изменяемый эксперимен- татором, называется независимой переменной, фактор, изменяющийся под влиянием независимой переменной, называется зависимой переменной. Р. Ргае соответ- ственно различает два вида психологического экспери- мента: спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются. Наиболее часто психологи пользуются спровоцированным экспериментом, кото- рый, по мнению Р. Рга155е, является самым классичес- ким - экспериментатор воздействует на независимую переменную и наблюдает вызванные его вмешательст- вом результаты.
Об эксперименте, на который ссылаются, говорят в тех случаях, когда изменение независимой переменной про- исходит вне какой-либо связи с деятельностью экспери- ментатора. Типичным примером эксперимента, на кото- рый ссылаются, является наблюдение за проявляющими- ся нарушениями психической деятельности при повреж- дении мозга или психических заболеваниях. Своеобразие этих случаев заключается в том, что в отличие от обычно- го, спровоцированного, эксперимента, при них экспери- ментатор получает возможность наблюдать серьезные и нередко необратимые изменения независимой переменной.
Патопсихологический эксперимент в большинстве слу- чаев - это одновременно спровоцированный эксперимент и эксперимент, на который ссылаются.
Наличие в психологическом эксперименте элементов спровоцированного эксперимента и эксперимента, на ко- торый ссылаются, объясняет сложную взаимосвязь мно- жества факторов, которые должен учитывать патопсихо-
II
лог при обобщении материалов исследования. С. Я. Ру бинштейн (1965) видела три способа видоизменения усло- вий, влияющих на психическое состояние обследуемого и уменьшающих либо увеличивающих присущие больному психологические изменения. Первый способ заключается в изменении ситуации, в которую на время опыта поме- щается больной. Второй, наиболее часто применяемый способ заключается в специальном варьировании деятель- ности больного. Третий способ отличается от предыдущих тем, что изменение состояния психических процессов у больного достигается введением определенных фармако- логических препаратов.
Это разделение способов воздействия на психическую деятельность больного в патопсихологическом эксперимен- те необходимо учитывать для соблюдения <чистоты> пре- следующего определенные цели опыта. В то же время в обычно проводимых патопсихологических исследованиях могут наблюдаться элементы перечисленных трех спосо- бов воздействия на независимую переменную. Так, мож- но исследоргь состояние внимания у больного в абсолют- ной тишине либо в обстановке специально воспроизводи- мых шумов. Сопоставление результатов снабдит исследу- ющего более полной и разносторонней характеристикой функции внимания у обследуемого. Исследование памяти по методу заучивания десяти слов можно сочетать с вве- дением стимулирующих и тормозящих деятельность коры большого мозга препаратов (брома, кофеина).
Патопсихолог должен, насколько это возможно, пред- ставлять отношение обследуемого к ситуации исследова- ния, цели и мотивы его деятельности в процессе выпол- нения экспериментальных заданий и постоянно сопостав- лять с ними получаемые при исследовании результаты. При этом патопсихолог не должен забывать, что в зависи- мости от цели исследования мотивы, которыми руковод- ствуются исследующий и исследуемый, далеко не всегда совпадают, особенно при экспертной направленности ис- следования.
12
В психиатрической клинике патопсихологическое ис- следование преследует следующие задачи.
1. Получение данных для диагностики. Данные эти носят вспомогательный характер и их ценность обнару- живается при сопоставлении с результатами клиническо- го наблюдения и в ряде случаев с результатами других лабораторных исследований (например, электроэнцефало- графии).
Понятно, что патопсихолог не может ставить перед со- бой задачу нозологической диагностики в каждом отдель- ном случае в связи с получаемыми им данными психоло- гического исследования. Нозологический диагноз - это задача клинициста-психиатра, который для решения ее как раз и должен правильно оценивать результаты патопси- хологического исследования. В то же время патопсихолог должен помнить о том, что конечная цель комплексного обследования, в котором он принимает участие, - это пос- тановка диагноза, и обнаруженные им особенности пси- хической деятельности больного именно в этом отноше- нии представляют особый интерес (если, конечно, иссле- дование с самого начала не преследует другие цели, о ко- торых речь идет дальше).
Нередко патопсихологическое исследование способ- ствует раннему выявлению симптомов психического за- болевания и устанавливает их своеобразие. Так, при кли- нической картине заболевания внешне иногда оформляю- щейся по неврозоподобному типу, патопсихолог при спе- циальном исследовании находит характерные для шизоф- рении расстройства мышления и эмоциональности. Этим облегчается ранняя диагностика атипично дебютирующе- го шизофренического процесса и появляется возможность своевременного начала активной терапии. Или же при на- чальных признаках мозгового органического заболевания патопсихолог иногда обнаруживает изменения психичес- ких процессов, позволяющие рано дифференцировать со- судистую, опухолевую или атрофическую природу забо- левания. Нередко потребность в уточнении структуры пси-
13
хического дефекта представляется весьма существенной и при большой давности болезни, когда врачу мало извест- на симптоматика, которой манифестировал психоз. Так, психиатры сталкиваются с психопатоподобными состоя- ниями, при которых оказывается трудной дифференциаль- ная диагностика между психопатией и психопатоподоб- ными изменениями личности после шизофрении или ней- роинфекции. В этих случаях обнаружение при исследова- нии личностных изменений и патологии мышления по шизофреническому типу или же изменений памяти, яв- лений повышенной истощаемости, нарушений подвижнос- ти психических процессов, присущих органическим пора- жениям головного мозга, значительно облегчает решение клинико-диагностической задачи.
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией. Многократно проводи- мые в процессе лечения патопсихологические исследо- вания могут быть объективным показателем влияния те- рапии на течение болезни, свидетельствуют об эффек- тивности проводимого лечения, а также характеризуют особенности наступления ремиссий и структуры форми- рующегося при это психического дефекта, если речь идет о процессуальном заболевании. Другими словами, при этом изучаются особенности воздействия лечебного сред- ства на психоз. Здесь можно выделить два фактора, важ- ных для дальнейшей врачебной тактики: первый - роль структуры психического дефекта в построении последу- ющих реабилитационных мероприятий, второй - извес- тное прогностическое значение определяемого при иссле- довании состояния психической деятельности больного в связи с лечением.
3. Участие в экспертной работе. Психологические ис- следования имеют важное значение в проведении судеб- но-психиатрической экспертизы. Психолог при этом не только предоставляет данные, облегчающие решение ди- агностических вопросов, но и объективно устанавливает степень выраженности психического дефекта. В судебно-
психиатрической практике важно не только установить наличие ослабоумливающего процесса, но и определить степень выраженности слабоумия. Именно выраженностью слабоумия в ряде случаев определяется выносимое экспер- тное суждение. Например, мало диагностировать эпилеп- сию; следует, если правонарушение совершено не во вре- мя припадка или эквивалента, обязательно установить вы- раженность психического дефекта, глубины эпилептичес- кого слабоумия. То же самое относится и к олигофрении - экспертное заключение не ограничивается, например, кон- статацией дебильности, но уточняет и степень ее выра- женности.
При проведении судебной экспертизы роль психолога не ограничивается вопросами нозологической диагности- ки и определения степени выраженности психического де- фекта. В последнее время психологи все чаще участвуют в проведении комплексных судебно-психологических экспер- тиз. Судебные психиатры отвечают на вопрос о наличии психического заболевания у испытуемого и о выражен- ности психического дефекта. Основные задачи психоло- гов полно сформулированы М. М. Коченовым (1980). В рамках психолого-психиатрической экспертизы психиатр дает синдромально-нозологическую характеристику име- ющейся патологии, психолог - структурно-динамический анализ личности обследуемого. Это особенно важно в слу- чаях обнаружения нерезко выраженных форм психичес- ких отклонений.
Особенно возрастает роль психолога при отсутствии у обследуемого психического заболевания. Понимание ха- рактера совершенного преступления невозможно в этих случаях без исследования структуры мотивов и потреб- ностей, присущей испытуемому системы отношений, ус- тановок, ценностных ориентаций, без раскрытия внутрен- ней психологической структуры личности. Психологиче- ская экспертиза производится не только для оценки лич- ностных свойств обвиняемого, но нередко объектами ее становятся потерпевшие и свидетели, так как получаемые
15
психологом данные способствуют адекватной оценке их показаний, помогают судить об их достоверности.
Психологическая экспертиза особенно часто произво- дится по делам, в которых фигурируют несовершеннолет- ние. При этом определяется уровень их познавательной деятельности и характер присущих им индивидуально-лич- ностных особенностей. Лишь при такой суммарной оцен- ке можно судить о способности обследуемого сознавать противоправность своих действий и руководить ими.
В рамках психолого-психиатрической экспертизы час- то решается вопрос о наличии у обвиняемого какого-либо патологического аффективного состояния, а также других состояний, повлиявших на него в момент совершения пре- ступления (переутомление, страх, горе).
Важное значение имеют установление возможности возникновения в определенной ситуации таких состояний, как растерянность, потеря ориентировки, и экспертная оценка их влияния на качество выполнения обследуемым его профессиональной деятельности.
При проведении посмертной экспертизы в тех случа- ях, когда психиатры не находят оснований для диагности- ки психического заболевания, психологи, анализируя осо- бенности личности погибшего, помогают уяснить моти- вы, которыми он руководствовался при совершении тех или иных поступков, в том числе и мотивы совершения суицида.
Исключительно важна роль психологического иссле- дования при решении вопросов военной экспертизы - речь идет о диагностике нерезко выраженных форм олигофре- нии, стертых проявлений шизофрении (особенно ее про- стой формы), психопатий, неврозов, резидуально-органи- ческих поражений головного мозга.
В трудовой экспертизе клинический психолог не толь- ко обнаруживает признаки заболевания, но и показывает, как далеко оно зашло, насколько снижена трудоспособ- ность обследуемого, имеются ли сохранные элементы в его психике, которые могли бы быть использованы для
16
стимулирования механизмов компенсации психического дефекта.
В детской психиатрии психологические исследования необходимы для решения вопроса о том, где следует учить- ся ребенку - в массовой или специальной школе. Этот вопрос должен безошибочно решаться специальными ме- дико-педагогическими комиссиями. Так, помещение ре- бенка с дебильностью в массовую школу не только отри- цательно сказывается на построении педагогического про- цесса, но нередко приводит и к невротическим реакциям неправильно направленного на учебу ребенка, видящего свою несостоятельность при сравнении со здоровыми деть- ми. Еще больше травмирует психику ребенка ситуация, когда, ошибочно расценив явления педагогический запу- щенности, комиссия направляет его на учебу в школу для умственно отсталых, хотя в действительности у него не наблюдается умственного недоразвития.
4. Участие в реабилитационной работе. Современ- ная психиатрия особое значение придает работе по реаби- литации и ресоциализации больных. Психиатр не ограни- чивается проведением активной терапии и назначением больному шизофренией поддерживающих доз лекарствен- ных средств, но должен позаботиться и о восстановлении больным его положения в обществе - в семье, на произ- водстве.
От правильно построенных реабилитационных меро- приятий зависит профилактика инвалидизации. Это отно- сится не только к шизофрении или органическим процес- сам. Практика показывает, как часто отсутствие реабили- тационной работы с больными неврозами приводит их к тяжелейшей патологии развития личности, лишающей
Реабилитационный аспект деятельности клинического психоло- га исчерпывающе представлен в монографиях: Кабанов М. М. Реабилитация психически больных, 2-е изд. Л.: Медицина, 1985; Клинические и организационные основы реабилитации психи- ческих больных / Под ред. М. М. Кабанова, К..Вайзе. М.: Ме- дицина, 1980. .
17
///
этих больных трудоспособности и значительно хуже под- дающейся лечению.
Реабилитационная работа должна учитывать не толь- ко изменения, привнесенные в психику заболеванием, но и оставшиеся сохранными элементы эмоционально-лич- ностной жизни и интеллектуальной деятельности. Реаби- литационная работа может быть эффективной лишь при индивидуализированном подходе к больному. В связи с этим приобретает большое значение клинико-психолои- ческое исследование. При этом изучаются не только осо- бенности мышления больного или степень сохранности его памяти. Исключительно важно дать характеристику личностных свойств больного. Личность больного изуча- ется как в медико-психологическом, так и в социальном аспектах. При этом большую роль играют данные о пси- хологической совместимости больного с окружающими, нередко определяющие его правильное трудоустройство.
Психолог должен изучить <социальный климат>, ок- ружающий больного после выписки домой, в лечебных группа, на производстве. В соответствии с полученными данными строится психокоррекционная и психотерапев- тическая работа.
Реабилитационная работа не должна ограничиваться формальным составлением рекомендаций применитель- но к характеру и давности заболевания. Она всегда долж- на быть индивидуализированной и проводиться в посто- янном контакте с врачами-психиатрами.
Реабилитационная работа психолога может быть ре- зультативной лишь при достаточной насыщенности лечеб- ного учреждения кадрами психологов, так как она трудо- емка и должна проводиться систематически, а не в проме- жутках между двумя психологическими исследованиями. Реабилитационная работа не должна проводиться в ущерб диагностической и экспертной работе клинического пси- холога.
5. Исследование недостаточно изученных психичес- ких заболеваний. Патопсихологические исследования про-
18
водятся с научной целью для анализа еще недостаточно изученных психоватеявпяеских проявлений тех или иных психических заболеваний. При такой постановке задачи, как правило, проводится исследование больших групп больных, подбираемых по наличию у них изучаемых пси- хопатологических симптомов. Здесь особую роль приоб- ретает статистическая достоверность получаемых данных. Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|