|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовследствие присущих больным шизофренией необычных, нестандартных суждений. Более популярна концепция, рас- сматривающая расстройства мышления при шизофрении как результат нарушения селективности, избирательнос- ти информации (К. Сатегоп, 1938; . 1. СЬартап, 1961; К. V/. Раупе, 1959, и др.). Нарушения селективности ин- формации в мышлении больных шизофренией связыва- ются с расширением круга признаков предметов и явле- ний, привлекаемых для решения мыслительных задач. Больные шизофренией в качестве актуальных использу- ют критерии, не имеющие реальной значимости. Выделе- ние в процессе мышления необычных признаков предме- тов и явлений и игнорирование их конкретных признаков рассматривается как чрезмерная гиперассоциативность <смысловой свободы>.
Наиболее широкое распространение для обозначения психологической природы мышления больных шизофре- нией приобрело понятие <оуеппс1и5юп> (сверхобобщение,
263
сверхвключение), которое характеризуется (1. Сатегоп, 1938) как невозможность для больного удержаться в оп- ределенных заданных смысловых границах, как резуль- тат расширений условий мыслительной задачи.
Полученные в рамках этой концепции данные подтвер- ждаются многочисленными исследованиями, в том числе и нашими (В. М. Блейхер, 1976, 1983), однако, как заме- тил Ю. Ф. Поляков (1974), гипотеза о нарушении избира- тельности информации в связи с недостаточностью филь- трации, расширения в процессе мышления смысловых гра- ниц является лишь констатацией полученных фактов по чисто внешней характеристике, без достаточного объясне- ния их природы. Нарушения селективности информации при шизофреническом мышлении рассматриваются Ю. Ф. Поляковым как результат нарушений актуализации прошлого опыта.
Представляет интерес сравнение данных, получаемых при исследовании больных шизофренией с помощью ме- тодик классификации и исключения. Обе эти методики в серии опытов, проводимых Ю. Ф. Поляковым и соавто- рами, были отнесены к методикам, в которых максималь- но используется прошлый опыт. Как нам представляется, нет экспериментально-психологических методик, которые не опирались бы на прошлый жизненный опыт, различа- ются же они главным образом степенью вербализации, абстрактности, большей или меньшей предопределен- ностью модуса деятельности обследуемого инструкцией экспериментатора, длительностью деятельности в условиях проблемной ситуации - является ли она принятием разо- вого суждения или носит характер последовательных, вза- имосвязанных суждений, вытекающих одно из другого.
Методики исключения и классификации при обследо- вании больных начальной шизофренией дают различные результаты, причем разница эта явно зависит от различия в степени детерминированности решения задания его ус- ловием, большей или меньшей определенности инструк- ции, объема и длительявсти мыслительной деятельнос-
264
ти. Предметный вариант методики классификации допус- кает значительно большее количество возможных реше- ний, процесс выдвигания тех или иных решений и их кор- рекции более длителен, инструкция к ней отличается мень- шей определенностью, чем в предметном варианте мето- дики исключения.
Результаты патопсихологического исследования мы (В. М. Блейхер, 1976) сопоставляли с клинической квали- фикацией обследованных больных шизофренией. Наиболь- шее количество ошибочных решений заданий по шизофре- ническому типу (искажение обобщения, соскальзывания, разноплановость, одновременное сосуществование различ- ных уровней обобщения и использование различных пара- метров критериев, согласно которым строятся суждения), в начальной стадии заболевания отмечалось при исследова- нии по методике классификации, тогда как задания на ис- ключение зги больные выполняли большей частью правиль- но. При выраженном шизофреническом дефекте результа- тивность использования обеих методик для обнаружения шизофренических расстройств мышления как бы уравни- валась. Это позволяет говорить о различной валидности указанных методик в начальной стадии шизофрении.
Таким образом, валидность той или иной методики для определенного психического заболевания, ее диагнос- тическая значимость не могут характеризоваться без уче- та стадии его течения. Уравнивание валидности обеих методик при наличии существенного эмоционально-воле- вого дефекта дает основания для трактовки наблюдавшихся нами явлений как результата изменений в эмоционально- волевой сф "1,1х шизофренией, в первую очередь в связи с нарушениями мотивации.
Роль мотивации в осуществлении мыслительной дея- тельности общеизвестна. Л. С. Выготский (1934) писал о том, что за мыслью стоит аффективная и волевая тенден- ция. Он говорил о мотивационной сфере нашего созна- ния, которая охватывает влечения, интересы, побуждения, аффекты и эмоции.
265
дания в Тии мо-о, в зиаяи- ния внешней "деятельность енной перед ция влияющая на д актером постав вен-
ьнои мере .
ним задачи и таты тивно-ли- ольеосматриватьсяка.
ноп рен1 ные
ци.-- "ия больше г- пассматри"" ----
-
смыслообразуюем. щьюмето-
ти неловека, ""ов, по с разной сте- Сравнение ре "ючения "Ї е различа- дик классификации и го дефекта, ",ого
вьфа-:нияредукзада-
юшихся по " что в У" роль внешней :отенииала,по пон.деятель-
ния по номеньшеукииейис- отиваипизначируй е.
следу ния. 41
ность больного ме едовании сясозна- едшего, "дассификаииионфор- .ия. КрометоР" исключе . чительнобольшиденностиу <
ции. При больного й мотивами. римента Ддостаточностьви, при
легкое выявление у 266
экспе- то
амотива-
---г
ционныхизмене ь кор V оаение в пшолня "Р что и находит методик.
-
-в класфик " июличиостныхси
ивно-иодикиришизоль-
топсихологич.,ффектие,с ствуетито,чтоли отельно ерурисунковтипа
посвоемуно завер-
помошмопроек боль> рисунков. т чемприпренопонимаем..
иных с:ет снования ДОПР "о. " Сказанное вь илизофрении ациоиного
стройся пее как синдрома ще-
- мышлеи>" ный синдром, онроиесса.поД ет амотиватологичесость
тральноеместововлен пота- аяияретикупяРаИег.включа-
от фуни" "онный синдром, :аа. -ний, мо-ва . сли
потенциала, амотивационный синдром). Отражая сущность шизофрении как процессуального заболевания, амотива- ционное мышление также характеризуется процессуаль- , ной прогредиентностью, приводящей в конце концов к глу- ; бокому исходному состоянию, распаду мышления. В чис- том виде амотивационное мышление наиболее четко пред- ставлено при простой форме шизофрении и является не- гативным, непродуктивным психическим расстройством, однако снижение уровня мотивации никогда не идет толь- ко путем количественного убывания функции. При этом наблюдаются дисгармонии личности, которые и обуслов- ливают наличие таких выделенных клиницистами вари- антов мышления, как аутистическое, резонерское, симво- лическое, паралогическое.
Определение шизофренического мышления как амо- тивационного вовсе не умаляет роли нарушений селектив- ности информации в механизмах его протекания. Част- ным вариантом такой информации является и измененная актуализация прошлого опыта. Можно думать, что меха- низмы амотивации и нарушения селективности информа- ции тесно взаимосвязаны. Первичную роль здесь играет механизм снижения уровня мотивации, нарушение изби- рательности информации является его производным. О. К. Тихомиров (1969) прослеживает этот процесс, кото- рый может быть представлен тремя звеньями.
Первое звено - нарушения мотивационной сферы. Они неизбежно приводят к нарушениям личностного смысла. Личностный смысл - это то, что создает в норме пристрас- тность человеческого сознания и придает определенную значимость явлениям, изменяет в восприятии человека сущ- ность, значение этих явлений (А. Н. Леонтьев, 1975). Вы- бор значимых для человека признаков, предметов и явле- ний, т. е. селективность информации, определяется лич- ностным смыслом, который эти предметы или явления приобретают для того или иного индивидуума. У больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реаль-
268 1
ной ситуацией звааввями человека о них. Таким образом, нарушения личаваетйого смысла при шизофрении, при ко- торых уравнивакжж стандартные и нестандартные инфор- мативные прйэткм".я или даже последним отдается предпоч- тение, являкйсяоТорым звеном психологического механиз- ма расстройен> мышления. Они неизбежно ведут к возни- кновению третьего звена - собственно нарушений селек- тивности информации. Можно думать, что такое трехзвень- евое, или трехфакторное, представление о структуре ши- зофренического мышления является наиболее полным и соответствует клинико-психологическим наблюдениям.
Нарушения мотивации, личностного смысла и селек- тивности информации лежат в основе определенных кли- нических проявлений. С этим механизмом, по крайней мере с двумя первыми его звеньями, связаны нарастаю- щее эмоциональное снижение и изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зави- симости от того, какое звено больше пострадало, в кли- нической картине шизофрении наблюдается большая вы- раженность того или иного типа расстройства мышле- ния. Например, с изменениями мотивации преимущес- твенно связана апатическая редукция мышления. Преоб- ладающая выраженность нарушений личностного смыс- ла связана с расстройствами мышления, в основе кото- рых лежит изменение личностной позиции больного (аутистическое и резонерское мышление). В связи с на- рушениями селективности информации отмечается па- ралогическое и символическое мышление, а в тех случа- ях, когда можно думать о дополнительном участии фак- тора кататонически измененной психомоторики, мы на- блюдаем разорванность мышления и шизофазию. Такое разделение в известной мере условно, схематично, но точно так же нередко в клинической практике психиатры испытывают затруднения в однозначном определении синдрома расстройств мышления и пользуются такими определениями, как паралогически-символическое, аутис- тически-резонерское мышление и т. п.
269
Маниакально-депрФтткиый психоз
Маниакально-депрессивный психоз (МДП) - эндогенное психическое заболевание, протекающее в виде аффективных фаз, разделенных светлыми промежутками. Диагностика МДП определяется характером фаз - их аф- фективным знаком, степенью выраженности, типом чере- дования наличием смешанных состояний и атипичных фаз, продолжительностью интермиссий. Психологическая диагностика при МДП в первую очередь сводится к харак- теристике изменений познавательной деятельности и эмо- циональных расстройств в периоды фаз. В связи с этим психологу важно знать клинические особенности фаз.
Наиболее полная и четкая типология фаз МДП, осно- ванная на выделении клинических критериев, разработа- на Т. Ф. Пападопулосом (1970, 1983). Типы фаз отража- ют как степень выраженности аффективности, так и раз- витие симптоматики.
Циклотимическая депрессия (субдепрессия) отличает- ся преобладанием явлений <субъективного> неблагополу- чия, дискомфорта измененного самоощущения. Это самая легкая степень гипотимии. Больные сохраняют прежний модус жизнедеятельности, уменьшающейся в объеме и продуктивности. Здесь особую роль приобретают личнос- тные реакции на заболевание, что иногда приводит к суи- цидальным тенденциям при внешне весьма неглубокой
депрессии.
При утяжелении гипотимии наблюдается синдром про- стой циркулярной депрессии, при которой депрессивные идеи не выходят за рамки сверхценного симптомообразо- вания. Эти идеи доступны коррекции или, по крайней мере, у больного удается вызвать сомнение в их правильности. Нередки суицидальные мысли. При простой и циклоти- мической депрессии очень часто наблюдаются суточные колебания настроения - утром настроение хуже, а к вече- ру улучшается.
270
Более тяжелым вариантом циркулярной депрессии яв- ляется меланхолическая парафрения, наблюдающаяся глав- ным образом в позднем возрасте и характеризующаяся фан- тастичностью депрессивных бредовых идей (самообвине- ния, греховности, самоуничижения, ипохондрических). Иногда наблюдаются нигилистический бред и бред гро- мадности.
Следующая степень депрессии - бредовая депрессия. Здесь депрессивные идеи носят характер бредовых, в их свете больным производится переоценка своей биографии. Характерно ожидание неминуемой кары за свои вымыш- ленные или ретроспективно усиленные провинности.
Типология маниакальных состояний, по Т. Ф. Папа- допулосу (1983), включает циклотимическую гипоманию, протекающую субклинически и характеризующуюся по- вышением психического и физического тонуса, хорошим настроением, усиленным стремлением к деятельности; простую манию, при которой все признаки гипертимии и связанные с ними особенности познавательной деятель- ности, самооценки, модуса поведения приобретают кли- нически отчетливый характер; психотическую манию, про- текающую с выраженным эмоциональным и идеаторным возбуждением, скачкой идей; вариант развернутой психо- тичесой мании, идущей с образованием идей величия, которые, несмотря на всю их фантастичность и нелепость, остаются все же сверхценными и не достигают степени развития настоящего бреда, когда болезненные утвержде- ния стабильны, непоколебимы (В. А. Гиляровский, 1938).
Циркулярные фазы характеризуются симптоматикой, отражающей изменения эмоциональной сферы, мышле- ния и психомоторики.
При маниакальных состояниях в патопсихологическом исследовании мы обнаруживаем проявления ускоренного (лабильного) мышления. На первый план выступают на- рушения динамики мыслительных процессов при отсут- ствии снижения уровня обобщения и отвлечения. В то же время мышление таких больных малопродуктивно в свя-
271
зи с присущей им иеверхностностью суждений, учитыва- ющих далеко не кк> совокупность признаков обсуждае- мого предмета нлм пвления и протекающих с пропусками промежуточных звеньев рассуждений. Несмотря на нали- чие осевой цели в рассуждениях больного, постоянно воз- никают посторонние, побочные ассоциации, весьма отно- сительно, отвлеченно связанные с мыслительной задачей. Иногда в мышлении больного одновременно сосуществу- ют несколько осевых целей, и тогда можно установить отсутствие связи между отдельными суждениями и об- щей задачей.
Уменьшение продуктивности мыслительной деятель- ности при мании соответствует степени выраженности фазы. При легких циклотимических гипоманиях мы иногда даже наблюдаем некоторое повышение продуктивности при выполнении ряда заданий. Так, в пробе на запомина- ние наблюдаемая нами больная повторила все 10 слов после первого прочтения, установив между ними смысловые связи, связав их в единый рассказ, что обычно недоступно здоровым обследуемым. Чем больше выражена мания, тем ниже продуктивность мыслительной деятельности. Продуктивность мышления крайне низка при наличии скачки идей и особенно при таком варианте последней, как вихревая спутанность.
В значительной мере непродукпвмюсть мышления свя- зана с психологическим дефицитом, который образуется в связи с недостаточностью предпосылок интеллекта, в первую очередь активного внимания и психомоторной ак- тивности. Это относится не толыкв к маниакальным, но и к депрессивным состояниям. Однако, как показали иссле- дования Л. В. Калягиной (1972), проведенные с помощью корректурной пробы, у больных в маниакальном состоя- нии внимание снижено больше, чем при депрессии.
Нарушения внимания при маниакальных состояниях в первую очередь характеризуются его неустойчивостью. При патопсихологическом исследовании это проявляется в уве- личении затрачиваемого больным на выполнение задания
272
времени к концу исследования в таких методиках, как кор- ректурная проба, счетные таблицы Крепелина, поиск чи- сел в таблицах Шульте. Часто при этом мы наблюдаем и увеличеяяе количества ошибок, особенно при беспечном отношении обследуемого к ситуации исследования и за- Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|