|
Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологовуровнях обобщения - наряду с достаточно обобщенными нередко на основе выделения абстрактного признака груп- пами остается множество единичных, не рубрифицирован- ных карточек (<Их ни с чем объединить нельзя, они сами по себе> - говорит больной).
При выполнении заданий по методике исключения больные также производят обобщение по несущественным, формальным признакам. Больной Л. объединяет в одну группу ножницы, катушку и
236
трубку
<все они имеют сквозные отверстия, а наперсток имеет Он же объединяет весы, очки и часы и
лишь входное отверстие>, ин же иивммп. "".-., . .. исключает термометр - <по принципу общности отношений де- талей. Весы при воздействии факторов внешней среды могут ко- лебаться, у очков можно передвигать ушки, а часы имеют заво- дной механизм>.
Легкость актуализации <слабых>, чрезмерно обобщен- ных признаков обнаруживается, когда больному шизофре- нией предъявляют карточку, где изображены далекие друг от Друга предметы. Здоровые обследуемые в таких случаях либо отказываются выполнить задание, говоря, что эта кар- точка не содержит изображений трех предметов, которые можно было бы обобщить, либо дают обусловленно-фор- мальное решение (<если вы настаиваете, то можно так... но это неправильно>). Больные шизофренией в этих случа- ях легко производят обобщение и отстаивают правильность решения задачи. Так, например, предъявляется карточка, на которой нарисованы роза, яблоко, шуба, книга.
Больной С.: <Роза, яблоко и книга имеют листья>. Больной О.: <Если в грамматике разбираться, то книга, роза, и шуба женского рода, а яблоко - среднего рода>.
При исследовании методикой исключения нередко у боль- ных шизофренией обнаруживаются явления разноплановос- ти мышления. Одно и то же задание больной выполняет в нескольких вариантах (иногда один из них правильный). При этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Так, больная П. одно и то же задание решает двояко: <Можно объединить монету, будильник и карманные часы и выде- лить стенные часы, так как они граненой формы. А можно выделить монету - это все часы по производству, а это день- ги. Все зависит от постановки вопроса. Если по форме - то первое решение, а по производству - второе>.
Больной Ж. объединяет в одну группу солнце, кероси- новую лампу и свечу и исключает электрическую лампоч- ку. При этом он рассуждает следующим образом: <Элек- трическая лампочка слишком пахнет цивилизацией. Ци- нилизация убила все, что оставалось в человеке хорошего.
237
Вообще-то, нет надобности исключать ни один из этих предметов, но, руководствуясь подтекстом, я исключил электрическую лампочку. Кроме того, в ней нет очевид- ности горения, накала нити. Иначе были бы какие-нибудь лучи подрисованы. Таким образом, здесь могут быть два плана: первый - субъективно-индивидуальный, а вто- рой - обусловленный необходимостью конкретного отве- та на прямой вопрос>. Задание, требующее обобщения из- мерительных приборов, больной решает так: <Здесь мо- гут быть три плана. Первый план - я исключаю очки. При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной. Очки - это символическая согласованность, свидетель- ствующая о слепоте. Второй план - при рассмотрении с позиций человеческой необходимости использования в быту - нужны все четыре предмета. Есть и третий план - все эти предметы, кроме весов, являются более единич- ными, цельными по своей природе>. Эти явления разно- плановости наблюдаются и при обследовании больных шизофренией другими экспериментальными методиками, предполагающими целенаправленную и последовательную деятельность (например, соотношение пословиц с фраза- ми), так как разноплановость - проявление нгфушения це- ленаправленности мышления (Б. В. Зейгарниас, 1958).
Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживают- ся в пиктограммах больных шизофренией. Следует отме- тить, что методика пиктограмм выявляет нарушения ас- социативного процесса часто тогда, когда они еще остают- ся незаметными при исследовании другими методиками.
Методика пиктограмм требует от обследуемого уме- ния уловить общее в слове и рисунке, хотя значение слова само по себе шире, чем то, что можно изобразить рисун- ком, и значение рисунка шире, чем слова, они должны лишь в какой-то части совпадать (Г. В. Биренбаум, 1934: Б. В. Зейгарник, 1958; А. Р. Лурия, 1962). Обнаруживае- мые при исследовании методикой пиктограмм у больных шизофренией расстройства соотнесения абстрактно-смыс- ловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-
синтетической деятельности можно расценивать как ре- зультат нарушения взаимодействия сигнальных систем. Этим же можно объяснить и то обстоятельство, что для больных шизофренией неравнозначными оказываются предметный и словесный варианты методики исключения.
При исследовании методикой пиктограмм больных шизофренией нередко отмечается своеобразная легкость, с которой они подбирают образы для опосредования. Пик- тограммы, особенно к словам абстрактного содержания, не представляют для них такой трудности, как для боль- ных с интеллектуальной недостаточностью вследствие ор- ганического поражения мозга. Приводим примеры пик- тограмм больных шизофренией:
Заданное Б слово Справедливость Счастье Болезнь Дружба Печаль СомнениеБоль ной Л. П. И: Ш. С. Н. С. П. РисунокОбъяснение СолнцеВсе могут ходить под солнцем Две ровные линииЭто борьба равных Окружность с точкой в центреЗдесь все точки на окружности равно удалены от центра ПлюсСчастье всегда положительно Две вертикальные линииПолнота счастья вдвоем Пунктирная линияНе все гладко... Разрывы в памяти или в мозге нак равенстваоткровенная искренность КнигаВ книге Рокуэлла Кента есть печаль сомнения, мировая скорбь С. Ж.МинусПечаль об утерянном СпиральСомнения никогда не кончаются, прибывают в процессе развития, приобретают латентность. Спираль может быть латентна в своем развитии ОоманР.МужчинаЭто нор. Воры в большинстве мужчины
239
Иногда вся пиктограмма представлен> чрезмерно от- влеченно-абстрактными значками, например, у бояьяо- го А:
Заданные словаРисунокОбъяснение Веселый праздник11Если бы я увидел эту комбинацию, то испытал бы момент радости. Когда есть два, испытываешь радость, когда один - грусть Тяжелая работа-Момент тяжести всегда сплощивает, приводит в горизонтальное положение Болезнь+Надгробный камень, но на кресте еще нет перекладины. Если дорисовать ее, это уже будет символ смерти Любовь111Цифра 3 олицетворяет любовь без противоречий. Между двумя всегда есть противоречия, например, в семье ребенок исключает противоречия СправедливостьД Победа над чем-то противоположным. В борьбе победило добро, и поэтому белый треугольник находится над черным квадратом - в движении и развитии
Такие формально-схематические пиктограммы наблю- даются только у больных шизофренией. По Г. В. Бирен- баум (1934), они отображают характерную для мышления этих больных <пустую> символику - это не присущая здо- ровым способность абстрагировать (высшее проявление психической деятельности), а вычурный, формальный способ искаженного отражения действительности, обус- ловленный аутизмом больного шизофренией.
С. В. Лонгинова (1972) разработала четкую системати- ку наблюдающихся у больных шизофренией при исследо- вании методикой пиктограмм образов, избираемых для опосредования. Так, выделяется выбор образов, неадек- ватный по содержанию. Сюда относится выбор весьма от- даленного от заданного слова образа, например к слову <справедливость> - стакан с водой. Далее к этой группе пнктограммС. В. Лонгннова относит ПУСТОЙ, рочогк-и-
Мы пользуемся здесь приведенными в работе С. В. Лонгиновой исключительно иллюстративными пиктограммами.
240
и>, вессодержательный выбор, например использование дли Н11>тв<уамм точек, линий.
Йри этан для опосредования избирается образ, лишен- йМЙС<м И> себе какого бы то ни было содержания. Выбор м Эйнове актуализации чувственного впечатления, напри- мер к слову <разлука> - темный квадрат (<Темный квад- ратик - это олицетворение печали, разлука обычно со- провождается печалью. Темный цвет соответствует настро- ению, которое бывает при разлуке>). Пиктограммы по со- звучию: <отчаяние> - чайник. С. В. Лонгинова выделяет также пиктограммы, построенные с учетом какого-то фраг- мента, обычно неудачно выбранного конкретной ситуа- цией, например к слову <надежда> - скамейка (<Когда надеются, то обязательно ждут. Стоя ждать неудобно>).
Вторую, характерную для больных шизофренией, груп- пу пиктограмм, по С. В. Лонгиновой, составляют осно- ванные на неправильном выборе с потерей целенаправ- ленности действия. Здесь - множественный тип выбора, когда для опосредования избираются образы нескольких предметов, конкретный выбор с расплывчатостью и с сим- волическим объяснением, например к слову <разлука> - стена, мусорное ведро и человек (<Стена, мусорное ведро и человек сидит на этом ведре, обхватив голову, и думает, что снова один. Человека, как ненужную личность, бес- полезность его существования, можно ассоциировать с мусором... Стена - символ одиночества...>); стереотип- ность выбора, когда для создания совершенно различных пиктограмм используется один и тот же узкий набор об- разов.
Б. Г. Херсонский (1982) установил тесную связь меж- ду характером пиктограмм и психическим состоянием больных шизофренией. В состоянии обострения отмеча- ется резкое снижение числа адекватных образов, смеще- ние стереотипной установки, употребление букв.
1Ц-:..1-111 .соппаппи набл1<1.1ак]ся и н ассоциа- тивном эксперименте. Речевая реакция в этих случаях свя- зана не со словом-раздражителем, а с каким-нибудь по-
241
сторонним раздражителем (зрительным, звуковым). Атак- тическая речевая реакция вообще не обусловлена наличи- ем конкретного внешнего раздражителя.
У больных шизофренией в словесном эксперименте нередки низшие, примитивные (по А. Г. Иванову-Смолен- скому, 1928) речевые реакции: эхолалические, отказные, по созвучию. Причем количество их обычно возрастает с течением процесса. Иногда удается обнаружить соответ- ственно содержанию бреда наличие неиндифферентных словесных раздражителей. При воздействии их оказывает- ся заметно увеличенным латентный период, речевая реак- ция многословна, отражает бредовые переживания больно- го. Так, при ипохондрической форме шизофрении такими неиндифферентными раздражителями оказываются назва- ния болезней и внутренних органов, в которые больные проецируют испытываемые ими неприятные ощущения.
В ассоциативном эксперименте нередко обнаружива- ется и своеобразное изменение восприятия слов больны- ми шизофренией. Слова для них приобретают множес- твенное значение в связи с различной трактовкой их со- ставных элементов. В этих случаях можно говорить о рас- шатывании смысловой структуры слова (патологический полисемантизм, по М. С. Лебединскому, 1938). Приме- ром этого может служить следующая ассоциативная пара в словесном эксперименте: мужество - холостяк.
С преобладанием случайных, несущественных ассоци- аций, с актуализацией <слабых> признаков предметов и явлений связаны и наблюдающиеся у больных шизофре- нией явления бесплодного мудрствования - резонерства. В результате специального патопсихологического иссле- дования Т. И. Тепеницына (1965) описала структуру резо- нерства. Психологический анализ позволил автору уста- новить наличие в структуре резонерства следующих ком- понентов: слабость суждений (выхолощенность ассоциа- ций, потеря целенаправленности, соскальзывания): цеп менные УСЛОВИЯ рнгкновеиня резонерства - аффектив- ные изменения, прояпляющиеся в в неадекватное-] и выоо-
242
ра предмета обсуждения, в претенциозно-оценочной по- зиции больного и склонности к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения. Ич аффективных изменений Т. И. Тепеницына выводит и такую особенность резонерства, как многоречивость, ука- зывая, что это следствие неадекватной позиции больного к ситуации. Отсюда же и многозначительность и своеоб- разный неуместный пафос высказываний. Мы уже приво- дили образцы резонерских суждений больных шизофре- нией, наблюдающихся при выполнении ими заданий по методикам исключения, пиктограмм. Особенно легко вы- является резонерство методикой определения понятий. Вот примеры такого рода резонерских формулировок:
Пальто - предмет элегантности, которая подчеркивает вкус носящего. Кроме того, иногда пальто защищает от холода и ат- мосферных влияний.
Дружба - это ассоциация нескольких взаимно одинаково раз- витых людей. В противном случае они, если дружащие находят- ся в неодинаковой стадии развития своего интеллекта, не будут друг друга понимать, и дружба превратится в недружелюбие.
Выступает резонерство и при объяснении больными смысла прочитанных рассказов. Вот как был понят боль- ным рассказ <Колумбово яйцо>: <Колумб, прежде чем от- правился в экспедицию, все предварительно взвесил: ибо самое трудное -.это подготовка к экспедиции, а не свер- шение. Что касается яйца, то теоретически оно не может стоять вертикально, так как разбитое яйцо - это уже не яйцо. Дело в том, что яйцо - это идея путешествия. Идеи бывают разные - осуществимые и неосуществимые. По- ставив яйцо вертикально, Колумб продемонстрировал со- гражданам превращение идеи неосуществимой в осущес- твимую>.
Представляет интерес понимание больными шизофре- нией переносного смысла пословиц: При уже выражен- ном шизофреническом дефекте скрытый смысл пословиц
с1-;фопма:]1>110. Примеры шло: 243
- Один в поле не воин. - Одному в поле скучно. Яблоко от яблони недалеко падает. - Яблоко, как и все в природе, подчи- няется закону Ньютона о всемирном притяжении. Не все то зо- лото, что блестит. - Золото является золотом среди металли- ческих изделий, а уголь среди истопных. Нефть - тоже золото, только черное.
Однако нередко (при относительно меньшей выражен- ности шизофренического дефекта) больные, оперируя пре- жним жизненным опытом, дают правильное толкование пословиц. В этих случаях результативным является соот- несение пословиц с фразами. Наряду с правильными об- наруживаются ошибочные решения, часто по формально- лексическому сходству, например:
Не все то золото, что блестит. - Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Цыплят по осени считают. - Цыплята вырастают к осени.
Иногда отсутствует и формальное сходство между по- словицей и фразой. Объяснение больными своего реше- ния задания оказывается паралогическим, резонерским. Так, больной О. отнес к пословице <Плохую овцу из стада вон> фразу <Если сам отрезал неправильно, не следует винить ножницы>. Мотивирует он это следующим обра- зом: <Эти две фразы, характеризующиеся однотипностью отношения к объекту. Плохую овцу удаляют из стада. А если отрезал неправильно, то в досаде отбрасывают в сто- рону ножницы. Здесь однотипным является то, что объ- ект, который удаляется, виноват>. Обычно соотношение пословиц и фраз позволяет выявить и разноплановость - к одной и той же пословице больные относят несколько фраз и ни одной из них не отдают предпочтения, каждый вариант решения они считают правильным.
В тех случаях, когда такие ошибочные суждения еди- ничны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. Б. В. Зейгарник (1962) от- носит соскальзывания к нарушениям логического хода мышления и характеризует их следующим оораом; пра-
вилыкэ ?кка 11.!<)<-"мбо задание или адекватно рассуждая о к>ва>-.яйбо предст<, больные неожиданно сбиваются с правильного хода моделей по ложной, неадекватной ассо- циации, а затем внеам> способны продолжать рассуждение последовательно, не исправляя допущенной ошибки.
Эти соскадьэ>аишия внешне напоминают наблюдаю- щиеся при астеинческих состояниях явления непоследова- тельности суждений. Однако у больных шизофренией оши- бочные суждения возникают вне связи с истощаемостью, Категория: Медицинская психология, Психиатрия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|