Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



27 страница


уровнях обобщения - наряду с достаточно обобщенными  

нередко на основе выделения абстрактного признака груп-  

пами остается множество единичных, не рубрифицирован-  

ных карточек (<Их ни с чем объединить нельзя, они сами  

по себе> - говорит больной).  

 

При выполнении заданий по методике исключения  

больные также производят обобщение по несущественным,  

формальным признакам.  

Больной Л. объединяет в одну группу ножницы, катушку и  

 

236  

 

трубку  

 

<все они имеют сквозные отверстия, а наперсток имеет  

Он же объединяет весы, очки и часы и  

 

лишь входное отверстие>, ин же иивммп. "".-., . ..  

исключает термометр - <по принципу общности отношений де-  

талей. Весы при воздействии факторов внешней среды могут ко-  

лебаться, у очков можно передвигать ушки, а часы имеют заво-  

дной механизм>.  

 

Легкость актуализации <слабых>, чрезмерно обобщен-  

ных признаков обнаруживается, когда больному шизофре-  

нией предъявляют карточку, где изображены далекие друг  

от Друга предметы. Здоровые обследуемые в таких случаях  

либо отказываются выполнить задание, говоря, что эта кар-  

точка не содержит изображений трех предметов, которые  

можно было бы обобщить, либо дают обусловленно-фор-  

мальное решение (<если вы настаиваете, то можно так...  

но это неправильно>). Больные шизофренией в этих случа-  

ях легко производят обобщение и отстаивают правильность  

решения задачи. Так, например, предъявляется карточка,  

на которой нарисованы роза, яблоко, шуба, книга.  

 

Больной С.: <Роза, яблоко и книга имеют листья>.  

Больной О.: <Если в грамматике разбираться, то книга, роза,  

и шуба женского рода, а яблоко - среднего рода>.  

 

При исследовании методикой исключения нередко у боль-  

ных шизофренией обнаруживаются явления разноплановос-  

ти мышления. Одно и то же задание больной выполняет в  

нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При  

этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Так,  

больная П. одно и то же задание решает двояко: <Можно  

объединить монету, будильник и карманные часы и выде-  

лить стенные часы, так как они граненой формы. А можно  

выделить монету - это все часы по производству, а это день-  

ги. Все зависит от постановки вопроса. Если по форме - то  

первое решение, а по производству - второе>.  

 

Больной Ж. объединяет в одну группу солнце, кероси-  

новую лампу и свечу и исключает электрическую лампоч-  

ку. При этом он рассуждает следующим образом: <Элек-  

трическая лампочка слишком пахнет цивилизацией. Ци-  

нилизация убила все, что оставалось в человеке хорошего.  

 

237  

 

Вообще-то, нет надобности исключать ни один из этих  

предметов, но, руководствуясь подтекстом, я исключил  

электрическую лампочку. Кроме того, в ней нет очевид-  

ности горения, накала нити. Иначе были бы какие-нибудь  

лучи подрисованы. Таким образом, здесь могут быть два  

плана: первый - субъективно-индивидуальный, а вто-  

рой - обусловленный необходимостью конкретного отве-  

та на прямой вопрос>. Задание, требующее обобщения из-  

мерительных приборов, больной решает так: <Здесь мо-  

гут быть три плана. Первый план - я исключаю очки.  

При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной.  

Очки - это символическая согласованность, свидетель-  

ствующая о слепоте. Второй план - при рассмотрении с  

позиций человеческой необходимости использования в  

быту - нужны все четыре предмета. Есть и третий план -  

все эти предметы, кроме весов, являются более единич-  

ными, цельными по своей природе>. Эти явления разно-  

плановости наблюдаются и при обследовании больных  

шизофренией другими экспериментальными методиками,  

предполагающими целенаправленную и последовательную  

деятельность (например, соотношение пословиц с фраза-  

ми), так как разноплановость - проявление нгфушения це-  

ленаправленности мышления (Б. В. Зейгарниас, 1958).  

 

Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживают-  

ся в пиктограммах больных шизофренией. Следует отме-  

тить, что методика пиктограмм выявляет нарушения ас-  

социативного процесса часто тогда, когда они еще остают-  

ся незаметными при исследовании другими методиками.  

 

Методика пиктограмм требует от обследуемого уме-  

ния уловить общее в слове и рисунке, хотя значение слова  

само по себе шире, чем то, что можно изобразить рисун-  

ком, и значение рисунка шире, чем слова, они должны  

лишь в какой-то части совпадать (Г. В. Биренбаум, 1934:  

Б. В. Зейгарник, 1958; А. Р. Лурия, 1962). Обнаруживае-  

мые при исследовании методикой пиктограмм у больных  

шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смыс-  

ловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-  

 

синтетической деятельности можно расценивать как ре-  

зультат нарушения взаимодействия сигнальных систем.  

Этим же можно объяснить и то обстоятельство, что для  

больных шизофренией неравнозначными оказываются  

предметный и словесный варианты методики исключения.  

 

При исследовании методикой пиктограмм больных  

шизофренией нередко отмечается своеобразная легкость,  

с которой они подбирают образы для опосредования. Пик-  

тограммы, особенно к словам абстрактного содержания,  

не представляют для них такой трудности, как для боль-  

ных с интеллектуальной недостаточностью вследствие ор-  

ганического поражения мозга. Приводим примеры пик-  

тограмм больных шизофренией:  

 

Заданное Б слово Справедливость Счастье Болезнь Дружба Печаль СомнениеБоль ной Л. П. И: Ш. С. Н. С. П. РисунокОбъяснение  

СолнцеВсе могут ходить под солнцем  

Две ровные линииЭто борьба равных  

Окружность с точкой в центреЗдесь все точки на окружности равно удалены от центра  

ПлюсСчастье всегда положительно  

Две вертикальные линииПолнота счастья вдвоем  

Пунктирная линияНе все гладко...  

Разрывы в памяти или в мозге  

нак равенстваоткровенная искренность  

КнигаВ книге Рокуэлла Кента есть печаль сомнения, мировая скорбь  

С. Ж.МинусПечаль об утерянном  

СпиральСомнения никогда не кончаются, прибывают в процессе развития, приобретают латентность. Спираль может быть латентна в своем развитии  

ОоманР.МужчинаЭто нор. Воры в большинстве мужчины  

 

239  

 

Иногда вся пиктограмма представлен> чрезмерно от-  

влеченно-абстрактными значками, например, у бояьяо-  

го А:  

 

Заданные словаРисунокОбъяснение  

Веселый праздник11Если бы я увидел эту комбинацию, то испытал бы момент радости. Когда есть два, испытываешь радость, когда один - грусть  

Тяжелая работа-Момент тяжести всегда сплощивает, приводит в горизонтальное положение  

Болезнь+Надгробный камень, но на кресте еще нет перекладины. Если дорисовать ее, это уже будет символ смерти  

Любовь111Цифра 3 олицетворяет любовь без противоречий. Между двумя всегда есть противоречия, например, в семье ребенок исключает противоречия  

СправедливостьД Победа над чем-то противоположным. В борьбе победило добро, и поэтому белый треугольник находится над черным квадратом - в движении и развитии  

 

Такие формально-схематические пиктограммы наблю-  

даются только у больных шизофренией. По Г. В. Бирен-  

баум (1934), они отображают характерную для мышления  

этих больных <пустую> символику - это не присущая здо-  

ровым способность абстрагировать (высшее проявление  

психической деятельности), а вычурный, формальный  

способ искаженного отражения действительности, обус-  

ловленный аутизмом больного шизофренией.  

 

С. В. Лонгинова (1972) разработала четкую системати-  

ку наблюдающихся у больных шизофренией при исследо-  

вании методикой пиктограмм образов, избираемых для  

опосредования. Так, выделяется выбор образов, неадек-  

ватный по содержанию. Сюда относится выбор весьма от-  

даленного от заданного слова образа, например к слову  

<справедливость> - стакан с водой. Далее к этой группе  

пнктограммС. В. Лонгннова относит ПУСТОЙ, рочогк-и-  

 

Мы пользуемся здесь приведенными в работе С. В. Лонгиновой  

исключительно иллюстративными пиктограммами.  

 

240  

 

и>, вессодержательный выбор, например использование  

дли Н11>тв<уамм точек, линий.  

 

Йри этан для опосредования избирается образ, лишен-  

йМЙС<м И> себе какого бы то ни было содержания. Выбор  

м Эйнове актуализации чувственного впечатления, напри-  

мер к слову <разлука> - темный квадрат (<Темный квад-  

ратик - это олицетворение печали, разлука обычно со-  

провождается печалью. Темный цвет соответствует настро-  

ению, которое бывает при разлуке>). Пиктограммы по со-  

звучию: <отчаяние> - чайник. С. В. Лонгинова выделяет  

также пиктограммы, построенные с учетом какого-то фраг-  

мента, обычно неудачно выбранного конкретной ситуа-  

цией, например к слову <надежда> - скамейка (<Когда  

надеются, то обязательно ждут. Стоя ждать неудобно>).  

 

Вторую, характерную для больных шизофренией, груп-  

пу пиктограмм, по С. В. Лонгиновой, составляют осно-  

ванные на неправильном выборе с потерей целенаправ-  

ленности действия. Здесь - множественный тип выбора,  

когда для опосредования избираются образы нескольких  

предметов, конкретный выбор с расплывчатостью и с сим-  

волическим объяснением, например к слову <разлука> -  

стена, мусорное ведро и человек (<Стена, мусорное ведро  

и человек сидит на этом ведре, обхватив голову, и думает,  

что снова один. Человека, как ненужную личность, бес-  

полезность его существования, можно ассоциировать с  

мусором... Стена - символ одиночества...>); стереотип-  

ность выбора, когда для создания совершенно различных  

пиктограмм используется один и тот же узкий набор об-  

разов.  

 

Б. Г. Херсонский (1982) установил тесную связь меж-  

ду характером пиктограмм и психическим состоянием  

больных шизофренией. В состоянии обострения отмеча-  

ется резкое снижение числа адекватных образов, смеще-  

ние стереотипной установки, употребление букв.  

 

1Ц-:..1-111 .соппаппи набл1<1.1ак]ся и н ассоциа-  

тивном эксперименте. Речевая реакция в этих случаях свя-  

зана не со словом-раздражителем, а с каким-нибудь по-  

 

241  

 

сторонним раздражителем (зрительным, звуковым). Атак-  

тическая речевая реакция вообще не обусловлена наличи-  

ем конкретного внешнего раздражителя.  

 

У больных шизофренией в словесном эксперименте  

нередки низшие, примитивные (по А. Г. Иванову-Смолен-  

скому, 1928) речевые реакции: эхолалические, отказные,  

по созвучию. Причем количество их обычно возрастает с  

течением процесса. Иногда удается обнаружить соответ-  

ственно содержанию бреда наличие неиндифферентных  

словесных раздражителей. При воздействии их оказывает-  

ся заметно увеличенным латентный период, речевая реак-  

ция многословна, отражает бредовые переживания больно-  

го. Так, при ипохондрической форме шизофрении такими  

неиндифферентными раздражителями оказываются назва-  

ния болезней и внутренних органов, в которые больные  

проецируют испытываемые ими неприятные ощущения.  

 

В ассоциативном эксперименте нередко обнаружива-  

ется и своеобразное изменение восприятия слов больны-  

ми шизофренией. Слова для них приобретают множес-  

твенное значение в связи с различной трактовкой их со-  

ставных элементов. В этих случаях можно говорить о рас-  

шатывании смысловой структуры слова (патологический  

полисемантизм, по М. С. Лебединскому, 1938). Приме-  

ром этого может служить следующая ассоциативная пара  

в словесном эксперименте: мужество - холостяк.  

 

С преобладанием случайных, несущественных ассоци-  

аций, с актуализацией <слабых> признаков предметов и  

явлений связаны и наблюдающиеся у больных шизофре-  

нией явления бесплодного мудрствования - резонерства.  

В результате специального патопсихологического иссле-  

дования Т. И. Тепеницына (1965) описала структуру резо-  

нерства. Психологический анализ позволил автору уста-  

новить наличие в структуре резонерства следующих ком-  

понентов: слабость суждений (выхолощенность ассоциа-  

ций, потеря целенаправленности, соскальзывания): цеп  

менные УСЛОВИЯ рнгкновеиня резонерства - аффектив-  

ные изменения, прояпляющиеся в в неадекватное-] и выоо-  

 

242  

 

ра предмета обсуждения, в претенциозно-оценочной по-  

зиции больного и склонности к большим обобщениям по  

поводу относительно незначительных объектов суждения.  

Ич аффективных изменений Т. И. Тепеницына выводит и  

такую особенность резонерства, как многоречивость, ука-  

зывая, что это следствие неадекватной позиции больного  

к ситуации. Отсюда же и многозначительность и своеоб-  

разный неуместный пафос высказываний. Мы уже приво-  

дили образцы резонерских суждений больных шизофре-  

нией, наблюдающихся при выполнении ими заданий по  

методикам исключения, пиктограмм. Особенно легко вы-  

является резонерство методикой определения понятий. Вот  

примеры такого рода резонерских формулировок:  

 

Пальто - предмет элегантности, которая подчеркивает вкус  

носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и ат-  

мосферных влияний.  

 

Дружба - это ассоциация нескольких взаимно одинаково раз-  

витых людей. В противном случае они, если дружащие находят-  

ся в неодинаковой стадии развития своего интеллекта, не будут  

друг друга понимать, и дружба превратится в недружелюбие.  

 

Выступает резонерство и при объяснении больными  

смысла прочитанных рассказов. Вот как был понят боль-  

ным рассказ <Колумбово яйцо>: <Колумб, прежде чем от-  

правился в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо  

самое трудное -.это подготовка к экспедиции, а не свер-  

шение. Что касается яйца, то теоретически оно не может  

стоять вертикально, так как разбитое яйцо - это уже не  

яйцо. Дело в том, что яйцо - это идея путешествия. Идеи  

бывают разные - осуществимые и неосуществимые. По-  

ставив яйцо вертикально, Колумб продемонстрировал со-  

гражданам превращение идеи неосуществимой в осущес-  

твимую>.  

 

Представляет интерес понимание больными шизофре-  

нией переносного смысла пословиц: При уже выражен-  

ном шизофреническом дефекте скрытый смысл пословиц  

 

с1-;фопма:]1>110. Примеры шло:  

243  

 

- Один в поле не воин. - Одному в поле скучно. Яблоко от  

яблони недалеко падает. - Яблоко, как и все в природе, подчи-  

няется закону Ньютона о всемирном притяжении. Не все то зо-  

лото, что блестит. - Золото является золотом среди металли-  

ческих изделий, а уголь среди истопных. Нефть - тоже золото,  

только черное.  

 

Однако нередко (при относительно меньшей выражен-  

ности шизофренического дефекта) больные, оперируя пре-  

жним жизненным опытом, дают правильное толкование  

пословиц. В этих случаях результативным является соот-  

несение пословиц с фразами. Наряду с правильными об-  

наруживаются ошибочные решения, часто по формально-  

лексическому сходству, например:  

 

Не все то золото, что блестит. - Художник сделал статуэтку  

с позолоченной головой. Цыплят по осени считают. - Цыплята  

вырастают к осени.  

 

Иногда отсутствует и формальное сходство между по-  

словицей и фразой. Объяснение больными своего реше-  

ния задания оказывается паралогическим, резонерским.  

Так, больной О. отнес к пословице <Плохую овцу из стада  

вон> фразу <Если сам отрезал неправильно, не следует  

винить ножницы>. Мотивирует он это следующим обра-  

зом: <Эти две фразы, характеризующиеся однотипностью  

отношения к объекту. Плохую овцу удаляют из стада. А  

если отрезал неправильно, то в досаде отбрасывают в сто-  

рону ножницы. Здесь однотипным является то, что объ-  

ект, который удаляется, виноват>. Обычно соотношение  

пословиц и фраз позволяет выявить и разноплановость -  

к одной и той же пословице больные относят несколько  

фраз и ни одной из них не отдают предпочтения, каждый  

вариант решения они считают правильным.  

 

В тех случаях, когда такие ошибочные суждения еди-  

ничны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях.  

Соскальзывания наблюдаются у больных шизофренией при  

их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник (1962) от-  

носит соскальзывания к нарушениям логического хода  

мышления и характеризует их следующим оораом; пра-  

 

вилыкэ ?кка 11.!<)<-"мбо задание или адекватно рассуждая  

о к>ва>-.яйбо предст<, больные неожиданно сбиваются с  

правильного хода моделей по ложной, неадекватной ассо-  

циации, а затем внеам> способны продолжать рассуждение  

последовательно, не исправляя допущенной ошибки.  

 

Эти соскадьэ>аишия внешне напоминают наблюдаю-  

щиеся при астеинческих состояниях явления непоследова-  

тельности суждений. Однако у больных шизофренией оши-  

бочные суждения возникают вне связи с истощаемостью,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1217
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 10 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 11 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 12 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 13 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 14 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 15 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 17 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 16 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 25 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 23 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 21 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 20 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 19 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 18 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь